Укрупнение дидактических единиц.
методическая разработка по физике на тему

Андреева Татьяна Дмитриевна

Укрупнение дидактических единиц как методика преподавания физики в условиях модернизации  образования УДЕ представляет собой систему крупноблочного построения программного материала, согласно которому , следует выделить крупными блоками целостные группы родственных единиц этого содержания. При этом, укрупненная единица определяется не объемом выдаваемой информации, а именно, наличием связей.  Весь теоретический материал делится на логически завершенные единицы и изучается не по отдельным параграфам, а целиком: сначала – понятие, затем закономерности между ними и их практическое применение. При этом основной материал повторяется на каждом уроке, что способствует его лучшему запоминанию. 

 

  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ukrupnenie_didakticheskikh_edigits.odt18.42 КБ
Файл ukrupnenie_didakt_ed_vosstanovlen.pptx532.99 КБ

Предварительный просмотр:

 Укрупнение дидактических единиц в преподавании физики в условиях модернизации общего среднего образования.

 УДЕ представляет собой систему крупноблочного построения программного материала, согласно которому , следует выделить крупными блоками целостные группы родственных единиц этого содержания

12.09.2014

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕ-ЖДЕНИЕ «Санкт-Петербургский кадетский корпус Министерства обороны Российской Федерации»

Преподаватель физики СПб КК: Андреева Татьяна Дмитриевна


Сегодня в изменившихся условиях общественной жизни, с учетом новых требований, выдвигаемых временем, проблема раскрепощения личности, освобождения от догм и стереотипов мышления требует нового подхода в разработке новых программ или их усовершенствованных вариантов. Урок как организационная форма деятельности учащихся и учителя, требует совершенствования методов развития творческих способностей.

Происходящие изменения в системе образования все в большей степени ориентируют современную школу на развитие личности каждого ученика с учетом индивидуальных способностей, собственных мотивов и ценностных установок. Проблема улучшения качества образования диктует необходимость поиска новых технологий, методов, приемов активного обучения.

   Укрупнение дидактических единиц как методика преподавания физики в условиях модернизации  образования УДЕ представляет собой систему крупноблочного построения программного материала, согласно которому , следует выделить крупными блоками целостные группы родственных единиц этого содержания. При этом, укрупненная единица определяется не объемом выдаваемой информации, а именно, наличием связей.  Весь теоретический материал делится на логически завершенные единицы и изучается не по отдельным параграфам, а целиком: сначала – понятие, затем закономерности между ними и их практическое применение. При этом основной материал повторяется на каждом уроке, что способствует его лучшему запоминанию. В конце каждого блока проводится обобщающий урок. Основная цель таких уроков – это установление связей между отдельными понятиями, явлениями, законами и т. д. Причем обобщение фундаментальных знаний можно осуществлять на разных уровнях, разными способами. Здесь очень эффективными бывают опорные конспекты.

Теоретически в работе учителя по данной технологии можно выделить 3 этапа:

1.этап обобщения;

2.этап укрупнения;

3.этап фиксирования созданной структуры содержания.

На первом этапе выявляются основные дидактические единицы знаний (понятия, факты, явления, правила, законы и т.п.) и устанавливаются связи (логические, ассоциативные, эмоциональные, формальные) между ними, которые в свою очередь являются такими же значимыми дидактическими единицами.

Второй этап предполагает укрупнение дидактических единиц (единовременное изучение взаимосвязанных тем, понятий, законов и т.п.).

Третий этап – фиксирование укрупнения дидактических единиц в виде знаково-символьных структур, матриц, опорных конспектов, блоков-схем и т.п.

Например: при изучении главы “количество теплоты” материал представляется в сжатой форме, как опорный конспект и содержит формулы для вычисления, графики зависимости количества теплоты от температуры при нагревании и охлаждении, при плавлении и отвердевании, при парообразовании и конденсации, при сгорании одновременно. На первом же уроке раскрывается содержание этого конспекта со всеми взаимосвязями и составляющими. Последующие уроки – это уроки формирования и совершенствования ЗУН: уроки решения задач прямых и обратных, практические и контрольные работы, а также зачеты. При таком подходе получаемые школьниками знания более цельны, для усвоения знаний требуется меньше времени, учитель более творчески овладевает новыми приемами преподавания. По-своему видит структуру содержания учебного материала.

Меняется содержание образования, ролевые отношения субъектов обучения, требования к знаниям, умениям, навыкам и качествам учащихся.

УДЕ— интенсифицирует процесс изучения теоретического материала, высвобождая время, столь необходимое для отработки практических навыков (решение задач, эксперимент, компьютерное моделирование и т.д.).

Этапы урока первичного усвоения знаний по теме «Фазовые переходы» (VIII класс)

I этап. На данном этапе учитель знакомит учащихся с понятием «фаза» как областью пространства, физические свойства которого одинаковы во всем объеме. Здесь и далее для эффективного включения механизмов воображения уместно «поэксплуатировать» воду.

II этап. Учитель предлагает учащимся начертить три прямоугольника с названиями фаз, предупредив их о необходимости оставить над прямоугольниками место в 4—5 строк (сам учитель делает данную заготовку перед началом урока).  

Далее учитель задает учащимся вопрос: «Из какой фазы в какую может переходить вещество, например вода?»

Практика показывает, что учащиеся легко называют следующие переходы:

• из твердой фазы — в жидкую;

• из жидкой фазы — в газообразную;

• из газообразной фазы — в жидкую;

• из жидкой фазы — в твердую.

Не исключено, что кто-либо из учащихся добавит и еще два перехода:

• из твердой фазы — в газообразную;

• из газообразной фазы — в жидкую.

В таком случае следует обратиться к классу с вопросом: «Все ли согласны с возможностью осуществления двух последних переходов?»

Чаще всего в результате возникающей дискуссии учащиеся сами приходят к мнению о том, что, прежде чем превратиться в газ, твердое вещество, пусть на самое короткое время, должно перейти в жидкую фазу и т.д.

Если учащиеся все же не придут к такому мнению, учитель должен их подтолкнуть к нему посредством наводящих вопросов.

Далее учитель предлагает все «узаконенные» переходы обозначить на схеме стрелками

Теперь учащимся предлагается дать названия обозначенным фазовым переходам, начав с перехода вещества из твердой фазы в жидкую.

Зачастую учащиеся называют данный переход таянием (поскольку в качестве примера мы договорились использовать воду). Здесь следует напомнить учащимся, что на примере процессов, происходящих с водой, мы исследуем явления, которые могут происходить с самыми разными веществами. После такого напоминания учащиеся быстро дают данному переходу правильное название — «плавление».

Не вызывает затруднений и название перехода вещества из жидкой фазы в твердую — «испарение».

С оставшимися переходами может произойти заминка. Тем не менее следует дать возможность учащимся высказать свои версии, ни в коем случае не подвергая их резкой критике. В случаях, когда учащиеся предлагают названия, имеющие право на существование, но отличающиеся от общепринятых (например, можно услышать вместо «кристаллизация» — «отвердение»), следует заметить им, что мы все же не первооткрыватели и будем называть соответствующие переходы так, как это было принято до нас — «конденсация» и «кристаллизация».

Далее учащимся предлагается над стрелками, обозначающими фазовые переходы, написать соответствующие названия .

III этап. Учитель предлагает учащимся с помощью имеющейся схемы сформулировать определения четырех фазовых переходов. Опыт показывает, что они легко справляются с данной задачей:

• Плавлением называют переход вещества из твердой фазы в жидкую.

• Испарением называют переход вещества из жидкой фазы в газообразную.

• Конденсацией называют переход вещества из газообразной фазы в жидкую.

• Кристаллизацией называют переход вещества из жидкой фазы в твердую.

IV этап. Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:

1) Отличаются ли чем-либо молекулы льда, воды и водяного пара, взятые в количестве 1 шт.?

2) Чем отличаются по молекулярному строению лёд, вода и водяной пар?

3) Чем определяется внутренняя энергия тела?

4) Чем определяется температура тела?

5) Может ли вещество в разных фазах иметь одну и ту же температуру?

Обычно на первые четыре вопроса учащиеся легко дают ответы:

1) Не отличаются.

2) Взаимным расположением молекул.

3) Внутренняя энергия тела определяется движением и взаимодействием частиц, из которых состоит тело.

4) Температура определяется средней кинетической энергией молекул тела.

Если учащиеся затрудняются ответить на пятый вопрос, следует предложить им проделать следующий мысленный эксперимент.

В помещение, в котором поддерживается постоянная температура 0 °С, вносят лед, температура которого меньше нуля, и воду, температура которой выше нуля.

Вопрос. Какой физический процесс происходит в ходе эксперимента? (Теплопередача.)

Вопрос. Каков механизм теплопередачи? (Теплопроводность.)

Вопрос. До какого момента будет происходить теплопередача?

Ответ. Теплопередача будет происходить до тех пор, пока температуры льда, воды и воздуха в помещении не сравняются. Поскольку в условии эксперимента оговорено, что температура воздуха постоянна и равна 0 °С, теплопередача прекратится, как только лёд и вода достигнут температуры 0 °С.

Вывод. Вещество в разных фазах может иметь одну и ту же температуру.

Вопрос. Что больше — внутренняя энергия одного килограмма льда, взятого при температуре 0 °С, или внутренняя энергия одного килограмма воды, взятой при той же температуре?

Ответ. Внутренняя энергия воды больше.

Вывод. Для перехода вещества из твердой фазы в жидкую веществу следует передать некоторое количество теплоты.

Аналогично приходим к выводам о том, что при испарении тело также поглощает, а при конденсации и кристаллизации — выделяет некоторое количество теплоты.

Теперь учащимся предлагается усовершенствовать схему так, как это сделано на рисунке 4.

Логика вводимых дополнений понятна учащимся: фазовые переходы, при которых количество теплоты поглощается телом, дополняются символом «+Q», переходы же, при которых количество теплоты выделяется, дополняются символом «–Q».

V этап. Учитель задает учащимся вопрос: «Одинаковое ли количество теплоты потребуется для плавления 1 кг льда и 1 кг железа? »

Как правило, учащиеся интуитивно приходят к правильному ответу — разное, но тут же ошибаются, уточняя, что для плавления килограмма железа потребуется большее количество теплоты.

Здесь стоит пояснить учащимся, что под «плавлением» мы подразумеваем не некий технологический процесс, а непосредственно фазовый переход, которому предшествовало нагревание тела до температуры, при которой тело начинает плавиться. Температура эта называется точкой плавления. После этого пояснения учащимся предлагается рассмотреть таблицу 3 учебника.

В ходе рассмотрения учащимися таблицы 3 учитель определяет удельную теплоту плавления вещества л как количество теплоты, которое поглощает твердое тело массой 1 кг при температуре плавления для перехода в жидкую фазу.

Вопрос. От чего, кроме удельной теплоты плавления, зависит количество теплоты, необходимой для перехода тела из твердой фазы в жидкую?

Ответ. От массы тела.

Вывод. Количество теплоты, необходимой для перехода тела из твердой фазы в жидкую, рассчитывается по формуле: Q= λ•m.

По аналогии вводятся понятие удельной теплоты парообразования Lи формула Q= L•m.

Примечание. При выводе последней формулы следует заострить внимание учащихся на том, что испарение может происходить при различных температурах и подробный разговор об этом будет на следующем уроке.

Учитель задает учащимся вопрос: «Какое количество теплоты выделяется при конденсации?»

Обычно учащиеся дают правильный ответ: «Такое же, как и при испарении».

Если учащиеся затрудняются с ответом, им следует попробовать применить закон сохранения энергии.

После этого учащимся предлагается дополнить схему формулами для расчета соответствующих количеств теплоты.

VI этап. Учитель предлагает учащимся, используя имеющуюся у них схему, ответить на вопросы физического диктанта.

Учащиеся закрывают тетради и учебники и на розданных учителем листах пишут физический диктант. Текст, диктуемый учителем, приводится ниже обычным шрифтом, дополнения школьников — курсивом:

1) Плавлением называют переход вещества из твердой фазы в жидкую.

2) Испарением называют переход вещества из жидкой фазы в газообразную.

3) Конденсацией называют переход вещества из газообразной фазы в жидкую.

4) Кристаллизацией называют переход вещества из жидкой фазы в твердую.

5) При плавлении тело поглощает энергию.

6) При испарении тело поглощает энергию.

7) При конденсации тело выделяет энергию.

8) При плавлении тело выделяет энергию.

9) Количество теплоты, поглощаемой твердым телом при температуре плавления для перехода в жидкую фазу, рассчитывается по формуле Q= λ•m.

10) Количество теплоты, поглощаемой жидкостью при переходе ее в газ при данной температуре, рассчитывается по формуле Q= L•m.

11) Количество теплоты, выделяемой газом при переходе его в жидкость при данной температуре, рассчитывается по формуле Q= L•m.

12) Количество теплоты, выделяемой жидкостью при температуре плавления при переходе в твердую фазу, рассчитывается по формуле Q= λ•m.

VII этап (заключительный). Учащиеся, используя имеющуюся у них в тетрадях схему.

проверяют написанные ими физические диктанты.

Анализируя  работу по системе УДЕ, я прихожу к выводу:

•расход учебного времени сокращается за счет одновременного изучения взаимосвязанных вопросов программы;

•значительно увеличивается объем усваиваемого материла;

•активизируется мыслительная деятельность учащихся, развиваются память, внимание, мышление, воображение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология «Укрупнение дидактических единиц» Г. Эрдниева и Р.Г. Хазанкин; Андреева Татьяна Дмитриевна Преподаватель физики СПб КК Санкт-Петербург 2014г

Слайд 2

«В хорошем учителе мы ценим лучшие качества дрессировщика, клоуна и цирковой лошади, которую год за годом гоняют по кругу. « М. Звонарев

Слайд 3

Изучение крупными блоками. планирование и проведение учебных занятий физики в системе, с многократной проработкой учащимися всей учебной темы на нескольких занятиях , объединённых единой логикой и общими учебными и воспитательными целями способствует глубокому усвоению. Учащиеся многократно возвращаются к изучаемому материалу, однако всякий раз подходят к нему по-новому и глубже. Это позволяет : во-первых воспринять единую изучаемую картину явлений, во-вторых , как следует понять, усвоить и закрепить входящие в неё вопросы, в-третьих , осознать связи между ними, проявляющиеся при анализе материала с различных точек зрения, усвоить каждому необходимый и, сообразно индивидуальным способностям, объём.

Слайд 4

5 основных принципов при изучении крупными блоками: Первый – многократное повторение. Второй – выделение главного. Третий – постоянно развивать чувство реальности, ориентирование в величинах. Четвертый – самостоятельная деятельность учащихся на каждом уроке. Пятый – ежедневный опрос и проверка усвоения материала.

Слайд 5

Структурирование. 1. На первом занятии по теме объясняется её содержание в целом. Урок проводится в форме школьной лекции с демонстрацией . Особое внимание уделяется обращению к субъектному опыту школьников, “прошлым” ЗУНам, разъяснению основного, главного. Оформляется лекция в виде логического конспекта, схемы, выводов, в том числе в виде формул, знаков, опорного конспекта. 2. Вслед за лекцией (второй этап) проводится серия семинарских занятий , практических по решению задач общедоступного уровня , число которых зависит от сложности и объёма изучаемой темы. На этих уроках учащиеся самостоятельно, пользуясь учебником, прочими источниками (в зависимости от степени готовности к учению) изучают материал, выполняют упражнения, закрепляющие полученные знания. Задача этапа – приведение теоретических знаний в систему, л окализация, индивидуальная поэтапная ликвидация пробелов.

Слайд 6

3. Лабораторный практикум (третий этап). Это уроки формирования экспериментальных умений и навыков, на которых ученики учатся пользоваться измерительными приборами, проводить наблюдения, опыты, снимать показания приборов, записывать их в таблицы, составлять отчёт и делать выводы. Обязательный минимум практических ЗУНов закладывается учителем, общепрограммный – учебником (заданиями, содержанием практикумов, задач), повышенный – желанием и возможностями детей, имеющимися учебными пособиями. 4. Решение задач по теме (четвёртый этап). Его цель – углубление и развитие знаний. Его значение в решении индивидуального приращения знаний, умений, навыков с приложением наработанных УМК (учебно-методических комплексов) по каждому разделу, теме, что имеет особо важное значение в условиях ЛОСО (личностно-ориентированной системы обучения)

Слайд 7

5 . Пятый этап – зачёт , на котором проверяется усвоение всеми учебного материала. Каждый ученик получает зачётную оценку. 6. Завершающий урок – урок обобщений : рассматриваются практические применения изученного, внепрограммные источники, возможности углубления, проводится обобщение. Приступая к планированию и разбивке очередной темы программы на блоки, прежде всего определяется целополагание темы, возможные цели, объём новых знаний и умений, которые должны получить ученики сообразно уровням своих способностей, дифференцированные формы и методы закрепления, решения задач, проведение практикумов, демонстраций.

Слайд 8

С помощью структурирования знаний материал изучается “блоками”, крупными дозами, экономится учебное время. знания структурированные в соответствии с закономерностями мыслительной деятельности учащихся, прочно и надолго запоминается, база для разнообразной познавательной и практической деятельности. Такие знания удовлетворяют требованию необходимости и достаточности.

Слайд 9

«Час работы научит больше, чем день объяснения.» Жан-Жак Руссо (1712 — 1778) «Учить не мыслям, а мыслить.» Иммануил Кант (1724 — 1804) УСЛЫШАЛ - И ЗАБЫЛ! УВИДЕЛ - И ЗАПОМНИЛ! СДЕЛАЛ - И ПОНЯЛ!!! Конфуций

Слайд 10

Типы уроков. Объяснение нового материала . Называю тему, ставлю проблемный вопрос, составляю опорный конспект и начинаю объяснение. По ходу объяснения делаю необходимые опыты, возможно выполнение несложных экспериментов учащимися с раздаточным материалом лежащим у них на столе в специальных разносах. Закончив вопрос темы, делаю его краткое повторение. Работа с теорией (разбор теории). Повторение теории по опорному конспекту. Разбор вопросов к опорному конспекту. Урок решения задач. Урок разбора основных типов задач темы. Решение приводится на доске или проводится анализ уже готового решения задачи. Далее предлагается ученику решить похожую задачу с изменением условия задачи с дальнейшим разбором. Разбираются задачи по нарастающей сложности. Обязательно самостоятельное решения задач учащимися.

Слайд 11

Урок самостоятельного решения задач . Ученику предлагается несколько задач ( 3 – 4) для самостоятельной работы. Задачи оцениваются. В оставшееся время 25 мин решаются и разбирается решение более сложных задач. Как правило на следующем уроке будет еще одна самостоятельная работа по более сложным задачам (3 – 5), возможен тестовый вариант ответов. Урок разбора красных задач (нерешенных домашних задач). Урок лабораторных и контрольных работ . Выполняется обязательный минимум образования. Контрольная работа проводится как в тестовом варианте так и с получением ответа. Урок конференция . Проводится презентация темы с ее дальнейшим обсуждением. Несколько учеников разрабатывают тему. Каждый отвечает за отдельный вопрос и один за вопрос целиком. Другие учащиеся готовят вопросы к теме конференции и являются оппонентами. Урок изобретательства и исследовательской работы. На этом уроке проводится защита темы исследовательской работы. Как правило перед школьной научной конференцией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование целостных знаний по математики с помощью технологии укрупнения дидактических единиц.

Вся математика состоит из контрастных – парных знаний: прямые и обратные операции – сложение-вычитание, умножение - деление, показательная - логарифмическая функции, дифференцирование-инте...

Развитие познавательного интереса и навыков самостоятельной работы учащихся на основе технологии УДЕ (Укрупнение Дидактических Единиц)

Применение технологии УДЕ по Эрдниеву П.М. на примере рассмотрения темы "Модуль числа" в школьном курсе математики...

укрупнение дидактических единиц в химии

укрупнение дидактических единиц в химии...

Укрупненные дидактические единицы (гласные в корне).

Гласные в корне. Итоговый диктант....

Укрупненные дидактические единицы (согласные в корне).

Согласные в корне. Итоговый диктант....

Укрупненные дидактические единицы (приставки).

Три группы приставок. Итоговый диктант....

Укрупненные дидактические единицы (гласные после шипящих и ц)

Гласные после шипящих в корне, суффиксе и окончании. Итоговый диктант....