Выставка удивительных вещей (Разработка мероприятия)
материал по физике (7 класс) на тему
Разработка внеклассногомероприятия по физике для обучающихся 7-9 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_po_fizike.docx | 60.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Перевозского муниципального района Нижегородской области
«Дубская основная общеобразовательная школа»
Шуточная экспозиция на физическую тему:
«Выставка удивительных вещей»
(Внеклассное мероприятие для обучающихся 7-9 классов)
Составила:
учитель математики и физики
первой квалификационной
категории
Ерёмина Наталья Юрьевна.
с. Дубское, 2014 год
Цели:
1. Совершить экскурсию по историческим событиям, связанным с открытиями в физике.
2. Развивать интерес учащихся к изучению физики, формировать их научное мировоззрение.
3. Формировать потребности к углублению и расширению знаний по предмету.
4. Выявлять учащихся, интересующихся наукой и ее практическим применением.
5.Расширять кругозор учащихся, проверить знания учащихся, их сообразительность и находчивость.
6.Формировать умения анализировать, выделять главное, сравнивать, самостоятельно и оперативно применять знания в нужной ситуации.
Задачи:
1.Повторить основные физические законы.
2. Вспомнить биографию учёных и их выдающиеся открытия.
3. Систематизировать и углублять знания учащихся по физике.
4.Показать связь физики с такими науками, как математика, химия, биология, астрономия, география.
5.Развивать творческие способности учащихся.
Актуальность:
-внеклассные мероприятия являются одной из самых эффективных форм развития интереса учащихся к какому-либо предмету, в том числе и к физике;
-мероприятие нацелено на повышение мотивации к обучению;
-оно охватывает различные разделы не только физики, но и смежных с ней наук.
Оформление:
1. «Музейные экспонаты»: яблоко, лягушка, осколок зеркала, магнитная стрелка, магниты, ванна (игрушка), янтарь (бусы), гусиные перья, рентгеновский снимок, паук (игрушка), паутина (рисунок), попугай (игрушка), рыбка карп (игрушка), точка (рисунок), части короны, компас.
2.Презентация «Выставка удивительных вещей».
3.Плакат «От смешного до великого – один шаг».
4.Портреты ученых-физиков.
О простом и сложном,
Об истинном и ложном
Правдивые истории,
Серьезные, шутливые.
Про опыты начальные,
И про умы пытливые,
Про важные события –
Великие открытия.
Добрый день, дорогие друзья! Наше приветствие, быть может, звучит несколько банально, но нам очень хочется, чтобы у всех собравшихся в этом зале было доброе, веселое настроение, ведь наш «музей» не совсем обычный. Мы хотим утвердить тему «Физики умеют шутить».
Исследуя слова Наполеона Бонапарта «От великого до смешного – один шаг» и применяя к ним переместительный закон сложения, мы пришли к выводу: «От смешного до великого – один шаг».
Давайте же постараемся, чтобы наша встреча прошла задорно, ярко.
Трудно воспроизвести обстановку или последовательность размышлений, которые привели того или иного ученого к открытию закона или изобретению. Об этом ходят легенды, шуточные истории, анекдоты, но во всех историях можно найти, пожалуй, одно общее – наблюдательность изобретателей!
Часть наших экспонатов тесно связана с именем замечательного ученого Архимеда. Величайший учёный античного мира древнегреческий математик, физик и инженер Архимед (287—212 годы до н.э.) был родом из Сиракуз — греческой колонии на самом большом острове Средиземноморья — Сицилии. Древние греки, создатели европейской культуры, поселились там почти три тысячи лет назад — в VIII веке до нашей эры, и к моменту рождения Архимеда Сиракузы были процветающим культурным городом, где жили свои философы и учёные, поэты и ораторы. Каменные дома горожан обступали дворец царя Сиракуз Гиерона II, высокие стены защищали город от врагов. Жители любили собираться на стадионах, где состязались бегуны и метатели диска, и в банях, где не просто мылись, а отдыхали и обменивались новостями. В тот день в банях на главной площади города было шумно — смех, крики, плеск воды. Молодёжь плавала в большом бассейне, а люди почтенного возраста, держа в руках серебряные кубки с вином, вели неспешную беседу на удобных ложах. Солнце заглядывало во внутренний дворик бань, освещая проём двери, ведущей в отдельную комнату. В ней, в небольшом бассейне, похожем на ванну, сидел в одиночестве человек, который вёл себя совсем не так, как другие. Архимед — а это был именно он — прикрыл глаза, но по каким-то неуловимым признакам было видно, что человек этот не спит, а напряжённо думает. В последние недели учёный настолько углубился в свои мысли, что часто забывал даже про еду, и домашним приходилось следить, чтобы он не остался голодным.
Началось с того, что царь Гиерон II пригласил Архимеда к себе во дворец, налил ему лучшего вина, спросил про здоровье, а потом показал золотую корону, изготовленную для правителя придворным ювелиром.
— Я не разбираюсь в ювелирном деле, но разбираюсь в людях, — сказал Гиерон. — И думаю, что ювелир меня обманывает.
Царь взял со стола слиток золота.
— Я дал ему точно такой же слиток, и он сделал из него корону. Вес у короны и слитка одинаковый, мой слуга проверил это. Но меня не оставляют сомнения, не подмешано ли в корону серебро? Ты, Архимед, самый великий учёный Сиракуз, и я прошу тебя это проверить, ведь, если царь наденет фальшивую корону, над ним будут смеяться даже уличные мальчишки…
Правитель протянул корону и слиток Архимеду со словами:
— Если ты ответишь на мой вопрос, то оставишь золото себе, но я всё равно буду твоим должником.
Архимед взял корону и слиток золота, вышел из царского дворца и с тех пор потерял покой и сон.
Озадаченный учёный пришёл домой, положил корону и слиток на чаши весов, поднял их за середину и убедился, что вес у обоих предметов одинаковый: чаши покачивались на одном уровне. Плотность чистого золота была Архимеду известна, предстояло узнать плотность короны (вес, делённый на объём). Если в короне есть серебро, её плотность должна быть меньше плотности золота. А раз веса` короны и слитка совпадают, то объём фальшивой короны должен быть больше объёма золотого слитка. Объём слитка измерить можно, но как определить объём короны, в которой столько сложных по форме зубцов и лепестков? Вот эта проблема и мучила учёного. Он был прекрасным геометром, например, решил сложную задачу — определение площади и объёма шара и описанного вокруг него цилиндра, но как найти объём тела сложной формы? Нужно принципиально новое решение.
В баню Архимед пришёл, чтобы смыть с себя пыль жаркого дня и освежить уставшую от размышлений голову. Обычные люди, купаясь в бане, могли болтать и жевать инжир, а Архимеда мысли о нерешённой задаче не оставляли ни днём, ни ночью. Его мозг искал решение, цепляясь за любую подсказку.
Архимед снял хитон, положил его на лавку и подошёл к маленькому бассейну. Вода плескалась в нём на три пальца ниже края. Когда учёный погрузился в воду, её уровень заметно поднялся, и первая волна даже выплеснулась на мрамор пола. Учёный прикрыл глаза, наслаждаясь приятной прохладой. Мысли об объёме короны привычно кружились в голове.
Вдруг Архимед почувствовал, что случилось что-то важное, но не мог понять — что. Он осмотрелся вокруг: вода в бассейне не доставала до края всего на один палец, а ведь когда он входил в воду, уровень её был ниже.
Архимед встал и вышел из бассейна. Когда вода успокоилась, она вновь оказалась на три пальца ниже края. Учёный снова забрался в бассейн — вода послушно поднялась. Архимед быстро оценил размер бассейна, вычислил его площадь, потом умножил на изменение уровня воды. Получилось, что объём воды, вытесненной его телом, равен объёму тела, если принять, что плотности воды и человеческого тела почти одинаковы и каждый кубический дециметр, или кубик воды со стороной в десять сантиметров, можно приравнять к килограмму веса самого учёного. Но при погружении тело Архимеда потеряло в весе и плавало в воде. Каким-то таинственным образом вода, вытесненная телом, отобрала у него вес…Можно ли применить найденный закон об объёме вытесненной жидкости к короне? Конечно! Надо опустить корону в воду, измерить увеличение объёма жидкости, а потом сравнить с объёмом воды, вытесняемой золотым слитком. Задача решена!
Согласно легенде, Архимед с победным криком «Эврика!», что значит по-гречески «Нашёл!», выскочил из бассейна и, забыв надеть хитон, помчался домой. Надо было срочно проверить своё решение! Он бежал по городу, а жители Сиракуз приветственно махали ему руками. Всё-таки не каждый день открывается важнейший закон гидростатики и не каждый день можно увидеть голого человека, бегущего по центральной площади Сиракуз.
На следующий день царю доложили о приходе Архимеда.
— Я решил задачу, — сказал учёный. — В короне действительно много серебра.
— Как ты это узнал? — поинтересовался правитель.
— Вчера, в банях, я догадался, что тело, которое погружается в бассейн с водой, вытесняет объём жидкости, равный объёму самого тела, и теряет при этом в весе. Вернувшись домой, я провёл множество опытов с чашами весов, погружёнными в воду, и доказал, что тело в воде теряет в весе ровно столько, сколько весит вытесненная им жидкость. Поэтому человек может плавать, а золотой слиток — нет, но всё равно в воде он весит меньше.
— И как же это доказывает наличие серебра в моей короне? — спросил царь.
— Вели принести чан с водой, — попросил Архимед и достал весы. Пока слуги тащили чан в царские покои, Архимед положил на весы корону и слиток. Они уравновесили друг друга.
— Если в короне есть серебро, то объём короны больше, чем объём слитка. Значит, при погружении в воду корона потеряет в весе больше и весы изменят своё положение, — сказал Архимед и осторожно погрузил обе чаши весов в воду. Чаша с короной немедленно поднялась вверх.
— Ты поистине великий учёный! — воскликнул царь. — Теперь я смогу заказать себе новую корону и проверить — настоящая она или нет.
Архимед спрятал в бороде усмешку: он понимал, что закон, открытый им накануне, гораздо ценнее тысячи золотых корон.
Закон Архимеда остался в истории навсегда, им пользуются при проектировании любых кораблей. Сотни тысяч судов бороздят океаны, моря и реки, и каждое из них держится на поверхности воды благодаря силе, открытой Архимедом.
Вот та знаменитая ванна Архимеда, в которой он открыл свой замечательный закон, проверяя состав вещества, из которого была сделана корона Гиерона, осколки которой также находятся перед вами. Они прекрасно сохранились, несмотря на свою многовековую историю. (Приложение 1)
Следующий экспонат - осколок зеркала, с помощью которого великий ученый сжег вражеский римский флот на подступах к Сиракузам.
Архимед собрал мальчишек и спросил их, показывая на вражеские галеры: -Хотите уничтожить римский флот?
- Мы готовы, говори, что делать!
Мудрый старец объяснил, что придётся серьёзно поработать. Он велел каждому мальчишке взять большой медный лист из уже приготовленной стопы и положить его на ровные каменные плиты.
- Каждый из вас должен отполировать лист так, чтобы он сиял на солнце, как золотой. И тогда завтра я покажу вам, как потопить римские галеры.
Трудно описать энтузиазм, который охватил мальчишек после речи Архимеда, и они энергично взялись надраивать свои медные листы.
Назавтра, в полдень, солнце обжигающе пылало в небе, а римский флот неподвижно стоял на якорях на внешнем рейде. Деревянные борта вражеских галер разогрелись на солнце и сочились смолой, которую использовали для защиты кораблей от протечек.
На крепостных стенах Сиракуз, там, куда не доставали вражеские стрелы, собрались десятки подростков. Перед каждым из них стоял деревянный щит с отполированным медным листом. Опоры щита были сделаны так, что лист меди можно было легко поворачивать и наклонять.
— Вот сейчас мы и проверим, как хорошо вы отполировали медь, — обратился к ним Архимед. — Надеюсь, все умеют пускать солнечные зайчики?
Архимед подошёл к маленькому кудрявому мальчику и сказал:
— Поймай своим зеркалом солнце и направь солнечный зайчик в середину борта большой чёрной галеры, как раз под мачтой.
Мальчишка бросился выполнять указание, а воины, столпившиеся на стенах, удивлённо переглянулись: что ещё затеял хитрец Архимед?
Учёный остался доволен результатом — на боку чёрной галеры появилось световое пятно. Тогда он обратился к остальным подросткам:
— Наведите свои зеркала в то же место!
Заскрипели деревянные опоры, загремели медные листы — стая солнечных зайчиков сбежалась к чёрной галере, и её бок стал наливаться ярким светом. На палубы галер высыпали римляне — что происходит? Вышел главнокомандующий и тоже уставился на сверкающие зеркала на стенах осаждённого города.
Не прошло и минуты, как от сияющего пятна на борту чёрной галеры повалил дым.
— Переведите зеркала на соседнюю галеру справа! — скомандовал Архимед.
Считаные минуты — и соседняя галера тоже занялась огнём. Римский флотоводец вышел из оцепенения и приказал сниматься с якоря, чтобы отойти подальше от стен проклятого города с его главным защитником Архимедом.
Сняться с якорей, посадить гребцов на вёсла, развернуть огромные корабли и отвести их в море на безопасное расстояние — дело не быстрое. Пока римляне суматошно бегали по палубам, задыхаясь от удушливого дыма, юные сиракузцы переводили зеркала на новые корабли. В суматохе галеры подходили друг к другу так близко, что огонь перекидывался с одного судна на другое. Спеша отплыть, некоторые корабли развернули паруса, которые, как оказалось, горели ничуть не хуже смоляных бортов.
Вскоре сражение было окончено. На рейде догорало множество римских кораблей, а остатки флота отступили от стен города. Среди юного воинства Архимеда потерь не было.
— Слава великому Архимеду! — кричали восхищённые жители Сиракуз и благодарили и обнимали своих детей.
Потеряв надежду захватить город с помощью оружия, римский полководец прибег к старому испытанному способу — подкупу. Он нашёл в городе предателей, и Сиракузы пали. Римляне ворвались в город.
— Найдите мне Архимеда! — приказал командующий. Но солдаты, опьянённые победой, плохо понимали, чего он от них хочет. Они врывались в дома, грабили и убивали. Один из воинов выбежал на площадь, где работал Архимед, рисуя на песке сложную геометрическую фигуру. Солдатские башмаки затоптали хрупкий рисунок.
— Не тронь моих чертежей! — грозно сказал Архимед.
Римлянин не узнал учёного и в гневе ударил его мечом. Так погиб этот великий человек.
Не менее интересным экспонатом является яблоко Ньютона. Исаак Ньютон (1643-1727) — английский математик, механик, астроном и физик, создатель классической механики, член (1672) и президент (с 1703) Лондонского королевского общества. Один из основоположников современной физики, сформулировал основные законы механики и был фактическим создателем единой физической программы описания всех физических явлений на базе механики, открыл закон всемирного тяготения, объяснил движение планет вокруг Солнца и Луны вокруг Земли, а также приливы в океанах, заложил основы механики сплошных сред, акустики и физической оптики.
На склоне своих дней Исаак Ньютон рассказал, как произошло открытие закона всемирного тяготения: он гулял по яблоневому саду в поместье своих родителей и вдруг увидел луну в дневном небе. И тут же на его глазах с ветки оторвалось и упало на землю яблоко. Поскольку Ньютон в это самое время работал над законами движения, он уже знал, что яблоко упало под воздействием гравитационного поля Земли. Знал он и о том, что Луна не просто висит в небе, а вращается по орбите вокруг Земли, и, следовательно, на нее воздействует какая-то сила, которая удерживает ее от того, чтобы сорваться с орбиты и улететь по прямой прочь, в открытый космос. Тут ему и пришло в голову, что, возможно, это одна и та же сила заставляет и яблоко падать на землю, и Луну оставаться на околоземной орбите.(Приложение 2)
Исаака Ньютона, великого английского ученого, математики считают математиком, физики – физиком, астрономы – астрономом.
Родился он в местечке Вулсторп, расположенного в центре Британии, в семье небогатого фермера. Уже в детстве Исаак любил строить сложные механические игрушки, модели различных машин, солнечные и водяные часы, воздушные змеи. Ночью он привязывал к ним фонари, а случайным зрителям утверждал, что это летают кометы. Эти занятия способствовали тому, что в нем развивалась фантазия экспериментатора.
Основную часть своих открытий Ньютон совершил в течение двух лет по окончании Кембриджского университета. В то время в Англии свирепствовала эпидемия страшной болезни – чумы, от которой умирали тысячи людей. Чтобы избежать заражения, Ньютон уехал в родной Вулсторп, где погрузился в научную работу. Именно там он открыл закон всемирного тяготения. В соответствии с этим законом небесные тела вращаются вокруг Солнца, и, опираясь на этот закон, можно рассчитать их пути – орбиты, как и орбиты искусственных небесных тел – спутников и космических кораблей.
Здесь же, в Вулсторпе, Ньютон понял, почему белый свет, преломившись в стеклянной призме, распадется на семь цветных лучей. Он придумал зеркальный телескоп, использовав для увеличения предметов не линзу, а вогнутое зеркало.
Занятия математикой привели Ньютона к созданию ее раздела, который сейчас называется высшей математикой. Придуманные им математические понятия и методы позволили изучать движение различных тел и механизмов, определять площади и объемы произвольных фигур и тел, благодаря чему техника получила возможность быстро развиваться.
Древние греки очень любили украшения и мелкие изделия из янтаря, названного ими за его цвет и блеск «электрон» — что означает «солнечный камень». Отсюда и пошло, правда, гораздо позже, и само слово - электричество.
Способность янтаря электризоваться была известна давно. Впервые исследованием этого явления занялся Фалес Милетский (640/624 — 548/545 до н. э.) — знаменитый древнегреческий философ и математик из Милета (Малая Азия).
Вот как об этом рассказывает легенда.
Дочь Фалеса пряла шерсть янтарным веретеном, изделием финикийских мастеров. Однажды, уронив веретено в воду, девушка стала обтирать его краем своего шерстяного хитона и заметила, что к веретену пристало несколько волосков. Думая, что они прилипли к веретену, потому что оно все еще влажное, она начала вытирать его еще сильнее. И что же? Волоски прилипали тем больше, чем сильнее натиралось веретено. Девушка обратилась за разъяснением этого явления к отцу. Фалес понял, что причина в веществе, из которого сделан веретено, и как только к пристани Милета подошел корабль финикийских купцов, он накупил разных янтарных изделий и убедился, что все они, будучи натертые шерстяной материей, притягивают легкие предметы, подобно тому, как магнит притягивает железо.
Вы можете повторить опыт дочери Фалеса Милетского. Янтарные изделия для этого иметь не обязательно — воспользуйтесь любым стеклянным или пластмассовым предметом.
Потрите, например, пластмассовый гребень об газету. Поднесите его к соринке, волоскам, или маленьким кусочкам бумаги. Какое явление вы наблюдаете? Как оно называется? Отличается эта расческа чем-то от той, которую натирали?
Наличие электрического заряда на расческе можно проверить с помощью
следующих самодельных приборов:
1. Соберите из двух деревянных палочек, дощечки и пластилина штатив. Чувствительной частью прибора, обнаруживающего наличие электрического заряда, может служить легкая бумажная бабочка, которую нужно подвесить на шелковой нити к штативу. Натрите стеклянный или пластмассовый предмет газетой или шелковой материей. Поднесите его к бабочке. Понаблюдайте, как бабочка притянется к наэлектризованному предмету.
2. Вырежьте из картона фигурку «человечка» и приколите кнопкой к ее плечу подвижную, вырезанную из тонкой папиросной бумаги руку. Расширьте немного прокол, чтобы рука могла свободно вращаться. Укрепите «человечка» на подставке или на нити. Подносите к нему наэлектризованные тела. Человечек будет вытягивать руку, указывая им на электрический заряд.
3. Вырежьте из фольги фигурку «человечка». Можно для этого использовать также тонкий картон, оклеенный фольгой. В этом случае удобнее сначала оклеить картон, а потом вырезать из него ножницами фигурку. Подвесьте ее на шелковой нити, руки вставьте в прорезь, сделанную у плеча (руки изготовьте из того же материала, что и фигурку). Прикоснувшись к «человечку» наэлектризованным телом, вы увидите, как он разведет руки в стороны. Прикоснувшись к «человечка» пальцем, убедитесь, что он опускает руки.
Человек всегда задумывался над вопросом статического электричества и магнетизма. Фалес Милетский совершил открытие этого явления.
В нашей коллекции имеются бусы из янтаря.
Самыми современными экспонатами нашей выставки являются гусиные перья английского ученого Адамса и французского ученого Леверье. На кончиках этих перьев в 1846 году была открыта новая планета Солнечной системы – Нептун (названа в честь римского морского бога). Она была первой планетой, которую открыли при помощи математических расчетов, а не с помощью долгих наблюдений (т.к. в то время писали перьями, то сохранилось выражение, что планета была открыта «на кончике пера»). Расчеты начал Джон Кауч Адамс (1819 —1892) - английский астроном и математик, но они были не совсем верные. Их продолжил Урбен Жан Жозеф Леверье (1811 – 1877)– астроном и математик, родом из Франции. Он рассчитал положение планеты с такой точностью, что ее нашли в первых же вечер наблюдений, поэтому Леверье стали считать первооткрывателем планеты. Англичане запротестовали и после длительных споров, все признали немалый вклад Адамса, и он так же считается первооткрывателем Нептуна. Это был прорыв в расчетной астрономии! Непту́н — восьмая и самая дальняя планета Солнечной системы. Нептун также является четвёртой по диаметру и третьей по массе планетой. Масса Нептуна в 17,2 раза, а диаметр экватора в 3,9 раза больше земных. Вокруг Нептуна обнаружены кольца. Они разомкнуты (разорваны), т. е. состоят из отдельных арок, не связанных между собой.
Общие характеристики планеты Нептун
Средняя удаленность планеты от Солнца, км | 4 03 443 661 |
Орбитальная скорость, км/с | 5,43 (от 5,37 до 5,50) |
Объем, 1010 км3 | 6254 |
Масса, кг | 1,0243 * 1026 |
Экваториальный радиус, км | 24 764 ± 15 |
Полярный радиус, км | 24 341 ±30 |
Средняя плотность, г/см3 | 1,638 |
Период обращения вокруг оси, ч | 16 |
Период обращения по орбите, лет | 164,491 |
Наклонение экватора к орбите, град. | 29,6 |
Число известных спутников | 13 |
Следующие экспонаты нашей выставки - магнитная стрелка и магнит связаны с именем Гильберта Уильяма (1544 - 1603) — английского физика, который учился в Кембридже и Оксфорде, был придворным врачом королевы Елизаветы. В 1600 году он издал сочинение «О магните, магнитных телах и большом магните — Земле...», в котором описал свои исследования (более 600 опытов) магнитных и электрических явлений и построил первые теории электричества и магнетизма. Установил, что магнит всегда имеет два полюса — северный и южный и, распиливая магнит, никогда нельзя получить магнит только с одним полюсом; что одноименные полюсы отталкиваются, а разноименные притягиваются; что железные предметы под влиянием магнита приобретают магнитные свойства (магнитная индукция); обнаружил явление усиления природного магнетизма с помощью железной арматуры. Изучая магнитные свойства намагниченного шара с помощью магнитной стрелки, пришел к выводу, что они соответствуют магнитным свойствам Земли, т.е. что последняя является большим магнитом. Исходя из этого, объяснил наклонение магнитной стрелки.
Авторы сборника научного юмора «Физики продолжают шутить» утверждают, что наука и юмор не только не исключают друг друга, но возможен прочный сплав сатирической науки и научной сатиры.
Вильгельм Конрад Рентген (1845-1923) — крупнейший немецкий физик-экспериментатор, член Берлинской академии наук, первый лауреат Нобелевской премии по физике, открыл рентгеновские лучи и исследовал их свойства.
Однажды Рентген получил письмо с просьбой прислать… несколько рентгеновских лучей с указанием, как ими пользоваться. Оказалось, что у автора письма в грудной клетке застряла револьверная пуля, а для поездки к Рентгену у него не нашлось времени.
Рентген был человек с юмором и ответил на письмо так: «К сожалению, в настоящее время у меня нет икс-лучей, к тому же пересылка их – дело очень сложное. Считаю, что мы можем поступить проще: пришлите мне Вашу грудную клетку».
Перед вами снимок, сделанный на рентгеновском аппарате.
Другой изобретатель - американский инженер Самюэль Броун, работавший над проектом моста через реку, однажды вышел в сад и увидел паутину, натянутую между деревьями. Это зрелище привело его к мысли о возможности строительства висячих мостов. В природе такую паутину искусно плетут пауки.
Перед вами паук и его паутина.
Эйнштейн Альберт (1879-1955 гг.) - выдающийся физик-теоретик, один из создателей современной физики, разработал специальную и общую теории относительности, которая произвела революцию в современной астрофизике. Он получил престижную Нобелевскую Премию в 1921 году за работы, касающиеся «фотоэлектрического эффекта», а также - Медаль Копли Королевского Общества в 1925 году, и Золотую Медаль Королевского Астрономического Общества в 1926 году.
В возрасте пяти или шести лет Альберт Энштейн испытал чудо, которое запомнилось ему на всю жизнь. Это чудо подарил ему его отец. Это был компас.
Маленький Эйнштейн рассматривал, как пляшет намагниченная стрелка. И размышлял. И не мог разгадать загадку: Почему стрелка все время направлена на север? «То, что стрелка вела себя так определенно, - писал Эйнштейн в старости, - никак не подходило к тому роду явлений, которые могли найти место в моем неосознанном мире понятий (действие через прикосновение). Я помню еще и сейчас – или мне кажется, что я помню, - что этот случай произвел на меня глубокое и длительное впечатление».
Так пришло первое удивление. Эйнштейн вспоминал о нем как о начале сознательного взгляда на мир. Перед вами компас – подарок гению физики.
Предположительно, первый прототип современного компаса появился в древнем Китае во время правления династии Сун. Но эти сведения не точны. По некоторым данным, компас был изобретен гораздо позже – за 100-200 лет до нашей эры, правда, тоже китайцами. Конечно, древний прибор был далек от современных устройств. Но свои функции он исполнял исправно. Сначала древние китайцы использовали компас для передвижения по пустыням. Несколько позже, моряки стали брать его с собой в плавание. Уже в XI веке н.э. китайцы изобрели прибор с плавающей стрелкой в виде рыбки. Новое изобретение очень понравилось арабам, которые стали использовать компас на своих торговых кораблях.
В Европе компас появился довольно поздно. С ним европейцев познакомили торговцы из восточных стран. Только в XII веке первый примитивный прибор стал использоваться испанцами и итальянцами в мореплавание. Европейский компас представлял собой намагниченную железную полоску, которая крепилась к пробке, плавающей в воде. Затем, стрелку стали закреплять на тонкой шпильке, которая устанавливалась на дно какого-нибудь сосуда.
Вскоре ни один мореплаватель не выходил в открытое море без этого прибора.
Приблизительно в XIV веке итальянский ювелир и изобретатель Флавио Джойя придумал, как усовершенствовать компас. Он разделил его на 16 румбов по 4 для каждой из сторон света. Новый прибор позволял легче ориентироваться в пространстве. Сразу же после этого в Португалии и Испании мореходство стало развиваться бурными темпами. Теперь моряки спокойно отправлялись в дальние плавания, не боясь потеряться на просторах океана. Уже к XVIII веку компас становится довольно сложным прибором, указывающим не только направление, но и время.
В 1780 году итальянский физиолог, врач, профессор анатомии и физик Луиджи Гальвани (1737 -1798) обнаружил, что если к изолированной мышце лягушки прикоснуться одновременно двумя разными металлическими предметами, то мышца сократится. Гальвани с изумлением убедился в том, "что сокращения были различны сообразно различию металлов, именно в случае одних - сильнее и быстрее, а в случае других - слабее и медленнее". Было чему удивляться: до этого никаких различий электрических свойств металлов физики не отмечали. Способность мышц препарированной лягушки сокращаться под влиянием электрического тока Гальвани объяснил существованием «животного электричества».
Одна из «знаменитых» лягушек – перед вами.
Ги́льберт Давид (1862-1943)— выдающийся немецкий математик-универсал, внёс значительный вклад в развитие многих математических разделов,
иностранный почетный член Академии наук СССР (1934). Труды Гильберта оказали большое влияние на развитие теории инвариантов, теории алгебраических чисел, оснований математики, математической логики, вариационного исчисления.
На одной из своих лекций Давид Гильберт сказал: «Каждый человек имеет некоторый определенный горизонт. Когда он сужается и становится бесконечно малым, он превращается в точку. Тогда человек говорит: «Это моя точка зрения». Перед вами одна из бесконечно малых точек.
Вальтер Герман Нернст (1864- 1941) — немецкий химик, лауреат Нобелевской премии по химии, автор третьего начала термодинамики.
Он пользовался огромным авторитетом, был интересным и остроумным собеседником.
Рассказывают, что, выйдя на пенсию, Нернст занялся разведением карпов. На вопрос, почему он разводит карпов, а не кур, например, он отвечал: «Нужно разводить животных, которые находятся в термодинамическом равновесии с окружающей средой. Почему на свои деньги я должен отапливать вселенную?»
Рыбу - карп Нернста сегодня мы видим своими глазами.
Па́уль Э́ренфест ( 1880 — 1933) — австрийский и нидерландский физик-теоретик, член Нидерландской королевской академии наук, член-корреспондент Академии наук СССР (1924), иностранный член Датской академии наук. Говорят, что он обучил своего цейлонского попугая произносить фразу: «Но, господа, ведь это не физика». Этого попугая он предлагал в качестве председателя в дискуссиях о новой квантовой механике.
Перед вами именно этот попугай.
Исходя из этих примеров, можно утверждать, что подавляющее число людей постоянно проявляют изобретательность в обыденной жизни и сфере человеческих отношений.
Работа упорная, целеустремленная, самоотверженная – такова цель и причина открытия!
«Изобретатель не знает ни благоразумия, ни предусмотрительности, ни их младшей сестры – мнительности,- он сразу бросается на исследованную область и этим актом побеждает ее. Проблема, окутанная туманом, которую обычный слабый свет не мог обнаружить, вдруг, как бы озаряется светом молнии. И тогда рождается новое творение. Такой акт ничем не обязан ни логике, ни разуму» (Шарль Николь).
Сократ (469-399 г.г. до н.э. )- древнегреческий философ из Афин, один из родоночальников диалектики. Цель филоофии Сократа — самопознание как путь к постижению блага. Для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца.
Древние греки считали Сократа самым мудрым на свете, а он полагал, что умеет хорошо делать только одно – задавать вопросы. С их помощью собеседники сами приходят к истине - считал великий философ.
Ребята, в вашей жизни будет много вопросов и неразрешенных проблем, решайте их, не бойтесь ставить перед собой сверхзадачи, особенно в выборе профессиональной деятельности.
Ресурсы интернета
-http://img1.liveinternet.ru/images/foto/b/3/253/2332253/f_16768614.gif;
-https://ru.wikipedia.org/wiki/;
-http://pandia.org/
- http://project.1september.ru/
-https://phys.tsu.ru/ru/museum/physlir/fizikishut/.
Приложение 1.
Архимед и Гиерон.
Жил в Сиракузах мудрец Архимед.
Был другом царя Гиерона.
Какой для царя самый важный предмет?
Вы все догадались -корона!
Захотелось Гиерону сделать новую корону.
Золота отмерил строго,
Взял не мало и не много –
Сколько нужно – в самый раз.
Ювелиру дал заказ.
Через месяц Гиерону ювелир принес корону.
Взял корону Гиерон,
Оглядел со всех сторон.
Чистым золотом сверкает…
Но ведь всякое бывает.
И добавить серебро
Можно к золоту хитро.
А того и хуже – медь,
Если совесть не иметь.
И царю узнать охота: честно ль сделана работа?
Не желал терпеть урон Гиерон.
И позвал он Архимеда…
Началась у них беседа.
– Вот корона, Архимед, золотая или нет?
– Чистым золотом сверкает…
– Но, ты знаешь, все бывает!
И добавить серебро
Можно к золоту хитро.
А того и хуже – медь,
Если совесть не иметь.
Сомневаться стал я что-то.
Честно ль сделана работа?
Можно ль это, ты скажи, определить?
Но корону не царапать, не пилить?
И задумался ученый:
Что известно? Вес короны.
Ну, а как найти объем?
Думал ночью, думал днем.
Как узнать состав короны?
И однажды, в ванне моясь,
Погрузился он по пояс.
На пол вылилась вода; догадался он тогда,
Как найти объем короны,
И помчался к Гиерону
Не обут и не одет…
А народ кричал вослед:
– Что случилось, Архимед?
– Может быть, землетрясенье
– Или в городе пожар?
– Всполошился весь базар!
– Закрывали лавки даже.
– Шум и крики, и смятенье!
Он промчался мимо стражи.
– Эврика! Нашел решенье!
Во дворец примчался он.
– Я придумал, Гиерон!
Эврика! Раскрыл секрет!
Ты оденься, Архимед!
Вот сандалии, хитон.
А расскажешь все потом!
– Эврика! Раскрыл секрет!
Пусть весы сюда несут и с водой большой сосуд…
На весы кладем корону и теперь такой же ровно
Ищем слиток золотой.
– Все понятно!
– Нет, постой!
Мы теперь корону нашу опускаем в эту чашу.
Гиерон! Смотри сюда –
В чаше поднялась вода!
Ставлю черточку по краю,
– А корону?
Вынимаю. В воду золото опустим.
– В воду золото? Допустим…
– Поднялась опять вода. Метку ставлю я.
– Куда?
Ну, конечно же, по краю.
– Ничего не понимаю.
Лишь две черточки я вижу.
Эта – выше, эта – ниже.
– Но какой же вывод главный?
– Равный вес. Объем – не равный!
Понимаешь, Гиерон, я сейчас открыл закон.
Тот закон совсем простой:
Тело вытеснит…
– Постой!
Говоришь: объем неравный?
Мастер мой мошенник явный!
За фальшивую корону он ответит по закону!
А ты за разгадку получишь дары!
На этом прервалась беседа…
Немало воды утекло с той поры,
Но помнят закон Архимеда!
Приложение 2.
Ньютон и яблоко.
Ньютон под яблоней сидел.
Вот-вот должна прийти идея.
А плод над ним уже созрел,
К земле всей массой тяготея.
Умолкли птицы. Тишина.
Зажглись далекие светила,
И спелым яблоком Луна
Повисла в небе и светила.
Он мыслил, а Луна кружась,
С Землею Солнце огибала.
Вещей невидимая связь
В ту ночь яснее проступала.
Ньютон взглянул на небосвод…
Но ветка дрогнула – и вот
На землю яблоко упало…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка мероприятия в 9-х классах в рамках недели английского языка
Данное мероприятие проводилось в рамках недели английского языка среди учащихся 9-х классов. От каждого класса была представлена команда из пяти человек. Были даны разнообразные задания по лексике, гр...
Разработка мероприятия на тему: "Девичья краса - русая коса".
Конкурсная программа...
Разработка мероприятия "Жизнь и творчество В.И.Даля"
Мероприятие, посвященное жизни и творчеству В.И.Даля может использоваться как для проведения внеклассного праздника, так и для урока...
Удивительная вещь - экзамен!
Готовимся к экзаменам В переводе с латыни слово «экзамен» означает « испытание». Получается, что во время экзаменов людей испытывают, как космонавтов пе...
Выставка удивительных вещей (Шуточная экспозиция на физическую тему)
Презентация к внеклассному мероприятию по физике для обучающихся 7-9 классов...
Фото-отчет по выставке "Удивительные овощи"
Фото-отчет по выставке "Удивительные овощи"...
1. Проект "Книга-удивительная вещь"
Проект "Книга - удивительная-вещь"Книга - уникальное явление культуры: она помогла сохранить знания, которые накапливало человечество в течение тысячелетий. В них заключена мудрость поколени...