Методическая разработка практического занятия "Взаимные превращения жидкостей и газов. Твёрдые тела"
методическая разработка по физике (10 класс) на тему
Методическая разработка создана с целью описания методики проведения практического занятия по дисциплине "Физика" для студентов 1 курса по специальности "Технология продукции общественного питания". Разработка раскрывает цели занятия, его организационную структуру, методы и средства обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodrazrabotka_zanyatiya.docx | 86.21 КБ |
gushenkovanv_prezenaciya.ppt | 308 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Астраханской области
«Астраханский государственный политехнический колледж»
Методическая разработка
практического занятия
по дисциплине «Физика»
Тема «Взаимные превращения жидкостей и газов. Твёрдые тела»
Специальность 260807 Технология продукции общественного питания
Курс 1
Автор: Гущенкова Наталия Васильевна,
преподаватель физики
Астрахань
2015
Методическая разработка создана с целью описания методики проведения практического занятия по учебной дисциплине «Физика» для студентов 1 курса по специальности 260807 Технология продукции общественного питания.
Разработка раскрывает цели занятия, его организационную структуру, методы и средства обучения. Ключевым компонентом разработки являются интерактивные задания по теме «Взаимные превращения жидкостей и газов. Твёрдые тела», а также качественные вопросы с производственным содержанием.
Методическая разработка предназначена для преподавателей точных дисциплин, реализующих Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………..……....4
Цели занятия, методы и средства обучения…………………………………………………….6
Технологическая карта занятия………………………………………………………….............8
Заключение …………………………………………………………………………………........12
Список источников………………………………………………………………………............13
Приложение 1…………………………………………………………………………………….14
Приложение 2…………………………………………………………………………………….15
Приложение 3…………………………………………………………………………….............17
Введение
Дисциплина физика является общеобразовательным предметом, устанавливающим основные базовые знания, умения и навыки в области физики.
Требования федерального государственного образовательного стандарта - сформированность умения решать физические задачи, применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни. Для осуществления стандартов образования преподаватель должен владеть современными технологиями развивающего обучения. Поэтому, преподавателю необходимо овладевать ИКТ – технологиями.
Одна из главных тенденций современного учебного процесса – проведение закрепления и обобщения знаний путем проведения практических работ. Проведение таких уроков способствует формированию общих компетенций студента, так как имеют большие возможности для развития познавательных и творческих способностей, а также умений
самостоятельно пополнять знания. Интеграция учебной деятельности обучающихся дает возможность активизировать процессы усвоения специальных знаний и умений для успешной деятельности в будущей профессии, и играет важную роль в формировании профессионально значимых качеств.
Особенность данного занятия состоит в том, что он построен с использованием интерактивных компьютерных технологий, развивающих творческие способности учащихся, не вызывает сомнения, наблюдается следующее:
- принудительная активизация мышления, вынужденная активность, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;
- самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых.
Использование ИКТ технологий позволяет проверку знаний сделать в интересной доступной форме. При проверке знаний в такой форме обучающийся не испытывает стресса, как перед листом с контрольной работой. Интернет предлагает много сайтов для прохождения тестов в режиме онлайн, а можно самому в программе Excel разрабатывать различные тесты, ребусы, загадки, задачи, кроссворды. Обучающиеся с большим интересом и желанием выполняют такие задания.
В основу занятия положен активный метод контроля знаний, позволяющий за два учебных часа провести опрос всех обучаемых, это постигается введением интерактивных заданий и интеграции дисциплины с профессией, которые повышают заинтересованность обучаемых при усвоении материала, активизирует мышление.
Цели занятия, методы и средства обучения
Тема занятия: «Взаимные превращения жидкостей и газов. Твёрдые тела».
Место темы в структуре дисциплины. Это последнее занятие в разделе 2. «Молекулярная физика. Термодинамика», тема 2.2. «Агрегатные состояния вещества», №№ уроков 57-58.
Вид учебного занятия: практическое занятие.
Тип учебного занятия: занятие по осуществлению контроля и корректировки знаний,
умений и навыков.
Междисциплинарные связи: учебные дисциплины «Математика», «Литература», предметы по специальности «Технология продукции общественного питания».
Цели занятия
Методическая цель: показать применение эффективных методов повторения и закрепления пройденного материала; использование интерактивной компьютерной технологии.
Цель: организовать деятельность студентов по закреплению, обобщению знаний по данной теме опираясь на связи между изучаемыми вопросами дисциплины с профессией.
Задачи занятия | обучающие | развивающие | воспитательные |
Формирование учебно-познавательных компетенций: -закрепление и обобщение знаний о взаимных превращениях жидкостей и газов, твёрдых тел; - формирование умений применять полученные знания при решении качественных, количественных задач; а также задач с производственным содержанием; - способствовать познавательной активности студентов. | Формирование общекультурных компетенций: -создание условий для развития мышления, интеллектуальных умений и навыков: выделять главное, анализировать, уметь делать выводы; -способствовать дальнейшему росту интереса к самому процессу познания. | Формирование коммуникативных компетенций: - воспитание дисциплинированности, при фронтальной и индивидуальной работе; - способствовать повышению уровня познавательного интереса к предмету, профессии; развитию кругозора; -создать условия для формирования коммуникативной культуры, умения работать в паре и уважительно относиться к мнению однокурсников. | |
Планируемые результаты занятия: | Предметные: (знания, умения, представления) -уметь обобщать и систематизировать знания о явлениях испарения, кипения, конденсации, кристаллизации, деформации; смачивания, капиллярности, влажности воздуха, анализировать зависимость давления насыщенного пара от температуры и объема, сравнивать поведение идеального газа и насыщенного пара; -уметь применять знания при решении задач. | Личностные: -формирование мотивационной основы учебной деятельности, положительного отношения к уроку, понимания необходимости учения; -формирование ценностных отношений друг к другу, к результатам обучения; -способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.
| Регулятивные: - способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; -развитие умения студента контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свои предположения. Познавательные: -выбор наиболее эффективного способа решения задач в конкретных ситуациях; - действие со знаково - символическими средствами; - умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной речи; Коммуникативные: -умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; -готовность к сотрудничеству с соучениками; взаимоконтроль; - обсуждение результатов и формулировка вывода. |
Усвоенные компетенции
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
Длительность занятия – 90 мин.
Методы обучения:
- наглядный;
- словесный;
- практический метод.
Технологии, применяемые на занятии:
- современные образовательные технологии с применением ИКТ;
- технологии индивидуализации обучения.
Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Технические средства обучения:
- персональные компьютеры (компьютерная лаборатория);
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска.
Учебно-наглядный материал:
- презентация выполненная в программе Microsoft Power Point 2007;
- интерактивные задания, выполненные в программе Microsoft Excel 2007.
Дидактический материал: тесты (приложение 2), оценочные листы (приложение 3).
Технологическая карта занятия
Ход занятия | |||
Этап занятия | Время, мин. | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов |
Цель. Подготовка обучающихся к работе на занятии. Быстрое включение в деловой ритм, организация внимания всех студентов. | 2 | Взаимные приветствия преподавателя и студентов; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности к уроку. Создание эмоционального настроя. Здравствуйте ребята. Я рада приветствовать вас на занятии физики. Эпиграф к занятию (слайд 1). «Что пользы в том, что ты многое знал, раз ты не умел применять твои знания к твоим нуждам» Я уверена, что вы примените свои знания сегодня на занятии. Я хочу пожелать вам удачи, у вас всё получится. | Погружение в учебную ситуацию: -готовность выполнять учебные задания; -стремление к самостоятельной деятельности; - стремление повысить свой личный образовательный уровень. |
Цель. Организация и направление к цели познавательной деятельности студентов. | 5 | Преподаватель зачитывает отрывок из литературного произведения и подводит студентов к формулировке темы урока. - Послушайте отрывок из литературного произведения Ю.В. Бондарева «Горячий снег»: «Сейчас он (Дроздовский), голый по пояс, играя крепкими мускулами гимнаста, ходил на виду у солдат подле сугроба и, наклоняясь, молча и энергично растирался снегом. Лёгкий пар шёл от его гибкого юношеского торса, от плеч, от чистой, безволосой груди; и в том, как он умывался и растирался пригоршнями снега, было что-то демонстративно упорное». - О каких состояниях воды идёт речь в этом отрывке? (О твёрдом – снег, жидком – на теле Дроздовского снег тает, и газообразном – влага испаряется, но виден пар – капельки конденсированной воды.) - Какие процессы происходят при этом? (Превращение твёрдого состояния в жидкое, жидкое превращается в газообразное, газообразное в жидкое) - Сформулируйте тему урока. (слайд 2) (Взаимные превращения жидкостей и газов. Твёрдые тела) - На прошлых занятиях мы бурно обсуждали процесс испарения и кипения жидкости, узнали с вами, что такое влажность воздуха и каким прибором ее можно измерить; говорили о кристаллических и аморфных телах. Попробуйте сформулировать цель нашего занятия, применив эпиграф к уроку. (Закрепить и обобщить знания по данной теме и применить эти знания при решении задач) | Студенты слушают преподавателя, отвечают на вопросы, формулируют тему урока, выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении, анализируют. |
| 5 5 10 8 10 | Индивидуальная работа на ПК. Приём – практическая работа. Преподаватель предлагает студентам на рабочем столе компьютера открыть книгу Microsoft Excel 2007 Интерактивные задания по теме «Взаимные превращения жидкостей и газов. Твёрдые тела» и зарегистрироваться (написать фамилию, имя и группу). - Выполните задания. Ответ введите в пустые ячейки. За правильное выполненное задание выставляется оценка автоматически. 1. «Ребусы». 2. «Установите соответствие». 3. Тест «Взаимные превращения жидкостей и газов. Твёрдые тела» 4. Тест1 «Согласен ли с тем, что …» 5. «Задачи» После выполненных заданий автоматически выставляется итоговая оценка «Результат» | Студенты выполняют индивидуальную работу. Для этого открывают книгу Microsoft Excel 2007 Интерактивные задания по теме «Взаимные превращения жидкостей и газов. Твёрдые тела», регистрируются и выполняют задания. |
| 2 | - Вы очень активно работали. А это требует больших затрат энергии. Предлагаю немного отдохнуть. Поверните голову влево, вправо, назад, вперед. Руки вытянули назад и скрепили их за спинкой стула, лопатки подтянули друг к другу. Руки опустили, расслабили, продолжаем работать. | Студенты выполняют упражнения. |
22 15 | Фронтальная работа. Приём – дискуссия. Преподаватель задаёт качественные вопросы с производственным содержанием. Индивидуальная работа и работа в парах. Метод – тестовый взаимоконтроль. Тестирование по вариантам. Преподаватель организует деятельность студентов по тестированию. | Студенты рассуждают, анализируют, отвечают на вопросы. Выполняют тест, осуществляют взаимопроверку теста по слайду 3. С помощью критерий оценивания тестирования (слайд 4) студенты ставят оценку в оценочный лист | |
Цель. Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. | 1 | Предоставить студентам (слайд 5) - информацию о домашнем задании: составить кроссворд по теме «Взаимные превращения жидкостей и газов. Твёрдые тела» - инструктаж по выполнению домашнего задания. | Записывают домашнее задание. |
Цель. Оценка работы группы и отдельных студентов. Осознание студентами своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности. | 5 | Преподаватель подводит итоги работы группы и отдельных студентов. Студентам предлагается высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из предложенных на экране (слайд 6):
| Выставляют оценки за урок в «Оценочный лист». Студенты по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из слайда. |
Заключение
Методика проведения практического занятия, изложенная в данном пособии, создает необходимые условия реализации ФГОС СПО по учебной дисциплине «Физика». Опыт проведения подобных занятий в конкретном образовательном учреждении свидетельствует об их эффективности и продуктивности. Результатом их проведения является формирование заложенных образовательным стандартом умений, повышение качества обучения и интереса к предмету.
В ходе занятия предусматривалось использование инновационных и традиционных методов и форм: словесных (беседа, информирование, обсуждение), информационно – коммуникационных (работа с заданиями, формирование умений работать с информацией, принимать оптимальные решения).
Методическая разработка может использоваться преподавателями как пособие по проведению практического занятия.
Список источников
- Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. Учебник для 10 кл. - М., 2012.
- Жданов Л.С., Жданов Г.Л. Физика. Учебник для ССУЗ. Москва «Наука», 2009
- Зорин Н.И. Тесты, зачёты, обобщающие уроки: 10 класс. - М.: ВАКО, 2009
- Касьянов В. А. Физика. 10 кл.: Учеб.для общеобразоват. учеб.заведений. М.: Дрофа, 2013г.
- Кирик Л. А., Ю.И. Дик. Физика.10 кл.: Сборник заданий и самостоятельных работ. – 2е изд. – М.: Илекса, 2005 г
- Меркулова С.С., Прокофьева С.П. Тесты по физике: 10 класс.- М.: «Экзамен», 2003
- Рымкевич А. П. Физика. Задачник.10-11 кл..: Пособие для общеобразоват.учеб.заведений. – М., 2012.
- Чижова Т.А. Физика для технических колледжей. Учебное пособие. Ростов-на-Дону «Феникс», 2001 г.
Приложение 1
Качественные задачи с производственным содержанием
- Почему чайник «поет», перед тем как закипеть, а также тогда, когда начинает остывать? (Ответ: При нагревании пузырьки воздуха как более легкие, вытесняются окружающей водой вверх. Здесь они попадают в воду, температура которой ниже. Пар в пузырьках охлаждается, сжимается, и стенки пузырьков под давлением окружающей воды с легким треском смыкаются. От этих многочисленных потрескиваний и происходит шум, который мы слышим перед закипанием.)
- Почему, чтобы остудить горячий чай, на него дуют? (Ответ: Когда мы дуем на горячую воду, то воздух над ней все время сменяется, испарение происходит более интенсивно, и вода остывает быстрее)
- Почему чай в чашке, как правило, остывает быстрее, чем в стакане? (Ответ: Как правило, чашки имеют больший диаметр, чем стакан, поэтому испарение жидкости в них происходит с большей поверхности, и жидкость остывает быстрее)
- Почему хлеб черствеет? (Ответ: Если мешочек с мукой промыть под краном, пока весь крахмал уйдет, в мешочке останется клейкий тягучий комочек — клейковина. Пролежав часа два-три, она делается твердой и ломкой, как стекло. Хлеб черствеет потому, что по мере испарения частичек жидкости клейковина, находящаяся в нем, затвердевает)
- Почему на стенках банки с холодной водой, внесенной в теплую комнату, появляется роса? (Ответ: На холодных стенках банки конденсируются водяные пары, содержащиеся в теплом воздухе комнаты)
- Какой тряпкой лучше вытирать воду: сухой или влажной? (Ответ: влажной, не масляной, т.к. происходит лучшее смачивание; сухая, водой не смачиваясь, отталкивает ее.
- Какие процессы происходят при варке разных продуктов питания? (Ответ: Прежде всего, это действие связанно с физическими процессами: изменение агрегатных состояний веществ, кипение, испарение, термодинамический процесс, частично изотермический процесс и др.)
- Назовите виды деформаций, возникающих при работах с тестом (при изготовлении различных кулинарных изделий). Какие это деформации упругие или пластические?
- Почему после мытья листья зелени (петрушки, кинзы, укропа) остаются всегда сухими?
(Ответ: Листья зелени содержат маслянистое вещество, благодаря которому они не смачиваются водой.) - Почему в поварском цеху нам кажется жарче, чем в обычной комнате, где воздух нагрет до такой же температуры?
(Ответ: Влажность воздуха в поварском цеху больше и процесс испарения с тела уменьшается, поэтому человек ощущает повышение температуры.) - Почему в зимнее время оконные стёкла запотевают, если в помещении готовится пища?
(Ответ: Ненасыщенный пар, испаряющийся из кастрюль, при соприкосновении с холодными предметами остывает и становится насыщенным, и на оконных стёклах выпадает роса.) - Желая ускорить процесс варки, хозяйка усилила огонь под кастрюлей, в которой кипела вода. Верно ли поступила хозяйка? (Ответ: Нет. Температура кипящей воды не будет повышаться, пока вся вода не превратится в пар)
- Почему огурец на 1-2°С холоднее окружающей среды?
(Ответ: Так как на 98% состоит из воды, а вода испаряется.) - Почему мы не получаем ожога от кратковременного касания горячей кастрюли мокрыми руками?
(Ответ: Теплота идет на испарение воды и охлаждает руку.) - Объясните с физической точки зрения процесс пропитывания готового бисквита сиропом. Почему бисквит пропитывается весь, хотя сиропом поливали только верхнюю часть?
Приложение 2
Тестирование
Вариант №1
1. Из предложенных ответов выберите соотношение температуры кипения воды у основания горы (Т1) и на её вершине (Т2).
А) Т1 = Т2; Б) T1 >T2; В) Т1 < Т2; Г) На вершине горы вода не закипает.
2.Парциальное давление водяного пара в воздухе при 19о С было 1,1кПа. Чему равна относительная влажность воздуха.
А) 64%; Б) 50%; В) 70%; Г) 98%.
3. Чему равна относительная влажность воздуха в комнате при температуре 16 оС, если при 10оС образуется роса?
А) 42%; Б) 59%; В) 68%; Г) 84%.
4. Два одинаковых капилляра опущены в смачивающие жидкости с соотношением коэффициентов поверхностного натяжения =3. Сравните высоту подъёма жидкостей в капиллярах.
А) Б) ; В) ; Г)
5. К однородному стержню, закреплённому одним концом, приложена сила. При этом возникают деформация …
А) Сжатия; Б) Изгиба; В) Растяжения; Г) Кручения.
6. Каково относительное удлинение медной проволоки, если под действием нагрузки в ней возникает механическое напряжение 240 МПа? Модуль упругости меди 110·109Па.
А) 0,2·10-3; Б) 0,5·10-3; В) 1·10-3; Г) 2,2·10-3.
Тестирование
Вариант №2
1.Укажите соотношение температуры кипения воды в открытом (Т1) и в герметическом сосуде (Т2).
А) В герметическом сосуде кипение невозможно.
Б) Т2>Т1; В) Т2<Т1; Г) Т2=Т1.
2.Влажный термометр психрометра показывает 10 оС, а сухой 14 оС. Чему равна относительная влажность воздуха?
А) 30%; Б) 40%; В) 50%; Г) 60%.
3. Чему равна относительная влажность воздуха в комнате при 18 оС, если при 10 оС образуется роса?
А) 42%; Б) 59%; В) 62%; Г) 84%.
4. Капилляр опущен последовательно в смачивающие жидкости с соотношениями плотностей и поверхностных натяжений =2. Сравните высоту подъёма жидкостей в капилляре.
А) Б) ; В) ; Г)
5. К однородному стержню, закреплённому одним концом, приложены силы. При этом возникают деформация …
А) Сжатия; Б) Изгиба; В) Растяжения; Г) Кручения.
6. Механическое напряжение, возникающее в алюминиевой проволоке при её относительном удлинении 2·10-4, равно … (модуль упругости алюминия 70·109 Па).
А) 1,4 МПа; Б) 3,5 МПа; В) 14 МПа; Г) 70 МПа.
Приложение 3
Оценочный лист
№ | Ф.И.О. | Интерактивные задания | Качественные вопросы с производственным содержанием | Тестирование | Ср. балл |
12. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Взаимные превращения жидкостей и газов. Твёрдые тела.
Ответы на тестирование Вариант 1 Вариант 2 1. Б 1. Б 2. Б 2. Г 3. В 3. Б 4. А 4. Г 5. Б 5. Г 6. Г 6. В
Критерии оценивания тестирования Кол-во правильных ответов Оценка 0-3 2 4 3 5 4 6 5
Домашнее задание Составить кроссворд по теме «Взаимные превращения жидкостей и газов. Твёрдые тела»
Рефлексия Сегодня я узнал… Было трудно… Я понял что… Теперь я могу… Я приобрёл… Я научился… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Урок для меня показался…
источник шаблона: Татарников Виталий Викторович учитель физики МОУ СОШ №20 п. Баранчинский, г. Кушва, Свердловской обл. http://pedsovet.su/ Рисунок для фона http://17986.globalmarket.com.ua/data/530378_3.jpg Мой университет - www . moi - mummi . ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме «Взаимные превращения жидкостей и газов» 10 класс
1.Парообразование – А) процесс перехода вещества из газообразного состояния в жидкое;Б) процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное;В) процесс перехода вещества из жидког...
Взаимные превращения жидкостей и газов
Урок обобщения и систематизации знаний в 10 классе по физике раздел "Взаимные превращения жидкостей и газов"...
Информационная карта по физике. 10 класс. Взаимное превращение жидкостей и газов. Влажность воздуха.
Информационная карта по физике для 10 класса вечерней школы по теме"Взаимные превращения жидкостей и газов. Влажность воздуха."...
Интерактивные задания по теме "Взаимные превращения жидкостей и газов. Твёрдые тела".
Задания созданы в программе MS Excel 2007 и предназначены для проверки знаний по теме "Взаимные превращения жидкостей и газов. Твёрдые тела" для студентов 1 курса (для учащихся 10 класса)....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Тема разработки: «Давление твердых тел, жидкостей и газов»
“Физика – 7 класс” – это начало изучения предмета в школьном курсе. Цель – сформировать у детей стойкий интерес. В этом курсе рассматриваются такие фундаментальные темы, как строен...
Презентация по физике на тему "Взаимные превращения жидкостей и газов"
Презентация предназначена для использования на занятиях по физике для обучающихся СПО...
Разработка конспекта «Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда».
Разработка конспекта «Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда». На уроке используются технология коммуникативного и интерактивного обучения. Есть темати...