Элективный курс по физике в 10 классе "Методы решения физических задач"
календарно-тематическое планирование по физике (10 класс) по теме
Рабочая программа и КТП элективного курса по физике в 10 классе в 2013-14 уч.году
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_fizika_10.docx | 30.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа элективного курса «Методы решения физических задач»
35 часов
(1 часа в неделю)
Пояснительная записка
Программный материал рассчитан для учащихся 10 классов на 1 учебный час в неделю. Настоящая программа является дополняющий материал к основному учебнику физики. Она позволяет более глубоко и осмысленно изучать практические и теоретические вопросы физики. Цель этого элективного курса – развить у учащихся следующие умения: решать предметно-типовые, графические и качественные задачи по дисциплине; осуществлять логические приемы на материале заданий по предмету; решать нестандартные задачи, а так же для подготовки учащихся к успешной сдаче ЕГЭ. Программа посвящена рассмотрению отдельных тем, важных для успешного освоения методов решения задач повышенной сложности. В программе рассматриваются теоретические вопросы, в том числе понятия, схемы и графики, которые часто встречаются в формулировках контрольно- измерительных материалов по ЕГЭ, а также практическая часть. В практической части рассматриваются вопросы по решению экспериментальных задач, которые позволяют применять математические знания и навыки, которые способствуют творческому и осмысленному восприятию материала.
В результате реализации данной программы у учащихся формируются следующие учебные компетенции:
- систематизация, закрепление и углубление знаний фундаментальных законов физики;
- умение самостоятельно работать со справочной и учебной литературой различных источников информации;
- развитие творческих способностей учащихся.
Цель: 1. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;
2. совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
3. формирование представителей о постановке, классификаций, приемах и методах решения физических задач;
4. применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания.
Задачи курса:
1. углубление и систематизация знаний учащихся;
2. усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач;
3. овладение основными методами решения задач.
4. Научить учащихся самостоятельно анализировать конкретную проблемную задачу и находить наилучший способ её решения.
5. Развить творческие способности учащихся и привитие практических умений.
Ожидаемыми результатами курса являются:
-расширение знаний об основных алгоритмах решения задач, различных методах приемах решения задач;
-умение решать задачи в области механики, молекулярной физики и термодинамики, электродинамики;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;
-сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности;
-получение представлений о роли физики в познании мира, физических и математических методах исследования.
Методические рекомендации:
По выполнению программы учащиеся должны знать:
- основные понятия физики
- основные законы физики
- вывод основных законов
- понятие инерции, закона инерции
- виды энергии
- разновидность протекания тока в различных средах
- состав атома
- закономерности, происходящие в газах, твердых, жидких телах
По выполнению программы учащиеся должны уметь производить расчеты:
- производить расчеты по физическим формулам
- производить расчеты по определению координат тел для любого вида движения
- производить расчеты по определению теплового баланса тел
- решать качественные задачи
- решать графические задачи
- снимать все необходимые данные с графиков и производить необходимые расчеты
- писать ядерные реакции
- составлять уравнения движения
- по уравнению движения, при помощи производной, находить ускорение, скорость
- давать характеристики процессам происходящие в газах
- строить графики процессов
- описывать процессы при помощи уравнения теплового баланса
- применять закон сохранения механической энергии
- применять закон сохранения импульса
- делать выводы
Учебно-тематический план
№ п\п | Содержание обучения | всего | Количество учебных занятий | |
теоретических | практических | |||
1. | Механика | 10 ч. | 6 | 4 |
| Кинематика | 8 | 2 | 2 |
| Динамика | 5 | 2 | 2 |
| Законы сохранения | 8 | 2 | 1 |
2. | Молекулярная физика | 12 ч. | 4 | 8 |
3. | Электродинамика | 11 ч. | 5 | 6 |
4. | Эксперимент | 1 ч. | 1 ч. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Всего часов | 34 | 16 | 18 |
Содержание курса
Описание содержания разделов программы элективного курса «Методы решения физических задач»
(10 класс, 1 ч. в неделю, 35ч.)
1. Эксперимент (1 ч.)
Основы теории погрешностей. Погрешности прямых измерений. Представление результатов измерений в форме таблиц и графиков.
2. Механика (10 ч.)
Кинематика поступательного и вращательного движения. Уравнения движения. Графики основных кинематических параметров.
Динамика. Законы Ньютона. Силы в механике: силы тяжести, упругости, трения, гравитационного притяжения.
Статика. Момент силы. Условия равновесия тел. Гидростатика.
Движение тел со связями – приложение законов Ньютона.
Законы сохранения импульса и энергии.
3. Молекулярная физика и термодинамика (12 ч.)
Основное уравнение МКТ газов.
Уравнение состояния идеального газа – следствие из основного уравнения МКТ. Изопроцессы..
Первый закон термодинамики и его применение для различных процессов изменения состояния системы. Термодинамика изменения агрегатных состояний веществ. Насыщенный пар.
Второй закон термодинамики, расчет КПД тепловых двигателей.
4. Электродинамика
(электростатика и постоянный ток) (11 ч. )
Электростатика. Напряженность и потенциал электростатического поля точечного заряда. Графики напряженности и потенциала. Принцип суперпозиции электрических полей. Энергия взаимодействия зарядов.
Конденсаторы. Энергия электрического поля
Постоянный ток. Закон Ома для однородного участка и полной цепи. Расчет разветвленных электрических цепей.
Магнитное поле. Принцип суперпозиции магнитных полей. Силы Ампера и Лоренца. Электромагнитная индукция
Учебно-тематический план
прохождении курса в течение 1 года
(10 класс, 35 ч., 1 ч. в неделю)
№ урока | Тема занятия | Вид занятия | Дата |
10 класс (35 ч., 1 ч. в неделю) | |||
I. Эксперимент (1 ч.) | |||
1/1 | Основы теории погрешностей. Погрешности прямых измерений. Представление результатов измерений в форме таблиц и графиков. | Лекция 1 | 7.09 |
II. Механика (11 ч.) | |||
2/1 | Кинематика поступателного и вращательного двжения. Уравнения движения. Графики основных кинематических параметров | Лекция 2 | 14.09 |
3/2 | Решение задач по кинематике поступательного и вращательного движения. | Практическое занятие 1 | 21.09 |
4/3 | Решение задач по теме «Графики основных кинематических параметров» | Практическое занятие 2 | 28.09 |
5/4 | Динамика. Законы Ньютона. Силы в механике. | Лекция 3 | 5.10 |
6/5 | Решение задач по теме «Законы Ньютона» | Практическое занятие 3 | 12.09 |
7/6 | Решение задач по теме «Силы в механике» | Практическое занятие 4 | 19.09 |
8/7 | Решение задач по теме «Статика» | Практическое занятие 5 | 26.1 |
9/8 | Решение задач по теме «Гидростатика» | Практическое занятие 6 | 2.11 |
10/9 | Законы сохранения | Лекция 4 | 16.11 |
11/10 | Решение задач по теме «Законы сохранения» | Практическое занятие 7 | 23.11 |
12/11 | Решение задач по теме «Законы сохранения» | Практическое занятие 8 | 30.11 |
III.Молекулярная физика и термодинамика (12 ч.) | |||
13/1 | Основное уравнение МКТ газов.Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы | Лекция 5 | 7.12 |
14/2 | Решение задач по теме «Основное уравнениеМКТ» | Практическое занятие 9 | 14.12 |
15/3 | Решение задач по теме «Уравнение состояния идеального газа» | Практическое занятие 10 | 21.12 |
16/4 | Решение задач по теме «Изопроцессы» | Практическое занятие 11 | 28.12 |
17/5 | Решение графических задач по теме «Изопроцессы» | Практическое занятие 12 | 18.01 |
18/6 | Первый закон термодинамики и его применение для различных процессов изменения состояния системы. Термодинамика изменения агрегатных состояний веществ. Насыщенный пар. | Лекция 6 | 25.01 |
19/7 | Решение задач по теме «Первый закон термодинамики» | Практическое занятие 13 | 1.02 |
20/8 | Решение задач по теме «Агрегатные состояния вещества.» | Практическое занятие 14 | 8.02 |
21/9 | Решение задач на уравнение теплового баланса | Практическое занятие 15 | 15.02 |
22/10 | Решение задач по теме «Насыщенный пар» | Практическое занятие 16 | 22.02 |
23/11 | Второй закон термодинамики, расчет КПД тепловых двигателей. | Лекция 7 | 1.03 |
24/12 | Решение задач по теме. «Молекулярная физика» | Практическое занятие 17 | 15.03 |
IV. Электродинамика (электростатика, постоянный ток) (10 ч.) | |||
25/1 | Напряженность и потенциал электростатического поля точечного заряда. Графики напряженности и потенциала. Принцип суперпозиции электрических полей. Энергия взаимодействия зарядов. | Лекция 8 | 22.03 |
26/2 | Решение задач по теме «Напряженность и потенциал электростатического поля точечного заряда. Графики напряженности и потенциала» | Практическое занятие 18 | 5.04 |
27/3 | Решение задач по теме «Принцип суперпозицииэлектрических полей. Энергия взаимодействия зарядов» | Практическое занятие 19 | 12.04 |
28/4 | Решение задач по теме « Конденсаторы. Энергия электрического поля» | Практическое занятие 20 | 19.02 |
29/5 | Решение задач по теме «Движение электрических зарядов в электрическом поле» | Практическое занятие 21 | 26.04 |
30/6 | Постоянный ток. Закон Ома для однородного участка и полной цепи. Расчет разветвленных электрических цепей. | Лекция 9 | 3.05 |
31/7 | Решение задач по теме «Закон Ома для однородного участка цепи» | Практическое занятие 22 | 10.05 |
32/8 | Решение задач по теме «Закон Ома для полной цепи» | Практическое занятие 23 | 17.05 |
33/9 | Решение задач на расчет работы мощности электрического тока. | Практическое занятие 24 | 24.05 |
34/10 | Решение задач по теме | Практическое занятие 25 | 31.05 |
Литература, используемая учащимися:
- Физика-10, авт. Л.Э. Генденштейн.
- Сборник задач по физике, авт. А.П. Рымкевич
- Сборник тестовых заданий по физике, авт. К.Н. Кабардин, Г.Я. Орлов
- Физика ЕГЭ 2013-2014
Литература, используемая учителем:
- Сборник задач по физике, авт.А.С. Степанов
- Сборник задач по физике, авт. Г.П. Демкович
- Сборник тестовых заданий по физике, авт. К.Н. Кабардин, Г.Я. Орлов
- Физика ЕГЭ 2012-2013
- Демоверсии ЕГЭ 2013-2014
- Сборник качественных задач, авт. И.Н. Тульчинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по химии, 10 класс "Решение расчетных задач по химии"
Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по химии, 10 класс "Решение расчетных задач по химии"...
Элективный курс по математике 9 класс"Решение текстовых задач"
"Решение текстовых задач" элективный курс по математике в 9 классе...
Элективный курс для учащихся 10 классов "Решение текстовых задач"
Основная задача обучения математике в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной и трудовой деятельности каждому ...
ПРЕДМЕТНЫЙ КУРС ПО ФИЗИКЕ ** 10 КЛАСС « РЕШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ»
Программа рассчитана на 34 часа. Автор программы: учитель физики МАОУ СОШ №1 п. Боровский...
Элективный курс в 11 классе «Способы решения расчетных задач по химии»
Данный образовательный курс расширяет и углубляет компонент химического образования. Представленная программа включает новые знания для учащихся, не содержащиеся в базовых программах. Эти знания вызыв...
Рабочая программа элективного курса в 9 классе «Практикум решения математических задач при подготовке к ОГЭ»
Рабочая программа элективного курса в 9 классе «Практикум решения математических задач при подготовке к ОГЭ»...
Элективный курс "Просто о сложном: методы решения физических задач"
Программа элективного курса для учащихся 10-го гумманитарного класса, желающих более углубленно изучать физику. Программа позволяет при 2-х часах физики в неделю подготовитьучащихся к сдаче ЕГЭ за сче...