Особенности преподавания физики в условиях перехода на ФГОС второго поколения. Тема "Даление твердых тел"
методическая разработка по физике (7 класс) по теме
Школьный курс физики — системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
В данном материале предлагаются возможные пути реализации ФГОС ООО средствами линий УМК по физике А.В. Перышкина по теме «Давление твердых тел».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
davlenie_tverdykh_tel.docx | 27.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Давление твердых тел, жидкостей, газов. Законы гидростатики.
1. Место темы в курсе физики основной и средней (полной) школы
Разобран материал, которым завершается изучение темы «Давление твердых тел, жидкостей, газов. Законы гидростатики». Выбор именно этой части темы не случаен. В ней реализуется переход от теоретического рассмотрения материала к его практическому применению: появляется возможность решать задачи, выполнять лабораторные работы, изучать принципы действия приборов, работа которых основана на законах гидростатики. Таким образом, в ходе изучения данной части темы наилучшим образом может быть реализован деятельностный подход.
Рассматриваемая тема изучается в 7 классе в рамках раздела «Давление твердых тел, жидкостей и газов». На изучение всего раздела отводится 23 часа. В учебнике по рассматриваемой части темы предложено 6 параграфов, приведено описание двух лабораторных работ (№№ 8-9).
К моменту начала изучения данной темы учащиеся знакомы со следующими понятиями: сила, давление.
Использовать данные знания учащиеся будут в 10 классе, при изучении разделов «Основы молекулярно-кинетической теории и термодинамики. Тепловые машины. Агрегатные превращения вещества. Реальный газ. Влажность».
2. Анализ целей и задач, ставящихся перед учителем при изучении темы
Цели
Цель | Элементы и понятия темы |
Понимание учащимися смысла понятий
Понимания учащимися принципа действия приборов
Понимание учащимися взаимосвязи между понятиями | Сила давления, давление, давление твердых тел, давление жидкостей, давление газов, атмосферное давление Барометр, манометр жидкостный, манометр Бурдона
Давление – сила давления, давление – сила давления – площадь соприкосновения твердых тел, давление – взаимодействие молекул, закон Паскаля – гидростатическое давление, закон Архимеда – выталкивающая сила, соотношение плотностей тела/газа/жидкости – условия плавания тел, масса атмосферы – атмосферное давление, различные единицы давления (тор, Паскаль, атмосфера, мм.рт.ст.) |
Задачи
Задача | Элементы и понятия темы |
Знакомство учащихся с методами исследования объектов и явлений: а) теоретические методы
б) экспериментальные методы Формирование умений а) теоретические
б) экспериментальные |
Зависимость давления от силы давления, зависимость давления от площади соприкосновения твердых тел, зависимость гидростатического давления от глубины, зависимость гидростатического давления от плотности жидкости или газа, зависимость выталкивающей силы от объема погруженной части тела, зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости или газа Измерение выталкивающей силы, исследование условий плавания тел
Решение задач (список задач приведен в примерном планировании ниже)
Выполнение лабораторных работ (№ 8 и 9 из учебника) |
3. Материалы темы в свете ФГОС ООО
Тип результатов | Результаты обучения | Примеры из УМК |
Личностные | 1. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни | Основы безопасности при нахождении на льду открытых водоемов |
Метапредметные | 1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
2. Смысловое чтение | Решение задач по физике в общем виде, см. ниже пример УУД «Выбор наиболее эффективных методов решения задач»
См. ниже пример УУД «Умение передать содержание текста», «Умение составлять тексты» |
Предметные | 1. Осознание значения физики в жизни человека
2. Формирование первоначальных представлений о сущности гидростатических явлений
3. Приобретение опыта проведения экспериментов | Роль механизмов, работающих на основе несжимаемости жидкости (домкрат, пресс, тормоз и т.п.)
Работа с текстами учебника, решение задач по физике, выполнение лабораторных работ
Анализ демонстрационного эксперимента, выполнение лабораторных работ №8 и №9 из учебника |
4. Реализация универсальных учебных действий (УУД) при организации работы учащихся
УУД: умение передавать содержание текста
Задание «Пересказ текста параграфа»
Цель: формирование навыков передачи содержания текста в устной речи.
Уровень: репродуктивный.
Форма выполнения: индивидуальная.
Описание задания: учащиеся читают текст параграфа учебника и пересказывают его фрагмент.
Материал: учебник.
Критерии оценивания: точность и полнота пересказа.
Задания (по параграфам):
К § 47:
Прочитайте текст параграфа. Опишите, как устроен и для чего применяется жидкостный манометр.
Прочитайте текст параграфа. Расскажите, чем жидкостный манометр отличается от металлического.
К § 48:
Расскажите, как устроен поршневой насос.
К § 49:
Как устроен гидравлический пресс?
К § 50:
Расскажите, почему на погруженное в жидкость тело действует выталкивающая сила.
К § 51:
Как на опыте показать, что выталкивающая сила равна весу жидкости в объеме погруженной части тела?
Задание «Конспект текста параграфа»
Цель: формирование навыков передачи содержания текста в письменной речи.
Уровень: репродуктивный.
Форма выполнения: индивидуальная.
Описание задания: учащиеся читают текст параграфа учебника и составляют конспект заданного фрагмента.
Материал: учебник.
Критерии оценивания: точность и полнота конспекта, отсутствие избыточности текста.
Задания (по параграфам):
К § 49:
Запишите в тетрадь устройство и принцип действия гидравлической машины.
К § 50:
По материалам параграфа запишите, почему возникает выталкивающая сила и как ее рассчитывают.
К § 52:
Сделайте краткий конспект параграфа.
УУД: умение составлять тексты различных жанров
Задание «Составление описания»
Цель: формирование умения составления текста с использованием умения оперировать терминологическим аппаратом физики.
Форма выполнения: индивидуальная или групповая.
Описание задания: учащиеся читают текст параграфа как образец описания прибора или физического явления или получают другой образец. Затем они получают (устно или письменно, самостоятельно или с помощью учителя) краткое описание другого прибора или явления, соответственно. Целью задания является составление нового описания по образцу старого.
Материал: учебник, дополнительные материалы или результаты самостоятельного информационного поиска.
Критерии оценивания: точность и полнота описания, его связность.
Задания:
К § 48:
Прочитайте текст параграфа. По образцу описания поршневого жидкостного насоса составьте описание устройства и принципа действия велосипедного насоса.
К § 49:
Прочитайте текст параграфа. Сравните принцип действия гидроусилителя руля с гидравлическим прессом. Опишите преимущества рулевого управления с гидроусилением. Есть ли у него недостатки?
К § 52:
На основе текста параграфа ответьте на вопрос: Какие еще практически важные примеры проявления архимедовой силы в жидкостях и газах вы знаете?
(Если ранее выполнялось задание «Что было бы, если бы трение исчезло?») Напишите рассказ о том, что изменилось бы в природе и в жизни человека, если бы сила Архимеда вдруг исчезла.
УУД: выбор наиболее эффективных методов решения задач в зависимости от конкретных условий
Задание «Определение темы задачи»
Цель: формирование умения выделять в задаче признаки, относящие ее к определенной теме курса. Задания подобного типа целесообразны на уроках решения задач, этапах повторения и/или обобщения. Для этого на этапах изучения методов решения задач необходимо выделять характерные признаки физических моделей, изучаемых в текущей теме.
Форма выполнения: индивидуальная или групповая.
Описание задания: учащиеся читают условие задачи и затем отвечают на вопросы «На какую тему задача?»; «Какова физическая модель, рассматриваемая в задаче?»; «Какая формула описывает данную физическую модель?».
Материал: учебник или задачник.
Критерии оценивания: точность и полнота ответа.
5. Примерное поурочное планирование
Сокращения: ИНМ – изучение нового материала, ФУ – формирование умений, С – систематизация, П – повторение, З – закрепление, К – контроль, КУ – комбинированный урок, РЗ – урок решения задач, ЛР – выполнение лабораторной работы, ОС – основное содержание урока. Задания, записанные черным шрифтом – базового уровня, зеленым – повышенного уровня, красным – сложные.
Урок | Ведущая дидактическая роль | Тип урока | Тема, основное содержание урока | Материалы учебника, сборника задач |
1 | ИНМ | КУ | Манометры ОС. Виды манометров. Их устройство | §47 |
2 | ИНМ | КУ | Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс ОС. Устройство и принцип работы поршневого жидкостного насоса и гидравлического пресса | §48,49 Упр. 24,25 |
3 | ИНМ | КУ | Давление жидкости и газа. Сила Архимеда ОС. Выталкивающая сила. Закон Архимеда | §50,51 Упр. 26 (1,2,3) 430 431 454 457 Упр. 26 (4,6) 432 433 435 437 441 452 456 Упр. 26 (5) 439 440 442 446 449 455 |
5 | ФУ, С | ЛР | Лабораторная работа №8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» | ЛР №8 |
6 | ИНМ | КУ | Плавание тел ОС. Плавание тел. Условия плавания тел. | §52 Упр. 27 464 465 467 488 458 459 463 466 469 487 490 468 470 471 472 473 474 496 |
7 | ФУ, С | ЛР | Лабораторная работа №9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости» | ЛР №9 |
8 | П, З | РЗ, К | Решение задач | 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 |
6. Трудные вопросы темы
«Что есть что в формуле?» В данной теме впервые учащиеся сталкиваются с формульной записью законов с достаточно большим числом символов. Это ускорение свободного падения g, глубина h, площадь соприкосновения тел S, плотность жидкости или газа ρ, объем погруженной части тела Vпчт. В комбинации с силой тяжести, действующей на тело, могут появиться объем тела V, плотность тела ρт. Важно проговаривать с учащимися, что именно какой символ в каждой конкретной формуле обозначает.
Гидростатический парадокс — свойство жидкостей, заключающееся в том, что сила тяжести, действующая на налитую в сосуд жидкость, может отличаться от силы, с которой эта жидкость действует на дно сосуда. Причина гидростатического парадокса состоит в том, что жидкость давит не только на дно, но и на стенки сосуда. Вес жидкости в сосуде будет равен сумме высотных составляющих напора по всей внутренней площади сосуда. Если, к примеру, сосуд имеет участки внутренней поверхности, давление на которые направлено вверх, эти участки внесут вклад в вес со знаком минус. Статическое давление жидкости на дно окажется больше, чем вес жидкости, отнесённый к площади дна.
Взвешивание тел на рычажных весах с учётом действия выталкивающей силы. На примере взвешивания пенопласта стальными гирями следует показать учащимся, что погрешность определения веса без учета силы Архимеда может оказаться сравнительно большой. Необходимо подвести детей к мысли о том, что если цель взвешивания состоит в определении массы, то в этом случае материал, из которого изготовлены гири и материал взвешиваемого тела должны иметь одинаковую плотность. Т.е. для определения массы пенопластового кубика необходимо использовать пенопластовые гири.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы научного общества учащихся в условиях перехода на ФГОС второго поколения
В данной работе Вы узнаете, что такое ФГОС второго поколения....
Особенности преподавания физики в условиях перехода на ФГОС второго поколения. Тема: "Силы природы"
Школьный курс физики — системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и аст...
Особенности преподавания физики в условиях перехода на ФГОС второго поколения. Тема: "Законы Ньютона"
Школьный курс физики — системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и аст...
Особенности преподавания физики в условиях перехода на ФГОС второго поколения. Тема "Влажность"
Школьный курс физики — системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и аст...
«Особенности духовно- нравственного воспитания школьников в условиях перехода на ФГОС второго поколения»
В данной разработке проанализированы негативные последствия отсутствия воспитания детей в школе, сделан вывод об усилении воспитательной работы, указаны базовые национальные ценности, а также да...
Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС второго поколения Выступление Некрасовой Е.П.
В данном материале рассказывается о требованиях к урокам, и в частности к уроку математики в рамках перехода на ФГОС ООО. Раскрываются проблемы и задачи, которые возникают у педагогов при реализации Ф...
Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС второго поколения
Учитель, его отношение к УП, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого ребёнка – это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не бу...