ПРЕДМЕТНЫЙ КУРС ПО ФИЗИКЕ ** 10 КЛАСС « РЕШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ»
рабочая программа по физике (10 класс) по теме
Программа рассчитана на 34 часа.
Автор программы: учитель физики МАОУ СОШ №1 п. Боровский
Валитова Татьяна Александровна.
**Программа содержит тематическое планирование.
Программа утверждена на заседании РМО учителей физики.
Пояснительная записка
По мнению многих педагогов и большинства учащихся одним из трудных звеньев учебного процесса является решение физических задач. Физика является в настоящее время одним из самых востребованных предметов не только при поступлении в высшие учебные заведения, но и в процессе учебы во всех технических ВУЗах. Физическая задача-это ситуация, требующая от учащихся мыслительных и практических действий на основе законов и методов физики, направленных на овладение знаниями по физике и на развитие мышления. Организация деятельности учащихся по решению задач является одним из условий, обеспечивающим глубокие и прочные знания. В настоящее время у большинства учащихся среднего звена появляется интерес к предмету, а 10 классе они уже целенаправленно выбирают данный предмет в качестве профильного и необходимого для дальнейшей учебы.
Программа данного курса составлена с учетом государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики. Программа составлена таким образом, что она ориентирует учащихся на усовершенствование полученных знаний и умений. Основная задача программы - научить учащихся решать физические задачи.
Решение задач – это практическое применение теоретического материала, умение приложить полученные знания на практике.
Решение задач требует от учащихся умения логически мыслить и рассуждать, делать краткие и точные записи, производить расчеты, объяснять полученный результат.
При решении задач у учащихся развивается кругозор, логическое мышление, память, формируются практические и интеллектуальные умения и навыки, способность к самооценке и взаимооценке знаний.
В процессе решения задач осуществляется внутрипредметные и межпредметные связи, что способствует повышению интереса у учащихся не только к физике, но и к математике, химии и т.д.
Таким образом , умение решать задач по физике является одним из звеньев повышения качества образования в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilnyy_kurs_10_klass.docx | 34.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕДМЕТНЫЙ КУРС ПО ФИЗИКЕ **
10 КЛАСС
« РЕШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ»
Программа рассчитана на 34 часа.
Автор программы: учитель физики МАОУ СОШ №1 п. Боровский
Валитова Татьяна Александровна.
**Программа содержит тематическое планирование.
Программа утверждена на заседании РМО учителей физики.
По мнению многих педагогов и большинства учащихся одним из трудных звеньев учебного процесса является решение физических задач. Физика является в настоящее время одним из самых востребованных предметов не только при поступлении в высшие учебные заведения, но и в процессе учебы во всех технических ВУЗах. Физическая задача-это ситуация, требующая от учащихся мыслительных и практических действий на основе законов и методов физики, направленных на овладение знаниями по физике и на развитие мышления. Организация деятельности учащихся по решению задач является одним из условий, обеспечивающим глубокие и прочные знания. В настоящее время у большинства учащихся среднего звена появляется интерес к предмету, а 10 классе они уже целенаправленно выбирают данный предмет в качестве профильного и необходимого для дальнейшей учебы.
Программа данного курса составлена с учетом государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики. Программа составлена таким образом, что она ориентирует учащихся на усовершенствование полученных знаний и умений. Основная задача программы - научить учащихся решать физические задачи.
Решение задач – это практическое применение теоретического материала, умение приложить полученные знания на практике.
Решение задач требует от учащихся умения логически мыслить и рассуждать, делать краткие и точные записи, производить расчеты, объяснять полученный результат.
При решении задач у учащихся развивается кругозор, логическое мышление, память, формируются практические и интеллектуальные умения и навыки, способность к самооценке и взаимооценке знаний.
В процессе решения задач осуществляется внутрипредметные и межпредметные связи, что способствует повышению интереса у учащихся не только к физике, но и к математике, химии и т.д.
Таким образом , умение решать задач по физике является одним из звеньев повышения качества образования в целом.
Цели курса:
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе решения задач.
- Самостоятельное приобретение новых знаний.
- Формирование представлений о классификации, приемах и методах решения задач.
- Научить учащихся применять на практике полученные знания.
Задачи курса:
- Углубление и систематизация полученных знаний учащихся.
- Усвоение учащимися алгоритмов решения задач.
- Овладение учащимися основными методами решения задач.
- Развитие личностных качеств учащихся: внимательность, дисциплинированность, аккуратность, способность достигать поставленной цели.
Содержание курса
- Вводное занятие. Физические задачи разного уровня сложности и способы их решения.
1.Физическая задача. Классификация задач по уровню сложности. Состав физической задачи. Теория и решение задач. Значение задач в обучении и их применение в жизни.
2. Правила и приемы решения задач, общие требования, этапы решения физических задач. Анализ решения задачи, числовой расчет. Изучение примеров решения задач (качественных и количественных). Выявление ошибок при решении задач и их устранение.
Различные приемы и способы решения физических задач: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы, методы расчета размерностей, графический способ, сравнительные задачи и т. д.
Раздел 1. Основы кинематики и динамики (14 часов).
Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики и динамики, с помощью законов сохранения.
Решение задач на применение формул скорости, перемещения , ускорения при равномерном и равноускоренном движении(координатный и векторный способы решения). Решение задач на применение основных законов динамики: законов Ньютона, законов для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления, на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил. Задачи на принцип относительности, на применение формул вращательного движения. При решении задач возможен подбор и составление различных сюжетных заданий: занимательных, экспериментальных, с бытовым, техническим, краеведческим содержанием.
Решение задач на закон сохранения импульса и закон сохранения энергии, на определение работы и мощности (применяя различные способы). Самостоятельное составление задач на заданную тему, объект или явление. Самопроверка и взаимопроверка решаемых задач. Возможность решения задач олимпиадного уровня.
Раздел 2. Молекулярная физика (5 часов).
Решение качественных и количественных задач на основные положения и основное уравнение МКТ газов. Решение задач на описание поведения идеального газа: определение массы, количества вещества, скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.
Решение задач с использованием уравнения Менделеева-Клапейрона, свойства жидкостей и пара. , определение силы поверхностного натяжения жидкости.
Решение задач на определение влажности воздуха.
Решение качественных и количественных задач , а так же задач олимпиадного уровня сложности.
Раздел 3. Основы термодинамики (5 часов).
Решение задач на определение внутренней энергии и способов ее изменение. Решение задач на первый закон термодинамики и его применение к изопроцессам:
- Изотермическому;
- Изобарному;
- Изохорному;
- Адиабатному.
Решение задач на определение КПД тепловых двигателей.
Раздел 4. Электродинамика(9 часов).
Решение задач на применение основных законов электростатики: закона Кулона, закона Ома для участка и полной цепи.
Задачи на определение характеристик электрического поля: напряженности, потенциальной энергии, потенциала и разности потенциалов.
Решение комбинированных задач на описание электрического тока в различных средах ( с применением знаний по химии, например при изучении электролиза- электрического тока в жидкостях). Решение задач на описание постоянного электрического тока в вакууме газах и т.д. Решение задач на определение электроемкости и энергии заряженного конденсатора. Решение задач олимпиадного типа.
Подготовка к итоговому тесту.
В процессе решения всех задач курса предполагается решение задач по материалам ЕГЭ .
В конце курса проводится обобщение знаний по методам и приемам решения физических задач, итоговое тестирование.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Раздел 1. Основы кинематики и динамики (14 часов).
№ п/п | ДАТА | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | СОДЕРЖАНИЕ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ | ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ | КОД ЕГЭ | ПРИМЕЧАНИЕ |
1. | Вводное занятие. Классификация задач. | Общие требования к решению различных задач. Повторение основных понятий механики. | Физический диктант. | 1.3 | Повторение материла за 9 класс | |
2. | Механическое движение. |
| Тест. | 1.15 | З.Р. | |
3. | Вращательное движение. |
| Самостоятельная работа. | 1.11,1.15. | З. Р , тесты ЕГЭ | |
4. | Первый закон Ньютона. | Инерциальные и неинерциальные системы отсчета. | Решение качественных задач с использованием материалов ЕГЭ | 1.11 | Подготовиться к с/р. Таблица. | |
5. | Второй закон Ньютона. |
| Тест. | 1.11 | Составить задачу по образцу. | |
6. | Третий закон Ньютона. Решение олимпиадных задач. | Решение задач на законы Ньютона. | Самостоятельная работа. | |||
7. | Сила всемирного тяготения. |
| Тест. | 1.18. | З.Р. | |
8. | Силы упругости. |
| Физический диктант. | 1.19 | Таблица (продолжение). | |
9. | Силы трения. |
| Самостоятельная работа. | 1.19,1.20 | З.р. | |
10. | Движение под действием нескольких сил. | Алгоритм решения задач под действием нескольких сил. | Тест. | 1.19,1.20 | Задания в тетрадях (индивидуальные) | |
11. | Работа силы. Мощность. Энергия. |
| Работа в парах (взаимопроверка) | 1.21 | З.Р. | |
12. | Закон сохранения энергии. | Решение задач на закон сохранения энергии. | Самостоятельная работа | 1.26 | ||
13. | Импульс тела. Закон сохранения импульса. |
| Тест. | 1.21 | З.Р., тесты. | |
14. | Итоговое занятие по теме « Основы кинематики и динамики» | Обобщение , проверка усвоения темы. | Самостоятельная работа, тест. |
Раздел 2. Молекулярная физика (5 часов).
15. | Масса и размеры молекул. |
| Таблица. | 2.5 | Закончить таблицу. | |
16. | Основное уравнение МКТ газов. |
| Тест. | 2.16 | З.Р. тест. | |
17. | Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы. |
| Составление таблицы | 2.18, 2.19 | Задания в тетрадях. | |
18. | Явление поверхностного слоя. Физика твердого тела. |
| Составление схемы. | Схема. | ||
19. | Влажность воздуха. |
| Самостоятельная работа | 2.22 | Повторение по теме «Молекулярная физика» |
Раздел 3. Основы термодинамики (5 часов).
20. | Внутренняя энергия и способы ее изменения. |
| Таблица. | 2.12 | З.Р., составление задач. | |
21. | Первый закон термодинамики. | Расчет количества теплоты, работы и внутренней энергии при расширении и сжатии газа. | Работа в группах | 2.12 | Записи в тетрадях (алгоритм) | |
22. | Изопроцессы в газах. | Решение задач на применение первого закона термодинамики к ихопроцессам. | Тест. | 2.12 | Таблица (учить), З.Р. | |
23. | Тепловые двигатели. | Расчет КПД тепловых двигателей. | Тест. | 2.14,2.15 | Подготовка к тестовой работе. | |
24. | Решение задач олимпиадного характера. | Тестовая работа по теме | « Основы термо | динамики» |
Раздел 4. Основы электродинамики (9 часов).
25. | Закон Кулона. Закон Ома для участка цепи. |
| Тест. | 3.1-3.5 | Материал 8 класса(повторить) | |
26. | Силовая характеристика электрического поля. |
| Самостоятельная работа. | 3.6 | З.Р. | |
27. | Потенциальная энергия заряженного тела. Потенциал. Разность потенциалов. |
| Тест. | 3.8 | Задания в тетрадях. | |
28. | Электрический ток в различных средах. |
| Качественные задачи, тест. | 3.21,3.22 | З.Р. | |
29. | Решение комбинированных задач, задач олимпиадного типа. | Решение задач по материалам ЕГЭ. | Самостоятельная работа. | |||
30. | Электроемкость. Энергия заряженного конденсатора. |
| Тест. | 3.11 | Повторение по теме. | |
31. | Решение задач по теме» Электрическое поле» | |||||
32. | Решение задач по разделам 1-4. Подготовка к итоговому тесту. | |||||
33. | Итоговый тест по курсу (с применением заданий ЕГЭ). | |||||
34. | Анализ заданий итогового теста. Подведение итогов за год. |
*З.Р.- задачник, автор А.П. Рымкевич.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н.Н.Сотский « Физика» 10 класс, базовый и профильный уровень, М. Просвещение, 2011.
- О.Н. Старцева. Олимпиада. Физика. 10 класс. Учитель. 2010.
- В.А. Швецов. Задачи для подготовки к олимпиадам. 10 класс. Учитель.2010.
- Л. А. Кирик . Физика. 10 класс. М . Илекса.1998.
- Г.Н. Степанова. Сборник задач по физике. М. Просвещение. 2012.
- С.П. Мясников, Т.Н.Осанова. Пособие по физике. М. Высшая школа. 1976.
- О.Ф. Кабардин, В.А.Орлов. Факультативный курс физики. М. Просвещение. 1991.
- А.Г. Глазунов, А.А.Пинский. Методика преподавания физики. М. Просвещение. 1989.
- Материалы ЕГЭ 2010-2014 годов по физике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник задач по прикладной математике (задачи физического содержания) 5 класс
Предлагаемый «Сборник задач по прикладной математике. (Физика)» содержит задачи и примеры по темам, которые предусмотрены в школьном курсе математики, применим как для учителя, так и для ученика....
Задачи-оценки и задачи на моделирование ситуации
Здесь представлено решение нескольких задач на моделирование и задач-оценок повышенного уровня сложности, которые рассматриваются, как правило, в конце изучаемого раздела....
Организация процесса учения учащихся при решении задач. Логико-психологические этапы решения задач
Этот материал будет интересен молодым специалистам...
«Методические рекомендации обучения учащихся решению задач с кратким ответом. Текстовые задачи»
«Методические рекомендацииобучения учащихся решению задач с кратким ответом.Текстовые задачи»...
Проектная работа Методика подготовки учащихся к решению задач по темам «Задачи на движение» и «Задачи на смеси и сплавы», включенных в ЕГЭ по математике.
Доминирующей идеей федерального компонента государственного образовательного стандарта по математике является интенсивное развитие логического мышления, пространственного воображения, алг...
«Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Общие требования при решении физических задач»
Решение задач по физике – необходимый элемент учебной работы. Задачи дают материал для упражнений, требующих применения физических закономерностей к явлениям, протекающим в тех или иных конкретн...
Предлагаю вашему вниманию образцы карточек к зачету по геометрии в 8 классе, а также набор задач к зачету. Учитель может по своему усмотрению либо добавить в карточки задачи, либо заменить уже имеющиеся задачи на другие.
ЗачётГлавная задача зачётов – развитие самостоятельной деятельности учащихся в усвоении ими курса математики. Другими задачами зачёта являются:формирование умений учиться;выявление пробелов в зн...