Рабочая программа по физике 10 класс
рабочая программа по физике (10 класс) по теме
рабочая прграмма с календарно-тематическим планированием
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10b_klass_baza.docx | 45.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12 с углублённым изучением отдельных предметов»
«Рассмотрено» Руководитель МО ______ /_______________/ протокол №__ от ______ | «Согласовано» заместитель директора ______ /________________/ «___» ___________ 20 | «Утверждено» директор МБОУ «СОШ №12» _________/М.С. Ресслер/ приказ №____ от _____ |
Рабочая программа
учителя высшей квалификационной категории
Ченцовой Галины Николаевны
«ФИЗИКА»
среднее общее образование , 10 класс
(базовый уровень)
2018/2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Рабочая программа по физике составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (ч. 6 ст. 28; ст. 30; п. 5 ч. 3 ст. 47; п. 1 ч. 1 ст. 48);
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утв. приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 (при реализации);
- Федерального базисного учебного плана, утв. приказом Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (в редакции приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);
- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации (департамент государственной политики в сфере общего образования) от 28 октября 2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
- Учебного плана МБОУ «СОШ № 12 с углубленным изучением отдельных предметов» на 2017/2018 учебный год;
- Основной образовательной программы среднего общего образования (ФкГОС) МБОУ «СОШ №12»;
- Положение о рабочей программе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12 с углублённым изучением отдельных предметов»;
- Авторская программа среднего общего образования по физике. Авторы программы В. С. Данюшенков, О. В. Коршунова.
Актуальность изучения учебного предмета, курса
Актуальность изучения физики заключается в том, что физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Цели и задачи изучения учебного предмета, курса
Изучение физики в общеобразовательных учреждениях среднего общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- усвоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картине мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств вещества; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно-научной информации;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе приобретения знаний по физике посредством использования различных источников информации и современных информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; в необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснованности высказываемой позиции; готовности к морально – этической оценки использования научных достижений; чувства ответственности за защиту окружающей среды;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Задачи учебного предмета:
- формирования основ научного мировоззрения;
- развития интеллектуальных способностей учащихся;
- развитие познавательных интересов школьников в процессе изучения физики;
- знакомство с методами научного познания окружающего мира;
- постановка проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению;
вооружение школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе среднего (полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: механики, молекулярной физики, электродинамики, электромагнитных колебаний и волн, квантовой физики.
Особенностью предмета «физика» в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.
Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения
Контроль и оценивание осуществляется в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся МБОУ «СОШ №12» и Положением о нормах оценки знаний, умений и навыков обучающихся по учебным предметам в МБОУ «СОШ №12» .
Формы и методы работы с детьми, испытывающими трудности в обучении:
- разнообразные виды дополнительных тренировочных заданий с целью ликвидации пробелов в знаниях;
- дифференцированное домашнее задание;
- консультационная поддержка и помощь;
- обеспечение эмоционально-психологического комфорта, создание ситуации успеха.
Количество учебных часов, на реализацию рабочей программы
Согласно авторской программе на изучение физике в 10 классе на базовом уровне 67 часов (2 часа в неделю). По учебному плану МБОУ «СОШ №12» на 2017/2018 учебный год в 10 классе 35 учебных недель. В связи с этим добавляются 3 часа на повторение в конце рабочей программы. Итого по рабочей программе 70 часов.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие;
- смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
- смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики;
- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел;
- отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; что физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
- приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;
- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
- оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
- рационального природопользования и охраны окружающей среды.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
№ урока | Тема раздела |
Введение. Основные особенности физического метода исследования (1 ч) | |
1 | Физика как наука и основа естествознания. Экспериментальный характер физики. Физические величины и их измерение. Связи между физическими величинами. Научный метод познания окружающего мира: эксперимент — гипотеза — модель — (выводы-следствия с учетом границ модели) — критериальный эксперимент. Физическая теория. Приближенный характер физических законов. Научное мировоззрение. |
Механика (22 ч) | |
2-23 | Классическая механика как фундаментальная физическая теория. Границы ее применимости. |
Молекулярная физика. Термодинамика (21 ч) | |
24-44 | Основы молекулярной физики. Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Тепловое движение молекул. Модель идеального газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа. |
Электродинамика (21 ч) | |
45-65 | Электростатика. Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора. |
Повторение (5 ч) | |
66-70 | Повторение и обобщение. |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата | Тема | ||
10Б | ||||
ВВЕДЕНИЕ. Основные особенности физического метода исследования (1 ч) | ||||
1 | Физика и познание мира | |||
МЕХАНИКА (22ч) | ||||
Кинематика (7 ч) | ||||
2 | Основные понятия кинематики | |||
3 | Скорость. Равномерное прямолинейное движение (РПД) | |||
4 | Относительность механического движения. Принцип относительности в механике | |||
5 | Аналитическое описание равноускоренного прямолинейного движения (РУПД) | |||
6 | Свободное падение тел – частный случай РУПД | |||
7 | Равномерное движение точки по окружности (РДО) | |||
8 | Зачет по теме «Кинематика» | |||
Динамика и силы в природе (8 ч) | ||||
9 | Масса и сила. Законы Ньютона, их экспериментальное подтверждение | |||
10 | Решение задач на законы Ньютона | |||
11 | Силы в механике. Гравитационные силы | |||
12 | Сила тяжести и вес | |||
13 | Силы упругости – силы электромагнитной природы | |||
14 | Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести (лабораторная работа 1) | |||
15 | Силы трения | |||
16 | Зачет по теме «Динамика. Силы в природе» | |||
Законы сохранения в механике. Статика (7 ч) | ||||
17 | Закон сохранения импульса (ЗСИ) | |||
18 | Реактивное движение | |||
19 | Работа силы (механическая работа) | |||
20 | Теоремы об изменении кинетической и потенциальной энергии | |||
21 | Закон сохранения энергии в механике | |||
22 | Экспериментальное изучение закона сохранения механической энергии (лабораторная работа 2) | |||
23 | Зачет по теме «Законы сохранения в механике», коррекция | |||
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА (21 ч) | ||||
Основы МКТ (9 ч) | ||||
24 | Основные положения молекулярно – кинетической теории (МКТ) и их опытное обоснование | |||
25 | Решение задач на характеристики молекул и их систем | |||
26 | Идеальный газ. Основное уравнение МКТ идеального газа | |||
27 | Температура | |||
28 | Уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева – Клапейрона) | |||
29 | Газовые законы | |||
30 | Решение задач на уравнение Менделеева -Клапейрона и газовые законы | |||
31 | Опытная проверка закона Гей – Люссака (лабораторная работа 3) | |||
32 | Зачет по теме «Основы МКТ идеального газа», коррекция | |||
Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела (4 ч) | ||||
33 | Реальный газ. Воздух. Пар | |||
34 | Жидкое состояние вещества. Свойства поверхности жидкостей | |||
35 | Твердое состояние вещества | |||
36 | Зачет по теме «Жидкие и твердые тела», коррекция | |||
Термодинамика (8 ч) | ||||
37 | Термодинамика как фундаментальная физическая теория | |||
38 | Работа в термодинамике | |||
39 | Решение задач на расчет работы термодинамической системы | |||
40 | Теплопередача. Количество теплоты | |||
41 | Первый закон (начало) термодинамики | |||
42 | Необратимость процессов в природе. Второй закон термодинамики | |||
43 | Тепловые двигатели и охрана окружающей среды | |||
44 | Зачет по теме «Термодинамика» | |||
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (21 ч) | ||||
Электростатика (8 ч) | ||||
45 | Введение в электродинамику. Электростатика. Электродинамика как фундаментальная физическая теория | |||
46 | Закон Кулона | |||
47 | Электрическое поле. Напряженность. Идея близкодействия | |||
48 | Решение задач на расчет напряженности электрического поля и принцип суперпозиции | |||
49 | Проводники и диэлектрики в электрическом поле | |||
50 | Энергетические характеристики электростатического поля | |||
51 | Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора | |||
52 | Зачет по теме «Электростатика», коррекция | |||
Постоянный электрический ток (7 ч) | ||||
53 | Стационарное электрическое поле | |||
54 | Схемы электрических цепей. Решение задач на закон Ома для участка цепи | |||
55 | Решение задач на расчет электрических цепей | |||
56 | Изучение последовательного и параллельного соединения проводников (лабораторная работа 4) | |||
57 | Работа и мощность постоянного тока | |||
58 | Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи | |||
59 | Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока (лабораторная работа 5) | |||
Электрический ток в различных средах (6 ч) | ||||
60 | Вводное занятие по теме «Электрический ток в различных средах» | |||
61 | Электрический ток в металлах | |||
62 | Закономерности протекания электрического тока в полупроводниках | |||
63 | Закономерности протекания тока в вакууме | |||
64 | Закономерности протекания тока в проводящих жидкостях | |||
65 | Зачет по теме «Электрический ток в различных средах», коррекция, резерв | |||
Повторение (5 ч) | ||||
66 | Повторение и обобщение | |||
67 | Повторение и обобщение | |||
68 | Повторение и обобщение | |||
69 | Повторение и обобщение | |||
70 | Повторение и обобщение | |||
ВСЕГО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ: 70 |
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
При проведении зачетных уроков примерный перечень видов деятельности учащихся может быть следующим.
Этап 1. Выявление (обнаружение) теоретических элементов знаний (дидактических единиц) в реальной демонстрации (ситуации). Например, при организации зачета по теме «Кинематика» учащимся предлагается охарактеризовать показанный учителем вид механического движения по скорости и траектории.
Этап 2. Физический диктант «Дополни предложения».
Этап 3. Задание по графикам зависимости физических величин от времени, от других параметров. Например, во время зачета по теме «Кинематика» учащимся предлагается выполнить следующие задания по графикам скорости, содержащим несколько участков: а) установите вид движения на каждом участке; б) определите начальную и конечную скорости движения; в) постройте график проекции ускорения; г) постройте график проекции перемещения.
Этап 4. Заполнение обобщающих таблиц. В таблицу продуктивно помещать формульную и графическую информации об изучаемых объектах или процессах. Например, при проведении зачета по теме «Электрический ток в различных средах» целесообразно заполнение таблицы по обобщению закономерностей протекания тока в различных проводящих средах при опоре на модели их микроструктуры.
Этап 5. Решение уровневых экспериментальных задач.
Этап 6. Контрольная работа по решению уровневых задач.
Для повышения интереса к физике можно включить в зачетные мероприятия дидактические игры типа «Устами квантовой физики» (или любого другого раздела), которые проводятся по правилам интеллектуальных игр типа «Устами младенца».
Согласно учебно-методического комплекта контроль знаний и умений проходит по следующим учебникам:
1. Заботин В. А. Физика: контроль знаний, умений и навыков учащихся 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни: кн. для учителя / В. А. Заботин, В. Н. Комисаров. – М.: Просвещение, 2008. – 64с.
2. Физика. «Конструктор» самостоятельных и контрольных работ. 10-11 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.М. Андрюшечкин, А.С. Слухаевский. – М.: Просвещение, 2010. – 191 с.
Зачеты | № уроков | Сборник контрольных и самостоятельных работ |
Зачет по теме «Кинематика» | 8 | 1. С. 4 2. С. 4-11, 102-107 |
Зачет по теме «Динамика. Силы в природе» | 16 | 1. С. 5 2. С. 12-22, 109-114 |
Зачет по теме «Законы сохранения в механике» | 23 | 1. С. 7 2. С. 24-29, 116-120 |
Зачет по теме «Основы МКТ идеального газа» | 32 | 1. С. 10 2. С. 41-43, 128-131 |
Зачет по теме «Жидкие и твердые тела» | 36 | 1. С. 11 2. С. 49-50, 133 |
Зачет по теме «Термодинамика» | 44 | 1. С. 12 2. С. 44-46, 51-55, 135-137 |
Зачет по теме «Электростатика» | 52 | 1. С. 14 2. С. 56-68, 139-142 |
Зачет по теме «Электрический ток в различных средах» | 65 | 1. С. 17 2. С. 69-72, 144-148 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Заботин В. А. Физика: контроль знаний, умений и навыков учащихся 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни: кн. для учителя / В. А. Заботин, В. Н. Комисаров. – М.: Просвещение, 2008. – 64с.
- Мякишев Г. Я. Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский; под ред. В. И. Николаева, Н. А. Парфентьевой. – 19-е изд. – М.: Просвещение, 2010. –366с.
- Программа по физике для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни) Авторы В. С. Данюшенков, О. В. Коршунова. – М.: Просвещение, 2007.
- Андрюшечкин С. М. Физика. «Конструктор» самостоятельных и контрольных работ. 10 – 11 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. М. Андрюшечкин, А. С. Слухаевский. – М.: Просвещение, 2010. – 191с.
- Парфентьева Н.А. Сборник задач по физике. 10 – 11 классы : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / Н. А. Парфентьева. –3-е изд.–М.: Просвещение, 2010. – 206с.
Учебно-лабораторное оборудование в соответствии с паспортом кабинета.
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
№ п\п | Класс | Дата и тема по рабочей учебной программе | Дата и тема с учетом корректировки | Причина корректировки | Форма корректировки | Согласование с курирующим заместителем директора |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...