Урок внеклассного чтения в 6 классе "Рождественский рассказ" с применением технологии уровневой дифференциации.
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему
Методическая разработка урока внеклассного чтения с применением игровой технологии, технологии уровневой дифференциации и групповой технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vneklassnogo_chteniya.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения
в 6 классе
с применением технологии уровневой дифференциации
«Рождественский рассказ»
Из опыта работы
учителя русского языка
и литературы
МКОУ Орешковская
основная
общеобразовательная
школа
Филипповой
Натальи Владимировны
Тема «Рождественский рассказ»
Цель урока:
1.Образовательные: познакомить учащихся с рассказами Л.Андреева «Ангелочек», Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке», А.П. Чехова «Ванька», поработать над анализом образа главного героя с точки зрения его душевных переживаний.
2.Воспитательные: помочь детям почувствовать трагедиюгерое, воспитание нравственных качеств, умение понимать другого человека.
3.Развивающие: развивать монологическую речь, способность анализировать, умение работать в группе
Предварительная подготовка: три группы, разделенные по качеству знаний : 1 группа – имеющие основную оценку «5», 2 группа – имеющие основную оценку «4», 3 группа – имеющие основную оценку «3». Участники групп предварительно получают задание: прочитать рождественские рассказы. 1 группа – рассказ Л. Андреева «Ангелочек», 2 группа – Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке», 3 группа – рассказ А.П. Чехова «Ванька». По желанию, кто-нибудь из группы рисует портрет героя своего рассказа.
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточные жетончики, которые получают правильно ответившие ученики в свою копилку правильных ответов.
Вступительное слово учителя: Здравствуйте, ребята, сегодня на уроке мы с вами проанализируем рассказы великих русских писателей: А.П. Чехова, Ф.М. Достоевского и Леонида Андреева. У каждого рассказа свой сюжет. своё развитие событий, свой герой.
Учитель: Расскажите о герое прочитанного вами рассказа, какой он?
Ответы учащихся:
1 группа: главный герой рассказа Леонида Андреева «Ангелочек» - Сашка, он не хочет умываться, ходить в гимназию и слушать, как его там все ругают, ему надоело испытывать боль в пояснице и во всём теле, когда мать ставит его на весь вечер на колени. Ему 13 лет. Сашка бьёт товарищей, грубит начальству, рвёт учебники, целый день лжёт учителям и матери, не лжёт только отцу.
Когда в драке Сашке разбивали нос, он нарочно расковыривал его ещё больше и орал без слёз, но так громко, что все испытывали неприятное ощущение. Перед Рождеством Сашку выгнали из гимназии.
2 группа: главный герой рождественского рассказа «Мальчик у Христа на ёлке» не имеет имени, может быть, потому, что таких мальчиков было очень-очень много и в конце рассказ об этом говорится. Он очень маленький, лет 6 или даже менее. Мальчик живёт в холодном и сыром подвале, одет в какой-то халатик. Ему очень хочется кушать. В своём подвале он ищет хотя бы чёрствую корочку, чтобы съесть её, но не находит. Он пьёт воду и выходит из подвала.
3 группа: главным героем рассказа А.П. Чехова «Ванька» является Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный 3 месяца назад в ученье к сапожнику Аляхину.
Учитель: А что мы с вами узнаём о близких наших героев?
1 группа: Отец Сашки больной и жалкий человек. Когда-то Иван Саввич сильно пил водку, и тогда жена боялась и ненавидела его. Он заболел, начал харкать кровью и тогда стала пить мать. Она водила к себе мужчин и женщин, пела с ними громкие песни. Отец Сашки больной лежит за перегородкой. Мать всем говорит, что у неё нет на свете таких врагов, как муж и сын.
2 группа: У мальчика больная мать, с которой он приехал из другого города, в начале рассказа она лежит мёртвая в холодном сыром подвале, но мальчик об этом не знает.
2 группа: Дед Ваньки Жукова, Константин Макарыч, служит ночным сторожем у господ Живарёвых. Это маленький, тощенький, но необыкновенно юркий и подвижный старикашка лет 65-ти, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами. Днём он спит в людской кухне, а ночью сторожит господское поместье, стуча в свою колотушку.
Учитель: Ребята, а почему эти рассказы называются рождественскими?
Возможные ответы учащихся: Это рассказы о событиях, которые происходят накануне светлого праздника Рождества, или как в рассказе А.П. Чехова в рождественскую ночь.
Учитель: Расскажите, что происходит с нашими героями накануне Рождества?
1 группа: Сашка приглашён на Рождественскую ёлку в дом богатых людей Свечниковых, в доме у которых когда-то учительствовал его отец.
2 группа: Мальчик из рассказа Достоевского попадает на городскую улицу . Он один, вокруг незнакомые люди, большой серый город, на него никто не обращает внимание, он очень хочет есть.
3 группа: Ванька Жуков в ночь перед Рождеством не ложится спать, а, дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкапа пузырёк с чернилами, ручку с заржавленным пером, и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать письмо своему деду.
Возможные ответы учащихся: Скажите, пожалуйста, что является самым главным атрибутом рождественских праздников?
Возможные ответы учащихся: Ёлка.
Учитель: У каждого героя своя ёлка. Расскажите о той ёлке, которая запомнилась герою рассказа, прочитанного вами.
1 группа: Когда Сашка пришёл на ёлку в дом Свечниковых, то ёлка в их доме ослепляла своей красотой и крикливым наглым блеском бесчисленных свечей, но она была чуждой ему, враждебной… Ему хотелось толкнуть её так. Чтобы она повалилась на светлые головки детей.
2 группа: …А в комнате дерево до потолка, это ёлка, а на ёлке столько огней, столько золотых бумажек и яблоков, а кругом тут же куколки, маленькие лошадки; а по комнате бегают дети…
3 группа: Срубленную ёлку дед тащил в господский дом, а там принимались убирать её.
Учитель: У каждого героя своя мечта в рождественскую ночь, какая она у ваших героев?
1 группа: Сашка хочет взять воскового ангелочка и отнести к себе домой, потому что в этот вечер все мысли и мечты Сашки были только о нём.
2 группа: Мальчик мечтает о немногом: он хочет найти что-нибудь поесть и согреться.
3 группа: Ванька мечтает, чтобы дед, Василий Макарыч, забрал его к себе в деревню, для этого он и пишет письмо.
1 группа: Что же случается с каждым из героев?
1 группа: Сашка приносит домой ангелочка, который, как кажется ему и его отцу, сейчас полетит. И Сашка, и отец засыпают сладким сном.
2 группа: Мальчик заснул навсегда и побывал у Христа на ёлке, где бывают девочки и мальчики. Все они целуют его, берут его, несут с собою, да и сам он летит, и видит он: смотрит его мама и смеётся на него радостно.
3 группа: Ванька, убаюканный сладкими надеждами, тоже уснул, и ему приснился дед, читающий письмо кухаркам.
Учитель: Ребята обратите внимание, что у нас «потерялись» вещи, принадлежащие нашим героя. Давайте с вами подумаем и распределим, где и чьи вещи.
Члены команды, которая справится быстрее, получит ещё по одному призовому смайлику. (На доска 3 имени: Сашка, Мальчик, Ванька, нужно распределить «потерявшиеся» вещи: свеча, кружка воды, карикатуры, измятый лист бумаги, восковой ангел, чёрствая корочка, копеечка, куртка, заржавленное перо, копеечка)
Учитель: Рождество – это время милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди свободно раскрывают друг другу сердца. Но всегда ли так бывает? Все ли видят улыбки друзей, ощущают любовь и счастье?
1 группа: К сожалению, нет. Сашка терпит побои от матери.
2 группа: Мальчика бьёт другой мальчик на улице.
3 группа: Ванька получает побои то от господ, то от хозяина, который бьёт его по голове колодкой.
Учитель: Почему так в жизни происходит?
Возможные ответы учащихся: Потому что в жизни рядом с достатком, радостью соседствуют горе, нужда и одиночество.
Учитель: То же самое мы встречаем с вами на страницах рассказов, с которыми вы знакомились дома. Чему нас учат эти рассказы?
Возможные ответы учащихся: Милосердию, состраданию, доброте, сопереживанию.
Учитель: Ребята, как вы знаете, в Рождественскую ночь происходят чудеса. Как вы думаете, какое чудо может произойти с каждым из наших героев, пока он не проснулся? Это тема вашего домашнего задания
Домашнее задание: написать сочинение – миниатюру «Моё окончание рассказа…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения в 6 классе с применением технологии уровневой дифференциации "Рождественский рассказ"
Урок внеклассного чтения в 6 классе с применением нескольких педагогических технологий: разноуровневой дифференциации. игровой, групповой, на котором реализуются воспитательные, развивающие и об...
Применение технологии уровневой дифференциации для развития мыслительной деятельности учащихся на уроках математики
Применение технологии уровневой дифференциации для развития мыслительной деятельности учащихся на уроках математики...
Разработка обобщающего урока по физике по теме «Электрические явления» в 8 классе в форме коллективно-творческой игры-соревнования «Покорение вершины «Электричество» с применением технологии уровневой дифференциации.
Данный урок проводится в форме коллективно-творческой игры-соревнования «Покорение вершины «Электричество» с применением технологии уровневой дифференциации. Дидакт...
Применение технологии " Уровневая дифференциация" на уроках физики
данная разработка содержит методы использования технологии на каждом этапе урока, методический материал для 8 кл. по теме "Тепловые явления", урок 8кл. "Последовательное соединение проводников" 8кл.,с...
Союз как часть речи. Конспект урока русского языка в 7 классе с применением технологии уровневой дифференциации.
Союз как часть речи. Конспект урока русского языка в 7 классе с применением технологии уровневой дифференциации....
Правописание н и нн в суффиксах имен прилагательных. Конспект урока по русскому языку в 6 классе с применением технологии уровневой дифференциации.
Правописание н и нн в суффиксах имен прилагательных. Конспект урока по русскому языку в 6 классе с применением технологии уровневой дифференциации....
Представление педагогического опыта. Применение технологии уровневой дифференциации на уроках русского языка и литературы в условиях реализации компетентностного подхода.
Представление педагогического опыта. Применение технологии уровневой дифференциации на уроках русского языка и литературы в условиях реализации компетентностного подхода. ...