Авторская программа "Физика и промышленность" 9 класс
календарно-тематическое планирование по физике (9 класс) на тему

Это программа сделана для 9 класса по элективному курсу. Ученики получают допольнительную информацию по физике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_programma_fizika_1_1.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РТ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Просто-Челнинская средняя общеобразовательная школа Новошешминского

 муниципального района Республики Татарстан»

      РАССМОТРЕНО:

на заседании МО учителей гуманитарных

предметов

Протокол № 1

от « 26» августа 2014 г.

  Руководитель МО________  

   / Ф.Х. Ибрагимова/

«СОГЛАСОВАНО»

Зам.директора по УВР

 ______/ Г.А.Галяутдинова/

от «28 »   августа 2014 г.

 «УТВЕРЖДАЮ»        

Директор МБОУ «Просто-Челнинская СОШ

 Новошешминского муниципального района Республики Татарстан»

_________     /Р.Р.Нуртдинова/    

Приказ № 97

от    « 29 »  августа 2014 г.

 

   

          Элективный курс

«Физика и промышленность»

по физике для 9 класса

учителя первой квалификационной категории

Хисматуллина Ильшата Ирековича

                                                                                   Рассмотрено на заседании педа-

                                                                                                                                                                                           

                                                                                  гогического совета, протокол № 1

                                                                           от      « 29    »  августа  2014 г.                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                                                   

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

В современном естествознании физика является одной из лидирующих наук, она оказывает огромное влияние на различные отрасли науки, техники и производства. Промышленность – отрасль производства, охватывающая переработку сырья, разработку недр, создание средств производства и предметов потребления. Промышленное объединение - комплекс производственных, технологических, научно-исследовательских, конструкторских предприятий и организаций.

Элективный курс “Физика и промышленность” дополняет и развивает школьный курс физики, а так же является информационной поддержкой выбора дальнейшего образования и ориентирован на удовлетворение любознательности старших школьников, их аналитических и синтетических способностей.

Программа открывает широкие возможности для развития общих и специальных знаний учащихся, понимания роли физики в жизни общества, повышения интереса учащихся, что поможет им с выбором профессии.

Новизна программы курса

В курсе “Физика и промышленность” широко рассматриваются области применения законов физики во всех ведущих отраслях материального производства.

                                                               Цель курса

-повторение и глубокое изучение учащимися законов, теории, методов физической науки, ее влияния на развитие научно – технического прогресса.

                                                               Задачи курса

– создание условий для развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в области применения физики в промышленности;
– интереса к изучению предмета физики;
– умения самостоятельно приобретать и применять на практике знания по физике; творческих способностей;
– коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате учащиеся должны знать/понимать:

  • смысл понятий: скорость, импульс, плавления тел, давления, термодинамика, строение вещества, электрическое поле, магнитное поле, законов оптики, атом, атомное ядро;
  • смысл физических величин: коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
  • смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

В результате учащиеся должны уметь:

  • описывать и объяснять физические явления;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов, электронной техники; контроля за исправностью электропроводки в квартире.

Содержание программы курса: 

Курс рассчитан на 34 часа для учащихся 9 классов.

Программа курса включает в себя: 
– лекции – 19 час.
– решения задач – 5 час. 
– экскурсии – 4 час. 
– тесты – 1 час.
– творческая работа – 4 час.
– смотр-конкурс – 1 час.

Итого: 34 час.

             Рекомендуемые методологические подходы и организация занятий:

  1. Теоретические знания даются в виде лекций, дискуссий.
  2. Практическая работа – в виде индивидуальных и групповых занятий.
  3. Рекомендуется давать творческие домашние задания.
  4. Проверкой усвоения теоретических знаний являются тесты, отчеты.


Занятия проводятся на базе школьного кабинета физики.

а) Программа курса инвариантна, т.е. включенный в программу материал может применяться
для различных групп учащихся;

б) Программа может быть разбита на несколько блоков с различным количеством часов, что
достигается обобщенностью материала;

в) Развертывание содержания материала в программе построено таким образом, что изучение последующих тем не связано с изучением предыдущих; охвачены все разделы курса физики 7–11 классов.

г) программа курса развивает мировоззренческий, системообразующий взгляд на законы физики.

д) Доля практической и самостоятельной работы учащихся составляет 46%;

е) Возможно применение программы (частично) при изучении курса физики 8–10 классов.

ж) Данная программа связана с авторской государственной программой под редакцией СВ. Громова, Н.С. Родиной “Физика. 7–9 класс” и авторской государственной программой “Физика.7–11 класс” под редакцией Н.С. Пурышевой, Н.Е. Важеевской;

з) Данная программа хорошо демонстрирует связь физики со многими дисциплинами: географией, историей, экономикой, черчением, технологией, математикой, литературой;

и) Обладает возможностью использования современных информационно-коммуникационных технологий;

к) Помогает учителю раскрыть полностью свой творческий потенциал.

Основные разделы программы курса :

  1. Введение – 2 час.
  2. Добывающая промышленность – 2 час.
  3. Топливно-энергетическая промышленность – З час.
  4. Электроэнергетика – 4 час.
  5.  Металлургическая промышленность – 4 час.
  6. Машиностроительная промышленность – 10 час.
  7. Химическая промышленность – З час.
  8. Легкая промышленность – 1 час.
  9. Лесная и деревообрабатывающая промышленность – 2 час.
  10. Пищевая промышленность – З час.

В элективный курс “Физика и промышленность”, наряду с теоретическими основами введены часы практической части: а) решение задач, охватывающих все темы и разделы курса физики 7–11 кл. (5 часов), б) экскурсии (4 часа), во время которых учащиеся могут убедиться в практическом применении физики (законов физики) в промышленности, как основы инженерных дисциплин. Разнообразие программы, заданий, разный уровень сложности заданий позволяет учащимся реализовать свое право на выбор будущей профессии, соответствующей их возможностям и способностям.

Учебно-тематический план

                Тема урока

Теор.

Прак.

1. Введение (2 часа).

1

Введение в курс. Классификация отраслей промышленности и профессий (тест).

1

2

Формула выбора профессий (тест).

1

2. Добывающая промышленность (2 часа).

3

Открытая и морская добыча полезных ископаемых; подземное выщелачивание. Специфика работы, оборудование.

1

4

Открытая и морская добыча полезных ископаемых; подземное выщелачивание. Специфика работы, оборудование.

1

3. Топливно-энергетическая промышленность (3 часа).

5

Рост производства и потребления топлива. Нефтяная, газовая, угольная промышленности – основа мировой энергетики, 
а) нефтяная пром – ть – добыча 
б) газовая пром – ть: добыча, сжижение, газопроводы, (в т.ч. подводные) 
в) угольная пром – ть – добыча, производство коксующихся углей.

1

6

Рост производства и потребления топлива. Нефтяная, газовая, угольная промышленности – основа мировой энергетики, 
а) нефтяная пром – ть : добыча 
б) газовая пром – ть: добыча, сжижение, газопроводы, (в т.ч. подводные) 
в) угольная пром – ть : добыча, производство коксующихся углей.

1

7

Решение задач

1

4. Электроэнергетика (4 часа).

8

Теплоэнергетика. Гидроэнергетика. Атомная энергетика.

1

9

Альтернативные источники энергии: 
а) геотермальная энергия 
б) приливная энергия 
в)солнечная энергия Творческая работа

1

10

Решение задач.

1

11

Экскурсия.

1

5. Металлургическая промышленность (4 часа), 
а) черная металлургия 
б) цветная металлургия

12

Металлургический комбинат; оборудование для выплавки металла;

1

13

Прокатные станы; технологический процесс (общие понятия); плавление и отвердевание металла; отливки.

1

14

Решение задач.

1

15

Экскурсия (или урок – конференция).

1

6. Машиностроительная промышленность (10 час.)

16

Станкостроение Приборостроение

1

17

Автомобилестроение.

1

18

Авиационная промышленность Ракетостроение, космонавтика, аэрокосмическое производст.

1

19

Судостроение

1

20

Электротехническая промышленность Радиотехническая промышленность Отрасли: микроэлектроника вычислит, техника роботостроение индустрия информатики

1

21

Сельскохозяйственная техника.

1

22

Предприятия Министерства Обороны: производство вооружения

1

23

Производство медицинской аппаратуры, приборов, инструментов: Электрические схемы, сборочные чертежи, приборы; основы аэродинамики, уравнение Бернулли, условия плавания тел; основы кинематики, динамики, статики.

1

24

Решение задач.

1

25

Решение задач.

1

7. Химическая промышленность (3 часа).

26

Переработка горно-химического и нефтехимического сырья.

1

27

Производство полимеров, удобрений, (творческая работа)

1

28

Экскурсия (или диспут “Формула успеха”)

1

8. Легкая промышленность (1 час).

29

Текстильная промышленность. Ткацкие и швейные фабрики.

1

9. Лесная и деревообрабатывающая промышленность (2 часа).

30

Заготовка древесины и переработка в пиловочник, ДВП, ДСП, целлюлозу, бумагу, картон. Изготовление мебели (творческая работа). Оборудование, технологический процесс, проблемы экологии (создание очистных сооружений, внедрение малоотходных и безотходных технологий).

1

31

Смотр – конкурс проектов

1

10. Пищевая промышленность (3 часа).

32

Хлебозаводы.

1

33

Сахарные заводы (творческая работа). Кондитерские фабрики. Мясо – молочные комбинаты. Овощехранилище и консервные цеха: хранение и переработка.

1

34

Экскурсия или “Обобщение знаний” : (выставка моделей, макетов, исследовательских и творческих работ учащихся).

1

Содержание программы

1. Введение (2 часа).

Введение в курс. Классификация отраслей промышленности и профессий. Формула выбора профессий.

2. Добывающая промышленность (2 часа).

Открытая и морская добыча полезных ископаемых; подземное выщелачивание. Специфика работы, оборудование.

3. Топливно-энергетическая промышленность (3 часа).

Рост производства и потребления топлива. Нефтяная, газовая, угольная промышленности -основа мировой энергетики:

а) нефтяная промышленность – добыча

б) газовая промышленность – добыча, сжижение, газопроводы, (в т.ч. подводные)

в) угольная промышленность– добыча, производство коксующихся углей.

4. Электроэнергетика (4 часа).

Теплоэнергетика. Гидроэнергетика. Атомная энергетика Альтернативные источники энергии:

а) геотермальная энергия

б) приливная энергия

в) солнечная энергия

5. Металлургическая промышленность (4 часа).

а) черная металлургия.

б) цветная металлургия.

Металлургический комбинат; оборудование для выплавки металла. Прокатные станы. Технологический процесс (общие понятия). Плавление и отвердевание металла, отливки.

6. Машиностроительная промышленность (10 час.)

Станкостроение. Приборостроение. Автомобилестроение. Авиационная промышленность.

Ракетостроение, космонавтика, аэрокосмическое производство. Судостроение. Электротехническая промышленность. Радиотехническая промышленность. Отрасли: микроэлектроника, вычислительная техника, роботостроение, индустрия информатики. Сельскохозяйственная техника. Предприятия Министерства Обороны: производство вооружения. Производство медицинской аппаратуры, приборов, инструментов.

Электрические схемы, сборочные чертежи, приборы. Основы аэродинамики, уравнение Бернулли, условия плавания тел; основы кинематики, динамики, статики.

7. Химическая промышленность (3 часа).

Переработка горно-химического и нефтехимического сырья. Производство полимеров, удобрений.

8. Легкая промышленность (1 час).

Текстильная промышленность. Ткацкие и швейные фабрики.

9. Лесная и деревообрабатывающая промышленность (2час).

Заготовка древесины и переработка в пиловочник, ДВП, ДСП, целлюлозу, бумагу, картон. Изготовление мебели. Оборудование, технологический процесс, проблемы экологии (создание очистных сооружений, внедрение малоотходных и безотходных технологий).

10. Пищевая промышленность (3 часа).

Хлебозаводы. Сахарные заводы. Кондитерские фабрики. Мясо – молочные комбинаты. Овощехранилище и консервные цеха: хранение и переработка.

Список использованной литературы:

  1. Н.С.Пурышева, Н.Е.Важеевская – “Физика.7–9 класс”, М., “Дрофа”,2009 г.
  2. Н.С.Пурышева, Н.Е.Важеевская – “Физика.10–11класс”, М., “Дрофа”,2007 г.
  3. С.В.Громов, Н.С.Родина – “Физика 7–9 класс”, М, “Дрофа”.2006–2009 гг..
  4. Б.Ф.Абросимов – “Физика. Способы и методы решения задач”, М., “Экзамен”,2005.
  5. Е.Н.Бурцева, С.Д.Некрасов – “Физика. Пособие для аттестации”, Краснод.,1998.
  6. В.И.Елькин – “Физика и астрономия”, М., “Школьная пресса”, 2003.
  7. А.С..Енохин – “Справочник по физике и технике”, М., “Просвещение”, 1989.
  8. О.Ф.Кабардин – “Контрольные и проверочные работы по физике.7–11 кл.”, М, “Дрофа”, 1997.
  9. Е.П.Левитан – “Астрономия”, М., “Просвещение”, 2004.
  10. З.П.Мастропас – “Физика: методика и практика преподавания”, Р.-на – Д., “Феникс”, 2002.
  11. Я.Перельман – “Занимательная физика”, М., “Наука”, 1976.
  12. А.П.Гуляев – “Металловедение”, М., “Металлургия”, 1978.
  13. Г.Банк – “В мире самоцветов”, М., “Мир”, 1979 г.
  14. А.П.Рымкевич – “Сборник задач по физике”, М., “Яхонт”.2000.
  15. Т.И.Трофимова – “Физика: теория, решение задач, лексикон”, М., “Образование”,2003.
  16. В.А.Шевцов – “Физика: тренажеры”, Волгоград, 2006.
  17. ГИА –  2011, 2012, 2013, 2014 г.
  18. Интернетресурсы.
  19. В.Л.Зверев – “Каменная радуга”, М.,”Недра”, 1990 г.
  20. Дискавери – “Погода и небо”,2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа "Бисероплетение".9 класс

Программа элективного курса для учащихся 9 класса...

Авторская методика Пак Лидии Петровны "Авторская глиняная расписная игрушка в развитии творческих способностей детей"

Учебно-методическое пособие "Авторская глиняная расписная игрушка в развитии творческих способностей детей", автором которой является преподаватель Ногинской детской художественной школы (г. Ногинск М...

Географическое краеведение. Авторская программа. 5-6 класс.

Географическое краеведение. Авторская программадля учеников  5-6 классов. Изучение родного края способствует лучшему усвоению предмета географии. Используются различные формы и методы, в том числ...

Нетрадиционные уроки по истории и обществознанию: поурочные авторские разработки для 8 класса учителя ГБОУ ВАО СОШ № 1947 г. Москвы -Шабуневич Н.А..

В данную папку вложены ДВА урока для курсов 8 класса по Всеобщей истории и обществознанию. Повторительно-обобщающий урок по обществознанию по теме:"Экономическая сфера и её роль в жизни общества " вкл...

авторская программа вочпитательной работы класса "Путь к успеху"

Данная программа имеет дорожную карту ученика, которая является комплексным психолого- педагогическим сопровождением ученика....

Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»

 Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ (составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Нем

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ  5-7  КЛАССОВ(составлена на основе авторской программы «Изобразительное искус...