Программа дополнительного изучения физики 7-8 класс
рабочая программа по физике (7 класс) на тему

программа может служить для изучения физики на кружках и дополнительных занятиях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Лицей № 554

Приморского района Санкт-Петербурга

Утверждаю

Директор ГБОУ лицея № 554

____________/ Безбородая И.Н.

Принято решением педагогического совета

№______ от «_____»_____2012

 

Программа

дополнительного образования детей

«Мир удивительных явлений»

Возраст учащихся 12-18 лет

Срок реализации  2 год

Составитель:

Педагог  дополнительного

образования

Щербакова Наталья Владимировна

                                                   Санкт- Петербург

2012

Пояснительная записка.

 Важным направлением в педагогике является естественнонаучное образование, имеющее большие возможности для улучшения отношения школьников к учению, развития познавательных интересов, формирования научного мировоззрения и современной картины мира, планетарного, экоцентрического сознания.

Знание законов природы, понимание фундаментального единства законов неживой, живой природы и социальных процессов объективно побуждает учитывать их во всех областях человеческой деятельности.

В школьном образовательном процессе естественнонаучное направление представлено различными предметами учебного плана: математика, физика, химия, биология, экология, география, астрономия, информатика. Чаще всего школьники воспринимают эти предметы обособленно друг от друга. Поэтому важной проблемой современного естественнонаучного образования является понимание принципов системности, преемственности и интеграции знаний в изучении явлений природы, что отражено в данной программе и является новизной и актуальностью.

Основной формой работы кружка являются учебные занятия, на которых предоставлен познавательный материал в виде занимательных опытов и экспериментов. Учебный материал вводится последовательно, чтобы у ребёнка формировалось представление об окружающих явлениях природы.

На занятиях в доступной и популярной форме рассказывается об основных законах физики и химии, а также явлениях из области ботаники, биологии, географии, астрономии. Задания и упражнения предлагают парную, групповую, самостоятельную работу. Различные виды деятельности регулярно сменяют друг друга, что позволяет избежать переутомления у детей. Так дети постепенно приобретают навыки учебной деятельности работы в коллективе.

Основные принципы деятельности педагога на учебных занятиях:

- уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

- комплексный подход при разработке занятий;

- систематическая последовательность занятий;

- наглядность.

Цель: расширение знаний детей об окружающем мире, развитие умений говорения и слушания, развитие устной связной речи с опорой на жизненный опыт ребёнка.

Задачи:

Образовательные: способствовать самореализации кружковцев в изучении конкретных тем физики, развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки, знакомить учащихся с последними достижениями науки и техники, научить решать задачи нестандартными методами, развитие познавательных интересов при выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.

Воспитательные: воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники, воспитание уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.

Развивающие: развитие умений и навыков учащихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой, умений практически применять физические знания в жизни,развитие творческих способностей, формирование у учащихся активности и самостоятельности, инициативы. Повышение культуры общения и поведения.

Средствами реализации программы курса является:

 создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса путем вовлечения его в учебную деятельность;

 стимулирование уч-ся к высказыванию, использованию различных способов выполнения заданий;

 использование на занятиях различного дидактического материала, позволяющего уч-ся выбирать наиболее значимые для них виды и формы учебного содержания;

 проведение на занятиях занимательных опытов и фронтальных работ, значительно усиливает интерес учеников.

Ожидаемый результат:

- проявление интереса к предметам естественно-математического цикла;

- понимание целостности окружающего мира при изучении различных предметов;

- расширение интеллектуальных способностей и кругозора учащихся.

- уметь хорошо ориентироваться в окружающем мире;

- уметь рассуждать и отвечать на вопросы об окружающем мире;

- уверенно выделять объекты предметного мира;

-стремление добиваться лучших результатов, развивать свои индивидуальные способности.

  Срок реализации программы – 2 года по 36 часов в год.

Тематическое планирование 1год.

п/п

Тема занятия

Количество

часов

Вид работы

Загадки простой воды

1

Откуда на Земле взялась вода, и какой в ней толк

2

Беседа, работа с дополнительной литературой

2

Удивительные свойства воды

2

Беседа, эксперимент

3

Какие тепловые свойства воды важны для жизни?

2

Беседа, построение гипотезы

4

Лежит на поверхности воды

2

Беседа, работа с дополнительной литературой

5

Обладает ли вода электрическими и магнитными свойствами?

2

Беседа, эксперимент

6

Похожа ли вода на твердое тело?

2

Беседа, эксперимент,

7

Экономим воду

4

Беседа, эксперимент

8

Три состояния воды

2

Беседа, эксперимент

9

Информационная память воды

2

Беседа, просмотр фрагментов кинофильма

10

Качество питьевой воды и здоровье человека

4

Беседа, анализ опытов, проведенных в домашних условиях

Электричество. А как без него?

1

Закон Ома для участка цепи

2

Беседа, разработка методики постановки опыта

2

Сила тока. Амперметр

2

Сборка электрических цепей

3

Напряжение. Вольтметр

2

Сборка электрических цепей

4

Соединение проводников

2

Сборка электрических цепей

5

Проблемы экономии электроэнергии

4

Беседа, построение гипотезы, разработка способов решения проблемы

Всего

36

Тематическое планирование 2 год.

Оптика для нас

1

Свет и его природа.

2

Беседа, просмотр презентации

2

Отражение света. Полное отражение. Зеркало

4

Беседа, эксперимент

3

Световые явления в природе.

2

Беседа, работа с дополнительной литературой

4

Линзы. Построение изображения в линзах.

2

Беседа, задачи на построение

5

Глаз как оптическая система

2

Беседа, просмотр презентации

6

Дефекты зрения. Очки

2

Беседа, работа с дополнительной литературой

7

Лупа. Микроскоп. Телескоп.

4

Беседа, опыты

8

Фотоаппарат.

2

Беседа, практическое занятие

9

Проектор. Спектроскоп.

2

Беседа, опыты

10

Свет в жизни растений, животных и человека

4

Беседа, работа с дополнительной литературой

11

Достижения и перспективы использования световой энергии Солнца человеком.

2

Беседа, прослушивание докладов

12

Экскурсии

8

Экскурсия в планетарий.

Экскурсия в краеведческий музей

Всего

36

Содержание курса 1 год.

Модуль 1.  Загадки простой воды

  • Гипотезы происхождения воды на Земле, значение физических и химических свойств воды, строение молекулы воды, объяснение свойств воды в различных агрегатных состояниях.
  • Тепловые свойства веществ; анормальность тепловых свойств воды; экспериментальное изучение тепловых свойств воды (теплоемкости, переходов из одного агрегатного состояния в другое, измерение плотности воды различными способами).
  • Поверхностное натяжение, факторы, влияющие на капиллярность; явления смачивания и несмачивания, «механизм» водомерки, капилляры у растений и животных.
  • Электропроводность воды, влияние магнитного поля на свойства воды, электризация струи воды, диамагнитные свойства воды.
  • Вязкость жидкостей, механические свойства жидкостей (сжимаемость, прочность, хрупкость), наблюдение вязкости воды и сравнение ее с другими жидкостями, наблюдение зависимости вязкости воды от температуры.
  • Проблемы питьевой воды на Земле и в Алтайском крае, выдвижение гипотез об экономии питьевой воды в школе и дома.
  • Агрегатные состояния вещества, три состояния воды, тепловые процессы, работа с графиками изменения температуры тел при нагревании, плавлении, парообразовании.
  • Выдвижение гипотезы об информационной памяти воды, создание фантастических проектов, основанных на данном свойстве воды.
  • Решение проблемы очистки воды в домашних и походных условиях, влияние воды на здоровье человека, создание проектов по данной теме.

Модуль 2. Электричество. А как без него?

  • Электрический ток. Источники тока. Зависимость силы тока от напряжения.
  • Амперметр. Сборка электрической цепи. Измерение силы тока на разных участках цепи.
  • Вольтметр. Сборка электрической цепи. Измерение напряжения на разных участках цепи.
  • Сборка электрической цепи. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.
  • Выдвижение гипотезы о важности экономии света. Решение возможных путей экономии электроэнергии в школе и дома. Проект-исследование.

Содержание курса 2 год.

Модуль 3. Оптика для нас

  • Свет и зрение; тепловые источники света, отраженный свет. Искусственное и естественное освещение.
  • Отражение света. Законы отражения света. Зеркальное и диффузное (рассеянное) отражение света. Изображение предметов в плоском зеркале.
  • Луч света. Точечный источник света. Световые пучки. Тени и полутени. Солнечное затмение. Лунное затмение.
  • Преломление света, зрительные иллюзии, порождаемые преломлением света. Сведения о волоконной оптике. Получение  изображений предмета с помощью линзы. Определение фокусного расстояния линзы.
  • Глаз – живой оптический аппарат. Глаз как орган зрения.
  • Некоторые свойства глаза (острота зрения, адаптация). Зрение двумя глазами. Инерция зрения. Цветовое зрение.
  • Близорукость. Дальнозоркость. Оптические приборы, вооружающие глаз.
  • Лупа. Микроскоп. Телескоп-рефрактор. Призменный бинокль. Труба Галилея. Телескоп-рефлектор.
  • Фотоаппарат. Изучение устройства фотоаппарата. Практическая работа.
  • Проекционный аппарат. Спектроскоп. Наблюдение сплошного спектра.
  • Создание проектов по темам: «Свет в жизни животных и человека»;

«Перспективы использования световой энергии».

Методы и приемы работы

- сенсорного восприятия (лекции, просмотр видеофильмов);

- практические (лабораторные работы, эксперименты);

- коммуникативные (дискуссии, беседы, ролевые игры);

-комбинированные (самостоятельная работа учащихся, экскурсии, инсценировки);

- проблемный (создание на занятии проблемной ситуации).

Литература для учителя:

  1. «Занимательная физика 1-2ч» Я.И. Перельман.
  2.  «Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия» Москва «Вако», 2006г. Л.А. Горлова.
  3. «Физика. Человек. Окружающая среда» А.П. Рыженков.
  4. Слайдовые презентации учителя.
  5. Электронное издание «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия».
  6. Занимательные опыты и эксперименты, Ф. Ола и др.,- «М», 4 Айрис-пресс, 2006.

Для учащихся:

  1. Б. Г. Иванов «Юный радиолюбитель», М., Радио, 1985
  2. Б. С. Зворыкин «Конструирование приборов по физике», М., Просвещение, 1987
  3. Еще больше оптических иллюзий/Эл.Сикл.АСТ,Астрель,2007
  4. Лазерное шоу:110 занимательных опытов в домашней лаборатории(руководство к набору «Лазерное шоу»)./О.А.Поваляев, Я.В.Надольская.-М.: «Ювента»,2011

5.  Я.И Перельман «Занимательная физика», Чебоксары, 1994

6.   Я.И Перельман «Занимательная механика. Знаете ли вы физику?», М, АСТ, 1999

7.Свет и цвет: 100 красочных экспериментов в домашней        лаборатории(руководство к набору «Свет и цвет»)/Д.М.Жилин, О.А.Поваляев.-М.: «Ювента»,2012

       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования "Физика для всех"

рабочая программа кружка по физике для работы с учащимися 8 класса. Можно привлекать учащихся и 7,9 классов....

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «За страницами школьного учебника»

Программа дополнительного образования естественно-математического профиля.  Позволяет расширить кургозор учащихся. углубить их математическую потготовку. выработать индивидуальный стиль решения, ...

Программа дополнительного образования «Физика для всех» для 7 -8 классов

Программа дополнительного образования  «Физика для всех» для 7 -8  классов ...

Рабочая программа курса "Раннее изучение физики в 6 классе"

Представленная программа по физике для 6 классов может быть использована в качестве самостоятельного предмета или интегрированного учебного курса в части, формируемой участниками образовательного проц...

Элективный курс "Решение проектно - исследовательских задач". Программа углубленного изучения физики в 8-9 классах.

Элективный курс разработан для учащихся 8-9-х классов на основе учебника А.В.Перышкина. Курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся к старшей школе, расчитан на 70 часов в год как в 8 так...

Дополнительные задания к лабораторным работам при раннем изучении физики в 5 классах.

В материале представлена подборка дополнительных заданий к лабораторным работам при раннем изучении физики в 5 классе....

Рабочая программа дополнительного образования: "Физика в задачах" 11 класс. 2 часа в неделю

Рабочая программа дополнительного образования: "Физика в задачах".  Программа расчитана .на 2 часа в неделю . Особенно актуальна  для подготовки обучающихся 11 класса.(универсально...