планирование 7 класс
рабочая программа (физика, 7 класс) на тему
календарно-тематическое планирование к учебнику Перышкина 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_fizike_7_klass.doc | 327.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Дубковская средняя общеобразовательная школа «Дружба»
Рассмотрено на заседании МО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
___________________________ Зам. директора по УВР Директор МБОУ СОШ «Дружба»
Протокол № 1 _____________________ ____________ А.Н.Калинин
«31» августа 2013год
Рабочая программа
по предмету:
«Физика»
базовый уровень, 7 класс
2013-2014 учебный год
Составитель:
учитель физики
Макейкина Ю.И
Насонов А.А
Одинцово
2013
Пояснительная записка.
Рабочая программа по физике составлена на основе примерной программы основного общего образования по физике для 7-9 классов (подготовили: В.О. Орлов, О.Ф. Кабардин, В.А. Коровин, А.Ю. Пентин, Н.С. Пурышева, В.Е. Фрадкин) и авторской программы (авторы: Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин), составленной в соответствии с новым, утверждённым в 2009 г. федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Общая характеристика учебного предмета. Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы». Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ. Курс физики в структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Цели изучения физики Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения физики ученик должен
знать/понимать
- смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия,
- смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения механической энергии.
уметь
- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, влажности воздуха, работы и мощности электрического тока;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
- контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
- рационального применения простых механизмов;
Учебно-тематический план.
№ | Тема раздела | Количество часов | В том числе | |
Количество контрольных работ | Количество фронтальных лабораторных работ | |||
1 | Введение | 4 | 1 | |
2 | Первоначальные сведения о строении вещества | 6 |
| 1 |
3 | Взаимодействие тел | 21 | 3 | 4 |
4 | Давление твердых тел, жидкостей и газов | 22 | 3 | 2 |
5 | Работа и мощность . Энергия | 12 | 1 | 2 |
6 | Итоговое повторение | 3 | 1 |
|
Итого | 68 | 8 | 10 |
Содержание учебного курса.
Физика и физические методы изучения природы. Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физический эксперимент и физическая теория. Физические модели. Роль математики в развитии физики. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.
Демонстрации. Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Физические приборы.
Лабораторные работы и опыты. Определение цены деления шкалы измерительного прибора. Измерение длины. Измерение объема жидкости и твердого тела.
Механические явления. Механическое движение.. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Методы измерения расстояния, времени и скорости. Свободное падение тел. Графики зависимости пути и скорости от времени. Явление инерции. Масса тела. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил. Сила упругости. Сила тяжести. Вес тела. Невесомость. Сила трения. Условия равновесия рычага. Условия равновесия тел. Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия. Методы измерения энергии, работы и мощности. Давление. Атмосферное давление. Методы измерения давления. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условие плавания тел.
Демонстрации. Равномерное прямолинейное движение. Относительность движения. Свободное падение тел в трубке Ньютона. Явление инерции. Взаимодействие тел. Зависимость силы упругости от деформации пружины. Сложение сил. Сила трения. Невесомость. Изменение энергии тела при совершении работы. Превращения механической энергии из одной формы в другую. Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры. Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного давления барометром - анероидом. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Закон Архимеда. Простые механизмы.
Лабораторные работы и опыты. Измерение массы. Измерение плотности твердого тела. Измерение плотности жидкости. Измерение силы динамометром. Сложение сил, направленных вдоль одной прямой. Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения скольжения. Исследование условий равновесия рычага. Нахождение центра тяжести плоского тела. Вычисление КПД наклонной плоскости. Измерение кинетической энергии тела. Измерение изменения потенциальной энергии тела.
Тепловые явления. Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей. частиц.
Демонстрации. Сжимаемость газов. Диффузия в газах и жидкостях. Модель хаотического движения молекул. Модель броуновского движения. Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда. Сцепление свинцовых цилиндров. Лабораторные работы и опыты. Измерение удельной теплоемкости вещества. Измерение влажности воздуха. Исследование зависимости объема газа от давления при постоянной температуре.
Календарно-тематическое поурочное планирование.
№ урока | Тема урока | Кол. часов | Вид контроля | Оборудование. | Дата | Примечание. | ||
план | факт | |||||||
7в | 7г | |||||||
Введение (4 часа). Первоначальные сведения о физике как науке. Определение физической величины. Алгоритм нахождения цены деления измерительного прибора и погрешности измерений. Алгоритм нахождения цены деления прибора и погрешности измерений. Основные этапы развития физики. Взаимосвязь физики и техники. В чём суть Н.Т.П. | ||||||||
1/1 | Что изучает физика. Наблюдения и опыты. | 1 | Стеклянная палочка, кусочек ватки, полосовой магнит, сосуд с водой, пустой сосуд, стеклянная трубочка. | 2.09-8.09 | 3.09 | 2.09 | ||
2/2 | Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений. | 1 | Тест Т-1 | Линейка, мензурка, термометр, секундомер. | 2.09-8.09 | 5.09 | ||
3/3 | Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора». | 1 | Лабораторная работа. | Линейка, мензурка, термометр, секундомер | 9.09-15.09 | 10.09 | 9.09 | |
4/4 | Физика и техника | 1 | Фронтальный опрос. | Компьютер, проектор | 9.09-15.09 | 12.09 | 12.09 | |
Первоначальные сведения о строении вещества (6 часов). Представление о молекулах и их размерах. Как происходит диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах .Практическая значимость диффузии. Доказательства существования притяжения и отталкивания молекул. Различие в расположение и взаимодействием молекул. | 16.09-22.09 | |||||||
5/1 | Строение вещества. Молекулы. | 1 | Шар с кольцом, штатив, колба с трубкой, спиртовка, краска, стаканчики. | 16.09-22.09 | 17.09 | 16.09 | ||
6/2 | Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел». | 1 | Лабораторная работа. | Линейка, горох, фасоль, пшено. | 23.09-29.09 | 19.09 | ||
7/3 | Диффузия в газах жидкостях и твёрдых телах. | 1 | Тест Т-2 | Мензурка, медный купорос, стакан с теплой водой. | 23.09-29.09 | 24.09 | 23.09 | |
8/4 | Взаимное притяжение и отталкивание молекул. | 1 | Беседа. | Свинцовые цилиндры, две стеклянные пластины, пружина, стакан с водой, пластилин, мел. | 30.09-6.10 | 26.09 | ||
9/5 | Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей, газов. | 1 | Тест Т-3, №5,стр.13-15 | Пластмассовая бутылка с водой, мензурка, два стакана, сообщающиеся сосуды, цилиндр с поршнем. | 30.09-6.10 | 3.10 | 30.09 | Больничный лист |
10/6 | Обобщающий урок по теме: «Первоначальные сведения о строении вещества». | 1 | Контрольный тест ТС-1,№5, стр.16-28, №6, стр.19-31. | 14.10-20.10 | 15.10 | 17.10 | ||
Взаимодействие тел (21 час). Определение механического движения, виды движения, единицы пути. Формулу для расчёта скорости движения тела. Графики движения, единицы скорости. Формулы скорости, пути и времени. Единицы скорости, пути и времени Суть явления инерции. Взаимодействие тел – причина изменения их скорости Явление отдачи. Понятие массы как физической величины; соотношение единиц массы, методы измерения массы. Правила взвешивания на рычажных весах. Правила пользования измерительным цилиндром и мензуркой Понятие плотности, единицы плотности, формулу плотности. Формулу плотности, соотношение между единицами плотности, массы и объема. Формулу для нахождения массы и объема. Единицы массы тела и объема. Формулы пути, времени, скорости. Формулы плотности, объёма, массы. Единицы измерения. Основные формулы и понятия темы. Сила-причина изменения скорости; порядок построения вектора силы. Всемирное тяготение. Сила тяжести – частный случай всемирного тяготения. Причину возникновения силы упругости. Закон Гука для упругих деформаций. Определение веса тела. Различия между весом тела и силой тяжести. Понятия невесомость и перегрузки. Устройство и действие динамометра. Сила – векторная величина, точка приложения силы, равнодействующая сила. Виды сил трения. Причины возникновения силы трения. Зависимость силы трения от веса тела. Роль смазки. Примеры проявления силы трения в природе, быту, и технике. Роль трения в технике, борьба с трением. | ||||||||
11/1 | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение | 1 | №5, стр.30-31. | Линейка, секундомер, самодвижущая тележка. | 14.10-20.10 | 17.10 | 21.10 | Больничный лист |
12/2 | Скорость, единицы скорости. | 1 | Тест Т-4. | Линейка, секундомер, самодвижущая тележка | 21.10-27.10 | |||
13/3 | Расчёт пути и времени движения. Решение задач. | 1 | №5, стр.31-33. | 21.10-27.10 | 22.10 | |||
14/4 | Контрольная работа №1 «Механическое движение» (20 минут) Инерция | 1 | Контрольный тест ТС-2 | Стальной брусок из набора тел равного объема, алюминиевый цилиндр из набора калориметрических тел. | 28.10-1.11 | 24.10 | 28.10 | |
15/5 | Взаимодействие тел. | 1 | Тест Т-5, №5, стр.34-35. | Стальной и алюминиевый цилиндры из набора калориметрических тел. | 28.10-1.11 | 29.10 | 31.10 | Больничный лист |
16/6 | Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах. | 1 | №5, стр.35-36. | Стальной и алюминиевый цилиндры из набора калориметрических тел. | 4.11-8.11 | 31.10 | ||
17/7 | Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах» | 1 | Лабораторная работа. | Рычажные весы, стальной и алюминиевый цилиндры. | 4.11-8.11 | 5.11 | 7.11 | |
18/8 | Лабораторная работа №4 «Измерение объема тела» | 1 | Лабораторная работа. | Рычажные весы, стальной и алюминиевый цилиндры | 11.11-15.11 | 7.11 | 11.11 | Праздничный день 4 ноября |
19/9 | Плотность вещества | 1 | №5, стр.36-37. | Стальной и алюминиевый цилиндры, мензурка. | 11.11-15.11 | 12.11 | ||
20/10 | Лабораторная работа №5 «Определение плотности вещества твердого тела» | 1 | Лабораторная работа. | Рычажные весы, стальной и алюминиевый цилиндры, разновес, нитка. | 25.11-29.11 | 14.11 | ||
21/11 | Расчет массы и объема тела по его плотности. | 1 | №5, стр.38-39. | 25.11-29.11 | 26.11 | 25.11 | ||
22/12 | Решение задач по теме: «Плотность вещества». Подготовка к контрольной работе. | 1 | Тест Т-6 | 2.12-6.12 | 28.11 | |||
23/13 | Контрольная работа №2 по теме « Масса тела. Плотность вещества». | 1 | Контрольный тест ТС-3,№5, стр.40-52. | 2.12-6.12 | 3.12 | 2.12 | ||
24/14 | Анализ контрольной работы. Сила. Единицы силы. Графическое изображение силы. | 1 | №5, стр.58-59. | Деревянный брусок, динамометр. | 9.12-13.12 | 5.12 | ||
25/15 | Явление тяготения. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. | 1 | №5, стр.54-57. | Два бруска, линейка, цилиндр динамометр, пружина с крючком, набор грузов, резиновый жгут . | 9.12-13.12 | 10.12 | 9.12 | |
26/16 | Вес тела. | 1 | №5, стр.57-58. | Два бруска, линейка, цилиндр динамометр, пружина с крючком, набор грузов | 16.12-20.12 | 12.12 | ||
27/17 | Динамометр. Решение задач на расчёт различных видов сил. | 1 | Тест Т-7 | Динамометр, разновес. | 16.12-20.12 | 17.12 | 16.12 | |
28/18 | Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром» | 1 | Лабораторная работа. | Динамометр, разновес. | 23.12-27.12 | 19.12 | ||
29/19 | Сложение двух сил, направленных по одной прямой. | 1 | Тест Т-8, №5, стр.60-61 | Динамометры, набор грузов. | 23.12-27.12 | 24.12 | 23.12 | |
30/20 | Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике. | 1 | №5, стр.61-63. | Лабораторный трибометр, динамометр, набор грузов. | 9.01-10.01 | 26.12 | ||
31/21 | Контрольная работа №3 по теме "Сила. Равнодействующая сил" | 1 | Контрольный тест ТС-4, №5, стр.63-76. №6, стр.48-57. | 13.01-17.01 | 9.01 | |||
Давление твёрдых тел и газов (22 часа). Понятие давление, единицы давления, зависимость давления от силы и площади опоры. Приемы увеличения и уменьшения давления. Формула для расчёта давления и силы давления. Причины возникновения давления газа. Суть закона Паскаля, механизм давления газа на стенки сосуда. Закон Паскаля. Закон сообщающихся сосудов для однородной жидкости и разных видов жидкостей. Формула для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда. Формула для расчёта гидростатического давления и силы давления. Причины возникновения атмосферного давления. Опыт Торричелли. Назначение, устройств и принципы действия барометра – анероида. Устройство и принцип действия жидкостного и металлического манометров. Формула для расчёта атмосферного давления. Принципиальное устройство пресса. Формулы для расчета выигрыша в силе. Причины возникновения выталкивающей силы. Направление и величина выталкивающей силы. Формула для определения архимедовой силы. Условия плавания тел. | ||||||||
32/1 | Анализ контрольной работы. Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления. | 1 | Две дощечки с гвоздями, вбитыми шляпками наружу и остриями наружу. Набор грузов. Динамометр. | 13.01-17.01 | 14.01 | 13.01 | ||
33/2 | Решение задач по теме «Давление твёрдых тел.» | 1 | №5, стр.78-79. | 20.01-24.01 | 16.01 | |||
34/3 | Давление газа. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. | 1 | Тест Т-9, №5, стр.79-82. | Воздушный шарик. Пипетка. Резиновая груша. Воздушный насос с колоколом. Шар Паскаля. | 20.01-24.01 | 21.01 | 20.01 | |
35/4 | Решение задач на применение закона Паскаля. Сообщающиеся сосуды. | 1 | Тест Т-10, «Азбука физики»,№5, стр.84-85. | Модель сообщающихся сосудов. | 27.01-31.01 | 23.01 | ||
36/5 | Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. | 1 | №5, стр.82-84. | Компьютер. Проектор. | 27.01-31.01 | 28.01 | 27.01 | |
37/6 | Контрольная работа №4 по теме «Закон Паскаля. Давление жидкостей и газов». | 1 | Контрольный тест ТС-5. | 3.02-7.02 | 30.01 | |||
38/7 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Зачёт по «Азбука физики». | 1 | Тест «Азбука физики», №5, стр.85-94. | 3.02-7.02 | 4.02 | 3.02 | ||
39/8 | Вес воздуха. Атмосферное давление. | 1 | №5, стр.96-97. | Рычажные весы, трубка с поршнем, сосуд с водой. Бытовые прироски. | 10.02-14.02 | 6.02 | ||
40/9 | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. | 1 | Магдебургские полушария. | 10.02-14.02 | 11.02 | 12.02 | ||
41/10 | Барометр – анероид. Атмосферное давление на различных высотах. | 1 | №5, стр.97-99. | Барометр- анероид. | 13.02 | |||
42/11 | Манометры. Решение задач по теме: «Атмосферное давление, измерение давления». | 1 | Тест Т-11 | |||||
43/12 | Контрольная работа №5 по теме «атмосферное давление | 1 | Контрольный тест ТС-6 | |||||
44/13 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Поршневой жидкостный насос | 1 | Модель насоса. | |||||
45/14 | Гидравлический пресс | 1 | №5, стр.99-102. | Модель гидравлического пресса. | ||||
46/15 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. | 1 | №5, стр.102-105. | Тела различной плотности. Сосуд с водой. Динамометр. Штатив. Набор грузов. | ||||
47/16 | Лабораторная работа №7 “Определение выталкивающей силы”. | 1 | Лабораторная работа | Сосуд с водой. Динамометр. Штатив. Набор грузов. | ||||
48/17 | Плавание тел. Решение задач на расчет архимедовой силы. | 1 | №5, стр.105-106. | |||||
49/18 | Лабораторная работа №8 “Выяснение условия плавания тел” | 1 | Лабораторная работа | Тела различной плотности. Сосуд с водой. Динамометр. Штатив. Набор грузов. | ||||
50/19 | Плавание судов. Воздухоплавание. | 1 | №5, стр.107-109. | Сосуд с водой тела различной массы и плотности. | ||||
51/20 | Решение задач на расчет архимедовой силы, подъёмной силы. | 1 | Тест Т-12 | |||||
52/21 | Контрольная работа №6 по теме “Архимедова сила. Плавание судов. Воздухоплавание”. | 1 | Контрольный тест ТС -7,№6, стр.76-85.. | Компьютер. Проектор . | ||||
53/22 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. | 1 | №5, стр.109-122. | |||||
Работа. Мощность. Энергия. (11 часов). Понятие механическая работа. Единицы измерения работы в Си. Формула работы. Понятие мощность. Простые механизмы, рычаг, плечо силы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Правило моментов. Единицы момента силы. Правило моментов. Закон равновесия рычага. Подвижный, неподвижный блок. ”Золотое правило” механики. КПД, полезная и полная работа. Энергия, потенциальная и кинетическая энергия Полная механическая энергия, закон ее сохранения. Формула мощности. | ||||||||
54/1 | Механическая работа. Единицы работы. | 1 | №5, стр.124-125. | Динамометр. Набор грузов. | ||||
55/2 | Мощность. Единицы мощности. | 1 | Тест Т-13, №5, стр.125-127. | Секундомер. | ||||
56/3 | Простые механизмы. Равновесие сил на рычаге. | 1 | №5, стр.127-130. | Штатив, набор грузов. блоки. Динамометр. | ||||
57/4 | Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе. | 1 | №5, стр.130-132. | |||||
58/5 | Лабораторная работа №9 “Выполнение условия равновесия рычага” | 1 | Лабораторная работа | Лабораторный набор «Механика» | ||||
59/6 | Применение закона равновесия рычага к блоку. “Золотое правило” механики. | 1 | №5, стр.132-133. | Неподвижный и подвижный блоки. Набор грузов. Динамометр. | ||||
60/7 | Решение задач на “Золотое правило” механики. КПД механизмов. | 1 | Тест Т-14, №5, стр.134. | Неподвижный и подвижный блоки. Набор грузов. Динамометр. Линейка. | ||||
61/8 | Лабораторная работа №10 «Определение К.П.Д. наклонной плоскости». | 1 | Лабораторная работа | Лабораторный набор «Механика» | ||||
62/9 | Контрольная работа № 7 по теме “Работа и мощность. Простые механизмы”. | 1 | Контрольный тест ТС-8, №6, стр.94-103. | |||||
63/10 | Анализ контрольной работы. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. | 1 | №5, стр.137-150. | |||||
64/11 | Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. | 1 | Тест Т-15 | Наклонный желоб. Стальной шарик. Деревянный брусок, легкая тележка, нитяной маятник. Пружинный маятник. Резиновый мячик. | ||||
65/1-66/2 | Повторение изученного материала. Решение комбинированных задач. | 2 | Беседа | Компьютер. Проектор. | ||||
67/3 | Итоговая контрольная работа. | 1 | Итоговая контрольная работа. | Компьютер. Проектор | ||||
68/4 | Анализ контрольной работы. Подведение итогов года. | 1 | Компьютер. Проектор |
Контрольно-измерительные материалы.
- Работа в системе Стат Град
- Работа с ЭОР . http://school-collection.edu.ru/ http://nsportal.ru/shkola
Перечень учебно-методического обеспечения.
- Пёрышкин А.В. Физика 7, учеб. для общеобразоват. учреждений / А.В. Пёрышкин (для 7 класса),
- Лабораторные тетради по физике (для 7 класса)
Список литературы.
- Учебник «Физика 7». / А. В. Пёрышкин. - М. : Дрофа, 2007.
- Сборник задач по физике для 7-9 классов / В. И. Лукашик, Е. В. Иванова, - М. : Просвещение, 2008.
- Дидактические материалы «Физика 7 класс» / А. Е. Марон, Е. А. Марон, - М : Просвещение 2007.
- Рабочая тетрадь «Физика 7 класс», тестовые задания к основным учебникам / Н. И. Зорин, - М. : Издательство «Эксмо», 2008.
- УМК «Тесты по физике» 7 класс к учебнику А. В. Пёрышкина «Физика. 7 класс» / А. В.Чеботарёва, - М.: Издательство «Экзамен»,2009.
- УМК «Контрольные и самостоятельные работы по физике» к учебнику А. В. Пёрышкина «Физика. 7 класс» / О. И. Громцева, - М. : Издательство «Экзамен», 2010.
- Сборник качественных задач по физике для 7-9 классов / А. Е. Марон, Е. А. Марон, - М : Просвещение 2006.
Материально- техническое оснащение.
- Компьютер
- Принтер
- Проектор
- Ноутбук.
- Стационарная ИА доска, мобильная ИА доска.
- Класс на 30 посадочных мест оснащенный электрическими розетками.
- Набор лабораторный «Электричество» 14 шт
- Набор лабораторный « Электричество» 2 шт
- Набор лабораторный «Оптика» 25 шт
- Амперметры 15 шт
- Миллиамперметры 16 шт
- Вольтметры 15шт
- Катушка моток 16 шт
- Секундомер электронный 1 шт
- Спираль резистора 16 шт
- Блок питания 15 шт
- Источник тока 15 шт.
- Набор лабораторный «Оптика» 25 шт
- Набор аэрометров 1 шт
- Магнит 24 шт
- Призма наклоняющаяся с отвесом 1 шт
- Мензурка 100мл 14 шт
- Колба 6 шт
- Стаканы 7 шт
- Цилиндр с носиком 14 шт
- Сообщающийся сосуд 1 шт
- Пробирка большая 8 шт
- Пробирки средние 98 шт
- Набор для демонстрации упругих деформаций 1 шт
- Набор демонстрационный «Механика» 1 шт
- Набор грузов 2 шт
- Набор тел равной массы 1 шт
- Набор пружин 16 шт
- Весы учебные 1 шт
- Барометр 1 шт
- Барометр- анероид 1 шт
- Набор для демонстрации невесомости 1 шт
- Термометр 16 шт
- Термометр жидкостный 16 шт
- Насос ручной 1 шт
- Комплект тележек 1 шт
- Штатив 1 шт
- Столик подъемно-поворотный 1 шт
- Электронный секундомер 8 шт
- Калориметр 16 шт
- Стакан с носиком 1 шт
- Набор лабораторный «Механика» 8 шт
- Штативы 10 шт
- Шар Паская 1 шт
- Ведерко Архимеда 2 шт
- Динамометры 6 шт
- Трибометр 16 шт
- Линейки приборная 8 шт
- Динамометры 64 шт
- Набор грузов в коробках 16 шт
- Набор грузов в пакетах 8 шт
- Набор пластин 1 шт
- Насос 1 шт
- Набор механика 8 шт
Календарно-тематическое поурочное планирование.
№ урока | Тема урока | Кол. часов | Вид контроля | Оборудование. | Дата | Примечание. | ||
план | факт | |||||||
7в | 7г | |||||||
Введение (4 часа). Первоначальные сведения о физике как науке. Определение физической величины. Алгоритм нахождения цены деления измерительного прибора и погрешности измерений. Алгоритм нахождения цены деления прибора и погрешности измерений. Основные этапы развития физики. Взаимосвязь физики и техники. В чём суть Н.Т.П. | ||||||||
1/1 | Что изучает физика. Наблюдения и опыты. | 1 | Стеклянная палочка, кусочек ватки, полосовой магнит, сосуд с водой, пустой сосуд, стеклянная трубочка. | |||||
2/2 | Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений. | 1 | Тест Т-1 | Линейка, мензурка, термометр, секундомер. | ||||
3/3 | Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора». | 1 | Лабораторная работа. | Линейка, мензурка, термометр, секундомер | ||||
4/4 | Физика и техника | 1 | Фронтальный опрос. | Компьютер, проектор | ||||
Первоначальные сведения о строении вещества (6 часов). Представление о молекулах и их размерах. Как происходит диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах .Практическая значимость диффузии. Доказательства существования притяжения и отталкивания молекул. Различие в расположение и взаимодействием молекул. | 16.09-22.09 | |||||||
5/1 | Строение вещества. Молекулы. | 1 | Шар с кольцом, штатив, колба с трубкой, спиртовка, краска, стаканчики. | |||||
6/2 | Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел». | 1 | Лабораторная работа. | Линейка, горох, фасоль, пшено. | ||||
7/3 | Диффузия в газах жидкостях и твёрдых телах. | 1 | Тест Т-2 | Мензурка, медный купорос, стакан с теплой водой. | ||||
8/4 | Взаимное притяжение и отталкивание молекул. | 1 | Беседа. | Свинцовые цилиндры, две стеклянные пластины, пружина, стакан с водой, пластилин, мел. | ||||
9/5 | Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей, газов. | 1 | Тест Т-3, №5,стр.13-15 | Пластмассовая бутылка с водой, мензурка, два стакана, сообщающиеся сосуды, цилиндр с поршнем. | ||||
10/6 | Обобщающий урок по теме: «Первоначальные сведения о строении вещества». | 1 | Контрольный тест ТС-1,№5, стр.16-28, №6, стр.19-31. | |||||
Взаимодействие тел (21 час). Определение механического движения, виды движения, единицы пути. Формулу для расчёта скорости движения тела. Графики движения, единицы скорости. Формулы скорости, пути и времени. Единицы скорости, пути и времени Суть явления инерции. Взаимодействие тел – причина изменения их скорости Явление отдачи. Понятие массы как физической величины; соотношение единиц массы, методы измерения массы. Правила взвешивания на рычажных весах. Правила пользования измерительным цилиндром и мензуркой Понятие плотности, единицы плотности, формулу плотности. Формулу плотности, соотношение между единицами плотности, массы и объема. Формулу для нахождения массы и объема. Единицы массы тела и объема. Формулы пути, времени, скорости. Формулы плотности, объёма, массы. Единицы измерения. Основные формулы и понятия темы. Сила-причина изменения скорости; порядок построения вектора силы. Всемирное тяготение. Сила тяжести – частный случай всемирного тяготения. Причину возникновения силы упругости. Закон Гука для упругих деформаций. Определение веса тела. Различия между весом тела и силой тяжести. Понятия невесомость и перегрузки. Устройство и действие динамометра. Сила – векторная величина, точка приложения силы, равнодействующая сила. Виды сил трения. Причины возникновения силы трения. Зависимость силы трения от веса тела. Роль смазки. Примеры проявления силы трения в природе, быту, и технике. Роль трения в технике, борьба с трением. | ||||||||
11/1 | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение | 1 | №5, стр.30-31. | Линейка, секундомер, самодвижущая тележка. | ||||
12/2 | Скорость, единицы скорости. | 1 | Тест Т-4. | Линейка, секундомер, самодвижущая тележка | ||||
13/3 | Расчёт пути и времени движения. Решение задач. | 1 | №5, стр.31-33. | |||||
14/4 | Контрольная работа №1 «Механическое движение» (20 минут) Инерция | 1 | Контрольный тест ТС-2 | Стальной брусок из набора тел равного объема, алюминиевый цилиндр из набора калориметрических тел. | ||||
15/5 | Взаимодействие тел. | 1 | Тест Т-5, №5, стр.34-35. | Стальной и алюминиевый цилиндры из набора калориметрических тел. | ||||
16/6 | Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах. | 1 | №5, стр.35-36. | Стальной и алюминиевый цилиндры из набора калориметрических тел. | ||||
17/7 | Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах» | 1 | Лабораторная работа. | Рычажные весы, стальной и алюминиевый цилиндры. | ||||
18/8 | Лабораторная работа №4 «Измерение объема тела» | 1 | Лабораторная работа. | Рычажные весы, стальной и алюминиевый цилиндры | ||||
19/9 | Плотность вещества | 1 | №5, стр.36-37. | Стальной и алюминиевый цилиндры, мензурка. | ||||
20/10 | Лабораторная работа №5 «Определение плотности вещества твердого тела» | 1 | Лабораторная работа. | Рычажные весы, стальной и алюминиевый цилиндры, разновес, нитка. | ||||
21/11 | Расчет массы и объема тела по его плотности. | 1 | №5, стр.38-39. | |||||
22/12 | Решение задач по теме: «Плотность вещества». Подготовка к контрольной работе. | 1 | Тест Т-6 | |||||
23/13 | Контрольная работа №2 по теме « Масса тела. Плотность вещества». | 1 | Контрольный тест ТС-3,№5, стр.40-52. | |||||
24/14 | Анализ контрольной работы. Сила. Единицы силы. Графическое изображение силы. | 1 | №5, стр.58-59. | Деревянный брусок, динамометр. | ||||
25/15 | Явление тяготения. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. | 1 | №5, стр.54-57. | Два бруска, линейка, цилиндр динамометр, пружина с крючком, набор грузов, резиновый жгут . | ||||
26/16 | Вес тела. | 1 | №5, стр.57-58. | Два бруска, линейка, цилиндр динамометр, пружина с крючком, набор грузов | ||||
27/17 | Динамометр. Решение задач на расчёт различных видов сил. | 1 | Тест Т-7 | Динамометр, разновес. | ||||
28/18 | Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром» | 1 | Лабораторная работа. | Динамометр, разновес. | ||||
29/19 | Сложение двух сил, направленных по одной прямой. | 1 | Тест Т-8, №5, стр.60-61 | Динамометры, набор грузов. | ||||
30/20 | Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике. | 1 | №5, стр.61-63. | Лабораторный трибометр, динамометр, набор грузов. | ||||
31/21 | Контрольная работа №3 по теме "Сила. Равнодействующая сил" | 1 | Контрольный тест ТС-4, №5, стр.63-76. №6, стр.48-57. | |||||
Давление твёрдых тел и газов (22 часа). Понятие давление, единицы давления, зависимость давления от силы и площади опоры. Приемы увеличения и уменьшения давления. Формула для расчёта давления и силы давления. Причины возникновения давления газа. Суть закона Паскаля, механизм давления газа на стенки сосуда. Закон Паскаля. Закон сообщающихся сосудов для однородной жидкости и разных видов жидкостей. Формула для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда. Формула для расчёта гидростатического давления и силы давления. Причины возникновения атмосферного давления. Опыт Торричелли. Назначение, устройств и принципы действия барометра – анероида. Устройство и принцип действия жидкостного и металлического манометров. Формула для расчёта атмосферного давления. Принципиальное устройство пресса. Формулы для расчета выигрыша в силе. Причины возникновения выталкивающей силы. Направление и величина выталкивающей силы. Формула для определения архимедовой силы. Условия плавания тел. | ||||||||
32/1 | Анализ контрольной работы. Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления. | 1 | Две дощечки с гвоздями, вбитыми шляпками наружу и остриями наружу. Набор грузов. Динамометр. | |||||
33/2 | Решение задач по теме «Давление твёрдых тел.» | 1 | №5, стр.78-79. | |||||
34/3 | Давление газа. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. | 1 | Тест Т-9, №5, стр.79-82. | Воздушный шарик. Пипетка. Резиновая груша. Воздушный насос с колоколом. Шар Паскаля. | ||||
35/4 | Решение задач на применение закона Паскаля. Сообщающиеся сосуды. | 1 | Тест Т-10, «Азбука физики»,№5, стр.84-85. | Модель сообщающихся сосудов. | ||||
36/5 | Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. | 1 | №5, стр.82-84. | Компьютер. Проектор. | ||||
37/6 | Контрольная работа №4 по теме «Закон Паскаля. Давление жидкостей и газов». | 1 | Контрольный тест ТС-5. | |||||
38/7 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Зачёт по «Азбука физики». | 1 | Тест «Азбука физики», №5, стр.85-94. | |||||
39/8 | Вес воздуха. Атмосферное давление. | 1 | №5, стр.96-97. | Рычажные весы, трубка с поршнем, сосуд с водой. Бытовые прироски. | ||||
40/9 | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. | 1 | Магдебургские полушария. | |||||
41/10 | Барометр – анероид. Атмосферное давление на различных высотах. | 1 | №5, стр.97-99. | Барометр- анероид. | ||||
42/11 | Манометры. Решение задач по теме: «Атмосферное давление, измерение давления». | 1 | Тест Т-11 | |||||
43/12 | Контрольная работа №5 по теме «атмосферное давление | 1 | Контрольный тест ТС-6 | |||||
44/13 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Поршневой жидкостный насос | 1 | Модель насоса. | |||||
45/14 | Гидравлический пресс | 1 | №5, стр.99-102. | Модель гидравлического пресса. | ||||
46/15 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. | 1 | №5, стр.102-105. | Тела различной плотности. Сосуд с водой. Динамометр. Штатив. Набор грузов. | ||||
47/16 | Лабораторная работа №7 “Определение выталкивающей силы”. | 1 | Лабораторная работа | Сосуд с водой. Динамометр. Штатив. Набор грузов. | ||||
48/17 | Плавание тел. Решение задач на расчет архимедовой силы. | 1 | №5, стр.105-106. | |||||
49/18 | Лабораторная работа №8 “Выяснение условия плавания тел” | 1 | Лабораторная работа | Тела различной плотности. Сосуд с водой. Динамометр. Штатив. Набор грузов. | ||||
50/19 | Плавание судов. Воздухоплавание. | 1 | №5, стр.107-109. | Сосуд с водой тела различной массы и плотности. | ||||
51/20 | Решение задач на расчет архимедовой силы, подъёмной силы. | 1 | Тест Т-12 | |||||
52/21 | Контрольная работа №6 по теме “Архимедова сила. Плавание судов. Воздухоплавание”. | 1 | Контрольный тест ТС -7,№6, стр.76-85.. | Компьютер. Проектор . | ||||
53/22 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. | 1 | №5, стр.109-122. | |||||
Работа. Мощность. Энергия. (11 часов). Понятие механическая работа. Единицы измерения работы в Си. Формула работы. Понятие мощность. Простые механизмы, рычаг, плечо силы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Правило моментов. Единицы момента силы. Правило моментов. Закон равновесия рычага. Подвижный, неподвижный блок. ”Золотое правило” механики. КПД, полезная и полная работа. Энергия, потенциальная и кинетическая энергия Полная механическая энергия, закон ее сохранения. Формула мощности. | ||||||||
54/1 | Механическая работа. Единицы работы. | 1 | №5, стр.124-125. | Динамометр. Набор грузов. | ||||
55/2 | Мощность. Единицы мощности. | 1 | Тест Т-13, №5, стр.125-127. | Секундомер. | ||||
56/3 | Простые механизмы. Равновесие сил на рычаге. | 1 | №5, стр.127-130. | Штатив, набор грузов. блоки. Динамометр. | ||||
57/4 | Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе. | 1 | №5, стр.130-132. | |||||
58/5 | Лабораторная работа №9 “Выполнение условия равновесия рычага” | 1 | Лабораторная работа | Лабораторный набор «Механика» | ||||
59/6 | Применение закона равновесия рычага к блоку. “Золотое правило” механики. | 1 | №5, стр.132-133. | Неподвижный и подвижный блоки. Набор грузов. Динамометр. | ||||
60/7 | Решение задач на “Золотое правило” механики. КПД механизмов. | 1 | Тест Т-14, №5, стр.134. | Неподвижный и подвижный блоки. Набор грузов. Динамометр. Линейка. | ||||
61/8 | Лабораторная работа №10 «Определение К.П.Д. наклонной плоскости». | 1 | Лабораторная работа | Лабораторный набор «Механика» | ||||
62/9 | Контрольная работа № 7 по теме “Работа и мощность. Простые механизмы”. | 1 | Контрольный тест ТС-8, №6, стр.94-103. | |||||
63/10 | Анализ контрольной работы. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. | 1 | №5, стр.137-150. | |||||
64/11 | Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. | 1 | Тест Т-15 | Наклонный желоб. Стальной шарик. Деревянный брусок, легкая тележка, нитяной маятник. Пружинный маятник. Резиновый мячик. | ||||
65/1-66/2 | Повторение изученного материала. Решение комбинированных задач. | 2 | Беседа | Компьютер. Проектор. | ||||
67/3 | Итоговая контрольная работа. | 1 | Итоговая контрольная работа. | Компьютер. Проектор | ||||
68/4 | Анализ контрольной работы. Подведение итогов года. | 1 | Компьютер. Проектор |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование планировании курса Истории России конец 16- 18 век. 7 класс.По УМК Данилов А.А.
Данное календарно-тематическое планирование составлено по учебнику ДаниловаА.А ,Косулиной Л.Г История России 7 класс.Тематическое планирование развёрнутое....
Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса: Рабочая программа по модулю, Календарно-тематическое планирование, Поурочное планирование.
Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса:Рабочая программа по модулю "Основы мировых религиозных культур",Календарно-тематическое планирование с поясните...
календарно-тематическое планирование планирование ОБЖ 5 класс
Развернутое поурочное планирование по предмету "Основы безопасности жизнидеятельности" для учащихся 5 классов . Учебник А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. на 2012-2013 учебный год....
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)...
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 9 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 9 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)...