МАСТЕР-КЛАСС ПО ТЕМЕ " Элементы технологии блочно- модульного преподавания на уроках физики"
план-конспект по физике по теме
Краткий конспект проведения мастер-класса по физике для районого МО учителей при аттестации на высшую категорию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy__master.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС ПО ТЕМЕ:
« Применение элементов блочно-модульной технологии
в преподавании физики»
Цель класса:
- оценить уровень результативности практической деятельности.
- обобщить и распространить педагогический опыт по данной теме
- продемонстрировать приемы и методы, используемые в процессе преподавания
Постановка задач класса: Сегодня в конце мастер-класса Вы сможете:
- объяснить, в чем сущность технологии блочно- модульного преподавания;
- увидеть разницу в планировании блоков –тем и изложения материала блоками в рамках одного урока ;
- формулировать практико-ориентированные задания по заданной теме;
- видеть возможности применения блочно- модульной технологии на своих уроках
Эпиграфом к сегодняшнему мероприятию я взяла строки русского писателя Н.В. Гоголя « Уча других, тоже учишься»
.
«Учителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом» Л. Боровиков
1. ВСТУПЛЕНИЕ:
« Немного о себе…»
Принципы моей работы:
Главным в работе учителя считаю: выработать свою систему обучения, пригодную для своих учеников, себя, своей школы.
Мои педагогические заповеди:
Творчество — способ существования личности. Это творческий подход учителя к проведению урока, и творчество учащихся на уроке и дома.
Самостоятельная деятельность учащихся на каждом уроке, т.к. ребенок – самоуправляющаяся система, способная к саморазвитию.
Наглядность на каждый урок.
Выделение главного в теме.
Развитие чувства реальности, связь теории с жизнью.
Разминка или игровой момент — творческая пауза урока.
При преподавании физики мной используется:
· Классноурочная система
· Лабораторные и практические занятия.
· Применение мультимедийного материала.
· Решение расчетных, качественных и экспериментальных задач.
Широко использую ИКТ, блочно-модульную, здоровье сберегающую, личностно-ориентированные, тестовые технологии, опираясь на 5 главных ПРИНЦИПОВ:
1.Многократное повторение
Первый вброс теории по физике может быть выполнен в виде беседы, диспута (в младших классах) и в виде лекции (в старших классах) с использованием демонстраций, опытов, компьтерных презентаций и т.д. На втором этапе разбор теории на качественных вопросах, задачах, практических заданиях с обязательной самостоятельной работой. Наиболее важные вопросы теории будут на итоговой самостоятельной работе по теме.
2.Выделение главного.
Подача материала проводится по опорным конспектам. (ОК часто представлены в компьютерной презентации, на самодельном плакате и т. Д) Вводятся дополнительные примеры и вопросы для самостоятельной работы. Опорный конспект является скелетом темы с выделением главного.
3.Постоянно развивать чувство реальности, ориентирование в величинах
Чувство реальности развивается как на вопросах теории, применимости того или иного закона, объяснение явлений их оценка, безопасность. При решении задачи оценка полученного результата обязательна учеником. Ученика необходимо научить автоматически прикидывать полученный результат. Умение ориентироваться в величинах.
4.Самостоятельная деятельность учащихся на каждом уроке
Самостоятельная деятельность учащихся на каждом уроке. Работа с теорией, решение задач, выполнение экспериментов и т. д. Самостоятельная работа обязательно оценивается для всех учащихся.
5.Ежедневный опрос и проверка усвоения материала
Этот принцип позволяет обеспечить систематичность учебы, усвоение материала, оценивание своей работы.
2. ИЗ ТЕОРИИ
В одной из своих книг доктор педагогических наук В.В.Гузеев пишет: "Поиски инноваций в образовании - своего рода знамение нашего времени. Едва ли не правилом стало требовать от учителя наличия собственной оригинальной технологии." Это - очень верное замечание! Согласимся с профессором и в следующем: не желая выглядеть дилетантом, предметник пытается опереться на твердый фундамент теории, но часто не получает помощь, а испытывает разочарование. К сожалению, сегодняшняя дидактика предстает перед школьным учителем как бессистемное нагромождение фактов, понятий, концепций, которые кажутся написанными на разных языках. Методические журналы, напротив, изобилуют всякого рода «придумками» и «находками», но не дают ответа на главный вопрос: как объять необъятное - и от времени не отстать, и программу пройти, и качество знаний обеспечить, и при этом сберечь здоровье детей?!
Поиски собственной системы в преподавании школьного курса физики привели к необходимости определения четких и ясных дидактических оснований.
«Ясность оснований приводит к той организационной и технологической четкости, которая сама по себе, без лишних ухищрений, делает работу учителя более стройной и эффективной.» (В.В.Гузеев)
Компьютерная презентация
СЛАЙД 1-16 ТЕХНОЛОГИЯ БЛОЧНО-МОДУЛЬНОГО ПРЕПОДАВАНИЯ ( из теории)
СЛАЙД 17-18 БЛОКИ-ТЕМЫ
«ТЕПЛОТА»
Работа с обобщающей таблицей « Тепловые явления»:
Таблица делается постепенно, по мере изучения материала. Она способствует систематизации знаний, логическому осмыслению изученного, помогает представить тему в целом. На основе ее учащиеся выполняют на заключительных уроках самостоятельно ряд заданий:
-Составить рассказ по строке
-назовите слова- антонимы к терминам: охлаждение, конденсация, плавление
-назови, пользуясь таблицей тепловые процессы, в которых энергия поглощается(выделяется) веществом.
-почему в таблице указаны «спаренные» ( двойные) тепловые процессы, а формула у них одна
Этой таблицей или ее фрагментами мы пользуемся и в течении года: при решении задач, на кратковременных самостоятельных работах.
СЛАЙД 19-24 БЛОК -ТЕМА «ПЛОТНОСТЬ»
СЛАЙД 25-32 БЛОК -ТЕМА «ОСНОВЫ МКТ»
СЛАЙД 33-38 БЛОК -ТЕМА «МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ»
СЛАЙД 39-57 ИЗЛОЖЕНИЕ МАТЕРИАЛА БЛОКАМИ В РАМКАХ ОДНОГО УРОКА
СЛАЙД 58- 72 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКА
Используя модульную технологию, я строю работу с опорой на технологические карты , что дает ребенку возможность оценить дозированную достижимую учебную задачу, принять ее и сформулировать собственную конкретную цель на определенный этап деятельности. Сравнивая труд учителя с инженером, архитектором, строителем, технологическую карту урока можно сравнивать с лесами, которые возводят перед постройкой здания а затем сносят.
СЛАЙД 73 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ
СЛАЙД 74-90 ВНЕКЛАССНАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Внеурочная работа – обязательное звено учебно-воспитательного процесса. Она позволяет учителю, в увлекательной форме показать учащимся связь между наукой и жизнью, разнообразие физических явлений в природе, научить ребят находить и объяснять их в обыденной жизни. Комфортная, творческая атмосфера внеклассного мероприятия даёт учащимся возможность проявить смекалку, творческую активность и самостоятельность, а учителю – расширить и углубить знания ребят, полученные на уроках.
Формы проведения внеклассной работы по физике и их тематика разнообразны. Содержание, организация мероприятия, его форма выбираются с учётом возрастных особенностей учащихся и решаемых общеобразовательных и воспитательных задач. Это может быть физический турнир, который проводится как соревнование двух команд, физический вечер, предметная неделя, деловая игра, КВН, конкурс газет, презентаций, кроссвордов, викторина, устный журнал.. Может быть серьёзным или азартным, озорным, весёлым. Главное достичь ожидаемого эффекта.
Внеклассная работа должна быть ориентирована на рост познавательной активности учащихся, развитие творческого мышления, формирование у учащихся положительного отношения к физике, как к школьному предмету.
Работа в команде при подготовке внеурочных мероприятий воспитывает коммуникативную культуру учащихся. В ходе подготовки ребята учатся работать с научно-популярной литературой, подготавливать и проводить занимательные опыты, связанные с темой внеклассного мероприятия, подбирать интересные вопросы о мире, который нас окружает, о явлениях происходящих в нём и искать ответы на них. Рисунки, стенгазеты, презентации готовятся учениками, ученики пишут стихи, самые энергичные, артистичные и инициативные становятся капитанами команд и ведущими. Каждый может себе выбрать дело по душе, применить и показать свои знания, навыки и умения.
Основные требования к использованию метода проектов, которыми руководствуюсь я в работе:
1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
- выдвижение гипотез их решения;
- обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
- обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
- сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
- выводы, выдвижение новых проблем исследования.
СЛАЙД 91 РЕФЛЕКСИЯ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технология блочно-модульного обучения на уроках литературы. творчество М.Ю.Лермонтова
"Семейные ценности. Государство и семья в поэме М.Лермонтова"...
Статья "Применение технологии блочно-модульного обучения на уроках истории"
Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно и активно действовать, принимая решения, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Поэтому перед ш...
Публикация по теме "Технология блочно-модульного обучения иностранным языкам: основные принципы и преимущества"
В данной публикации представлена и подробно описана технология блочно-модульного обучения иностранным языкам, основные принципы и преимущества...
Участие в Международной конференции, проводимой на портале «Солнечный свет» в качестве докладчика по теме: Применение технологии развития критического мышления на уроках физики
Участие в Международной конференции, проводимой на портале «Солнечный свет» в качестве докладчика по теме: Применение технологии развития критического мышления на уроках физики...
Мастер-класс «Достижения метапредметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС на уроках физики»
Мониторинг метапредметных результатов по физики...
Выступление на районной секции учителей физики. Доклад по теме: Технология блочно - модульного обучения как способ развития навыков учебной деятельности и формирования УУД.
Технология блочно - модульного обучения как способ развития навыков учебной деятельности и формирования УУД....
Мастер-класс: Проблемные ситуации как средство повышения учебной мотивации обучающихся на уроках физики.
Из опыта работы по созданию проблемных ситуаций на уроках физики...