Рабочая программа по физике для 7-9 классов
рабочая программа по физике (7 класс) на тему

Игумнова Юлия Олеговна

Рабочая программа по  физике  для 7-9 классов разработана в соответствии:

·         с требованиями к результатам обучения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

·         с положениями  основной образовательной программы МАОУ СОШ №3;

·         с авторской  программой основного общего образования по физике для 7-9 классов (Н.В. Филонович, Е.М. Гутник, М., «Дрофа», 2012 г.);

·         с возможностями линии УМК по физике для 7–9 классов системы учебников «Вертикаль». ( А. В. Перышкина «Физика» для 7, 8 классов и А. В. Перышкина, Е. М. Гутник «Физика» для 9 класса).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno-tematich._planirovanie.docx27.42 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-тематическое планирование 7-9 класс.

Содержание темы

Основные виды деятельности

Формы и содержания контроля

Примечание

Введение(4ч)

Что изучает физика. Наблюдения и опыты. Физические величины. Погрешности измерений. Физика и техника.

Объяснять, описывать физические явления, отличать физические явления от химических; проводить наблюдения физических явлений, анализировать и классифицировать их, различать методы изучения физики.

Измерять расстояния, промежутки времени, температуру; обрабатывать результаты измерений; определять цену деления шкалы измерительного цилиндра; научиться пользоваться измерительным цилиндром, с его помощью определять объем жидкости; переводить значения физических величин в СИ, определять погрешность измерения.

Выделять основные этапы развития физической науки и называть имена выдающихся ученых.

Лабораторная работа № 1«Определение цены деления измерительного прибора».

Физический диктант по основным определениям.

Первоначальные сведения о строении вещества(6ч)

Строение вещества. Молекулы. Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах. Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Три состояния вещества. Различия в строении веществ.

Объяснять опыты, подтверждающие молекулярное строение вещества, броуновское движение; определять размер малых тел; сравнивать размеры молекул разных веществ: воды, воздуха;  объяснять: основные свойства молекул, физические явления на основе знаний о строении вещества.

Объяснять явление диффузии и зависимость скорости ее протекания от температуры тела; приводить примеры диффузии в окружающем мире.

Доказывать наличие различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов; приводить примеры практического использования свойств веществ в различных агрегатных состояниях.

Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел».

Зачет по теме «Первоначальные сведения о строении вещества».

устный опрос, тесты по темам

Взаимодействие тел (23ч).

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Единицы скорости. Расчет пути и времени движения. Явление инерции. Взаимодействие тел. Масса тела. Единицы массы. Измерение массы. Плотность вещества. Расчет массы и объема тела по его плотности. Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.  Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Единицы силы. Связь силы и массы. Динамометр. Сложение сил. Сила трения. Трение скольжения, качения и покоя. Трение в природе и технике.

Представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков;  определять путь, пройденный за данный промежуток времени, скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени; оформлять расчетные задачи;

объяснять явление инерции; проводить исследовательский эксперимент по изучению явления инерции.

Устанавливать зависимость изменение скорости движения тела от его массы; переводить основную единицу массы в т, г, мг; работать с текстом учебника, выделять главное, систематизировать и обобщать, полученные сведения о массе тела, различать инерцию и инертность тела.

Определять плотность вещества; анализировать табличные данные.

Определять массу тела по его объему и плотности; записывать формулы для нахождения массы тела, его объема и плотности веществ. Работать с табличными данными.

Использовать знания из курса математики и физики при расчете массы тела, его плотности или объема. Анализировать результаты, полученные при решении задач.

Графически, в масштабе изображать силу и точку ее приложения; Отличать силу упругости от силы тяжести; Графически изображать вес тела и точку его приложения;  рассчитывать силу тяжести и веса тела;  находить связь между силой тяжести и массой тела;  определять силу тяжести по известной массе тела, массу тела по заданной силе тяжести Экспериментально находить равнодействующую двух сил; анализировать результаты опытов по нахождению равнодействующей сил и делать выводы;  рассчитывать равнодействующую двух сил. Измерять силу трения скольжения; называть способы увеличения и уменьшения силы трения; применять, знания о видах трения и способах его изменения на практике.

Лабораторная работа № 3«Измерение массы тела на рычажных весах».

Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела».

Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела».

Контрольная работа №1 по темам: «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества» .

Тестовые работы по темам.

Лабораторная работа № 6 по теме «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».

Лабораторная работа № 7 «Измерение силы трения с помощью динамометра».

Контрольная работа работа №2  по теме «Вес», «Графическое изображение сил», «Виды сил», «Равнодействующая сил».

ЗАЧЕТ по теме «Взаимодействие тел».

Давление твердых тел, жидкостей и газов(21ч).

Давление. Единицы давления. Способы изменения давления. Давление газа. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе.  Расчет давления на дно и стенки сосуда. Сообщающие сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Манометры. Поршневой жидкостной насос. Гидравлический пресс. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание

Приводить примеры из практики по увеличению площади опоры для уменьшения давления; выполнять исследовательский эксперимент по изменению давления, анализировать его и делать выводы.

Отличать газы по их свойствам от твердых тел и жидкостей; объяснять давление газа на стенки сосуда на основе теории строения вещества; Объяснять причину передачи давления жидкостью или газом во все стороны. Выводить формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда; атмосферного давления с помощью трубки Торричелли; наблюдать опыты по измерению атмосферного давления и делать выводы; Измерять атмосферное давление с помощью барометра-анероида; Объяснять изменение атмосферного давления по мере увеличения высоты над уровнем моря; применять знания из курса географии, биологии. Измерять давление с помощью манометра; различать манометры по целям использования; Доказывать, основываясь на законе Паскаля, существование выталкивающей силы, действующей на тело; приводить примеры из жизни, подтверждающие существование выталкивающей силы;  применять знания о причинах возникновения выталкивающей силы на практике. Объяснять причины плавания тел; приводить примеры плавания различных тел и живых организмов; конструировать прибор для демонстрации гидростатического явления; применять знания из курса биологии, географии, природоведения при объяснении плавания тел. Рассчитывать силу Архимеда. Анализировать результаты, полученные при решении задач.

 Решение тестовых  заданий по темам.

Контрольная работа №3 по теме « Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля»

. Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавание тела в жидкости»

Решение тестовых  задач по темам: «Архимедова сила», «Плавание тел», «Воздухоплавание»

Зачет по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

Работа и мощность. Энергия(16ч).

Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.  «Золотое правило» механики. Цент тяжести. Равенство работ при использовании механизмов. Коэффициент полезного действия. Энергия. Превращение энергии. Закон сохранения энергии.

Вычислять механическую работу; вычислять мощность по известной работе; приводить примеры единиц мощности различных технических приборов и механизмов; анализировать мощности различных приборов; выражать мощность в различных единицах; проводить самостоятельно исследования мощности технических устройств. Применять условия равновесия рычага в практических целях: поднятии и перемещении груза; определять плечо силы; решать графические задачи. Приводить примеры применения неподвижного и подвижного блоков на практике; сравнивать действие подвижного и неподвижного блоков; Опытным путем установить, что полезная работа, выполненная с помощью простого механизма, меньше полной; анализировать КПД различных механизмов. Приводить примеры тел, обладающих потенциальной, кинетической энергией; Приводить примеры превращения энергии из одного вида в другой, тел обладающих одновременно и кинетической и потенциальной энергией.

Лабораторная работа № 10 «Выяснение условий равновесия рычага»

Решение задач по теме «Равновесие рычага», «Момент силы»

Лабораторная работа № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

Контрольная работа №4  по теме «Работа. Мощность, энергия

Тематическое планирование, 8 класс, 70 часов (2 ч в неделю)

Тепловые явления (13 ч)

Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия.

Способы изменения внутренней энергии.

Виды теплопередачи.

Количество теплоты.

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.

Объяснять тепловые явления, характеризовать тепловое явление, анализировать зависимость температуры тела от скорости движения его молекул. Давать определение внутренней энергии тела как суммы кинетической энергии движения его частиц и потенциальной энергии их взаимодействия. Объяснять изменение внутренней энергии тела. Перечислять способы изменения внутренней энергии. Приводить примеры изменения внутренней энергии тела путем совершения работы и теплопередачи.

Анализировать, как на практике учитываются различные виды теплопередачи. Сравнивать виды теплопередачи. Рассчитывать количество теплоты, необходимое для нагревания тела или выделяемое им при охлаждении. Объяснять физический смысл удельной теплоты сгорания топлива и рассчитывать ее. Приводить примеры экологически чистого топлива.

Лабораторная работа № 1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»

Лабораторная работа № 2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела».

Контрольная работа №1  по теме «Тепловые явления»

Изменение агрегатных состояний вещества (11 ч)

Агрегатные состояния вещества Плавление и отвердевание. График плавления и отвердевания кристаллических тел. Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделении ее при конденсации пара. Влажность воздуха.  Способы определения влажности воздуха. Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД теплового двигателя

Приводить примеры агрегатных состояний вещества. Отличать агрегатные состояния вещества и объяснять особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твердых тел. Рассчитывать количество теплоты, выделившееся при кристаллизации. Рассчитывать количество теплоты, необходимое для превращения в пар жидкости любой массы. Приводить примеры влияния влажности воздуха в быту и деятельности человека. Определять влажность воздуха.

Объяснять принцип работы и устройство ДВС, применение ДВС на практике.

Рассказывать о применении паровой турбины в технике. Объяснять устройство и принцип работы паровой турбины. Сравнивать КПД различных машин и механизмов.

Кратковременная контрольная работа « Нагревание и плавление тел».

Лабораторная работа № 3 «Измерение влажности воздуха».

Контрольная работа № 2 по теме «Агрегатные состояния вещества».

Зачет по теме «Тепловые явления».

Электрические явления (29 ч).

Электризация тел. Электроскоп. Электрическое поле. Электрон. Строение атома Проводники, полупроводники и непроводники электричества. Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь и ее составные части. . Электрический ток в металлах. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление проводников. Закон Ома для участка цепи. Примеры на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения. Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля—Ленца. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание предохранители.

Объяснять взаимодействие заряженных тел и существование двух родов заряда. Пользоваться электроскопом.  Объяснять электризацию тел при соприкосновении. На основе знаний строения атома объяснять существование проводников, полупроводников и диэлектриков. Собирать электрическую цепь. Определять направление силы тока. Рассчитывать по формуле силу тока, выражать в различных единицах силу тока. Устанавливать зависимость силы тока в проводнике от сопротивления этого проводника. Рассчитывать силу тока, напряжение и сопротивление при последовательном  и параллельном соединении проводников. Рассчитывать работу и мощность электрического тока. Рассчитывать количество теплоты, выделяемое проводником с током по закону Джоуля-Ленца. Различать по принципу действия лампы, используемые для освещения, предохранители в современных приборах.

Кратковременная контрольная работа по теме «Электризация тел. Строение атома». Лабораторная работа № 4 «Сборка электрической Лабораторная работа № 5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи». Лабораторная работа № 6 «Регулирование силы тока реостатом». Лабораторная работа № 7«Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра». Контрольная работа № 3 по теме «Электрический ток. Напряжение. Сопротивление Соединение проводников».

Лабораторная работа № 8 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе». Контрольная работа № 4 по теме «Работа. Мощность. Закон Джоуля—Ленца.»

Зачет по теме «Электрические явления».

Электромагнитные явления (5 ч)

Магнитное поле.  Магнитное поле прямого тока. Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.

Выявлять связь между электрическим током и магнитным полем. Показывать связь направления магнитных линий с направлением тока с помощью магнитных стрелок. Перечислять способы усиления магнитного действия катушки с током. Приводить примеры использования электромагнитов в технике и быту. Объяснять принцип действия электродвигателя и области его применения. Перечислять преимущества электродвигателей в сравнении с тепловыми. Ознакомиться с историей изобретения электродвигателя.

Лабораторная работа № 9 «Сборка электромагнита и испытание его действия. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)».

Зачет по теме «Электромагнитные явления»

Световые явления (12 ч).

Источники света. Распространение света. . Отражение света. Закон отражения света. Преломление света. Закон преломления света. Линзы. Оптическая сила линзы.

Изображения, даваемые линзой. Глаз и зрение

Формулировать закон прямолинейного распространения света. Объяснять образование тени и полутени. Формулировать закон отражения света. Применять законы отражения при построении изображения в плоском зеркале. Формулировать закон преломления света. Различать линзы по внешнему виду. Определять, какая из двух линз с разными фокусными .расстояниями дает большее увеличение. Строить изображения, даваемые линзой

Лабораторная работа № 10 «Получение изображений при помощи линзы». Решение задач. Построение изображений, полученных с помощью линз. Контрольная работа № 5 по теме «Построение изображений даваемых линзой».

 Зачет по теме «Световые явления».

Тематическое планирование, 9 класс, 105 часов (2 ч+1ч в неделю)

Законы движения и взаимодествия тел (38 ч.)

 Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Определение координаты движущегося тела. Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.  Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. Относительность движения. Инерциальные системы отсчета. Первый, второй и третий закон Ньютона.  Свободное

падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость.  Закон всемирного тяготения. Прямоли и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. Импульс тела. Закон сохранения импульса.  Реактивное движение. Ракеты. Закона сохранения механической энергии.

Наблюдать и описывать прямолинейное и равномерное движение тележки с капельницей; определять по ленте со следами капель вид движения тележки, пройденный ею путь и промежуток времени от начала движения до остановки; обосновывать возможность замены тележки её моделью  (материальной точкой) для описания движения. Приводить примеры, в которых координату движущегося тела в любой момент времени можно определить, зная его начальную координату и совершен-

ное им за данный промежуток времени перемещение, и нельзя, если вместо перемещения задан пройденный путь. Объяснять физический смысл понятий: мгновенная скорость, ускорение; приводить примеры равноускоренного движения; записывать формулу для определения ускорения в векторном виде и в виде проекций на выбранную ось; применять формулы для расчета скорости тела и его ускорения в решении задач, выражать любую из входящих в формулу величин через остальные.  Наблюдать и описывать движение маятника в двух системах отсчета, одна из которых связана с землей, а другая с лентой, движущейся равномерно отно-сительно земли; сравнивать траектории, пути, пере-

мещения, скорости маятника в указанных системах отсчета; приводить примеры, поясняющие относительность движения. Наблюдать проявление инерции; приводить примеры проявления инерции;  решать качественные задачи на применение первого, второго и третего закона Ньютона. Приводить примеры прямолинейного и криволинейного движения тел; называть условия, при которых тела движутся прямолинейно или криволинейно.

Давать определение импульса тела, знать его единицу;  объяснять, какая система тел называется замкнутой, приводить примеры замкнутой системы; записывать закон сохранения импульса.

Лабораторная работа № 1 «Исследование

равноускоренного движения без начальной скорости».

Самостоятельная работа на  расчетные и качественные задачи на применение законов Ньютона. Лабораторная работа № 2 «Измерение ускорения свободного паления».

Решать расчетные и качественные задачи на применение закона сохранения энергии; работать с заданиями, приведенными в разделе «Итоги главы».

Контрольная работа №1 по теме «Законы

Движения и взаимодействия тел»

Механические колебания и волны. Звук (22 ч.)

. Колебательное движение. Свободные колебания. Величины, характеризующие

Колебательное движение. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в среде. Волны. Длина волны. Скорость распространения

волн. Источники

звука. Звуковые

колебания. Высота, тембр  и громкость звука. Распространение звука. Звуковые волны. Отражение звука. Звуковой резонанс.

Определять колебательное движение по его признакам;  приводить примеры колебаний; описывать динамику свободных колебаний пружинного и математического маятников;  измерять жесткость пружины или резинового шнура Называть величины, характеризующие колебательное движение; записывать формулу взаимосвязи пе-

риода и частоты колебаний. Объяснять причину затухания свободных колебаний;

называть условие существования незатухающих колебаний. Объяснять, в чем заключается явление резонанса; приводить примеры полезных и вредных проявлений резонанса и пути устранения последних. Различать поперечные и продольные волны; описывать механизм образования волн;  называть характеризующие волны физические величины. Называть диапазон частот звуковых волн; приводить примеры источников звука;  приводить обоснования того, что звук является продольной волной; слушать доклад «Ультразвук и инфразвук в природе, технике и медицине». Выдвигать гипотезы о зависимости скорости звука от свойств среды и от ее температуры;  объяснять, почему в газах скорость звука возрастает с повышением температуры.

Лабораторная работа № 3 «Исследование

зависимости периода и частоты свободных

колебаний маятника от длины его нити». Отчет о результатах выполнения задания-проекта «Определение качественной зависимости периода колебаний математического маятника от ускорения свободного падения». . Контрольная работа № 2 по теме «Механические колебания и волны. Звук»

Электромагнитное поле (26 ч).

Магнитное

поле. Направление

тока и направление линий его магнитного поля. Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. Индукция

магнитного поля.

Магнитный поток. Явление

электромагнитной

индукции. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Электромагнитная природа света.

Делать выводы о замкнутости магнитных линий и об ослаблении поля с удалением от проводников с током. Формулировать правило правой руки для соленоида, правило буравчика; определять направление электрического тока в проводниках и направление линий магнитного поля. Применять правило левой руки;  определять направление силы, действующей на электрический заряд, движущийся в магнитном поле;  определять знак заряда и направление движения частицы. Наблюдать и описывать опыты, подтверждающие появление электрического поля при изменении магнитного поля, делать выводы.

Лабораторная работа № 4 «Изучение явления электромагнитной индукции».

Тестовые задания по темам.

Строение атома и атомного ядра (19 ч).

Радиоактивность. Модели атомов. Радиоактивные превращения атомных ядер. Экспериментальные методы исследования частиц. Состав атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерный реактор. Преобразование внуренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика. Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада.

Описывать опыты Резерфорда: по об-

наружению сложного состава радиоак-

тивного излучения и по исследованию с

помощью рассеяния α-частиц строения атома. Объяснять суть законов сохранения массового числа и заряда при радиоактивных превращениях; применять эти законы при записи уравнений ядерных реакций. Объяснять физический смысл понятий: массовое и зарядовое числа. Рассказывать о назначении ядерного реактора на медленных нейтронах, его устройстве и принципе действия; называть преимущества и недостатки АЭС перед другими видами  электростанций. Называть физические величины: поглощенная доза излучения, коэффициент качества, эквивалентная доза, период полураспада.

Лабораторная работа № 6  «Измерение естественного радиационного фона дозиметром».  Лабораторная работа № 7 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков». Контрольная работа № 3  по теме «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер». Лабораторная работа № 8 «Оценка периода

полураспада находщихся в воздухе продуктов распада газа радона». Лабораторная работа № 9 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...