Модульное обучение на уроках физики
статья по физике по теме
Обозначается проблема: как на практике осуществить процесс обучения, позволяющий реализовать несколько индивидуальных познавательных стратегий? Ведь нельзя потерять ни одну Личность? Такой процесс возможен лишь при глубокой дифференциации, а точнее, индивидуализации обучения. Это возможно через уровневую дифференциацию, модульное обучение и индивидуализацию на основе учета когнитивного стиля ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modulnoe_obuchenie_na_urokakh_fiziki.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
«МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ФИЗИКЕ»
Подготовила: Моисеенко Вера Владимировна
учитель физики
г. Лабытнанги
2014 год
«МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ФИЗИКЕ»
«Умственное развитие учащихся прямо пропорционально усвоению объема взаимосвязанных знаний, умений, опыта творческой деятельности»
И.Я. Лернер
В Концепции модернизации образования на период до 2014 г. Сформированы основные стратегические позиции и принципы: «Общеобразовательная школа должна сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования»
Сегодня набирают новые критерии, учитывающие и динамику развития каждого отдельного учащегося, и усилия учителя по развитию личности ученика. При этом нельзя обойтись без психологической теории обучения, без нового направления в педагогической науке- психодидактики.
Преподаю в колонии ФКУ ИК-8, эти учащиеся не учились в школе от 7 лет и больше. Явно обозначается проблема: как на практике осуществить процесс обучения, позволяющий реализовать несколько индивидуальных познавательных стратегий? Ведь нельзя потерять ни одну Личность? Такой процесс возможен лишь при глубокой дифференциации, а точнее, индивидуализации обучения. Это возможно через уровневую дифференциацию, модульное обучение и индивидуализацию на основе учета когнитивного стиля ученика.
Технология модульного обучения предусматривает формирование навыков самообразования и саморазвитие и реализуется через деление всего материала на разделы, блоки и темы. А также алгоритмизацию учебной деятельности в соответствии с предписаниями, т.е. предъявленным планом действия. Разрабатывается модульные программы: разбиваем темы(все или избранные) курса на модули, а модули – на учебные элементы и сопровождает эту программу системой дидактических целей (ДЦ)- темы, каждого модуля (ДЦМ) и каждого учебного элемента (частные ДЦ, ЧДЦ). Модуль включает в себя учебное содержание, целевой план действий и методическое руководство по достижению запланированных результатов. Ученик осваивает материал самостоятельно в процессе завершенного цикла учебной деятельности с таким модулем. Учителю отводится роль консультанта.
Здесь основная линия- это сочетания дифференциации и интеграции, т.е. интегративно- дифференцированный подход (ИДП)
Для овладения ИДП учителю необходимо:
- Изучить основные положения предшествующих образовательных технологий: уровневой дифференциации (уровней технологии), модульного обучения (модульной технологии) индивидуализма на основе учета когнитивного стиля ученика( стилевой технологии);
- Выявить когнитивный стиль (индивидуальную познавательную стратегию) каждого учащегося, составить карту стилей класса, определить свою когнитивную стратегию с целью установления соответствия наиболее распространенному стилю и в классе, а также с целью учета стилей всех учащихся без исключения;
- Организовать модульный процесс обучения и разработать модульные учебные программы на основе интегративно - дифференцированных модулей;
- Обеспечить постоянный мониторинг учебных достижений учащихся и соответствующие коррекционные мероприятия.
Технология разработки интегративно – дифференцированных (ДЦ) модулей по учебной теме
- Разделить весь курс на разделы, в крупных разделах выделите блоки, разделы (блоки) разделите на темы и определите число часов, отводимых на изучение каждого раздела, блока, темы известными учебными программами.
- В каждой теме выделите модули (М1,…..Мп) соответствующие конкретным занятиям, обычно один модуль – одно занятие. Последним модуль, как правило является контрольным ( в отличие от остальных- текущих) и ориентирован на обобщение и систематизацию знаний по всей теме, самоконтроль учебных достижений, выявление и корректировку ошибок.
- Создайте по три варианта каждого модуля в соответствии с тремя уровнями сложности. Каждый вариант, в сою очередь, продифференцируйте по шести когнитивным стилям (ИТ,ИЭ,ИД,ДТ,ДЭ,ДД).
- Выделите в каждом модуле учебные элементы и для каждого сформируйте частную дидактическую цель (ЧДЦ). Обычно УЭ0 – постановка цели, УЭ1....УЭ (m-2) – изучение нового материала, УЭ (m- 1) – выходной контроль, УЭ m – рефлексия
( подведение итогов, самооценка знаний).
- Сформируйте дифференцированное домашнее задание для каждого уовня сложности в зависимости от результатов работы на уроке.
- Характер контролирующих заданий внутри учебных элементов УЭ1… УЭ (m-2) увязывается с типом когнитивного стиля. При этом количество баллов за выполнение задания начисляется по « основным» окнам таблицы(ИТ,ИЭ,ИД и ДТ,ДЭ,ДД) – это минимум. Который должен заработать школьник, претендующий на овладение данным уровнем сложности учебного материала. По этим же баллам определяем итоговый результат ( модуль УЭ m, лист контроля). Если учащийся набирает больше баллов по сравнению с минимумом, то он получает важную мотивацию к переходу на более высокий уровень сложности.
- УЭ (m- 1) «Выходной контроль» в каждом модуле содержит одинаковые задания и требования как интегральных, так и для дифференциальных стилей. Этим выявляется достижение общей цели овладения учебным материвлом, хотя к данному результату ученики пришли различными путями в зависимости от своей когнитивной стратегии.
Самостоятельная работа является ведущей для всех когнитивных стилей и уровней, это один из главных признаков модульной технологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта внедрения блочно-модульной технологии на уроках физики
Обобщение опыта по осуществлению компетентностного подхода на уроках физики через применение блочно-модульной технологии...
МАСТЕР-КЛАСС ПО ТЕМЕ " Элементы технологии блочно- модульного преподавания на уроках физики"
Краткий конспект проведения мастер-класса по физике для районого МО учителей при аттестации на высшую категорию...
Модульное обучение на уроках русского языка. Разработка урока в 7 классе.
Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школеРазработка модульного урока в 7 классе по теме « Правописание частицы НЕ с разными частями речи»...
ТЕОРЕТИКО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА на тему: "Методика использования модульных конструкций на уроках физики в восьмых классах основной общеобразовательной школы"
В данной теоретико-экспериментальной работе нами проведено теоретико-экспериментальное исследование по применению методики использования модульных конструкций на уроках физики в восьмых классах общеоб...
Модульное обучение на уроках биологии. Модульный урок "Строение и функции белков" 10 класс.
Данный модульный урок разработан к учубному материалу изучаемому по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника "Обшая биология" 10-11 класс....
Модульное обучение на уроках биологии. Модульный урок "Митоз" 10 класс.
Данный модульный урок разработан к учебнику "Общая биология" 10-11 класс А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пассечник....
Публикация в сборнике 2 Международной ярмарки образовательных технологий по теме "Использование возможностей модульной технологии на уроках физики"
Данный материал раскрывает опыт работы учителя с использованием модульной технологии....