рабочая программа 7 класс
рабочая программа по физике (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
1. Основные цели изучения курса физики в 7 классе:
- освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности свой жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.
2. Общая характеристика.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание сле-дует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.
Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе примерной программы по физике под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др., авторской программы по физике под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.
Данная программа используется для УМК Перышкина А. В, Гутник Е. М., утвержденного Федеральным перечнем учебников. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.
Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 14 лабораторных работ, 6 контрольных работ.
Тематическое планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы по физике среднего (полного) общего образования, федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2009-2011 учебный год, с учетом требований к оснащению образовательного процесса, в соответствии с содержанием базисного учебного плана 2004 года и учебным планом образовательного учреждения.
Преподавание ведется в базовом классе.
Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование.
В обязательный минимум, утвержденный в 2004 году, вошла тема, которой не было в предыдущем стандарте: «Центр тяжести». В связи с введением в стандарт нескольких новых (по сравнению с предыдущим стандартом) требований к сформированности экспериментальных умений в данную программу в дополнение к уже имеющимся включены четыре новые. Для приобретения или совершенствования умения «использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, давления» в курс включены две лабораторные работы: «Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности», «Измерение давления твердого тела на опору». В целях формирования умений «представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: силы упругости от удлинения пружины, силы трения скольжения от силы нормального давления» включены две лабораторные работы: «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины», «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления».
Общий объем часов на изучение дисциплины, предусмотренный учебным планом. Тематическое планирование составлено на 68 учебных часов (2 часа в неделю).
3. Место учебного предмета, курса в учебном плане, среди других учебных дисциплин на определенной ступени образования.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для изучения физики обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (68 часов за год).
На обязательное изучение предмета «Физика» в 7 классе в инвариантной части школьного учебного плана отведено 68 часов за год (2 часа в неделю).
4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса физики 7 класса ученик должен:
знать/понимать
- смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;
- смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;
- смысл физических законов: Паскаля, Архимеда;
уметь
- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, силы упругости от удлинения пружины;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования простых механизмов, обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.
Межпредметные связи раскрытые в ходе изучения курса.
Современный этап развития науки характеризуется взаимопроникновением наук друг в друга, и особенно проникновением физики в другие отрасли знания. Связь между учебными предметами является прежде всего отражением объективно существующей связи между отдельными науками и связи наук с техникой, с практической деятельностью людей. Во взаимоотношениях физики и математики большое место занимает пересечение внутренних потребностей с развитием наук. Такое пересечение обычно приводит к важным открытиям как в физике так и в математике. Физика стимулирует развитие математики постановкой новых задач.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Из них | ||||
Теоретическое обучение, ч. | Лабораторные и практические работы, ч. | Контрольная работа, ч. | Экскурсии, ч. | Самостоятельная работа, ч. | |||
1. | Физика и физические методы изучения природы | 4 | 3 | 1 | |||
2. | Первоначальные сведения о строении вещества | 6 | 5 | 1 |
| ||
3. | Взаимодействие тел | 22 | 12 | 7 | 2 | 1 | |
4. | Давление твердых тел, жидкостей и газов | 21 | 12 | 3 | 2 | 4 | |
5. | Работа, мощность, энергия | 12 | 8 | 2 | 1 | 1 | |
6. | Итоговое повторение | 3 | 2 | 1 | |||
ИТОГО | 68 | 42 | 14 | 6 | 6 |
Содержание программы учебного предмета, курса, дисциплины.
(68 часов)
Раздел 1. (4ч)
Физика и физические методы изучения природы. (4 ч)
Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.
Демонстрации.
Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Физические приборы.
Лабораторные работы и опыты.
Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности. Измерение длины. Измерение температуры.
Основная цель:
-Дать начальные терминологические сведения, повторить темы по математике, необходимые для успешного освоения новой дисциплины.
-Формировать практические умения работы с лабораторным оборудованием и измерительными приборами, а также навык соблюдения правил по ТБ.
Учащиеся должны знать/понимать
-основные требования, предъявляемые к учащимся при работе в кабинете физики;
-определить место физики как науки, различать физические явления и тела, методы изучения физики;
-понятие «физическая величина».
Учащиеся должны уметь
- измерять физические величины при помощи простейших физических средств;
-находить цену деления любого измерительного прибора.
Раздел 2. (6ч)
Первоначальные сведения о строении вещества. (6 ч)
Строение вещества. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.
Демонстрации.
Диффузия в газах и жидкостях. Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда. Сцепление свинцовых цилиндров.
Лабораторная работа. Измерение размеров малых тел.
Основная цель:
-освоение знаний о строении вещества, а также методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
-применение знаний для объяснения явлений природы, решения качественных физических задач, в том числе и повышенной сложности, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения знаний, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ с использованием информационных технологий;
-овладение умениями планировать и проводить эксперименты, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать измерительные приборы, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков.
Учащиеся должны знать/понимать
-смысл понятий: «вещество», «атом», «молекула»;
-смысл понятия «взаимодействие», умеют приводить примеры практического использования взаимодействий;
Учащиеся должны уметь
- измерять размеры малых тел методом рядов;
- описывать и объяснять различие свойств вещества в разных агрегатных состояниях;
- объяснять и описывать явление диффузии;
- объяснять физические явления на основе представлений о строении вещества.
Раздел 3. (55ч)
Основная цель:
-Дать последовательную систему физических знаний, необходимых, для формирования в сознании обучающихся механической картины окружающего мира. Для этого необходимо рассмотрение следующих понятий: точечное тело, механическое движение, виды и относительность механического движения, перемещение, путь, скорость, ускорение, свободное падение тел, инерция, инертность, ИСО и НИСО, сила и виды сил, масса, плотность вещества, импульс тела, система тел, механическая работа, механическая энергия, мощность, момент силы, простые механизмы, давление. Кроме того, необходимо изучение основных законов механики и их взаимосвязи.
-Приобретение учащимися практических навыков, необходимых для применения физических законов к решению конкретных задач различного уровня сложности.
-Продолжить формирование навыка правильного использования лабораторного оборудования, а также справочных таблиц величин; правильного изображения векторных величин в заданном масштабе, правильной расстановки сил на чертеже.
Блок 1: Взаимодействие тел (22 часа)
Механическое движение. Относительность механического движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Неравномерное движение. Явление инерции. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил, действующих по одной прямой. Сила упругости. Закон Гука. Методы измерения силы. Динамометр. Графическое изображение силы. Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой. Вес тела. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники. Центр тяжести тела.
Демонстрации.
Равномерное прямолинейное движение. Относительность движения. Явление инерции. Взаимодействие тел. Сложение сил. Сила трения.
Лабораторные работы.
Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости. Измерение массы тела на рычажных весах. Измерение объема твердого тела. Измерение плотности твердого тела. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления. Определение центра тяжести плоской пластины.
Учащиеся должны знать/понимать
-смысл понятий: «путь», «траектория», «относительность движения», «скорость», «взаимодействие»;
-смысл величины «масса», «плотность», «объем», каким образом зависит скорость тела от его массы;
-смысл физической величины «сила», «деформация», виды деформаций;
- смысл понятия «сила упругости», причины ее возникновения; смысл закона Гука;
- устройство и принцип действия динамометров, а также различие между весом тела и его массой; что вес тела – величина, зависящая от характера движения тела и расположения опоры;
- способы уменьшения и увеличения трения.
Учащиеся должны уметь:
- решать задачи на расчет массы и объема тела по его плотности;
- описывать равномерное прямолинейное движение;
- описывать и объяснять явление инерции, различать инерцию и инертность;
- решать задачи на расчет скорости, пути и времени движения;
- измерять массу тела, выражать результаты измерений в СИ;
- использовать приборы для измерения объема тела правильной и неправильной формы, выражать результаты измерений в СИ;
- определять плотность твердых тел, выражать результаты измерений в СИ;
- решать задачи на расчет скорости, пути и времени движения, а также массы и плотности вещества;
- применять полученные знания при решении задач, решать качественные и количественные задачи по данной теме;
- определять силу с помощью динамометра, выражать результаты измерений
в СИ;
- находить равнодействующую двух сил, направленных вдоль одной прямой;
- описывать и объяснять явление трения.
Блок 2: Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 час)
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.
Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Методы измерения давления. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.
Закон Архимеда. Условие плавания тел. Плавание тел. Воздухоплавание.
Демонстрации. Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры. Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Закон Архимеда.
Лабораторные работы.
Измерение давления твердого тела на опору. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело. Выяснение условий плавания тела в жидкости.
Учащиеся должны знать/понимать:
- смысл величин «давление», «сила давления», для чего и какими способами уменьшают или увеличивают давление, основные способы применения давления в природе и технике;
- смысл закона Паскаля, что такое гидравлический пресс и где он применяется, смысл закона Архимеда;
- устройство и принципы действия водопровода и поршневого жидкостного насоса, принципы воздухоплавания и плавания судов;
-устройство и принципы действия манометров.
Учащиеся должны уметь:
- описывать и объяснять давление, создаваемое газами;
- описывать и объяснять гидростатическое давление, рассчитывать давление жидкости на дно и стенки сосуда; описывать и объяснять, почему однородная жидкость в сообщающихся сосудах находится на одном уровне; применение сообщающихся сосудов;
- решать количественные и качественные задачи на расчет давления и силы давления твердых тел, гидростатического давления, а также качественных задач на давление газов;
- описывать и объяснять явление атмосферного давления, объяснить суть опыта Торричелли;
- использовать барометры для измерения атмосферного давления;
- вычислять архимедову силу, выражать результаты измерений в СИ;
- решать количественные и качественные задачи по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»;
- применять полученные знания при решении задач.
Блок 3: Работа и мощность. Энергия (12 часов)
Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Кинетическая энергия движущегося тела. Потенциальная энергия тел. Превращение одного вида механической энергии в другой. Методы измерения работы, мощности и энергии.
Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.
Демонстрации. Простые механизмы.
Лабораторные работы.
Выяснение условия равновесия рычага. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
Учащиеся должны знать/понимать:
- смысл величины «работа», «мощность»; «золотого правила механики»;
-виды простых механизмов и их применение, необходимость и границы применения простых механизмов;
- смысл КПД, кинетической и потенциальной энергии, формулы для их вычисления;
- смысл закона сохранения механической энергии.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять, где и для чего применяются блоки;
- вычислять механическую работу для простейших случаев;
-вычислять КПД простых механизмов, решать задачи на расчет работы и мощности;
- на практике определять условие равновесия рычага;
- вычислять КПД наклонной плоскости;
- решать качественные и количественные задачи по данной теме, применять полученные знания при решении задач.
Итоговое повторение (3 ч)
1. Повторение материала по теме «Взаимодействие тел» Тест по теме «Взаимодействие тел»
2. Повторение материала по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел» Тест по теме «Давление»
3. Повторение материала по теме «Строение вещества»
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол-во часов | Из них | Дата проведения занятия | ||
Контрольные работы ч. | Л лабораторные работы, ч. | Планируемая | Фактическая | ||||
Физика и физические методы изучения природы 4 часа | 4 | 1 | |||||
1 | Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Что изучает физика. | Урок-беседа | 1 | ||||
2 | Физические термины. Наблюдения и опыты. | Комбин. урок | 1 | ||||
3 | Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерений. | Комбин. урок | 1 | ||||
4 | Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ. Лабораторная работа №1 «Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности» Физика и техника | практика | 1 | 1 | |||
Первоначальные сведения о строении вещества 6 часов | 6 | 1 | |||||
5 | Строение вещества. Молекулы. Проверочная работа по теме «Физические величины» | Комбин. урок | 1 | ||||
6 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел» | практика | 1 | 1 | |||
7 | Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. | Урок-беседа | 1 |
| |||
8 | Взаимное притяжение и отталкивание молекул. | Комбин. урок | 1 | ||||
9 | Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении газов, жидкостей и твердых тел | Комбин. урок | 1 |
| |||
10 | Урок-игра «Что? Где? Когда?» | Урок-игра | 1 | ||||
Взаимодействие тел 22 часа |
| 22 | 2 | 7 | |||
11 | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движения. Проверочная работа по теме «Строение вещества» | Комбин. урок | 1 | ||||
12 | Скорость. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости». | практика | 1 | 1 | |||
13 | Расчет пути и времени движения. | Комбин. урок | 1 |
| |||
14 | Решение задач по теме «Строение вещества», «Механическое движение» | Урок решения задач | 1 |
| |||
15 | Контрольная работа №1 по теме «Строение вещества», «Механическое движение» | Проверка знаний | 1 | 1 | |||
16 | Инерция | Урок-беседа | 1 | ||||
17 | Взаимодействие тел. Масса тел. | Комбин. урок | 1 | ||||
18 | Измерение массы тела на весах. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Измерение массы тела на рычажных весах». | практика | 1 | 1 | |||
19 | Понятие объема. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №5 «Измерение объема тела». | практика | 1 | 1 | |||
20 | Плотность вещества. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №6 «Определение плотности твердого тела». | практика | 1 | 1 | |||
21 | Расчет массы и объема тела по его плотности. | Комбин. урок | 1 | ||||
22 | Урок-путешествие в сказку | Урок-игра | 1 | ||||
23 | Сила. Самостоятельная работа по теме «Плотность» | Проверка знаний | 1 | ||||
24 | Явление тяготения. Сила тяжести. | Урок-беседа | 1 |
| |||
25 | Сила упругости. Закон Гука. Вес тела | Комбин. урок | 1 |
| |||
26 | Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. | Комбин. урок | 1 | ||||
27 | Динамометр. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №7 «Исследование зависимости силу упругости от удлинения пружины» | практика | 1 | 1 | |||
28 | Сложение двух сил. Равнодействующая сила. | Комбин. урок | 1 |
| |||
29 | Центр тяжести тела. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №8 «Определение центра тяжести плоской пластины» | практика | 1 | 1 | |||
30 | Сила трения. Трение покоя. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №9 «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления». | практика | 1 | 1 | |||
31 | Трение в природе и технике. Решение задач по теме «Взаимодействие тел» | Комбин. урок | 1 | ||||
32 | Контрольная работа №2 по теме «Взаимодействие тел». | Проверка знаний | 1 | 1 | |||
Давление твердых тел, жидкостей и газов 21 час | 21 | 2 | 3 | ||||
33 | Давление. | Урок-беседа | 1 |
| |||
34 | Способы увеличения и уменьшения давления. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №10 «Измерение давления твердого тела на опору» | практика | 1 | 1 | |||
35 | Давление газа. Самостоятельная работа по теме «Давление» | Проверка знаний | 1 |
| |||
36 | Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. | Комбин. урок | 1 | ||||
37 | Давление в жидкости и в газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда. | Комбин. урок | 1 | ||||
38 | Сообщающиеся сосуды. Самостоятельная работа по теме «Давление жидкостей» | Проверка знаний | 1 | ||||
39 | Физический диктант. Решение задач по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел» | Урок решения задач | 1 |
| |||
40 | Контрольная работа №3 по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел» | Проверка знаний | 1 | 1 |
| ||
41 | Вес воздуха. Атмосферное давление. | Урок -беседа | 1 | ||||
42 | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. | Комбир. урок | 1 | ||||
43 | Атмосферное давление на различных высотах. Манометры. | Комбин. урок | 1 | ||||
44 | Поршневой и жидкостный насос. Гидравлический пресс. | Комбин. урок | 1 | ||||
45 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Самостоятельная работа по теме «Атмосферное давление» | Проверка знаний | 1 | ||||
46 | Архимедова сила | Урок-беседа | 1 |
| |||
47 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №11 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» | практика | 1 | 1 | |||
48 | Плавание тел. Плавание судов. Самостоятельная работа по теме «Архимедова сила» | Проверка знаний | 1 |
| |||
49 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №12 «Выяснение условий плавания тела в жидкости» | практика | 1 | 1 | |||
50 | Воздухоплавание. Тест по теме «Архимедова сила, плавание тел» | Комбин. урок | 1 |
| |||
51 | Решение задач по теме «Архимедова сила, плавание тел» | Урок решения задач | 1 |
| |||
52 | Контрольная работа №4 по теме «Плавание тел, воздухоплавание» | Проверка знаний | 1 | 1 |
| ||
53 | Урок-путешествие на остров Эврика | Урок-игра | 1 | ||||
Работа, мощность, энергия. 12 часов | 12 | 1 | 2 | ||||
54 | Механическая работа. | Урок-беседа | 1 |
| |||
55 | Мощность. | Урок-беседа | 1 | ||||
56 | Простые механизмы. Рычаг. Равновесие тел на рычаге. Самостоятельная работа по теме «Работа и мощность» | Проверка знаний | 1 |
| |||
57 | Момент силы. Рычаги в природе, технике, быту. | Урок-беседа | 1 | ||||
58 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №13 «Выяснение условий равновесия рычага». | практика | 1 | 1 | |||
59 | Применение закона равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики» | Комбин. урок | 1 |
| |||
60 | КПД Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №14 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» | практика | 1 | 1 | |||
61 | Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия. | Комбин. урок | 1 | ||||
62 | Превращение одного вида механической энергии в другой. Энергия рек и ветра. | Комбин. урок | 1 |
| |||
63 | Решение задач по теме «Работа, мощность, энергия». Тест по теме «Работа и мощность, энергия» | Урок решения задач | 1 | ||||
64 | Контрольная работа №5 по теме «Работа, мощность, энергия» | Проверка знаний | 1 | 1 | |||
Итоговое повторение 3 часа | 3 | 1 | |||||
65 | Повторение материала по теме «Взаимодействие тел» Тест по теме «Взаимодействие тел» | Проверка знаний, умений и навыков | 1 |
| |||
66 | Повторение материала по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел» Тест по теме «Давление» | Комбин. урок | 1 |
| |||
67 | Повторение материала по теме «Строение вещества» | Комбир. урок | 1 |
| |||
68 | Итоговая контрольная работа №6 | Итоговая проверка знаний, умений и навыков | 1 | 1 |
|
Итого 68 6 14
Формы и средства контроля.
Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса. Ниже приведены контрольные работы для проверки уровня сформированности знаний и умений учащихся после изучения каждой темы и всего курса в целом.
Контрольная работа №1 по теме
«Строение вещества», «Механическое движение»
Вариант 1
- Почему дым от костра по мере его подъема перестает быть видимым даже в безветренную погоду?
2. Скорость зайца 54 км/ч. Какой путь он совершит за 3 минуты?
- Почему разломанный карандаш мы не можем соединить так, чтобы он вновь стал целым?
- Автомобиль за 10 минут прошел путь 12 км. С какой скоростью он двигался? Постройте графики скорости и пути.
Вариант 2
1. Морское животное кальмар при нападении на него выбрасывает темно-синюю защитную жидкость. Почему через некоторое время пространство, заполненное этой жидкостью даже в спокойной воде становится прозрачным?
2. Скорость дельфина 72 км/ч. За какое время он совершит путь 2 км?
3. Молекулы вещества притягиваются друг к другу. Почему же между молекулами есть промежутки?
4.Автомобиль за 0,5 часа прошел путь 18 км. С какой скоростью он двигался? Постройте графики скорости и пути.
Контрольная работа №2 по теме «Взаимодействие тел»
Вариант 1
- Куда и почему отклоняются пассажиры относительно автобуса, когда он резко трогается с места, поворачивает налево?
- Найти силу тяжести, действующую на тело массой 40 кг. Изобразите эту силу на чертеже в выбранном масштабе.
- Найдите объем 2 кг золота. Плотность золота 19300 кг/м3
- Найти массу бруска из латуни размерами 10х8х5 см. Плотность латуни 8500 кг/м3
Вариант 2
- Зачем при торможении автомобиля водитель включает задний красный свет?
- Найти вес тела массой 400 г. Изобразите вес на чертеже в выбранном масштабе.
3. Жидкость объемом 3 литра имеет массу 2,4 кг. Найдите ее плотность.
4. Найдите силу тяжести, действующую на брусок объемом 500 см3. Плотность бруска 4000 кг/м3
Контрольная работа №3 по теме
«Давление жидкостей, газов и твердых тел»
Вариант 1
1 . На рисунке 1 изображен один и тот же сосуд с поршнем. Цифрами 1, 2 и 3 обозначены круглые отверстия, затянутые одинаковыми резиновыми пленками. Когда поршень переместили из положения А в положение В, пленки выгнулись наружу. На каком из рисунков выпуклость пленок изображена правильно?
Рис. 1
2. В сосуде находится 1 л керосина. Как изменится давление на дно и стенки сосуда, если вместо керосина налить 1 л воды?(Плотность керосина 800 кг/м3, воды 1000 кг/м3) Ответ объясните.
3. Какое давление производит мальчик массой 42 кг на пол, если площадь подошв его обуви 280 м2?
4. Плоскодонная баржа получила пробоину в дне площадью 300 см2 С какой силой нужно давить на пластырь, которым закрывают отверстие, чтобы сдержать напор воды на глубине 3 м ? (Плотность воды 1000 кг/м3
Вариант 2
1. Одинаковые ли давления
производят на стол кирпичи
( см. рис.)? Ответ объясните.
2. В стеклянном сосуде под поршнем находится газ. Как, не меняя плотности этого газа, увеличить его давление?
3. Найдите давление воды на глубине
25 м. Плотность воды 1000 кг/м3
4. Масса лыжника 60 кг. Какое давление оказывает он на снег, если длина каждой лыжи 1,5 м, ее ширина —10 см?
Контрольная работа № 4 по теме «Плавание тел, воздухоплавание»
Вариант 1
- Почему горящий керосин нельзя тушить водой? Плотность керосина 800 кг/м3, воды 1000 кг/м3
- Кирпич размерами 25х10х5 см3 полностью погружен в воду. Вычислите архимедову силу, действующую на плиту. Плотность кирпича 1600 кг/м3, воды 1000 кг/м3
- Площадь меньшего поршня гидравлического пресса 10 см2. На него действует сила 200 Н. Площадь большего поршня 200 см2. Какая сила действует на больший поршень?
- Какую силу нужно приложить, чтобы удержать в воде гранитную плиту размером 20 х 40 х 50 см3. Плотность гранита 2600 кг/м3, плотность воды 1000 кг/м3
Вариант 2.
- Два одинаковых стальных шарика подвесили к коромыслу весов. Нарушится ли равновесие весов, если один из них опустить в сосуд с водой, а другой в керосин? Плотность воды 1000 кг/м3, керосина 800 кг/м3
2. Дубовый брусок объемом 50 дм3, имеющий форму параллелепипеда, опустили в бензин. Определите выталкивающую силу, действующую на брусок. Плотность бензина 710 кг/м3
3. Поршень гидравлического пресса площадью 360 см2 действует с силой 18 кН. Площадь малого поршня 45 см2. С какой силой действует меньший поршень на масло в прессе?
4. Воздушный шар имеет объем 80 см3. Он наполнен горячим воздухом, плотность которого 1,06 кг/м3, а находится в воздухе плотностью 1,29 кг/м3.
А) Чему равна подъемная сила воздушного шара?
Б) Как и почему изменится подъемная сила шара при увеличении пламени горелки?
Контрольная работа №5 по теме «Работа, мощность, энергия»
Вариант 1
1. Найдите кинетическую энергию зайца массой 2 кг, бегущего со скоростью 54 км/ч
2. На правое плечо рычага действует сила 25 Н, а к левому подвешен груз массой 5 кг. Найдите правое плечо рычага, если левое 10 см. Рычаг находится в равновесии.
3. Какая работа совершается при подъеме гранитной глыбы объемом 2 м3 на высоту 12 м? Плотность гранита 2600 кг/м3.
Вариант 2
1. Найдите потенциальную энергию голубя массой 200 г летящего на высоте 8 м над землей со скоростью 85 км/ч
2. На правое плечо рычага действует сила 20 Н, его длина 50 см. Какая сила действует на левое плечо длиной 20 см, если рычаг находится в равновесии?
3. Определите среднюю мощность насоса, который подает воду объемом 3 м3 на высоту 5 м за 5 минут. Плотность воды 1000 кг/м3
Итоговая контрольная работа№6
Вариант 1.
- Почему аромат цветов чувствуется на расстоянии?
- Найдите силу тяжести, действующую на сокола, массой 500 г. Изобразите силу тяжести на чертеже в выбранном масштабе.
- Скорость поезда 72 км/ч. Какой путь пройдет поезд за 15 минут?
Постройте график движения. - Найдите архимедову силу, действующую в воде на брусок размером 2х5х10 см, при его погружении наполовину в воду.
- Найдите работу насоса по подъему 200 л воды с глубины 10 м. Плотность воды 1000 кг/м3
Вариант 2.
- Чай остыл. Как изменились его масса, объем, плотность?
- Мопед «Рига – 16» весит 490 Н. Какова его масса?
Изобразите вес тела на чертеже в выбранном масштабе. - С какой скоростью двигался автомобиль, если за 12 минут он совершил путь 3,6 км. Постройте график скорости.
- Токарный станок массой 300 кг опирается на фундамент четырьмя ножками. Определите давление станка на фундамент, если площадь каждой ножки 50 см2
- Определите среднюю мощность насоса, который подает воду объемом 4,5 м3 на высоту 5 м за 5 мин. Плотность воды 1000 кг/м3
Критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся по физике в 7 классе
Оценка ответов учащихся
Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
Оценка лабораторных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два – три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности груда.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Физика» в 7 классе
Оборудование и приборы.
Номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования, минимумом содержания учебного материала, базисной программой общего образования.
Для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования, для фронтальных лабораторных работ не менее одного комплекта оборудования на двоих учащихся.
Перечень демонстрационного оборудования:
Прибор для демонстрации изменения объема тела при его нагревании и охлаждении, набор свинцовых цилиндров, набор легкоподвижных тележек,
учебные весы, динамометр, прибор для демонстрации давления твердого тела, колокол воздушного насоса, шар Паскаля, прибор для демонстрации давления в жидкости, сообщающиеся сосуды, барометр – анероид, манометр, гидравлический пресс, ведерко Архимеда, рычаг, блок, прибор для демонстрации плавания тел.
Перечень оборудования для лабораторных работ:
Набор мензурок, комплект рычажных весов, комплект динамометров, набор рычагов на штативе, комплект приборов для определения КПД
при подъеме тел по наклонной плоскости.
Список литературы
1. Основная учебно-методическая литература:
1) Гутник Е. М. Физика. 7 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 7 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2002. – 96 с. ил.
2)Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы.: Учебн.-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2000. – 96 с. ил.
3)Кривченко И. В. Сборник задач и вопросов по физике 7 класс. – Курск, 1999
4)Лукашик В. И. Сборник задач по физике: Учеб пособие для учащихся 7-8 кл. сред. шк.
5)Лукашик В. И. Физическая олимпиада в 7-9 классах средней школы: Пособие для учащихся.
6)Минькова Р. Д. Тематическое и поурочное планирование по физике: 7-й Кл.: К учебнику А. В. Перышкина «Физика. 7 класс»/ Р. Д. Минькова, Е. Н. Панаиоти. – М.: Экзамен, 2003. – 127 с. ил.
7)Перышкин А. В. Физика. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведе-ний. М.: Дрофа, 2008
- Дополнительная учебно-методическая литература:
1. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. / сост. В. А. Коровин, В. А. Орлов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 334 с.
2. Государственный образовательный стандарт общего образования. // Официальные документы в образовании. – 2004. № 24-25.
3. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Образование в документах и комментариях. – М.: АСТ «Астрель» Профиздат. -2005. 64 с.
4. Сборник нормативных документов. Физика./сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007 . -207 с.
5. Дидактические карточки-задания М. А. Ушаковой, К. М. Ушакова, дидактические материалы по физике (А. Е. Марон, Е. А. Марон), тесты (Н К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова) для самостоятельной работы школьников в классе и дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...