Рабочая программа по физике 7 класс
рабочая программа по физике (7 класс) на тему

Рабочая программа по физике 7 класс, УМК  Перышкин А.В. Программа содержит  пояснительную записку, учебно-тематический план,  содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического обеспечения, список литературы, календарно-тематический план.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_7_klass.doc160 КБ

Предварительный просмотр:

                         

Рабочая программа

по физике,  7 класс

Водолазовой Е.Н., учителя  высшей  категории

МБОУ СОШ № 2 г.Красноармейска Саратовской области

1.  Пояснительная записка

Программа адресована обучающимся 7 класса общеобразовательной школы.                                                                                                                Составлена на основе:                                                                                                                                                                                                                        -Федеральной Примерной программы основного общего образования по физике РФ 2004г.;                                                                                                  -авторской программы А.В. Перышкина, Е.М. Гутника «Физика 7 класс», Москва , «Просвещение», 2009г                                                                 -рабочих программ по физике В.А. Поповой, Москва, издательство «Глобус», 2008г                                                                                                  Тематическое планирование опирается на стандарт основного общего образования по физике.                                                                               Цели курса:                                                                                                                                                                                                                                             - сформировать представление у учащихся о  физической  картины  мира ;                                                                                                                             - развитие способности  понимать физические явления ;                                                                                                                                                         - сформировать знание физических законов ;                                                                                                                                                                               - овладение умениями и навыками работы с физическими приборами;                                                                                                                                     - развитие навыков решения  качественных  и расчетных задач;

- овладение умениями и навыками работы с графиками, находить зависимость между физическими величинами.

Задачи курса:

- сформировать представление у учащихся о строении вещества;

- сформировать навыки перевода физических величин в систему СИ;

- стимулировать усвоение учебного материала на основе наглядного сравнительного анализа физических явлений и процессов в мире;

- сформировать начальные навыки по кинематике (равномерное движение);

- сформировать начальные навыки по динамике;

- научиться общим принципам решения качественных расчетных и графических задач.

Учебная программа рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю. Так как 01.01.15, 02.01.15, 01.05.15 являются праздничными днями, то произведено уплотнение программы до 65 учебных часов.

Используемый учебно-методический  комплект:

Перышкин А.В. Физика.7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений, Москва, издательство «Дрофа»,2009 г.

Перышкин А.В. Сборник задач по физике. 7-9 класс. М., «Экзамен». 2008.

Планируемые формы уроков и контроля:        

Наименование работы

Количество

Контрольные работы

4

Лабораторные работы

10

Тесты

1

Урок-защита проекта

2

2. Учебно – тематический план.

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Лабораторные работы

Контрольные, проверочные работы

1

Физика и физические методы изучения природы.

3 ч.    

1

2

Первоначальные сведения о строении вещества.

6 ч  

1

1

3

Взаимодействие тел.  

20 ч

4

1

4

Давление твердых тел, жидкостей и газов.

15 ч

2

2

5

Работа и мощность. Энергия  

12 ч

2

1

6

Повторение.

12 ч

3.Содержание тем учебного курса.

1. ФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ

Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Измерение физических величин. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физические законы. Роль физики в формировании научной картины мира.

2. МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

Механическое движение. Относительность движения.  Путь. Скорость. Ускорение. Движение по окружности. Инерция. Первый закон Ньютона. Взаимодействие тел. Масса. Плотность. Сила. Сложение сил. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Свободное падение. Вес тела. Невесомость. Центр тяжести тела. Закон всемирного тяготения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии. Условия равновесия тел.

Простые механизмы. Коэффициент полезного действия

Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условие плавания тел.

4. Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения физики 7 класса учащиеся должны ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ:

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;
  • смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия;
  • смысл физических законов:  Паскаля, Архимеда;

УМЕТЬ:

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояние, массы, силы;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;
  • контроля за исправностью водопровода, сантехники  и газовых приборов в квартире;
  • рационального применения простых механизмов.

5. Перечень учебно-методического обеспечения

Учебное пособие

Перышкин А.В. Физика 7, учебник для общеобразовательных учреждений – Дрофа,  2012 г.

Оборудование и приборы

Мензурка, металлические цилиндры, набор гирь, рычажные весы, термометр, штатив, рычаг, простые механизмы, ноутбук,  мультимедиапроектор

Диск 1. Гидроаэростатика (часть 1)

  1. Зависимость давления от площади поверхности и силы
  2. Действие газа на оболочку
  3. Передача давления жидкостями
  4. Изменение давления в жидкости с глубиной
  5. Гидростатический парадокс
  6. Сообщающиеся сосуды
  7. Фонтан в разреженном воздухе
  8. Деформация пленки атмосферным давлением
  9. Магдебургские полушария
  10. Сдавливание жестяной банки атмосферным давлением
  11. Опыт Торричелли
  12. Устройство и действие барометра - анероида

Диск 2. Гидроаэростатика (часть 2)

  1. Устройство металлического манометра
  2. Устройство и действие поршневого насоса
  3. Модель гидравлического пресса
  4. Устройство и действие гидравлического пресса
  5. Действие жидкости на погруженное тело
  6. Действие атмосферы на погруженное тело
  7. Закон Архимеда
  8. Картезианский водолаз
  9. Условие плавания тел в жидкости
  10. Устройство и действие ареометра
  11. Условие плавания тел в воздухе
  12. Воздухоплавание

Диск 3. Основы молекулярно кинетической теории (часть 1)

  1. Диффузия в жидкостях
  2. Диффузия в газах
  3. Броуновское движение
  4. Модель броуновского движения
  5. Взаимодействие молекул жидкости
  6. Уменьшение объема при смешивании воды и спирта
  7. Наличие промежутков между молекулами (модельный опыт)
  8. Сжимаемость газов и жидкостей
  9. Тепловое расширение воздуха
  10. Тепловое расширение жидкости
  11. Тепловое расширение твердого тела
  12. Изменение формы и сохранение объема жидкости

Диск 19. Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях  (издательство «Глобус»)

Диск содержит тесты (с автоматизированной функцией определения правильного ответа), диктанты, кроссворды.

Диск 20. Физика. Библиотека наглядных пособий 7-11 классы                (1С: Школа)

Образовательный комплекс представляет собой библиотеку мультимедиа-объектов, снабженную системой поиска.

Диск 21. «Открытая физика»  (Физикон)

Содержит более 80 компьютерных экспериментов, учебное пособие, видеозаписи экспериментов, звуковые пояснения.

Диск 27.  Уроки физики  7-11 классы. Мультимедийное приложение к урокам

Диск содержит презентации к каждому уроку.

6. Список литературы

  1. Перышкин А.В. Физика 7, учебник для общеобразовательных учреждений – Дрофа,  2012 г.
  2. Лукашик В.И., Иванова Е.В. «Сборник задач по физике»,Москва, издательство «Просвещение»,2010 г.
  3. Сычев Ю.Н. Физика. 7 класс. Тесты. – Саратов: Лицей, 2012.
  4. Демкович В.П., Демкович Л.П. «Сборник задач по физике», Москва, издательство «Просвещение»,1981г
  5. Контрольно-измерительные материалы. Физика: 7 класс. Сост. Н.И.Зорин. – М.: ВАКО, 2011.
  6. В.А. Попова «Рабочие программы по физике 7-11 классы» Москва, издательство «Глобус»
  7. Л.А. Горев «Занимательные опыты по физике», Москва, издательство «Просвещение»
  8. Л.С. Хижнякова «Планирование учебного процесса по физике в средней школе», Москва, «Просвещение», 1992г.
  9. Алексеева М.Н. «Физика юным», Москва, «Просвещение»,1980г.
  10. Билимович Б.Ф. «Физические викторины», Москва, «Просвещение,1977г.
  11. Блудов М.И. «Беседы по физике», Москва, «Просвещение»,1984г.
  12. Браверман Э.М. «Вечера по физике», Москва, «Просвещение»
  13. Горев Л.А. «Занимательные опыты по физике», Москва, «Просвещение»,1977г.
  14. Дягилев Ф.М. «Из истории физики и жизни ее творцов», Москва, «Просвещение»,1986г.
  15. Ланина И.Я. «Внеклассная работа по физике», Москва, «Просвещение»,1977г.
  16. Ливанова А. «Физика о физиках», Москва, «Просвещение»
  17. Орлова В.А.«Физика в таблицах», Москва, «Дрофа»,1998г.
  18. Перельман Я.И. «Занимательная механика», Екатеринбург, «Тезис»,1994г.
  19. Печенюк Н.Г. «Урок физики», Саратов,
  20. Покровская А.А. «Физический эксперимент в школе», Москва, «Просвещение»,1984г.

7. Календарно-тематический план.

№ урока

Наименование разделов и тем

Час по

теме

Требования к уровню подготовки учащихся

Формы контроля

Использование ИКТ

Дата проведения

Корректировка программы

План

Факт

Физика и физические методы изучения природы. 3 ч.    

1

Что изучает физика. Некоторые физические термины.

1

Знать: смысл понятия «вещество»

Мультимедийная презентация «Физика-наука о природе»

4.09

2

Наблюдения и опыты. Физические величины. Измерение Физических величин.

1

Уметь: использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин.

Фронтальный опрос

5.09

3

Л.р.№1 «Определение цены деления шкалы измерительного прибора»

1

Уметь: определять цену деления шкалы измерительного прибора

Лабораторная работа

11.09

Первоначальные сведения о строении вещества. 6 ч  

4

Строение вещества. Молекулы

1

Знать смысл понятий: вещество, молекула

Фронтальный опрос

12.09

5

Л.р.№2 «Измерение размеров малых тел»

1

Уметь: определять размеры малых тел

Л.р.

18.09

6

Диффузия в газах, жидкостях и в твердых телах. Использование ИКТ.

1

Уметь: описывать и объяснять физическое явление: диффузия

Фронтальный опрос

Видеоролик «Диффузия в жидкостях

Диффузия в газах»

19.09

7

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

1

Знать: взаимодействие частиц  вещества

Фронтальный опрос

25.09

8

Агрегатные  состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.

1

Знать строение твердых тел, жидкостей и газов

Фронтальный опрос

26.09

9

Тестирование по теме  «Первоначальные сведения о строении вещества»

1

Знать строение веществ

Тест

2.10

        Взаимодействие тел. 20 ч.    

10

Механическое движение

1

Знать смысл понятий: механическое движение, траектория, путь.

3.10

11

Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Единица скорости.

1

Знать смысл понятия: скорость

Фронтальный опрос

16.10

12

Расчет скорости и пути движения.

1

Уметь: выражать величины в СИ, решать задачи на расчет скорости и пути движения.

Фронтальный опрос

17.10

13

Инерция.

1

Знать: явление инерции

Фронтальный опрос

23.10

14

Взаимодействие тел.

1

Знать: взаимодействие тел

Фронтальный опрос

24.10

15

Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тел на весах.

1

Знать понятие массы тела.

Фронтальный опрос

30.10

16

Л.р.№3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

1

Уметь измерять массу тел на рычажных весах.

Л.р.

31.10

17

Плотность вещества

1

Знать: определение плотности вещества, формулу

Фронтальный опрос

Пр. «Плотность»

6.11

18

Расчет массы и объема тела по его плотности

1

Уметь решать задачи на расчет массы и объема тела по его плотности

Фронтальный опрос

7.11

19

Л.р. «Измерение объема тела»

1

Уметь работать с приборами

Л.р.

13.11

20

Л.р. «Определение плотности твердого тела»

1

Уметь работать с приборами

Л.р.

14.11

21

Сила

1

Знать определение силы, единицу ее измерения и обозначение.

Фронтальный опрос

27.11

22

Явление тяготения. Сила тяжести. Использование ИКТ.

1

Знать определение силы тяжести.

Уметь схематически изобразить точку ее приложения к телу

Фронтальный опрос

28.11

23

Сила упругости. Закон Гука.

1

Знать определение силы упругости и закон Гука

Фронтальный опрос

4.12

24

Вес тела.

1

Знать определение веса тела, единицу измерения и обозначение.

Фронтальный опрос

5.12

25

Единица силы. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр.

Л.р.№6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

1

Знать определение силы тяжести, формулу.

Уметь работать с физическими приборами. Градуирование шкалы прибора.

Л.р.

11.12

26

Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил.

1

Знать определение равнодействующей силы

Фронтальный опрос

12.12

27

Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике. Работа над проектом «Эта капризная сила трения»

1

Знать определение силы трения.

Фронтальный опрос

18.12

28

Обобщающий урок «Взаимодействие тел». Защита проекта.

1

Уметь решать задачи на нахождение силы тяжести, силы упругости

Сообщен. Учащихся, презент. Проекта

19.12

29

К.р. №2 «Взаимодействие тел»

1

К.р.

25.12

Давление твердых тел, жидкостей и газов. 15 ч

30

Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления.

1

Знать определение давления, формулу

Фронтальный опрос

Видеоролик «Зависимость давления от площади поверхности и силы»

26.12

31

Давление газа. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.

1

Знать закон Паскаля.

Фронтальный опрос

Видеоролик «Передача давления жидкостями»

15.01

32

Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Тестирование по теме «Давление твердых тел»

1

Уметь объяснять передачу давления в жидкостях и газах.

тестирование

Видеоролики «Действие газа на оболочку»

16.01

33

Сообщающиеся сосуды.

1

Знать закон сообщающихся сосудов.

Фронтальный опрос

Видеоролик «Сообщающиеся сосуды» Пр. «Сообщающиеся сосуды»

22.01

34

Вес воздуха. Атмосферное давление. Причина появления атмосферного давления.

1

Знать определение атмосферного давления.

Фронтальный опрос

Пр. «Атмосферное давление»

23.01

35

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

1

Знать методы измерения атмосферного давления.

Фронтальный опрос

Видеоролик «Магдебургские полушария»

29.01

36

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

1

Уметь объяснять принцип действия физических приборов

Фронтальный опрос

Видеоролик «Устройство и действие барометра - анероида»

30.01

37

Манометры. Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс.

1

Уметь объяснять принцип действия физических приборов.  Уметь объяснять принцип действия гидравлического пресса.

Фронтальный опрос

Видеоролик «Устройство метал. манометра»

5.02

38

Действие жидкости на погруженное в них тело.

1

Знать закон Архимеда.

Фронтальный опрос

Видеоролик «Действие жидкости на погруженное тело»

6.02

39

Архимедова сила. Использование ИКТ.

1

Знать закон Архимеда.

Фронтальный опрос

Пр.«Архимедова сила»

12.02

40

Л.р.№7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

1

Уметь определять выталкивающую силу

Л.р.

13.02

41

Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание. Работа над проектом «Плавание тел»

1

Знать условие плавания тел.

Фронтальный опрос

Видеоролики «Условие плавания тел в жидкости»

19.02

42

Л.р.№8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

1

Знать условие плавания тел

Л.р.

20.02

43

Обобщающий урок по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов». Защита проекта «Плавание тел»

1

Уметь решать задачи на закон Архимеда.

Сообщен. учащихся, презентац. проекта

5.03

44

К.р.№3 «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

1

Уметь решать задачи на нахождения давления твердых тел, на закон Архимеда.

К.р.

6.03

Работа и мощность. Энергия  12 ч

45

Механическая работа. Единицы работы.

1

Знать определение работы, обозначение физической величины и единицы измерения.

Составление опорного конспекта

12.03

46

Мощность. Единица мощности.

1

Знать определение мощности, обозначение физической величины.

Фронтальный опрос

13.03

47

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Использование ИКТ.

1

Знать устройство рычага.

Фронтальный опрос

19.03

48

Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.

1

Уметь изобразить на рисунке расположение сил и найти момент силы.

Фронтальный опрос

20.03

49

Л.р.№9 «Выяснение условия равновесия рычага»

1

Уметь  проводить эксперимент и измерять длину плеча рычага.

Л.р.

26.03

50

Блоки. Золотое правило механики.

1

Знать устройство блока и золотое правило механики, объяснять на примерах.

Фронтальный опрос

27.03

51

Коэффициент полезного действия механизма.

1

Знать определение физических величин: работа, мощность, КПД. Уметь определять КПД.

Фронтальный опрос

2.04

52

Л.р.№10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

1

Уметь определять силу, высоту, работу (полезную и затраченную)

Л.р.

3.04

53

Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия.

1

Знать определение энергии, единицу измерения энергии, формулы потенциальной и кинетической энергии.

Фронтальный опрос

9.04

54

Превращение одного вида энергии в другой.

1

Знать смысл закона сохранения энергии, приводить примеры механической энергии и ее превращения.

Фронтальный опрос

10.04

55

Обобщающий урок по теме «Работа, мощность, энергия»

1

Знать определение, обозначение, формулы работы, мощности, энергии. Уметь решать задачи.

Фронтальный опрос

23.04

56

К.р.№4 по теме «Работа, мощность и энергия»

1

Знать определение, обозначение, формулы работы, мощности, энергии. Уметь решать задачи.

К.р.

24.04

Повторение. 12 ч

57-59

Строение вещества и их свойства.

3

Знать определения, обозначение, нахождение изученных величин.

Решение задач

30.04

7.05

8.05

60-61

Взаимодействие тел

2

Знать определения, обозначение, нахождение изученных величин.

Решение задач

14.05

15.05

62-63

Давление твердых тел, жидкостей и газов

2

Знать определения, обозначение, нахождение изученных величин.

Решение задач

21.05

22.05

64-65

Работа и мощность. Энергия.

2

Знать определения, обозначение, нахождение изученных величин.

Решение задач

28.05

29.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...