Авторская программа "Физика и промышленность" 9 класс
календарно-тематическое планирование по физике (9 класс) на тему
Это программа сделана для 9 класса по элективному курсу. Ученики получают допольнительную информацию по физике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma_fizika_1_1.doc | 121.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РТ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Просто-Челнинская средняя общеобразовательная школа Новошешминского
муниципального района Республики Татарстан»
РАССМОТРЕНО: на заседании МО учителей гуманитарных предметов Протокол № 1 от « 26» августа 2014 г. Руководитель МО________ / Ф.Х. Ибрагимова/ | «СОГЛАСОВАНО» Зам.директора по УВР ______/ Г.А.Галяутдинова/ от «28 » августа 2014 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «Просто-Челнинская СОШ Новошешминского муниципального района Республики Татарстан» _________ /Р.Р.Нуртдинова/ Приказ № 97 от « 29 » августа 2014 г. |
|
Элективный курс «Физика и промышленность» |
по физике для 9 класса
учителя первой квалификационной категории
Хисматуллина Ильшата Ирековича
Рассмотрено на заседании педа-
гогического совета, протокол № 1
от « 29 » августа 2014 г.
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
В современном естествознании физика является одной из лидирующих наук, она оказывает огромное влияние на различные отрасли науки, техники и производства. Промышленность – отрасль производства, охватывающая переработку сырья, разработку недр, создание средств производства и предметов потребления. Промышленное объединение - комплекс производственных, технологических, научно-исследовательских, конструкторских предприятий и организаций.
Элективный курс “Физика и промышленность” дополняет и развивает школьный курс физики, а так же является информационной поддержкой выбора дальнейшего образования и ориентирован на удовлетворение любознательности старших школьников, их аналитических и синтетических способностей.
Программа открывает широкие возможности для развития общих и специальных знаний учащихся, понимания роли физики в жизни общества, повышения интереса учащихся, что поможет им с выбором профессии.
Новизна программы курса
В курсе “Физика и промышленность” широко рассматриваются области применения законов физики во всех ведущих отраслях материального производства.
Цель курса
-повторение и глубокое изучение учащимися законов, теории, методов физической науки, ее влияния на развитие научно – технического прогресса.
Задачи курса
– создание условий для развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в области применения физики в промышленности;
– интереса к изучению предмета физики;
– умения самостоятельно приобретать и применять на практике знания по физике; творческих способностей;
– коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате учащиеся должны знать/понимать:
- смысл понятий: скорость, импульс, плавления тел, давления, термодинамика, строение вещества, электрическое поле, магнитное поле, законов оптики, атом, атомное ядро;
- смысл физических величин: коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
- смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
В результате учащиеся должны уметь:
- описывать и объяснять физические явления;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов, электронной техники; контроля за исправностью электропроводки в квартире.
Содержание программы курса:
Курс рассчитан на 34 часа для учащихся 9 классов.
Программа курса включает в себя:
– лекции – 19 час.
– решения задач – 5 час.
– экскурсии – 4 час.
– тесты – 1 час.
– творческая работа – 4 час.
– смотр-конкурс – 1 час.
Итого: 34 час.
Рекомендуемые методологические подходы и организация занятий:
- Теоретические знания даются в виде лекций, дискуссий.
- Практическая работа – в виде индивидуальных и групповых занятий.
- Рекомендуется давать творческие домашние задания.
- Проверкой усвоения теоретических знаний являются тесты, отчеты.
Занятия проводятся на базе школьного кабинета физики.
а) Программа курса инвариантна, т.е. включенный в программу материал может применяться
для различных групп учащихся;
б) Программа может быть разбита на несколько блоков с различным количеством часов, что
достигается обобщенностью материала;
в) Развертывание содержания материала в программе построено таким образом, что изучение последующих тем не связано с изучением предыдущих; охвачены все разделы курса физики 7–11 классов.
г) программа курса развивает мировоззренческий, системообразующий взгляд на законы физики.
д) Доля практической и самостоятельной работы учащихся составляет 46%;
е) Возможно применение программы (частично) при изучении курса физики 8–10 классов.
ж) Данная программа связана с авторской государственной программой под редакцией СВ. Громова, Н.С. Родиной “Физика. 7–9 класс” и авторской государственной программой “Физика.7–11 класс” под редакцией Н.С. Пурышевой, Н.Е. Важеевской;
з) Данная программа хорошо демонстрирует связь физики со многими дисциплинами: географией, историей, экономикой, черчением, технологией, математикой, литературой;
и) Обладает возможностью использования современных информационно-коммуникационных технологий;
к) Помогает учителю раскрыть полностью свой творческий потенциал.
Основные разделы программы курса :
- Введение – 2 час.
- Добывающая промышленность – 2 час.
- Топливно-энергетическая промышленность – З час.
- Электроэнергетика – 4 час.
- Металлургическая промышленность – 4 час.
- Машиностроительная промышленность – 10 час.
- Химическая промышленность – З час.
- Легкая промышленность – 1 час.
- Лесная и деревообрабатывающая промышленность – 2 час.
- Пищевая промышленность – З час.
В элективный курс “Физика и промышленность”, наряду с теоретическими основами введены часы практической части: а) решение задач, охватывающих все темы и разделы курса физики 7–11 кл. (5 часов), б) экскурсии (4 часа), во время которых учащиеся могут убедиться в практическом применении физики (законов физики) в промышленности, как основы инженерных дисциплин. Разнообразие программы, заданий, разный уровень сложности заданий позволяет учащимся реализовать свое право на выбор будущей профессии, соответствующей их возможностям и способностям.
Учебно-тематический план
№ | Тема урока | Теор. | Прак. | |||
1. Введение (2 часа). | ||||||
1 | Введение в курс. Классификация отраслей промышленности и профессий (тест). | 1 | ||||
2 | Формула выбора профессий (тест). | 1 | ||||
2. Добывающая промышленность (2 часа). | ||||||
3 | Открытая и морская добыча полезных ископаемых; подземное выщелачивание. Специфика работы, оборудование. | 1 | ||||
4 | Открытая и морская добыча полезных ископаемых; подземное выщелачивание. Специфика работы, оборудование. | 1 | ||||
3. Топливно-энергетическая промышленность (3 часа). | ||||||
5 | Рост производства и потребления топлива. Нефтяная, газовая, угольная промышленности – основа мировой энергетики, | 1 | ||||
6 | Рост производства и потребления топлива. Нефтяная, газовая, угольная промышленности – основа мировой энергетики, | 1 | ||||
7 | Решение задач | 1 | ||||
4. Электроэнергетика (4 часа). | ||||||
8 | Теплоэнергетика. Гидроэнергетика. Атомная энергетика. | 1 | ||||
9 | Альтернативные источники энергии: | 1 | ||||
10 | Решение задач. | 1 | ||||
11 | Экскурсия. | 1 | ||||
5. Металлургическая промышленность (4 часа), | ||||||
12 | Металлургический комбинат; оборудование для выплавки металла; | 1 | ||||
13 | Прокатные станы; технологический процесс (общие понятия); плавление и отвердевание металла; отливки. | 1 | ||||
14 | Решение задач. | 1 | ||||
15 | Экскурсия (или урок – конференция). | 1 | ||||
6. Машиностроительная промышленность (10 час.) | ||||||
16 | Станкостроение Приборостроение | 1 | ||||
17 | Автомобилестроение. | 1 | ||||
18 | Авиационная промышленность Ракетостроение, космонавтика, аэрокосмическое производст. | 1 | ||||
19 | Судостроение | 1 | ||||
20 | Электротехническая промышленность Радиотехническая промышленность Отрасли: микроэлектроника вычислит, техника роботостроение индустрия информатики | 1 | ||||
21 | Сельскохозяйственная техника. | 1 | ||||
22 | Предприятия Министерства Обороны: производство вооружения | 1 | ||||
23 | Производство медицинской аппаратуры, приборов, инструментов: Электрические схемы, сборочные чертежи, приборы; основы аэродинамики, уравнение Бернулли, условия плавания тел; основы кинематики, динамики, статики. | 1 | ||||
24 | Решение задач. | 1 | ||||
25 | Решение задач. | 1 | ||||
7. Химическая промышленность (3 часа). | ||||||
26 | Переработка горно-химического и нефтехимического сырья. | 1 | ||||
27 | Производство полимеров, удобрений, (творческая работа) | 1 | ||||
28 | Экскурсия (или диспут “Формула успеха”) | 1 | ||||
8. Легкая промышленность (1 час). | ||||||
29 | Текстильная промышленность. Ткацкие и швейные фабрики. | 1 | ||||
9. Лесная и деревообрабатывающая промышленность (2 часа). | ||||||
30 | Заготовка древесины и переработка в пиловочник, ДВП, ДСП, целлюлозу, бумагу, картон. Изготовление мебели (творческая работа). Оборудование, технологический процесс, проблемы экологии (создание очистных сооружений, внедрение малоотходных и безотходных технологий). | 1 | ||||
31 | Смотр – конкурс проектов | 1 | ||||
10. Пищевая промышленность (3 часа). | ||||||
32 | Хлебозаводы. | 1 | ||||
33 | Сахарные заводы (творческая работа). Кондитерские фабрики. Мясо – молочные комбинаты. Овощехранилище и консервные цеха: хранение и переработка. | 1 | ||||
34 | Экскурсия или “Обобщение знаний” : (выставка моделей, макетов, исследовательских и творческих работ учащихся). | 1 |
Содержание программы
1. Введение (2 часа).
Введение в курс. Классификация отраслей промышленности и профессий. Формула выбора профессий.
2. Добывающая промышленность (2 часа).
Открытая и морская добыча полезных ископаемых; подземное выщелачивание. Специфика работы, оборудование.
3. Топливно-энергетическая промышленность (3 часа).
Рост производства и потребления топлива. Нефтяная, газовая, угольная промышленности -основа мировой энергетики:
а) нефтяная промышленность – добыча
б) газовая промышленность – добыча, сжижение, газопроводы, (в т.ч. подводные)
в) угольная промышленность– добыча, производство коксующихся углей.
4. Электроэнергетика (4 часа).
Теплоэнергетика. Гидроэнергетика. Атомная энергетика Альтернативные источники энергии:
а) геотермальная энергия
б) приливная энергия
в) солнечная энергия
5. Металлургическая промышленность (4 часа).
а) черная металлургия.
б) цветная металлургия.
Металлургический комбинат; оборудование для выплавки металла. Прокатные станы. Технологический процесс (общие понятия). Плавление и отвердевание металла, отливки.
6. Машиностроительная промышленность (10 час.)
Станкостроение. Приборостроение. Автомобилестроение. Авиационная промышленность.
Ракетостроение, космонавтика, аэрокосмическое производство. Судостроение. Электротехническая промышленность. Радиотехническая промышленность. Отрасли: микроэлектроника, вычислительная техника, роботостроение, индустрия информатики. Сельскохозяйственная техника. Предприятия Министерства Обороны: производство вооружения. Производство медицинской аппаратуры, приборов, инструментов.
Электрические схемы, сборочные чертежи, приборы. Основы аэродинамики, уравнение Бернулли, условия плавания тел; основы кинематики, динамики, статики.
7. Химическая промышленность (3 часа).
Переработка горно-химического и нефтехимического сырья. Производство полимеров, удобрений.
8. Легкая промышленность (1 час).
Текстильная промышленность. Ткацкие и швейные фабрики.
9. Лесная и деревообрабатывающая промышленность (2час).
Заготовка древесины и переработка в пиловочник, ДВП, ДСП, целлюлозу, бумагу, картон. Изготовление мебели. Оборудование, технологический процесс, проблемы экологии (создание очистных сооружений, внедрение малоотходных и безотходных технологий).
10. Пищевая промышленность (3 часа).
Хлебозаводы. Сахарные заводы. Кондитерские фабрики. Мясо – молочные комбинаты. Овощехранилище и консервные цеха: хранение и переработка.
Список использованной литературы:
- Н.С.Пурышева, Н.Е.Важеевская – “Физика.7–9 класс”, М., “Дрофа”,2009 г.
- Н.С.Пурышева, Н.Е.Важеевская – “Физика.10–11класс”, М., “Дрофа”,2007 г.
- С.В.Громов, Н.С.Родина – “Физика 7–9 класс”, М, “Дрофа”.2006–2009 гг..
- Б.Ф.Абросимов – “Физика. Способы и методы решения задач”, М., “Экзамен”,2005.
- Е.Н.Бурцева, С.Д.Некрасов – “Физика. Пособие для аттестации”, Краснод.,1998.
- В.И.Елькин – “Физика и астрономия”, М., “Школьная пресса”, 2003.
- А.С..Енохин – “Справочник по физике и технике”, М., “Просвещение”, 1989.
- О.Ф.Кабардин – “Контрольные и проверочные работы по физике.7–11 кл.”, М, “Дрофа”, 1997.
- Е.П.Левитан – “Астрономия”, М., “Просвещение”, 2004.
- З.П.Мастропас – “Физика: методика и практика преподавания”, Р.-на – Д., “Феникс”, 2002.
- Я.Перельман – “Занимательная физика”, М., “Наука”, 1976.
- А.П.Гуляев – “Металловедение”, М., “Металлургия”, 1978.
- Г.Банк – “В мире самоцветов”, М., “Мир”, 1979 г.
- А.П.Рымкевич – “Сборник задач по физике”, М., “Яхонт”.2000.
- Т.И.Трофимова – “Физика: теория, решение задач, лексикон”, М., “Образование”,2003.
- В.А.Шевцов – “Физика: тренажеры”, Волгоград, 2006.
- ГИА – 2011, 2012, 2013, 2014 г.
- Интернетресурсы.
- В.Л.Зверев – “Каменная радуга”, М.,”Недра”, 1990 г.
- Дискавери – “Погода и небо”,2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа "Бисероплетение".9 класс
Программа элективного курса для учащихся 9 класса...
Авторская методика Пак Лидии Петровны "Авторская глиняная расписная игрушка в развитии творческих способностей детей"
Учебно-методическое пособие "Авторская глиняная расписная игрушка в развитии творческих способностей детей", автором которой является преподаватель Ногинской детской художественной школы (г. Ногинск М...
Географическое краеведение. Авторская программа. 5-6 класс.
Географическое краеведение. Авторская программадля учеников 5-6 классов. Изучение родного края способствует лучшему усвоению предмета географии. Используются различные формы и методы, в том числ...
Нетрадиционные уроки по истории и обществознанию: поурочные авторские разработки для 8 класса учителя ГБОУ ВАО СОШ № 1947 г. Москвы -Шабуневич Н.А..
В данную папку вложены ДВА урока для курсов 8 класса по Всеобщей истории и обществознанию. Повторительно-обобщающий урок по обществознанию по теме:"Экономическая сфера и её роль в жизни общества " вкл...
авторская программа вочпитательной работы класса "Путь к успеху"
Данная программа имеет дорожную карту ученика, которая является комплексным психолого- педагогическим сопровождением ученика....
Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»
Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ (составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Нем
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ(составлена на основе авторской программы «Изобразительное искус...