ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ХИМИИ В 11 КЛАССЕ
статья по химии (11 класс) на тему
Материалы из опыта работы по использованию стратегии "активной оценки" в процессе преподавания химии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_huzeevoy_s.a.doc | 557.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное учреждение образования
«Тереховская средняя школа №2»
ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ХИМИИ В 11 КЛАССЕ»
Хузеева Светлана Антоновна
учитель химии
8(44)7725168
- mail:s.huzeeva@mail.ru
ТЕРЕХОВКА
2013
Контрольно-оценочная деятельность является важной составляющей частью образовательного процесса. Во многом ее эффективность зависит от того, насколько умело учитель и сами ученики ее осуществляют. Из собственной практики хочу сформулировать несколько проблем, с которыми рано или поздно сталкивается практически каждый учитель:
- для получения объективной картины об усвоении учебного материала всеми учащимися через опрос или проведение проверочных работ необходимо затрачивать большое количество учебного времени;
- частое выставление отметок трансформируется у учащихся в самоцель получить высокий балл, что провоцирует списывание, обман, лицемерие;
- отметка зачастую становится причиной ухудшения взаимоотношения ученика и учителя;
- некоторые ученики привыкают к тому, что у них могут быть только низкие отметки, у них снижается уровень самооценки, они пассивны на уроках.
Мотивом для постановки педагогической проблемы стал увеличивающийся разрыв между стремлением учащихся получить высокие отметки на уроках и неподтверждением ситуативно полученных отметок при проведении контрольных процедур.
Цель обобщения моего опыта – обоснование влияния используемых форм контрольно-оценочной деятельности на познавательный интерес к предмету химия.
Задачи:
- Раскрыть преимущества использования методов активной оценки в образовательном процессе
- Проанализировать основные дидактические принципы организации образовательного процесса на основе метода активной оценки
- Показать на конкретных примерах используемые формы работы в процессе организации учебной деятельности.
Новизна опыта заключается в изменении подходов к оценке познавательной деятельности учащихся, к роли учителя-предметника в этом процессе; выведение на первый план процесса оценивания в форме самооценивания и взаимооценивания учащихся.
Гипотеза: применение предложенных форм контрольно-оценочной деятельности на уроках химии способствует повышению познавательного интереса учащихся к предмету, следовательно, повышению качества образовательного процесса.
В вопросах организации контрольно-оценочной деятельности накоплен большой опыт. Но, по-прежнему, актуальность вопроса оценочной деятельности учащихся на уроке не снижается, по-прежнему эти вопросы остаются сложнейшими педагогическими проблемами.
Регламентируют контрольно-оценочную деятельность учителя нормативные документы, которые я использую в практической деятельности: - Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011 №38;
- Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам, утвержденные приказом Министерства образования Республики Беларусь 29.05.2009 №674, оценка результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Химия».
В этих документах определены основные функции оценивания: образовательная, стимулирующая, социальная, контролирующая, диагностическая [7, стр.25] Исходя из этих функций, я определяю следующие цели контроля:
- определение качества усвоения учащимися учебного;
- обнаружение достижений и успехов учащихся;
- указание путей совершенствования, углубления знаний, умений;
- создание условий для включения школьников в активную деятельность;
- обучение школьников приемам и формирование потребности взаимоконтроля и самоконтроля;
- воспитание у учащихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы.
Учебный процесс это деятельность трехсторонняя. Ее участниками являются: учащиеся, учителя и родители. Каждый участник заинтересован в достижении учебных результатов, и в том, чтобы эти результаты были оценены объективно, чтобы были исключены случаи субъективных и ошибочных суждений, чтобы отметки отражали действительную успеваемость учащихся. Сегодня учащиеся и их родители ждут от учителя, прежде всего, чтобы он понимал их и их проблемы и вместе с тем был строг, последователен и справедлив.
Реализации таких установок в образовательном процессе способствует применение активной оценки. Понятие «активная оценка» Н.И.Запрудский определяет как стратегию обучения, в рамках которой ученики имеют возможность постоянно видеть и понимать свои успехи (и радоваться им), неудачи (и устранять пробелы); родители также являются субъектами оценочной деятельности [1, стр.29].
При организации образовательного процесса с опорой на стратегию активной оценки, я стараюсь следовать следующим дидактическим принципам:
- приоритета самооценки. Этот принцип предполагает, что оценке (и тем более отметке) учителя должна предшествовать самооценка учащихся;
- критериальности, т.е. субъекты образовательного процесса в своей деятельности и при оценке ее результатов ориентируются на совокупность специально выработанных критериев;
- непрерывности – процедуре оценки подвергается весь процесс деятельности, а не только его результаты;
- гибкость и вариативность инструментария оценки;
- естественность процесса контроля;
- единства качественной и количественной оценок;
- преемственности в ценностях, целях, содержании, методах и средствах оценки на различных этапах обучения. [2, стр.26]
Выставление отметки учителем способствует развитию ученика в том случае, если он понял, что от него требуют, если он не сомневается в справедливости спрашиваемых знаний и необходимости требуемых умений, если он убежден, что может постигнуть требуемое, что полученная отметка зависит только от него самого и степени его усердия. Источником информации для ученика о том, как он учится, может и должен стать сам ученик. Процесс самооценки возможен, если учащимся известны критерии оценки; она становится эффективней, если ученики участвуют в определении целей, в выработке критериев [3, стр.18] .
Итак, кто, что, как и когда оценивает?
Процесс изучения нового раздела или темы начинаю с диагностики исходного состояния уровня обученности учащихся, т.к. новые знания должны надстраиваться над уже существующими. Для проведения входной диагностики я использую разные варианты: фронтальный опрос, работа над терминами, которые будут востребованы при изучении нового материала (приложение 1), тесты с перфокартами для само- и взаимопроверки, химические диктанты (приложение 1), и другие способы. Здесь я отдаю предпочтение самоконтролю или взаимоконтролю учащихся без выставления отметок. Ученики, сравнивая свои ответы с эталонными, сами выясняют, в чем они успешны, в чем есть пробелы. При этом некоторые вопросы могут оказаться невыясненными (касающиеся новой темы), они изучаются на последующих уроках.
Любое дело, в том числе и учебная деятельность, начинается с определения цели. Обучающие цели должны быть диагностичны, т.е. степень достижения цели можно проверить с помощью этой же цели. Обучающая цель должна быть конкретная, определенная, измеримая, (т.е. должна подразумевать количественную измеримость результата), достижимая (выполнимая для конкретного исполнителя), соответствующая контексту (ее достижение должно быть обеспечено ресурсами), привязанная к интервалу времени. [1, стр.46] Например: к концу урока дети должны знать:
- общую формулу алкенов,
- характерные особенности строения молекул представителей данного класса органических соединений,
- виды изомерии, характерные для алкенов, номенклатуру алкенов;
уметь: - называть алкены, находить изомеры, составлять формулы изомеров разных видов данному веществу.
Как вариант доведения до учащихся этой цели: «Ребята, к концу урока вы сможете находить алкены, характеризовать особенности строения молекул представителей данного класса, находить и называть изомеры, составлять формулы изомеров различных видов»
Или:
- на выходе с урока учащиеся смогут выполнить тест (далее приводится сам тест или ссылка на него) (приложение 2).
На языке детей эти цели будут звучать так: «Посмотрите на задания теста, который вы будете выполнять в конце урока. Поднимите руку те, кто из вас уже сейчас смог бы правильно выполнить данный тест. Я уверена, что через 30 минут активной работы каждый из вас справится с заданиями этого теста».
А в конце урока смотрим вместе с детьми – смогли или не смогли достичь поставленной цели. Образовательную цель на уроке иногда я формулирую сама, если тема сложна, или это вводный урок по разделу. Например, при изучении темы «углеводороды» цели уроков по алканам предлагаю учащимся сама, а когда переходим к изучению непредельных углеводородов, учащиеся уже сами предполагают, какие вопросы необходимо рассмотреть, чтобы охарактеризовать представителей данного класса. В дальнейшем курсе химии 11 класса учащиеся, зная логику изучения материала, могут определить тему и цель практически любого урока (приложение 3). Цель, сформулированная на языке учащихся, записывается на доске, и по ходу урока мы неоднократно к ней обращаемся для подведения промежуточных итогов урока.
В уроке самое главное – работа детей. Когда я готовлюсь к уроку, я думаю о результате и о том, как организовать деятельность учащихся, чтобы этого результата достичь. Учебный труд интересен, если он разнообразен. На уроке я стараюсь чередовать разные формы деятельности. Известно, что тот, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, которому все объяснили, поэтому моя задача – не давать знания в готовом виде, а научить самостоятельно их добывать. Предмет химия дает для этого массу возможностей. Одна из наиболее действенных – лабораторные опыты (приложение 3). Их можно рассматривать как подготовку к практической работе (выполнение одного из заданий практической работы), и поэтому очень важно, чтобы учащиеся знали критерии оценки выполнения данного вида заданий и могли оценить свою готовность к обязательно оцениваемой практической работе (приложение 5).
Еще один способ – совместная групповая работа. Она является важной составляющей эффективного обучения (приложение 3). Однако групповое обучение – это гораздо больше, чем просто «работа вместе». Главная задача работы в группах – вовлечь учащихся в процесс обучения. Эффективность работы группы обеспечивается принятием всеми общей цели, пониманием, что общий успех группы возможен лишь при условии высокой активности и эффективности деятельности каждого члена группы.[5, стр.24] Поэтому при подведении итогов групповой работы, помимо учебного результата, я предлагаю учащимся обсудить вклад каждого члена группы в достижение учебной цели. Для этого проводим рефлексию разными способами. Например, прием «Пирог»: учащимся предлагается разделить пирог на части, которые показывают вклад каждого члена группы в работу; или ассоциация своей деятельности с героями рефлексивных картинок (приложение 6)
Дидактические игры. «Горячий стул» (работа с терминами).
К доске приглашаю ученика (по желанию), он садится на стул, лицом к классу. Я записываю на доске термины, а учащиеся класса объясняют эти термины, не называя их. Цель ученика на « горячем стуле» - отгадать как можно больше терминов. Например «горячий стул» по теме «Алканы»: метан, реакция замещения, радикальный механизм, тетраэдр, 0,154 нм, гомологическая разность, 109028/ и др. Благодаря этой игре любой ученик может проверить свою подготовку к уроку, а учащиеся повторяют теоретические вопросы, оценивают свой уровень владения материалом.
Обратная связь на уроке: выходной контроль. Удобным и практичным с точки зрения экономии времени в данном случае является тестовый контроль с избирательными ответами. Такие задания показывают глубину усвоения материала, так как учащимся необходимо не только выбрать один-два (редко три) правильных ответа, но и серьезно их проанализировать. Я предлагаю учащимся для самостоятельного выполнения несколько вариантов заданий, далее работа в парах учащихся, выполнявших один и тот же вариант, для обсуждения полученных ответов, следующий этап – проверка правильности выполнения заданий для определения полноты усвоения изучаемого материала с использованием предложенного ключа (приложение 2). Польза такого вида сотрудничества еще и в том, что у детей формируются и развиваются социальные компетенции, которые важны для любого человека: критиковать не личность, а ее деятельность и поведение, руководствоваться критериями, а не своим видением, своими ощущениями, уважать партнеров, понимать другого человека.
В качестве выходного контроля так же использую задания на осуществление цепочки превращения веществ. Обязательным условием для ее содержания является наличие тех заданий, которые рассматривались на данном уроке или присутствовали в домашнем задании («НаШтоБуЗу» «на што буду звяртаць увагу» данного урока). [5, стр.23] Например, в теме «Получение альдегидов» в курсе химии 11 класса в качестве выходного контроля можно предложить следующую цепочку превращений: этен – этанол = этаналь – этановая кислота. Критерии оценивания данного задания:
Записаны формулы всех веществ (молекулярные и структурные) | +2 |
Записаны соответствующие предложенным переходам уравнения реакций (расставлены коэффициенты, указаны условия протекания процессов), за каждое уравнение реакции | +2 * 4 |
Здесь также уместно использование взаимооценки. Но учащихся надо готовить к использованию взаимной оценки. Они должны знать, что оценка одноклассника – это не выставление отметки, а сравнение исполненной работы с целями, предложенными критериями. И как важное дополнение: использование взаимооценки экономит время учителя.
Еще один способ обратной связи – это хорошо знакомый и всеми используемый фронтальный опрос… но, с некоторыми дополнениями. У каждого ученика – оценочный лист, в котором он отмечает, правильно или не правильно ответил бы он на вопрос учителя, если бы ему предложили это сделать. Используем правило «неподнимания рук» (договариваемся с учениками, что они не поднимают руки, а учитель сам выбирает, кто будет отвечать). На уроках у меня всегда присутствует карандашница, в которой находятся карандаши с именами детей, и кто будет отвечать на предложенный вопрос выбирает случай. Использование этого приема позволяет, во-первых, нацелить всех учащихся на подготовку к ответу на все вопросы, во-вторых, дает время учащимся на обдумывание ответа, в-третьих, учитель охватывает своим вниманием весь класс, а не работает с самыми активными учащимися, которые при классической форме проведения фронтальной беседы первыми поднимают руку, или выдают ответ с места. [5, стр.22] Оценочный лист покажет ученику, насколько хорошо он усвоил материал урока.
Еще один способ обратной связи – домашнее задание. По тому, как оно выполнено, можно судить о продуктивности предыдущего урока и об ответственности ученика. Выполнение домашнего задания я проверяю практически на каждом уроке. Это может быть предварительная проверка (собираю тетради до урока) письменного задания, выборочная проверка на уроке, ответ у доски, минипроверочная работа и другие способы, которые не занимают много времени на уроке, но стимулируют подготовку к уроку, заставляют ответственно относиться к работе на уроке. Достаточно часто при проверке письменных работ учащихся, будь то домашние или обучающие самостоятельные работы, выполненные на уроке, я не ставлю отметку, а предлагаю учащемуся улучшить работу через комментарии, в которых указываю страницу учебника, где можно получить информацию для правильного выполнения задания, подчеркиваю ошибки в формулах, расстановке коэффициентов в уравнении реакции, в расчетах к задаче. Такой способ обратной связи дает особенно хорошие результаты при работе с учащимися, которым трудно дается предмет. Рассматривая ошибку не как основание для снижения отметки за работу, а как сигнал о том, что надо еще доработать, стараюсь помочь ученику совершенствоваться в своих учебных действиях. Ведь для них очень важно, что учитель в первую очередь находит в работе не ошибки, а то, что сделано правильно. Нужно научить детей радоваться успеху, даже маленькой удаче.
Развитие личности невозможно без способности к самоанализу и самокоррекции. Рефлексия помогает ученикам лучше понять себя, оценить свои возможности, осознать трудности, выбрать наилучший путь достижения цели, эффективно действуя не только в учебных, но и в жизненных ситуациях.
Короткая беседа в конце урока
- Чем мы сегодня занимались?
- Что у нас получилось хорошо?
- Какая форма работы была самой продуктивной?
поможет не только ученикам проанализировать свою работу, но и учителю увидеть, какие формы работы на уроке способствуют качественному усвоению материала. Или метод «Рефлексивная мишень»: на листе ватмана (или на доске) рисуется мишень, которая делится на 4 сектора. В каждом из секторов записываются параметры – аспекты рефлексии. Например, сектор 1 – оценка содержания; сектор 2 – оценка формы, методов взаимодействия; сектор 3 – оценка деятельности педагога; сектор 4 – оценка своей деятельности. Каждый учащийся «стреляет» в мишень, делая отметку (от о до 10). Затем комментирую полученный результат.
Не умаляя важности самоконтроля и взаимоконтроля, т.е непосредственно активной оценки, обязательно должна быть и подытоживающая оценка – отметка за качество выполненного задания. В должностные обязанности учителя входит функция осуществлять текущую, промежуточную и итоговую аттестацию, определять уровень овладения знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой. Виды работ контролирующего характера, подлежащие обязательному оцениванию, в процессе преподавания химии многоплановые: кратковременные самостоятельные, практические, контрольные и др. [6, стр.173]. Все виды работ я объединяю в «Программу мониторинга учебной деятельности учащихся» и довожу до их сведения (приложение 5). Частота включения в образовательный процесс работ контролирующего характера в основном соответствует каждому третьему-четвертому уроку, что позволяет обеспечить объективность в определении уровня усвоения материала учащимися. При подготовке к проведению работ контролирующего характера использую прием «НаШтоБуЗу», т.е. определяю совместно с учащимися, на что следует обращать внимание при изучении материала, что будет представлено в работе. Список критериев может быть написан на доске или получен на листочке бумаги каждым учеником. Например, в нормах оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Химия» нет критериев для оценки практической работы. Вместе с учащимися, мы определили, как лучше оформлять практическую работу и соответственно, как ее оценивать (приложение 5). Для привития навыка оформления лабораторных опытов и практических работ я предлагаю учащимся 7, 8 классов использовать тетради на печатной основе. А вот применение таких тетрадей старшеклассниками не приветствую, считая, что умение правильно и логично оформить результаты своей экспериментальной работы – это один из критериев сформированности интеллектуальных умений учащихся.
Таким образом, можно сделать вывод, что используемые мной методы и приемы оценочной деятельности позволяют решать задачи:
- повысить интерес к процессу обучения и активного восприятия учебного материала по предмету;
- способствует развитию способности учащихся к самостоятельной аналитической и оценочной работе;
- способствует формированию и развитию ключевых социальных компетенции, т.е. помимо знаний и умений учащихся, важным показателем качества обучения становиться наличие у них опыта решения жизненных проблем, социальных функций, практических навыков деятельности.
Результативность опыта выражается в стабильной активности учащихся на уроке, благоприятной творческой атмосфере, царящей в классном коллективе.
При подготовке педагогического совета (январь 2012 г) «Контрольно-оценочная деятельность педагога в образовательном процессе» проводилось анкетирование учащихся. Результаты анкетирования показали, что 95% учащихся согласны с отметкой, выставляемой учителем по химии, 100% учащихся отметили, что знают критерии оценивания.
Но основными показателями результативности педагогического опыта являются:
- Стабильное качество знаний и успешность обучения учащихся химии. Результаты качества знаний учащихся предложены в таблице
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ХИМИИ (на 6-10) | |||||
Класс (в 2008/2010) | VII | VIII | IX | X | XI |
Кол-во учащихся в классе | 5 | 7 | 5 | 11 | 6 |
Качество знаний в 2009/2010 | 60% | 57% | 60% | 54% | 67% |
Качество знаний 2010/2011 | 60% | 71% | 40% | 64% |
|
Качество знаний 2011/2012 | 80% | 57% | 40% |
|
|
2. Об эффективности использования предложенных приемов, на мой взгляд, достоверно говорит тот факт, что на протяжении 4-х лет выпускники выбирают для сдачи централизованного тестирования предмет химия, что свидетельствуют о наличии у них прочных и стабильных знаний по предмету. Особенно горжусь тем, что в Гомельском государственном медицинском университете на каждом курсе есть мои выпускники.
3. Познавательный интерес учащихся к предмету, показатели которого ежегодно изучаются по критериям, предложенным Н.В.Кухаревым [4, стр.18], показывает, что интерес к предмету химия возрастает: если у учащихся, которые начали изучать предмет в 2009/2010 учебном году, составлял 70%, то в 2010/2011 - 75% , а в 2011/2012 – почти 80%
Результаты диагностики познавательных интересов учащихся.
Любой урок – это всегда общение, которое отнюдь не ограничивается передачей информации. Мы учимся слышать и понимать друг друга, с уважением относиться к любому мнению, к любой точке зрения. Мне хочется, чтобы каждый ученик поверил в себя, свои силы и возможности, чтобы испытал не только радость познания, но и радость общения, радость творчества, почувствовал удовольствие от интеллектуального напряжения, ощутил вкус победы над собой.
Литература:
1. Запрудский, Н.И. Контрольно-оценочная деятельность учителя и учащихся/ Н.И.Запрудский. – Минск: Сер-Вит, 2012. – 160 с.
2. Запрудский, Н. И. Моделирование и проектирование авторских дидактических систем : пособие для учителя / Н. И. Запрудский. – Минск, 2008. – 336 с.
3. Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии – 2/ Н.И.Запрудский. – Минск: Сер-Вит, 2012. – 251с.
4. Кухарев, Н.В. Тайны педагогического мастерства в системе акмеологических основ урока: учебно-методическое пособие/ Н.В. Кухарев. – Гомель: Государственное учреждение образования «Гомельский областной институт развития образования», 2010. – 37с.
5. Радевич, Е.В. От оценивания для контроля к оцениванию для развития/ Радевич Е.В. //Пачатковае навучанне. – 2012. - №10.
6. Стэрна, Д. Актыўная ацэнка: новая методыка навучання для якаснага ўзроўню адукацыі/ Д.Стэрна//Пачатковае навучанне. – 2012. - №10.
7. Шурим, И.Н. Контроль и управление в учреждениях образования. Химия/ И.Н. Шурим. – Минск: Зорны верасень, 2006. – 205с.
8. Оценка результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Химия»//Хімія: праблемы выкладання. – 2009. - №7
Приложение 1
Материалы для входной диагностики
- Работа над терминами, которые будут востребованы при изучении новой темы.
Тема « Химические свойства алканов»
Выпишите следующие термины в две колонки – «знаю», «не знаю»:
Реакция замещения, реакция окисления, изомерия, изомер, изомеризация, крекинг, парафины, алкены, галогены, галогенопроизводные алканов, карбоновые кислоты, соли карбоновых кислот, пиролиз, синтез-газ.
- Химический диктант
Тема «Получение и применение алкенов»
№ | Вопросы для учащихся | Ответ |
1 | Общая формула алкенов | СnH2n |
2 | Запишите структурную формулу этилена | СН2 = СН2 |
3 | Какой тип химических реакций наиболее характерен для алкенов? | Реакции присоединения |
4 | Что присоединяется к молекуле алкена в реакции гидрирования? | Водород |
5 | Что присоединяется к молекуле алкена в реакции гидротации? | Вода |
6 | Как называется реакция синтеза высокомолекулярных соединений из низкомолекулярных? | Полимеризация |
7 | Запишите формулу винил-радикала | СН2 = СН – |
8 | Запишите формулу 2бромпропана | СН2 = СН Br– СН2 |
9 | Запишите формулу пропанола -1 | СН3 – СН2 – СН2ОН |
10 | Как качественная реакция на присутствие двойных связей в органических соединениях используется реакция присоединения…(какого вещества?) | Br2 |
Приложение 2
Тестовые задания с избирательными ответами.
Тема «Алкины»
Вариант 1.
- Какая общая формула соответствует гомологическому ряду алкинов:
а) CnH2n,
б) CnH2n+2
в) CnH2n-2
г) CnH2n-6?
2. Как отличить ацетилен от бутана:
а) по способности обесцвечивать бромную воду;
б) гореть бесцветным пламенем;
в) обесцвечивать перманганат калия;
г) образовывать взрывоопасные смеси с воздухом?
3. Какой объем ацетилена (н.у.) выделится, если в избытке воды растворить технический карбид кальция массой 50г, содержащий в массовых долях0,36 примесей:
а) 33,6 дм3,
б) 22,4 дм3,
в) 11,2 дм3,
г) 5,6 дм3?
4. Чем отличается тройная связь от двойной и какая при этом соответственно форма молекул:
а) наличием двух пи-связей, форма молекул тетраэдрическая,
б) наличием двух пи-связей, форма молекул плоская,
в) наличием двух пи-связей, форма молекул линейная,
г) наличием трех пи-связей, форма молекул линейная?
5. Какой тип реакций характерен для ацетилена:
а) разложения,
б) присоединения,
в) замещения,
г) обмена?
Карточка для заполнения учащимися Ключ для проверки
а | б | в | г | а | б | в | г | |||
1 | 1 | * | ||||||||
2 | 2 | * | * | |||||||
3 | 3 | * | ||||||||
4 | 4 | * | ||||||||
5 | 5 | * |
Приложение 3
Урок химии в 11 классе
Тема: Карбоновые кислоты. Насыщенные одноосновные карбоновые кислоты
Цель: к концу урока учащиеся должны
знать:
-состав, химическое строение, классификацию карбоновых кислот,
-электронное и пространственное строение карбоксильной группы,
-виды изомерии, характерные для карбоновых кислот,
- физические свойства карбоновых кислот
уметь:
-составлять структурные формулы насыщенных одноосновных карбоновых кислот и их изомеров;
-называть насыщенные одноосновные карбоновые кислоты.
Оборудование и материалы:
- На столах: методички для выполнения заданий; карточки «лото»; флажки по цвету группы
- Лабораторное оборудование на столах: стандартная индикаторная бумага; штативы с пробирками; спиртовки; химические стаканчики; стеклянные палочки; в группе I химический стаканчик со льдом; водные термометры
- Растворы кислот: муравьиная; уксусная;; стеариновая; пропионовая
- У учителя: стакан со льдом, демонстрационная пробирка, уксусная кислота
Вводная беседа для определения цели урока для учащихся и НаШтоБуЗу:
- Нам сегодня предстоит решить грандиозные задачи, потому что вещества, о которых пойдет дальше речь, настолько интересны, разнообразны и необходимы нам в жизни, что о них можно говорить бесконечно. Но урок имеет свои рамки и поэтому, давайте определим, что это за вещества, и что мы о них должны узнать.
Итак,
- Вещества данного класса, кислые на вкус, – последнее звено в цепи:
Спирт → Альдегид → ?
- Вещества данного класса относятся к группе кислородосодержащих соединений и придают многим продуктам питания кислых вкус.
- Вещества данного класса – продукты реакции окисления соответствующих альдегидов - известны человечеству с незапамятных времен и обуславливают кислый вкус многих плодов и ягод.
- Вещества данного класса получают в результате окисления спиртов и альдегидов, а так же выделяют из многих плодов и ягод
Учащиеся определяют тему урока и формулируют задачи урока (НаШтоБузу урока)
- сформулировать определение,
- вывести общую формулу,
- изучить классификацию,
- познакомиться с видами изомерии
- овладеть навыками номенклатуры,
- рассмотреть физические свойства,
- определить закономерности, вытекающие из электронного строения.
Работать мы будем в группах постоянного состава, а помогут вам в работе задания в брошюрах на столах.
Задание: Рассмотрите формулы отдельных представителей данного класса:
HCOOH , HOOC – COOH, H2C = CH - COOH , COOH
׀
Цель: Используя подсказки, расположенные у вас на столах и записанные в методичках, а так же выполнив задания № 1, вы сможете дать название темы урока, вывести общую формулу класса соединений, с которым мы сегодня знакомимся, и сформулировать его определение.
Группа | Задание |
I |
|
II |
|
III |
|
IV |
|
Карбоновые кислоты – органические вещества, в молекулах которых карбоксильная группа соединена с углеводородным радикалом. Общая формула: R – COOH
Проблемный вопрос: почему данные кислоты имеют первое слово «карбоновые»?
«Карбо» - углерод ⇒ кислоты углерода
- Классификация карбоновых кислот
Рассмотреть классификацию карбоновых кислот по типу углеводородного радикала и по числу карбоксильных групп в молекуле
Вводное слово: Карбоновые кислоты – не новый для вас класс, и с несколькими представителями вы уже знакомы давно. Но число карбоновых кислот настолько велико, что здесь не обойтись без классификации.
Формулы веществ «лото»:
- CH3 – CH2 – COOH, CH3 – (CH2)7 – CH = CH – (CH2)7 – COOH,
CH2 = CH – COOH, H3C – CH – COOH, COOH
׀ ׀
CH3
- HCOOH, H3C – COOH, HOOC – COOH, HOOC – CH2 – COOH,
HOOC – CH2 – CH – CH2 – COOH, CH3 – CH – COOH, HOOC – CH2 – CH2 – COOH
׀ ׀
COOH CH3 , CH2 = CH – COOH HCOOH CH3COOH CH3 – (CH2)14 – COOH HOOC – CH – COOH,
- CH3 – CH2 – COOH, COOH
HOOC – CH – CH2 – COOH
׀
CH3 – CH - COOH OH
CH3
- CH3 – CH2 – COOH, CH3 – (CH2)7 – CH = CH – (CH2)7 – COOH, CH2 = CH – COOH, HOOC – CH2 – CH – CH2 – COOH, CH3 – (CH2)14 – COOH , HOOC – CH2 – COOH, HOOC – COOH, H3C – CH – COOH, COOH, HCOOH
, C H3
Цель: Выполнив задания № 2 в методичках, вы должны освоить навыки классификации карбоновых кислот по разным признакам.
Группа | Задание |
I |
|
II |
|
III |
|
IV |
|
Афиширование результатов работы групп с составлением схемы на доске.
I группа II группа
III группа |
IV группа
Примеры Примеры
Примеры Примеры Примеры
Высшие кислоты (жирные) – кислоты с общей формулой СH3 – (CH2)xCOOH, где х ≥ 8 .
Они образуются при разложении жиров.
- Номенклатура карбоновых кислот
Познакомиться с принципами международной номенклатуры ИЮПАК и тривиальными названиями карбоновых кислот.
Вводное слово учителя:
А как же давать имена кислотам? Их много, они разнообразны по составу и строению, есть ли закономерности в их номенклатуре?
Для органических кислот более часто употребляются тривиальные названия. Поскольку многие из этих соединений известны очень давно, то эти термины указывают скорее на источник выделения, чем на химическую структуру кислот. Например, жжение при укусе муравья вызывается муравьиной кислотой (от латинского formica — муравей); уксусная кислота впервые выделена из уксуса, образующегося при скисании вина; масляная кислота сообщает прогорклому маслу его типичный запах; капроновая кислота входит в состав козьего жира (от латинского caper— коза).
Но нельзя забывать про международную номенклатуру ИЮПАК. В основе названия кислот лежат те же принципы, что и при номенклатуре изученных ранее органических соединений.
Цель: Проработав задания № 3 в методичках, вы должны изучить принципы международной номенклатуры ИЮПАК карбоновых кислот и научиться давать названия некоторым, наиболее распространенным в природе кислотам.
Группа | Задание |
I |
1. Нумеруем ___________, начиная с атома углерода _______________ группы 5 4 3 2 1 О С – С – С – С – С ОН 2.Если есть в молекуле функциональная группа, то указываем ее _____ и ______ 5 4 3 2 1 О С – С – С – С – С 3 – ФГ…. ׀ ОН ФГ 3.Даем название ___________ по числу атомов __________ в ____________, добавляем суффикс _______ и слово ___________ 3 – ФГ алкановая кислота
СH3 – CH – COOH ׀ OH
|
II |
5 4 3 2 1 О С – С – С – С – С Алкан → алкановая кислота ОН 5 4 3 2 1 О С – С – С – С – С ׀ ОН 3 – ФГалкановая кислота ФГ 5 4 3 2 1 О С = С – С – С – С Алкен – 4 - овая кислота ОН Дайте название по международной номенклатуре акриловой кислоте: H2C = CH - COOH
|
III | По одной из древнегреческих легенд, Аполлон, Бог Солнца, разрешил своему сыну Фаэтону править солнечной колесницей. Фаэтон слишком близко подлетел к Земле и на ней запылали пожары, почернели люди Эфиопии, образовались пустыни. Тогда, по просьбе Богини Земли – Геи – Зевс своей молнией сбросил Фаэтона в одну из оставшихся рек, и пожары прекратились. Мать и сестры, оплакивая погибшего, превратились в тополя, с ветвей которых продолжали капать слезы. Слезы твердели и становились янтарем. Янтарная кислота содержится в недозрелых фруктах и буром угле.
HOOC – CH2 – CH2 - COOH
1, 4 – бутандиовая кислота
НООС – CH – CH2 – COOH ׀ OH
2 окси – 1,3 пропандиовая кислота
OH ׀ HOOC – CH2 – C – CH2 - COOH ׀ COOH Лимонная кислота содержится в лимонах, землянике, смородине, ананасах, а так же молоке и крови. Осенью китайский лимонник - пятнадцатиметровая лиана – покрывается кистями целебных мелких плодов с лимонным привкусом. Они повышают общий тонус организма. Впервые лимонная кислота была получена из сока незрелых лимонов шведским аптекарем Шееле в 1784г |
IV |
Сотни лет назад знахари умели снижать жар и снимать боль водной настойкой коры вербы или ивы. В 1838 году Рафаэль Пириа выделил из ивовой коры салициловую кислоту, которая и сейчас находит применение, как наружное бактерицидное средство.
СH HC C - COOH HC C – OH CH
ацетилсалициловая кислота
Аспирин считается одним из главных лекарств XX века. В таблетках «шипучего» аспирина содержится питьевая сода, которая при растворении в воде выделяет углекислый газ. Аспирин с витамином С поддерживает способность организма сопротивляться простуде. Предложите название вышеуказанных соединений по международной номенклатуре |
- Физические свойства
Изучить физические свойства карбоновых кислот. Обосновать взаимозависимость между составом, строением кислоты и ее физическими свойствами.
Вводное слово: Ребята, сейчас нам с вами необходимо познакомиться с физическими свойствами карбоновых кислот. Но знакомство осуществлять вы будете самостоятельно, используя рекомендации в брошюрах.
Лабораторная работа: «Изучение физических свойств карбоновых кислот»
Цель: Проведя исследования, описанные в методичках под № 4, вы сможете изучить физические свойства карбоновых кислот, выявить закономерность между составом, строением и физическими свойствами веществ данного класса.
Группа | Задание |
I |
☠ Вспомните, как правильно определять запах!
Агрегатное состояние __________________, Цвет _____________________ Запах _________________________, Растворимость в воде __________________ |
II |
☠ Вспомните, как правильно определять запах!
Агрегатное состояние низших карбоновых кислот __________________; Агрегатное состояние высших карбоновых кислот __________________ Чем больше относительная молекулярная масса кислоты, тем __________запах |
III |
Уксусная, стеариновая ☠ Вспомните, как правильно обращаться с растворами кислот!
|
IV |
☠ Вспомните, как правильно проводить нагревание жидкости!
|
Таблица Температуры кипения некоторых предельных одноосновных карбоновых кислот
Кислота | Формула | t кип, 0С |
Масляная (бутановая) | C3H7COOH | 163,5 |
Изомасляная (2 - метилпропановая) | CH3 – CH – COOH CH3 | 154,5 |
Валерьяновая (пентановая) | C4H9COOH | 187 |
Изовалерьяновая (3 - метилбутановая) | CH3 – CH – CH2 – COOH CH3 | 176,7 |
Триметилуксусная (2,2 - диметилпропановая) | CH3 CH3 – C – COOH CH3 | 163,8 |
Физические свойства уксусной кислоты:
Агрегатное состояние жидкое, Цвет бесцветная прозрачная жидкость, Запах резкий уксусный, Растворимость в воде хорошая, температура кипения 1180С, температура плавления 170С
Эксперимент: Учитель помещает заранее демонстрационную пробирку в стакан со льдом. Теперь в пробирку он наливает 2 – 3 мл концентрированной уксусной кислоты, которая кристаллизуется. Замерзающая уксусная кислота называется «ледяной»
Зависимость физических свойств карбоновых кислот от строения молекулы:
Низшие карбоновые кислоты – жидкости; высшие – твердые вещества
Чем больше относительная молекулярная масса кислоты, тем меньше ее запах.
С увеличением относительной молекулярной массы кислоты растворимость уменьшается
Чем больше относительная масса кислоты, тем выше температура кипения
Температура кипения кислот с нормальным строением углеродного радикала выше, чем температура кипения кислот изомерного строения.
Проблема: Что влияет на физические свойства карбоновых кислот?
Электронное строение молекулы. Давайте рассмотрим электронное строение молекул карбоновых кислот.
- Электронное строение.
Вопрос – ответ:
Рассмотрите строение молекулы карбоновой кислоты. Из каких двух самостоятельных групп состоит карбоксильная группа?
Карбонил: - С = О
׀
Гидроксил: - ОН
Какова особенность электронного строения карбонильной группы?
Связь С=О полярная, плотность смещена к атому кислорода.
Какие свойства придает спиртам наличие гидроксила?
За счет подвижности атома водорода спирты проявляют слабые кислотные свойства.
И вот две эти функциональные группы соединены между собой.
Проблема: Как распределена электронная плотность в получившемся фрагменте? Как это отражается на свойствах карбоновых кислот?
По сравнению с альдегидами и кетонами углеродный атом – С = О несет меньший положительный заряд. Это происходит благодаря положительному мезомерному эффекту атома кислорода гидроксильного фрагмента, имеющего неподеленную электронную пару. Таким образом, карбонильная группа становится не способна к реакциям присоединения, характерным для альдегидов и кетонов.
- Вместе с тем, возрастает полярность связи – О — Н гидроксильного фрагмента, ион водорода легче отщепляется, кислотные свойства карбоновых кислот значительно сильнее по сравнению со спиртами.
Выводы по уроку:
Ну что ж, потрудились все неплохо, проверим, на сколько вам удалось усвоить новый материал (тесты):
- Укажите в списке формулы карбоновых кислот: (б, г, д)
а) H3C – CH2 – OH, б) H3C – CH = CH – COOH, в) H2N
г) HCOOH, д) H3C – CH – CH3, е) H3C – COH
׀
COOH
- Общая формула одноосновных насыщенных карбоновых кислот, отражающая молекулярный состав?
а) СnH2nO2;
б) СnH2n+1 СОOН;
в) СnH2nO;
д) СnH2n+2 О
- Выберите название первого представителя гомологического ряда предельных одноосновных карбоновых кислот:
а) бензойная;
б) уксусная;
в) щавелевая;
д) муравьиная;
е) лимонная
- Найдите соответствия
1 | CH3 CH3 – C – СН2 – COOH CH3 | А | 2-окси, 1,4 бутандиовая кислота |
2 | CH2 = CH – CH2– COOH | Б | 3,3 диметилбутановая кислота |
3 | НООС – CH – CH2 – CH2 –COOH ׀ OH | В | Бутен-3овая кислота |
- Найдите полную классификацию, соответствующую янтарной кислоте (НООС – CH2–CH2– COOH):
а) одноосновная, предельная, низшая
б) одноосновная, непредельная, низшая
в) двухосновная, предельная, низшая
г) двухосновная, непредельная, низшая
Проблема: некоторые лекарственные препараты нельзя запивать целым рядом напитков, в том числе кислые фрукты и соки, маринады, блюда с уксусом нельзя употреблять в пищу наряду с антибиотиками пенициллинового ряда и эритромицином. Как вы думаете, чем вызван данный запрет?
Кислоты, содержащиеся в указанных продуктах могут вступать в химическое взаимодействие с названными антибиотиками, нейтрализуя их воздействие на организм.
ИТОГ: Действительно, все дело в химическом взаимодействии кислот с различными веществами. А вот об этом мы поговорим с вами на следующем уроке!
Приложение 4
Программа мониторинга учебной деятельности учащихся по теме «Углеводороды» в 11 классе
Количество часов в теме – 15
№ | Тема урока | Дата проведе- ния | Вид работы, подлежащий оцениванию | |
1 | Алканы. Строение алканов. Номенклатура алканов | |||
2 | Изомерия и физические свойства алканов | |||
3 | Химические свойства алканов | Проверочная работа «Номенклатура и изомерия алканов» | 15 мин | |
4 | Алкены. Строение алкенов | |||
5 | Номенклатура, изомерия и физические свойства алкенов | |||
6 | Химические свойства алкенов | |||
7 | Получение и применение алкенов | Тестовая работа «Алкены» | 15 мин | |
8 | Практическая работа 1 | Практическая работа | 45 мин | |
9 | Диеновые углеводороды. Алкадиены | |||
10 | Алкины. Строение, номенклатура и изомерия алкинов | |||
11 | Физические и химические свойства, получение и применение ацетилена | |||
12 | Арены. Бензол | Проверочная работа «Генетическая связь между различными классами у/в » | 25 мин | |
13 | Получение и применение ароматических соединений | |||
14 | Углеводороды в природе. Нефть. Переработка нефти | |||
15 | Контрольная работа по теме | Контрольная работа | 45 мин |
Для учащихся:
№ урока | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Дата урока | 09.09 | 11.09 | 16. 09 | 18.09 | 23.09 | 25.09 | 30.09 | 02.10 | 07.10 | 09.10 | 14.10 | 16. 10 | 21.10 | 23.10 | 28.10 |
Форма контроля | ПрР | Т | ПР | ПрР | КР |
ПрР – проверочная работа
Т – тестовая работа
ПР – практическая работа
КР – контрольная работа
Приложение 5
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ
ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ХИМИИ
Каждое задание практической работы оценивается отдельно, итоговая отметка выставляется как среднее арифметическое за выполнение всех заданий (экспериментальных задач)
№ | ОЦЕНИВАЕМЫЙ ПАРАМЕТР | БАЛЛ |
Общее оформление | Записана цель практической работы, приведен список необходимого оборудования и реактивов | +1 |
Оформление каждого задания | Сформулировано и записано практическое задание | +1 |
Собран прибор, проведена химическая реакция с соблюдением техники безопасности | +2 | |
В отчете представлен рисунок прибора, указаны используемые реактивы, получающиеся вещества | +1 | |
Записаны происходящие в ходе химической реакции изменения | +1 | |
Записано уравнение протекающей реакции | +2 | |
Сформулирован вывод в соответствии с условием задания | +2 | |
Задача оформлена аккуратно, все записи корректны | +1 | |
Нарушены правила техники безопасности | -5 | |
Небрежно оформлена работа | -2 | |
Допущены ошибки в химической терминологии | -1 |
Приложение 6
С каким героем картинки ты себя ассоциируешь? Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ПО ХИМИИ НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ VII класс
В помощь учителю...
Рабочая программа элективного курса «Введение в химию» Химия 6 класс
В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в форми...
Рабочя программа по химии для 8 класса к учебнику Н.Е.Кузнецовой "Химия.8 класс".
Естественнонаучное образование - один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Оно обеспечивает всестороннее развитие личности ребёнка за время его обучения и воспит...
Химия 10 класс базовый уровеньИтоговый тест по химии Фамилия, имя ________________________________ Класс _____10_________________________________ Дата выполнения _____________________________ № варианта _____3____________________________ Тестовый балл ___
Итоговая контрольная работа по химии за 10 класс по органической химии в двух вариантах. Базовый кровень...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа и КТП по химии для 8 класса средней школы «Химия 8 класс" О.С.Габриелян. ФГОС
Рабочая программа учебного курса по химии для 8 класса разработана на основе ФГОС второго поколения, на базе программы основного общего образования по химии и авторской Программы основного общего обра...
Методическая разработка урока по химии в 9 классе "Соли азотной кислоты". УМК Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Химия. 9 класс. М.: Просвещение, 2019
Структура урока включает в себя следующие этапы: Организационный этап, приветствие и проверка готовности к уроку, психологического настроя учащихся.Проверка домашнего задания. Выполн...