ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ 11 КЛАССА ПО ТЕМЕ: "РЕШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ".
материал для подготовки к егэ (гиа) по физике (11 класс) по теме

Изучение физики предполагается на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. За основу приняты федеральные программы. Данное занятие является элементом учебного плана, дополняющим содержание профиля, что позволяет удовлетворить разнообразные познавательные интересы обучающихся, механизм актуализации процесса обучения. Дополнительное занятие выполняет 2 основные функции: 1) выступает в роли «надстройки», дополнения содержания курса физики; 2) развивает содержание физики, что позволяет интересующимся школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку для сдачи ЕГЭ по предмету. Мои занятия предназначены для выпускников 11 класса и направлены на систематизацию знаний, устранение ошибок допускаемых обучающимися, а в последствии абитуриентами. Как гласит народная мудрость, на ошибках учатся. Лучше, конечно, учиться не на своих ошибках, а на чужих. «О сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух и опыт – сын ошибок трудных …». Эти слова Пушкина не утратили со временем своей актуальности. Цель дополнительных занятий: - знакомство со спецификацией ЕГЭ; - отработка материалов для подготовки к ЕГЭ; - изучение важнейших физических явлений, понятий, законов, теорий; - формирование научного мировоззрения; - ознакомление с рациональными подходами к решению задач; - подготовка учащихся к олимпиаде по физике; - формирование у учащихся целостных представлений о физике, как о науке; - совершенствование навыков решения задач, практического применения основных понятий и законов; - развивать способности выражать свои мысли; - пробудить у учащихся интерес к изучению физики; -дать учащимся возможность объективно оценить уровень своих знаний. Ожидаемый результат: знание/понимание: смысла понятий, физических величин, физических законов; умение: описывать и объяснять физические явления, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости, выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы, решать задачи повышенной сложности на применение изученных физических законов, использовать приобретенные знания, умения, сформированность физического мышления в практической деятельности для успешной сдачи ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dop.zanyatiya_po_fizike_11_klass.doc149.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИКЕ

ТЕМА: РЕШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ

СЛОЖНОСТИ

 

Класс: 11    

Количество часов: 1 час/неделю, 34 часа/год

                                                             

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Изучение физики предполагается на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. За основу приняты федеральные программы.

      Данное занятие является элементом учебного плана, дополняющим содержание профиля, что позволяет удовлетворить разнообразные познавательные интересы обучающихся,  механизм актуализации процесса обучения.

    Дополнительное занятие выполняет 2 основные функции:

  1. выступает в роли «надстройки», дополнения содержания курса физики;
  2. развивает содержание физики, что позволяет интересующимся школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку для сдачи ЕГЭ по предмету.

    Я предлагаю курс «Решение физических задач повышенной сложности». Тема, которую я определила, неслучайна.

    Одно из труднейших звеньев учебного процесса – научить учащихся решать задачи. Чаще всего физику считают трудным предметом, так как плохо справляются с решением задач. Решая физические задачи, ребята должны иметь представление о том, что их работа состоит из трех последовательных этапов:

  1. анализа условия задачи (что дано, что требуется найти, как связаны между собой данные и искомые величины и т.д.);
  2. собственно решения (составление плана и его осуществление);
  3. анализа результата решения.

    Главная цель анализа – определить объект (или систему), который рассматривается в задаче, установить его начальное и конечное состояние, а также явление или процесс, переводящий его из одного состояния в другое, выяснить причины изменения состояния и определить вид взаимодействия объекта с другими телами (это помогает объяснить физическую ситуацию, описанную в условии, и дать ее наглядное представление в виде рисунка, чертежа, схемы). Заканчивается анализ содержания задачи краткой записью условия с помощью буквенных обозначений физических величин (обязательно указываются наименования их единиц в системе СИ).

    Приступая к решению задачи, учащиеся должны помнить о необходимости иметь план действий: представлять себе, поиск каких физических величин приведет к конечной цели.

    В большинстве ВУЗов, в настоящее время, физика либо является основным предметом, либо вводится как общеобразовательная дисциплина.

    Необходимой базой для обучения физике в ВУЗе являются знания, полученные в средней школе. Основная цель вступительных экзаменов – отобрать людей, знания и способности которых позволят им успешно заниматься в высшем учебном заведении, стать специалистами и в дальнейшем использовать новейшие достижения науки и техники в своей практической деятельности.

    На вступительных экзаменах по физике к абитуриентам предъявляются требования, определяемые программой для поступающих в ВУЗы, которая ежегодно утверждается Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Она соответствует типовой программе средней общеобразовательной школы. Согласно этим требованиям, при проведении экзамена по физике основное внимание должно быть обращено на понимание экзаменующимся сущности физических явлений и законов, на умение истолковывать смысл физических величин и понятий, а также на умение решать физические задачи по разделам программы. Абитуриент должен знать и уметь пользоваться при расчетах Международной системой единиц (СИ), указанных в программе, проявить осведомленность в вопросах, связанных с историей важнейших открытий в области физики.

    Среди распространенных недостатков на вступительных экзаменах, является неумение решать задачи. Некоторые абитуриенты правильно формулируют физические законы, но не могут использовать их в конкретных условиях при решении задач или применяют ошибочно. К другим недостаткам можно отнести некритическое отношение к результатам, полученным при решении задач; неумение применять знание одних разделов курса физики к решению задач из других разделов; слабое знание единиц физических величин.

    Мои занятия предназначены для выпускников 11 класса и направлены на систематизацию знаний, устранение ошибок допускаемых обучающимися, а в последствии абитуриентами. Как гласит народная мудрость, на ошибках учатся. Лучше, конечно, учиться не на своих ошибках, а на чужих. «О сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух и опыт – сын ошибок трудных …». Эти слова Пушкина не утратили со временем своей актуальности.

    При планировании занятий я поставила для себя следующие задачи:

- распределить изучение курса по темам;

- создать условия для подготовки учащихся к участию в олимпиадах, успешной сдачи ЕГЭ, поступлению в ВУЗ – сдачи устного, письменного экзаменов;

- ориентировать обучающегося на достижения новых образовательных результатов;

- выявлять и развивать личные способности обучающегося;

- развитие физического мышления.

    Цель дополнительных занятий:

- знакомство со спецификацией ЕГЭ;

- отработка материалов для подготовки к ЕГЭ;

- изучение важнейших физических явлений, понятий, законов, теорий;

- формирование научного мировоззрения;

- ознакомление с рациональными подходами к решению задач;

- подготовка учащихся к олимпиаде по физике;

- формирование у учащихся целостных представлений о физике, как о науке;

- совершенствование навыков решения задач, практического применения основных понятий и законов;

- развивать способности выражать свои мысли;

- пробудить у учащихся интерес к изучению физики;

-дать учащимся возможность объективно оценить уровень своих знаний.

    Ожидаемый результат:   

знание/понимание: смысла понятий, физических величин, физических законов;

умение: описывать и объяснять физические явления, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости, выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы, решать задачи повышенной сложности на применение изученных физических законов, использовать приобретенные знания, умения, сформированность физического мышления в практической деятельности для успешной сдачи ЕГЭ.

    В своей работе, в деятельности преподавателя, я буду применять такие формы организации учебных занятий, как

- дискуссия (отчет в устной форме, понимать и адекватно отвечать на вопросы оппонентов);

- групповая исследовательская работа (умение представить результаты совместного труда, проводить анализ задач, логически мыслить).      

СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

        Курс включает систему знаний по механике, молекулярно кинетической теории газов, электричеству, строению атома и т.д. В каждой теме будут рассмотрены основные понятия, необходимые для формирования системы знаний.

        В основу ведения дополнительных занятий положено решение физических задач повышенной сложности. Задачи дают материал для упражнений, требующих применения физических законов к объяснению явлений, которые протекают в тех или иных конкретных условиях. Поэтому они имеют большое значение для конкретизации знаний учащихся, для привития им умения видеть различные проявления общих законов. Без такой конкретизации знания остаются книжными, не имеющими практической ценности.

    Решение задач способствует более глубокому и прочному усвоению физических законов, развитию логического и физического  мышления, сообразительности, инициативы, воли и настойчивости в достижении поставленной цели, вызывает интерес к физике, помогает приобретению навыков самостоятельной работы и служит незаменимым средством для развития самостоятельности в суждениях.

        Курс рассматривает более сложные по структуре задачи, нежели  те, что запланированы на обычный урок. Продолжительность курса – один год (34 часа, 1 час в неделю).

    Программой дополнительных занятий принята следующая последовательность повторения и изучения основных тем:

    1.Механика (кинематика, динамика, законы сохранения, колебания и волны).

    2.Молекулярная физика (основы МКТ, основы термодинамики).

    3.Электродинамика (электростатика, законы постоянного тока, электрический ток в различных средах, магнитное поле, Закон электромагнитной индукции).

    4.Электромагнитные колебания и волны (электромагнитные колебания и физические основы электротехники, электромагнитные волны и физические основы радиотехники).

    5. Оптика (волновая оптика, геометрическая оптика).

    6. Квантовая физика.    

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

№п/п

Тема урока 

Дата проведения

Требования к уровню подготовки

  1. Механика (10 ч)

Кинематика - 3 часа

1

Механическое движение. Прямолинейное равноускоренное движение.

Знать/понимать:

-смысл понятий: «модель», «материальная точка», «механическое движение», «система отсчета», «траектория», «вектор»;

-смысл величин: «координата», «путь», «перемещение», «скорость», «ускорение».

Уметь:

-решать прямую и обратную задачу кинематики для прямолинейного равноускоренного движения;

-строить графики зависимости ускорения, скорости и координаты тела от времени;

-по заданным графикам определять вид уравнения движения;

-вычислять перемещение тела различными способами.

2

Кинематика движения по окружности. Криволинейное движение.

14.09.10.

Знать/понимать:

-смысл величин: «частота», «период обращения», «длина дуги», «центростремительное ускорение».

Уметь:

-определять величину и направление скорости и ускорения точки при движении по окружности;

-решать задачи на определение пути, перемещения, числа оборотов, частоты и периода обращения;

-решать прямую и обратную задачи кинематики при движении тел, брошенных под углом к горизонту.

3

Относительность механического движения.

Уметь:

-определять относительную, переносную и абсолютную скорости;

-решать прямую и обратную задачи кинематики при движении точки в подвижной системе отсчета;

-определять характер движения тела по графику, таблице, формуле;

-приводить примеры практического использования знания законов кинематики;

-использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и представления информации;

-применять полученные знания и умения при решении задач.

Динамика - 3 часа

4

Сила. Законы динамики. Гравитационные силы. Сила упругости. Сила трения.

Знать/понимать:

-смысл понятий: «взаимодействие», «инертность», «инерция», «инерциальная система отсчета»;

-смысл величин: «масса», «сила», «ускорение»;

-смысл законов Ньютона, принципа относительности Галилея;

-смысл понятия «всемирное тяготение»;

-смысл закона всемирного тяготения;

-смысл величин: «гравитационная постоянная», «сила тяжести»;

-смысл понятий: «упругость», «деформация», «трение»;

-смысл величин: «жесткость», «коэффициент трения»;

-закон Гука, законы трения.

Уметь:

-описывать и объяснять устройство и принцип действия динамометра;

-опытным путем определять жесткость пружин и коэффициент трения.

5

Равновесие тела при действии на него сходящейся и плоской системы сил. Прямолинейное равноускоренное движение тела под действием сходящейся системы сил. Движение тела по окружности под действием сходящейся системы сил.

        

Знать/понимать:

-смысл понятий: «равновесие», «реакция опоры».

Знать виды равновесия, условия равновесия тел под воздействием нескольких сил.

Уметь:

-решать первую задачу динамики для тел, находящихся в равновесии;

-решать первую и вторую задачи динамики для случая прямолинейного равноускоренного движения;

-решать первую и вторую задачи динамики для случая равномерного движения по окружности.

6

Закон Паскаля. Сила Архимеда.

Уметь:

-описывать и объяснять свойства сообщающихся сосудов, зависимость давления жидкости от глубины, причину возникновения силы Архимеда, условия плавания тел;

-решать задачи на движение и равновесие тел в жидкостях и газах;

-решать первую и вторую задачи динамики для всех изученных видов движения и равновесия.

Законы сохранения – 2 часа

7-8

Закон сохранения импульса  и закон сохранения энергии в механических процессах. ЗАЧЕТ.

Знать/понимать:

-смысл величин: «импульс тела», «импульс силы»;

-смысл закона сохранения импульса;

-смысл величин: «механическая работа», «механическая энергия»;

-смысл закона сохранения энергии;

-смысл понятий: «абсолютно упругий удар», «абсолютно неупругий удар»;

-«энергетический» метод решения задач.

Уметь:

-определять изменение импульса тела при взаимодействии с другими телами;

-определять изменение кинетической и потенциальной энергии тела и работу приложенных к нему сил;

-описывать и объяснять изменения и превращения энергии и импульса тела в упругих и неупругих взаимодействиях;

-находить оптимальные способы решения задач;

-объяснять предлагаемые опыты, применяя законы сохранения;

-планировать и проводить эксперименты, подтверждающие законы сохранения;

-прогнозировать и объяснять результат предлагаемых экспериментов.

Колебания и волны – 2 часа

9

Механические колебания. Уравнение гармонических колебаний. Свободные колебания. Колебания груза на пружине. Математический маятник.

Знать/понимать:

-смысл величин: «амплитуда», «период», «частота», «циклическая частота», «фаза колебаний»;

-метод определения ускорения свободного падения при помощи математического маятника, его преимущество и практическое использование.

Уметь:

-строить и читать графики колебательного процесса;

Описывать и объяснять процесс возникновения свободных колебаний при действии на тело силы упругости; при одновременном действии силы тяжести и упругости;

-определять параметры колебаний груза на пружине;

-строить и читать графики;

-описывать и объяснять процесс возникновения свободных колебаний тела на нити;

-определять параметры колебаний математического маятника, строить и читать графики.

10

Вынужденные колебания. Резонанс. Механические волны. Звук.

Знать/понимать:

-смысл понятия «резонанс»;

-условия возникновения резонанса;

-смысл понятий: «волна», «фронт волны», «луч»;

-смысл величин: «длина волны», «скорость волны»;

-смысл понятий: «звук», «громкость», «высота», тембр», «инфразвук», «ультразвук», «уровень шума».

Уметь:

-приводить примеры практического применения резонанса;

-описывать и объяснять явления отражения, преломления, интерференции и дифракции волн;

-приводить примеры практического применения инфразвука и ультразвука;

-применять полученные знания и умения при решении задач.

  1. Молекулярная физика (5 ч)

Основы молекулярно – кинетической теории – 3 часа

11

Основные положения МКТ. Свойства газов. Температура и способы ее измерения.

Знать/понимать:

-смысл понятий: «атом», «молекула», «диффузия», «межмолекулярные силы»;

-смысл величин: «масса молекулы», 2молярная масса», 2количество вещества»;

-основные положения МКТ и их опытное обоснование;

-использование при решении задач закона Дальтона и уравнение Клаузиуса;

-смысл понятий: «теплопередача», «тепловое равновесие»;

-смысл величин: «температура», «абсолютная температура», «постоянная Больцмана»;

-связь между абсолютной температурой газа и средней кинетической энергией движения молекул.

Уметь:

-описывать основные признаки модели идеального газа;

-описывать и объяснять давление, создаваемое газом, и факторы, от которых оно зависит;

-описывать и объяснять принципы измерения температуры жидкостными и газовыми термометрами.

12-13

Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы в газах. Агрегатные состояния вещества

Знать/понимать:

-смысл молярной газовой постоянной;

-законы Бойля-Мариотта, Гей-Люссака, Шарля;

-устройство и принцип действия гигрометра и психрометра.

Знать уравнение состояния идеального газа.

Уметь:

-использовать уравнение состояния идеального газа при решении задач;

-описывать и объяснять изопроцессы;

-строить и читать графики изопроцессов;

-использовать при решении задач уравнение состояния идеального газа и законы Бойля-Мариотта, Гей-Люссака, Шарля;

-описывать и объяснять процессы испарения, кипения и конденсации;

-объяснять зависимость температуры кипения от давления;

-описывать и объяснять свойства насыщенных и ненасыщенных паров, изотерму насыщенного пара, процесс образования росы и тумана.

Основы термодинамики – 2 часа

14

Внутренняя энергия. Первый закон термодинамики. Работа при изменении объема газа. Применение первого закона термодинамики к различным процессам.

Знать/понимать:

-отличие термодинамических методов от методов МКТ;

-первый закон термодинамики.

Уметь:

-описывать и объяснять способы изменения внутренней энергии;

-вычислять работу газа аналитическим и графическим способами;

-формулировать первый закон термодинамики для изопроцессов;

-объяснять изменение внутренней газа в изопроцессах и в адиабатном процессе с термодинамической и молекулярно-кинетической точки зрения.

15

Количество теплоты. Тепловые машины. Холодильные машины. ЗАЧЕТ.

Знать/понимать:

-смысл уравнения Майера, коэффициента Пуассона, уравнения адиабаты;

-устройство и принцип действия тепловых машин;

-смысл второго закона термодинамики;

-устройство и принцип действия холодильных машин;

-роль тепловых двигателей в техническом прогрессе;

-значение тепловых двигателей для экономических процессов;

-влияние экономических и экологических требований на совершенствование тепловых машин, основные направления НТП в этой сфере;

-вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на создание и совершенствование тепловых машин.

Знать смысл понятия «теплоемкость».

Уметь:

-объяснять зависимость теплоемкости газа от вида процесса;

-вычислять работу газа, количество передаваемой теплоты и изменение внутренней энергии газа при любом изменении его макроскопических параметров;

-описывать и объяснять цикл Карно;

-вычислять КПД тепловых двигателей и КПД цикла Карно;

-описывать и объяснять процесс получения низких температур и процесс сжижения газов (кислорода, азота, гелия).

  1. Электродинамика (7 ч)

Электростатика – 2 часа

16

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля.

Знать/понимать:

-смысл величин: «электрический заряд», «элементарный электрический заряд»;

-смысл понятий: «материя», «вещество», «поле».

Уметь:

-описывать и объяснять процесс электризации тел;

-применять при решении задач закон Кулона;

-определять величину и направление напряженности электрического поля, создаваемого точечным зарядом, системой точечных зарядов, равномерно заряженной бесконечной плоскостью.

Знать закон Кулона.

17

Работа поля по перемещению электрического заряда. Потенциал. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Конденсаторы.

Знать/понимать:

-смысл величины «потенциал».

Знать и уметь применять:

-формулы для вычисления напряженности и потенциала электрического поля;

-формулу связи между напряженностью и изменением потенциала.

Уметь:

-описывать и объяснять форму эквипотенциальных поверхностей точечного заряда и равномерно заряженной плоскости;

-вычислять работу поля, изменение потенциальной и кинетической энергии заряда при перемещении в электрическом поле;

-описывать и объяснять свойства и поведение проводников и диэлектриков в электрическом поле;

-вычислять емкость плоского конденсатора, емкость системы параллельно и последовательно соединенных конденсаторов.

Законы постоянного тока – 2 часа

18

Электрический ток. Последовательное и параллельное соединения проводников в электрической цепи.

Знать/понимать:

-смысл понятий: «электрический ток», «источник тока»;

-смысл величин: «сила тока», «напряжение», «сопротивление», «внутреннее сопротивление».

Знать и уметь применять:

-при решении задач закон Ома;

-при решении задач законы последовательного и параллельного соединения проводников.

19

Правила Кирхгофа. Работа и мощность тока.

Знать/понимать смысл понятий: «мощность тока», «работа тока».Понимать смысл правил Кирхгофа.

Уметь:

-использовать правила Кирхгофа для расчета разветвленных цепей, содержащих неоднородные участки;

-вычислять мощность и работу электрического тока на участках разветвленной цепи;

-применять при решении задач закон Ома и правила Кирхгофа.

Электрический ток в различных средах – 1 час

20

Электрический ток в металлах, в жидкостях, в газах, в вакууме, в полупроводниках.

Знать/понимать:

-основы электронной теории;

-значение сверхпроводников в современных технологиях;

-законы Фарадея;

-процесс электролиза и его техническое применение.

Уметь:

-объяснять природу электрического тока в металлах;

-объяснять причину увеличения сопротивления металлов с ростом температуры;

-определят температуру металла опытным путем;

-опытным путем определять элементарный электрический заряд;

-описывать и объяснять условия и процесс протекания электрического разряда в вакууме;

-описывать и объяснять условия и процесс протекания электрического разряда в проводниках.  

Магнитное поле. Закон электромагнитной индукции – 2 часа

21

Магнитное поле. Движение заряженных частиц в магнитном поле. Закон электромагнитной индукции.

Знать/понимать:

-смысл величин: «магнитная индукция», «сила Ампера»;

-закон электромагнитной индукции.

Уметь:

-определять величину и направление магнитной индукции поля, создаваемого проводниками с током;

-определять величину и направление силы Лоренца;

-определять параметры движения зарядов по окружности и винтовой траектории.

22

Правило Ленца. Электроизмерительные приборы. Электрический двигатель постоянного тока. Электрический генератор постоянного тока.

Знать/понимать смысл величин: «индуктивность», «энергия магнитного поля».

Уметь:

-применять правило Ленца и правило буравчика для определения направления индукционного тока;

-описывать и объяснять устройство и принцип действия электроизмерительных приборов, электродвигателя и генератора переменного тока.

  1. Электромагнитные колебания и волны (7 ч)

Электромагнитные колебания и физические основы электротехники – 2 часа

23

Колебательный контур. Гармонические колебания. Автоколебательный генератор незатухающих электромагнитных колебаний. Вынужденные электромагнитные колебания. Переменный ток.

Знать/понимать смысл величин: «период», «частота», «амплитуда собственных колебаний»;

-смысл мгновенного, амплитудного и действующего значений силы тока и напряжения.

Знать формулы для вычисления емкостного и индуктивного сопротивлений.

Уметь:

-описывать и объяснять процесс возникновения свободных электромагнитных колебаний;

-строить и читать графики зависимости от времени для заряда и напряжения на конденсаторе, силы тока в катушке индуктивности, энергии электрического и магнитного полей;

-решать задачи на определение амплитуды, частоты и периода свободных электромагнитных колебаний;

-описывать и объяснять устройство и принцип действия генератора незатухающих электромагнитных колебаний;

-описывать и объяснять процесс получения переменного  тока.

24

Закон Ома для электрической цепи переменного тока. Мощность. Трансформатор. Производство, передача и использование электрической энергии.

Знать/понимать смысл коэффициента трансформации.

Знать и уметь применять при решении задач закон Ома для полной цепи переменного тока.

Уметь:

-описывать и объяснять принцип действия трансформатора;

-приводить примеры практического применения физических законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;

-описывать и объяснять виды альтернативных источников энергии, приводить примеры их практического применения, обосновывать экономическую и экологическую целесообразность их использования;

-определять параметры процессов, происходящих в электрических цепях при возникновении свободных и вынужденных электромагнитных колебаний.

Электромагнитные волны и физические основы радиотехники – 1 час

25

Открытие электромагнитных волн. Отражение и преломление волн. Интерференция, дифракция и поляризация волн.

Знать/понимать смысл понятий: «волновая поверхность», «луч».

Знать и уметь применять при решении  задач законы отражения и преломления волн.

Уметь:

-описывать и объяснять процесс возникновения электромагнитных волн и их свойства на основе знаний законов электродинамики;

-объяснять процесс отражения и преломления волн на основе принципа Гюйгенса;

-описывать и объяснять явления интерференции, дифракции и поляризации;

-приводить примеры практического применения свойств электромагнитных волн.

Знать и уметь применять при решении задач законы отражения и преломления волн.

Волновая оптика – 2 часа

26

Электромагнитная природа света. Уравнение плоской волны. Интерференция света. ЗАЧЕТ.

Знать/понимать смысл понятия «когерентность».

Уметь:

-описывать и объяснять методы определения скорости света;

-составлять уравнения бегущих и стоячих волн;

-определять результат интерференции когерентных волн;

-объяснять цвета тонких пленок.

27

Дифракция света. Дифракционная решетка. Дисперсия. Поляризация.

Знать/понимать:

-смысл понятий: «период решетки», «разрешающая способность дифракционной решетки»;

-применение дифракционных решеток;

-практическое применение явления дисперсии и поляризации.

Уметь:

-описывать и объяснять явление дифракции;

-решать задачи на определение расположения максимумов и минимумов дифракционной картины;

-решать задачи на расчет дифракционной картины;

-описывать и объяснять явление дисперсии;

-описывать и объяснять явление поляризации.

Геометрическая оптика – 2 часа

28

Закон отражения света. Закон преломления света. Призмы.

Знать/понимать:

-смысл понятий: «зона видимости», «увеличенное изображение», «равное изображение», «действительное изображение», «мнимое изображение»;

-закон преломления света;

-смысл величин: «предельный угол отражения», «показатель преломления».

Уметь:

-решать задачи на построение и расчет изображений в зеркалах;

-рассчитывать и строить ход лучей через преломляющую призму.

29

Линзы. Оптические системы.

Знать/понимать:

-смысл понятий: «фокусное расстояние», «оптическая сила», «оптическая ось», «фокальная плоскость»;

-смысл понятий: «аккомодация», «близорукость», «дальнозоркость», «цветовая чувствительность», «угол зрения», «разрешающая способность»;

-законы геометрической оптики.

Знать:

-три стандартных луча;

-формулу тонкой линзы.

Уметь:

-строить изображения в тонких линзах;

-использовать при решении задач формулу тонкой линзы;

-решать задачи на построение и расчет изображений в оптических системах;

-применять законы оптики при решении задач.

  1. Квантовая физика (5 ч)

31

Строение атомов. Квантовые постулаты Бора. Спектральный анализ.

Знать/понимать:

-смысл опытов Резерфорда;

-смысл постулатов Бора;

-сущность метода спектрального анализа.

Уметь:

-описывать и объяснять ядерную модель строения атома;

-использовать постулаты Бора для объяснения линейчатых спектров.

32

Волновые свойства частиц вещества. Лазеры. Атомное ядро.

Знать/понимать:

-смысл гипотезы де Бройля и соотношения неопределенностей;

-принцип действия и применение лазеров;

-смысл понятий: «атом», «атомное ядро», «изотоп», «нуклон», «протон», «нейтрон»;

-смысл величин: «энергия связи», «удельная энергия связи».

Уметь:

-применять при решении задач гипотезы де Бройля и соотношения неопределенностей;

-определять зарядовое и массовое числа.

33-34

Радиоактивность. Деление ядер. Закон радиоактивного распада. Ядерные реакции. Свойства ионизирующих излучений. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. ЗАЧЕТ.

Знать/понимать:

-закон радиоактивного распада;

-условия и механизм протекания ядерных реакций;

-важнейшие факторы, определяющие перспективность различных направлений развития энергетики: экономические, экологические, геополитические и т.д.;

-историю исследований, проблемы и перспективы термоядерной энергетики;

-смысл  понятия «фундаментальные взаимодействия».

Уметь:

-описывать и объяснять процесс радиоактивного распада;

-записывать реакции альфа-, бета-, гамма-распада;

-описывать и объяснять причины гамма-излучения, сопровождающего альфа- и бета-распад;

-описывать и объяснять связи между естественной радиоактивностью и геологическими процессами на Земле;

-описывать и объяснять процесс протекания управляемой и неуправляемой ядерной реакции;

-составлять  уравнения ядерных реакций;

-применять при решении задач законы сохранения и закон радиоактивного распада;

-описывать  и объяснять взаимодействие ионизирующих излучений с веществом, биологическое действие ионизирующих излучений, естественный радиоактивный фон, последствия радиоактивных загрязнений;

-описывать виды фундаментальных взаимодйствий.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Наименование учебного пособия

1

Волкова К.А, Демидов Н.Н, Федоров М.Ф, Феопемтов Н.А, Щербаков Н.А. «Сборник задач по физике», Москва, 2000

2

Гельфгат И.М, Генденштейн Л.Э, Кирик Л.А. «1001 задача по физике» Харьков-Москва, Центр: Инновации в науке, технике, образовании, 2006

3

Зубов В.Г, Шальнов В.П. «Задачи по физике» Москва: Наука, 1995

4

Каменецкий С.Е, Орехов В.П. «Методика решения задач по физике в средней школе» Москва: Просвещение, 1994

5

Меледин Г.В. «Физика в задачах» Москва: Наука, 1990

6

Мясников С.П, Осанова Т.Н. «Пособие по физике» Москва: Высшая школа, 1988

7

Парфентьева Н.А, Фомина И.В. «Решение задач по физике» Часть 1, 2. Москва:  Мир, 1995

8

Петровский А.К. «Память школьника на уроке и дома» Народное образование, 1999, №1

9

Степанова Г.Н. «Сборник задач по физике» Москва: Просвещение, 1996

10

Тульчинский М.Е. «Качественные задачи по физике» Москва: Просвещение, 1996

11

Усова А.В. «Организация самостоятельной работы по курсу физики в школе» Челябинск, Южно- Уральское книжное издательство, 1990

12

Ушаков М.А. Физика. Электричество. Иллюстрированный раздаточный материал. Москва: Просвещение, 1980

13

Шерстюков И.И. «Дифференцированный подход к учащимся при решении задач» Физика в школе, 1972, №2

14

Шоскольская М.П, Эльцин И.А. «Сборник избранных задач по физике» Москва: Наука, 1986

15

Яворский Б.М, Селезнев Ю.А. «Справочное руководство по физике для поступающих в ВУЗы и самообразования» Москва: Наука, 1990


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум по решению физических задач повышенной сложности для 7 класса.

 Практикум по решению физических задач повышенной сложности предназначен  для учащихся 7 класса. Программа курса составлена в соответствии с программой развития школы, соответст...

Методическая разработка по физике (9 класс) по теме: Решение задач по теме « Закон всемирного тяготения. ИСЗ »

Решение задач по теме« Закон всемирного тяготения. ИСЗ » Цель урока:  - актуализация знаний учащихся по закону всемирного тяготения; ускорению свободного падения на Земле и других пла...

Открытое занятие по биологии 10 класс на тему: “ Решение генетических задач” Конспект урока с использованием информационно- коммуникативных технологий (ИКТ).

Конспект занятия: «Решение генетических задач»  Цель: Обобщить знания о материальных основах наследственности и изменчивости, закрепить знания по решению разных типов   генети...

Рабочая программа элективного курса по физике "Решение физических задач повышенной сложности"

Программа курса по физике содержит материал по более уг­лубленному изучению в школьной программе разделов: законы сохранения в механике и законы сохранения в разделе «Электриче­ство»....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Решение физических задач повышенной сложности » для 10-11 классов

Программа по внеурочной деятельности «Решение физических задач повышенной сложности рассчитана на преподавание в объеме 69 часов (1 час в неделю на два года обучения 10-11классы). Цель данного к...

Пособие для учителей математики и учащихся 9 классов по теме: «Решение заданий по геометрии повышенного уровня сложности (КИМ-ОГЭ №23)»

В данном пособии разобраны основные типы задач повышенной сложности, входящих в ОГЭ по математике. Все задания взяты из Открытого банка заданий ФИПИ....