Развитие умственных способностей на уроках физики
учебно-методический материал по физике (10 класс) на тему

Некрасова Тамара Васильевна

  Овладение приёмами умственной деятельности позволит выпускникам школы успешно справляться с заданиями ГИА (например с С1).   На примере изучения газовых законов, в разделе «Термодинамика», показан один из приёмов позволяющих активизировать умственные способности.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_umstvennykh_sposobnostey_na_urokakh_fiziki.docx61.39 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие умственных способностей на уроках физики.

Развитие умственных способностей - одна из основных задач школы. При изучении физики,  обучающиеся должны научиться: производить умственные операции, которые необходимы для объяснения физических явлений; решать  задачи различной степени сложности; выполнять физический эксперимент. Для стимуляции умственной деятельности можно применять такие задания, которые позволяют выяснить особенности, причины, условия протекания физических процессов и позволяют упражняться в применении логических операций. Овладение приёмами умственной деятельности позволит выпускникам школы успешно справляться с заданиями ГИА (например с С1). Изучая, например, в разделе «Термодинамика» газовые законы можно обучающимся предложить алгоритм действий описания и анализа изопроцессов:

№п/п

Алгоритм действий

Предполагаемые ответы

1

Дать определение процесса.

  

2

Указать начальное состояние газа (термодинамические параметры).

Процесс изменения давления данной массы газа происходит при постоянном объёме –это процесс изохорический

3

Определить свойства сосуда, в котором находится газ.

Сосуд жёсткий, теплопроводный; герметично закрытый.

4

Указать вид внешнего воздействия на газ или действие газа на внешнюю среду.

Происходит изохорическое нагревание – передача газу количества теплоты (Q), или охлаждение (- Q).

5

Определить параметры газа:

  • изменяющиеся в результате воздействия на него;
  • меняющиеся  параметры в зависимости от них;
  • постоянные параметры.

Температура  повышается  - изохорическое нагревание, если понижается  - изохорическое  охлаждение:

  • давление;
  • масса;
  • объём

6

Оценить темп изменения состояния.

Теплопередача происходит небыстро – значит,  процесс протекает медленно

7

Указать конечное состояние газа.

  , масса не изменяется

8

Записать формулу закона, которому подчиняется процесс.

     при  V =const              Для газа данной  массы  отношение  давления   газа к его температуре постоянно, если  объем  газа не меняется.
Формулу закона можно записать

иначе

при m= const, V= const

9

Определить изменение внутренней энергии газа

∆U = Q   или  ∆U = - Q

10

Изобразить график процесса.

Изохора

Физические величины

Процесс

    Объём

Изотермический

Изобарический

Изохорический

Адиабатный

 Работа

Температура

Количество теплоты

Давление

Внутренняя энергия

При решении задач на газовые законы, обучающиеся учатся анализировать:

  • выделять в условии задач физический объект, его начальное состояние;
  • характер воздействия на него; процесс перехода в другое состояние;
  • параметры конечного состояния; на основе анализа задачи распознают вид изопроцесса;
  • записывают соответствующий закон; записывают формулу;
  • делают нужные преобразования и вычисления; анализируют результат на правдоподобие.
  • Формирование умственной деятельности проходит успешнее, если учебный процесс обеспечить системностью знаний.                                                               Для этого можно предложить обучающимся заполнять в процессе изучения материала заполнение таблиц:

 

Табл. 1

Физический процесс

Внешнее воздействие

Параметры состояния газа

Постоянные

Применение

Убывающие

Возрастающие

Изотермическое

 расширение

 сжатие

Изобарическое

нагревание

 охлаждение

Изохорическое

нагревание  

охлаждение

Адиабатное

расширение

 сжатие

 Табл. 2

При подготовке  к итоговой аттестации по такому принципу предлагаются задачи части А. Решаются задания из коллекции задач для подготовки к итоговой аттестации. См. ссылки.

1.   На рисунке представлены графики процессов, проводимых с постоянным количеством     идеального газа. http://phys.решуегэ.рф/get_file?id=178

Какой из изопроцессов изображает график 1?

 1) адиабатный;  2) изотермический; 3) изобарный; 4) изохорный

2. На рисунке показан цикл, осуществляемый с идеальным газом.

Изобарному нагреванию соответствует участокhttp://phys.решуегэ.рф/get_file?id=179

 

1) AB

2) BC

3) CD

4) DA

 3. Идеальный газ сначала нагревался при постоянном давлении, потом его давление уменьшалось при постоянном объеме, затем при постоянной температуре объем газа уменьшился до первоначального значения. Какой из графиков на рисунке в координатных осях V—Т соответствует этим изменениям состояния газа?

http://phys.решуегэ.рф/get_file?id=2879

 

1) 1                       2) 2                   3) 3                                                    4) 4

4. Идеальный газ сначала нагревался при постоянном объеме, потом его объем уменьшался при постоянном давлении, затем при постоянной температуре объем газа увеличился до первоначального значения.

http://phys.решуегэ.рф/get_file?id=183

Какой из графиков в координатных осях V—Т на рисунке соответствует этим изменениям состояния газа?

 

1) 1                             2) 2                   3) 3                              4) 4

Так организованная работа позволяет, на мой взгляд, дисциплинировать мышление, применять рациональные приёмы умственной деятельности, учит самостоятельно систематизировать знания, повышает эффективность обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта работы"Развитие творческих способностей на уроках физики"

обощение опыта по теме "Развитие творческих способностей на уроках физики". Приведены работы детей, которые можно использовать на уроках....

Развитие творческих способностей на уроках физики.

Творческий отчет отражает способы, формы, приемы развития творческих способностей на уроках физики....

Развитие умственных способностей учащихся на уроках физики.

       Умственные способности учащихся на уроках физики – это важное средство формирования личности. Я убеждена, что учащимся нужно на доступном уровне разъяснять сущн...

Развитие умственных способностей учащихся на уроках физики.

       Умственные способности учащихся на уроках физики – это важное средство формирования личности. Я убеждена, что учащимся нужно на доступном уровне разъяснять сущн...

«Использование дидактических игр для развития умственных способностей детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Особая роль дидактической игры в коррекционно-развивающем процессе определяется тем, что игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяет ребёнку приобрести собственный жизненный...