Программа дополнительного изучения физики 7-8 класс
рабочая программа по физике (7 класс) на тему
программа может служить для изучения физики на кружках и дополнительных занятиях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа кружка по физике "Мир удивительных явлений" | 39.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лицей № 554
Приморского района Санкт-Петербурга
Утверждаю Директор ГБОУ лицея № 554 ____________/ Безбородая И.Н. |
Принято решением педагогического совета №______ от «_____»_____2012 |
Программа
дополнительного образования детей
«Мир удивительных явлений»
Возраст учащихся 12-18 лет
Срок реализации 2 год
Составитель:
Педагог дополнительного
образования
Щербакова Наталья Владимировна
Санкт- Петербург
2012
Пояснительная записка.
Важным направлением в педагогике является естественнонаучное образование, имеющее большие возможности для улучшения отношения школьников к учению, развития познавательных интересов, формирования научного мировоззрения и современной картины мира, планетарного, экоцентрического сознания.
Знание законов природы, понимание фундаментального единства законов неживой, живой природы и социальных процессов объективно побуждает учитывать их во всех областях человеческой деятельности.
В школьном образовательном процессе естественнонаучное направление представлено различными предметами учебного плана: математика, физика, химия, биология, экология, география, астрономия, информатика. Чаще всего школьники воспринимают эти предметы обособленно друг от друга. Поэтому важной проблемой современного естественнонаучного образования является понимание принципов системности, преемственности и интеграции знаний в изучении явлений природы, что отражено в данной программе и является новизной и актуальностью.
Основной формой работы кружка являются учебные занятия, на которых предоставлен познавательный материал в виде занимательных опытов и экспериментов. Учебный материал вводится последовательно, чтобы у ребёнка формировалось представление об окружающих явлениях природы.
На занятиях в доступной и популярной форме рассказывается об основных законах физики и химии, а также явлениях из области ботаники, биологии, географии, астрономии. Задания и упражнения предлагают парную, групповую, самостоятельную работу. Различные виды деятельности регулярно сменяют друг друга, что позволяет избежать переутомления у детей. Так дети постепенно приобретают навыки учебной деятельности работы в коллективе.
Основные принципы деятельности педагога на учебных занятиях:
- уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- комплексный подход при разработке занятий;
- систематическая последовательность занятий;
- наглядность.
Цель: расширение знаний детей об окружающем мире, развитие умений говорения и слушания, развитие устной связной речи с опорой на жизненный опыт ребёнка.
Задачи:
Образовательные: способствовать самореализации кружковцев в изучении конкретных тем физики, развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки, знакомить учащихся с последними достижениями науки и техники, научить решать задачи нестандартными методами, развитие познавательных интересов при выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.
Воспитательные: воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники, воспитание уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
Развивающие: развитие умений и навыков учащихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой, умений практически применять физические знания в жизни,развитие творческих способностей, формирование у учащихся активности и самостоятельности, инициативы. Повышение культуры общения и поведения.
Средствами реализации программы курса является:
создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса путем вовлечения его в учебную деятельность;
стимулирование уч-ся к высказыванию, использованию различных способов выполнения заданий;
использование на занятиях различного дидактического материала, позволяющего уч-ся выбирать наиболее значимые для них виды и формы учебного содержания;
проведение на занятиях занимательных опытов и фронтальных работ, значительно усиливает интерес учеников.
Ожидаемый результат:
- проявление интереса к предметам естественно-математического цикла;
- понимание целостности окружающего мира при изучении различных предметов;
- расширение интеллектуальных способностей и кругозора учащихся.
- уметь хорошо ориентироваться в окружающем мире;
- уметь рассуждать и отвечать на вопросы об окружающем мире;
- уверенно выделять объекты предметного мира;
-стремление добиваться лучших результатов, развивать свои индивидуальные способности.
Срок реализации программы – 2 года по 36 часов в год.
Тематическое планирование 1год.
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Вид работы |
Загадки простой воды
1 | Откуда на Земле взялась вода, и какой в ней толк | 2 | Беседа, работа с дополнительной литературой |
2 | Удивительные свойства воды | 2 | Беседа, эксперимент |
3 | Какие тепловые свойства воды важны для жизни? | 2 | Беседа, построение гипотезы |
4 | Лежит на поверхности воды | 2 | Беседа, работа с дополнительной литературой |
5 | Обладает ли вода электрическими и магнитными свойствами? | 2 | Беседа, эксперимент |
6 | Похожа ли вода на твердое тело? | 2 | Беседа, эксперимент, |
7 | Экономим воду | 4 | Беседа, эксперимент |
8 | Три состояния воды | 2 | Беседа, эксперимент |
9 | Информационная память воды | 2 | Беседа, просмотр фрагментов кинофильма |
10 | Качество питьевой воды и здоровье человека | 4 | Беседа, анализ опытов, проведенных в домашних условиях |
Электричество. А как без него?
1 | Закон Ома для участка цепи | 2 | Беседа, разработка методики постановки опыта |
2 | Сила тока. Амперметр | 2 | Сборка электрических цепей |
3 | Напряжение. Вольтметр | 2 | Сборка электрических цепей |
4 | Соединение проводников | 2 | Сборка электрических цепей |
5 | Проблемы экономии электроэнергии | 4 | Беседа, построение гипотезы, разработка способов решения проблемы |
Всего | 36 |
Тематическое планирование 2 год.
Оптика для нас
1 | Свет и его природа. | 2 | Беседа, просмотр презентации |
2 | Отражение света. Полное отражение. Зеркало | 4 | Беседа, эксперимент |
3 | Световые явления в природе. | 2 | Беседа, работа с дополнительной литературой |
4 | Линзы. Построение изображения в линзах. | 2 | Беседа, задачи на построение |
5 | Глаз как оптическая система | 2 | Беседа, просмотр презентации |
6 | Дефекты зрения. Очки | 2 | Беседа, работа с дополнительной литературой |
7 | Лупа. Микроскоп. Телескоп. | 4 | Беседа, опыты |
8 | Фотоаппарат. | 2 | Беседа, практическое занятие |
9 | Проектор. Спектроскоп. | 2 | Беседа, опыты |
10 | Свет в жизни растений, животных и человека | 4 | Беседа, работа с дополнительной литературой |
11 | Достижения и перспективы использования световой энергии Солнца человеком. | 2 | Беседа, прослушивание докладов |
12 | Экскурсии | 8 | Экскурсия в планетарий. Экскурсия в краеведческий музей |
Всего | 36 |
Содержание курса 1 год.
Модуль 1. Загадки простой воды
- Гипотезы происхождения воды на Земле, значение физических и химических свойств воды, строение молекулы воды, объяснение свойств воды в различных агрегатных состояниях.
- Тепловые свойства веществ; анормальность тепловых свойств воды; экспериментальное изучение тепловых свойств воды (теплоемкости, переходов из одного агрегатного состояния в другое, измерение плотности воды различными способами).
- Поверхностное натяжение, факторы, влияющие на капиллярность; явления смачивания и несмачивания, «механизм» водомерки, капилляры у растений и животных.
- Электропроводность воды, влияние магнитного поля на свойства воды, электризация струи воды, диамагнитные свойства воды.
- Вязкость жидкостей, механические свойства жидкостей (сжимаемость, прочность, хрупкость), наблюдение вязкости воды и сравнение ее с другими жидкостями, наблюдение зависимости вязкости воды от температуры.
- Проблемы питьевой воды на Земле и в Алтайском крае, выдвижение гипотез об экономии питьевой воды в школе и дома.
- Агрегатные состояния вещества, три состояния воды, тепловые процессы, работа с графиками изменения температуры тел при нагревании, плавлении, парообразовании.
- Выдвижение гипотезы об информационной памяти воды, создание фантастических проектов, основанных на данном свойстве воды.
- Решение проблемы очистки воды в домашних и походных условиях, влияние воды на здоровье человека, создание проектов по данной теме.
Модуль 2. Электричество. А как без него?
- Электрический ток. Источники тока. Зависимость силы тока от напряжения.
- Амперметр. Сборка электрической цепи. Измерение силы тока на разных участках цепи.
- Вольтметр. Сборка электрической цепи. Измерение напряжения на разных участках цепи.
- Сборка электрической цепи. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.
- Выдвижение гипотезы о важности экономии света. Решение возможных путей экономии электроэнергии в школе и дома. Проект-исследование.
Содержание курса 2 год.
Модуль 3. Оптика для нас
- Свет и зрение; тепловые источники света, отраженный свет. Искусственное и естественное освещение.
- Отражение света. Законы отражения света. Зеркальное и диффузное (рассеянное) отражение света. Изображение предметов в плоском зеркале.
- Луч света. Точечный источник света. Световые пучки. Тени и полутени. Солнечное затмение. Лунное затмение.
- Преломление света, зрительные иллюзии, порождаемые преломлением света. Сведения о волоконной оптике. Получение изображений предмета с помощью линзы. Определение фокусного расстояния линзы.
- Глаз – живой оптический аппарат. Глаз как орган зрения.
- Некоторые свойства глаза (острота зрения, адаптация). Зрение двумя глазами. Инерция зрения. Цветовое зрение.
- Близорукость. Дальнозоркость. Оптические приборы, вооружающие глаз.
- Лупа. Микроскоп. Телескоп-рефрактор. Призменный бинокль. Труба Галилея. Телескоп-рефлектор.
- Фотоаппарат. Изучение устройства фотоаппарата. Практическая работа.
- Проекционный аппарат. Спектроскоп. Наблюдение сплошного спектра.
- Создание проектов по темам: «Свет в жизни животных и человека»;
«Перспективы использования световой энергии».
Методы и приемы работы
- сенсорного восприятия (лекции, просмотр видеофильмов);
- практические (лабораторные работы, эксперименты);
- коммуникативные (дискуссии, беседы, ролевые игры);
-комбинированные (самостоятельная работа учащихся, экскурсии, инсценировки);
- проблемный (создание на занятии проблемной ситуации).
Литература для учителя:
- «Занимательная физика 1-2ч» Я.И. Перельман.
- «Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия» Москва «Вако», 2006г. Л.А. Горлова.
- «Физика. Человек. Окружающая среда» А.П. Рыженков.
- Слайдовые презентации учителя.
- Электронное издание «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия».
- Занимательные опыты и эксперименты, Ф. Ола и др.,- «М», 4 Айрис-пресс, 2006.
Для учащихся:
- Б. Г. Иванов «Юный радиолюбитель», М., Радио, 1985
- Б. С. Зворыкин «Конструирование приборов по физике», М., Просвещение, 1987
- Еще больше оптических иллюзий/Эл.Сикл.АСТ,Астрель,2007
- Лазерное шоу:110 занимательных опытов в домашней лаборатории(руководство к набору «Лазерное шоу»)./О.А.Поваляев, Я.В.Надольская.-М.: «Ювента»,2011
5. Я.И Перельман «Занимательная физика», Чебоксары, 1994
6. Я.И Перельман «Занимательная механика. Знаете ли вы физику?», М, АСТ, 1999
7.Свет и цвет: 100 красочных экспериментов в домашней лаборатории(руководство к набору «Свет и цвет»)/Д.М.Жилин, О.А.Поваляев.-М.: «Ювента»,2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования "Физика для всех"
рабочая программа кружка по физике для работы с учащимися 8 класса. Можно привлекать учащихся и 7,9 классов....
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «За страницами школьного учебника»
Программа дополнительного образования естественно-математического профиля. Позволяет расширить кургозор учащихся. углубить их математическую потготовку. выработать индивидуальный стиль решения, ...
Программа дополнительного образования «Физика для всех» для 7 -8 классов
Программа дополнительного образования «Физика для всех» для 7 -8 классов ...
Рабочая программа курса "Раннее изучение физики в 6 классе"
Представленная программа по физике для 6 классов может быть использована в качестве самостоятельного предмета или интегрированного учебного курса в части, формируемой участниками образовательного проц...
Элективный курс "Решение проектно - исследовательских задач". Программа углубленного изучения физики в 8-9 классах.
Элективный курс разработан для учащихся 8-9-х классов на основе учебника А.В.Перышкина. Курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся к старшей школе, расчитан на 70 часов в год как в 8 так...
Дополнительные задания к лабораторным работам при раннем изучении физики в 5 классах.
В материале представлена подборка дополнительных заданий к лабораторным работам при раннем изучении физики в 5 классе....
Рабочая программа дополнительного образования: "Физика в задачах" 11 класс. 2 часа в неделю
Рабочая программа дополнительного образования: "Физика в задачах". Программа расчитана .на 2 часа в неделю . Особенно актуальна для подготовки обучающихся 11 класса.(универсально...