Рабочая программа по физике, 9 класс.
рабочая программа по физике (9 класс) по теме

Лобановская  Инна Дмитриевна

Рабочая программа 2013-2014 уч.год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_klass.doc437 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №5 города Алексеевска Белгородской области

«Рассмотрено»

Руководитель МО учителей  

естественных и общественных наук

_________   Скиданова Н.П.

Протокол №_____     от

«      »_________2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

МОУ ООШ № 5    г. Алексеевка

 ___________ _Добудько В.И.

«    »  __________    2013 г.

«Рассмотрено»

на заседании педсовета школы

протокол №______ от

«     »   __________2013 г.  

«Утверждаю»

Директор МОУ ООШ №5          г.Алексеевка

____________________Битюцкая А.А.

Приказ  №                 от  «     »_________2013 г

Рабочая программа

по физике

Лопатченко Инны Дмитриевны

9 класс

Базовый уровень

2013-2014 уч. год

Пояснительная записка

        Рабочая программа по физике на 2013-2014 учебный год для 9 класса составлена на основе

• авторской программы Е.М. Гутник, А.В.Перышкина // Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл.» / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010.

• сборника нормативных документов. Физика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.

• инструктивного письма департамента образования, культуры и молодёжной    политики   Белгородской    области  «О преподавании предмета «Физика» в общеобразовательных  учреждениях Белгородской области в 2013-2014 учебном году»

        • федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год (приказ Министерства образования и науки РФ от 27 декабря 2011 г. № 2885)

• положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОУ ООШ№5 ( приказ№93 от 08.09.2011).  

       Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и определенную последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

    Физика – фундаментальная наука, имеющая своей предметной областью общие закономерности природы во всем многообразии явлений окружающего нас мира. Физика – наука о природе, изучающая наиболее общие и простейшие свойства материального мира. Она включает в себя как процесс познания, так и результат – сумму знаний, накопленных на протяжении исторического развития общества. Этим и определяется значение физики в школьном образовании. Физика имеет большое значение в жизни современного общества и влияет на темпы развития научно-технического прогресса.

Изучение физики направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлений; величинах характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.

        Основные задачи данной рабочей программы:

  • сформировать умения проводить наблюдения природных явлений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач.
  • научить использовать полученные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Изменения внесенные в программу:

Раздел

Количество часов по разделам

Количество контрольных работ

Количество лабораторных работ

по авторской

программе

по рабочей программе

по авторской  программе

по рабочей программе

по авторской программе

по рабочей программе

Глава 1.

 Законы взаимодействия и движения тел.

26

26

2

2

2

2

Глава 2. Механические колебания и волны.

10

10

1

1

2

1

Глава 3.

Электромагнит

ное поле.

17

17

1

1

2

1

Глава 4.

Строение атома и атомного ядра.

11

11

1

1

3

2

Повторение

6

4

0

0

ИТОГО:

70

68

5

5

9

6

 

  Учебно-методический комплект:

  1. Пёрышкин,А.В. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник.-    М.: Дрофа, 2010 г.

2.«Сборник задач по физике 7-9 класс для общеобразовательных учреждений»? В.И. Лукашек, Е.В. Иванов, 21 издание, М., Просвещение 2007 г.

Количество часов:

В программу внесены изменения: уменьшено количество часов на повторение на 2 часа, 3 лабораторные работы заменены решением задач данных тем по причине отсутствия необходимого оборудования.

        Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование). 

Формы организации учебного процесса

  • Урок
  • Фронтальная работа
  • Индивидуальная работа
  • Лабораторная работа

В течении года возможны изменения объёма количества часов на изучение тем программы в связи с совпадением уроков расписания с праздничными днями, сроками проведения каникул и др. особенностями функционирования образовательного учреждения.

Планируемые сроки освоения образовательной программы по физике с 2.09.2013 г. по 24.05.2014 г.

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса

Ученик должен знать/понимать:

•        смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия;
  • смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения электрического заряда;

уметь

описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, действие магнитного поля на проводник с током,  электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, силы;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
  • оценки безопасности радиационного фона.

Календарно-тематическое планирование

урока

Наименование раздела и тем

Контрольные и лабораторные работы

Подготов

ка  к

итоговой

аттестации

Дата проведения по плану

Дата проведения фактически

1. Законы взаимодействия и движения тел (26 ч)

1

Инструктаж по ТБ. Материальная точка. Система отсчета.

04.09

2

Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения.

06.09

3

Перемещение при  прямолинейном равномерном движении. Графическое представление движения.

Повт. §1-4

11.09

4

Решение задач по теме «Прямолинейное равномерное движение».

Р, №23

13.09

5

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

Тест №1

18.09

6

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

20.09

7

Решение задач по теме «Равноускоренное движение»

Р, №57

25.09

8

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

27.09

9

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

Р, №81

02.10

10

Инструктаж по ТБ. Л.р. №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

Л.р.№1

Повт. §5-8

04.10

11

Относительность движения. Геоцентрическая и гелиоц-я системы мира.

3, тест,с.58,63  

09.10

12

К.р. №1 « Основы кинематики»

К.р.№1

11.10

13

Инерциальные системы отсчета.  Первый закон Ньютона.

4, В-1, №2

16.10

14

Сила. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

Повт. §10-12

18.10

15

Решение задач по теме «Законы Ньютона».

Р, №144

23.10

16

Свободное падение. Движение тела, брошенного вертикально вверх.

25.10

17

Инструктаж по ТБ.  Л. р. №2 «Измерение ускорения свободного падения»

Л.р.№2

Повт. §13,14

30.10

18

Решение задач по теме «Свободное падение»

Р, №209,214

01.11

19

Невесомость

13.11

20

Закон Всемирного тяготения.

Тест №2

15.11

21

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности.

4, В-3,№4

20.11

22

Импульс тела. Закон сохранения импульса.

Повт. §15-18

22.11

23

Реактивное движение

3,тест, с.68,74

27.11

24

Решение задач по теме «Импульс тела. Закон сохранения импульса».

29.11

25

Обобщение по теме «Законы взаимодействия и движения тел»

Р, №325

04.12

26

К. р. №2 «Законы Ньютона. Импульс тела. Закон сохранения импульса»

К.р.№2

06.12

2. Механические колебания и волны. Звук (10 ч)

27

Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник.

11.12

28

Величины, характеризующие  колебательные системы.

13.12

29

Инструктаж по ТБ. Л. р. №3 «Исследование зависимости периода колебаний нитяного маятника от его длины»

Л. р. №3

Повт.§24-27

18.12

30

Решение задач по теме «Колебательное движение».

20.12

31

Превращение энергии при колебательном  движении. Затухающие колебания. Резонанс.

Тест№3

25.12

32

Распространение колебаний  в среде. Волны. Длина волны. Скорость распространения волн.

27.12

33

Источники звука. Звуковые колебания. Высота, тембр и громкость звука.

10.01

34

Распространение звука. Скорость звука. Отражение звука. Звуковой резонанс

Повт. §28-42

15.01

35

Обобщение по теме «Механические колебания и волны. Звук»

3,Тест,с.87,91

17.01

36

К. р. № 3 «Механические колебания и волны. Звук»

К. р. № 3

22.01

3.Электромагнитное поле (17ч)

37

Магнитное поле. Неоднородное и однородное магнитные поля

Повт.

§1-6 (8кл)

24.01

38

Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика

4, В-1,№11

29.01

39

Обнаружение магнитного поля  по его действию на электрический ток. Правило левой руки.

Повт.

 §7-10 (8кл)

31.01

40

Индукция магнитного поля.

Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции

5, тест, с.44,45

05.02

41

Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.

4,В-2,№11

07.02

42

Инструктаж по ТБ. Л. р. №4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

Л. р.№4

12.02

43

Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразование энергии в электрогенераторах.

Повт. §21-24 (8кл)

14.02

44

Трансформатор. Передача энергии на расстояние.

19.02

45

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.

Э/м природа света.

4,В-1,№12

21.02

46

Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Повт.

 §25-31 (8кл)

26.02

47

Конденсатор

Повт. §32-36 (8кл)

28.02

48

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний.

05.03

49

Принципы радиосвязи и телевидения

5,тест,с.57

07.03

50

Преломление света, показатель преломления. Дисперсия света.

12.03

51

Типы оптических спектров, Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

5,тест,с.60

14.03

52

 Решение задач по теме  «Электромагнитные колебания и волны».

4,В-3,№11

19.03

53

К. р. №4 «Электромагнитные колебания и волны»

К. р. №4

21.03

4. Строение атома и атомного ядра (11 ч)

54

Радиоактивность. Модель атома. Опыт Резерфорда.

Повт.

 § 37,38

(8кл)

02.04

55

Радиоактивные превращения атомных ядер.

5,тест,с.62

04.04

56

Экспериментальные методы исследования частиц. Откр. протона и нейтрона.

Повт.

 §43-47 (8кл)

09.04

57

Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число.

Ядерные силы.

4,В-1,№14

11.04

58

 Энергия связи. Дефект масс.

Р, №1280

16.04

59

 Деление ядер урана. Цепная реакция.

4,В-2,№14

18.04

60

Ядерный реактор. Атомная энергетика.

Повт.

 §53-55 (8кл)

23.04

61

Л. р.  №5 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков»

Л. р. № 6 «Изучение треков заряженных частиц по  фотографиям»

Л. р. №5,6.

25.04

62

Биологическое действие радиации.

Термоядерная реакция.

Р,№1299

30.04

63

 Решение задач по теме «Энергия связи. Дефект масс».

02.05

64

К. р.  № 5 «Физика атома и атомного ядра»

К. р. № 5

Тест№4

07.05

65

Повторение темы «Механические явления».

14.05

66

Повторение темы «Тепловые явления».

16.05

67

Повторение темы «Электромагнитные явления»

21.05

68

Повторение темы «Световые явления. Звуковые явления».

23.05

Содержание программы учебного курса 9 класса.

1. Законы взаимодействия и движения тел (26 ч)

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения.

Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение.

Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.

Относительность механического движения.

Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона.

Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. [Искусственные спутники Земли.]

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Фронтальные лабораторные работы

1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

2. Измерение ускорения свободного падения.

2. Механические колебания и волны. 3вук (10 ч)

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда. период. частота колебаний. [Гармонические колебания.]

Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).

Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. [Эхо.] Звуковой резонанс. (Интерференция звука.]

Фронтальные лабораторные работы

3. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.

  1. Электромагнитное поле (17  ч)

Однородное и неоднородное магнитное поле.

Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.

Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.

Переменный ток. Генератор nеременного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.

[Интерференция света.] Электромагнитная nрирода света. Преломление света. Показатель nреломления. Дисперсия света. [Цвета тел. Спектрограф и спектроскоп.] Типы оптических спектров. [Спектральный анализ.] Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Фронтальные лабораторные работы

4. Изучение явления  электромагнитной индукции.

4. Строение атома и атомного ядра (11 ч) Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения.

Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. [Изотопы. Правило смещения для альфа- и бета-распада.] Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд. [Элементарные частицы. Античастицы.]

Фронтальные лабораторные работы

5. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.

6. Изучение треков заряженных частиц по готовым Фотографиям.

 [Обобщающее повторение курса физики 7-9 классов (4 ч)]

Формы и средства контроля

      Контроль  результатов обучения осуществляется  через использование следующих методов: предварительный, текущий, итоговый.

Текущий контроль осуществляется с помощью собеседования, тестирования, наблюдения в ходе лабораторных работ.

Тематический контроль осуществляется по завершении темы в форме контрольного тестирования или письменной контрольной работы.  

Итоговый контроль знаний учащихся предполагает собеседование  или тестирование (дифференцированное)  по основным вопросам изученного материала.

Для получения информации в ходе контроля использую: устный метод    (опросы, собеседования), письменный метод (использует различные проверочные работы), практический метод ( наблюдение за ходом выполнения лабораторных работ).

Формы контроля   за качеством обучения и усвоения материала:

- собеседование (используется на всех этапах обучения, помогает выяснить понимание основных принципов, законов, теорий);

- опросы (используются для оперативной проверки уровня готовности к восприятию нового материала);

- самостоятельная работа (является типичной формой контроля, подразумевает выполнение самостоятельных заданий без вмешательства учителя);

- наблюдение (применяется на уроке-практике и подразумевает отслеживание формирования умений, навыком и приемов применения практических знаний). При этом используются  различные формы контроля: лабораторная  работа, самостоятельная работа, тест, устный опрос, письменная контрольная работа и др.

Контрольно-измерительные материалы:

Основными средствами контроля являются плановые контрольные работы:

Контрольная работа №1 по теме «Основы кинематики»

Вариант 1.

1.        Два тела движутся вдоль одной прямой так, что их уравнения имеют вид:

 x1 = 40 + 10t и x2 = 12 + 2t2.

а)определите вид движения;

б)каковы будут координаты тел через 5 с;

в)когда и где они встретятся;

г)постройте графики скорости.

2. При аварийном торможении автомобиль, движущийся со скоростью 72 км/ч остановился через 4 с. Найдите тормозной путь.

3.Уравнение зависимости проекции скорости движущегося тела от времени:

υx = 3 + 2t. Каково соответствующее уравнение проекции перемещения тела?

Вариант 2.

1. Два тела движутся вдоль одной прямой так, что их уравнения имеют вид:

 x1 = -40 + 4t и x2 = 56 - 2t2.

а)определите вид движения;

б)каковы будут координаты тел через 5 с;

в)когда и где они встретятся;

г)постройте графики скорости.

2. Автомобиль, двигаясь с ускорением 2 м/с2, за 5 с прошёл 125 м. Найдите начальную скорость автомобиля.

3. Уравнение зависимости проекции скорости движущегося тела от времени:

υx = 2 + 4t. Каково соответствующее уравнение проекции перемещения тела?

Контрольная работа №2 по теме «Законы Ньютона. Импульс тела. Закон сохранения импульса»

Вариант 1.

1.        Два неупругих шара массой 0,5 и 1 кг движутся навстречу друг другу со скоростями 7 и 8 м/с. Каков будет модуль скорости шаров после столкновения? Куда направлена эта скорость?

2.        Вычислите период обращения спутника Земли на высоте 300 км. Какую скорость должен иметь спутник, чтобы обращаться по круговой орбите на этой высоте?

3.        Автомобиль движется по закруглению дороги радиусом 100 м. Чему равно центростремительное ускорение автомобиля, если он движется со скоростью 54 км/ч?

3*. Автомобиль массой 2 т проходит по выпуклому мосту, имеющему радиус кривизны    40 м, со скоростью 36 км/ч. С какой силой автомобиль давит на мост в его наивысшей точке?

Вариант 2.

1.        Тележка, масса которой 50 кг движется в горизонтальном направлении со скоростью 2 м/с. С тележки соскакивает человек со скоростью 4 м/с противоположно движению тележки. Масса человека 100 кг. Какова скорость тележки после прыжка человека?

2.        Средняя высота движения спутника над поверхностью Земли равна 1700 км. Определите скорость и период обращения спутника вокруг Земли.

3.        Скорость крайних точек точильного круга радиусом 10 см равна 60 м/с. Чему равно их центростремительное ускорение?

3*. Автомобиль массой 2 т проходит по вогнутому мосту, имеющему радиус кривизны 40 м, со скоростью 36 км/ч. С какой силой автомобиль давит на мост в его самой низкой точке?

 Контрольная работа №3 по теме «Механические колебания и волны. Звук»

Тест «Механические колебания и волны. Звук».

О.Ф. Кабардин и др. Задания для итогового контроля учащихся по физике.

Вариант 1 на стр.87

Вариант 2 на стр.91.

Контрольная работа  №4 по теме «Электромагнитные колебания и волны»

Тест О.Ф. Кабардин и др. Задания для итогового контроля учащихся по физике.

Контрольная работа  №5 по теме «Физика атома и атомного ядра».

1 вариант

  1. Явление радиоактивности, открытое Беккерелем, свидетельствует о том, что…

А. Все вещества состоят из неделимых частиц- атомов.

Б. В состав атома входят электроны.

В. Атом имеет сложную структуру.

Г. Это явление характерно только для урана.

  1. Кто предложил ядерную модель строения атома?

А. Беккерель.         Б. Гейзенберг.        В. Томсон.                Г. Резерфорд.

  1. На рисунке 1 изображены схемы четырех атомов. Черные точки- электроны. Какая схема соответствует атому ?

  1. В состав атома входят следующие частицы:

А. только протоны.                                        Б. Нуклоны и электроны.

В. протоны и нейтроны.                                        Г. нейтроны и электроны.

  1. Чему равно массовое число ядра атома марганца ?

А. 25.                Б. 80.                В. 30.           Г. 55.

                

  1. В каких из следующих реакций нарушен закон сохранения заряда?

А.                           В.

Б.             Г.

  1. Атомное ядро состоит из протонов и нейтронов. Между какими парами частиц внутри ядра действуют ядерные силы?

А. протон – протон.                                             В. нейтрон – нейтрон.

Б. протон – нейтрон.                                          Г. Во всех парах А,Б,В.

  1. В ядре атома кальция  содержится…

А. 20 нейтронов и 40 протонов.                          В. 20 протонов и 40 электронов.

Б. 40 нейтронов и 20 электронов.                          Г. 20 протонов и 20 нейтронов.

  1. В каком приборе след движения быстрой заряженной частицы в газе делается видимым (в результате конденсации пересыщенного пара на ионах)?

А. в счетчике Гейгера.                                         В. в сцинцилляционном счетчике.

Б. в камере Вильсона.                                        Г. в пузырьковой камере.

  1. Определить второй продукт Х в ядерной реакции:  

А. альфа- частица                                В. протон

Б. нейтрон.                                        Г. электрон

  1. Атомное ядро состоит из Z протонов и N нейтронов. Масса свободного нейтрона mn. Свободного протона mp . Какое из приведенных ниже условий выполняется для массы ядра mя?

А. mя = Zmp + Nmn        Б. mя < Zmp + Nmn                     В. mя > Zmp + Nmn                         

  1. Рассчитать ∆m (дефект масс) ядра атома  (в а.е.м.).   mp=1,00728; mn=1,00866;   mя=7,01601

А.  ∆m≈ 0,04.        Б. ∆m≈ -0,04.        В. ∆m=0.                Г. ∆m≈ 0,2.

        

  1. В каких единицах должно быть выражено значение массы ∆m при вычислении энергии связи атомных ядер с использованием формулы ∆Е=∆m∙с2?

А. в килограммах.                                Б. в граммах

В. в атомных единицах массы.                Г. в ждоулях.

  1. При альфа – распаде атомных ядер…

А. Масса ядра остается практически неизменной, поэтому массовое число сохраняется, а заряд увеличивается на единицу.

Б. Массовое число увеличивается на 4, а заряд остается неизменным.

В. Массовое число уменьшается на 4, а заряд увеличивается на 2.

Г. Массовое число уменьшается на 4, а заряд также уменьшается на 2.

  1. При бомбардировке изотопа нейтронами из образовавшегося ядра выбрасывается альфа – частица. Пользуясь законами сохранения массового числа и заряда, а также периодической системой элементов, запишите ядерную реакцию.
  1. вариант
  1. В состав радиоактивного излучения могут входить…
  2. С помощью опытов Резерфорд установил, что…
  3. На рисунке 1 изображены схемы четырех атомов. Черные точки- электроны. Какая схема соответствует атому  1 1Н?

  1. В состав ядра  атома входят следующие частицы:

А. только протоны.                                        Б. протоны и электроны.

В. протоны и нейтроны.              Г. нейтроны и электроны.

  1. Чему равен заряд ядра атома стронция ?

А. 88.                Б. 38.                В. 50.                 Г. 126.

6. В каком из приведенных ниже уравнений ядерных  реакций нарушен закон сохранения массового числа?

А.                           В.

Б.                             Г.

7. Ядерные силы, действующие между нуклонами…

А. Во много раз превосходят гравитационные силы и действуют между заряженными частицами.

Б. Во много раз превосходят все виды сил и действуют на любых расстояниях.

В. Во много раз превосходят все другие виды сил, но действуют только на расстояниях, сравнимых с размерами ядра.

Г. Во много раз превосходят гравитационные силы и действуют между любыми частицами.

  1. В ядре атома железа  содержится…

А. 26 нейтронов и 56 протонов.                          В. 26 протонов и 56 электронов.

Б. 56 нейтронов и 26 протонов.                          Г. 26протонов и 30 нейтронов.

  1. В каком приборе прохождение ионизирующей частицы регистрируется по возникновению импульса электрического тока в результате возникновения самостоятельного разряда в газе?

А. В камере Вильсона.                                         В. В сцинцилляционном счетчике.

Б. В счетчике Гейгера.                                        Г. В пузырьковой камере.

  1. Определить второй продукт Х в ядерной реакции:  

А. Альфа- частица                                В. Протон

Б. Нейтрон.                                        Г. Электрон

  1. Атомное ядро состоит из Z протонов и N нейтронов. Масса свободного нейтрона mn. Свободного протона mp . Какое из приведенных ниже условий выполняется для массы ядра mя?

А. mя = Zmp + Nmn        Б. mя < Zmp + Nmn                     В. mя > Zmp + Nmn                         

  1. Рассчитать дефект масс (∆m) в а.е.м. ядра атома . Массы частиц и ядра, выраженные в а.е.м., соответственно равны: mp=1,00728; mn=1,00866;   mя=3,01602

А.  ∆m≈ 0,072.        Б. ∆m≈ 0,0072.        В. ∆m≈ -0,0072.                Г. ∆m≈ 0

  1. В каких единицах будет получено  значение энергии при вычислении энергии связи атомных ядер с использованием формулы ∆Е=∆m∙с2?

А. в электрон-вольтах (эВ)                                        Б. в джоулях

В. в мегаэлектрон-вольтах (МэВ)                .                Г. в а.е.м.

  1. При β – распаде атомных ядер…

А. Масса ядра остается практически неизменной, поэтому массовое число сохраняется, а заряд увеличивается на 1.

Б. Массовое число увеличивается на 1, а заряд уменьшается на 1.

В. Массовое число сохраняется, а заряд уменьшается на 1.

К. Массовое число уменьшается на 1, а заряд сохраняется.

  1. Пользуясь законами сохранения массового числа и заряда, а также периодической системой элементов, запишите ядерную реакцию, происходящую при бомбардировке  альфа – частицами и сопровождаемую выбиванием нейтронов

Дополнительными средствами контроля являются  самостоятельные работы и тесты.

Лабораторные работы выполняются по описанию в учебнике.

Материально-технические средства обучения:

Основная литература:

Пёрышкин, А.В. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник.-    М.: Дрофа, 2010

Дополнительная литература:

1.«Сборник задач по физике 7-9 класс для общеобразовательных учреждений». В.И. Лукашек, Е.В. Иванов, 21 издание, М., Просвещение 2007 г.

2. Сборник задач по физике. Рымкевич А.П.,12 издание, М., Просвещение, 1988.

3. Задания для итогового контроля учащихся по физике. Кабардин О.Ф.,М.,Просвещение, 1994.

4. ГИА - 2011, Физика, ФИПИ.

5. Физика, Тесты. 9 класс. Сычёв Ю.Н.,2011.

Перечень приборов и материалов, необходимых для реализации программы :

  1. Амперметры школьные.  
  2. Вольтметры школьные.
  3. Блоки.
  4. Диск вращения.
  5. Камертон.
  6. Метроном.
  7. Модель двигателя внутреннего сгорания.
  8. Модель подъёмного крана.
  9. Модель ракеты.
  10. Модель фонтана.
  11. Насос.
  12. Монометр демонстрационный.
  13. Весы с разновесами.
  14. Реостаты.
  15. Тележка легкоподвижная.
  16. Эл. плитка.
  17. Штативы лабораторные.
  18. Набор хим. посуды и принадлежностей для кабинета физики..
  19. Комплект по квантовым явлениям.
  20. Комплект по механике.
  21. Комплект по молекулярной физике.
  22. Лаборатория по оптике.
  23.  Лаборатория по эл. динамике.
  24. Слайдр-проектор.
  25. Экран.
  26. Комплект таблиц по физике.
  27. Комплект диапозитивов «Космонавтика России», «Физика в машинах и приборах».
  28. Методические рекомендации по механике, эл. динамике, квантовым явлениям, оптике.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...