Урок физики по теме "Реактивное движение" 9-10 класс
методическая разработка по физике (10 класс) по теме
Данный урок можно проводить как в 9, так и в 10 классе в зависимости от вашего планирования материала. Урок сопровождается мультимедийной презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_reaktivnoe_dvizhenie_9-10.rar | 2.78 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 3 р.п. Кузоватово
Кузоватовского района Ульяновской области
Проект учебного занятия по физике
Тема: Реактивное движение
Класс: 9 - 10
Учитель: Лачкина Галина Петровна
Тип занятия: изучение нового материала
Вид занятия: медиаурок
Цели:
Предметная – исследовать особенности и характеристики реактивного движения, историю его развития. Подготовить учащихся к распознаванию реактивного движения среди других видов движения, воспроизводить и применять понятие реактивное движение в конкретных ситуациях.
Развивающая – совершенствовать интеллектуальные способности и мыслительные умения учащихся при работе с различными источниками информации, коммуникативные свойства речи, развивать критическое мышление, познавательное творчество, собственную оценочную позицию.
Воспитательная – формировать материалистическое мировоззрение. Содействовать патриотическому воспитанию чувства гордости за вклад отечественных ученых и естествоиспытателей в дело освоения космического пространства.
Девиз занятия: «Земля – колыбель разума,
но нельзя вечно жить в колыбели»
Константин Эдуардович
Циолковский
(1857 – 1935)
Оснащение занятия:
- Интерактивная доска
- Презентация
- Видеофрагменты
- Интерактивная модель «Реактивное движение»
- Раздаточный материал для проведения рефлексии
Технологическая карта- конспект учебного занятия по физике
№ этапа
| Время (мин) | Этапы занятия
| Обще- дидактические задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы, приемы обучения | Формы обучения | Характер познавательной деятельности учащихся |
1 | 1 | Оргмомент. Эмоциональная рефлексия | Создать благоприятную рабочую атмосферу, включить учащихся в деловой ритм, обеспечить эмоциональную предрасположенность к общению. | Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас сегодня и приглашаю вас к сотрудничеству. Думаю, что наша встреча не будет напрасной: вы узнаете что- то новое и интересное для себя, а я чему – то научусь у вас. | Подготовка к уроку. Знакомство с учителем. | Прием «обращение» | ||
2 | 5 | Актуализация знаний | Подготовить учащихся к восприятию новой темы. | Прежде чем перейти к рассмотрению новой темы, мы проведем с вами интеллектуальную разминку. (слайд1) 1)Посмотрите видеофрагмент, что он демонстрирует? (слайд№2) Повторим запись закона и его основные свойства (слайд№3) | Осмысливание вопроса и ответ: демонстрирует закон сохранения импульса Проговаривают закон сохранения импульса.
| Словесно - наглядный
| Фронтальная
| Реконструктивный
|
3 | 15 | Усвоение новых знаний | Обеспечить восприятие, осмысление и первичного запоминание учебного материала. | Демонстрация видеофрагментов движения кальмаров и медуз, затем запуска ракеты. На доске вопрос «Что общего?» Как вы думаете: что общего в продемонстрированных фрагментах? Действительно, в каждом из приведенных примеров используется одинаковый принцип движения. Итак, тема нашего урока: Реактивное движение. Запишите ее в тетрадь. Движение, которое возникает как результат отделения от тела какой-либо части, либо как результат присоединения к телу другой части, называется реактивным движением.(слайд №7) На данном принципе работают реактивные самолеты и ракеты. Сила тяги обеспечивается реактивной тягой струи раскаленных газов. Каракатицы, осьминоги при движении в воде также используют реактивный принцип перемещения. Набирая в себя воду, они, выталкивая ее, приобретают скорость, направленную в сторону, противоположную направлению выброса воды. Демонстрируются слайды примеры реактивного движения.(№8,9,10) | Просмотр видеофрагментов Осмысление вопроса и озвучивание вариантов ответа Предполагаемый ответ учащихся: используется одинаковый принцип движения. Работа под руководством учителя. | Создание проблемной ситуации Словесно - наглядный | Фронтальная работа Индивидуальная работа | Конструктивный. Творческий. Репродуктивный |
Развивать способность к распределению внимания, анализу и синтезу. Развивать интерес к изучению предмета. | Вопросы: Как рассчитать скорость ракеты? Какой закон можно использовать?\ Итак, используем закон сохранения импульса для нашей ракеты. Работая в парах выведите формулу для скорости ракеты. Проверяем. Если импульс выброшенных газов равен mГ υГ, а импульс ракеты mР υР, то можно получить: mГ υГ = mР υР Откуда: Слайд № 12. Ясно, что выведенная формула справедлива только для случая мгновенного сгорания топлива. Такого быть не может, так как мгновенное сгорание - это взрыв. На практике масса топлива уменьшается постепенно, поэтому для точного расчета используют более сложные формулы. Запишите формулы в тетрадь. Проведем виртуальный эксперимент. Наша установка позволяет проследить полет модели ракеты и получить расчеты. Рассмотрим модель. Проведем анализ данных, пронаблюдаем движение ракеты. Сделаем вывод. Скорость ракеты тем больше, чем больше скорость истечения газов, и чем больше отношение . | Выводят формулу. Анализируют модель | Проблемный Проблемный | Работа в парах. Работа в парах. | Конструктивный. Творческий Конструктивный. Творческий | |||
4 | 1 | Физминутка | Ну, а теперь немного отдохнем. Встаньте, посмотрите вокруг себя, постарайтесь окинуть взглядом весь класс. Посмотрите на экран и повторите движения. | |||||
5 | 5 | Усвоение новых знаний | Развивать коммуникативную компетенцию. | Продолжая говорить о реактивном движении, совершим экскурс в прошлое. Родоначальником практического современного ракетостроения в нашей стране является К.Э.Циолковский. (слайд 13-14) Реактивные установки «Катюша», реактивные самолеты сыграли огромную роль во время Великой Отечественной войны. Самые большие достижения в области покорения космоса принадлежат нашей стране. 4 октября 1957 г. при помощи ракеты был выведен на орбиту первый искусственный спутник Земли. (слайд 15) 12 апреля 1961 г. первый в истории человечества человек - Ю.А.Гагарин совершил космический полет. (слайд 16). В настоящее время существует много проектов по созданию фотонных, гравитационных двигателей, которые позволят разгонять корабли до околосветовых скоростей. Но это - дело будущего. Возможно и кто – то из вас внесет свой вклад в развитие науки. | Отвечают на вопросы, участвуют в дискуссии. | Эвристическая беседа | Индивидуальная работа | Конструктивный. |
6 | 3 | Рефлексия | Развивать самооценку учащихся и их способность к самоанализу своей деятельности. | У каждого из вас есть лист с таблицей «+», «-», «интересно». Впишите туда свои впечатления от урока, сделайте самолетик и отправьте его мне. Пусть ваш бумажный самолет унесет от вас все разочарования и неудачи и принесет мне ваши положительные эмоции. Спасибо за работу. До свидания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».
Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного. На уроке вводится понятие сил...
Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».
Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного. На уроке вводится понятие сил...
Первый урок физики в 7-ом классе «Что изучает физика? Наблюдения и опыты»
Урок познакомит обучающихся с новым предметом , сформирует представление о физике как науки о природе, понятий о физическом явлении, веществе, теле ,материи, определит место физики как науки в...
Методическая разработка урока физики в 7-м классе: "Повторение по теме "Давление твёрдых тел, жидкостей и газа" Оганян Наталья Амаяковна , учитель физики
Цель: Обобщение и систематизация знаний по темам: “Давление твердых тел, жидкостей и газа”, “Сообщающиеся сосуды”, “Барометры””.Задачи:Создать условия для наблюдения учащимися физических явлений, осно...
Первый урок физики в 7-м классе по теме: "Что изучает физика. Некоторые физические термины, наблюдения и опыты"
Цели урока:Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса.Определить место физики как науки в системе школьных дисциплин.Ввести физические термины: физическое тело, вещество, материя, физическ...
Методическая разработка по физике: «Применение сказок на уроках физики» (для 7-8 классов)
Пояснительная записка Сказки помогают принести в уроки физики элемент занимательности. Они делают материал для учеников ближе и понятнее: ведь в детстве каждый из них не ра...
Конспект интегрированного урока (физика + история) в 8 классе Тема урока: «Промышленный переворот в России».
Конспект интегрированного урока (физика + история) в 8 классеТема урока: «Промышленный переворот в России»....