Использование ИКТ в проектной деятельности учащихся
статья по физике на тему

Гамзина Людмила Михайловна

Использование ИКТ при работе с проектами дает широкие возможности детям не только в поиске материала, но и оформление его презентабельности. Поэтому развитие ИКТ компетенции у ребят необходимо развивать постоянно и начинать как можно раньше.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt._gamzina_l.m.docx25.52 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Перовская основная общеобразовательная школа

Гамзина Людмила Михайловна, учитель физики высшей категории,

 «Использование ИКТ в проектной деятельности учащихся»

В рамках президентской инициативы «Наша новая школа», модель российского образования ориентирована на развитие инновационной экономики. В связи с потребностью и новым социальным заказом общества в школе изменились цели и задачи образования.

 Важными целями образования в этих условиях становятся подготовка учеников к решению проблем в широком круге неопределенных ситуаций.  

Новые федеральные государственные образовательные стандарты в своей основе имеют компетентностный подход. А это значит, что основным способом обучения является деятельностный способ, когда ребенок ставит перед собой цель и через деятельность, достигает результат. Это требует как создания новых образовательных технологий, так и разработки методов и средств, для их реализации.

Особенностью учебно- воспитательного процесса в школе является использование в учебной деятельности эколого-краеведческого принципа, способствующего соединению разрозненных экологических понятий в систему на базе местного материала.

Передо мной как учителем физики встала задача  разработать элементы экологизации своего предмета. При этом  необходимо было подобрать и разработать такие методы обучения, которые  бы позволили развивать познавательную активность учащихся.

Существуют разные подходы к понятию познавательной активности учащихся.

Г. М. Лебедев указывает, что "познавательная активность - это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении".

Изучив теорию активизации познавательной деятельности, я пришла к выводу, что элементы экологии в курс физики надо вводить на основе  методов исследовательского обучения. Ребята сами должны прийти к выводу о том, что природные процессы взаимосвязаны как и науки. Нельзя науку отрывать от практики, а практическим умениям надо учиться. Исходя из этого, метод учебного проекта кажется мне наиболее перспективным с точки зрения реализации интеграции предметов путем развития познавательной активности.

Метод проектов - это один из видов методов исследовательского обучения. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами.

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Но проект необходимо не только разработать и выполнить, но и оформить и представить. Вот на этом этапе большое значение имеют  информационно- коммуникационные технологии, с помощью которых можно успешно решить поставленную задачу.

В оформлении проектов мы с учащимися успешно используем такие офисные программы как Word, Power Point, Paint,  Excel.

Проекты

Microsoft  Office

 Оформление проекта с помощью программы Word позволяет придать ему современный вид, имеет разнообразные возможности эстетического оформления, а значит и респектабельного представления заинтересованной аудитории. В проект можно вставить фотографии,  красочные схемы, что обеспечит ему наглядность и интерес  слушателей.

Практически в каждом проекте исследование  нагляднее представить в виде таблицы,  которую легко и удобно выполнить с помощью программы  Excel.  

Пробным шагом для ребят было использование в проекте программы Paint.  Целью проекта 7 класса «Антропогенная карта д. Перово»  в рамках изучения темы «Диффузия» , было изображение карты деревни с указанием антропогенных точек, которые исследовали ребята. Мы решили попробовать сделать эту карту с помощью программы  Paint.  Это потребовало определенных усилий и времени, но ребята остались довольны.

Хочется отметить , что использование ИКТ в работе над проектами  становиться неотъемлемой частью современного процесса обучения. Но  в задачи  учителя физики не входит обучение ребят работе с офисными программами.  Данную проблему в нашей школе мы решаем следующим образом. В школе  введен  непрерывный курс «Информатика и ИКТ» со 2-го по 9 класс. Консультируясь с учителем информатики, я определяю уровень подготовленности каждого класса к определенной степени сложности оформления проекта. Как правило, уже с 7 класса  ребята хорошо владеют  офисными программами.  И вторым и главным моментом является то, что на уроках информатики ребята тоже работают в проектной технологии и в качестве материала проекта используют свои исследования по физике.

Создание проекта- презентации  я ставлю как задачу для ребят старших классов.  Опыт показал , что за последние три года, уровень проектных презентаций значительно вырос. Если первые презентации содержали в основном  текстовые слайды с графиками и таблицами, то проекты прошлого года – это полномасштабные презентации с использованием гиперссылок, мультимедиа, видеофильмов.  Немаловажной частью данного проекта является и его защита. Ребята ощущают полное удовлетворение от результата своей работы. Опыт показывает, что  данная форма работы  способствует развитию творческой активности и познавательного интереса. Остается только сожалеть , что у нас нет дополнительных часов предусматривающих работу  по проектной технологии и в течении года удается с каждым классов сделать не более двух полноценных проектов.

Для нашего времени характерна интеграция наук, стремление получить как можно более точное представление об общей картине мира. Эти идеи находят отражение в концепции современного школьного образования. Поэтому  наша задача в теории и практике обучения усиливать тенденцию к интеграции учебных дисциплин, которая позволяет учащимся не только достигать межпредметных обобщений и приближаться к пониманию общей картины мира, но и овладевать общими компетенциями, которые позволят решить любую задачу, в рамках любого предмета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Проектная деятельность учащихся на уроках английского языка с использованием ИКТ»

С развитием современных технологий появилось больше возможностей использовать на уроках телевидение, видео, компьютерные обучающие программы, и учителя с удовольствием это делают. Но, к со...

Использование продуктов проектной деятельности учащихся 1о-11 классов в работе учителя математики.

Вэтом докладе раскрыты возможности использованияпродуктов проектной деятельности учащихся 10 - 11 классов на уроках геометрии. В результатевыполненного проекта появился дешевый  продукт - стереом...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

Выступление на II Региональной научно-практической конференцииСПб ГБОУ СПО КОР№1«Олимпийские чтения: от спортивных результатов к педагогическим достижениям»21 февраля 2012 года...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

Выступление на II Региональной научно-практической конференцииСПб ГБОУ СПО КОР№1«Олимпийские чтения: от спортивных результатов к педагогическим достижениям»21 февраля 2012 года...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

Выступление на II Региональной научно-практической конференцииСПб ГБОУ СПО КОР№1«Олимпийские чтения: от спортивных результатов к педагогическим достижениям»21 февраля 2012 года Виноградов Се...

Использование ИКТ в проектной деятельности учащихся при изучении физики

Статья, посвященная использованию ИКТ в проектной деятельности учащихся при изучении физики....

Урок и проектная деятельность учащихся с позиций культурно-исторического подхода Л. С. Выготского (методика применения технологии развития проектной культуры на уроке и в проектной деятельности учащихся)

В пособии с учётом культурно-исторического обоснования излагается содержание и методология развития проектной деятельности (технология развития проектной культуры); представлена методика применения те...