Элективный курс по математике 9 класс"Решение текстовых задач"
рабочая программа по алгебре (9 класс) по теме
"Решение текстовых задач" элективный курс по математике в 9 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Элективный курс по математике 9 класс "Решение текстовых задач" | 32.32 КБ |
Предварительный просмотр:
,Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Холмовская средняя общеобразовательная школа»
Холм- Жирковского района Смоленской области
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
_________/___________
Протокол №_______
«____»__________2013г.
«Согласовано»
Зам.директора по УВР
__________/И .Л. Брынчик
«______»__________2013г.
«Утверждено»
Директор МБОУ
_________/Т. В. Муравьёва
Приказ № _______
«______»_________2013
Рабочая программа
элективного курса
по математике
«Решение текстовых задач»
в 9 классе
на 2013- 2014 учебный год
Даниленкова Людмила Анатольевна
учитель математики,
высшая квалификационная категория
2013 год.
Пояснительная записка.
Данный курс «Решение текстовых задач» по выбору учащихся предназначен для школьников 9-х классов, он является предметно - ориентированным. Курс рассчитан на 17часов (1ч. в неделю). Программа элективного курса тесно связана с курсом алгебры 7, 8, 9 классов и рассчитана на то, чтобы помочь учащимся при подготовке и сдаче выпускных экзаменов за курс основной школы по новым технологиям. Практически всегда среди экзаменационных заданий присутствуют текстовые задачи и многие учащиеся испытывают некоторые затруднения при их решении. В планировании элективного курса учтены все виды задач, встречающихся в экзаменационном сборнике для проведения экзамена по математике в 9 классе по новым технологиям.
Цели и задачи элективного курса:
- расширить и углубить ранее полученные знания по математике при решении текстовых задач;
- научиться определять сходство и различие в формулировках и текстах задач, уметь видеть специфику данной конкретной задачи;
- совершенствовать и закреплять навыки в решении текстовых задач;
- оказать помощь в подготовке к письменному экзамену по математике в новой форме;
- интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;
- формирование значимости математики для прогресса общества;
- увидеть практическое применение решаемых задач в жизни.
Требования к уровню подготовки выпускников
(Развитие универсальных учебных действий(У У Д)).
1) в личностном направлении:• умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
• критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
• представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об ее развитии, о ее значимости для развития цивилизации;
• креативность мышления, находчивость, активность при решении математических задач;
• умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
• способность к восприятию математических объектов, задач, решений.
2) в метапредметном направлении:• представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
• умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
• умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме.
• умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для аргументации;
• умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки;
• умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений.
• умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
• умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
• осуществлять деятельность исследовательского характера;
3) в предметном направлении:• овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания, представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
• умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики;
• умение проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
• умение распознавать виды математических утверждений (аксиомы, определения, теоремы и др.), прямые и обратные теоремы;
• овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований , умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, умение применять уравнения для решения задач из различных разделов курса;
• овладение системой функционально-графических представлений описывать и анализировать реальные зависимости;
• овладение геометрическим языком, развитие пространственных представлений и приобретение навыков геометрических построений ,применение этих знаний для решения задач.
• умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума математического образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к математике.
Учебно – тематический план
элективного курса по математике в 9 классе
«Решение текстовых задач»
- Методы решения задач (1ч)
- Решение задач по действиям (1ч)
- Решение задач с помощью уравнений (1ч)
- Решение задач с помощью систем уравнений (2ч)
- Задачи на движение (по суше) (2ч)
- Задачи на движение (по воде – по течению, против течения, в стоячей воде) (2ч)
- Задачи, связанные с «чтением» графиков (1ч)
- Задачи, связанные с построением графиков (параметры) (1ч)
- Решение задач с использованием геометрических понятий (1ч)
- Задачи на проценты (1ч)
- Решение задач на концентрацию и смеси (1ч)
- Решение задач на совместную работу (1ч)
- Решение задач, связанных с понятием «арифметическая и геометрическая прогрессии» (1ч)
Содержание элективного курса по математике
в 9 классе «Решение текстовых задач»
- Методы решения задач .Обзор учителя о методах решения задач (логический, аналитический, с помощью рисунков и таблиц, по действиям, с помощью составления уравнений, с помощью систем уравнений.)
- Решение задач по действиям. Решение задач за курс 7, 8, 9 кл
- Решение задач с помощью уравнений. Задачи на составление дробно – рациональных уравнений .Задачи про бассейн.
- Решение задач с помощью систем уравнений. Задачи геометрического содержания (S, P), на движение.
- Задачи на движение (по суше). Движение по равнине, в гору, с горы, с остановкой на отдых, с опозданием, с опережением.
- Задачи на движение (по воде ) .Лодка (теплоход) или плот движутся по течению, против течения, в стоячей воде)
- Задачи, связанные с «чтением» графиков. Работа по готовым чертежам. Считывание нужной информации с графика.
- Задачи, связанные с построением графиков (параметры). Использование графических построений при решении аналитических задач, связанных с параметрами.
- Решение задач с использованием геометрических понятий. Задачи на нахождение площадей фигур: треугольника, квадрата, прямоугольника, параллелограмма, ромба, трапеции и др, а также их периметров и обьемов. Подобие фигур. Свойства окружности.
- Задачи на проценты.
- Решение задач на концентрацию и смеси. Решение сложных задач на несколько растворов, доливание жидкости, отливание жидкости различной концентрации.
- Решение задач на совместную работу. Выполнение обьема работы, когда рабочие работают совместно ,а потом раздельно. Применение условности при решении этих задач.
- Решение задач, связанных с понятием «арифметическая и геометрическая прогрессии». Отработка этих понятий, отработка формул нахождения п-го члена этих прогрессий, суммы п первых членов этих прогрессий.
Календарно – тематическое планирование элективного курса по математике в 9 классе «Решение текстовых задач»
№ п/п | Темы. | Кол-во часов | Виды деятель- ности. | Формы контроля | Дата по плану. | Дата факт. |
1. | Методы решения задач | 1 | Лекция учителя | |||
2. | Решение задач по действиям | 1 | Практич работа | Д/з | ||
3. | Решение задач с помощью уравнений | 1 | Лекция+ пр. раб. | Д/з | ||
4. | Решение задач с помощью систем уравнений | 2 | Лекция+ пр. раб. | Д/з | ||
5. | Решение задач с помощью систем уравнений | пр. раб. | Д/з | |||
6. | Задачи на движение (по суше) | 2 | Лекция+ пр. раб. | Д/з | ||
7. | Задачи на движение (по суше) | пр. раб. | Д/з | |||
8. | Задачи на движение (по воде – по течению, против течения, в стоя- чей воде) | 2 | Лекция+ пр. раб. | Д/з | ||
9. | Задачи на движение (по воде – по течению, против течения, в стоя- чей воде) | пр. раб. | Д/з | |||
10. | Задачи, связанные с «чтением» графиков | 1 | Лекция+ пр. раб. | Д/з | ||
11. | Задачи, связанные с построением графиков (параметры) | 1 | Лекция+ пр. раб. | Д/з | ||
12. | Решение задач с использованием геометрических понятий | 1 | Лекция+ пр. раб. | Д/з | ||
13. | Задачи на проценты | 1 | Лекция+ пр. раб. | Д/з | ||
14. | Решение задач на концентрацию и смеси | 2 | Лекция+ пр. раб. | Д/з | ||
15. | Решение задач на концентрацию и смеси | пр. раб. | Д/з | |||
16. | Решение задач на совместную работу | 1 | Лекция+ пр. раб. | Д/з | ||
17. | Решение задач, связанных с понятием «арифметическая и геометрическая прогрессии» | 1 | Лекция+ пр. раб. | Д/з |
Учебно – методическое обеспечение элективного курса:
- Сборник « Программы для общеобразовательных учреждений».
Алгебра. 7-9кл./ Сост. Т. А. Бурмистрова. М.: «Просвещение», 2008.
Программа общеобразовательных учреждений:
2 .Государственный стандарт основного общего образования по математике(второго поколения).
3. Сборник нормативных документов. Математика./ Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа,2008.
4 .Алгебра: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н, Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова; под. ред. С. А. Теляковского. – М.: Просвещение, 2012.
5 .Геометрия. 7 – 9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/А. В. Погорелов. – М.: Просвещение,2011.
6. Дидактические материалы по алгебре для 9 класса. Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, Л. М. Короткова. – М.: «Просвещение»,2011.
7.Сборник заданий для подготовки к ГИА в 9 классе/ Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова и др. – М.: «Просвещение», 2013, 2014.
8.Сборник заданий для подготовки к ГИА в 9 классе/ Л. Ф. Лысенко. – Ростов- на- Дону, «Легион», 2013,2014.
9.Интернет- ресурсы.
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих Интернет-ресурсов:
Министерство образования РФ: http://www.inforrnika.ru/; http://www.ed.gov.ru; http://www.edu.ru Тестирование online: 5-11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo
Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru
Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main
Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru
Сайты «Мир энциклопедий», например: http://www.rubricon.ru; http://www.encyclopedia.ru
Оснащение процесса обучения математике обеспечивается библиотечным фондом, печатными пособиями, а также информационно-коммуникативными средствами, техническими средствами обучения, учебно-практическим и учебно-лабораторным оборудованием.
- Информационные средства:
- Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания.
- Электронная база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы.
- Инструментальная среда по математике.
- Технические средства обучения:
- Компьютер.
2. Учебно-практическое оборудование:
- Интерактивная доска.
- Доска магнитная.
- Комплект чертёжных инструментов классных: линейка, транспортир, угольники, циркуль.
- Набор планиметрических фигур.
- Набор стереометрических фигур.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по математике в 10 классе "Решение текстовых задач"
Рабочая программа элективного курса по математике в 10 классе "Решение текстовых задач"...
Рабочая программа по элективному курсу для 11 класса «Решение генетических задач»
Рабочая программа по элективному курсу для 11 класса «Решение генетических задач» разработана на основе: программы элективного курса для 11 класса "Решение генетических задач", автор...
Программа элективного курса для 9 классов: «Решение текстовых задач» - 16 часов.
Значительная часть учащихся испытывает серьёзные затруднения при решении текстовых задач. В большей степени это связано с недостаточной сформированностью у учащихся умения составлять план действ...
Рабочая программа элективного курса "Теория и практика решения текстовых задач"
Пояснительная записка. Решение текстовых задач составляет значительную часть деятельности школьников при изучении математики. В обучении они являются и целью, и средством обучения и математическо...
Элективный курс "Сложности и пути решения текстовых задач"
С помощью текстовой задачи формируются важные общеучебные умения, связанные с анализом текста, выделением главного в условии, составлением плана решения, проверкой полученного результата и, наконец, р...
Программа элективного курса для 9 класса «Решение нестандартных задач»
Данная программа поможет учителям математики для проведения элективного курса...
Программа элективного курса 10-11 класс "Решение нестандартных задач "
Особая установка элективного курса – целенаправленная подготовка ребят к форме аттестации - ЕГЭ. Поэтому преподавание элективного курса обеспечивает систематизацию знаний и усовершенствование ум...