ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
статья по физкультуре на тему
Выступление на II Региональной научно-практической конференции
СПб ГБОУ СПО КОР№1
«Олимпийские чтения: от спортивных результатов
к педагогическим достижениям»
21 февраля 2012 года
Виноградов Сергей Павлович, учитель истории,
первая квалификационная категория
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_ii_regionalnoy_nauchno-prakticheskoy_konferentsii.doc | 288.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Колледж олимпийского резерва №1»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
Выступление на II Региональной научно-практической конференции
СПб ГБОУ СПО КОР№1
«Олимпийские чтения: от спортивных результатов
к педагогическим достижениям»
21 февраля 2012 года
Виноградов Сергей Павлович, учитель истории,
первая квалификационная категория
(плюс схемы на презентации)
Я хотел бы остановиться на информационно-коммуникационных технологиях, которые позволяют учителю и учащимся использовать самые различные источники информации. Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию.
Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий.
Одним из таких инструментов, на мой взгляд, является программа Power Point. В данной программе учителем и учениками составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков истории, а также во внеклассной работе.
Презентация позволяет учителю иллюстрировать свой рассказ. Например, при изучении темы «Общественно – политическое устройство России в XVII век» можно использовать видеофрагмент, демонстрирующий символы царской власти («Большой наряд»). Программа Power Point позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте. Кроме того, позволяет вернуться в любую точку урока, затрачивая минимальное количество времени, используя гиперссылку.
На уроках истории используются такие формы работы, как подготовка учениками докладов и рефератов, составление проектов. Появление Интернета и наличие в нем текстовой и иной информации позволяет учащимся пользоваться готовой шпаргалкой для выступления на уроке. При работе над презентацией в программе Power Point это становится невозможным. Для подготовки презентации ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует ОУУН. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями, выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который безусловно пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.
Использование учебных программ позволяет более глубоко изучать вопросы развития культуры разных народов на разных исторических этапах. Проведение интерактивных экскурсий с использованием программы «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», программа «Атлас древнего мира» позволяют увидеть музыкальные инструменты древнего мира и услышать их звучание, провести экскурсии по историческим памятникам древнего мира. Электронная книга «История России с древнейших времён» С.М.Соловьёва позволяет использовать на уроках первоисточники. Данная программа содержит 29 томов сочинений Соловьёва С.М., а так же 3 варианта перевода «Слова о полку Игореве», «Историю Петра» и «Историю Пугачёва» А.С. Пушкина.
Презентации могут широко использоваться на уроках истории в 5-11-x классах, что позволяет повысить интерес к изучению предмета. Данный вид деятельности дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Подготовка презентаций - серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика.
Программа Power Point дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы.
1. Использование карт. Тема: «Экономическое развитие России в XVII веке».
2. Использование рисунков. Тема: «Россия на рубеже XVII – XVIII веков».
3. Демонстрация портретов исторических деятелей. Тема: «Юность Петра».
4. Использование диаграмм. Тема: «Россия на рубеже XVII – XVIII веков».
Презентации эффективно используются на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал.
При актуализации знаний, например, по теме «Северная война» (7-й класс), использование гиперссылок позволяет осуществить последующую проверку сразу в классе.
При объяснении нового материала создание слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая помогает учителю поэтапно излагать учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание учащихся на главном в изучаемом материале, помогает составлению плана изучения темы.
Тема «История и современность» (6 класс)
Лекция учителя сопровождается показом презентации.
1. Появление карты.
2. На слайде появляется изображение скифов.
3. Появление изображения сарматов.
4.Обозначение территории, на которой расселились древние славяне к V веку.
5. Великое переселение народов. Движение гуннов с востока на запад (движение по карте справа налево).
6. Появление кочевых племен (хазары, печенеги, половцы).
7. Взаимоотношения славянских племен и варягов.
8. Взаимоотношения славян и Византии.
В данном слайде рассматриваются взаимоотношения славянских племен и их соседей с I по IX век н.э.
При закреплении знаний, используя программу Power Point, можно организовать на уроке групповую деятельность учащихся, совместное творчество по созданию слайдов учителя и учеников, создает на уроке благоприятный психологический климат, формирует умение работать в группе.
При изучении темы «Политическое устройство России во второй половине XVII века» (7-й класс) ученики делятся на группы, получая задания изучить состав и полномочия Боярской Думы и Земского Собора. Учитель заранее готовит иллюстративный материал. Затем создаются слайды, использующиеся для ответа на поставленные учителем вопросы. Данный метод работы позволяет провести урок интересно и нестандартно закрепить полученные на уроке знания.
При первичном контроле в теме «Россия на рубеже XVII – XVIII веков» на уроке «Предпосылки преобразований» ученикам предлагаются вопросы. В случае неудачного ответа учащихся созданная презентация дает возможность, используя гиперссылки, вернуть учеников в нужный фрагмент урока, где есть необходимая информация для ответа.
Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.
В заключении следует нельзя не отметить, что ориентация образования на развитие личности предполагает особый тип педагогической деятельности, в основе которой лежат не просто современные образовательные технологии, а сложившаяся, целостная авторская педагогическая система. И, конечно, эта система не может быть просто «освоена» и перенесена в практику работы учителя. Она может возникнуть только на основе его профессионального саморазвития, от которого зависит достижение нового, современного качества образования.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. -М.: Просвещение, 1989.
- Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. –М.:Академия, 2008. -386 с.
- Сенновский И.Б. и Третьяков П.И. Технология модульного обучения в школе: практико-ориентированная монография. - М.: Владос, 1998
- Студеникин М. Т. Современные технологии преподавания истории в школе. –М.:Владос, 200. -80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Проектная деятельность учащихся на уроках английского языка с использованием ИКТ»
С развитием современных технологий появилось больше возможностей использовать на уроках телевидение, видео, компьютерные обучающие программы, и учителя с удовольствием это делают. Но, к со...
Использование продуктов проектной деятельности учащихся 1о-11 классов в работе учителя математики.
Вэтом докладе раскрыты возможности использованияпродуктов проектной деятельности учащихся 10 - 11 классов на уроках геометрии. В результатевыполненного проекта появился дешевый продукт - стереом...
Использование ИКТ в проектной деятельности учащихся
Использование ИКТ при работе с проектами дает широкие возможности детям не только в поиске материала, но и оформление его презентабельности. Поэтому развитие ИКТ компетенции у ребят необходимо развива...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
Выступление на II Региональной научно-практической конференцииСПб ГБОУ СПО КОР№1«Олимпийские чтения: от спортивных результатов к педагогическим достижениям»21 февраля 2012 года...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
Выступление на II Региональной научно-практической конференцииСПб ГБОУ СПО КОР№1«Олимпийские чтения: от спортивных результатов к педагогическим достижениям»21 февраля 2012 года...
Использование ИКТ в проектной деятельности учащихся при изучении физики
Статья, посвященная использованию ИКТ в проектной деятельности учащихся при изучении физики....
Урок и проектная деятельность учащихся с позиций культурно-исторического подхода Л. С. Выготского (методика применения технологии развития проектной культуры на уроке и в проектной деятельности учащихся)
В пособии с учётом культурно-исторического обоснования излагается содержание и методология развития проектной деятельности (технология развития проектной культуры); представлена методика применения те...