Урок по теме "Архимедова сила"
методическая разработка по физике (7 класс) по теме
Урок с использованием элементов исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_arhimedova_sila.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по физике в 7 классе.
Тема «Изучение Архимедовой силы».
Образовательная цель: Установить от каких факторов зависит, а от каких не зависит Архимедова сила; выяснить условия плавания тел.
Воспитательная цель: Воспитание у учащихся аккуратности, дисциплинированности, умения работать в коллективе, ответственности.
Развивающая цель: Развитие интереса к изучаемому предмету, познавательных интересов, развитие мотивов учебной деятельности.
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, набор грузов (на каждой парте);
Ванночка с водой, набор тел равного объёма, но разной плотности (на класс).
Ход урока.
I Орг. Момент. (2 мин).
II Подготовка к основной работе. (7 минут)
- Фронтальный опрос.
- С какой новой силой мы познакомились на последних уроках?
- При каких условиях возникает эта сила?
- Какой закон описывает эту силу?
- Сформулируйте закон Архимеда.
- Куда направлена Архимедова сила?
- Приведите примеры из жизни, доказывающие существование этой силы.
- Как экспериментально найти Архимедову силу?
III Основная часть урока.
1) Учебный эксперимент (20 мин).
Сейчас мы с вами попытаемся экспериментально найти Архимедову силу. Работать будем в группах. У каждого на столе находится лабораторное оборудование. Вы получаете инструктивную карточку с заданием. У каждой группы своё задание: вам надо измерить архимедову силу и выяснить, зависит ли они от данной величины или нет.
Инструктивная карточка 1 группы.
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый, медный и железный цилиндры из набора тел для калориметра, нить.
- Определите архимедовы силы, действующие на первое, второе и третье тела.
- Сравните полученные данные.
- Сравните плотности тел.
- Сделайте вывод о зависимость (независимости) архимедовой силы от плотности тела.
Инструктивная карточка 2 группы.
Оборудование: Тела разного объёма из пластилина, сосуд с водой, динамометр, нить.
1. Определите архимедовы силы, действующие на каждое тела.
- Сравните полученные данные.
- Сравните объёмы тел.
- Сделайте вывод о зависимость (независимости) архимедовой силы от объёма тела.
Инструктивная карточка 3 группы.
Оборудование: сосуды с водой и солёной водой, динамометр, нить, алюминиевый цилиндр.
1. Определите архимедовы силы, действующие на тело в воде и солёной воде.
- Сравните полученные данные.
- Чем отличаются эти жидкости?
- Сделайте вывод о зависимость (независимости) архимедовой силы от плотности жидкости.
Инструктивная карточка 4 группы.
Оборудование: мензурка с водой, алюминиевый цилиндр , динамометр, нить.
1. Определите архимедовы силы, действующие на тело на глубине h1 и на глубине h2, большей, чем h1.
- Сравните полученные данные.
- Сделайте вывод о зависимость (независимости) архимедовой силы от глубины погружения тела.
Инструктивная карточка 5 группы.
Оборудование: кусочек пластилина, сосуд с водой, динамометр, нить.
- Кусочку пластилина придайте форму шара, куба, цилиндра.
- Поочерёдно определите архимедову силу, действующую на каждое тело.
- Сравните полученные данные.
- Сравните формы тел.
- Сделайте вывод о зависимость (независимости) архимедовой силы от формы тела.
После получения результатов каждая группа устно отчитывается о своей работе и сообщает свои выводы. Выводы записываются учащимися в тетрадях, а учителем на доске в форме таблицы:
Архимедова сила | |
Зависит от:
| Не зависит от:
|
Вспоминаем формулу расчёта архимедовой силы и соотносим её с результатами эксперимента.
- Новый материал (10 мин).
Эксперимент по наблюдению плавания трёх четырёх тел равного объёма, но разной плотности (алюминиевое, деревянное, пластилиновое, пенопластовое).
- Каков результат опыта?
- Одинаковы ли архимедовы силы, действующие на эти тела?
- Почему?
- Почему же одни тела тонут, а другие всплывают? (гипотезы учащихся записываются на доске).
- Попробуем проанализировать данную ситуацию и выяснить, почему же разные тела, на которые действует одинаковая архимедова сила, могут по-разному вести себя при погружении в воду.
- Верна ли оказалась наша гипотеза?
- Но возникает ещё один вопрос: почему же тела всплывают по-разному (деревянное и пенопластовое). Подумайте над этим дома. На следующем уроке мы вернёмся к этому вопросу.
IV Заключительная часть урока.
Эксперимент с тонущим кусочком пластилина и лодочкой, сделанной из того же кусочка.
- В чём дело?
- Почему гвоздь тонет в воде, а огромный корабль плавает?
На этот вопрос мы ответим на следующем уроке.
Выставление оценок.
V Домашнее задание.
- & 50,
- Проблемный вопрос «От чего зависит объем тела, погружённый в жидкость, при плавании этого тела?».
- Подготовиться к Л/б №7.
FА
FТ
FТ
FА
FТ
FА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме"Сила. Явление тяготения. Сила тяжести".
Конспект и презентация к уроку по теме "Сила. Явление тяготения. Сила тяжести"...
План -конспект урока по теме "Сила. Явление тяготения.Сила тяжести" (7 класс)
Урок изучения нового материала и его первичного закрепления, построенный на личностно ориентированном подходе. Урок проводится в форме беседы с элементами исследовательской деятельности. В С цел...
Открытый дистанционный урок по теме: "Сила тока. Измерение силы тока"
Тип урока: формирование новых знаний. Цели урока: Образовательная: способствовать формированию представлений о физической величине, называемой силой тока; формирование познавательного интереса к уме...
Урок по теме "Сила. Сила - причина изменения скорости"
Материал содержит конспект урока, презентацию, самостоятельную работу, диктант...
План-конспект урока "Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой", 7 класс
Авторская программа к учебникам: А.В. Перышкин программа курса «Физика»Тема урока: «Сила Явление тяготения. Сила тяжести».Место урока в структуре учебного занятия:...
урок физики в 8 классе. Тема урока: "Амперметр. Измерение силы тока"
Урок физики в 8 классе...
Открытый урок по теме "Сила. Явление тяготения. Сила тяжести" 7 класс
Открытый урок по теме "Сила. Явление тяготения. Сила тяжести" 7 класс...