Адаптивное обучение физике
статья по физике на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptivnoe_obuchenie_fizike.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптивное обучение физике.
Алыкова Людмила Вадимовна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №4 ,
г. Коломна
Адаптивное обучение – это не свод знаний и умений, а определенная система, которая выясняет не только что и почему ученику надо знать и уметь, но и зачем ему это надо , каков смысл изучения физических явлений и законов. Материал должен войти в личный опыт каждого образованного человека.
Чтобы приобретаемые знания были не формальными, а стали достоянием личности, нужны личностно ориентированные технологии обучения. Их несколько. Одна из них – технология адаптивного обучения; она является развивающей . Раскроем ее содержание.
В системе адаптивного обучения (САО) цели, содержание , методы, формы , средства обучения направлены на личность учащихся , значимы для них и учитывают свойства ,присущие любой личности: самосознание, построение собственной системы ценностей, обоснование своей деятельности ( ответ на вопрос « Зачем я это делаю?»), познавательную активность , природное любопытство, потребность в самоуважении и признании . замечу , что последняя потребность – одна из центральных. От того, как она удовлетворяется , во многом зависят структура личности и путь развития этой личности. Последнее же зависит от педагогической среды, организованной педагогами, психологического климата в школе и классе, технологии обучения.
Содержание образования в САО складывается из дидактически переработанного социально-культурного опыта, представленного в виде программ, учебников, отражающих образовательный стандарт, знаний, адекватных структуре учебного предмета и принципам его построения, жизненного и личного опыта , приобретенного на основе опыта общения с учителем и другими учащимися. Но оно содержит также знания , выходящие за пределы стандарта и необходимые для повседневной жизни. Опыт учащихся включает наблюдения и сведения, накопленные в разнообразной жизнедеятельности.
Личный опыт очень важен, поскольку отнесет осознанные знания, полученные учеником в результате собственной деятельности и анализа своих действий.
Успехи САО обусловлены творческим переосмыслением педагогом содержания программного материала, нахождением в нем точек соприкосновения с личностью ученика , его личным опытом и окружающей жизнью, с преобразованием учебных ситуаций в личностные , что актуализирует учебно-воспитательный процесс, придает ему смыслообразующую функцию. Если тема не затрагивает чувства ученика, его отношений к « проходимому материалу», то усвоение будет иметь формальный и временный характер. Получатся знания, не приобретшие связи с личностью.
Личностно значимая учебная ситуация – один из технологических инструментов организации личностно-ориентированного обучения. Овладение учителем этим инструментом предполагает наличие умений создавать такие ситуации. Источник же их- сам педагог , его творчество : « Воспитательная сила изливается только от живого источника – человеческой личности : ( К.Д. Ушинский) Есть множество приемов создания личностно значимых ситуаций : постановка проблемы, организация игр и диалогов, конкурсы проектов и др. Учитель может использовать не только из физик , но и из других предметов , а также нравственные ценности, свой жизненный опыт, опыт учащихся. Главное в этой системе : ученик должен сам принять решение ( о способе деятельности, о правильности выведенной им закономерности), высказать свое мнение , а это, в своею очередь , заставит его что-то изменить в себе.
Вот несколько примеров.
Прием диалогового общения. Учитель говорит в начале занятия : « перед уроком физики , где будет изучаться тепловое расширение газов , встретились два ученика. Один сообщает другому: - Я слышал, что почва дышит. Как ты думаешь, верно ли это?
- По – моему, неверно,- ответил второй. Житейская ситуация требует научного объяснения, а для этого нужны знания. Приступаем к изучению материала и поиску ответа на возникшую проблему».
Ситуация активизирует мыслительную деятельность учащихся.
Проблемно-поисковый прием. Тема « Испарение». Учитель, начиная урок, задает вопрос : « почему , выходя из воды даже в жаркий день, мы чувствуем холод?» Ученики , опираясь на свой жизненный опыт , отвечают : « Вода испаряется». Учитель уточняет: « А что это такое?» В дальнейшем ребята работают с учебником и выясняют смысл этого термина, после чего самостоятельно проводят наблюдения и делают вывод: от чего зависит скорость испарения жидкости. Затем, получив приборы и материалы, ведут наблюдения за поглощением энергии тела, с поверхности которого происходит испарение.
Обращаю внимание коллег: в начале занятий тема не сообщается, а ставится проблема, связанная с личным опытом ученика. Тему ученики назовут позже, анализируя проделанную работу.
Итак, мы убедились, что личностная ситуация, связанная с жизненным опытом , не только придает смысл познанию природы, но и создает условия и возможность принятия учеников на себя роли исследователя.
Учебно-познавательная деятельность в САО решается довольно часто через организацию совместной работы, общения в парах, группах.
Групповая деятельность эффективна, что объясняется пользой общения и взаимодействия; у участников групп появляется общее дело. Исследования показали, что факт присутствия других работающих рядом, совместное действие обостряют восприятие , ведут к росту интеллектуальной активности . Кроме того, взаимодействие учащихся в малой группе уменьшает число ошибочных выводов. И это не случайно: в общении информация не только формулируется, но и уточняется, развивается, обретает смысл.
В САО в качестве обязательных методов преподавания используются частично - поисковые , поисковые , исследовательские. А также проблемное изложение, игровые приемы. Акцент делается на совместную деятельность учащихся и учителя, но присутствует и индивидуальная работа ( с книгой, дидактическими средствами, справочникам, карточками, схемами и т.д.), наблюдения, практические и лабораторные занятия.
Процесс обучения и воспитания в диалоге выступает не как воздействие учителя на ученика, а как взаимодействие сознающим и доброжелательным партнером.
В качестве основной формы учебного занятия выступают: занятие – исследование, занятие – поиск, кардинально отличающиеся по структуре и содержанию от традиционного урока.
При организации занятия - поиска центральное место занимают ситуации, стимулирующие учащихся к постановке как можно большего числа вопросов; затем осуществляется индивидуальный или коллективный поиск вариантов решения. Желательно, чтобы ученик сам ответил на все возникшие у него вопросы.
Принципы, лежащие в основе занятий – поисков:
- равенство всех участников совместной деятельности;
- все способны к саморазвитию, самореализации, творчеству, исследованиям;
- придумывание учителем такой проблемной и личностно значимой ситуации , которая вовлекла бы учащихся в свободный поиск;
- непринудительное привлечение к работе, создание у ученика внутренней мотивации;
- отсутствие оценки в баллах, соревнования, соперничества ( вместо них- самооценка, самокоррекция );
- чередование индивидуальной и групповой работы;
- выбор самим учеником вида деятельности, пути и способа решения проблемы;
- речь и диалог, сопровождающие все виды занятий;
- формирование условий , побуждающих к активной работе воображения и эмоциональным переживаниям исследователя.
Занятие – поиск предоставляет свободу для совершения открытий.
Главное в САО: не сообщать и закреплять информацию, а учить способам работы, методике исследования.
В заключении представим технологию обучения на таких занятиях в виде следующего алгоритма.
- Создание учителем мотивирующего начала. Это вопрос или задание, или проблема связанная с воспоминанием , каким-либо инженерным или практическим решением; всегда волнующее, неожиданное , загадочное и обязательно личностное вступление.
- Индивидуальная работа над заданием. У каждого должен возникнуть вопрос, отсюда появляется потребность в использовании учебников , словарей, справочников. Идет самостоятельная работа с источником.
- Работа в малых группах: ученики объединяются в пары либо группы, обмениваются своими решениями, обсуждают их, сопоставляют, сверяют, оценивают, корректируют. Совместная работа приводит к озарению и пониманию.
- Самоанализ (рефлексия) «движения» собственным мыслей, действий, чувств. Анализ своего пути познания, своих успехов и неудач на каждом этапе важен для саморазвития, а высказанные вслух мысли нужны учителю для организации следующего этапа работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптивное обучение и новые подходы к его организации в вечерней школе
Адаптивным обучением мы занимались в нашей школе, когда эта тема не стояла еще перед нами так остро. Давайте вспомним, с чего начинается планирование в начале учебного года. Именно...
МАСТЕР – КЛАСС ПО ТЕМЕ: «Электризация в быту» Учитель физики: Сипкова Людмила Владимировна Цель обучения физики конкретна, Уметь на практике все знания применять. И важно помнить – роль эксперимента Должна на первом месте устоять.
Эпиграф урока: Без сомнения, все наше знание начинается с опытов.(Кант Эммануил. Немецкий философ 1724-1804г.г)Здравствуйте, уважаемые коллеги! Так как вы находитесь в кабинете физики и на демонстраци...
Педагогический проект учителя физики Макаровой Татьяны Николаевны «Формирование универсальных учебных действий при обучении физике через активные педагогические технологии»
Тема проекта: « Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения физике через активные педагогические технологии» Объект исследования: Процесс обучения физике в 7-11 кла...
Презентация на тему "Технология Адаптивного обучения"
Данная презентация "Технология адаптивного обучения" поможет коллегам разобраться в сущности даной технологии и успешно рименить ее на своих занятиях...
Системно-деятельностный подход в обучении физики МБОУ «Средняя школа № 72 г. Ульяновска с углублённым изучением отдельных предметов» Учителя физики Духленкова Н. И. и Коснова Л. Н.
Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому в...
Методическое пособие для учителей физики "Современное обучение физике: от теории - к практике"
Методическое пособие для учителей физики....
Статья: «Инновационные технологии при обучении физики на основе использования современных интерактивных учебных пособий «Наглядная физика».
В данной статье я представляю свой опыт использования интерактивных методов обучения, основанный на использовании современных информационно-коммуникационных технологий....