Активизация самостоятельной деятельности на уроках математики с использованием блочно-модульной и ИК технологии
презентация к уроку (11 класс) на тему

Янаева Ольга Николаевна

Краткий теоретический материал по использованию блочно-модульной технологии.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Активизация самостоятельной деятельности на уроках математики с использованием блочно -модульной и ИК технологий Из опыта работы Янаевой Ольги Николаевны учителя математики МБУ гимназии №35 г.о . Тольятти

Слайд 2

Педагог должен не просто хорошо знать свой предмет, но и искренне чувствовать его значимость. Поиск путей и методов, с помощью которых педагог пытается донести до учащихся свое отношение к предмету – неотъемлемая часть его деятельности, путь к его мастерству. И, безусловно, что применение одних и тех же методов в различных классах дает не одинаковый эффект, поэтому педагог находится в постоянном поиске с каждым новым классом, пытаясь найти наиболее приемлемые формы и методы преподавания предмета.

Слайд 3

Одной из технологий, обеспечивающих формирование компетентности обучающихся в школе, является технология блочно -модульного обучения. Мне кажется, что пока учащийся сам не осознает - насколько важны ему знания по данному предмету, он не сможет усвоить даже малую долю того, что пытается донести до него преподаватель. Научить понимать необходимость этих знаний – одна из самых сложных задач педагога. Поиск новых форм и методов приводит каждого педагога к какой-либо наиболее эффективной системе преподавания данного предмета.

Слайд 4

Данная технология имеет следующие преимущества: • возможность многоуровневой подготовки (что определено структурой блока); • создание условий для развития коммуникативных навыков и навыков общения учащихся, тесного контакта с учителем через индивидуальный подход; • создание условий осознанного мотивированного изучения личностно-значимых учебных предметов; • уменьшение стрессовых ситуаций на контрольных и самостоятельных работах.

Слайд 5

Задача современной школы не в том, чтобы выработать у ученика способность запоминать и излагать информацию, передав ему максимально возможную сумму знаний, а в том, чтобы научить его осваивать свой и общественный опыт, сделать его компетентным в решении проблемных ситуаций . Решению этой задачи способствует организация учебного процесса по модульной технологии обучения . Блочная подача материала предполагает его разделение на определенные, законченные по смыслу части. Модуль - это определенный вид работы, который выполняют учащиеся.

Слайд 6

Средство модульного обучения — модуль — это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Это инструкция по достижению цели учебно-познавательной деятельности, индивидуальная программа, содержащая целевой план действий, банк информации, указания по осуществлению самоконтроля, самооценки, самоанализа.

Слайд 7

В модуль входят: 1) план действий с указанием конкретных целей; 2) банк информации; 3) методическое руководство по достижению указанных целей. Чтобы составить план действий, нужно: 1) выделить основные научные идеи предмета на данном этапе его изучения; 2) объединить учебное содержание в определенные блоки; 3) сформулировать комплексную дидактическую цель (общую цель обучения); 4) выделить из комплексной дидактической цели интегрирующие дидактические цели и сформировать модуль; разделить каждую интегрирующую дидактическую цель на частные дидактические цели и выделить в модуле учебные элементы. Банк информации - это учебное содержание. Оно выстраивается в соответствии с дидактическими целями и должно быть таким, чтобы ученик эффективно его усваивал. Методическое руководство по усвоению учебного содержания - это письменные советы учителя ученику: как лучше выполнить задание, где найти нужный материал, как выполнить проверку и т.д.

Слайд 8

При составлении модуля используют следующие правила: В начале модуля проводят входной контроль умений учащихся, чтобы определить уровень их готовности к дальнейшей работе. При необходимости проводится коррекция знаний путем дополнительного объяснения. Обязательно осуществлять текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента. Чаще всего это взаимоконтроль, сверка с образцами и т.п. Его цель - выявить уровень пробелов в усвоении учебного элемента и устранить их. После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль. Его цель - выявить уровень усвоения модуля с последующей доработкой. Модуль может быть оформлен в виде следующей таблицы:

Слайд 10

Блок имеет следующую структуру: ПМ – ИМ – РМ – МС – МКЗ - МК ПМ – проблемный модуль. ИМ – информационный модуль. РМ – расширенный модуль. МС – модуль систематизации. МКЗ – модуль коррекции знаний. МК – модуль контроля

Слайд 11

Понятие «блок» и «модуль» практически равнозначны и представляют любую автономную, укрупнённую часть учебного материала, состоящую из нескольких элементов: • учебная цель (целевая программа); • банк информации (собственно учебный материал в виде обучающих программ); • методическое руководство; • контрольная работа.

Слайд 12

Блочная форма изучения математики способствует выработке самостоятельности, заинтересованности в конечном результате со стороны учащихся. При блочном изучении предмета у педагога больше возможностей для организации индивидуальной работы с учащимися. У этой формы есть еще одно преимущество – она приучает учащихся к четкости и систематичности, так как уже с первого урока перед учащимися раскрывается план всего блока, они наглядно видят весь объем и сроки изучаемого материала. Безусловно, что, выбрав одну и ту же форму преподавания дисциплины, каждый педагог вкладывает своё видение.

Слайд 13

Конечно, если в классе собраны сильные учащиеся, то для них, в целом, эффективна любая форма, так как результативность будет всегда хорошей. Но чаще нам приходится иметь дело со средними учащимися, с теми, кому нелегко дается математика, для них “блочная система” - одна из соломинок. Блочно – модульное обучение чаще всего применяется в старшей школе или при итоговом повторении курса.

Слайд 14

Хочу остановиться на основных этапах “Блочной формы изучения математики”. В 5 и 6 классах ведется “как бы подготовительная работа - вхождение в данную систему”. Первый год - подготовительный пятый класс. Главная задача преподавателя – заслужить доверие учащихся, только тогда он сможет достичь в своей модели всего, к чему стремится. Считаю , что в данном случае искренность, доброжелательность, соблюдение педагогической этики со стороны педагога не менее необходимы, чем призвание и педагогический опыт. Итак , прошла “первая неделя знакомств”, настало время для проведения более глубокого изучения индивидуальных способностей каждого учащегося – можно провести анкетирование.

Слайд 15

Вопросы анкеты: 1. Удовлетворяет ли тебя твоя оценка по математике? 2. К какой оценке ты будешь стремиться в этом учебном году? 3. Что тебе дается легко (+) и что сложно (-): 1 . геометрические задания; 2. текстовые задачи; 3. уравнения; 4. примеры на вычисление. 4. Какие сложности ты испытываешь на уроке: 1. медленно выполняешь задания; 2. боишься неправильно ответить; 3. отключаешься, если что-то непонятно. Проанализировав результаты анкеты, отмечаем для дальнейшей работы - помощников – консультантов.

Слайд 16

В пятом классе чаще проводятся диктанты с взаимопроверкой в вариантах - проверяется работа впереди сидящего одноклассника, то есть, нет никакой зависимости друг от друга, что позволяет быть более принципиальными. Домашнее задание по теоретической части темы задается в виде математических сказок, ребусов, что способствует развитию творческой активности учащихся. Многие учащиеся, ранее молчавшие на уроках, начинают выступать со своими работами перед одноклассниками - появляется интерес к предмету. Во втором полугодии уже выявляются учащиеся, которые обладают более быстрым темпом, легче других воспринимают учебный материал. То есть преподаватель уже может создать группу помощников – консультантов , привлекая их к проверке работ одноклассников в ходе урока. Во втором полугодии можно провести математический КВН, предоставив больше самостоятельности самим учащимся, но при этом ненавязчиво осуществляя корректировку сценария, выбор заданий и в целом ход проведения самого мероприятия. Задача педагога – научить правильно и научно проводить подобные мероприятия, научить тактично комментировать ответы и до конца выслушивать даже неправильные суждения, не проявляя при этом несдержанности.

Слайд 17

Второй год – шестой класс. В шестом классе уже тщательнее идет подготовка к КВНам, регулярно проводится “защита математических сказок”, но уже вводится следующий этап работы над развитием творческой деятельности учащихся - начинается обучение умению работать с дополнительной литературой и правильно оформлять реферат. И все-таки центральное место в методике “блочной системы” занимают “мини-зачёты”. В зависимости от цели, которую ставишь на мини-зачёте, он может охватывать весь урок или один из этапов урока. Основные задачи мини – зачета, которые ставятся перед учащимися: • научиться правильно подбирать более рациональные способы решения; • научиться укладываться во временные рамки; • научиться грамотно осуществлять взаимопроверку.

Слайд 18

Если все, что было запланировано в 5-6 классах, удалось удачно осуществить – а это реально, то к 7 классу учащиеся будут уже готовы воспринять “Блочную систему”. Одной из особенностей блочной системы является спаренность уроков, то есть при 6-ти часовой нагрузке планируется проведение пары уроков три раза в неделю. В ходе спаренных уроков, учитывая отсутствие перерыва, объём выполненного задания бывает больше не в два, а чаще в три раза, чем при обычной планировке уроков.

Слайд 19

Этапы блочной системы: 1. Лекция. 2. Теоретический зачет. 3. Совместное решение примеров на уроках. 4. Практический зачет. 5. Урок – обобщение (итоговый урок). 6. Контрольная работа по блоку. 7. Резервный урок.

Слайд 20

Рассмотрим на примере блока “Функции и их графики” - 10 класс – 17 ч . Лекция (3 ч.) – уроки № 1- 3 (2ч.) Преподаватель дает весь необходимый теоретический материал по данному блоку. Учащиеся получают список заданий, которые будут решаться на уроках и задания для самостоятельного изучения дома . ( 1ч.) Элементарное оперирование (рассматриваются решения основных базовых заданий.) Теоретический зачет (3 ч.) – уроки № 4- 6

Слайд 21

(2 ч.) Зачет №1 – устно у доски по билетам. (1 ч.) Зачет №2 –мини-зачет (письменно) с привлечением консультантов. Решение примеров (5 ч.) - уроки. № 7 - 11 У доски разбираются все основные номера по данному блоку. Так как эти номера были даны на первом уроке блока, то к седьмому уроку многие учащиеся уже большую часть номеров прорешали дома (обычно это консультанты) и поэтому они готовы участвовать в анализе решаемых заданий на этом этапе блока. Учитывая, что задания будут решаться пять уроков, то практически каждый ученик прорабатывает у доски 3-4 раза. Считаю, что этот вид деятельности учащихся на уроке является наиболее эффективной формой, способствующей развитию правильной математической речи учащихся. Практический зачет (3 ч.) – уроки № 12 -14 (1 ч.) Зачет №1 – Защита рефератов по блоку. Реферат может содержать основные фрагменты теории или решения неординарных задач по данному блоку. (2 ч.) Зачет №2 – письменно.

Слайд 22

Обычно консультанты бывают готовы сдать практический зачет №2 уже на 10, 11 уроках блока и тогда на 14 уроке они помогают принимать зачет; так, что к концу урока все работы бывают оценены и проанализированы. Итоговый урок (1 ч.) - урок № 15 . Форма проведения урока может быть различной - она зависит от степени трудности данного блока для учащихся. Если по итогам практического зачета все учащиеся справились с заданиями, то “Итоговый урок” может быть проведен в форме любой познавательной игры. Если данный блок вызвал затруднения, то в ходе данного урока рассматриваются задания аналогичные тем, которые вызвали наибольшее количество сомнений, ошибок, затруднений. Контрольная работа (2 ч.) – уроки № 16, 17. К данному этапу все учащиеся уже должны будут ликвидировать все свои долги. Конечно, в идеале, за контрольную работу не должно быть неудовлетворительных оценок – как результат эффективной работы на предыдущих пятнадцати уроках. В противном случае, необходимо провести дополнительный урок специально для тех, кто не справился с контрольной работой.

Слайд 23

Преимущества “Блочной системы” 1. Наглядность результатов - у каждого учащегося имеется “зачетная книжка”, в которой выставлены все текущие оценки, результаты зачетов и контрольных работ по всем блокам. 2. Преподаватель ведет специальную общую итоговую ведомость всех оценок по каждому блоку. 3. Облегчается итоговая работа в конце учебного года, в ходе общего повторения, так как у каждого учащегося уже имеются основные требования к уровню знаний. 4. Не тратится время для повторения теоретического материала (достаточно просмотреть лекционный материал в специальных тетрадях по теоретической части). 5. Учащиеся приучаются быть более самостоятельными, умеют работать с литературой, составлять краткие конспекты - что так необходимо на первых курсах техникума и института. 6. И самое главное - уже до изучения текущего блока учащиеся имеют представление об объеме изучаемого материала и общих требованиях к обязательному минимуму знаний. 7. Блочная система – наглядна, доступна, конкретна и управляема.

Слайд 24

Недостатки и ограничения модульного обучения 1. Большая трудоемкость при конструировании модулей. 2. Разработка модульных учебных программ требует высокой педагогической и методической квалификации, специальных учебников и учебных пособий. 3. Уровень проблемных модулей часто невелик, что не способствует развитию творческого потенциала обучающихся, особенно высокоодаренных. 4. В условиях модульного обучения часто остаются практически не реализованными диалоговые функции обучения, сотрудничество обучающихся, их взаимопомощь. 5. Если к каждому новому уроку, занятию учитель имеет возможность обновлять содержание учебного материала, пополнять и расширять его, то "модуль" остается как бы "застывшей" формой подачи учебного материала, его модернизация требует значительных усилий.

Слайд 25

Но, что дают модульные уроки? На уроках остается сознательный уровень дисциплины, что в конечном итоге положительно влияет на качество и эффективность урока, а самостоятельная работа становится для учеников средством активной познавательной деятельности. Ученикам предоставляется возможность получить индивидуальную консультацию, а самоконтроль , промежуточный и выходной контроль позволяет выявить пробелы в усвоении модуля. Ученики могут самореализоваться , а это способствует мотивации учения и продвижению на более высокий уровень обучения.

Слайд 26

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра, как средство активизации познавательной деятельности на уроках математики

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет учителя задуматься о том, как поддержать у обучаемых интерес к изученному материалу, их активности на протяжении всего урока. Надо позабо...

Активизация познавательной деятельности на уроках географии через использование ИКТ

Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ географии. Одна из задач школьной географии на современном этапе состоит не только в том, чтобы дать учащим...

Активизация мыслительной деятельности на уроках математики посредством использования современных образовательных технологий

Статья рассматривает вопросы примененя современных образовательных технологий на уроках математики...

"Активизация познавательной деятельности на уроках музыки с использованием ИКТ"

Анализ психолого- педагогической литературы, проблемы активизации познавательной деятельности в пед. науке, применение ИКТ...

Обобщение педагогического опыта по математике "Активизация самостоятельной деятельности на уроках математики как условие для развития личности школьника"

     Развитие активности, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совер...

Активизация познавательной деятельности на уроках химии с использованием приемов системы дистанционного обучения «Moodle».

В статье приведены примеры активизации познавательного интереса учащися 8-9 классов с использованием системы дистанционного обучения "moodle", а также приводится программное обеспечение для ...