Рабочая программа и КТП по физике в 7 классе
рабочая программа по физике (7 класс) по теме
Рабочая программа по физике в 7 классе по УМК Н,М. Шахмаева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizika_7.docx | 48.34 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Физика 7» составлена на основе нормативных правовых актов и инструктивно – методических документов:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
- Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Программа по физике, 7 – 9 класс, авторы Н.М. Шахмаев, А.В. Бунчук, В.А. Коровин.
- Методическое письмо « О преподавании учебного предмета «Физика» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.12.2009 года № 822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;
- Годовой календарный график МБОУ СОШ № 3 г. Сальска на 2013-2014
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени основного общего образования - минимальный уровень.
В 7 классе на изучение предмета отводится 70 часов из расчета 2 часа в неделю (35 учебных недели) в т. ч. на контрольные работы отводится 6 часов , лабораторные работы 9 часов
В соответствии с учебным планом и расписанием МБОУ СОШ № 3 г. Сальска на 2013-2014 учебный год, а также с государственными праздниками 1.05, данная программа рассчитана на 69 часов. Из общего количества часов, отведенных на изучение курса физики, мною было сокращено количество часов за счет уплотнения и блоковой подачи учебного материала по теме «Повторение» (на 1час).
Содержание рабочей программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе МБОУ СОШ № 3 г. Сальска. Она включает в себя все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по физике .
Преобладающими формами текущего контроля выступают письменный опрос (самостоятельные и контрольные работы, лабораторные работы) и устный опрос.
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ п/п | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1 | Н.М.Шахмаев, Ю.И.Дик, А.В.Бунчук | Физика7класс | 2009 | Мнемозина. |
2 | Н.А. Матвеева | Методика преподавания физики 7 класс | 2010 | Мнемозина |
3 | М.С.Атаманская, Л.В.Матюшкина, О.Б.Якунина | Физика 7 – 9классы.Контрольные работы к учебникам Н.М. Шахмаева, Ю.И. Дик, А.В. Бунчук | 2009 | Легион |
4 | Т.М. Гребёнкина | Физика 7 класс. Нестандартные уроки. | 2008 | Корифей. |
5 | В.И.Лукашик, Е. В. Иванова | Сборник задач по физике 7 – 9 | 2008 | Просвещение. |
Физика в современном обществе имеет исключительно важное значение для общего образования и формирования мировоззрения. Первый год обучения необходимо посвятить пробуждению и развитию у учащихся интереса к физике, без которого не может быть успешного обучения в последующие годы. Курс физики Н. М. Шахмаева составлен в соответствии с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребенок устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Курс ориентирован в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка.
Курс составлен в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования 2004 года и направлен на реализацию следующих основных целей:
- формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
- приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
- подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
В результате освоения содержания основного общего образования учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности.
Познавательная деятельность:— использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.). Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья, выделение характерных причинно-следственных связей;
— определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
- сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому;
- исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений, описание результатов этих работ;
- творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Информационно-коммуникативная деятельность:
- адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;
- осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге. Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно). Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- умение перефразировать мысль. Выбор и использование средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
—использование для решения познавательных и коммуникативных
задач различных источников информации, включая энциклопедии, слова
ри, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Рефлексивная деятельность:
— самостоятельная организация учебной деятельности (постановка це
ли, планирование и др.). Владение навыками контроля и оценки своей де
ятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий.
Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учеб
ных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и
эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих инте ресов и возможностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
- владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения;
- оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
—освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и
квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах,
которым они подчиняются, методах научного познания природы и форми
рование на этой основе представлений о физической картине мира;
—- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных физических явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природоиспользования и охраны окружающей среды.
В качестве концептуальной основы построения программы по физике рассматривается современный метод научного познания, суть которого заключается в модельном отражении действительности.
Содержание курса « Физика – 7».
1 |
Раздел 1. Введение. (1час)
| ||
Содержание | Знания | Умения | |
Физические явления. Методы изучения физических явлений. Физика – основа техники. |
|
| |
2 |
Раздел 2. первоначальные сведения о свете. (18 часов).
| ||
Источники и приёмники света. Прямолинейное распространение света. Скорость света. Тень и полутень. Затмения Солнца и Луны. Законы отражения. Плоское зеркало. Изображение в плоском зеркале. Сферические зеркала. Применение выпуклых сферических зеркал в технике. Законы преломления. Линзы. Оптические приборы. Фотоаппарат. Лупа. Театральный бинокль. Глаз и зрение. Очки. Разложение белого света в спектр. Опыты Ньютона. Сложение цветных пучков в света. |
|
| |
3 |
Раздел 3.Первоначальные сведения о звуке. (8 часов)
| ||
Источники и приёмники звука. Распространение звука. Скорость распространения звука. Звуковые волны. Громкость звука. Высота тона. Тембр звука. Действие звуков на организм человека. Отражение звука. Законы отражения. Эхо. Музыкальные звуки. Приборы и приспособления, служащие для усиления звука. Ультразвук. |
|
| |
4 |
Раздел 4.Физические величины -17 часов | ||
Дискретное строение вещества. Молекулы. Непрерывное и хаотическое движение частиц вещества. Броуновское движение. Диффузия. Движение и взаимодействие частиц вещества. Расположение частиц в твёрдых телах, жидкостях и газах. Молекулярное строение льда, воды и водяного пара. |
|
| |
5 |
Раздел 5. Первоначальные сведения о строении вещества. (6 часов).
| ||
Масса. единица массы. Плотность. Сила. Единица силы. Динамометр. Сила тяжести. Давление. Единица давления. Работа. Единица работы. Мощность. Единица мощности. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Энергия рек и ветра. |
|
| |
6 |
Раздел 6. Тепловые явления. (12 часов)
| ||
Источники и приёмники тепла. Тепловое расширение. Температура. Термометр. Медицинский термометр. Связь температуры со скоростью движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Термос. Теплоизоляция и отопление домов. Сравнение теплопроводности различных материалов. Количество теплоты. Удельная теплоёмкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Испарение и конденсация. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. |
|
| |
7 |
Раздел 7. Тепловые двигатели. ( 6 часов)
| ||
Устройство и принцип работы реактивного двигателя. Двигатели внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД тепловой машины. Тепловые двигатели и охрана природы. |
|
| |
| |||
|
Учебно-тематический план
7 КЛАСС
№ | Наименование тем | Всего часов | В том числе на: | ||
Уроки | Лабораторные работы | Контрольные работы | |||
1. | Введение | 1 | - | ||
2. | Первоначальные сведения о свете | 18 | 14 | 3 | 1 |
3. | Первоначальные сведения о звуке | 8 | 5 | 1 | |
4. | Физические величины | 17 | 13 | 3 | 1 |
5. | Первоначальные сведения о строении вещества | 6 | 4 | 1 | 1 |
6. | Тепловые явления | 12 | 9 | 2 | 1 |
7. | Тепловые двигатели | 6 | 9 | 1 | |
8. | Повторение | 1 | 1 | ||
Всего: | 69 | 54 | 9 | 6 |
ПО ФИЗИКЕ В 7 КЛАССЕ
№ п/п | Раздел
Тема
| Кол-во часов | Дата | Форма урока | Вид контроля |
Введение | 1ч | ||||
1 | Физические явления. Методы изучения физических явлений. Физика-основа техники. | 1 | 3.09 | лекция | |
Первоначальные сведения о свете -18 часов | |||||
2 | Источники и приемники света | 1 | 5.09 | лекция | |
3 | Распространение света | 1 | 10.09 | лекция | |
4 | Солнечное и лунное затмение | 1 | 12.09 | урок-сообщение | |
5 | Отражение света | 1 | 17.09 | лекция | |
6 | Решение задач | 1 | 19.09 | практикум | |
7 | Оптическое изображение | 1 | 24.09 | лекция | |
8 | Изображение в плоском зеркале | 1 | 26.09 | практикум | |
9 | Преломление света | 1 | 1.10 | лекция | |
10 | Линзы. Свойства изображений, создаваемых линзами | 3.10 | |||
11 | Решение задач | 1 | 8.10 | ||
12 | Лабораторная работа 1. Измерение фокусного расстояния и оптической силы линзы | 1 | 10.10 | урок- эксперимент | л/р |
13 | Оптические приборы | 1 | 15.10 | ||
14 | Глаз и зрение | 1 | 17.10 | лекция | |
15 | О составе света | 1 | 22.10 | лекция | |
16 | Решение задач | 1 | 24.10 | практикум | |
17 | Контрольная работа №1 «Первоначальные сведения о свете» | 1 | 29.10 | к/р | |
18 | Лабораторная работа 2. Получение изображений с помощью линзы. | 1 | 31.10 | практикум | л/р |
19 | Лабораторная работа 3. Наблюдение дисперсии света. | 1 | 12.11 | л/р | |
Первоначальные сведения о звуке -8 часов | |||||
20 | Источники и приемники звука. | 1 | 14.11 | лекция | |
21 | Распространение звука. | 1 | 19.11 | лекция | |
22 | Звуковые волны. | 1 | 21.11 | лекция | |
23 | Характеристики звука. | 1 | 26.11 | лекция | |
24 | Зачем музыкальным инструментам корпус? | 1 | 28.11 | лекция | |
25 | Отражение звука. | 1 | 3.12 | практикум | |
26 | Ультразвук. | 1 | 5.12 | лекция | |
27 | Контрольная работа 2. Первоначальные сведения о звуке | 1 | 10.12 | к/р | |
Физические величины -17 часов | |||||
28 | Масса. | 1 | 12.12 | лекция | |
29 | Лабораторная работа 4. Измерение массы тела на рычажных весах. | 1 | 17.12 | урок- эксперимент | л/р |
30 | Лабораторная работа 5. Измерение плотности твердого тела. | 1 | 19.12 | урок- эксперимент | л/р |
31 | Решение задач. | 1 | 24.12 | практикум | |
32 | Сила. | 1 | 26.12 | лекция | |
33 | Лабораторная работа 6. Градуирование пружины и измерение сил динамометром. | 1 | 14.01 | урок- эксперимент | л/р |
34 | Решение задач. | 1 | 16.01 | практикум | |
35 | Давление. | 1 | 21.01 | лекция | |
36 | Решение задач. | 1 | 23.01 | практикум | |
37 | Работа. | 1 | 28.01 | лекция | |
38 | Решение задач. | 1 | 30.01 | ||
39 | Мощность. | 1 | 4.02 | лекция | |
40 | Решение задач. | 1 | 6.02 | практикум | |
41 | Энергия. | 1 | 11.02 | лекция | |
42 | Решение задач. | 1 | 13.02 | практикум | |
43 | Превращение энергии. | 1 | 18.02 | лекция | |
44 | Контрольная работа 3. Физические величины | 1 | 20.02 | к/р | |
Первоначальные сведения о строении вещества | 6ч | ||||
45 | Молекулы. | 1 | 25.02 | лекция | |
46 | Лабораторная работа 7. Измерение размеров малых тел. | 1 | 27.02 | л/р | |
47 | Взаимодействие молекул. | 1 | 4.03 | лекция | |
48 | Движение молекул. Броуновское движение. | 1 | 6.03 | лекция | |
49 | Строение газообразных, жидких и твердых тел. | 1 | 11.03 | лекция | |
50 | Контрольная работа 4. Первоначальные сведения о строении вещества | 1 | 13.03 | к/р | |
Тепловые явления -12 часов | |||||
51 | Что такое тепловые явления. Тепловое расширение. | 1 | 18.03 | лекция | |
52 | Температура. Особенности теплового расширения воды. | 1 | 20.03 | лекция | |
53 | Лабораторная работа 8. Градуировка комнатного термометра. | 1 | 1.04 | урок- эксперимент | |
54 | Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии тела. | 1 | 3.04 | лекция | |
55 | Виды теплообмена. Как рассчитать количество теплоты при теплообмене. | 1 | 8.04 | практикум | |
56 | Уравнение теплового баланса. Лабораторная работа 9. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры. | 1 | 10.04 | урок- эксперимент | |
57 | Плавление и отвердевание. | 1 | 15.04 | практикум | |
58 | Испарение и конденсация. | 1 | 17.04 | практикум | |
59 | Кипение. | 1 | 22.04 | практикум | |
60 | Влажность воздуха. | 1 | 24.04 | практикум | |
61 | Энергия топлива. | 1 | 29.04 | практикум | |
62 | Контрольная работа 5. Тепловые явления | 1 | 6.05 | к/р | |
Тепловые двигатели | 6ч | ||||
63 | Тепловые двигатели. | 1 | 8.05 | лекция | |
64 | Устройство и действие реактивного двигателя. | 1 | 13.05 | лекция | |
65 | Поршневые двигатели внутреннего сгорания. | 1 | 15.05 | лекция | |
66 | Паровая турбина. | 1 | 20.05 | лекция | |
67 | Контрольная работа 6. Тепловые двигатели | 1 | 22.05 | к/р | |
68 | Анализ контрольной работы | 1 | 27.05 | ||
69 | Решение задач | 1 | 29.05 | ||
Всего - | 69 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и КТП по физике 11 класс
Полное описание КТП и Рабочей программы по физике 11 класс 2013-14 уч.год...
Рабочая программа и КТП по физике 11 класс
Полное описание КТП и Рабочей программы по физике 11 класс 2013-14 уч.год...
Рабочая программа и КТП по физике 8 класс
Рабочая программа и КТП по физике в 8 классе по УМК Н.М.Шахмаева...
Рабочая программа элективного курса по физике 10 класс «Использование возможностей решения качественных задач по физике в социально-экономических расчётах».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАСодержание образования в школе меняется с учетом обновления социально-экономических потребностей и условий развития общества. Меняются идеалы, ценности, на которы...
Рабочая программа учебного материала по физике 8 класса под редакцией А.В. Перышкина, согласно требованиям ФГОС
Рабочая программа по физике для 8 класса .Составлена согласно требованиям ФГОС к учебнику А.В. Перышкина "Физика 8" ( 2часа в неделю, 68 учебных часов за год)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 7 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2016-2017 учебный год
Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 7 класс разработана по новому учебнику Физики для 7-ого класса под редакцией Перышкина А.В., 2016 года издания. В новом учебнике добавлены новые пара...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 8 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 8 класса учебник под редакцией Перышкина А.В. реализуется с 2010 года, претерпела изменения, добавлены "Критерии оценок по физике", "Критерии оценивания пр...