Методическая система "Развитие самостоятельности и познавательной активности на уроках физики"
статья по физике по теме

Материалы из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_sovremennykh_obrazovatelnykh_tekhnologiy.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

                         «Развитие самостоятельности  и  познавательной      активности на уроках физики».    

       Работая в школе, постоянно возникают вопросы: « Чему учить?», «Как учить?», «Зачем учить?», но вместе с тем появляется еще один вопрос: «Как учить результативно?» В конечном итоге мы все работаем на результат.

     Обучение превращается в подобие некоего технологического процесса с заранее определёнными целями и задачами и гарантированным результатом.

     В настоящее время стремительно распространяются различные инновации, в том числе новые педагогические технологии, которые позволяют повысить мотивацию обучающихся, добиться запланированных результатов в своей педагогической деятельности.

      Не секрет, что в последние годы у многих учащихся потерян интерес к физике. Причины разные: для кого-то это просто сложный предмет, кто-то уже определился в выборе будущей профессии и не стремится к глубокому познанию.

     В своей работе я сталкиваюсь с разными проблемами. Многие ребята не хотят работать самостоятельно, добывать дополнительные знания. Есть учащиеся, которые хорошо решают задачи, знают формулы, но им трудно объяснить физические явления и законы. Другим, наоборот, легче даётся теория, чем практика. В старших классах задания творческого характера вызывают негативное отношение. Все эти проблемы порой вызывают непонимание между учителем и учеником. Как же добиться от ребят самостоятельности  и познавательной активности?

Что есть самостоятельность? - Это свойство человека, результат воспитания. Это объективно существующая, естественная потребность человека.  Это важнейшее условие реализации личности, её творческих возможностей.             В своей работе, кроме традиционной системы ориентируюсь на систему личностно-ориентированного обучения.

    Одной из черт ЛОО называют – способность к активной самостоятельной деятельности. Важнейшими условиями развития самостоятельности являются: знания, умения, навыки; мотивация; эмоциональная атмосфера; сотрудничество. Прочные знания, умения и навыки могут появиться только в процессе деятельности. Деятельность: вооружает знаниями; формирует умения; развивает мышление, способности; учит общению;  формирует характер. Перед каждым уроком, у меня возникает вопрос,  как вовлечь учащихся в активную познавательную деятельность?  А такая деятельность невозможна без мотивации. Мотивы – это то, что побуждает и направляет деятельность человека, ради чего её совершают.

Мотивы бывают разные, у одних возникает стремление к хорошей отметке, у других интерес к предмету, у третьих – интерес к познавательной деятельности. К сожалению, есть такие учащиеся, у которых нет никаких мотивов к учению, но при этом они собираются сдавать ЕГЭ по физике. Практически каждый год провожу анкетирование со своими учащимися, если в 8 классе на вопрос «Нравится ли вам изучать физику?»  «+» отвечают более 60%, то в 9 классе около 40%. А результаты диагностики показывают, что позитивная мотивация снижается  почти на 15%. Перед собой всегда ставлю главную цель в работе: «Создание  условий для развития самостоятельности и познавательной  активности учащихся на уроках физики».

Из данной цели вытекают следующие задачи:

1. Создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулировать рост познавательной активности

2. Формировать критическое мышление учащихся; умение и навыки активного речевого общения; стимулировать учащихся к высказываниям без боязни ошибиться.

3. Формировать коммуникативные умения (вести диалог, участвовать в дискуссии, слушать, помогать друг другу).

4. Сформировать умение самостоятельно конструировать свои знания; ориентироваться в информационном пространстве.

Поставленные задачи я реализую через различные педагогические технологии. Среди разнообразных направлений педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее универсальными являются игровые технологии, метод проблемной ситуации, обучение в сотрудничестве и ИКТ.

     Использование элементов двух первых технологий я хочу показать на примере 1 и 2-ой задач.

     Когда человек заинтересован, он догадлив и изобретателен. Есть множество примеров заинтересовать учащегося, но главное, я считаю, создать ситуацию успеха. Успех школьнику может создавать учитель, который сам переживает радость успеха.

Как же я создаю ситуацию успеха на уроке?

1. Большое внимание уделяю домашнему заданию. (Подробно комментирую, стараюсь сделать это вначале урока). Мой принцип – не перегружать. Часто задаю домашнее задание за 2-3 недели – это сбор информации по теме, творческие задания.

2. Особое внимание уделяю индивидуальным особенностям учащихся, которые не умеют чётко выражать свои мысли, не любят отвечать устно, стараюсь дать возможность ответить письменно. В каждом классе предлагаю разноуровневые задания на самостоятельных  и контрольных  работах.                                                        3. При работе в группах, слабым учащимся стараюсь выделить какую-либо роль.                                                                                                                                         4. Зная склонность некоторых ребят к рисованию, технике, строю на этом интересе  какие-либо задания.

     Стимулировать рост познавательной активности помогают игры.   Игровая технология обеспечивает единство эмоционального и рационального в обучении. В процессе игры учащийся сталкивается с ситуациями выбора, в которых он проявляет свою индивидуальность. Игры активизируют мыслительную деятельность, стимулируют учение в свободной непринуждённой обстановке. Основой игры является реальная жизнь. Именно это вызывает у школьников эмоциональный подъём, повышает работоспособность, творческую активность. Все уроки - игры, проведённые мною, разрабатываю сама, стараюсь, чтобы они были необычными, непохожими друг на друга.                                                                                                    

       Считаю, что при обучении имеет смысл показывать физические явления не только с помощью демонстрации опытов, но и через литературные тексты, загадки, шутки, сказки. Чаще всего стараюсь сочинить что-то сама. Когда учащиеся видят, что ты обращаешься непосредственно к ним, это устанавливает более тесный контакт во взаимодействии учитель-ученик.

     «Формировать критическое мышление учащихся; умения и навыки активного речевого обучения; стимулировать учащихся без боязни ошибиться»

Критичность мышления это – свойство мышления, обеспечивающее оценку информации.

В основе данного умения лежат три другие умения: вести анализ, сравнивать. делать выводы.

Без этих умений невозможно сформировать навыки активного речевого общения. Не заставляю ребёнка слепо заучивать физику, в погоне за всеобщей успеваемостью, даю возможность экспериментировать, не боясь ошибок, воспитываю смелость быть несогласным с учителем.

Вот некоторые приёмы формирования критического мышления, которые я применяю в своей работе

1. Проведение:

- устных оценок чужих работ

- самооценки своих работ

2. Ответы на вопросы:

Может ли такое быть?

Верно ли что?

3. Написание рецензий (на прибор, доклад и др.)

4.Выполнение заданий:

-«подвергай всё сомнению»

-«будь судьёй в споре»

 -«я критикую учебник» 

 Часто на уроке пользуемся с ребятами  пользуемся учебниками двух авторов( Пёрышкин и Громов или Мякишев и Громов). Ребята сравнивают, анализируют, выбирают информацию оттуда, где она преподнесена более удачно. Программа Громова содержит очень много исторических справок, дополнительного материала.

-«я анализирую решение задачи»

Задача всегда предполагает анализ. Часто я предлагаю задачи с недостаточными или избыточными данными. Учащиеся должны ответить на вопросы: «Какая информация отсутствует?», «Где её найти?», «Что в условии приведено зря?».

-«Согласны ли вы с тем что…?»

- В вакууме жизнь как пёрышко;

- Если раньше люди страдали без техники, то теперь от неё;

- Счастье даётся глотками (квантами), чтобы не захлебнуться им;

- Единственное невозможное в жизни – вечный двигатель.

Если ребятам трудно раскрыть тему, то задаю вопросы:

- Всегда ли так бывает в жизни?

- Если не всегда, то, при каких условиях это выполняется?

      Одним из методов, применяемых мною на уроках, является создание проблемных ситуаций. Использование элементов проблемного обучения позволяет создать на уроке условия для творческой мыслительной работы учащихся. Отпадает необходимость неосмысленного запоминания большого объема учебного материала. Уменьшается время на подготовку домашнего задания, т. к. основная часть учебного материала усваивается на уроке.

 Проблемное обучение выступает как одна из важнейших педагогических технологий, обеспечивающих возникновение мотивационного компонента учебно-познавательной компетенции учащихся на уроках физики. Эта технология привлекает меня своей нестандартностью, открывая передо мной большие практические возможности, способствует развитию творчества, преодолению пассивности учащихся на уроке, повышению качества знаний по предмету.                                                                                                                                При объяснении нового материала  многие темы можно начинаю с постановки проблемы.  Тогда учащийся становится не только слушателем, он включается в активную деятельность. Кроме проблемных вопросов, часто предлагаю разрешить учащимся различные ситуации:

- Ситуация-выбор, когда имеется ряд готовых решений, в том числе неправильных, и необходимо выбрать правильное;                                                          - Ситуация-неопределённость, когда возникают неоднозначные решения в виду недостатка данных.                                                                                                                - Ситуация-опровержение, если необходимо доказать несостоятельность какой-либо идеи, какого-либо проекта, решения.

Ситуация, предложенная на уроке, это тоже проблемный подход. Для того, чтобы решать подобные проблемы должно быть полное понимание того, о чём идёт речь. Понимание важно для усвоения материала, видов деятельности, применения знаний.

Спрашивая определение или законы, добиваюсь полного их понимания. Например, в 1-ом законе Ньютона содержится несколько понятий, которые учащиеся должны знать, чтобы понимать его суть. А в таком понятии, как  С.О.(система отсчёта), их ещё три.

Вот пример темы урока, в которой заключено  много понятий: «Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в движущихся проводниках».

 Прежде чем приступить к объяснению  нового материала, мы разбираем с ребятами эти понятия. Я добилась того, что они стали отвечать осознанно, не боясь ошибиться. Не жалею потратить время на эту работу, ведь это дальнее повторение темы, актуализация новых знаний, но, а главное, понимание того, что мы изучаем.

     На уроках физики эффективно обучении в сотрудничестве.                                                     Многие уроки физики изначально предполагают обучение в сотрудничестве, которое осуществляется путём общения в парах, группах. Прежде всего – это уроки, на которых проводятся лабораторные работы. В своей практике часто провожу повторительно-обобщающие уроки и уроки решения задач в группах. Преимущество таких уроков в том, что повышается ответственность за результат коллективной работы; каждый учит каждого; ребята овладевают коммуникативными умениями; развивается чувство товарищества, взаимопомощи.                                                                                                                    

      К формированию групп нужно подходить обдуманно. Если группы примерно равны по силам, работа проходит более слаженно. Стараюсь, чтобы каждый ученик при работе в группе обязательно имел свою роль, понимал, что он делает, знал, как следует выполнять задание. Необходимо, чтобы у всех были равные возможности на участие в работе. На протяжении всей деятельности слежу за активностью учащихся и помогаю любой группе, если помощь требуется. Важно, чтобы учащиеся на уроке чётко понимали, что будут отслеживаться и психологические факторы общения. Например, можно сказать: я буду наблюдать за тем, как: вы слушаете друг друга; помогаете друг другу; вместе решаете возникшую проблему.                                                        Заметила, что после уроков, где применяются групповые формы работы, слабые ученики чувствуют уверенность в собственных силах, сильные ученики ощущают пользу помогать товарищу.

     Нельзя сегодня не затронуть информационные технологии как средство активизации познавательной деятельности и творческого потенциала учащихся.                                                                                                                  Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения современных информационных технологий. Информационные технологии применяются  мною как при проведении уроков, так и в организации внеурочной деятельности учеников.   Применяю информационных технологии на уроках физики в следующих направлениях:

- мультимедийные сценарии уроков или фрагментов уроков;                                            - подготовка дидактических материалов для уроков;                                                - использование  готовых программных продуктов по своей дисциплине;                - поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;                                                                             - применению компьютерные тренажеры для организации контроля знаний.

К наиболее эффективным и инновационным формам представления материала следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе урока, что позволяет мне оперативно сочетать разнообразные средства обучения, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономии времени на уроке, насыщению его информацией. Мною систематизирована медиатека уроков – презентаций по всем разделам курса физики.

Уже говорилось о том, что в старших классах интерес к физике резко падает: сложные темы, малое количество часов, а требования при поступлении только повышаются. В настоящее время поддерживать интерес к предмету помогает то, что многие учащиеся овладели Интернет-технологиями.

Для повышения мотивации учащихся предлагаю им различные творческие  задания:

- написать реферат, подготовить сообщение по определенной теме;                               - разработать проект                                                                                                       - провести исследование;                                                                                                     - создать презентацию (элемент презентации) к уроку.

Учащиеся, как правило, с удовольствием готовят сообщения к уроку, используя дополнительную литературу, Интернет.                                                Для того, чтобы эта работа развивала у детей познавательную самостоятельность, формировала умение обрабатывать полученную из разных источников информацию, оформлять ее и представлять публично, темы сообщений должны предполагать исследовательскую деятельность, творческий подход к выполнению. Часто предоставляю детям возможность сформулировать тему будущей работы самостоятельно, при необходимости корректирую ее.                                                                                                             Подготовка презентаций к уроку (часто с помощью учителя) мотивирует учащихся к более глубокому изучению темы, ее осмыслению, тщательному подбору материалов. Такая работа позволяет сделать процесс обучения личностно ориентированным, т.к. ученик становится соавтором сценария урока. Возможность побыть в роли учителя повышает интерес учащихся к предмету и изучаемой теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая тема «Развитие познавательной активности на уроках географии».

В этой работе я делюсь своими наработками по развитию интереса у школьников к географии...

Проект по физике "Развитие самостоятельности и познавательной активности школьников на уроках физики"

 Воспитание нового человека, воспитание поколений людей, которые поднялись бы на более высокий уровень образованности, культуры, нравственного совершенства , профессионального мастерства и...

Методическая разработка "Развитие познавательной активности на уроках русского языка посредством ИКТ"

Методическая разработка содержит следующие вопросы по данной теме:Теоретические аспекты развития познавательного интереса у учеников основной школы на уроках русского языка с использованием ИКТ.1.1. И...

«Методические рекомендации по активизации познавательной активности обучающихся на уроках истории и обществознания посредством музейной педагогики»

Цель данного проекта – обобщить практический опыт работы повышения мотивации обучающихся и познавательного интереса к изучению истории и обществознания через потенциалмузейной педагогики.Задачи, поста...

Методический семинар "Развитие познавательной активности на уроках математики"

          Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации сист...

Моделирование урока как средство развития самостоятельной познавательной активности на уроках географии и биологии

Учебный процесс предполагает органическое единство средств, методов и приёмов работы с организационными формами обучения. Каждому методу, приёму обучения соответствует своя организационная форма, опре...

Педагогические приёмы для повышения познавательной активности на уроках физики

Необходимость повышать познавательную активность на уроках физики велика. Педагогические приёмы, которыми педагоги делятся друг с другом помогают решить эту проблему....