Развитие умственных способностей учащихся на уроках физики.
статья по физике (7, 8, 9 класс) на тему
Умственные способности учащихся на уроках физики – это важное средство формирования личности. Я убеждена, что учащимся нужно на доступном уровне разъяснять сущность таких мыслительных процессов, как обобщение, аналогия, классификация, выявление причинно-следственных связей явлений, процессов происходящих в природе. Необходимо давать им представление о том, что такое закон, гипотеза, модель и учить осознанно применять эти знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_umstvennyh_sposobnostey_.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : «Развитие умственных способностей учащихся
на уроках физики »
учитель физики ГБОУ школа № 362 Московского района
г.Санкт-Петербурга
Умственные способности учащихся на уроках физики – это важное средство формирования личности. Я убеждена, что учащимся нужно на доступном уровне разъяснять сущность таких мыслительных процессов, как обобщение, аналогия, классификация, выявление причинно-следственных связей явлений, процессов происходящих в природе. Необходимо давать им представление о том, что такое закон, гипотеза, модель и учить осознанно применять эти знания.
Например, можно сказать, что в процессе всего изучения школьной программы на уроках физики мы пользуемся приемом классификация. Суть данного приема в том, что мы распределяем явления или объекты по группам, для каждой из которых характерен какой-то общий признак. Так поступаем мы при изучении темы «Три состояния вещества», выделяя газообразное, жидкое и твердое состояния. При этом, полезно предложить ученикам назвать те признаки, на основе которых состояние вещества можно отнести к той или иной группе.
Ученикам необходимо объяснить, что на основе анализа серии различных изученных объектов, явлений мы можем выделить общие их признаки, свойства, качества. На их основе делаем обобщение данных объектов, явлений.
Одним из приемов, используемых на уроках физики, является аналогия. Устанавливается сходство двух или нескольких явлений, процессов, объектов. При этом одно из них является известным, а другое- нет. Потом ученику предлагается перенести свои знания о первом явлении на неизвестное явление. Наблюдая за движением мячика, который ударяется о разные преграды, мы устанавливаем, что он движется в разных направлениях (зигзагообразно). Зная о хаотичном движении броуновской частицы, мы можем сделать выводы, что и броуновская частица движется зигзагообразно. В теме «Электромагнитные колебания» рассматривается электромагнитный процесс, возникающий при разрядке конденсатора через катушку индуктивности и, делается вывод о колебательном характере этого процесса. Электромагнитные колебания в контуре имеют сходство со свободными механическими колебаниями, например с колебаниями тела, закрепленного на пружине. Сходство относится не к природе самих величин, которые периодически изменяются, а к процессам периодического изменения различных величин.
Таким образом, в процессе овладения школьниками исследовательского метода у них формируются умения самостоятельно выдвигать и обосновывать гипотезы, которые базируется на выводах, полученных из ранее установленных фактов, законов, теорий. Как правило, они формулируется после возникновения проблемы в исследовании явлений, процессов. Гипотеза может соответствовать выделенным проблемным вопросам, обсужденным ранее. Гипотезы обычно формулируются в виде определенных отношений между двумя или более событиями, явлениями. Одно из главных требований к гипотезе – её согласованность с фактическим материалом, она не должна противоречить никаким научным данным
При изучении диффузии ученикам предлагается выдвинуть гипотезу о том, как зависит скорость диффузии от температуры. Сопоставляя, предложенные учениками гипотезы с данными опытов, делаем вывод, что теоретически выведенные гипотезы, существуют в действительности. Это будет доказывать, что гипотеза верна. Таким образом, гипотеза превращается в доказанную истину, если удается доказать, что из нее и только из нее одной, вытекает следствие, наличие которого устанавливается опытом. Выдвижение гипотезы можно применять и при решении задач. Что произойдет с уровнем воды в сосуде, если из емкости , плавающей в нем, убрать грузик? Что больше вытеснит воды в сосуде : грузик или грузик в емкости? Анализируя выводы учеников и их рассуждения можно провести опыт и проверить высказанные ими гипотезы.
Учащийся к окончанию школы не только должен уметь решать типовые задачи по физике, но и сравнивать, анализировать, систематизировать материал, а самое главное и важное, это применить свои знания в повседневной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемное обучение как метод активизации мыслительной деятельности и развития товорческих способностей учащихся на уроках физики"
Содержание статьи раскрывает способы постановки проблемы и её разрешения....
Развитие творческих способностей учащихся на уроках физики
Доклад на ШМО ЕМЦ. Основные задачи статьи:поддерживать и развивать интерес к предмету; формировать приемы продуктивной деятельности; прививать навыки исследовательской и проектной работы; развивать ло...
Использование электронных учебников для развития деятельностных способностей учащихся на уроках физики при введении ФГОС.
Особенности работы с электронными учебниками. Выступление на городской конференции.18-19 декабря 2013 год....
Анисимова В. В. "Проблемное обучение: поиски путей развития познавательных способностей учащихся на уроках физики"
В статье раскрывается понятие "проблемное обучение" и приводятся примеры применения проблемных ситуаций на уроках физики средней школы....
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Важнейший аспект повседневной работы учителя – развитие способностей учащихся......
Активизация познавательной деятельности и развитие творческих способностей учащихся на уроках физики на основе личностно ориентированного подхода
диссеминация педагогического опыта по использованию современных технологий в обучении и развитии интеллектуальных способностей учащихся на основе личностно -ориентированного подхода....
Развитие умственных способностей учащихся на уроках физики.
Умственные способности учащихся на уроках физики – это важное средство формирования личности. Я убеждена, что учащимся нужно на доступном уровне разъяснять сущн...