Рабочая программа по физике 11 кл.(2 ч.)(Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев)
рабочая программа по физике (11 класс) по теме
Программа разработана на основе
программы для общеобразовательных учреждений, составленная в соответствии с учебниками физики для 10-11 классов Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского - базовый и профильный уровни (авторы программы- В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizika_11.doc | 187.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 имени Таманской Дивизии
муниципального образования Темрюкский район
Утверждено Решение педсовета протокол №____ ____ от «__» ___2013 г Председатель педсовета______________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По физике_______________________________________________
Ступень обучения (класс) среднее (полное) образование 11 класс____
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Количество часов 2 н/ч Уровень Базовый__________________
(базовый, профильный)
Учитель Хван Андрей Зи-Денович_______________________________
Программа разработана на основе
программы для общеобразовательных учреждений, составленная в соответствии с учебниками физики для 10-11 классов Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского - базовый и профильный уровни (авторы программы- В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова).
- Пояснительная записка
Значение физики в школьном образовании определяется той ролью, которую играет физическая наука в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса, на развитие культуры человека, на формирование социально значимых ориентаций, обеспечивающих гармонизацию отношений человека с окружающим миром.
Изучение физики в общеобразовательной базовой школе направлено на достижение следующих целей:
ознакомление с методами познания природы: наблюдение природных явлений, описание и обобщение результатов наблюдений; моделирование явлений и объектов; использование простых измерительных приборов и сборка несложных экспериментальных установок для изучения физических явлений; представление результатов наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявление на этой основе эмпирических закономерностей; ознакомление с физическими моделями, объясняющими причины наблюдаемых явлений, с границами их применимости;
освоение системы знаний о законах механического движения, о сохранении и превращении энергии, о тепловых и электромагнитных явлениях; о строении вещества, атома и атомного ядра;
овладение умениями применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, физических свойств вещества; для практического использования физических знаний в повседневной жизни; для понимания роли физики в развитии современных технологий, в решении жизненно важных проблем человечества, защиты окружающей среды, в обеспечении безопасности жизнедеятельности человека и общества;
воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, пони мания того, что разумное использование достижений физики и современных технологий ведет к развитию человеческой цивилизации; уважения к труду ученого;
прuобретенuе навыков в решении практических жизненных задач, связанных с использованием физических знаний и умений в рациональном природоиспользовании и защите окружающей среды, обеспечении безопасности жизнедеятельности человека.
В задачи обучения физике в общеобразовательной базовой школе входят:
- формирование знаний об основных физических понятиях, явлениях, законах и методах исследования;
- развитие творческого мышления учащихся, выработка умений самостоятельно приобретать и практически использовать знания, наблюдать и объяснять физические явления
- развитие экспериментальных умений учащихся;
- формирование научного мировоззрения учащихся, представлений о материальности окружающего мира, о значении научной теории и эксперимента в его познании, диалектическом характере и относительности физического знания, границах действия физических законов и теорий;
- формирование представлений о широких возможностях применения физических законов в технике и технологиях;
- развитие познавательного интереса к изучению физики в тесной связи с гуманитарными дисциплинами, умение видеть взаимодействие физики с искусством и музыкой, литературой и историей;
- осуществление экологического образования.
Построение программы базового курса физики основывается на следующих основных принципах:
- преемственности (учитывается имеющаяся база знаний и представлений, полученных школьниками при изучении интегрированного пропедевтического курса «Человек и мир»);
- единства материального мира (формируются представления о единстве материального мира);
- генерализации учебного материала (объединение изучаемого материала на основе важнейшего атрибута материи - движения, при котором главное внимание уделяется изучению основных фактов, понятий, законов, теорий и методов физической науки, обобщению широкого круга физических явлений на основе теории);
- спирально-линейного построения курса (повторение и расширение учебного материала в соответствии с уровнем подготовки учащихся и их познавательными возрастными возможностями);
- связи детерминизма и статистических представлений в описании физических явлений;
- деятельностного подхода (предусматриваются расширение теоретической и экспериментальной учебной деятельности учащихся, развитие навыков в выдвижении гипотез, в выборе моделей, планировании эксперимента, интерпретации и оценке его результатов, установлении границ применимости данной модели);
- доступности восприятия учебного материала;
- гуманизации и гуманитаризации (формируется представление о физике как о науке, являющейся частью общечеловеческой культуры).
Подходы, на которых строится программа по физике, опираются на концепцию реформирования общеобразовательной средней школы в Республике Беларусь и на основополагающие теоретические и методические наработки по построению содержания образования.
В целом в реформируемой общеобразовательной базовой школе состав и структура содержания обучения физике и требования к подготовке учащихся не претерпели существенных изменений. Поэтому разработанная программа сохраняет и систематизирует ядро традиционного содержания курса физики с учетом современных тенденций развития физического знания и обновленных целей и задач по ступеням 12-летней школы.
В десятилетней общеобразовательной базовой школе курс физики является единым в методологическом отношении, что обеспечивается расположением и последовательной подачей учебного материала по основным содержательным линиям:
- физические методы исследований явлений природы;
- физические объекты, системы и взаимодействия между ними;
- физические аспекты жизнедеятельности человека.
В результате изучения физики на данной ступени у учащихся формируются:
общеучебные умения, навыки и способы познавательной деятельности: организация своего учебного труда; самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебные тексты, справочные и научно-популярные издания, компьютерные базы данных); обработка информации и представление ее в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем); сотрудничество с другими учащимися в процессе совместного выполнения опытов, лабораторных работ, исследований; участие в проектах и творческих работах, подготовка коротких сообщений, докладов;
общие операции мышления: анализ, сравнение, синтез, обобщение, систематизация и др.;
понимание того, что в процессе познания окружающего мира физика использует теоретические (выдвижение гипотез, моделирование, выведение следствий, интерпретация результата) и экспериментальные (наблюдения, эксперимент) методы исследования; что физические законы и теории имеют определенные границы применимости;
методологические знания: представления о том, что материя существует в двух видах (вещество и поле), находится в постоянном движении; что существуют механическая, тепловая, электромагнитная формы движения материи; что причина изменения состояния тел - их взаимодействие, явления связаны причинно-следственными отношениями; что в мире наряду с детерминическими широко распространены вероятностные (статические) связи явлений;
система предметных знаний и умений: физические идеи, опытные факты, понятия, законы, элементы теорий, современная научная картина мира; физические основы устройств и функционирования приборов и технических объектов; главные направления научно-технического прогресса, перспективы развития энергетики, транспорта и экологические аспекты их производства и использования; наблюдение, описание и объяснение явлений и процессов, прогнозирование их развития при изменении условий; использование физических приборов и измерительных инструментов для экспериментального определения физических величин; представление результатов измерений с помощью таблиц, графиков и выявление на этой основе эмпирических зависимостей; решение задач;
приобретение навыков в решении простейших бытовых задач: рассчитывать стоимость электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами, и находить пути экономии потребляемой электроэнергии; соблюдать технику безопасности обращения с бытовыми приборами и техническими устройствами; сознательно выполнять правила безопасного движения транспортных средств и пешеходов и др.
Данная программа является программой 2-го вида. Программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений, составленная в соответствии с учебниками физики для 10-11 классов Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского - базовый и профильный уровни (авторы программы- В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова).
В связи с тем, что разделы Основы электродинамики (продолжение), Колебания и волны, Оптика, Квантовая физика являются сложными, считаю необходимым уделить больше времени для изучения данных тем. Тематическое распределение часов приведено в таблице 1.
Таблица 1
11 класс | Примерная программа | Рабочая программа |
Основы электродинамики (продолжение) | 10 | 12 |
Колебания и волны | 10 | 15 |
Оптика | 10 | 11 |
Элементы теории относительности | 3 | 2 |
Квантовая физика | 13 | 15 |
Элементарные частицы Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества | 1 | 1 |
Строение Вселенной | 10 | 4 |
Обобщающее повторение | 11 | 8 |
Всего часов за 11 класс | 68 | 68 |
2. Содержание обучения,
Физика – наука о наиболее общих законах природы. Именно поэтому, как учебный предмет, она вносит огромный вклад в систему знаний об окружающем мире, раскрывая роль науки в развитии общества , одновременно формируя научное мировоззрение.
Изучение физики в общеобразовательных школах направлено на достижение следующих целей :
- формирование системы физических знаний и умений в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего полного общего образования и на этой основе представлений о физической картине мира;
- развитие мышления и творческих способностей учащихся, стремления к самостоятельному приобретению новых знаний в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
- развитие научного мировоззрения учащихся на основе усвоения метода физической науки и понимания роли физики в современном естествознании, а также овладение умениями проводить наблюдения и опыты, обобщать их результаты;
- развитие познавательных интересов учащихся и помощь в осознании профессиональных намерений ;
- знакомство с основными законами физики и применением этих законов в технике и в повседневной жизни;
Механика
Механические колебания и волны. Свободные колебания. Гармонические колебания. Превращение энергии при гармонических колебаниях. Резонанс. Учет резонанса
Демонстрации:
Превращение энергии в ходе колебательного движения
Явление резонанса.
Лабораторные работы:
«Определение ускорения свободного падения при помощи маятника»
Электродинамика (продолжение)
Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Свободные электромагнитные колебания. Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение. Законы распространения света. Оптические приборы.
Демонстрации:
Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока
Свободные электромагнитные колебания
Осциллограмма переменного тока
Генератор переменного тока
Свойства ЭМВ
Интерференция света
Дифракция света
Получение спектра при помощи призмы
Получение спектра при помощи дифракционной решетки
Распространение, отражение и преломление света
Оптические приборы
Лабораторные работы
«Наблюдение действия магнитного поля на ток»
«Изучение явления электромагнитной индукции»
«Измерение показателя преломления стекла»
«Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы»
«Измерение длины световой волны»
Квантовая физика и элементы астрофизики
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект, Фотон, Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм.
Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры.
Строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект масс и энергия связи. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующих излучений на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.
Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой вселенной.
Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Строение и эволюция вселено.
Формы и средства контроля
В ходе изучения курса физики 11 класса предусмотрен тематический и итоговый контроль в форме тематических тестов, самостоятельных, контрольных работ.
Общее количество контрольных работ, проводимых после изучения различных тем равно 5:
• Контрольная работа №1 по теме « Электромагнитная индукция»
• Контрольная работа №2 по теме « Колебания и волны»
• Контрольная работа №3 по теме « Оптика»
• Контрольная работа №4 по теме «Световые кванты»
• Контрольная работа №5 по теме «Атомная физика и физика атомного ядра»
Кроме того, в ходе изучения данного курса физики проводятся тестовые и самостоятельные работы, занимающие небольшую часть урока ( от 10 до 20 минут).
3 .Требования к уровню подготовки
В результате изучения курса физики ученик должен:
Знать/понимать:
- Смысл понятий: физическое явление, физический закон, гипотеза, теория, вещество, поле, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, ионизирующее излучение, звезда, Вселенная
- Смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, элементарный электрический заряд, работа выхода, показатель преломления сред
- Смысл физических законов: классической механики, электродинамики, фотоэффекта
- Вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физической науки
Уметь:
- Описывать и объяснять физические явления: электромагнитной индукции, распространение электромагнитных волн,, волновые свойства света, излучение и поглощение света атомами, фотоэффект.
- Отличать гипотезы от научных теорий
- Делать выводы на основе экспериментальных данных
- Приводить примеры, показывающие, что наблюдение и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов, физическая теория дает возможность объяснять не только известные явления природы и научные факты, но и предсказывать еще неизвестные явления
- Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, интернет, научно-популярных статьях
- Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни
4. Список рекомендуемой учебно-методической литературы
1 Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика 10 класс
- Лукашик В.И. Сборник школьных олимпиадных задач по физике: кн. для учащихся 7 – 11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2007.
- Рымкевич А.П., Рымкевич П.А. Сборник задач по физике – М.:Просвещение, 1995
СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания МО Заместитель директор
учителей математики, физики по УВР_______
от ________ №__, _____________2013 года
___________/
Согласовано
заместитель директора по УВР
__________________________
«___» __________ 20___ года
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 имени Таманской Дивизии
муниципального образования Темрюкский район
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по физике____________________________________________________
(указать предмет, курс, модуль)
Класс 11________________________________________________________________
Учитель Хван Андрей Зи-Денович ______________________________________________
Количество часов: всего 68__________ часов; в неделю 2_________ часа;
Планирование разработано на основе
рабочей программы Хван А.З.
Утверждено педсоветом, протокол № от августа 2013г.
Календарно тематическое планирование учебного материала на 2012 – 2013 учебный год
ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ (продолжение)
Магнитное поле | Тема урока | Дата | Оборудование | ||
План | Факт. | ||||
1.. Взаимодействие токов. Магнитное поле. Магнитная индукция. Линии магнитной индукции | |||||
2. Модуль вектора магнитной индукции. Сила Ампера. | |||||
3. Действие магнитного поля на движущийся электрический заряд. Применение закона Ампера. Решение задач. |
| ||||
4. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества | |||||
Электромагнитная индукция | 1. Открытие явления электромагнитной индукции. Магнитный поток. |
| |||
2. Направление индукционного тока. Правило Ленца. | |||||
3. Лабораторная работа №1 «Изучение явления электромагнитной индукции». | |||||
4. Закон электромагнитной индукции ЭДС индукции в движущихся проводниках | |||||
5. Самоиндукция. Индуктивность | |||||
6. Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле. | |||||
7. Решение задач по теме «Электромагнитная индукция» | |||||
8 . Контрольная работа №1 по теме «Электромагнитная индукция » | |||||
Колебания и волны Механические колебания | 1. Свободные колебания. Математический маятник | ||||
2. Гармонические колебания. Фаза колебаний | |||||
3. Превращение энергии при гармонических колебаниях. Вынужденные колебания. Резонанс. Учет резонанса. | |||||
4. Лабораторная работа №2 «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника» | |||||
Электромагнитные колебания | 1. Свободные колебания в колебательном контуре. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях | ||||
2. Период свободных электрических колебаний. Переменный электрический ток. | |||||
3. Активное сопротивление. Действующее значение силы тока и напряжения. | |||||
4. Емкость и индуктивность в цепи переменного тока Резонанс в электрической цепи. | |||||
5. Генератор на транзисторах. Автоколебания. Генерирование электрической энергии. Трансформаторы. Производство и использование электрической энергии | |||||
Механические и электромагнитные волны | 1. Волновые явления. Распространение механических волн. Длина волны. Скорость волны. |
| |||
2. Волны в среде. Звуковые волны. | |||||
3. Излучение электромагнитных волн. Плотность потока электромагнитного излучения. | |||||
4. Изобретение радио А.С.Поповым. Принцип радиосвязи. Модуляция и детектирование Свойства электромагнитных волн. Радиоволны. Радиолокация. Развитие средств связи. | |||||
5.Решение задач по теме «Колебания и волны» | |||||
6. Контрольная работа №2 по теме «Колебания и волны» | |||||
Оптика Световые волны | 1. Развитие взглядов на природу света. Скорость света. Принцип Гюйгенса. Закон отражения света. | ||||
2. Закон преломления света. Полное отражения | |||||
3. Лабораторная работа №3 «Измерение показателя преломления стекла» | |||||
4. Линза. Построение изображения в линзе. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. | |||||
5. Лабораторная работа №4 «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы». | |||||
6. Дисперсия света. Решение задач по теме « Законы геометрической оптики. Линзы» | |||||
7. Интерференция механических волн и света. Применения интерференция | |||||
8. Дифракция света. Дифракционная решетка |
| ||||
9. Лабораторная работа №5 «Измерение длины световой волны» | |||||
10. Поляризация света. Решение задач по теме « Оптика» | |||||
11. Контрольная работа №3 по теме «Оптика» | |||||
Элементы теории относительности | 1. Постулаты теории относительности. Релятивистская динамика. | ||||
2. Связь между массой и энергией. | |||||
Излучение и спектры | 1. Виды излучений. Источники света. Спектры и спектральные аппараты. |
| |||
2. Виды спектров и спектральный анализ. | |||||
3. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. Рентгеновские лучи. Шкала электромагнитных излучений. | |||||
Квантовая физика Световые кванты | 1. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна.. | ||||
2 Фотоны. Применение фотоэффекта Решение задач по теме «Световые кванты» | |||||
3. Контрольная работа №4 по теме «Световые кванты» | |||||
Атомная физика | 1. Строение атома. Опыт Резерфорда. | ||||
2. Квантовые постулаты Бора. Лазеры. | |||||
Физика атомного ядра | 1. Методы регистрации элементарных частиц. Виды радиоактивных излучений. |
| |||
2. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Период полураспада. Изотопы | |||||
3. Строение атомного ядра. Энергия связи ядер. | |||||
4. Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор. |
| ||||
5. Термоядерные реакции. Применение ядерной энергии. Биологическое действие радиоактивных излучений. |
| ||||
6. Решение задач по теме « Атомная физика. Физика атомного ядра» | |||||
7. Контрольная работа №5 по теме «Атомная физика и физика атомного ядра» |
| ||||
Элементарные частицы Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества | 1. Физика элементарных частиц. Единая физическая картина мира. | ||||
Строение Вселенной | 1. Строение солнечной системы. Система «Земля-Луна». | ||||
2. Общие сведения о Солнце. Источники энергии и внутренне строение Солнца. | |||||
3. Физическая природа звезд. | |||||
4. Наша галактика. Происхождение и эволюция галактик и звезд | |||||
Обобщающее повторение | Повторение темы «Механика» | ||||
Повторение темы « Молекулярная физика и термодинамика » | |||||
Повторение темы « Электростатика, законы постоянного тока» | |||||
Повторение темы « Электромагнитное поле » | |||||
Повторение темы « Колебания и волны » | |||||
Повторение темы « Оптика » | |||||
Повторение темы « Квантовая физика » | |||||
Итоговый урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике для обучающихся 10-11классов (базовый уровень) к комплекту учебников «Физика» авт.Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский
Данная рабочая программа реализуется через комплект учебников физики 10-11 класса авторов Г.Я. Мякишев и Б.Б. Буховцев, который наиболее полно отражает идеи «Обязательного минимума содержания физическ...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике 10-11 кл. (профильный уровень), Мякишев, Буховцев
Рабочая программа по физике 10-11 класс (профильный уровень), авторы учебников Г.Я. Мякишев, А.З. Синяков и др. (5-ти томник). Рассчитана на 340 ч (170 ч - в год, 5 ч в неделю)...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике 11 класс . УМК Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин
Программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений. Физика, астрономия. 7-11 классы /сост. В.С.Данюшенков, О.В.Коршунова - М.: Дрофа, 2013г./...