Взаимные превращения жидкостей и газов
план-конспект урока по физике (10 класс) по теме

Пестова Анна Александровна

Урок обобщения и систематизации знаний в 10 классе по физике раздел "Взаимные превращения жидкостей и газов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimnye_prevrashcheniya_zhidkostey_i_gazov.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Класс: 10 А, МКОУ средняя школа №5 г.слободского

Учитель: Пестова Анна Александровна

Предмет: Физика (учебник Мякишев Г.Я., базовый курс)

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Тема урока: Взаимные превращения жидкостей и газов

Технологическая особенность урока: применение информационно-коммуникационных технологий

Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся о взаимных превращениях жидкостей и газов (познавательные УУД)

Планируемые результаты:

Личностные: уметь выражать и аргументировать свою позицию, толерантность по отношению к другой точке зрения.

Метапредметные: умение извлекать информацию, интерпретировать, преобразовывать ее и создавать собственную;

Предметные: уметь обобщать и систематизация знания о явлениях испарения, кипения, конденсации, влажности воздуха, анализировать зависимость давления насыщенного пара от температуры и объема, сравнивать поведение идеального газа и насыщенного пара.

Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

№ п/п

Этапы урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемый результат

1-2 мин

Организационный этап

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность

Мотивация уч-ся к учебной деятельности через наблюдения физических явлений в поэзии, живописи

Проявление интереса к материалу изучения.

Представление физических явлений в поэзии, в живописи.

Включение в учебный процесс. 

5-6 мин 

Актуализация опорных знаний

Актуализировать знания, умения и навыки для проведения исследовательской работы

Организует повторение знаний, закрепление умений.

Работа по маршрутным листам с последующей самопроверкой

Фиксация имеющихся предметных учебных знаний (умений), известных способов деятельности 

2-3 мин 

Определение темы урока. Целеполагание.

Подведение уч-ся к формированию темы урока и постановке задач урока

Создает ситуацию познавательных противоречий. Выделяет соподчиненность целей.

Определяет их объем. 

Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Останавливают свой выбор на целях, связанных с поиском ОСД и личного совершенствования.

Появление цели урока

Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

Умение ставить цели, планировать свою работу.

10-15 мин

Основной этап: Комплексное применение ЗУН

Самостоятельное применение ЗУН

Обобщение результатов работы

Создать условия для проведения фронтального эксперимента и дальнейшего обсуждения полученных результатов.

Подвести уч-ся к выявлению различий между насыщенным паром и идеальным газом

Организует проведение фронтального эксперимента с фиксацией полученных измерений с помощью компьютерного измерительного блока.

Организует просмотр видеофрагмента.

Побуждает учащихся к обсуждению и выявлению причин возникших результатов в ходе эксперимента. Организует работу в парах. Побуждает выявить различие между имеющимися знаниями и полученными результатами. Организует анализ учащимися результатов экспериментальной задачи, ее решение. 

Анализируют экспериментальную ситуацию, организуют графическое представление результатов эксперимента, проверяют достоверность выдвинутой гипотезы.

Формирование навыков поисковой деятельности.

Развитие учебно-познавательной мотивации.

Коммуникативная.

Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.

Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета. 

2-3 мин

Закрепление знаний

Организация самостоятельной работы

Организует проведение самостоятельной работы

Работа на маршрутных листах

Умение использовать полученную информацию

1-2 мин

Инструктаж по выполнению домашнего задания. Рефлексия

Предоставить право выбора домашнего задания, мотивировать уч-ся на применениие полученных знаний в реальном мире

Создает ситуацию, связанную с приятными эмоциями ,чувством удовлетворенности от работы

Анализирует деятельность по достижению цели

Рефлексия способности организовать собственную деятельность


Тема «Взаимные превращения жидкостей и газов»

Маршрутный лист

ФИО:________________________________________________________________

I этап. Актуализация знаний

  1. Разместите по колонкам следующие понятия:

испарение, Па, конденсация, К, кипение, парообразование, м3, давление, температура, относительная влажность, моль, объем.

Физическое явление

Физическая величина

Единица измерения

  1. Свойства процессов.

Соотнесите с каждым явлением набор цифр, соответствующих каждому явлению.

Кипение -

Испарение -

Конденсация -

  1. Происходит со свободной поверхности жидкости
  2. Происходит при любой температуре
  3. Жидкость охлаждается
  4. Теплота выделяется
  5. Давление насыщенного пара становится равным давлению внутри жидкости
  6. Превращение пара из газообразного состояния в жидкое
  7. Образование пара происходит по всему объему жидкости

  1. Вставьте пропущенные слова

А) Пар, находящийся в динамическом ……………… со своей жидкостью, называют …………………………паром

Б) К макроскопическим параметрам относят ……………………

В) Уравнение, связывающее все три макроскопических параметра, характеризующее состояние ……………..газа, выражается зависимостью ………

Г) Процесс изменения состояния газа при постоянной температуре, называют……

Д) При …………процессе отношение давления данной массы газа к его абсолютной температуре остается постоянным

Е) Соотношение  описывает ………..процесс

II этап. Исследование свойств насыщенного пара и идеального газа (зависимости давления от температуры и объема)

Теория работы:

  1. Какой объект исследуется?
  2. Какие свойства объекта нас интересуют?
  3. Какими физическими величинами характеризуются свойства?
  4. Какой моделью описывается поведение идеального газа и насыщенных паров?

Результаты исследований фиксируем в таблицу в тетради!!!

Объект исследования

Идеальный газ

Насыщенный пар

Модель поведения

1. Зависимость давления от объема при Т=const

Опыт «Изменение объема воздуха в шприце»

1. Как называется процесс?

2. Каково поведение идеального газа?

Постройте графическую зависимость давления от объема (масштаб выберите самостоятельно)

Сделайте выводы по видео анимации

Постройте графическую зависимость

2. Зависимость давления от температуры при V=const

Постройте графическую зависимость давления от температуры (масштаб выберите самостоятельно)

Сделайте выводы по видеофрагменту

Постройте графическую зависимость

Контрольный вопрос: Каково различие в поведении идеального газа и насыщенного пара?

III этап. Проверь себя «Кипение»

Вставьте пропущенные слова:

  1. Уменьшая внешнее давление, мы тем самым …………….температуру кипения.
  2. Чем выше давление насыщенного пара, тем ниже……….
  3. При подъеме в горы атмосферное давление …….., поэтому уменьшается температура ……

IV этап. Домашнее задание

1. Видео сюжет «Перегретая вода». Как объяснить это явление?

2. Правда ли, что горячая вода замерзает быстрее холодной?

3. Где прохладнее в тени дерева или в тени навеса?

4. Объясните смысл пословиц: (Ответьте на вопрос: Почему?)

  • Соль мокнет - к дождю. Табак сыреет - к сырой погоде.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме «Взаимные превращения жидкостей и газов» 10 класс

1.Парообразование – А) процесс перехода   вещества из газообразного состояния в жидкое;Б) процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное;В) процесс перехода вещества из жидког...

Информационная карта по физике. 10 класс. Взаимное превращение жидкостей и газов. Влажность воздуха.

Информационная карта по физике для 10 класса вечерней школы по теме"Взаимные превращения жидкостей и газов. Влажность воздуха."...

Конспект урока «Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда», физика 7 класс

Данный материал представляет собой конспект урока урока физики в 7 классе "Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда". Конспект содержит все этапы современного урока:...

Методическая разработка практического занятия "Взаимные превращения жидкостей и газов. Твёрдые тела"

Методическая разработка создана с целью описания методики проведения практического занятия по дисциплине "Физика" для студентов 1 курса по специальности "Технология продукции общественного питания". Р...

Интерактивные задания по теме "Взаимные превращения жидкостей и газов. Твёрдые тела".

Задания созданы в программе MS Excel 2007 и предназначены для проверки знаний по теме "Взаимные превращения жидкостей и газов. Твёрдые тела" для студентов 1 курса (для учащихся 10 класса)....

Урок Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда

Урок в 7 классе, на котором необходимо сформировать понятия давление жидкости на дно и стенки сосуда, раскрыть причину возникновения этого давления; рассмотреть зависимость давления жидкости от в...

Презентация по физике на тему "Взаимные превращения жидкостей и газов"

Презентация предназначена для использования на занятиях по физике для обучающихся СПО...