Урок по теме "инерция"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Зиновьева Наталья Владимировна

Урок составлен с учетом новых требований ФГОС. В рамках системно-деятельностного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx32.21 КБ

Предварительный просмотр:

Урок на тему «Инерция», 7 класс

   Цель урока: Оказать помощь в формировании у учащихся понятия «инерция».

   Задачи:

 Образовательные: Сформировать понятие инерции, выяснить причины возникновения, рассмотреть примеры инерции

Развивающие: Развивать самостоятельность в приобретении практических умений, способность наблюдать, анализировать и делать выводы через выполнение эксперимента; развивать речь через работу с дополнительной литературой

Воспитательные: Отрабатывать коммуникативные навыки; отстаивать собственную точку зрения, опираясь на собственные знания и исторические источники; повышать уровень культуры общения.

        Оборудование: 1) Пёрышкин А.В. «Физика 7»: учеб. для общеообразоват. учреждений. -12 изд, доработ.-М.: Дрофа, 2010. 2) Для работы в группах: наклонный желоб, деревянный брусок, шарик, штатив, листы бумаги, демонстрационные тележки, песок, детская машинка.

          Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

          Вид технологии: технология сотрудничества

1.Организационно-подготовительный

Проводит индивидуальный опрос на проверку темы «Механическое движение» (Приложение 1)

Использует качественную задачу: М.М. Пришвина «Кладовая солнца» (эпизод, в котором собака Травка преследует зайца), мотивирует учащихся к деятельности

«Травка за кустом можжевельнику присела и напружинила задние лапы для могучего броска и, когда увидела уши, бросилась. Как раз в это время заяц, большой старый, матерый русак, вздумал внезапно остановиться  и даже, привстав на задние ноги, послушать  далеко ли тяфкает лисица. Так вот одновременно сошлись – Травка бросилась, а заяц остановился. И травку перенесло через зайца».

Даже эта ситуация с Травкой имеет отношение к физике. Это физическое явление называется – Инерция.

Вместе обсуждают цели урока.

Учащийся, к которому обращен вопрос, ответив, садится на рабочее место.

Рассуждают. Принимают участие в рассуждении.

Предполагают, что Травка не успела затормозить и продолжила свое движение.

Записывают тему урока ИНЕРЦИЯ.

Записывают цели: разобрать и понять явление инерции, рассмотреть примеры инерции и как ее можно применить в повседневной жизни.

10 мин.

2.Работа экспертных групп

Разбивает учащихся на группы

Составим план наших действий на урок (план вывешивается на доску в виде небольших плакатов).

1.        Выполнение экспериментов

2.        Решение задач

3.         Подведение итогов

Составляют план работы на урок

3 мин

3.Работа в группах сотрудничества

Явление инерции начнем изучать с небольших опытов.

Организует деятельность учащихся по выполнению эксперимента (Приложение 2). На доске таблица из пяти колонок для каждой группы

Обсуждение всем классом:

- Могут ли тела двигаться сами по себе, может ли скорость тела меняться сама по себе, без посторонней помощи?

Приведите подтверждающие примеры.

- За счет чего у тела уменьшается или увеличивается скорость?; т.е. тело начинает двигаться или останавливается не само по себе, а опять-таки под действием чего?

- Причем, у тела под действием другого тела скорость меняется не только по величине, но и по направлению. Приведите примеры.

Выводы из ваших опытов: тело может находиться в покое бесконечно         долго, изменение его скорости связанно с действием на него других тел.

Формулирует определение инерции

Проводят опыты

Каждая группа делает вывод, на доске представители групп фиксируют чертёж опыта и результаты обсуждений в таблицу. В тетрадях каждая группа фиксирует чертёж своего опыта и результаты обсуждений

Нет. Чтобы изменить скорость тела, надо на него подействовать другим телом или силой.

- металлический шарик, брусок, машинка (из опытов), мяч футбольный, волейбольный, теннисный, волан для игры в бадминтон (свои примеры).

Под действием других тел.

Движение волана при игре в бадминтон, движение мяча при игре в волейбол или футбол.

Записывают в тетради

10 мин.

4.Индивидуальная работа

Подобное состояние тел еще в 4 веке до нашей эры рассматривал и изучал древнегреческий ученый Аристотель

Изучают историческую справку (приложение 3)

4 мин

5.Итоговый (закрепительный)

Вспомните пример с которого был начат урок: эпизод Пришвина о «Травке». Почему же данная ситуация имела место быть?

Рассматривают примеры (Приложение 4)

Предлагает листы с заданиями

Причина всему ИНЕРЦИЯ. Травка не успела изменить свою скорость и продолжала свое движение.

Каждая группа выбирает по одному листу с заданием, обсуждает свой пример в группе, один представитель от группы объясняет свой пример всему классу. В тетрадях каждая группа записывает свой пример инерции

10 мин.

6.Рефлексия

Предлагает оценить свои старания на уроке с помощью разноцветных кружков из бумаги:

Черный цвет: урок не понравился и я ничего не понял.

Красный цвет: урок понравился, но некоторые моменты урока не освоил.

Желтый цвет: урок понравился и освоил материал урока.

Прикрепляют свои кружочки на доску.

1 мин.

7.Определение домашнего задания

Параграф 17, вопросы к параграфу. Заполнить примерами таблицу

Плюсы инерции

Минусы инерции

Записывают домашнее задание

2 мин

Приложение № 1

Вопросы для проведения индивидуального опроса на проверку знания понятийного аппарата учащихся

1)Что называется механическим движением?

2)Что называется телом отсчёта?

3)Что называется траекторией?

4)Что такое путь?

5)Что такое перемещение?

6)Назовите единицы измерения пути

7) Назовите единицы измерения перемещения

8)При каком условии путь и перемещение равны?

9)Сколько метров в одном километре?

10)Какое движение называется равномерным?

11) Какое движение называется неравномерным?

12)Какая физическая величина называется скоростью?

13) Назовите единицы измерения скорости

14)Скорость – это векторная или скалярная величина?

15)Чем, кроме числового значения, характеризуется скорость?

16)Как рассчитать путь при известных значениях скорости и времени движения?

17) Как рассчитать скорость при известных значениях пути и времени движения?

18) Как рассчитать время при известных значениях пути и скорости движения?

19)Сколько секунд в одном часе?

20)Сколько километров в одном метре?

21)Тело за 5 с прошло путь 10 м. Какова скорость этого тела?

22)Автомобиль преодолел путь в 125 м со скоростью 25 м/с. Найти время его движения

23)Как перевести км/ч в м/с?

24)Тело в течение 10 с двигалось со скоростью 8 м/с? Какой путь оно прошло?

Приложение № 2

Экспериментальные задания для групп

1 группа. Оборудование: жёлоб лабораторный металлический, металлический шарик, деревянный брусок.

Ход опыта: 1) положите на стол деревянный брусок. Как долго брусок будет покоиться, то есть находиться без движения? 2) Установите жёлоб наклонно. Перед жёлобом положите деревянный брусок. 3) Пустите шарик по жёлобу, чтобы он ударил деревянный брусок. Что произошло с бруском? Сделайте вывод

2 группа. Оборудование: жёлоб лабораторный металлический, металлический шарик, металлический цилиндр.

Ход опыта: 1) Установите жёлоб наклонно и пустите по нему шарик. Проследите за его движением. Сделайте вывод. 2) В нижней части жёлоба поместите цилиндр и снова пустите по нему металлический шарик. Проследите за поведением шарика и цилиндра. Сделайте вывод

3 группа. Оборудование: наклонная плоскость, машинка, песок.

Ход опыта: 1) Пустите машинку с наклонной плоскости. Что вы можете сказать о движении машинки? 2) Прежде, чем пустить машинку с наклонной плоскости, на её пути на небольшом расстоянии от наклонной плоскости насыпьте горку песка. Потом пустите машинку и проследите за её движением. Что вы заметили? 3) Выровняйте песок и вновь пустите тележку с наклонной плоскости. Каково теперь движение машинки?

4 группа. Оборудование: наклонная плоскость, тележка, кусок ткани.

Ход опыта: 1) Пустите тележку с наклонной плоскости, положив ткань после наклонной плоскости. 2) Пустите тележку с наклонной плоскости, убрав ткань. Проследите за движением тележки, сделайте выводы

5 группа. Оборудование: лист бумаги, брусок.

Ход опыта: 1) Положите лист бумаги на парту, на лист положите брусок. Тяните лист бумаги из-под бруска. Наблюдайте за движением. 2) Положите лист бумаги на парту, на лист положите брусок. Резко выдерните лист бумаги из-под бруска. Наблюдайте за движением. Сделайте выводы.

Приложение № 3

Историческая справка

          Спор о движении и покое тел выражен в стихотворении А. С. Пушкина «Движение»:

Движенья нет, сказал мудрец брадатый.

Другой молчал и стал пред ним ходить…

Сильнее бы не мог он возразить;

Хвалили все ответ замысловатый;

Но, господа, забавный случай сей

Другой пример на память мне приводит:

Ведь каждый день пред нами Солнце ходит,

Однако ж прав упрямый Галилей.

             Аристотель говорил, что «причина движения кроется в действии, оказываемом на данное тело каким-либо другим телом». Правда, это утверждение было не совсем верным.

             Аристотель считал, что естественным положением тела является покой, конечно, по отношению к Земле. Всякое перемещение тела по отношению к Земле должно и меть причину. Если же причины двигаться нет, то тело должно остановиться, перейти в своё естественное состояние покоя. Но при этом теория Аристотеля никак не объясняла, почему тело, движущееся по шероховатой поверхности, останавливается гораздо быстрее, чем то же тело, движущееся по гладкой поверхности.

              Открытием истины мы обязаны великому итальянскому учёному Галилео Галилей (1564 --1642). Он в результате своих опытов по изучению движения тел, установил, что если на тело не действуют другие тела, то тело или находится в покое, или движется прямолинейно и равномерно относительно Земли. Это значит, что скорость не меняется. В этом и заключается понятие инерции.

Приложение № 4

Пример 1. Представьте себе, что вы едите в автобусе. Автобус тормозит. Куда вы отклонитесь?

Пример 2. Поставьте стакан с водой на лист бумаги, затем лист  резко выдерните из-под стакана. Что случилось со стаканом? Объясните наблюдаемое явление

Пример 3. Поставьте стакан, а сверху на него положите плотный лист картона. На картон положите монетку. Резко выбейте картон, пронаблюдайте, что произошло с монетой. Почему монета не стала двигаться вместе с листом картона?

Пример 4. Поставьте на доску 10-12 шашек столбиком одну на другую. Быстрым ударом линейки выбейте нижнюю шашку, не свалив тех, что стояли на ней. Почему это возможно сделать?

Пример 5. Почему в машине нужно пристёгиваться ремнём безопасности?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...