Исследовательская деятельность на уроках физики
статья по физике (7 класс) на тему
Организация исследовательской деятельности на уроках физики с использованием технологий деловой игры и развития критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская деятельность | 2.42 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные технологии, используемые на уроке Деловая игра Развитие критического мышления
Образование – воспитание и обучение, ориентированное на человека, поэтому считаю необходимым на уроке: Создание ситуаций личностного успеха ученика Ненасильственные методы воспитания Психолого-терапевтическое воздействие на ученика Доброжелательное отношение к ученику независимо от их развития и манеры поведения
Возможности педагогического общения с учащимися позволяют нам: Пережить радости и невзгоды своих учеников; Создавать благоприятную атмосферу в коллективе учащихся; Избегать конфликтов с учащимися и их родителями; Учитывать эмоциональное состояние собеседника; Уметь ставить себя на место другого, понимать его состояние.
7 правил педагогического общения с учащимися 1. Будьте профессионалом, умейте так преподавать свой предмет, как будто он самый главный. 2. Обеспечьте максимальный комфорт ребенку в школе: Стремитесь понять индивидуальные особенности ученика; Проявляйте терпение и терпимость к его недостаткам; Не навязывайте своего мнения; Будьте тактичны; Доверяйте детям; Не допускайте расхождения между словом и делом; На сравнивайте ребенка с другими детьми.
3. Не устраивайте ребенку «прилюдных» разборок. 4. Принимайте ученика таким, какой он есть, независимо от его внешних данных, уровня его интеллекта, способностей. 5. Найдите в себе мужество признать свою неправоту и при необходимости извиниться. 6. Никогда не критикуйте личность, а дайте оценку его негативного поступка. 7. Никогда не «воюйте» с детьми: если Вам и удастся настоять на своем, то дети отплатят Вам своим упрямством и бездействием.
Технологии развития критического мышления это технологии, формирующие интеллектуальные умения, культуру мышления и самостоятельность.
Первая фаза технологии Стадия (фаза) Деятель-ность учителя Дестель- ность учащихся Возмож-ные приемы и методы Стадия вызова Вызов уже имеющих-ся знаний Ученик «вспомина-ет»,что ему известно по данному вопросу Верные и неверные утвержде-ния
Вторая фаза технологии Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, обсуждается, работа ведется в парах, группах. Стадия осмыс -ления Постепен-ное продвиже-ние от «старого» к «новому» Ученик ведет записи по мере осмысления новой информации Поиск ответов на поставлен-ные в первой части урока вопросы.
Третья фаза технологии Непосредств. контакт с новой информацией (текст, фильм, материал параграфа и т.д.) Стадия рефлек- сии Вернуть учащихся к записям-предложениям, внести изменения и дать творческое задание. Учащиеся соотносят «новую» информац. со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления Установле- ние связей между блоками информа- ции, ответы на поставл. вопросы
Технология деловой игры Игра – единственная деятельность ребенка, имеющая место во всех временах и у всех народах. Использование тематических игр является дополнительным стимулом к более тщательному изучению материала и развитию интереса учащихся к науке, к расширению кругозора.
Возможности деловой игры Приобретение школьниками предметно-профессионального и социального опыта, принятия индивидуальных и совместных решений; Сформирование познавательной и выявление профессиональной деятельности; Закрепление знаний учащихся, применение их в нестандартной ситуации; Формирование профессионально значимых умений и навыков; Развитие теоретического и практического мышления; Выработка самостоятельного приобретения информации.
Урок-исследование «Эврика» «Действие жидкости на погруженное тело». Урок разработан с применением технологии критического мышления и деловой игры. Эпиграф «Без сомнения, все наши знания начинаются с опыта» Кант Иммануил (Немецкий философ 1724-1804г.г.)
Цель урока: Изучить действие жидкости на погруженное тело Экспериментально исследовать зависимость выталкивающей силы от других физических величин Развить навыки самостоятельной работы
Ход урока Учитель: Уважаемые коллеги! Нет. Нет. Я не оговорилась. Сегодня мы не ученики 7 класса, а мои коллеги – физики-экспериментаторы, исследователи действия жидкости на погруженное тело. Именно этой проблеме посвящена наша научная работа. Процесс научного творчества состоит из следующих звеньев: Исходные факты Гипотеза Следствия Эксперимент Исходные факты
Демонстрация опыта Учитель демонстрирует опыт по растяжению пружины под действием груза, находящегося сначала в воздухе, а затем в воде. В ходе опыта выясняется существование выталкивающей силы.
Выдвижение гипотез От объема погруженного тела Его веса (массы) Плотности жидкости Глубины погруженного тела Формы тела. Учащиеся предлагают, что выталкивающая сила зависит: Учителю не стоит отбрасывать неверные предложения, каждая из гипотез нуждается в экспериментальной проверке. Все гипотезы записываются в тетрадь.
Проверка зависимости выталкивающей сила от объема тела
Проверка зависимости выталкивающей силы от веса (массы) тела
Проверка зависимости выталкивающей силы от глубины погружения тела
Проверка зависимости выталкивающей силы от формы тела
Проверка зависимости выталкивающей силы от плотности жидкости
Вывод формулы После проверки всех гипотез учащиеся формируют вывод о зависимости выталкивающей силы от плотности жидкости и от объема тела. Учитель теоретически выводит формулу на доске. Учащиеся отмечают полное соответствие теоретических выкладок с результатами только что проведенных экспериментов.
Закрепление - мы вместе прошли трудный путь от гипотез, догадок, к подлинно научной теории и « переоткрыли » уже известный и открытый закон Архимеда. Все цели достигнуты. В организации нашего исследования мы использовали все этапы научного творчества, показали себя хорошими, наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя новое и интересное, но и самостоятельно проводить научные исследования.
Веселые вопросы Григория Остера Пожилые греки рассказывают, что Архимед обладал чудовищной силой. Даже стоя по пояс в воде, он легко поднимал в воде одной левой рукой камень массой в 1000 кг. Правда только до пояса, выше поднимать отказывался. Могут ли быть правдой эти россказни? Почему в недосоленом супе ощипанная курица тонет, а пересоленом спасается вплавь? Где больший вес имеют солидные караси в родном озере или на чужой сковородке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность на уроках физики в 7 классе.
Методическая разработка исследовательской работы по физике в 7 классе по теме "Давление твердых тел". Учащииеся на практике исследуют зависимость давления твердого тела от площади опоры и от силы давл...
Развитие творческих способностей учащихся через исследовательскую деятельность на уроках физики
В статье описано педагогическое исследование по развитию творческих способностей через исследовательскую деятельность на уроках физики....
Исследовательская работа "Исследовательская деятельность на уроках физики и химии"
Как средство повышения качества знания у обучающихся по предметам физики и химии...
Из опыта работы Семеновой Галины Андреевны, учителя физики ГБОУ СОШ с. Ольгино. Исследовательская деятельность на уроках физики.
Физика – это экспериментальная наука и организация исследовательской деятельности учащихся при ее изучении – необходимый фактор, позволяющий повысить интерес к физической науке, сделать её увлекательн...
Обобщение педагогического опыта учителя физики Хандожко Галины Валентиновны по теме: «Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»
Обобщение педагогического опыта учителя физики Хандожко Галины Валентиновны по теме:«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики...
Урок по физике с использованием ИКТ и исследовательской деятельности на уроке физике в 8 классе
Урок по физике с использование ИКТ и исследовательской деятельности...
"Исследовательская деятельность на уроках физики и во внеурочной деятельности"
Предлагаю познакомится с исследовательскими работами моих учащихся....