Активизация самостоятельной деятельности учащихся при подготовке к ГИА по физике
статья по физике (9 класс) на тему
Экзамен по физике в 9 классе является выборным экзаменом, и небольшое число выпускников выбирают его для сдачи. Это обусловлено сложностью предмета «Физика» в восприятии и понимании учащимися на протяжении всего периода обучения в школе. Однако, мотивация школьников и умение самостоятельно выполнять учебные задания способствует успешному обучению и предполагает хорошие результаты экзамена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivizatsiya_samostoyatelnoy_deyatelnosti.docx | 44.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Н.В. Шульц
МОБУСОШ №3 г. Новокубанска
Активизация самостоятельной деятельности учащихся
при подготовке к ГИА по физике
Экзамен по физике в 9 классе является выборным экзаменом, и небольшое число выпускников выбирают его для сдачи. Это обусловлено сложностью предмета «Физика» в восприятии и понимании учащимися на протяжении всего периода обучения в школе. Однако, мотивация школьников и умение самостоятельно выполнять учебные задания способствует успешному обучению и предполагает хорошие результаты экзамена.
В процессе обучения физики задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечить прочные знания предмета, но и развивать самостоятельность, активность мышления, умения решать задачи, грамотно оформлять их.
Самостоятельная работа выпускника - главный путь активизации познавательной самостоятельности, который требует эмоционального и умственного напряжения, сопровождается сомнениями и неразрешенными вопросами. Самостоятельная работа служит эффективным средством при подготовке к экзаменам, побуждает умственную деятельность. Все это способствует развитию у школьников самообразования, критического мышления, самодисциплины, самоорганизации и самоконтроля.
Из собственного педагогического опыта работы в комиссиях по проверке экзаменационных работ по физике, а также ежегодной подготовки учащихся к экзамену, выявлено, что большой сложностью для выпускников являются задачи повышенного уровня с развернутым ответом в третьей части экзаменационной работы. Многие школьники 9 и 11 классов даже и не приступают к их решению.
Чтобы качественно подготовить, учащихся к ГИА по физике, в процессе педагогической деятельности были составлены алгоритмы решения задач.
Все расчетные задачи повышенного уровня сложности с развернутым ответом по блоку «Механические явления» можно разделить по темам: Законы Ньютона, Законы сохранения энергии, Закон сохранения импульса.
Задачи по теме «Законы Ньютона» можно разделить по следующим типам:
- Движение тела равномерное (переменное) по горизонтальной поверхности.
- Движение тела равномерное (переменное) по наклонной плоскости.
- Движение тела равномерное (переменное) по вертикали вверх, вверх.
- Движение тела по окружности.
- Движение тела в жидкости вверх (вниз).
Алгоритм решения задачи по теме «Законы Ньютона». Пример №1.
№ п/п | Алгоритм | Тип задачи №3. Тело массой 5 кг с помощью каната начинают равноускоренно поднимать вертикально вверх. Чему равна сила, действующая на тело со стороны каната, если известно, что за 3 с груз был поднят на высоту 12 м? |
1. | Изобразить: тело, поставить направление скорости (ускорения); расставить силы, действующие на данное тело. |
Fупр а mg |
2. | Выбрать: ИСО; направление координатных осей (ось ОУ перпендикулярна оси ОХ). | у
Fупр а mg |
3. | Записать: дано; перевести единицы измерения в СИ (если нужно); второй закон Ньютона в векторной форме mа= ΣF; в проекции второй закон Ньютона на координатные оси ОХ и ОУ; формулы для определения сил; уравнения кинематики (если нужны). | Дано: Решение h=12м ma=Fупр + mg – по II з. Ньютона g=10м/с2 ma=Fупр – mg – проекция на ось оу (1) t=3c из формулы h = выразим m=5 кг ускорение: а = Fупр -? |
4. | Решение: выбрать неизвестные; если получилась система уравнений, то выразить из второго уравнения силу реакции опоры N; решить данную систему; проверить единицы измерения; записать ответ. | Выразим из уравнения (1) силу упругости: Fупр = ma + mg Подставим в данное уравнение формулу ускорения и вынесем за скобку массу: Fупр = m ( + g); Подставим числа и вычислим: Fупр= 5 кг( +10 м/с2)63,3 Н. Ответ: Fупр=63,3 Н. |
Следующий раздел задач – «Закон сохранения энергии», которые можно объединить по следующим типам:
1. Падение тела без начальной скорости (без начальной скорости).
2. Движение тела вверх с начальной скоростью.
3. Движение тела по наклонной плоскости без начальной скорости (с начальной скоростью).
4. Движение тела по наклонному желобу, переходящему в окружность.
5.Движение маятника по окружности.
6. Задачи на КПД.
Алгоритм решения задачи по теме «Закон сохранения энергии». Пример №2.
№ п/п | Алгоритм | Тип задачи №4. Маленькая шайба движется по наклонному желобу, переходящему в окружность. Минимальная высота h, с которой шайба начинает движение и не отрывается от желоба в верхней точке окружности, равна 0,5 м. Чему равен радиус окружности? Трением пренебречь. |
1. | Изобразить: тело, направление скорости (ускорения); направление движения тела; все положения движущегося тела. |
а
h |
2. | Обозначить: где у тела была какая энергия с соответствующими индексами; нулевой уровень Еро; расставить силы действующие на данное тело (если нужны). | Еро a N Ек, Ер h mg |
3. | Записать: дано; перевести в СИ (если нужно); закон сохранения энергии; формулы для энергий (потенциальной, кинетической, количества теплоты) для каждого уровня; второй закон Ньютона в векторной форме mа = ΣF (если нужно); в проекции второй закон Ньютона на координатные оси ОХ и ОУ; уравнения кинематики (если нужны). | Дано: Решение h=0,5 м Еро = Ек + Ер – закон сохранения g= 10 м/с2 механической энергии; R-? Еро =mgh – потенциальная энергия на нулевом уровне; Ек = – кинетическая энергия, где - скорость в верхней точке окружности; Ер = mg2R – потенциальная энергия в верхней точке окружности; Запишем второй закон Ньютона для верхней точки окружности: ma = N + mg; т.к. N=0 - по условию задачи, то ma = mg, где а = ; Из формулы g = выразим = g R; |
4. | Решить: выбрать неизвестные; записать закон сохранения энергии через формулы; выразить неизвестные и вычислить; записать ответ. | mgh = +mg 2R; Из формулы h = 5R/2 выразим R = 2h/5; R =0,5 м*2/5 = 0,2 м. Ответ: R = 0,2 м. |
Данный подход имеет место и к другим разделам и темам по физике в 9-11 классах, который применяется в педагогической практике в процессе работы учителя.
Самостоятельное решения задач по алгоритму развивает у учащихся самоанализ, самооценку, самоконтроль, самонаблюдение. В процессе решения задач учащиеся непосредственно сталкиваются с необходимостью применять полученные знания по физике, глубже понимать связь теории с практикой. Все это способствуют саморазвитию и самореализации школьников, успешной сдачи экзамена и привлечение их к профессиональному самоопределению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта по теме: «Личностно-ориентированный подход как условие активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках физики»
В современной педагогике появились все основания для того, чтобы перейти от внешней эффективности передачи знаний к изучению более глубоких оснований знания. Процесс проникновения в глубину позволяет ...
Активизация самостоятельной деятельности на уроках математики с использованием блочно-модульной и ИК технологии
Краткий теоретический материал по использованию блочно-модульной технологии....
Дифференцированные задания как средство активизации самостоятельной деятельности учащихся
В статье предложены дифференцированные задания для уроков геометрии. Эти задния являются продолжением и развитием самостоятельности учщихся 8-9 классов. Рассмотрены задания трёх типов. Предложен тест ...
Педагогический проект "Активизация самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время с использованием блочно-модульной и информационно-коммуникационной технологий"
Проект соединяет в себе внедрение двух технологий. Особенно хорошо его использовать в старших профильных классах....
Обобщение педагогического опыта по математике "Активизация самостоятельной деятельности на уроках математики как условие для развития личности школьника"
Развитие активности, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совер...
Метод проекта при обучении иностранному языку как средство активизации самостоятельной деятельности учащихся на основе УМК «Английский в фокусе 5» (“Spotlight 5”)
Аннотация: в статье рассматриваются особенности использования проектной технологии при организации самостоятельной работы обучающихся средствами УМК «Английский в фокусе 5», подчеркивается особая роль...