Духовно- нравственное воспитание личности на уроках физики
статья по физике на тему
Все компоненты воспитателного пространства образовательного процесса должны обеспечивать достижение единой цели- духовно -нравственное развитие личности гражданина России. В статье раскрывается как формируются концептуалные ценности личности через содержание обучения на уроках физики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dukhovno-_nravstvennoe_vospitanie_na_urokakh_fiziki.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание на уроках физики
Минайлова Г.С.
Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Поэтому проблема духовно-нравственного воспитания является актуальной.
Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». [3, с.431].
Целью моей деятельности, как учителя физики, является формирование гармонической всесторонне развитой и социально зрелой личности. Моя задачу я вижу в приобщении обучающихся к ценностям научного познания на материале предмета «Физика».
Физику принято относить к точным наукам. Возникает вопрос: «Можно ли совместить точную науку с искусством?». Бытует мнение о несовместимости науки и искусства на уроках физики. Считаю это мнение ошибочным, потому как являясь основой научно-технического прогресса, физика показывает гуманистическую сущность научных знаний, подчёркивает их нравственную ценность, формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение, способствует воспитанию высоконравственной личности, что является основной целью обучения.
В погоне за задачами (часто просто приучая бездумно применять готовые формулы или алгоритмы) мы перестаем видеть красоту этой науки, ее исторические корни. А это ведь очень важно для общего развития духовно-нравственной личности человека.
История физики богата примерами, которые доказывают, какую большую роль творческом процессе ученых играли чувства, вызванные произведениями искусства. Искусство будит фантазию, питает воображение человека. Известны случаи, когда произведения искусства предсказывали исследователям новые темы. Например, рассказ И. Ефремова "Тень минувшего" натолкнул инженера Ю. Денисюка на мысль о получении объемных изображений – голографии.
Как и в искусстве, в науке существует понятие красоты. «Красота — сияние истины», - говорит Платон. Физика ищет внутреннюю красоту мироздания. Стройная и многообразная гармония природы гораздо доступнее эстетически развитому человеку. Поражающие правильностью очертания кристаллов вызывали у древних людей суеверные чувства. «Такое могли сотворить только боги», утверждали они. Люди долго не понимали, что кристаллы растут без всякого магического вмешательства из растворов, расплавов, паров и в твердых каменных породах. Симметрия формы кристалла и его физические свойства обусловлены симметрией его внутренней структуры. Но симметрия царит не только в мире кристаллов. Симметрична форма бабочки, жука, цветка. Большое значение имеет симметрия в искусстве (живописи, музыке, литературе, архитектуре), в науке и технике. Говоря об этом на уроках физики, отмечаем, что своим развитием учение о симметрии обязано в первую очередь естествоиспытателям И. Кеплеру, О. Браге, Е.С.Федорову П.Кюри и др.
В технике красота машин и механизмов часто бывает связана с их надежностью, устойчивостью в работе. Существует своего рода постулат: наиболее целесообразные и функционально совершенные изделия являются наиболее красивыми. В подтверждение приведу слова известного авиаконструктора О.К.Антонова: «Мы прекрасно знаем, что красивый самолет летает хорошо, а некрасивый плохо, а то и вообще не будет летать... Конструктор может идти от красоты к технике, от решений эстетических к решениям техническим».[2, с.4] И хотя эстетический критерий в исследованиях носит относительный характер, в современной науке и технике его роль велика.
Овладевая основами физики, учащиеся приобщаются к таким компонентам культуры, как наука, научное знание, мышление и деятельность и этот материал принимают, как духовное приобретение, как жизненно необходимый и важный элемент собственной культуры.
На уроках я стараюсь раскрыть ценностные аспекты физики как науки, проявляющиеся при взаимодействии с другими областями человеческой деятельности, анализирую ценности самой жизни и проблемы самореализации личности человека на примерах творчества выдающихся учёных - физиков и физиков - инженеров. Изучая на уроках опыты Шарля Огюстена Кулона, Майкла Фарадея, Генриха Герца, Петра Лебедева, Николы Тесла и др. обращаю внимание учащихся, как на научную значимость этих экспериментов, так и на то, что они по-своему красивы.
Освещая на уроках крупнейшие технические изобретения, знакомя с образцами решения технических задач, я даю представление о плодотворности союза учёного и инженера. Обращаюсь на уроках физики к основным вопросам глобальной экологии на примерах крупнейших экологических кризисов в природе. Все это позволяет объяснить учащимся губительное последствие для всего человечества нарушение условий внедрения и применения технических разработок. На конкретных примерах показываю учащимся, что может физика как наука и учебный предмет дать им лично (знания, методы, подходы, оборудование) для ответственного и эффективного участия в решении проблем экологии.
При изучении фундаментальных физических теорий и экспериментов, основных методов физических исследований показываю, как добываются, обосновываются и строятся научные знания, формируются мировоззренческие взгляды и убеждения относительно научной картины мира и её значимости для человека.
Обращаясь на уроках физики к материалам, связанным с биографиями ученых, анализируя их, учащиеся приобщаются к ценностям творческой деятельности.
Например, когда было подмечено биологическое действие лучей радия, Пьер Кюри, будучи увлечённым исследованиями, подверг свою руку облучению для того, чтобы непосредственно наблюдать и изучать это действие. В результате он получил рану, похожую на ожог и постепенно увеличивающуюся; залечить её удалось лишь через несколько лет. В моральном кодексе П.Кюри первой заповедью было: “людям, а не себе”. Нобелевскую премию он и его жена потратили на «Организацию лечения радием».
Гуманитаризация точных наук и математизация гуманитарных знаний - веление сегодняшнего времени. Сбываются слова Г. Флобера, который предсказывал: "Чем дальше, тем Искусство становится более научным, а Наука более художественной; расставшись у основания, они встретятся когда-нибудь на вершине" [2, с.5]. Физика, как наука о природе, связана со многими областями знаний, и процесс творческого поиска занимает при изучении физических законов центральное место. Таким образом, именно при изучении физики учащиеся получают навыки творческого самовыражения посредством решения творческих заданий.
На своих уроках я использую занимательные рассказы - это сведения из жизни ученых, рассказы о том, в каких условиях проходило развитие физики, как непросто первооткрывателям доказывать свою правоту, преодолевать установившиеся взгляды. Приводя исторические сведения об истории открытий, а так же биографические данные ученых, относящиеся к периоду их работы над изучением тех или иных явлений и процессов, я тем самым формирую нравственные качества личности. Ярким примером является жизнь М.В.Ломоносова – великого нашего соотечественника. Главным в воспитании он считал формирование человека-патриота, отличающегося высокой нравственностью, любовью к науке, трудолюбием, служением России.
Овладевая основами физики, учащиеся приобщаются к таким компонентам культуры, как наука, научное знание, мышление и деятельность и этот материал принимают, как духовное приобретение, как жизненно необходимый и важный элемент собственной культуры. И. В. Курчатов был убежден, что большая наука, высшие достижения (уровня А. Эйнштейна, Н. Бора) требуют абсолютной порядочности, что «знание без совести – крушение души»
Литература
- Мишкевич Г. Мастер-невидимка. [Текст] / Г. Мишкевич. -Л.: Государственное издательство детской литературы, 1959г. - 73 с.
- Тихомирова С.А. Дидактические материалы по физике [Текст] / С.А. Тихомирова - М.: Школьная Пресса, 2003. – 112 с.
- Ушинский, К.Д. Собрание сочинений. [Текст] : в 2-х т./ К.Д. Ушинский. - М.: 1985, т.2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках физики /из опыта работы/
В этой статье рассматриваются: аспекты духовно-нравственного воспитания; пути их реализации как на уроках физики, так и...
Воспитание семейных ценностей как важное звено духовно-нравственного воспитания личности
Воспитание семейных ценностей как важное звено духовно-нравственного воспитания личностиРечь идет о воспитании семейных ценностей через реализацию проекта "Православный семейный городок" В нашей...
О духовно-нравственном воспитании личности на православных уроках иностранного языка.
Описание и обоснование программы «Православный английский», согласно образовательным стандартам второго поколения....
презентация к проекту" Духовно-нравственное воспитание личности на интегрированных уроках музыки и литературы и во внеурочное время"
Презентация к проекту...
Подпрограмма "Роль уроков внеклассного чтения в системе духовно-нравственного воспитания личности учащихся"
Подпрограмма является частью программы "Духовно-нравственное воспитание личности учащихся"...
Историческое краеведение как ресурс воспитания патриотизма и духовно-нравственного развития личности на уроках истории.
«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень»....
Духовно-нравственное воспитание личности на уроках литературы
Доклад на ШМО словесников...