Исследовательская деятельность на уроках физики
методическая разработка по физике (7 класс) на тему
Исследовательская работа на уроках физики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_deyatelnost.docx | 22.67 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Некрасовская СОШ
Выступление на тему: «Исследовательская работа на уроках физики»
Подготовила учитель физики:
Глазкова Светлана Борисовна
2014 год
Важнейшая задача современного образования: ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Формирование универсальных учебных действий (УУД):
1.Проблемно-диалогическая технология.
2.Организация учебного сотрудничества.
3.Работа по планированию, оцениванию детьми собственной деятельности.
4.Проектно-исследовательская деятельность.
5. Технология оценки образовательных достижений
6. Творческие мастерские в рамках разновозрастного сотрудничества.
7. Технологии развивающего обучения.
Этапы исследовательской деятельности
- Выбор темы исследования
- Изучение теоретического материала
- Выделение проблемы, постановка целей и задач исследования
- Формулировка гипотезы
- Освоение методики исследования
- Сбор собственного экспериментального материала
- Обработка материала
- Обобщение, интерпретации, выводы
- Представление исследования
Основные типы творческих работ обучающихся
Тип | Основные характеристики |
Реферативные | Сбор и представление информации по избранной теме |
Экспериментальные | Постановка эксперимента с заранее известным результатом в иллюстративных целях |
Проектные | Достижение и описание заранее спланированного результата |
Описательные | Фиксация результата сбора данных по определенной методике |
Исследовательские | Выводы о характере исследования явления на основе собранных и обработанных данных |
Выбор темы исследования:
- Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку;
- Правило 2. Тема должна быть выполнима;
- Правило 3. Тема должна быть такой, чтобы работа по ней могла быть выполнена относительно быстро;
- Правило 4. Тема должна соответствовать возрастным особенностям детей;
- Правило 5. Выбирая тему, необходимо учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы;
- Правило 6. Выбирать тему нужно быстро, пока не угас интерес;
- Правило 7. Тема должна быть актуальной.
Подходы к выбору учащимся темы исследования
1. Педагог предлагает ребенку тему.
2. Ребенок выбирает тему самостоятельно.
3. Ребенок выбирает тему с помощью педагога, использующего для этого определенную методику поиска проблемы или замысла исследовательской работы.
Проблемные ситуации представляют собой такое состояние знания о том или ином явлении действительности, которое характеризуется отсутствием одного или нескольких необходимых элементов, выступают как противоречивое единство известного и неизвестного.
Цель исследования
Цель исследования – это то, что в самом общем виде необходимо достичь по завершения исследования.
Если понятна и выделена проблема, то решение её и является целью исследовательской работы (проекта
Требования к формулировке цели
- Цель должна указывать на объект и предмет исследования
- Цель должна быть конкретна и ясно сформулирована
- Цель должна быть достижима ( цель должна соответствовать уровню развития познавательных действий или выводить на новый уровень освоения методов исследования объекта и предмета)
Объект и предмет исследования
- Объект исследования – это то, что противостоит познающему субъекту, то есть то, на что направлено наше внимание
- Предмет исследования – это сторона объекта. Один и тот же объект может быть предметом разных исследований. Предмет одного исследования может служить объектом другого( более частного).
Между объектом и предметом выполняется отношение – целое – частное
Предмет определяет границы, в пределах которых изучается объект.
Гипотеза исследования
- Гипотеза – предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, истинное значение которого неопределенно. Предполагает экспериментальную проверку опытом, чтобы стать фактом либо быть опровергнутой.
Правила формулирования гипотезы
При формулировании гипотезы определяется, что автору необходимо познать (преобразовать), а затем делается само предположение в виде выражения:
- «это возможно, если…»
- «это существует, если…»
- «будет обеспечено, если…»
- «будет осуществляться эффективно при наличии( при условии)…»
- «использование (создание) ….позволит обеспечить…»
Задачи исследования
- Под задачами понимается цель деятельности в конкретных условиях.
- Задачи – шаги для достижения цели.
Их не должно быть слишком много, как правило, не более 5. Если задач больше, их рекомендуют сгруппировать
Правила формулировки задач
Задачи формулируются в виде перечисления:
- Изучить…,
- Описать…,
- Уточнить и дополнить понимание…,
- Выявить…,
- Систематизировать…,
- Разработать….. и т.д.
Недостатки в формулировке названия работы
- Слишком объемное, выходящее за рамки конкретной работы, создает впечатление, что работа реферативная;
- Слишком узкое, не отражающее полностью содержание работы;
- Не соответствующее содержанию работы;
- Слишком «бойкое», журналистское.
Структура исследовательской работы
1.Введение
- Обоснование актуальности выбранной проблемы (темы)
- Формулировка цели
- Выделение объекта и предмета
- Формулировка гипотезы
- Формулировка задач исследования
- Обоснование научно-практической значимости исследования
Литературный обзор
Литературный обзор является важной составной частью всех видов творческих работ учащихся.
Литературный обзор – это изучение и сравнение работ предшественников.
Литературный обзор показывает уровень подготовки автора по теме исследования, позволяет судить о его начитанности, понимании проблемы и путей её решения.
Цель написания литературного обзора:
-показать степень изученности проблемы;
-показать, что неизвестно и подвести к необходимости изучения проблемы, т.е. ведению исследования
Этапы работы над обзором литературы
- Выбрать первоисточники по исследуемому вопросу по каталогам, реферативным обзорам, спискам литературы имеющихся работ, энциклопедиям и словарям;
- Составить список, использованных статей, монографий, книг в соответствии с требованиями и указать ссылки на них в тексте работы;
- В конце обзора сделать вывод с авторской интерпретацией изложенных фактов как основы для выполнения исследования.
Что необходимо осветить в разделе «Литературный обзор»
- Изложить краткую историю вопроса.
- Представить наиболее известные подходы к постановке и решению проблемы, основанные на данных из научных источников.
- Описать наиболее известные и интересные факты.
- Показать, что было сделано в этой области до начала вашего исследования.
- Подвести читателя к пониманию актуальности и значимости работы.
Типичные ошибки при написании раздела «Литературный обзор»
- Отсутствие обзора литературы в тексте работы.
- Подробное цитирование общеизвестных фактов (на уровне школьного учебника).
- Отсутствие ссылок на литературные источники непосредственно в тексте при упоминании фактов и цитат из них.
- Использование информации и авторских текстов (особенно из Интернета) без осмысления и обработки.
Универсальные методы научного исследования
- Наблюдение
- Сравнение
- Измерение
- Эксперимент
- Описание
- Анкетирование (опрос)
- Моделирование
Подбор методики и выполнение практической или экспериментальной части работы
- Подбор методики определяется темой работы;
- Методика должна быть научной;
- Методика должна быть адаптирована для обучающихся, соответствовать его возрасту и возможностям;
- Методика должна быть правильно описана в работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность на уроках физики в 7 классе.
Методическая разработка исследовательской работы по физике в 7 классе по теме "Давление твердых тел". Учащииеся на практике исследуют зависимость давления твердого тела от площади опоры и от силы давл...
Развитие творческих способностей учащихся через исследовательскую деятельность на уроках физики
В статье описано педагогическое исследование по развитию творческих способностей через исследовательскую деятельность на уроках физики....
Исследовательская работа "Исследовательская деятельность на уроках физики и химии"
Как средство повышения качества знания у обучающихся по предметам физики и химии...
Из опыта работы Семеновой Галины Андреевны, учителя физики ГБОУ СОШ с. Ольгино. Исследовательская деятельность на уроках физики.
Физика – это экспериментальная наука и организация исследовательской деятельности учащихся при ее изучении – необходимый фактор, позволяющий повысить интерес к физической науке, сделать её увлекательн...
Обобщение педагогического опыта учителя физики Хандожко Галины Валентиновны по теме: «Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»
Обобщение педагогического опыта учителя физики Хандожко Галины Валентиновны по теме:«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики...
Урок по физике с использованием ИКТ и исследовательской деятельности на уроке физике в 8 классе
Урок по физике с использование ИКТ и исследовательской деятельности...
"Исследовательская деятельность на уроках физики и во внеурочной деятельности"
Предлагаю познакомится с исследовательскими работами моих учащихся....