Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физических явлений путем использования художественной литературы
статья по физике (7 класс) на тему
В данной статье рассматривается эффективность использования художественно-литературных и поэтических образов на уроках физики. Приведены примеры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizicheskie_yavleniya.docx | 37.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении
физических явлений путем использования художественной литературы
Физика относится к точным наукам и среди школьных дисциплин занимает особое место: как учебный предмет она формирует у учащихся естественнонаучную картину мира.
Считается, что, если прозвенел звонок на урок физики, то все постороннее – литература, искусство, поэзия – должно уступить место точным экспериментам и строгим доказательствам. Но и физика, и литература отражают один и тот же реальный мир, хотя и различными средствами. Физика – в понятиях, законах, теориях, а литература – в образах, что зачастую ближе и понятнее ученикам.
Перегруженность существующих программ учебным материалом, конспективность изложения некоторых вопросов в учебнике, необходимость научить школьников видеть проявление физических законов в окружающей жизни и природе, обилие задач - все это делает изучение физики до предела заполненными и часто трудными для понимания.
Школьники имеют весьма разнообразные интересы. Они увлекаются спортом, музыкой, литературой, поэзией, … . Поэтому целесообразно развивать у школьников интерес к физике за счет уже имеющихся у них интересов к этим видам творческой деятельности.
Умелое привлечение разнообразных интересов школьников создает условия для самоутверждения личности, роста веры в свои силы. Ученик получает возможность при изучении физики проявлять свои знания и умения в наиболее интересующей его области, раскрыть свои способности.
Поэтому следует признать ошибочным мнение о несовместимости науки и искусства.
И наука и искусство отражают один и тот же реальный мир. но используют при этом разные средства. Наука отражает действительность в понятиях. законах. теориях. а искусство - в образах. что часто гораздо ближе и понятнее учащимся. Оба эти способа познания окружающего мира могут дополнять и взаимно обогащать друг друга.
История богата примерами, которые показывают, какую большую роль в творческом процессе ученых играли чувства, вызванные произведениями искусства.
Луи де Бройль и Нильс Бор утверждали, что искусство приводит ученого к принципиально новому знанию.
Искусство не только и не столько хобби в жизни ученого, не только и не столько средство отдыха и приятного времени препровождения, сколько совершенно необходимая для самой научной деятельности «гимнастика ума», «тренировка» его способности рождать фантазии, находить новые связи и ассоциации».
Для создания и поддержания интереса к изучению физики могут служить произведения художественной литературы. Они богаты описанием различных физических явлений природы, интересных фактов.
Часто произведения литературы ярко и по-новому отражают физические явления и понятия,
Художественные описания отличаются, прежде всего, своей доступностью и образностью. Использование в преподавании физики произведений литературы позволяет в значительной мере облегчить учащимся усвоение материала, а изучение физики делает более интересным и эмоциональным для учащихся. Кроме того, учитель получает возможность наглядно представить богатый иллюстративный материал к различным разделам курса физики, опираясь на который ученик создает для себя наглядные образы. Заключая в себе эмоциональный элемент, этот материал легко воспринимается школьниками.
Чтение отрывков из художественных произведений активизирует «лириков». Физика перестает быть для них сухой и отвлеченной наукой, так как помогает увидеть вокруг разнообразные физические явления, ранее не замеченные ими, помогает им быть более наблюдательными.
Умелое и своевременное использование художественной литературы при изучении физики пробуждает у учащихся интерес к изучаемому материалу, помогает им осознать и лучше запомнить пройденное.
Произведения художественной литературы для более активного изучения физики можно использовать как на уроках физики, так и для внеклассных мероприятий.
Еще одной формой использования художественной литературы для изучения физики может служить создание презентаций, написание рефератов, докладов с примерами из художественной литературы.
Художественный текст:
- может служить великолепной, почти «наглядной» иллюстрацией физического явления.
- создает особый эмоциональный настрой, провоцирует и обостряет интерес к изучаемому физическому явлению.
- служит для осознания возможности разных подходов при рассмотрении одного и того же физического явления.
- не только открывает нам совершенство и закономерность физического бытия, но и помогает увидеть красоту природы, языка, художественного слова.
Особо близки учащимся художественные образы природных явлений: окружающая нас природа - эта гигантская физическая лаборатория, которая демонстрирует нам единство физической картины мира, взаимосвязь физических явлений. Например, гроза. В художественных образах грозы (прозаических и поэтических) мы встречаем проявления законов механики, гидростатики, термодинамики, молекулярной физики, электростатики, электродинамики, акустики, оптики.
Современные школьники знают, хотя бы в общих чертах, как работает двигатель современного автомобиля, зачем нужен трансформатор, почему взлетает ракета, что такое ускоритель частиц, атомный реактор, лазер. Однако они часто не знают, почему небо голубое, как созревает и как разрушается грозовая туча, почему молния бьет не сверху вниз (как это часто полагают), а как раз наоборот - снизу вверх, отчего бывает двойная радуга, что такое гало, зеленый луч, серебристые облака, цунами.
Необходимо особенно подчеркнуть, что достаточно глубокое изучение физики природных явлений стало возможным, в основном, лишь в наше время - благодаря успехам современной физики (а также химии и биологии). Важно также помнить, что изучение физики природных явлений позволяет успешно решать различные технические проблемы. Достаточно вспомнить о таком научно- техническом направлении, как бионика. Человек издавна учился у природы. Многого не понимая в природе, он, естественно, не мог быть слишком хорошим ее учеником. В наше время человек, вооруженный комплексом современных научных знаний и прекрасными измерительными приборами и устройствами, уже в состоянии заглянуть в самые сокровенные «тайники» природы. Поэтому именно теперь он способен многое взять от природы, способен многому у нее научиться.
Кроме чисто познавательной ценности изучения физики природных явлений оно очень важно также и в другом отношении. Литература и искусство прекрасно развивают в нас поэтическое, эмоциональное восприятие природы. По- стигая одновременно физику явлений природы, мы тем самым объединяем эмоциональное восприятие с рациональным. В результате мы учимся видеть красоту в физике и, более того, учимся вообще более глубоко чувствовать прекрасное. В этом состоит эстетическая ценность изучения физики природы.
Очень важно также иметь в виду, что понимание процессов, происходящих в природе, является залогом бережного отношения к природе, что очень важно в наше время, когда вооруженный мощной техникой человек в состоянии не только искалечить, но и вообще погубить земную природу.
Следует отметить, что учеников всегда очень привлекает применение полученных им на уроке теоретических знаний для объяснения хорошо известных ему явлений. Особенно если эти знания могут быть применены ими для объяснения явлений в смежных областях науки, техники и даже в восприятии ими произведений искусства. Это способствует закреплению полученных знаний по физике, выработке представлений об их универсальности, о единстве природы, ее общих закономерностях. Перед школьниками раскрываются новые возможности познания, открываются новые аспекты знаний и способов их добывания.
Художественные произведения и отрывки из них могут использоваться при изучении физики с разными дидактическими целями:
Дидактическая цель | Форма реализации цели | Функции художественной литературы | Задачи ученика по использованию функций |
Постановка проблемы | Создание проблемной ситуации | Описание проблемной ситуации, объяснение ошибки, объяснение фантастического проекта | Пробуждение интереса к сущности изучаемого, применение знаний для объяснения описанной ситуации. |
Проверка знаний | Вопросы учителя к учащимся, вопросы для письменного ответа в самостоятельной работе. | Предъявление информации об объекте. | Найти объяснение физическому явлению, перекодирование информации с языка художественной литературы на язык науки. |
Объяснение нового материала. | Примеры в рассказе учителя. | Формирование представлений о целостной картине мира, о взаимодополнимости способов научного и художественного видения мира, о нравственных регулятивах познания. | Проявить ценностноценочное отношение к цели, процессу и результату научного познания. |
Закрепление знаний. | Вопросы учителя. | Стимулирование образной памяти, создание широкой поисково- познавательной доминанты при сложившихся стержневых интересах познавательной доминанты. | Установить причинноследственные связи, найти примеры использования физических знаний на знаний на практике, самостоятельное составление и решение задач на основе литературной ситуации |
Повторение учебного материала. | Проведение внеклассного мероприятия. | Создание эмоциональной основы для запоминания. | Овладение умениями предметной регуляции познавательной деятельности. |
Например, все преподаватели физики прекрасно знают, как сложно начинать новую тему «Интерференция света» с объяснения понятий «когерентные источники» и «интерференционная картина», - урок выходит обычно весьма сложным и скучноватым. Здесь уместно прочитать отрывок из стихотворения С. Я. Маршака «Мыльные пузыри».
- "Сияя гладкой пеной,
- Растягиваясь вширь,
- Выходит нежный, тонкий
- Раскрашенный пузырь.
- Горит как хвост павлиний.
- Лиловый, красный, синий,
- Зеленый, желтый цвет.
- Взметаем шар надутый
- Прозрачнее стекла
- Внутри его как - будто
- Сверкают зеркала
- Он воздухом надутый по воздуху плывёт
- Но ни одной минуты на свете не живёт
- Нарядный, разноцветный, пропал он на всегда,
- Распался незаметно, распался без следа..."
Также можно прочесть и ((Л. Н. Мартынов. «Гиперболы».)
- И нефть, попав из бака в водоем,
- Павлиний хвост внезапно распустила.
- Она об органическом своем
- Происхожденье снова загрустила.
Такие хорошо знакомых учащимся образные представления явления интерференции в тонких пленках существенно облегчают восприятие ими понятий «когерентные источники» и «интерференционная картина».
Эффективность использования художественно-литературных и поэтических образов была апробирована мною при проведении уроков физики практически по всем темам курса физики. Значительная подборка материалов по данной теме содержится в моей презентации «Физика языком литературы» (см. http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2012/11/29/fizicheskie-yavleniya-yazykom-literatury-v-ramkakh-obshcheshkolnogo).
Научное познание природы и ее поэтическое восприятие идут рука об руку, взаимно обогащая друг друга. Знание физики природных явлений позволяет еще сильнее ощутить их внутреннюю гармонию и красоту. В свою очередь, ощущение этой красоты есть дополнительный и притом мощный стимул к дальнейшему исследованию. И это совершенно естественно, потому что человеческий дух не ведает резкой границы между рациональным и эмоциональным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках технологии с использованием ИКТ
Обучение с использованием средств ИКТ позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности как активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в ус...
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке химии с использованием репродуктивных, эвристических и исследовательских заданий»
В условиях реформирования системы образования, когда человек провозглашается наивысшей ценностью общества, целью химического образования является усвоение основ химии для обеспечения условий для интел...
Тема самообразрвания "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через использование дидактического ресурса личностно-ориентированного образования"
Анализ собственной педагогической деятельности, почти 20-летний опыт работы позволили мне выделить и проанализировать основные проблемы, возникающие перед учителем в процессе реформ, внедрения инновац...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках технологии с использованием ИКТ
Живя в мире высоких информационных технологий, само общество вовлекает всех в процесс информатизации. Потребность человека занять свое место в социуме, приводит к необходимости применения современных ...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках технологии с использованием ИКТ
В презентации кратко освещаются возможности использования ИКТ на уроках технологии, даются название программ, которыми удобно пользоваться при проведении уроков....
Опыт по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики с использованием ИКТ"
для учителей математики...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории путем сочетания информационно-коммуникационных технологий и технологии развития критического мышления
Умелое сочетание различных технологий может способствовать развитию у учащихся необходимых для жизни умений и навыков, что в свою очередь будет содействовать активизации познавательной деятельно...