"Великий гуманист эпохи просвещения"
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Большакова Светлана Алексеевна

Интегрированный урок, посвященный М.В. Ломоносову

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lomonosov.docx145.95 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа №530

Интегрированный урок «Великий гуманист эпохи просвещения»

                               4ed8a67a-eb4c-40bf-81c0-fa5c30d1f692.jpg

Собственное совершенство и чужое

                                                                                              счастье» - И. Кант

                                         

                                                                                                     «О сколько нам открытий чудных,

                                             Готовит просвещения дух;

                                             И опыт-сын ошибок трудных

                                              И гений - парадоксов друг».

                                                                                    А. Пушкин

Учитель физики Большакова Светлана Алексеевна

Форма урока: урок – размышление

 Тип урока: проблемно-эвристический урок

Цели урока:

через расширение и обобщение знаний обучающихся о развитии научной мысли в России во второй половине  XVIII века способствовать выработке у них собственной позиции по рассматриваемой проблеме.

Образовательные: расширение и обобщение знаний обучающихся о развитии науки второй полвины XVIII века на примере жизни и деятельности М.В. Ломоносова, его вкладе в развитее Российской и мировой науки
Развивающие: формирование и развитие у обучающихся таких ключевых компетентностей,

 как:

учебно-познавательные:  аналитические навыки (анализ фактов и информации, сравнение и обобщение, поиск причинно-следственных связей); познавательную активность, зрительное и пространственное восприятие; способность выработки собственной позиции по рассматриваемым проблемам; умение формулировать и аргументировать свою точку зрения

 коммуникативные: умение вести дискуссии

Воспитательные: способствовать формированию и развитию у обучающихся таких ценностей и личностных качеств как патриотизм, умение слушать и слышать товарищей.

Формы обучения: сочетание фронтальных форм работы с эвристической беседой на различных этапах урока.

 Навыки:

Предметные

•развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

Метапредметные

•формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;


•развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;




                                                               Таблица № 1

Научные знания, накопленные в России

                                           

    а)               В 17 веке

         б)               В 18 веке

  1. Умели измерять площади, объемы, решать сложные арифметические задачи.                                            
  2. Пушкари определяли расстояния до цели, ее размеры, использовали угловой прибор «четверогранец»
  3. Моряки применяли компас «Матку»
  4. Стали известны сведения из астрономии – гелиоцентрическая система Коперника
  5. 1687 г. – открыта Славяно-греко-латинская академия
  1. Географические исследования юга  России, экспедиция Беринга.
  2. Открытие полезных ископаемых: каменный уголь - Донецкий и Кузнецкий бассейны, нефть Поволжья.
  3. Нартов – токарно-винторезные станки (аналогов нет за границей)
  4. Устройства, использующие энергию падающей воды.
  5. Паровая машина- Ползунов.
  6. Оптические приборы: подзорные трубы, микроскопы.

Ребята, прочитав тему нашего урока, вы догадались, что речь пойдет о Михаиле Васильевиче Ломоносове, но начнем мы наш разговор с чтения документа.

                     « Ее императорскому величеству Елизавете Петровне!

                                                   Величайшее прошение.

             Мы……. Профессора европейские: немецкие, голландские, английские……. Возмущены обидой,  причиненной адъюнктором  Ломоносовым и требуем сатисфакции от него, за то, что оный назвал ученых мужей  «невеждами, иностранцами», а тако же он требует обучать крестьян в университетах ( а зачем им гимназии и университет).  Ведь русские люди сих наук познавать не могут.

             А еще он требует отказаться от безграмотных учителей-иностранцев, заявляя, что «большая часть оных не токмо учить наукам не могут, но и сами начала их не знают».

            К тому же хулит таинство святого крещения.

             -Просим высочайшим своим указом

         …………. Ругательные пасквили истребить и публично сжечь.

         ………… а означенного Ломоносова для надлежащего исправления в Синод отослать».

          Кто же этот человек? Каково его место в истории? На эти вопросы мы попытаемся ответить в ходе нашего урока.

          Чтобы ответы были более убедительными, вспомним время, когда жил и творил этот человек, вспомним Россию XVIII века-века Русского просвещения.

          Начало XVIII века совпало с правлением Петра I . Необходимо было поставить Россию в ряд с передовыми странами Европы, поэтому Петру нужно решать сложные задачи:

 -  Создание регулярной армии и флота, борьба за выход в Балтийское море.

-  Развитие промышленности и торговли.

-  Строительство Санкт-Петербурга- города европейской культуры-«Окно в Европу».

-  Просвещение

-  Укрепление центральной власти - абсолютная монархия

       К концу XVII века В России накоплен определенный научный потенциал( таблица 1 пункт  «а»). Но развитие и бурный рост промышленности требовал более быстрого роста производительных сил, грамотных кадров, поэтому в области просвещения Петром I предприняты следующие шаги:

  1. Светское образование
  2. Дворянских детей отправляли за границу, по возвращении их ждал строгий экзамен.
  3. Открыты  «цифирные школы» - навыки чтения, письма, счета
  4. Навигатские школы ( алгебра, геометрия)
  5. Артиллеристские   и инженерные школы ( тригонометрия, черчение)
  6. Новые типографии в Москве и Петербурге
  7. 1714 год – открытие Государственной Публичной библиотеки в Петербурге
  8. 1725 год- открытие Академии наук в Санкт-Петербурге

      ( реформы в области образования повторяются в форме беседы с учащимися).

 XVIII век непростое время для России. «Столетие безумное и мудрое» -  назвал его Радищев.

Мудрость его мы уже почувствовали, но почему безумное? (беседа с учениками о дворцовых переворотах , для напоминания таблица 2 на доске)

     

                    Правитель

                                    Время

   1.

 Екатерина

                    1725-1727

   2.

  Петр II – внук Петра I            

                    1727-1730                            

   3.

Анна Иоановна ( дочь  брата Петра I- Ивана)

                    1730-1740

   4.

Иван Антонович ( регент Бирон, а затем Анна Леопольдовна)

                    1740-1741

   5.

Елизавета I

                    1741-1761

   6.

Петр III

                    1761-1762

   7.

Екатерина II

                    1762-1792

  Видим, что за 30 лет в стране произошло семь дворцовых переворотов. Но проблемы по перед Россией остались, их необходимо было решать, и такие люди, которые смогли это сделать всегда находились. К их числу модно отнести и Ломоносова. Он продолжил работу Петра I в науке. Недаром А.С. Пушкин сказал о нем замечательную фразу:

  «Петр бросил вызов истории,  и она ответила ему Ломоносовым…….»

Давайте проследим за началом творческого пути этого человека, и в процессе нашего разговора обратите внимание  на  те черты  характера, которые позволили этому человеку добиться многого в жизни.

     (презентация учащихся о биографии Ломоносова до 1745 года)

( В ходе беседы выясняем, что он был человеком любознательным, трудолюбивым, широко образованным: знал основы естественных наук, а так же языки: латинский, греческий. французский, немецкий, а так же историю, философию).

    Теперь этот человек был готов  к тому, чтобы заниматься самостоятельной научной деятельностью.

    Но вернемся к теме нашего урока. Почему она звучит: «Великий гуманист эпохи просвещения?»

(вопрос к учащимся).

     Давайте обратимся к таблице 3

Общечеловеческие

( гуманистические ценности)

М.В. Ломоносов – великий русский

                   гуманист

  1. Земля - общий дом человечества
  2. Отечество
  3. Труд-основа человеческого бытия, наиболее полно характеризующий суть человека

    VI.         Знания    

   VII.      Мир на Земле – Главное условие существования человечества.

   VIII     Человек- абсолютная ценность «мера всех вещей»

Его вклад в мировую науку.

Естествознание:

Атомистическая теория, теория теплоты, кинетическая теория газов, закон сохранения энергии, теория электрических зарядов

Астрономия: открытие атмосферы Венеры.

География: составление атласа России, географические экспедиции.

Ученый энциклопедист, практик(мозаика, создание оптических приборов)

Сильная просвещенная Россия- залог мира в Европе.

Борьба за просвещение, не только великий ученый , но и гуманист, стремящийся к счастью людей в век Просвещения.

      В левой части таблицы записаны общечеловеческие ценности, это те ценности, которые близки и понятны каждому человеку, они формируются с детства.

    Давайте посмотрим , как эти ценности отразились на жизни и деятельности Ломоносова.

(ученики получают распечатку, где заполнена только левая часть таблицы), но для того, чтобы нам легко было заполнить правую часть таблицы, давайте по ходу нашего разговора постараемся заполнить небольшой словарь терминов, которые будут упоминаться в ходе нашего урока (смори «Основные понятия темы»)

    Начнем с естественно – научного направления.

  1. Атомистическая теория.

Ломоносов – естествоиспытатель стремится постичь единство законов , управляющих природой. Он ставит перед  собой цель- не только найти объяснение отдельным фактам, но и раскрыть «всеобщее  согласие причин». Поэтому  он понимает, что это можно сделать,  лишь начав  с изучения материи, из которой состоит мир.

 К тому времени в науке существовало два взгляда на явления природы:

  1. Лейбниц: «В основе всех явлений природы нематериальные . непротяженные духовные сущности (божественное начало)
  2. Атомистическая теория ( начальные представления о ней возникли еще в Древней Греции- Демокрит)
  1. Век ее поддержали: Гассенди, Ньютон,  Галилей.
  2. Век – Бернулли, Ломоносов.

     В сравнении со своими предшественниками Ломоносовым было признано объективное существование в природе двух реальных и качественно различных форм частиц материи: атома(элемента) и молекулы(корпускулы)- как собрание атомов.

     Блестящим подтверждение идей Ломоносова явилось создание в конце XIX века Молекулярно-кинетической теории, окончательно доказанной в XX веке. В основе ее лежат три основные утверждения  (какие? беседа с учащимися).

  1. Все тела  состоят из частиц (молекул и атомов).
  2. Эти частицы находятся в беспрерывном, беспорядочном движении.
  3. Между ними действуют силы притяжения и отталкивания.

 Почему же так долго пришлось науке доказывать атомистическую теорию?

(молекулы очень малы , их размеры порядка см).

  Уровень техники не позволял  ученым увидеть молекулы,  и только современными методами удалось сфотографировать наиболее крупные частицы (демонстрация фотографии атомов)

  А какие опытные факты доказывают движение молекул?

  1. Диффузия - вещества сами собой перемешиваются ( демонстрация растворения маргацовки в воде)
  2. Броуновское движение (демонстрация «Модели Броуновского движения» ).

Вопрос:  как доказать наличие сил взаимодействия молекул ( растянутая пружина сжимается, а сжатая выпрямляется, явления смачивания и не смачивания)

   Вернемся к работам Ломоносова.

 Следствием атомистической теории строения вещества явилось создание учения о теплоте.

  1. Учение о теплоте.

  Отвергая теорию «теплорода» - особой жидкости, присутствие которой в веществе вызывает его нагревание, Ломоносов утверждает, что причиной теплоты является? (вопрос к классу)…

«коловратное», т.е. вращательное движение молекул. Поэтому температура- это мера интенсивности движения молекул.

  Ломоносов ввел понятие  «абсолютного нуля» -температуры, при которой прекращается тепловое движение молекул, указал, что «тело не может предать соприкасающемуся телу температуру выше той, что само имеет» (направление теплообмена), а так же объяснил, что изменение состояния вещества объясняется изменением скорости движения молекул.

  1. Создал совместно с Бернулли кинетическую теорию газов. Пояснил, что давление газов обуславливается ударами молекул о стенки сосуда.
  2. В результате работы над атомистической теорией Ломоносову удалось сформулировать закон «сохранения материи и движения» в 1748 году (на 17 лет раньше Лавуазье). «Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния,  что сколько от одного тела отнимется, столько присовокупляется к другому…..сей всеобщий закон простираются в сами правила движения; ибо тело движущее своей силой другое, столько оное у себя теряет сколько сообщает другому, которое от него движение получает».
  3. Наблюдая за процессами горения Ломоносов доказал, что увеличение веса металла при обжиге происходит при соединении металла с кислородом. Для Ломоносова – естествоиспытателя  химия и физика составляют Единое целое.

 «Химия, - писал Ломоносов, -без знания физики подобна человеку, который всего должен искать ощупом. И если две науки так соединены между собой, что одна беж другой в совершенстве быть не могут».

      Результатом работы Ломоносова послужило создание физической химии. Он составил обширные программы физико-химический исследований. Сам выполнил лишь небольшую часть  :  изучил влияние на вещество высокой температуры и давления, явлений вязкости, капиллярности, кристаллизации, форму и удельный вес кристаллов, преломление света…..

       С 1752 года приступил к чтению курса физической химии.

  1. Помимо исследований в области теплоты Ломоносов занимался вопросами электричества. В 50-х годах с Рихманом они проводили опыты по изучению атмосферного электричества на не заземленной громовой машине. 26 июля 1753 года Рихмана убило ударом молнии. Тяжело переживая смерть друга Ломоносов, тем не менее, продолжил работу. Ему удалось изучить природу атмосферного электричества ( молния- это электрическое явление; продемонстрировать учащимся электрический разряд с помощью электрофорной машины), объясняет полярные сияние, устанавливает связь между природой света и электричеством.
  2. Работая на вопросами оптики Ломоносов создает теорию цвета, а так же высказывает предположение о том , что причина света- колебательное движение молекул.

(По ходу рассказа учитель ведет беседу с учащимися,  и они заполняют правую часть таблицы)

  Ломоносов был удивительно цельной натурой, занятие одной наукой порой приводило его к необходимости заняться другой, смежной наукой .  Например, занятие оптикой привело его к астрономическим наблюдениям и 26 мая 1761 года он сделал мировое открытие – открытие атмосферы Венеры.

   Еще один пример-развитие России требовало освоения новых земель, поиск полезных ископаемых и Ломоносов занимается географией. ( краткая презентация учащегося).

   Но главная цель жизни Ломоносова - служение не «чистой науке», а токмо Отечеству. И это стремление  наиболее ярко проявилось в его занятии гуманитарными науками: литературой и историей.

  (презентация учащихся)

Но ломоносов не только широчайшим научным кругозором, но и пытался применять свои знания на практике:

  1. Занимаясь химией , он разработал технологию создания «смальт» (цветных стекол) и восстановил секрет мозаики, утерянной еще со времен Киевской Руси. Со своими учениками он создал несколько десятков мозаичных полотен, за которые был избран в члены  академии Художеств. Наиболее известное полотно – «Полтавская баталия».
  2. Ломоносов создал совершенный по тем временам телескоп
  3. Создал прибор для определения силы тяжести- «Гравиметр»

.Ребята, давайте повторим основные термины, использованные в на уроке подчеркните только те, что упоминались в работах М,В, Ломоносова, а теперь попытаемся заполнить таблицу.

        Как вы считаете, можно ли назвать Ломоносова гуманистом ? (беседа с учащимися).

       Служа Отечеству, Ломоносов внес вклад в мировую науку, но чтобы все его мечты воплотились в жизнь,  необходим мир на Земле.

     А так же все открытия Ломоносова были направлены на благо человечества и отдельного человека, поэтому он борьба за просвещение народа (вспомним документ), создание первого Университета в России.

    Хотелось бы еще отметить одну деталь – пребывание Ломоносова в нашем городе. Впервые он побывал в царском селе в 1750 году, его поразил дворец, и позднее он написал восторженные строки:

     Как есть ли зданием прекрасным

    Умножить можно звезд число

    Созвездием являться ясным

     Достойно Сарское село.

    В ту пору дворец был не таким,  каким он является сейчас, но и тогда здание поражало своими размерами и богатой отделкой.

    Ломоносов беседовал с Елизаветой , их разговор касался практической пользы наук. Он увлекся планом императрицы создать в Царском селе фонтаны, а так же построить канал, соединяющий Славянку с Невой, что модно было попасть в Петербург водным путем.

   30 мая 1756 года Ломоносов вновь посетил Царское село, по завершению строительства. Обращаясь к императрице,  он пишет:

    Не разрушая царств,  в России

    Строишь Рим.

    Пример в том –Сарский дом ;

    Кто видит всяк чудится

    Сказав, что скоро Рим пред нами

    постыдится.

    Отечество высоко оценило заслуги Ломоносова, в Камероновой галерее его бюст стоит вместе с  бюстами всемирно известных ученых, поэтов, философов, т.е.гуманистов.

   Достигая своего совершенства,  этот человек трудился для счастья других. (см. эпиграф I)

   Его труды послужили толчком для дальнейшего развития наук в России (см. II эпиграф и часть «б» таблицы I)

  И заканчивая наш разговор о великом человеке, гуманисте, хотелось бы подчеркнуть, что только служение людям, Родине делает человека великим.

        Это подтверждают строки Пушкина:

«Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу-

Любовь к родному пепелищу,
        Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века

По воле бога самого

Самостояние человека -

Залог величия его!»

А теперь давайте попробуем оценить нашу с вами работу на уроке, я попрошу вас ответить на несколько вопросов и маленькой табличке, чтобы подвести итог и понять, что у нас получилось хорошо, а где еще требуется немного поработать

           

   

 


Основные понятия темы:

Общечеловеческие

( гуманистические ценности)

М.В. Ломоносов – великий русский

                   гуманист

Земля - общий дом человечества

Отечество

Труд - основа человеческого бытия, наиболее полно характеризующий суть человека

Знания    

 Мир на Земле – Главное условие

существования человечества.

    Человек - абсолютная ценность «мера всех вещей»

                                       

Атом_____________________________       Температура  ____________________________

Молекула________________________ _    Тепловое движение_________________________

Основные положения МКТ:                            Абсолютный нуль    ________________________

_________________________________ _      Направление теплообмена_________________

__________________________________      Закон сохранения энергии__________________

__________________________________       _________________________________________

Диффузия__________________________     _________________________________________

___________________________________     Давление газа____________________________

Броуновское движение_______________   _________________________________________

___________________________________    Молния __________________________________                                              

Атомистическая теория                                      Теория теплоты

 Кинетическая теория газов

     РЕФЛЕКСИЯ:

Своей работой на уроке (я доволен)

отлично

хорошо

удовлетворительно

Материал урока мне был ( понятен)

Урок показался мне  (интересным)

За урок я  (не устал)

Мое настроение на уроке

Литература:

1. Буторина, Т. С. Ломоносов: страницы биографии / Буторина Т. С. // Российской землей рожденный... : [сборник] / Федер. агентство по образованию, АГТУ, Каф. педагогики, психологии и проф. обучения ; [ред. коллег.: Т. С. Буторина (отв. ред.), А. В. Борчук, И. М. Пушкина]. — Архангельск : АГТУ, 2008.

2. Шубинский, В. Михаил Ломоносов. Всероссийский человек / Валерий Шубинский. — СПб. : Вита Нова, 2006.

3. Абикулова, Н. М.В. Ломоносов и физика / Наталья Абикулова // Ломоносовец. — 2008. — 16 окт.

4. Егоров, П. А. М.В. Ломоносов – ученый, просветитель, педагог : [о вкладе М.В. Ломоносова в становление рос. образования] / П. А. Егоров, В. Н. Руднев // Среднее профессиональное образование. — 2005. — № 5. — С. 18–20. — (Из истории педагогики).

5. . Ионов, Ю. Ночезрительная труба Ломоносова / Ю. Ионов // Чудеса и приключения. — 2008. — № 7. — С. 24–25.

6. Сивухин  Д В Общий курс физики Т. 1 -5, 3-е изд. (М.: Наука, 1989)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки (7 класс) Тема: Бах - великий гуманист и "провидец тайн и глубин человеческой души" (Стасов)

Цели урока:          1. Раскрыть гуманизм  И.-С.Баха. Показать, что Бах - великий гуманист музыки.         2. Закре...

План-конспект урока "Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм", 10 класс

Эпиграф: «Если во главе государства находится «просвещенный» государь, то он сможет установить в своей стране справедливые порядки – «просвещенную монархию».(Французские просветители, XVIII в.)Цель: о...

Тема урока "Опыты" великого гуманиста Мишеля Монтеня"

Урок с применением кейс-технологии. Метод ситуационного анализа (cese study method) состоит в том, что учащийся, ознакомившись с описанием представленной проблемы, «самостоятельно анализирует ситуацию...

Великие гуманисты Европы

Развитие науки, культуры, политики невозможно без изменений во взглядах людей на окружающий мир, его восприятии.На этом уроке нам предстоит узнать, что такое гуманизм и познакомиться с самыми выдающим...

Урок "Гуманисты эпохи Возрождения!

Урок "Гуманисты эпохи Возрождения"  Урок-конференция. Ха­рактеристика эпохи Возрождения. Круп­нейшие мастера искусства Возрождения. В. Шекспир «Гамлет»....

Урок Великие гуманисты Европы 7 класс Новая история

Урок раскрывает сущность гуманистической мысли на примере творчества Ф.Рабле, Т.Мора, Э.Роттердамского. Материал содержит конспект урока и презентацию....

Тесты по истории, 7 класс Тема: Повседневная жизнь. Великие гуманисты Европы. Мир художественной культуры Возрождения. (По параграфам 6,7,8-9 – А.Я.Юдовская, П.А.Баранов)

Тесты по истории, 7 классТема: Повседневная жизнь. Великие гуманисты Европы. Мир художественной культуры Возрождения. (По параграфам 6,7,8-9 – А.Я.Юдовская, П.А.Баранов)Время проведения 15-20 минут...