Урок физики по теме "Реактивное движение" 9-10 класс
методическая разработка по физике (10 класс) по теме

Лачкина Галина Петровна

Данный урок можно проводить как в 9, так и в 10 классе в зависимости от вашего планирования материала. Урок сопровождается мультимедийной презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_reaktivnoe_dvizhenie_9-10.rar2.78 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа № 3 р.п. Кузоватово

Кузоватовского района Ульяновской области

Проект учебного занятия по физике

Тема:    Реактивное движение

Класс: 9 - 10

Учитель: Лачкина Галина Петровна

Тип занятия: изучение нового материала

Вид занятия: медиаурок


 

Цели:  

Предметная – исследовать особенности и характеристики реактивного движения, историю его развития. Подготовить учащихся к распознаванию реактивного движения среди других видов движения, воспроизводить и применять понятие реактивное движение в конкретных ситуациях.

Развивающая –  совершенствовать интеллектуальные способности и мыслительные умения учащихся при работе с различными источниками информации, коммуникативные свойства речи, развивать критическое мышление, познавательное творчество, собственную оценочную позицию.

Воспитательная – формировать материалистическое мировоззрение. Содействовать патриотическому воспитанию чувства гордости за вклад отечественных  ученых и естествоиспытателей в дело освоения космического пространства.

  Девиз занятия:            «Земля – колыбель разума,

                                          но нельзя вечно жить в колыбели» 

                                                           Константин  Эдуардович

                                                                                Циолковский

                                                                                   (1857 – 1935)  

Оснащение занятия:

  1. Интерактивная доска
  2. Презентация
  3. Видеофрагменты
  4. Интерактивная модель «Реактивное движение»
  5. Раздаточный материал для проведения рефлексии

Технологическая карта- конспект учебного занятия по физике

         № этапа

 

         Время (мин)

          Этапы

           занятия

 

Обще-

дидактические

задачи

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Методы,

приемы

обучения

Формы

обучения

Характер

познавательной

деятельности

учащихся

1

1

Оргмомент.

Эмоциональная рефлексия

Создать благоприятную рабочую атмосферу, включить учащихся в деловой ритм, обеспечить эмоциональную предрасположенность к общению.

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас сегодня и приглашаю вас к сотрудничеству. Думаю, что наша  встреча не будет  напрасной: вы узнаете что- то  новое и интересное для себя, а я чему – то научусь у вас.

Подготовка к уроку.

Знакомство с учителем.

Прием «обращение»

2

5

Актуализация знаний

Подготовить  учащихся к восприятию новой темы.

Прежде чем перейти к рассмотрению новой темы, мы проведем с вами интеллектуальную разминку. (слайд1)

1)Посмотрите видеофрагмент, что он демонстрирует? (слайд№2)

Повторим запись закона и его основные свойства (слайд№3)

Осмысливание вопроса и ответ: демонстрирует закон сохранения импульса

Проговаривают закон сохранения импульса.

 

Словесно - наглядный

 

Фронтальная

 

  Реконструктивный

 

3

15

Усвоение новых знаний

Обеспечить  восприятие, осмысление и первичного запоминание учебного материала.

Демонстрация видеофрагментов движения кальмаров и медуз, затем запуска ракеты.

На доске вопрос «Что общего?»

Как вы думаете: что общего в продемонстрированных фрагментах?

Действительно, в каждом из приведенных примеров используется одинаковый принцип движения.

Итак, тема нашего урока:

Реактивное движение. Запишите ее в тетрадь.

Движение, которое возникает как результат отделения от тела какой-либо части, либо как результат присоединения к телу другой части, называется реактивным движением.(слайд №7)

На данном принципе работают реактивные самолеты и ракеты. Сила тяги обеспечивается реактивной тягой струи раскаленных газов.

Каракатицы, осьминоги при движении в воде также используют реактивный принцип перемещения. Набирая в себя воду, они, выталкивая ее, приобретают скорость, направленную в сторону, противоположную направлению выброса воды.

Демонстрируются слайды примеры реактивного движения.(№8,9,10)

Просмотр видеофрагментов

Осмысление вопроса и озвучивание вариантов ответа

Предполагаемый ответ учащихся:

используется одинаковый принцип движения.

Работа под руководством учителя.

Создание проблемной ситуации

Словесно - наглядный

Фронтальная работа

Индивидуальная работа

 Конструктивный. Творческий.

Репродуктивный

Развивать способность к распределению внимания, анализу и синтезу.

Развивать интерес к изучению предмета.

Вопросы:

 Как рассчитать скорость ракеты?

Какой закон можно использовать?\

Итак, используем закон сохранения импульса для  нашей ракеты.

Работая в парах выведите формулу для скорости ракеты. Проверяем.

Если импульс выброшенных газов равен mГ υГ, а импульс ракеты mР υР, то можно получить:        

  mГ υГ = mР υР

Откуда:                      

Слайд № 12.

Ясно, что выведенная формула справедлива только для случая мгновенного сгорания топлива. Такого быть не может, так как мгновенное сгорание - это взрыв. На практике масса топлива уменьшается постепенно, поэтому для точного расчета используют более сложные формулы.

Запишите формулы в тетрадь.

Проведем виртуальный эксперимент. Наша установка позволяет проследить полет модели ракеты и получить расчеты. Рассмотрим модель.

Проведем анализ данных, пронаблюдаем движение ракеты.

Сделаем вывод.

Скорость ракеты тем больше, чем больше скорость истечения газов, и чем больше отношение .

Выводят формулу.

Анализируют  модель

Проблемный

Проблемный

Работа в парах.

Работа в парах.

Конструктивный.

Творческий

Конструктивный.

Творческий

4

1

Физминутка

Ну, а теперь немного отдохнем.

Встаньте, посмотрите вокруг себя, постарайтесь окинуть взглядом весь класс. Посмотрите на экран и повторите движения.

5

5

 Усвоение новых знаний

Развивать коммуникативную компетенцию.

Продолжая говорить о реактивном движении, совершим экскурс в  прошлое.

Родоначальником практического современного ракетостроения в нашей стране является К.Э.Циолковский. (слайд 13-14)

Реактивные установки «Катюша», реактивные самолеты сыграли огромную роль во время Великой Отечественной войны.

Самые большие достижения в области покорения космоса принадлежат нашей стране. 4 октября 1957 г. при помощи ракеты был выведен на орбиту первый искусственный спутник Земли. (слайд 15)

12 апреля 1961 г. первый в истории человечества человек - Ю.А.Гагарин совершил космический полет.

(слайд 16).

В настоящее время существует много проектов по созданию фотонных, гравитационных двигателей, которые позволят разгонять корабли до околосветовых скоростей.

Но это - дело будущего. Возможно и кто – то из вас внесет свой вклад в развитие науки.

Отвечают на вопросы, участвуют в дискуссии.

Эвристическая беседа

Индивидуальная работа

Конструктивный.

6

3

Рефлексия

Развивать самооценку учащихся и их способность к самоанализу своей деятельности.

У каждого из вас есть лист с таблицей «+», «-»,  

«интересно». Впишите туда свои впечатления от урока, сделайте самолетик и отправьте его мне. Пусть ваш бумажный самолет унесет от вас все разочарования и неудачи и принесет мне ваши положительные эмоции.

Спасибо за работу. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».

Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока.  Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного.  На уроке вводится понятие  сил...

Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».

Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока.  Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного.  На уроке вводится понятие  сил...

Первый урок физики в 7-ом классе «Что изучает физика? Наблюдения и опыты»

Урок познакомит обучающихся с новым предметом , сформирует представление о физике как науки о природе, понятий о физическом явлении, веществе, теле ,материи, определит  место физики как науки в...

Методическая разработка урока физики в 7-м классе: "Повторение по теме "Давление твёрдых тел, жидкостей и газа" Оганян Наталья Амаяковна , учитель физики

Цель: Обобщение и систематизация знаний по темам: “Давление твердых тел, жидкостей и газа”, “Сообщающиеся сосуды”, “Барометры””.Задачи:Создать условия для наблюдения учащимися физических явлений, осно...

Первый урок физики в 7-м классе по теме: "Что изучает физика. Некоторые физические термины, наблюдения и опыты"

Цели урока:Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса.Определить место физики как науки в системе школьных дисциплин.Ввести физические термины: физическое тело, вещество, материя, физическ...

Методическая разработка по физике: «Применение сказок на уроках физики» (для 7-8 классов)

Пояснительная записка Сказки помогают принести в уроки физики элемент занимательности. Они делают материал для учеников ближе и понятнее: ведь в детстве каждый из них не ра...

Конспект интегрированного урока (физика + история) в 8 классе Тема урока: «Промышленный переворот в России».

Конспект интегрированного урока (физика + история) в 8 классеТема урока: «Промышленный переворот в России»....