рабочая программа по физике 7 - 9 классы
рабочая программа по физике (7 класс) на тему

Любимова Татьяна Викторовна

рабочая программа по учебнику А.В. Перышкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizika_7_-_9.doc623 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Рассказовского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Платоновская средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»

Директор школы

______________    И.А.Бузанов

Приказ №150 от «30» августа 2014 г.

Рассмотрена на заседании экспертного совета и рекомендована к утверждению

(протокол № ___ от «30» августа 2014 г.)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

учебного курса

физика

для  7 – 9   классов

на 2014-2015 учебный год

срок реализации: 1 год

        составитель: учитель Дмитриевщинского филиала

Любимова Татьяна Викторовна

2014 год


Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий.

Цели изучения физики

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего   образования   направлено   на   достижение   следующих целей:

• освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

• овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием  информационных технологий;

• воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

• применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Задачи  обучения физике:

- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;

- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

Учебная программа по физике для основной общеобразовательной школы составлена на основе обязательного  минимума  содержания  физического образования.

Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- приказом Минобразования России от 05.03.2004  № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями);

- приказом Минобразования России  от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями);

- Уставом МБОУ Платоновской СОШ;

- образовательной программой МБОУ Платоновской СОШ на 2014-2015 учебный год;

- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) муниципальным общеобразовательным учреждением Платоновской средней общеобразовательной школой Рассказовского района Тамбовской области, реализующим программы общего образования_

- годового календарного учебного графика на 2014-2015 уч.г.

             Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.

Рабочая программа по физике составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по физике. 7-9 классы.» под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др., авторской программы «Физика. 7-9 классы» под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.(Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 классы / сост. В. А. Коровин, В. А. Орлов -2 –е изд., -М.:Дрофа, 2009)

Изменения внесенные в рабочую программу: 7 класс – на тему «Взаимодействие тел» отведено 20 часов вместо 23 часов; для того чтобы увеличить число часов на тему «Давление твердых тел и жидкостей» с 21 до 22, тема «Работа, мощность энергия» сокращена на 4 часа с целью создания 6 часов на повторение изученного материала;

8 класс – сокращено количество часов на изучение тем «Электрические явления» и «Световые явления с целью увеличения количества часов на изучение тем «Тепловые явления» + 1 час и «Электромагнитные явления» + 1 час, а так же для создания 6 часов на повторение изученного материала.

            Место и роль учебного курса

Физика – фундаментальная наука, имеющая своей предметной областью общие закономерности природы во всем многообразии явлений окружающего нас мира. Физика – наука о природе, изучающая наиболее общие и простейшие свойства материального мира. Она включает в себя как процесс познания, так и результат – сумму знаний, накопленных на протяжении исторического развития общества. Этим и определяется значение физики в школьном образовании. Физика имеет большое значение в жизни современного общества и влияет на темпы развития научно-технического прогресса.

 Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана программа.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 208 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени основного общего образования. В том числе в VII, VIII по 70 учебных часов и IX классах – 68 часов  из расчета 2 учебных часа в неделю.

Рабочая программа составлена с учетом разнородности контингента учащихся основной общей школы. Поэтому она ориентирована на изучение физики в основной школе на уровне требований обязательного минимума содержания образования и, в то же время, дает возможность ученикам, интересующимся физикой, развивать свои способности при изучении данного предмета.

В рабочую программу включены элементы учебной информации по темам и классам, перечень демонстраций и фронтальных лабораторных работ, необходимых для формирования умений, указанных в требованиях к уровню подготовки выпускников старшей школы.

Весь курс физики распределен по классам следующим образом:

- в 7 классе (70 часов) изучаются: введение, первоначальные сведения о строении вещества, взаимодействие тел, давление твердых тел, жидкостей и газов, работа и мощность, энергия, в том числе 10 часов – лабораторные работы, 6 часов – контрольные работы.

 - в 8 классе (70 часов) изучаются: тепловые явления, электрические явления, электромагнитные явления, световые явления, в том числе 10 часов – лабораторные работы, 5 часов – контрольные работы.

-в 9 классе (68 часов)  изучаются: законы взаимодействия и движения тел, механические колебания и волны, электромагнитные явления, строение атома и атомного ядра, в том числе 6 часов – лабораторные работы, 4 часа – контрольные работы.

Формы организации учебного процесса:

Урок – лекция - излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы. 

        Урок – исследование - на уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.

        Комбинированный урок - предполагает выполнение работ и заданий разного вида.         

        Урок – игра - на основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

        Урок решения задач - вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.

        Урок – тест - тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования.

        Урок – самостоятельная работа -  предлагаются разные виды самостоятельных работ.

        Урок – контрольная работа - урок проверки, оценки  и корректировки знаний. Проводится с целью контроля знаний учащихся по пройденной теме.

         Урок – лабораторная работа - проводится с целью комплексного применения знаний.

Технологии обучения: личностно-ориентированный подход; элементы здоровьесберегающей технологии, игровые технологии, деятельностный подход, исследовательская деятельность.

В результате изучения курса – выработка ключевых компетенций:

  • общеобразовательных:

- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);

-  умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

- умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;

-   умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.

  • предметно-ориентированных:

-  понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;

-  развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;

- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;

-  применять полученные знания и умения для безопасного использования  веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности.

               Формы и средства контроля.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса.

Содержание рабочей программы. (208 часа)

7 класс (Перышкин А.В.

(70 часов, 2 часа в неделю)

Введение (4 ч)

Физика — наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физиче-

ских явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика и техника.

ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

  1. Определение цены деления измерительного прибора.

Тест «Физические термины. Физические величины»

Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)

Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.

ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

  1. Определение размеров малых тел.

Тест «Строение вещества»

Взаимодействия тел (20 ч)

Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

3. Измерение массы тела на рычажных весах.

4. Измерение объема тела.

5. Определение плотности твердого тела.

6. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

7. Измерение силы трения с помощью динамометра.

Контрольная работа «Движение»

Контрольная работа «Силы»

Давление твердых тел, жидкостей и газов (22 ч)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления газами и жидкостями. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Барометр, манометр, поршневой жидкостный насос. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

8. Определение выталкивающей силы, действующей

на погруженное в жидкость тело.

9. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

Контрольная работа «Давление твердых тел»

Контрольная работа «Атмосферное давление»

Контрольная работа «Архимедова сила»

Работа и мощность. Энергия (12 ч)

Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия рычага. «Золотое

правило» механики. Виды равновесия. Коэффициент полезного действия (КПД). Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

10. Выяснение условия равновесия рычага.

11. Определение КПД при подъеме тела по наклонной

плоскости.

Контрольная работа «Работа. Мощность. Энергия».

Итоговое повторение(6 ч)    

8 класс (70 ч, 2 ч в неделю)

Тепловые явления (24 ч)

Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты при теплообмене. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатного состояния вещества на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразование энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

1. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.

2. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

3. Измерение влажности воздуха.

Контрольная работа «Нагревание и охлаждение. Сгорание топлива»

Контрольная работа «Плавление и кристаллизация»

Контрольная работа «Испарение и конденсация»

Электрические явления (25 ч)

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома. Электрический ток. Действие электрического поля на электрические заряды. Источники тока. Электрическая цепь. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля—Ленца. Конденсатор. Правила безопасности при работе с электроприборами.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

4. Сборка электрической цепи и измерение силы тока

в ее различных участках.

5. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

6. Регулирование силы тока реостатом.

7. Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.

8. Измерение мощности и работы тока в электрической

лампе.

Контрольная работа «Электростатика»

Контрольная работа «Закон Ампера»

Контрольная работа «Работа и мощность тока»

Электромагнитные явления (6 ч)

Опыт Эрстеда. Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитное поле катушки с током. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Взаимодействие магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

9. Сборка электромагнита и испытание его действия.

10. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).

Контрольная работа «Электромагнитные явления»

Световые явления (9 ч)

Источники света. Прямолинейное распространение света. Видимое движение светил. Отражение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Преломление света. Закон преломления света. Линзы. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

11. Получение изображения при помощи линзы.

Контрольная работа «Световые явления»

Итоговое повторение(6 ч)    

9 класс (68 ч, 2 ч в неделю)

Законы взаимодействия и движения тел (23 ч)

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения.

Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. [Искусственные спутники Земли.]. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

2. Измерение ускорения свободного падения.

Контрольная работа «Кинематика»

Контрольная работа «Динамика»

Механические колебания и волны. Звук (12 ч)

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. [Гармонические колебания]. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр

и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс. [Интерференция звука].

ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

  1. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от длины его нити.

Контрольная работа «Колебания и волны»

Электромагнитное поле (16 ч)

Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электро-

магнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. [Интерференция света.] Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Цвета тел. [Спектрограф и спектроскоп.] Типы оптических спектров. [Спектральный анализ.] Поглощение и испускание света атомами.

Происхождение линейчатых спектров.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

4. Изучение явления электромагнитной индукции.

5. Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания.

Контрольная работа «Электромагнитное поле»

Строение атома и атомного ядра (11 ч)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Опыты Ре-

зерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Экспериментальные методы исследования частиц. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения для альфа- и бета-распада при ядерных реакциях. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана.

Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

6. Измерение естественного радиационного фона дозиметром.

7. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.

Контрольная работа «Атомные я ядерные явления»

Строение и эволюция Вселенной (5 ч)

Состав, строение и происхождение Солнечной системы. Планеты и малые тела Солнечной системы. Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной.

Тест «Строение и эволюция Вселенной»

Итоговое повторение (1 ч)

Учебно-тематический планирован по разделам курса физики.

Тема

Количество часов

Общее

Лаборатор-ные и практические работы

Контрольные и диагностические работы

7 класс

1.

Введение

4

1

тест

2.

Первоначальные сведения о строение вещества

6

1

тест

3.

Взаимодействие тел

20

5

2

4.

Давление твердых тел жидкостей и газов

22

3

3

5.

Работа и мощность. Энергия.

12

2

1

6.

Повторение

6

8 класс

1.

Тепловые явления

24

4

3

2.

Электрические явления

25

5

3

3.

Электромагнитные явления

6

2

1

4.

Световые явления

9

1

1

5

Повторение

6

9 класс

1.

Законы взаимодействия и движения тел

23

2

2

2.

Механические колебания и волны. Звук.

12

1

1

3.

Электромагнитные явления

16

2

1

4.

Строение атома и атомного ядра

11

4

1

5

Строение и эволюция Вселенной

5

тест

6.

Повторение

1

ИТОГО:

208

33

22

В результате изучения физики  7 класса ученик должен _        

знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом, атомное ядро,
  • смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия,
  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии
  • уметь:
  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, теплопроводность, конвекцию
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
  • для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;
  • контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
  • рационального применения простых механизмов;

В результате изучения физики 8 класса ученик должен

знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
  • смысл физических величин: работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы; закона сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление света;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, температуры, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
  • для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
  • контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

В результате изучения физики ученик 9 класса должен

        знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление. физический закон. взаимодействие. электрическое поле. магнитное поле. волна. атом. атомное ядро.
  • смысл величин: путь. скорость. ускорение. импульс. кинетическая энергия, потенциальная энергия.
  • смысл физических законов: Ньютона. всемирного тяготения, сохранения импульса, и механической энергии..

уметь: 

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение. равноускоренное прямолинейное движение., механические колебания и волны.. действие магнитного поля на проводник с током. электромагнитную индукцию,
  • использовать физические приборы для измерения для измерения физических величин: расстояния. промежутка времени.
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц. графиков и выявлять на это основе эмпирические зависимости: пути от времени. периода колебаний от длины нити маятника.
  • выражать результаты измерений и расчетов в системе СИ
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых представлений
  • решать задачи на применение изученных законов

использовать знаниями умения в практической и повседневной жизни.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Программы для общеобразоват. учреждений:  Физика. Астрономия. 7 – 11 кл.    / Сост. Ю.И. Дик, В.А.Коровин. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2004.

2.   Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физике/ Сост В.А.Коровин. – 2-е изд., стереотип. – М.:Дрофа,2001

3. Учебник «Физика-7», А. В. Перышкин, 2005 г.

4. «Поурочные разработки по физике. 7 , 8, 9 класс», В. А. Волков, С. Е. Полянский, 2005 г.

5. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В. Перышкин «Физика. 7, 8, 9  класс»

6. Сборник задач по физике, В. И. Лукашик, 2004 г.

7. «Физика-7», «Физика -8», «Физика -9» Самостоятельные и контрольные работы», Л. А. Кирик, 2006 г.

8. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе, ч. 1, под ред. А. А. Покровского, 1979 г.

9. Физика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября»  

10. Журнал «Физика в школе»


Приложение к рабочей программе

курса «физика»

для 7 - 9 классов

на 2014 - 2015 годы

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧИТЕЛЯ

Класс 7

Учебный год 2014 – 2015

№ урока

Содержание учебного материала

Количе-ство часов

Дата

прове-дения

Корректи-ровка

Формы контроля

Домашнее задание

ВВЕДЕНИЕ

4

Что изучает физика. Наблюдения и опыты.

1

§ 1, 2, 3

Физические величины. Измерение физических величин.

11

§ 4, 5, упр. 1

Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора».

1

ЛР № 1

§ 5

Физика и техника. Тест № 1

1

Тест № 1

§ 6

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА

6

Строение вещества. Молекулы.

1

§ 7, 8

Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел».

1

ЛР № 2

§ 8, сделать паспорт молекулы

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

1

§ 9, 10

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

1

§ 11

Три состояния вещества.

1

§ 12, 13

Обобщающий урок. Тест № 2

1

Тест № 2

Итоги главы стр 38

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

1

§ 14, 15, упр 2

Скорость. Единицы скорости.

1

§ 16, упр 3

Расчет пути и времени движения. Решение задач.

1

§ 17, упр 4

Инерция. Решение задач.

1

§ 18

Взаимодействие тел.

1

§ 19

Масса тела. Измерение массы тела на рычажных весах.

1

§ 20, 21

Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела».

1

ЛР № 3

§ 21

Лабораторная работа № 4 « Измерение объема тела».

1

ЛР № 4

упр 6

Плотность вещества.

1

§ 22

Лабораторная работа № 5 «Определение плотности вещества твердого тела»

1

ЛР № 5

упр 7

Расчет массы и объема тела по его плотности.

1

§ 23

Решение задач.

1

Упр 8

Контрольная работа № 1

1

КР № 1

Сила. Сила тяжести.

1

§ 24, 25

Закон Гука.

1

§ 26

Вес. Тела. Единицы силы.

1

§ 27, 28, 29, упр 10

Динамометр. Лабораторная работа № 6. «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

1

ЛР № 6

§ 30, упр 11

Сложение двух сил направленных по одной прямой.

1

§ 31, упр 12

Сила трения. Трение покоя. Лабораторная работа № 7 «Измерение силы трения с помощью динамометра».

1

Л.Р. № 7

§ 32, 33

Трение в природе и технике. Кратковременная контрольная работа №2

1

КР № 2

§ 34

ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ

22

Давление. Единицы давления.

1

§ 35, 36, упр 14

Давление газа.

1

§ 37

Закон Паскаля.

1

§ 38

Давление в жидкости и газе. Кратковременная контрольная работа № 3

1

КР № 3

§ 39

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

1

§ 40

Решение задач.

1

Упр 17

Сообщающиеся сосуды.

1

§ 41, упр 18

Вес воздуха. Атмосферное давление.

1

§ 42, 43

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

1

§ 44

Барометр-анероид. Давление на разных высотах.

1

§ 45,46,

Решение задач.

1

упр 23

Манометры. Кратковременная контрольная работа № 4

1

КР № 4

§ 47

Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс.

1

§ 48, 49

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

1

§ 50

Архимедова сила.

1

§ 51,

Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы».

1

ЛР № 8

упр 26

Плавание тел.

1

§ 52

Решение задач.

1

Упр 27

Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

1

ЛР № 9

§ 52

Плавание судов. Воздухоплавание.

1

§ 53, 54, Упр 28

Повторение темы.

1

Проверь себя стр 161

Контрольная работа № 5.

1

КР № 5

РАБОТА, МОЩНОСТЬ И ЭНЕРГИЯ

Механическая работа.

1

§ 55, упр 30

Мощность.

1

§ 56, упр 31

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

1

§ 57, 58

Момент силы.

1

§ 59

Рычаги в технике, быту, природе. Лабораторная работа № 10 «Выяснение условий равновесия рычага»

1

ЛР № 10

§ 60

Применение закона равновесия рычага к блоку.

1

§ 61, упр 32

«Золотое правило» механики. Решение задач.

1

§ 62, упр 33

Центр тяжести. Правило равновесия тел.

§ 63, 64

Коэффициент полезного действия.

1

§ 65

Лабораторная работа №11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

1

ЛР № 11

§ 65

Энергия. Потенциальная и кинетическая.

1

§ 66, 67

Контрольная работа № 6.

1

КР № 6

Превращение одного вида механической энергии в другой.

1

§ 68

66-70

Повторение

4

Приложение к рабочей программе

курса «физика»

для 7 - 9 классов

на 2014 - 2015 годы

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧИТЕЛЯ

Класс 8

Учебный год 2014 - 2015

№ урока

Содержание учебного материала

Количе-ство часов

Дата

прове-дения

Кор-ректи-ровка

Формы контроля

Домашнее задание

ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Тепловое движение. Температура.

§ 1

Внутренняя энергия.

§ 2, упр 1

Два способа изменения внутренней энергии. Работа и теплопередача.

§ 3,  упр 2

Теплопроводность.

§ 4, упр 3

Конвекция.

§ 5, упр 4

Излучение.

§ 6, упр 5

Виды теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике.

Стр 20-21

Количество теплоты. Единицы количества теплоты.

§ 7, упр 6

Удельная теплоёмкость вещества.

Расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.

§ 8, 9

Лабораторная работа № 1 «Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры».

ЛР № 1

Упр 8

Лабораторная работа № 2 «Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела».

ЛР № 2

Упр 7

Удельная теплота сгорания топлива.

§ 10, упр 9

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Решение задач.

§ 11

Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления».

КР №1

Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. График плавления и отвердевания кристаллических тел.

§ 12, 13,14

Удельная теплота плавления.

§ 15

Решение задач. Кратковременная контрольная работа №2 по теме «Нагревание и плавление кристаллических тел». (20 минут)

КР № 2

Упр 12

Испарение и конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение её при конденсации.

§ 16, 17, упр 13

Кипение. Температура кипения. Удельная теплота парообразования и конденсации. Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе МКТ.

§  18, 20 упр 14

Относительная влажность воздуха и её измерение. Лабораторная работа № 3 «Измерение влажности воздуха»

ЛР № 3

§ 19, упр 15

Превращения энергии в механических и тепловых процессах. Двигатель внутреннего сгорания.

§ 21, 22

Паровая турбина. КПД теплового двигателя.

§ 23, 24, упр 17

Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

Проверь себя стр 73-74

Контрольная работа №3 по теме «Изменение агрегатного состояния вещества».

КР № 3

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел.

§ 25

Электроскоп.

§ 26

Электрическое поле.

§ 27

Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов.

§ 28, 29, упр 20

Объяснение электрических явлений. Проводники, диэлектрики и полупроводники

§ 30, 31

Электрический ток. Источники тока. Кратковременная контрольная работа №4 по теме «Электризация тел. Строение атомов». (20 минут)

КР № 4

§ 32

Электрическая цепь и её составные части.

§ 33, упр 23

Электрический ток в металлах. Действие электрического тока. Направление тока.

§ 34, 35, 36

Сила тока. Единицы силы тока.

Амперметр. Измерение силы тока.

§ 37, 38, упр 24

Лабораторная работа № 4  «Сборка электрической цепи. Измерение силы тока в её различных участках».

ЛР № 4

Упр 25

Электрическое напряжение. Вольтметр.

§ 39, 40, 41

Электрическое сопротивление. Лабораторная работа № 5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».

ЛР № 5

Упр 26

Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление. Единицы сопротивления

§ 42, 43, упр 28

Закон Ома для участка цепи.

§ 44, упр 29

Расчёт сопротивления проводников. Удельное сопротивление

§ 45, 46, упр 30

Реостаты. Лабораторная работа № 6 «Регулирование силы тока реостатом».

ЛР № 6

§ 47

Лабораторная работа № 7«Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра

ЛР № 7

Упр 31

Последовательное соединение проводников.

Параллельное соединение проводников.

Решение задач.

§ 48, 49

Контрольная работа №5 по теме «Электрический ток. Соединение проводников».

КР № 5

Работа и мощность тока.

§ 50, 51

Лабораторная работа  № 8«Измерение мощности и работы тока в электрической лампе».

ЛР № 8

Упр. 34, 35

Счётчик электрической энергии.

§ 52, упр 36

Количество теплоты, выделяемой проводником с током закон Джоуля-Ленца. Конденсатор.

§ 53, 54 упр 37 (1)

Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители

§ 55, 56, проверь себя стр 162-163

Контрольная работа №6 по теме «Электрические явления».

КР № 6

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Магнитное поле тока. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии.

§ 57, 58, упр 39, 40

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение

Лабораторная работа № 9 «Сборка электромагнита и испытание его действия».

ЛР № 9

§ 59, упр 41

Постоянные магниты. Магнитное поле Земли.

§ 60, 61

Действие магнитного поля на проводник с током, электродвигатель

§ 62

Лабораторная работа № 10 «Изучение электродвигателя постоянного тока (на модели)».

ЛР № 10

§ 62, проверь себя стр 185-186

Контрольная работа №7 по теме «Электромагнитные явления».

КР № 7

СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Источники света. Прямолинейное распространение света. Видимое движение светил

§ 63, 64

Отражение света. Законы отражения.

§ 65, упр 45

Плоское зеркало.

§ 66, упр 46

Преломление света.

§ 67, упр 47

Линзы. Оптическая сила линзы. Фокусное расстояние линзы.

§ 68, упр 48

Изображение, даваемое линзой. Глаз и зрение. Оптические приборы

§ 69, 70

Лабораторная работа «Получение изображения при помощи линзы».

ЛР № 12

Упр 49

Решение задач по теме «Световые явления»

Проверь себя стр 218 - 219

Контрольная работа №8 по теме «Световые явления».

КР № 8

65 - 70

Повторение.

Приложение к рабочей программе

курса «физика»

для 7 - 9 классов

на 2014 - 2015 годы

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧИТЕЛЯ

Класс 9

Учебный год 2014 - 2015

№№

Содержание учебного материала

Коли-чество часов

Дата

прове-дения

Коррек

тировка

Форма контроля

Домашнее задание

Тема 1 Законы взаимодействия и движения тел

23

 Материальная точка. Система отсчета.

§ 1, упр 1

Перемещение.

§ 2, упр 2

Определение координаты движущегося тела.

§ 3

Перемещение при прямолинейном равномерном движении. Практическая работа «Измерение скорости равномерного движения»

§ 4, упр 4 (2)

Прямолинейное равноускоренное движение.

§ 5, упр 5

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

§ 6, упр 6

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении

§ 7, 8, упр 7

Лабораторная работа № 1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».

ЛР № 1

Упр 8

Решение задач

Контрольная работа № 1 «Кинематика»

КР № 1

Относительность движения.

§ 9, упр 9

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

§ 10, упр 10

Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

§ 11, 12, упр 11

Свободное падение тел.

§ 13

Лабораторная работа № 2 « Исследование свободного падения». Решение задач.

ЛР № 2

Упр 13

 Движение тела, брошенного вертикально вверх.

§ 14, упр 14

Закон всемирного тяготения.  Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах

§ 15, 16, упр 16

Прямолинейное  и криволинейное движение.

Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью

§ 17, 18, упр 18 (1,2)

Решение задач (на движение по окружности). Искусственные спутники Земли.

§ 19, упр 19

Импульс тела.

Закон сохранения импульса.

§ 20, упр 20

 Реактивное движение

§ 21, упр 21

Закон сохранения механической энергии. Решение задач.

§ 22, проверь себя стр 96-97

Контрольная работа № 2 (§ 9 – 23)

КР №2

Тема 2 Механические колебания и волны. Звук.

12

Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник.

§ 23

Величины, характеризующие колебательное движение. Период колебаний математического и пружинного маятников.

§ 24, упр 24

Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины».

ЛР № 3

§ 25

Затухающие и вынужденные колебания.

§ 26

Резонанс

§ 27

 Распространение колебаний в среде. Волны.Продольные и поперечные волны.

§ 28

Длина волны. Скорость распространения волн.

§ 29, упр 27

Источники звука. Звуковые колебания. Решение задач.

§ 30

Высота и тембр звука.Громкость звука.

§ 31

Распространение звука.Звуковые волны. Скорость звука.

§ 32, упр 30

Отражение звука. Эхо. Решение задач

§ 33, проверь себя стр 144

Контрольная работа № 3

КР № 3

Тема 3 Электромагнитное поле.

16

 Магнитное поле

§ 34, упр 31

 Направление тока и направление линий его магнитного поля.

§ 35, упр 32

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.

§ 36, упр 33

Индукция магнитного поля.

§ 37, упр 34

Магнитный поток.

§ 38

 Явление электромагнитной индукции.

§ 39

Лабораторная работа № 4 « Изучение явления электромагнитной индукции»

ЛР № 4

Направление индукционного тока. Правило Ленца.

§ 40

Явление самоиндукции

§ 41

Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор.

§ 42

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.

§ 43, 44, упр 41

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принцип радиосвязи и телевидения

§ 45, 46

Электромагнитная природа света. Преломление света. Физический смысл показателя преломления.  Дисперсия света. Цвета тел.

§ 47

Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров

§ 48, 49

Лабораторная работа № 5 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания». Решение задач

ЛР № 5

§ 50, 51

Контрольная работа № 4

КР № 4

Тема 4 Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер.

11

Радиоактивность. Модели атомов.

§ 52

 Радиоактивные превращения атомных ядер. Лабораторная работа № 6 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром»

ЛР № 6

§ 53, упр 46

Экспериментальные методы исследования частиц.

§ 54

Открытие протона.Открытие нейтрона.

§ 55

Состав атомного ядра. Ядерные силы.

§ 56, упр 48

Энергия связи. Дефект масс.

§ 57

 Деление ядер урана. Цепная реакция. Лабораторная работа  № 7 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков»

ЛР № 7

§ 58

Ядерный реактор. Преобразование энергии ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика

§ 59, 60

Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада. Лабораторная работа  № 8 «Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона.»

ЛР № 8

§ 61

Термоядерная реакция. Лабораторная работа № 9 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.»

ЛР № 9

§ 62, проверь себя стр 267 - 268

Контрольная работа № 5

КР № 5

Тема 5 Строение и эволюция Вселенной.

Состав, строение и происхождение Солнечной системы.

§ 63

Большие планеты Солнечной системы

§ 64

Малые тела Солнечной системы

§ 65

Строение, излучения и эволюция Солнца и звезд.

§ 66

Строение и эволюция Вселенной. Тест.

§ 67

Итоговый урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...