Программа элективного курса по физике для 9 класса
рабочая программа по физике (9 класс) по теме
Данная программа предназначена для учщихся 9 класса общеобразовательной и основной школ. . Для этого разработан элективный курс «Капиллярные явления в земледелии и растениеводстве», Программа реализуется в рамках предпрофильной подготовки учащихся на основной ступени образования и расчитана на 15 часов. В процессе изучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa_po_fizike_dlya_9_klassa.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА КУРСА
ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ФИЗИКЕ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА
«Капиллярные явления
в земледелии и растениеводстве»
Автор:
Фамилия, И.О. Ковалёв Александр Викторович
Должность учитель физики
Место работы МБОУ Красновская СОШ Тарасовского района Ростовской области
2013 год
- Пояснительная записка
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.
- Общая характеристика учебного курса
В курсе физики 8 класса учащиеся изучают тему «Капиллярные явления». При изучении данной темы практически не уделяется внимание наблюдению этих явлений в природе и влияние их на урожайность культур в земледелии. Но ребята знают, что кроме традиционного способа обработки почвы отвальной вспашки, существуют и альтернативные – безотвальная обработка почвы. У некоторых ребят в сельском хозяйстве работают родители, в будущем и учащиеся могут связать свою профессиональную деятельность с земледелием.
Сегодня каждый человек осознаёт роль эффективного земледелия не только в своей жизни, но и жизни всего мира. Экологический кризис не за горами, такие сложные вопросы придётся решать в будущем нашим ученикам и осознавать это они должны уже сегодня. Для этого разработан элективный курс «Капиллярные явления в земледелии и растениеводстве», его можно проводить во втором полугодии в 9 классе или в первом полугодии в 10 классе. Этот курс в своём содержании интегрирует предметы трех образовательных областей : «Физика», «Информатика», «Биология».
Учитель, реализующий данный курс в своей работе, должен владеть умениями работы с компьютером. При проведении уроков учитель занимает координаторскую позицию, его задача заключается в организации деятельности учащихся по созданию проектов В процессе выполнения работы учащиеся учатся находить информацию в различных источниках, анализировать, синтезировать, выделять главное. Такой опыт работы, независимо от выбранного в дальнейшем профиля обучения и образовательного учреждения, необходим каждому учащемуся.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
- Личностные результаты освоения курса:
- Умеет:
- уважительно и доброжелательно относиться к другому человеку, его мнению;
- находить общий язык в общении и сотрудничестве со сверстниками.
- Знает:
- социальные нормы, правила поведения,
- роль и формы социальной жизни в группах и сообществах;
- Метапредметные результаты освоения курса:
- Умеет:
- самостоятельно определять цели своего обучения;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные;
- правильно выполнять учебную задачу,
- оценивать собственные возможности решения учебной задачи;
- определять понятия, создавать обобщения,
- устанавливать аналогии, классифицировать,
- самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- вводить текст с помощью клавиатуры,
- Знает:
- знаково-символические средства представления информации;
- схему решения учебных и практических задач;
- способы поиска и сбора информации;
- фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины;
- готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
- нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- Содержание учебного курса
|
Капиллярное явление. Виды почв. Понятие твердого тела и жидкости. Свойства твердых тел и жидкостей. Понятие водного раствора. Виды обработки почвы. |
|
Понятие урожайности с/х культур. Обрезка деревьев и кустарников. Питание растений. Поведение жидкости в капилляре. Вспашка и боронование почвы. |
- Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Форма занятия и вид деятельности | Количество часов |
| |||
1 | Вводное занятие . Разработка задания к проекту | Диалог. Работа по группам | 1 |
2 | Сравнение свойств твердых тел и жидкостей | Практическая работа «Исследование капиллярных явлений различных видов почвы» | 1 |
3 | Сравнение свойств чистой воды и водного раствора | Практическая работа «Зависимость высоты столба жидкости в вакууме от плотности и силы тяжести ρ и G | 1 |
4 | Проведение экскурсий и полевые исследования | Практическая работа «Исследование глубины обработки почвы… | 1 |
5 | Анализ преимуществ и недостатков безотвальной обработки почвы | Учащиеся самостоятельно анализируют результаты исследований и делают предполагаемые выводы. | 1 |
6 | Зависимость поведения жидкости в капилляре от диаметра капилляра | Практическая работа. Диалог | 1 |
7 | Изготовление компьютерной презентации | Работа в программе PowerPoint | 2 |
8 | Конференция | Защита проектов | 1 |
| |||
9 | Сравнительный анализ урожайности зерновых культур различных хозяйств района за последние 10 лет (составление графика) | Учащиеся самостоятельно добывают информацию в Интернете и в подшивках районной газеты «Родная сторона» | 1 |
10 | Почему виноградники и деревья обрезают ранней весной? | Дискуссия | 1 |
11 | Как вода поднимается по стеблям растений. | Лабораторная работа «Зависимость поведения жидкости в капилляре, опущенном в жидкость от диаметра капилляра» | 1 |
12 | Какую роль играет вспахивание и боронование земли для сохранения влаги в почве. | Исследование. Создание презентации в программе PowerPoint | 2 |
13 | Анализ преимуществ и недостатков безотвальной обработки почвы | Дискуссия. Работа в группах. | 1 |
15 | Итоговый урок. | Защита проектов | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по физике 9 класс
Данная примерная программа по физике для учащихся основной общеобразовательной школы. Составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования...
Программа элективного курса по физике 9 класс
Элективный курс "Эксперементальная физика" 9 класс...
Программа элективного курса "Экспериментальная физика" 10 класс
Предлагаемый курс «Экспериментальная физика» для учащихся профильного 10-го класса попытается частично отразить все требования учебного эксперимента. Курс рассчитан на 34 часа.Цель курса: развитие и а...
Программа элективного курса по физике 9 классе Механика в задачах
Данный элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений, ориентированных на естественно-математический профиль.· развитие интереса к физике и решению физических...
Рабочая программа элективного курса по физике 10 класс «Использование возможностей решения качественных задач по физике в социально-экономических расчётах».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАСодержание образования в школе меняется с учетом обновления социально-экономических потребностей и условий развития общества. Меняются идеалы, ценности, на которы...
Рабочая программа элективного курса по физике 9 класс
Курс "Решение задач повышенной сложности", 34ч....
Рабочая программа элективного курса по физике 8 класс
Курс "Практикум по физике ", 68 часов...