Конспект урока по теме: "Архимедова сила"
методическая разработка по физике (7 класс) на тему
Конспект урока
Тема: « Архимедова сила». Учебник Перышкин А.В. 7 класс.
Урок( изучения новых знаний) разработан для учащихся средней общеобразовательной школы, с базовым уровнем изучением курса физики (2ч в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arkhimedova_sila.docx | 29.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Коровина Н.В.
Конспект урока
Тема: « Архимедова сила».
Учебник Перышкин А.В. 7 класс
Цели:
Стратегические: формирование научного мировоззрения, физической картины мира, целостное гармоническое развитие личности. Сформировать философский и культурологические аспекты мышления.
Тактические: развить познавательный интерес; создать условия для развития мышления, умения применять и пополнять свои знания. Показать то, насколько важна архимедова сила в жизни человека, быту и производстве. Показать применение этой силы на реальном примере.
Оперативные: на языке наблюдаемых действий (в устной речи) ученик должен воспроизводить опыт подтверждающий существование архимедовой силы; ученики в устной и письменной речи должны воспроизводить формулу для нахождения архимедовой силы; должны воспроизводить в устной речи величины, (единицы их измерения, обозначения латинскими буквами) от которых зависит и от каких не зависит архимедова сила; ученики должны уметь применять формулу при решении задач и анализировать полученные результаты.
Оборудование: демонстрационные приборы, ПК, проектор
Этапы урока | Формы, методы обучения | Средства обучения(источники информации, ТСО, ЭВТ.) | Время |
Организационный (приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, готовность средств обучения…) | фронтальная | Слово учителя, журнал- | 1-2 мин |
Актуализация знаний Проверка выполнения домашнего задания. ( сбор тетрадей) | Фронтальная форма, метод словесный | Слово учителя, доска, тетради учащихся | 2 мин |
Изучение нового материала | Фронтальная формаМетод словесный, объяснительно-иллюстративный | Демонстрация опыта, видео, слово учителя, доска, проектор, ПК. | 20 мин |
Закрепление нового учебного материала | Групповая, фронтальная форма Метод практический, словесный | Раздаточный материал, Задачник, доска, тетради учеников | 20 мин |
Подведение итогов занятия. Выставление оценок. Объяснение домашнего задания. Рефлексия. | Фронтальная форма. Словесный метод | Слово учителя | 2 мин |
- Орг. момент.
Здравствуйте! Садитесь! Давайте отметим отсутствующих…
Записываем в тетрадях число, классная работа и тему сегодняшнего урока: «Архимедова сила». Эта тема является одной из важных тем в курсе физики, мы сегодня с вами узнаем, что такое архимедова сила, от каких величин она зависит, и научимся решать задачи для нахождения этой силы. Но перед этим давайте повторим предыдущую тему «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело». (Прошу одного ученика собрать тетради с домашней самостоятельной работой)
- Актуализация знаний.
Какая сила действует на тело находящееся в жидкости? (на тело, находящееся в жидкости, действует сила, выталкивающая это тело из жидкости)
Чему равна выталкивающая сила? (весу жидкости, в объеме погруженного в нее тела).
По какой формуле можно найти выталкивающую силу?
Почему в воде мы легко поднимаем тела , которые с трудом поднимаем в жидкости? (Сила, выталкивающая тело из жидкости или газа, направлена противоположно силе тяжести, приложенной к этому телу)
Итак, теперь перейдем к изучению темы урока.
3. Изучение нового материала.
Силу, с которой тело, находящееся в жидкости, выталкивается ею, можно рассчитать, как это было сделано нами на прошлом уроке. А также можно определить ее значение, на опыте используя для этого прибор, который вы видите перед собой.
Демонстрация опыта
К пружине подвешиваем небольшое ведерко и тело цилиндрической формы. Растяжение пружины отмечает стрелка на штативе. Она показывает все тела в воздухе. Приподняв тело, под него подставляют отливной сосуд, наполненный жидкостью до уровня отливной трубки. После чего тело погружают целиком в жидкость. При этом часть жидкости, объем которой равен объему тела, выливается из отливного сосуда в стакан. Указатель пружины поднимается вверх, пружина сокращается, показывая уменьшение веса тела в жидкости. В данном случае на тело, кроме силы тяжести, действует еще и сила, выталкивающая его из жидкости. Если в ведерко вылить жидкость из стакана (то есть ту, которую вытеснило тело), то указатель пружины возвратится к своему начальному положению.
На основании этого опыта можно заключить, что сила выталкивающая целиком погруженное в жидкость тело, рана весу жидкости в объеме этого тела.
Если бы в подобный опыт проделать с телом, погруженным в какой-либо газ, то он показал бы, что сила, выталкивающая тело из газа также равна весу газа, взятого в объеме тела.
Демонстрация видео. Расскажите суть увиденного вами.
Силу, выталкивающую тело из жидкости или газа, называют архимедовой силой, в честь древнегреческого ученого Архимеда, которой, впервые указал на ее существование и рассчитал ее значение.
Выступление ученика с рассказом о легенде Архимеда.
Итак, опыт подтвердил, что архимедова (или выталкивающая) сила равна весу жидкости в объеме тела. Т.е.
Fвыт=gm=Pж
Массу жидкости, вытесненную телом, можно выразить через ее плотность и объем тела, погруженного в жидкость. Тогда получим:
В чем измеряется сила? А в чем измеряется архимедова сила?
Следовательно, как вы думаете, от чего зависит архимедова сила? Почему?
Архимедова сила зависит от плотности жидкости, в которую погружено тело, и от объема этого тела. Но она не зависит от плотности тела вещества, погружаемого в жидкость, так как эта величина не входит в полученную формулу.
Если тело погружено в жидкость (или газ), то оно теряет в своем весе столько, сколько весит вытесненная им жидкость (или газ).
Прошу нескольких учащихся повторить формулу и величины, от которых она зависит и не зависит.
4. Закрепление изученного материала.
- Опрос учащихся по группам. Класс делю на группы примерно по 5 человек. Каждая группа вытягивает по одному вопросу.
- К коромыслу весов подвешены 2 алюминиевых цилиндра одинакового объема. Нарушится ли равновесие весов, если один цилиндр погрузить в воду, а другой в спирт. Ответ обоснуйте. Зависит ли выталкивающая сила от плотности жидкости?
- К коромыслу весов подвешены 2 цилиндра одинаковой массы: свинцовый и алюминиевый. Весы находятся в равновесии. Нарушится ли равновесие весов, если оба цилиндра одновременно погрузить в воду? В спирт? Ответ обоснуйте.
- Как называют силу, которая выталкивает тела, погруженные в жидкости и газы?
- Как посчитать архимедову силу?
- От каких величин зависит архимедова сила?
- Зависит ли архимедова сила от плотности тела погружаемого в жидкость?
- Решение фронтально всем классом. Учитель решает у доски
- Определить выталкивающую силу, действующую на камень и объемом 1,8 м3 в морской воде.
Дано: V=1.8 Найти | Решение. Мы можем подставить все известные нам величины в формулу и рассчитать архимедову силу. Осуществить проверку единиц Ответ: |
- Решение задачи учеником у доски.
- На тело, погруженное в воду действует сила 35000 Н. Определить объем тела, погруженного в воду.
Дано: Найти | Решение Выразим Осуществить проверку единиц Ответ: |
- А эту задачу попробуйте решить самостоятельно, каждый у себя в тетради
- Чему равна архимедова сила действующая в воде на тела, объемом 100 см3, сделанные одно из пробки, а другое из свинца..
Дано: =100* Найти ; | Решение Архимедова сила зависит от объема тела и жидкости в которое оно погружено. Следовательно, от плотности тела архимедова сила не зависит Осуществить проверку единиц Ответ: |
5. Подведение итогов урока.
Выставление оценок. Запись и комментирование домашнего задания. Выявление моментов, при изучении которых у учащихся возникли сложности. Параграф 49. Задачник Перышкин №498, 499, 501. В задачах требуется рассчитать архимедову силу. Подобные задачи мы решали с вами на уроке. По какой формуле будем решать эти задачи?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторительно - обобщающий урок по теме: "Архимедова сила. Плавание. Воздухоплавание.
Сценарий повторительно - обобшающего урокапо физике в 7 классе с презентацией и приложением. Приложение содержит тестовый материал для повторения темы....
Урок по теме"Архимедова сила", 7 класс.
Презентация по теме "Архимедова сила", задания для творческих групп для исследования зависимости силы Архимеда от различных величин. Перышкин А.В....
Урок по теме "Архимедова сила"
Урок с использованием элементов исследовательской деятельности....
Урок по теме "Архимедова сила. Плавание тел"
Урок по теме « Архимедова сила. Плавание тел »( решение задач )7 КЛАСС...
Урок по теме: "Архимедова сила"
Данный урок позволяет выяснить от чего зависит архимедова сила...
Конспект к уроку по теме "Архимедова сила"
Конспект открытого урока по физике в 7 -ом классе на тему "Архимедова сила". Автор - учитель физики Новикова Наталья Александровна....
Конспект урока по теме: "Архимедова сила" 7класс
Цели урока:-организовать познавательную деятельность учащихся по выявлению причин, от которых зависит сила Архимеда;-определить опытным путемзначение выталкивающей силы, действующей на погруженн...