Активизация самостоятельной деятельности учащихся при подготовке к ГИА по физике
статья по физике (9 класс) на тему

Шульц Наталья Викторовна

Экзамен по физике в 9 классе является выборным экзаменом, и небольшое число выпускников выбирают его для сдачи. Это обусловлено сложностью предмета «Физика» в восприятии и понимании учащимися на протяжении всего периода обучения в школе. Однако, мотивация школьников и умение самостоятельно выполнять учебные задания способствует успешному обучению и предполагает хорошие результаты экзамена. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivizatsiya_samostoyatelnoy_deyatelnosti.docx44.84 КБ

Предварительный просмотр:

Н.В. Шульц

МОБУСОШ №3 г. Новокубанска

Активизация самостоятельной деятельности учащихся

при подготовке к ГИА по физике

Экзамен по физике в 9 классе является выборным экзаменом, и небольшое число выпускников выбирают его для сдачи. Это обусловлено сложностью предмета «Физика» в восприятии и понимании учащимися на протяжении всего периода обучения в школе. Однако, мотивация школьников и умение самостоятельно выполнять учебные задания способствует успешному обучению и предполагает хорошие результаты экзамена.

В процессе обучения физики задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечить прочные знания предмета, но и развивать самостоятельность, активность мышления, умения решать задачи, грамотно оформлять их.

Самостоятельная работа выпускника - главный путь активизации познавательной самостоятельности, который требует эмоционального и умственного напряжения, сопровождается сомнениями и неразрешенными вопросами. Самостоятельная работа служит эффективным средством при подготовке к экзаменам, побуждает умственную деятельность. Все это способствует развитию у школьников самообразования, критического мышления, самодисциплины, самоорганизации и самоконтроля.

Из собственного педагогического опыта работы в комиссиях по проверке экзаменационных работ по физике, а также ежегодной подготовки учащихся к экзамену, выявлено, что большой сложностью для выпускников являются задачи повышенного уровня с развернутым ответом в третьей части экзаменационной работы. Многие школьники 9 и 11 классов даже и не приступают к их  решению.

Чтобы качественно подготовить, учащихся к ГИА по физике, в процессе педагогической деятельности были составлены алгоритмы решения задач.

Все расчетные задачи повышенного уровня сложности с развернутым ответом по блоку «Механические явления»  можно разделить по темам: Законы Ньютона, Законы сохранения  энергии, Закон сохранения импульса.

Задачи по теме «Законы Ньютона» можно разделить по следующим типам:

  1. Движение тела равномерное (переменное) по горизонтальной поверхности.
  2. Движение тела равномерное (переменное) по наклонной плоскости.
  3. Движение тела равномерное (переменное)  по вертикали вверх, вверх.
  4. Движение тела по окружности.
  5. Движение тела в жидкости вверх (вниз).

Алгоритм  решения задачи по теме «Законы Ньютона».  Пример №1.

№ п/п

Алгоритм

Тип задачи №3. Тело массой 5 кг с помощью каната начинают равноускоренно поднимать вертикально вверх. Чему равна сила, действующая на тело со стороны каната, если известно, что за 3 с груз был поднят на высоту 12 м?

1.

 Изобразить: тело, поставить направление скорости (ускорения); расставить силы, действующие на данное тело.

                       

                   

                    Fупр

                                а

                    mg

2.

Выбрать: ИСО; направление координатных осей (ось ОУ перпендикулярна оси ОХ).

                  у      

                   

                    Fупр

                                а

                    mg

3.

Записать: дано; перевести единицы измерения в СИ (если нужно); второй закон Ньютона в векторной форме mа= ΣF; в проекции второй закон Ньютона на координатные оси ОХ и ОУ; формулы для определения сил; уравнения кинематики (если нужны).

Дано:                 Решение

h=12м       ma=Fупр + mg – по II з. Ньютона

g=10м/с2    ma=Fупр – mg – проекция на ось оу (1)

t=3c           из формулы h =      выразим

m=5 кг       ускорение: а =  

Fупр -?

4.

Решение: выбрать неизвестные; если получилась система уравнений, то выразить из второго уравнения силу реакции опоры N; решить данную систему; проверить единицы измерения; записать ответ.

Выразим из уравнения (1)  силу упругости:

  Fупр = ma + mg

Подставим в данное уравнение формулу ускорения и вынесем за скобку  массу:

  Fупр = m (  + g);

Подставим числа и вычислим:

Fупр= 5 кг(  +10 м/с2)63,3 Н.

Ответ: Fупр=63,3 Н.

Следующий раздел задач – «Закон сохранения энергии», которые можно объединить по следующим типам:

1. Падение тела без начальной скорости (без начальной скорости).

2. Движение тела вверх с начальной скоростью.

3. Движение тела по наклонной плоскости без начальной скорости (с начальной скоростью).

4. Движение тела по наклонному желобу, переходящему в окружность.

5.Движение маятника по окружности.

6. Задачи на  КПД.

Алгоритм  решения задачи по теме «Закон сохранения энергии». Пример №2.

№ п/п

Алгоритм

Тип задачи №4. Маленькая шайба движется по наклонному желобу, переходящему в окружность. Минимальная высота h, с которой шайба начинает движение и не отрывается от желоба в верхней точке окружности, равна 0,5 м. Чему равен радиус окружности? Трением пренебречь.

1.

Изобразить: тело, направление скорости (ускорения); направление движения тела; все положения движущегося тела.

     

                 а

         

h                           

2.

Обозначить: где у тела была какая энергия с соответствующими индексами; нулевой уровень Еро; расставить силы действующие на данное тело (если нужны).

     Еро        

                   a        N

                                Ек, Ер

h                               mg                

3.

Записать: дано; перевести в СИ (если нужно); закон сохранения энергии; формулы для энергий (потенциальной, кинетической, количества теплоты) для каждого уровня; второй закон Ньютона в векторной форме mа = ΣF (если нужно); в проекции второй закон Ньютона на координатные оси ОХ и ОУ; уравнения кинематики (если нужны).

Дано:                    Решение

h=0,5 м       Еро = Ек + Ер – закон  сохранения

g= 10 м/с2    механической энергии;

R-?             Еро =mgh – потенциальная энергия  на нулевом  уровне;

Ек =  – кинетическая энергия, где  - скорость в верхней точке окружности;

Ер = mg2R – потенциальная энергия в верхней точке окружности;

Запишем второй закон Ньютона для верхней точки окружности: ma = N + mg;

 т.к. N=0 - по условию задачи, то ma =  mg, где а = ;

Из формулы g =  выразим   = g R;

4.

Решить: выбрать неизвестные; записать закон сохранения энергии через формулы; выразить неизвестные и вычислить; записать ответ.

mgh =  +mg 2R;

Из формулы h = 5R/2 выразим R  = 2h/5;

R =0,5 м*2/5 = 0,2 м.

Ответ: R = 0,2 м.

Данный подход имеет место и к другим разделам и темам по физике в 9-11 классах, который применяется в педагогической практике в процессе работы учителя.

Самостоятельное решения задач по алгоритму развивает у учащихся самоанализ, самооценку, самоконтроль, самонаблюдение. В процессе решения задач учащиеся непосредственно сталкиваются с необходимостью применять полученные знания по физике, глубже понимать связь теории с практикой. Все это способствуют саморазвитию и самореализации школьников, успешной сдачи экзамена и  привлечение их к профессиональному самоопределению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме: «Личностно-ориентированный подход как условие активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках физики»

В современной педагогике появились все основания для того, чтобы перейти от внешней эффективности передачи знаний к изучению более глубоких оснований знания. Процесс проникновения в глубину позволяет ...

Активизация самостоятельной деятельности на уроках математики с использованием блочно-модульной и ИК технологии

Краткий теоретический материал по использованию блочно-модульной технологии....

Дифференцированные задания как средство активизации самостоятельной деятельности учащихся

В статье предложены дифференцированные задания для уроков геометрии. Эти задния являются продолжением и развитием самостоятельности учщихся 8-9 классов. Рассмотрены задания трёх типов. Предложен тест ...

Обобщение педагогического опыта по математике "Активизация самостоятельной деятельности на уроках математики как условие для развития личности школьника"

     Развитие активности, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совер...

Метод проекта при обучении иностранному языку как средство активизации самостоятельной деятельности учащихся на основе УМК «Английский в фокусе 5» (“Spotlight 5”)

Аннотация: в статье рассматриваются особенности использования проектной технологии при организации самостоятельной работы обучающихся средствами УМК «Английский в фокусе 5», подчеркивается особая роль...