Урок по теме "Архимедова сила"
методическая разработка по физике (7 класс) по теме

Яшина Марина Васильевна

Урок с использованием элементов исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_arhimedova_sila.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по физике в 7 классе.

Тема «Изучение Архимедовой силы».

Образовательная цель: Установить от каких факторов зависит, а от каких не зависит Архимедова сила; выяснить условия плавания тел.

Воспитательная цель: Воспитание у учащихся аккуратности, дисциплинированности, умения работать в коллективе, ответственности.

Развивающая цель: Развитие интереса к изучаемому предмету, познавательных интересов, развитие мотивов учебной деятельности.

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, набор грузов (на каждой парте);

Ванночка с водой, набор тел равного объёма, но разной плотности (на класс).

Ход урока.

I Орг. Момент. (2 мин).

II Подготовка к основной работе. (7 минут)

  1. Фронтальный опрос.
  1. С какой новой силой мы познакомились на последних уроках?
  2. При каких условиях возникает эта сила?
  3. Какой закон описывает эту силу?
  4. Сформулируйте закон Архимеда.
  5. Куда направлена Архимедова сила?
  6. Приведите примеры из жизни, доказывающие существование этой силы.
  7. Как экспериментально найти  Архимедову силу?

III Основная часть урока.

1) Учебный эксперимент (20 мин).

Сейчас мы с вами попытаемся экспериментально найти Архимедову силу. Работать будем  в группах.  У каждого на столе находится лабораторное оборудование. Вы получаете инструктивную карточку с заданием. У каждой группы своё задание: вам надо измерить архимедову силу и выяснить, зависит ли они  от данной величины или нет.

Инструктивная карточка 1 группы.

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый, медный и железный цилиндры из набора тел для калориметра, нить.

  1. Определите архимедовы силы, действующие на первое, второе и третье тела.
  2. Сравните полученные данные.
  3. Сравните плотности тел.
  4. Сделайте вывод о зависимость (независимости) архимедовой силы от плотности тела.

Инструктивная карточка 2 группы.

Оборудование: Тела разного объёма из пластилина, сосуд с водой, динамометр, нить.

1. Определите архимедовы силы, действующие на каждое тела.

  1. Сравните полученные данные.
  2. Сравните объёмы тел.
  3. Сделайте вывод о зависимость (независимости) архимедовой силы от объёма тела.

Инструктивная карточка 3 группы.

Оборудование: сосуды с водой и солёной водой, динамометр, нить, алюминиевый цилиндр.

1. Определите архимедовы силы, действующие на тело в воде и солёной воде.

  1. Сравните полученные данные.
  2. Чем отличаются эти жидкости?
  3. Сделайте вывод о зависимость (независимости) архимедовой силы от плотности жидкости.

Инструктивная карточка 4 группы.

Оборудование: мензурка с водой, алюминиевый цилиндр , динамометр, нить.

1. Определите архимедовы силы, действующие на тело на глубине h1 и на глубине h2, большей, чем h1.

  1. Сравните полученные данные.
  2. Сделайте вывод о зависимость (независимости) архимедовой силы от глубины погружения тела.

Инструктивная карточка 5 группы.

Оборудование: кусочек пластилина, сосуд с водой, динамометр, нить.

  1. Кусочку пластилина придайте форму шара, куба, цилиндра.
  2. Поочерёдно определите архимедову силу, действующую на каждое тело.
  3. Сравните полученные данные.
  4. Сравните формы тел.
  5. Сделайте вывод о зависимость (независимости) архимедовой силы от формы тела.

После получения результатов каждая группа устно отчитывается о своей работе и сообщает свои выводы. Выводы записываются учащимися в тетрадях, а учителем на доске в форме таблицы:

Архимедова сила

Зависит от:

  1. Объёма тела;
  2. Плотности жидкости.

Не зависит от:

  1. Формы тела;
  2. Плотности тела;
  3. Глубины погружения.

Вспоминаем формулу расчёта архимедовой силы и соотносим её с результатами эксперимента.

  1. Новый материал (10 мин).

Эксперимент по наблюдению плавания трёх четырёх тел равного объёма, но разной плотности (алюминиевое, деревянное, пластилиновое, пенопластовое).

  1. Каков результат опыта?
  2. Одинаковы ли архимедовы силы, действующие на эти тела?
  3. Почему?
  4. Почему же одни тела тонут, а другие всплывают? (гипотезы учащихся записываются на доске).
  5. Попробуем проанализировать данную ситуацию и выяснить, почему же разные тела, на которые действует одинаковая архимедова сила, могут по-разному вести себя при погружении  в воду.







  1. Верна ли оказалась наша гипотеза?
  2. Но возникает ещё один вопрос: почему же тела всплывают по-разному (деревянное и пенопластовое). Подумайте над этим дома. На следующем уроке мы вернёмся к этому вопросу.

IV Заключительная часть урока.

Эксперимент с тонущим кусочком пластилина и лодочкой, сделанной из того же кусочка.

  1. В чём дело?
  2. Почему гвоздь тонет в воде, а огромный корабль плавает?

На этот вопрос мы ответим на следующем уроке.

Выставление оценок.

V Домашнее задание.

  1. & 50,  
  2. Проблемный вопрос «От чего зависит объем тела, погружённый в жидкость, при плавании этого тела?».
  3. Подготовиться к Л/б №7.

FА

FТ

FТ

FА

FТ

FА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме"Сила. Явление тяготения. Сила тяжести".

Конспект и презентация к уроку по теме "Сила. Явление тяготения. Сила тяжести"...

План -конспект урока по теме "Сила. Явление тяготения.Сила тяжести" (7 класс)

Урок изучения нового материала и  его первичного закрепления, построенный на личностно ориентированном подходе. Урок проводится в форме беседы с элементами исследовательской деятельности. В С цел...

Открытый дистанционный урок по теме: "Сила тока. Измерение силы тока"

Тип урока: формирование новых знаний. Цели урока: Образовательная: способствовать формированию представлений о физической величине, называемой силой тока; формирование познавательного интереса к уме...

Урок по теме "Сила. Сила - причина изменения скорости"

Материал содержит конспект урока, презентацию, самостоятельную работу, диктант...

План-конспект урока "Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой", 7 класс

Авторская программа к учебникам: А.В. Перышкин программа курса «Физика»Тема урока: «Сила Явление тяготения. Сила тяжести».Место урока в структуре учебного занятия:...

Открытый урок по теме "Сила. Явление тяготения. Сила тяжести" 7 класс

Открытый урок по теме "Сила. Явление тяготения. Сила тяжести" 7 класс...