Дополнительные занятия физика 7,8 класс
рабочая программа по физике на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_individualnykh_chasov_po_fizike_v_7_klasse.doc | 69 КБ |
programma_individualnykh_chasov_po_fizike_v_8_klasse.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа индивидуальных часов по физике в 7 классе
«Такая простая сложная задача»
Пояснительная записка
Физическая задача – это ситуация (совокупность определенных факторов), требующая от учащихся мыслительных и практических действий на основе законов и методов физики, направленных на овладение знаниями и на развитие мышления.
На современном этапе школьная физическая задача, это:
- образование мышления и деятельности;
- средство, инструмент воспроизводства мышления и деятельности в условиях обучения (усвоение нормы);
- объект изучения и исследования.
Неумение решать задачи является одной из причин снижения успеха в физике, поэтому главная цель представленного курса – обучение учащихся методам решения физических задач на новом, творческом уровне посредством воспитания интереса к процессу познания, использования методов научного мышления и деятельности.
При изучении физики в 7 выпадает большой объём познавательного материала, который должен расширять научно-технический кругозор учащихся и развивать их мышление, а также у многих учащихся к началу изучения физики отсутствуют умения самостоятельно приобретать знания, наблюдать и объяснять явления природы, а также умения пользоваться справочной и хрестоматийной литературой. Эти недостатки определяются нехваткой учебного времени.
С целью устранения этих недостатков и создана данная программа. Она учитывает возрастные особенности детей, их интересы к предмету физика.
Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей учащихся, активизации их познавательной деятельности.
Задачи:
- формирование осознанных мотивов учения;
- формирование основополагающих понятий и опорных знаний, необходимых при изучении физики и в повседневной жизни;
- повышение уровня интеллектуального развития учащихся;
- формирование практических навыков решения задач и проведения исследования;
-формирование умения анализа и синтеза увиденного явления
Представленный курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю). Программа включает новые для учащихся задачи, не содержащиеся в базовом курсе. Предлагаемый курс содержит задачи по всем разделам, которые обеспечат более осознанное восприятие учебного материала. Творческие задания позволяют решать поставленные задачи и вызвать интерес у обучаемых. Включенные в программу задания позволяют повышать образовательный уровень всех учащихся.
Содержание программы
- Введение. (2ч.)
Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений. - Первоначальные сведения о строении вещества.(2 ч.)
Молекулы. Размеры молекул. Движение и взаимодействие молекул. - Механическое движение.(9 ч.)
Относительность движения. Траектория. Путь. Скорость. Средняя скорость. Движение нескольких тел одновременно. Инерция. Понятие о взаимодействии. Масса. Плотность. - Силы в механике.(6 ч.)
Явления тяготения. Сила тяжести. Вес тела. Сила упругости. Силы трения. Несколько сил, действующих на тело. Графическое изображение сил. - Давление твердых тел, жидкостей и газов.(4 ч.)
Давление. Давление в жидкостях и газах. Сообщающиеся сосуды. Гидравлические машины. - Архимедова сила. Плавание тел.(6 ч.)
Архимедова сила. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание. - Работа. Мощность. Энергия. Простые механизмы.(6 ч.)
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия |
Введение (2 часа) | |
1 | Физические величины. Измерение физической величин. |
2 | Точность и погрешность измерений |
Первоначальные сведения о строении вещества.(2 часа) | |
3 | Молекулы. Размеры молекул. |
4 | Движение и взаимодействие молекул. |
Механическое движение.(9 ч.) | |
5 | Относительность движения. |
6 | Траектория и путь. |
7 | Скорость и путь. |
8 | Средняя скорость. |
9 | Расчет скорости, пути и времени движения |
10 | Движение нескольких тел одновременно. |
11 | Инерция. Понятие взаимодействия. |
12 | Масса. |
13 | Плотность. |
Силы в механике.(6 ч.) | |
14 | Явление тяготения. Сила тяжести. |
15 | Вес тела |
16 | Сила упругости. |
17 | Силы трения. |
18 | Несколько сил, действующих на тело. Графическое изображение сил. |
19 | Силы в природе |
Давление твердых тел, жидкостей и газов.(4 ч.) | |
20 | Давление |
21 | Давление в жидкостях и газах. |
22 | Давление. Закон Паскаля |
23 | Сообщающиеся сосуды. Гидравлические машины. |
Архимедова сила. Плавание тел.(6 ч.) | |
24 | Действие жидкости на погруженное в неё тело |
25 | Выталкивающая сила |
26 | Архимедова сила |
27 | Плавание тел. |
28 | Плавание судов. |
29 | Воздухоплавание. |
Работа. Мощность. Энергия. Простые механизмы.(6 ч.) | |
30 | Механическая работа. |
31 | Мощность. |
32 | Энергия. |
33 | Простые механизмы. |
34 | Золотое правило механики |
35 | К.П.Д. механизмов. |
Литература
- А.Е. Марон «Дидактический материал-7 класс»; «Задания по физике».
- Я.И. Перельман «Занимательная физика» (1-2ч).
- Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия Москва «Вако», 2006г. Л.А. Горлова.
- В.С.Бабаев Физика нестандартные задачи с ответами и решениями
Предварительный просмотр:
Программа индивидуальных занятий по физике в 8 классе
«Решение физических задач»
Учитель физики
МБОУ ДСОШ №1
Иванова Н.А.
2011г
Пояснительная записка
Физическая задача – это ситуация (совокупность определенных факторов), требующая от учащихся мыслительных и практических действий на основе законов и методов физики, направленных на овладение знаниями и на развитие мышления.
Решение физических задач – один из основных методов обучения физике. С помощью решения задач сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, сообщаются знания из истории науки и техники.
Поэтому ключевым для продвижения в формировании мышления школьников является изменение отношения к физической задаче и процедурам, связанным с ее решением.
Данный курс рассчитан на учащихся, желающих повысить уровень своей подготовки по предмету и успешно участвовать в предметных олимпиадах.
Целью курса является углубление и развитие познавательного интереса учащихся к физике. В современном мире на каждом рабочем месте необходимы умения ставить и решать задачи науки, техники, жизни. Поэтому важнейшей целью физического образования является формирование умений работать со школьной учебной физической задачей. Последовательно это можно сделать в рамках предлагаемой программы.
Задачами которой являются:
– развитие интереса к физике, к решению физических задач;
– совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
– формирование представлений о постановке, классификации, приёмах и методах решения школьных физических задач
Представленный курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю). Программа курса предполагает разбор и решение различных видов задач
При подборе задач необходимо использовать задачи разнообразных видов, в том числе и экспериментальных, поэтому программой предусмотрено выполнение лабораторных работ. Основным при этом является развитие интереса учащихся к решению задач, формирование познавательной деятельности через решение задач.
Данный курс предполагает следующие результаты:
- Овладение школьниками новыми методами и приемами решения
нестандартных физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта, самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой ин формации
В качестве подведения итогов успешности обучения среди учащихся будет проведено соревнование по решению задач по итогам года. Для наиболее успешных детей конкурс по составлению и решению конструкторских задач.
Содержание программы
1. Введение (2 ч.)
Что такое физическая задача. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни. Классификация задач по содержанию, способу задания, способу решения. Основные требования к составлению Общие требования при решении физических задач. Этапы решения задачи, работа с текстом. Анализ физического явления, формулировка идеи решения. Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение. Типичные недочеты при решении и оформлении физических задач.
2. Традиционные методы решения физических задач (16 часов)
Определение алгоритма решения задач на тепловые явления. Виды задач: качественные, расчетные, графические, экспериментальные. Примеры. Решение задач на уравнение теплового баланса. Отработка построения схем теплообмена по индивидуальным карточкам. Решение задач. Решение расчетных задач с учетом КПД источника нагревания. Решение графических задач на расчет тепловых процессов. Решение задач, связанных с различными превращениями энергии.
3. Нестандартные задачи и их решение. Составление задач (17часов)
Анализ естественнонаучных текстов. Работа с текстом задачи. Мысленный эксперимент и его роль. Понятие гипотезы. Как правильно сформулировать гипотезу. Гипотезы в науке и их экспериментальное доказательство. Придумываем и доказываем гипотезы. Комплексное исследование физического объекта. Формирование условий задачи. Способы и техника составления задач
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Дата по плану | Дата факт |
Введение (2 часа) | |||
1 | Классификация задач. Примеры типовых задач. | 2.09 | |
2 | Правила и приёмы решения задач. | 9.09 | |
Традиционные методы решения физических задач (16 часов) | |||
3 | Общие подходы к решению задач по теме “Тепловые явления” | 30.09 | |
Примеры решения задач по теме “Тепловые явления” | 14.10 | ||
4 | Решение качественных задач по теме «Тепловые явления» | 28.10 | |
5 | Решение расчетных задач по теме «Тепловые явления» | 18.11 | |
6 | Решение графических задач по теме «Тепловые явления» | 2.12 | |
7 | Решение экспериментальных задач по теме «Тепловые явления» | 16.12 | |
8 | Решение задач на уравнение теплового баланса | 30.12 | |
9 | Решение задач на уравнение теплового баланса | 20.01 | |
10 | Решение расчетных задач с построением схем теплообмена. | 3.02 | |
11 | Решение графических задач на расчет тепловых процессов. | 17.02 | |
12 | Решение комбинированных задач | 24.02 | |
13 | Решение комбинированных задач на тепловые процессы. | 2.03 | |
14 | Общие подходы к решению задач по теме «Электрические явления» | 27.04 | |
15 | Решение экспериментальных задач по теме «Электрические явления» | 4.05 | |
16 | Решение расчетных задач по теме «Электрические явления» | 11.05 | |
17 | Решение комбинированных задач по теме «Электрические явления | 18.05 | |
18 | Итоговое занятие «Соревнование по решению задач» | 25.05 | |
Нестандартные задачи и их решение. Составление задач (17часов) | |||
19 | Анализ естественнонаучных текстов. Работа с текстом задачи. | 16.09 | |
20 | Анализ текста Роль тепловых двигателей в загрязнении окружающей среды. | 23.09 | |
21 | Использование моделей и моделирования при познании природы. | 7.10 | |
22 | Мысленный эксперимент и его роль для модели в молекулярной физике | 21.10 | |
23 | Задачи на выдвижение гипотез, их доказательство теоретическим методом по теме «Тепловые явления» | 11.11 | |
24 | Задачи на выдвижение гипотез, их доказательство экспериментальным методом. по теме «Тепловые явления» | 25.11 | |
25 | Комплексное исследование физического объекта (воды) | 9.12 | |
26 | Задачи, в которых ничего не дано | 23.12 | |
27 | Формулирование условий задачи, если нет данных по теме «Тепловые процессы» | 13.01 | |
28 | Основные требования к составлению задачи | 27.01 | |
29 | Составление физических задач. по теме «Тепловые явления» | 10.02 | |
30 | Составление плана задачи – исследования. Проведение исследования. | 9.03 | |
31 | Анализ текста Северное сияние | 16.03 | |
32 | Задачи на выдвижение гипотез, их доказательство экспериментальным методом. по теме «Электрические явления» | 23.03 | |
33 | Формулирование условий задачи, если нет данных по теме «Электричество» | 6.04 | |
34 | Составление физических задач. по теме «Электрические явления» | 13.04 | |
35 | Защита конструкторских задач | 20.04 |
Литература
- А.Е. Марон «Дидактический материал-8 класс»; «Задания по физике».
- Я.И. Перельман «Занимательная физика» (1-2ч).
- Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия Москва «Вако», 2006г. Л.А. Горлова.
- В.С.Бабаев Физика нестандартные задачи с ответами и решениями
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия на тему «Цунами», включенного в элективный курс по физике для 9 класса «Физика геологических стихий»
В 9-м классе появляется возможность, опираясь на знания учащихся по физической географии, физике и математике, а также на их прочный познавательный интерес, изучить грозные явления природы с той точки...
Методическая разработка занятия на тему «Пространственные и временные масштабы Вселенной», включенного в элективный курс по физике для 9 класса «Физика космических стихий»
Предлагаем в качестве примера методическую разработку одного из занятий элективного курса на тему «Пространственные и временные масштабы Вселенной». Разработка представлена в формате описания действий...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ 11 КЛАССА ПО ТЕМЕ: "РЕШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ".
Изучение физики предполагается на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. За основу приняты федеральные программы. Данное заня...
Рабочая программа к дополнительным занятиям "Занимательный английский" 3 класс
Рабочая программа к дополнительным занятиям "Занимательный английский" 3 класс...
программа для дополнительных занятий по физике в 6 классе
дополнительные занятия по физике для учащихся 6 класса . Один час в неделю....
Программа дополнительного изучения физики 7-8 класс
программа может служить для изучения физики на кружках и дополнительных занятиях...
Дополнительные занятия по биологии 11 класс
Рабочая программа по биологии для дополнительных занятий...