Элективный курс по физике в 10 классе "Методы решения физических задач"
календарно-тематическое планирование по физике (10 класс) по теме
Рабочая программа и КТП элективного курса по физике в 10 классе в 2013-14 уч.году
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа элективного курса «Методы решения физических задач»
35 часов
(1 часа в неделю)
Пояснительная записка
Программный материал рассчитан для учащихся 10 классов на 1 учебный час в неделю. Настоящая программа является дополняющий материал к основному учебнику физики. Она позволяет более глубоко и осмысленно изучать практические и теоретические вопросы физики. Цель этого элективного курса – развить у учащихся следующие умения: решать предметно-типовые, графические и качественные задачи по дисциплине; осуществлять логические приемы на материале заданий по предмету; решать нестандартные задачи, а так же для подготовки учащихся к успешной сдаче ЕГЭ. Программа посвящена рассмотрению отдельных тем, важных для успешного освоения методов решения задач повышенной сложности. В программе рассматриваются теоретические вопросы, в том числе понятия, схемы и графики, которые часто встречаются в формулировках контрольно- измерительных материалов по ЕГЭ, а также практическая часть. В практической части рассматриваются вопросы по решению экспериментальных задач, которые позволяют применять математические знания и навыки, которые способствуют творческому и осмысленному восприятию материала.
В результате реализации данной программы у учащихся формируются следующие учебные компетенции:
- систематизация, закрепление и углубление знаний фундаментальных законов физики;
- умение самостоятельно работать со справочной и учебной литературой различных источников информации;
- развитие творческих способностей учащихся.
Цель: 1. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;
2. совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
3. формирование представителей о постановке, классификаций, приемах и методах решения физических задач;
4. применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания.
Задачи курса:
1. углубление и систематизация знаний учащихся;
2. усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач;
3. овладение основными методами решения задач.
4. Научить учащихся самостоятельно анализировать конкретную проблемную задачу и находить наилучший способ её решения.
5. Развить творческие способности учащихся и привитие практических умений.
Ожидаемыми результатами курса являются:
-расширение знаний об основных алгоритмах решения задач, различных методах приемах решения задач;
-умение решать задачи в области механики, молекулярной физики и термодинамики, электродинамики;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;
-сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности;
-получение представлений о роли физики в познании мира, физических и математических методах исследования.
Методические рекомендации:
По выполнению программы учащиеся должны знать:
- основные понятия физики
- основные законы физики
- вывод основных законов
- понятие инерции, закона инерции
- виды энергии
- разновидность протекания тока в различных средах
- состав атома
- закономерности, происходящие в газах, твердых, жидких телах
По выполнению программы учащиеся должны уметь производить расчеты:
- производить расчеты по физическим формулам
- производить расчеты по определению координат тел для любого вида движения
- производить расчеты по определению теплового баланса тел
- решать качественные задачи
- решать графические задачи
- снимать все необходимые данные с графиков и производить необходимые расчеты
- писать ядерные реакции
- составлять уравнения движения
- по уравнению движения, при помощи производной, находить ускорение, скорость
- давать характеристики процессам происходящие в газах
- строить графики процессов
- описывать процессы при помощи уравнения теплового баланса
- применять закон сохранения механической энергии
- применять закон сохранения импульса
- делать выводы
Учебно-тематический план
№ п\п | Содержание обучения | всего | Количество учебных занятий | |
теоретических | практических | |||
1. | Механика | 10 ч. | 6 | 4 |
| Кинематика | 8 | 2 | 2 |
| Динамика | 5 | 2 | 2 |
| Законы сохранения | 8 | 2 | 1 |
2. | Молекулярная физика | 12 ч. | 4 | 8 |
3. | Электродинамика | 11 ч. | 5 | 6 |
4. | Эксперимент | 1 ч. | 1 ч. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Всего часов | 34 | 16 | 18 |
Содержание курса
Описание содержания разделов программы элективного курса «Методы решения физических задач»
(10 класс, 1 ч. в неделю, 35ч.)
1. Эксперимент (1 ч.)
Основы теории погрешностей. Погрешности прямых измерений. Представление результатов измерений в форме таблиц и графиков.
2. Механика (10 ч.)
Кинематика поступательного и вращательного движения. Уравнения движения. Графики основных кинематических параметров.
Динамика. Законы Ньютона. Силы в механике: силы тяжести, упругости, трения, гравитационного притяжения.
Статика. Момент силы. Условия равновесия тел. Гидростатика.
Движение тел со связями – приложение законов Ньютона.
Законы сохранения импульса и энергии.
3. Молекулярная физика и термодинамика (12 ч.)
Основное уравнение МКТ газов.
Уравнение состояния идеального газа – следствие из основного уравнения МКТ. Изопроцессы..
Первый закон термодинамики и его применение для различных процессов изменения состояния системы. Термодинамика изменения агрегатных состояний веществ. Насыщенный пар.
Второй закон термодинамики, расчет КПД тепловых двигателей.
4. Электродинамика
(электростатика и постоянный ток) (11 ч. )
Электростатика. Напряженность и потенциал электростатического поля точечного заряда. Графики напряженности и потенциала. Принцип суперпозиции электрических полей. Энергия взаимодействия зарядов.
Конденсаторы. Энергия электрического поля
Постоянный ток. Закон Ома для однородного участка и полной цепи. Расчет разветвленных электрических цепей.
Магнитное поле. Принцип суперпозиции магнитных полей. Силы Ампера и Лоренца. Электромагнитная индукция
Учебно-тематический план
прохождении курса в течение 1 года
(10 класс, 35 ч., 1 ч. в неделю)
№ урока | Тема занятия | Вид занятия | Дата |
10 класс (35 ч., 1 ч. в неделю) | |||
I. Эксперимент (1 ч.) | |||
1/1 | Основы теории погрешностей. Погрешности прямых измерений. Представление результатов измерений в форме таблиц и графиков. | Лекция 1 | 7.09 |
II. Механика (11 ч.) | |||
2/1 | Кинематика поступателного и вращательного двжения. Уравнения движения. Графики основных кинематических параметров | Лекция 2 | 14.09 |
3/2 | Решение задач по кинематике поступательного и вращательного движения. | Практическое занятие 1 | 21.09 |
4/3 | Решение задач по теме «Графики основных кинематических параметров» | Практическое занятие 2 | 28.09 |
5/4 | Динамика. Законы Ньютона. Силы в механике. | Лекция 3 | 5.10 |
6/5 | Решение задач по теме «Законы Ньютона» | Практическое занятие 3 | 12.09 |
7/6 | Решение задач по теме «Силы в механике» | Практическое занятие 4 | 19.09 |
8/7 | Решение задач по теме «Статика» | Практическое занятие 5 | 26.1 |
9/8 | Решение задач по теме «Гидростатика» | Практическое занятие 6 | 2.11 |
10/9 | Законы сохранения | Лекция 4 | 16.11 |
11/10 | Решение задач по теме «Законы сохранения» | Практическое занятие 7 | 23.11 |
12/11 | Решение задач по теме «Законы сохранения» | Практическое занятие 8 | 30.11 |
III.Молекулярная физика и термодинамика (12 ч.) | |||
13/1 | Основное уравнение МКТ газов.Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы | Лекция 5 | 7.12 |
14/2 | Решение задач по теме «Основное уравнениеМКТ» | Практическое занятие 9 | 14.12 |
15/3 | Решение задач по теме «Уравнение состояния идеального газа» | Практическое занятие 10 | 21.12 |
16/4 | Решение задач по теме «Изопроцессы» | Практическое занятие 11 | 28.12 |
17/5 | Решение графических задач по теме «Изопроцессы» | Практическое занятие 12 | 18.01 |
18/6 | Первый закон термодинамики и его применение для различных процессов изменения состояния системы. Термодинамика изменения агрегатных состояний веществ. Насыщенный пар. | Лекция 6 | 25.01 |
19/7 | Решение задач по теме «Первый закон термодинамики» | Практическое занятие 13 | 1.02 |
20/8 | Решение задач по теме «Агрегатные состояния вещества.» | Практическое занятие 14 | 8.02 |
21/9 | Решение задач на уравнение теплового баланса | Практическое занятие 15 | 15.02 |
22/10 | Решение задач по теме «Насыщенный пар» | Практическое занятие 16 | 22.02 |
23/11 | Второй закон термодинамики, расчет КПД тепловых двигателей. | Лекция 7 | 1.03 |
24/12 | Решение задач по теме. «Молекулярная физика» | Практическое занятие 17 | 15.03 |
IV. Электродинамика (электростатика, постоянный ток) (10 ч.) | |||
25/1 | Напряженность и потенциал электростатического поля точечного заряда. Графики напряженности и потенциала. Принцип суперпозиции электрических полей. Энергия взаимодействия зарядов. | Лекция 8 | 22.03 |
26/2 | Решение задач по теме «Напряженность и потенциал электростатического поля точечного заряда. Графики напряженности и потенциала» | Практическое занятие 18 | 5.04 |
27/3 | Решение задач по теме «Принцип суперпозицииэлектрических полей. Энергия взаимодействия зарядов» | Практическое занятие 19 | 12.04 |
28/4 | Решение задач по теме « Конденсаторы. Энергия электрического поля» | Практическое занятие 20 | 19.02 |
29/5 | Решение задач по теме «Движение электрических зарядов в электрическом поле» | Практическое занятие 21 | 26.04 |
30/6 | Постоянный ток. Закон Ома для однородного участка и полной цепи. Расчет разветвленных электрических цепей. | Лекция 9 | 3.05 |
31/7 | Решение задач по теме «Закон Ома для однородного участка цепи» | Практическое занятие 22 | 10.05 |
32/8 | Решение задач по теме «Закон Ома для полной цепи» | Практическое занятие 23 | 17.05 |
33/9 | Решение задач на расчет работы мощности электрического тока. | Практическое занятие 24 | 24.05 |
34/10 | Решение задач по теме | Практическое занятие 25 | 31.05 |
Литература, используемая учащимися:
- Физика-10, авт. Л.Э. Генденштейн.
- Сборник задач по физике, авт. А.П. Рымкевич
- Сборник тестовых заданий по физике, авт. К.Н. Кабардин, Г.Я. Орлов
- Физика ЕГЭ 2013-2014
Литература, используемая учителем:
- Сборник задач по физике, авт.А.С. Степанов
- Сборник задач по физике, авт. Г.П. Демкович
- Сборник тестовых заданий по физике, авт. К.Н. Кабардин, Г.Я. Орлов
- Физика ЕГЭ 2012-2013
- Демоверсии ЕГЭ 2013-2014
- Сборник качественных задач, авт. И.Н. Тульчинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/07/picture-159491-1354850452.jpg)
Рабочая программа элективного курса по химии, 10 класс "Решение расчетных задач по химии"
Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по химии, 10 класс "Решение расчетных задач по химии"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/27/picture-318654-1382870359.jpg)
Элективный курс по математике 9 класс"Решение текстовых задач"
"Решение текстовых задач" элективный курс по математике в 9 классе...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/03/picture-393397-1391406860.jpg)
Элективный курс для учащихся 10 классов "Решение текстовых задач"
Основная задача обучения математике в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной и трудовой деятельности каждому ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/29/picture-451359-1409303533.jpg)
ПРЕДМЕТНЫЙ КУРС ПО ФИЗИКЕ ** 10 КЛАСС « РЕШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ»
Программа рассчитана на 34 часа. Автор программы: учитель физики МАОУ СОШ №1 п. Боровский...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/09/picture-279381-1376063412.jpg)
Элективный курс в 11 классе «Способы решения расчетных задач по химии»
Данный образовательный курс расширяет и углубляет компонент химического образования. Представленная программа включает новые знания для учащихся, не содержащиеся в базовых программах. Эти знания вызыв...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/01/picture-757596-1456846197.jpg)
Рабочая программа элективного курса в 9 классе «Практикум решения математических задач при подготовке к ОГЭ»
Рабочая программа элективного курса в 9 классе «Практикум решения математических задач при подготовке к ОГЭ»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/11/picture-359322-1389384438.jpg)
Элективный курс "Просто о сложном: методы решения физических задач"
Программа элективного курса для учащихся 10-го гумманитарного класса, желающих более углубленно изучать физику. Программа позволяет при 2-х часах физики в неделю подготовитьучащихся к сдаче ЕГЭ за сче...