Рабочая программа по Физике. 7 класс
методическая разработка по физике (7 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizika_7.docx | 48.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение:
Потаповская средняя общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО _________________________ Протокол №_______ от "____"____________2013 г. | СОГЛАСОВАНО Руководитель МС ______________________ Протокол № ____ от"___"___________2013г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ: Потаповская СОШ _________С.Н. Михайлевская Приказ № _________ от «___» _____________2013г. |
Рабочая программа по
ФИЗИКЕ |
(наименование учебного предмета/ курса) |
7 класс |
2013-2014 учебный год |
(срок реализации) |
Составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента, на основе программы «Физика. 7 класс» Л.Э.Генденштейн, А.Б. Кайдалов, В.Б. Кожевников, М., «Мнемозина», 2011 |
(наименование программы) |
Программу составил СКЛЯРОВ МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ |
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу) |
х. Потапов
2013 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне в 7 классе (из расчета 2 часа в неделю).
Для реализации программы используется учебник для общеобразовательных учреждений, входящий в перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации «Физика. 7 класс» Л.Э.Генденштейн, А.Б. Кайдалов, В.Б. Кожевников, М., «Мнемозина», 2011.
При изучении физики в 7-м классе особое внимание необходимо уделять формированию у учащихся основ научного подхода к изучению природы, рассмотрению примеров проявления закономерностей в явлениях природы и пониманию сущности законов природы как наиболее общих из этих закономерностей. Полезно в максимально возможной степени — особенно на начальном этапе — связывать изучение физики с пониманием окружающего мира, в том числе с «чудесами» техники, которыми учащиеся пользуются каждый день. В начале изучения физики целесообразно рассматривать явления и факты, которые не только удивляют учеников, но и находят убедительное объяснение с помощью открытых законов природы.
Выбор учебника и программы объясняется следующим:
- Курс «Физика- 7 класс» отражает основные идеи и содержит предметные темы образовательного стандарта по физике.
- Физика в данном курсе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
- Особое внимание при построении курса уделяется тому, что физика и ее законы являются ядром всего естествознания.
- Современная физика - быстро развивающаяся наука, и ее достижения оказывают влияния на многие сферы человеческой деятельности. В данном курсе изучается, как физика изменяет мир и наше представление о нем.
- В некоторые разделы включены элементы астрономии.
- Курс базируется на том, что физика является экспериментальной наукой, и ее законы опираются на факты, установленные при помощи опытов.
- Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса.
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, её влиянием на темпы развития научно – технического прогресса.
В задачи обучения физике входят:
- Развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
- Овладение школьниками знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
- Усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости её познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
- Формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Перечень нормативных документов,
используемых при составлении рабочей программы:
- «Об утверждении ФБУП и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений, реализующих программы общего образования» Приказ МО РФ от 09.03.04г. №03-1263;
- Закон РФ «Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции от 01.12.2007 № 313-ФЗ;
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ Министерства образования от 05.03.2004 № 1089);
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях 2012-2013 учебный год;
- Примерная программа основного общего и среднего (полного) общего образования. Физика 7-9 кл; Физика 10-11 кл. Из сборника «Программы общеобразовательных учреждений» М.Просвещение 2008г.;
- Программа основного общего и среднего (полного) общего образования по физике 7-9 классы. Авторы: Л. Э. Генденштейн, В. И. Зинковский (из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений 7 – 11 кл.” М., Мнемозина, 2010. год). Базовый уровень, 7—9 классы - 2 ч в неделю;
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
1. Владеть методами научного познания
1.1. Собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку или схеме и проводить наблюдения изучаемых явлений.
1.2. Измерять: температуру, массу, объем, силу (упругости, тяжести, трения скольжения), расстояние, промежуток времени, плотность,
1.3. Представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и выявлять эмпирические закономерности:
— изменения координаты тела от времени;
— силы упругости от удлинения пружины;
— силы тяжести от массы тела;
— массы вещества от его объема;
1.4.Объяснить результаты наблюдений и экспериментов:
— большую сжимаемость газов;
— малую сжимаемость жидкостей и твердых тел;
1.5. Применять экспериментальные результаты для предсказания значения величин, характеризующих ход физических явлений:
— положение тела при его движении под действием силы;
— удлинение пружины под действием подвешенного груза;
2. Владеть основными понятиями и законами физики
2.1. Давать определения физических величин и формулировать физические законы.
2.2. Описывать:
— физические явления и процессы;
— изменения и преобразования энергии при анализе: свободного падения тел, движения тел при наличии трения,
2.3. Вычислять:
— кинетическую энергию тела при заданных массе и скорости;
— потенциальную энергию взаимодействия тела с Землей и силу тяжести при заданной массе тела;
3. Воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической)
3.2. Приводить примеры:
— относительности скорости и траектории движения одного и того же тела в разных системах отсчета;
— изменения скорости тел под действием силы;
— деформации тел при взаимодействии;
— опытов, подтверждающих основные положения молекулярно-кинетической теории.
3.3. Читать и пересказывать текст учебника.
3.4. Выделять главную мысль в прочитанном тексте.
3.5. Находить в прочитанном тексте ответы на поставленные вопросы.
3.6. Конспектировать прочитанный текст.
Учащиеся 7 класса должны:
Знать/понимать:
- такие термины, как материя, вещество, физическое тело, физическая величина, единица физической величины. При изучении темы у учащихся должны сформироваться первоначальные знания об измерении физических величин;
- иметь представление о методах физической науки, ее целях и задачах;
- сходства и различия в строении веществ в различных агрегатных состояниях;
- иметь представление о молекулярном строении вещества, явлении диффузии, связи между температурой тела и скоростью движения молекул, силах взаимодействия между молекулами;
- физические явления, их признаки, физические величины и их единицы измерения. (путь, скорость, инерция, масса, плотность, сила, деформация, вес, равнодействующая сила);
- законы и формулы (для определения скорости движения тела, плотности тела, давления, формулы связи между силой тяжести и массой тела);
- физические явления и их признаки; физические величины и их
единицы (выталкивающая и подъемная силы, атмосферное давление); - фундаментальные экспериментальные факты (опыт Торричелли), законы (закон
Паскаля, закон сообщающихся сосудов) и формулы (для расчета давления
внутри жидкости, архимедовой силы); - физические величины и их единицы (механическая работа, мощность, энергия (кинетическая и потенциальная), плечо силы, коэффициент полезного действия);
- формулировки законов и формулы (для вычисления механической работы, мощности, условия равновесия рычага, «золотое правило» механики, КПД простого механизма);
Уметь:
- объяснять устройство, определять цену деления и пользоваться простейшими измерительными приборами (мензурка, линейка, термометр);
- применять основные положения молекулярно-кинетической теории к объяснению диффузии в жидкостях и газах, явления смачивания и не смачивания, капиллярности, а также различий между агрегатными состояниями вещества;
- решать задачи с применением изученных законов и формул; изображать графически силу (в том числе силу тяжести и вес тела);
- рисовать схему весов и динамометра;
- измерять массу тела на рычажных весах, силу - динамометром, объем тела - с помощью мензурки;
- определять плотность твердого тела;
- пользоваться таблицами скоростей тел, плотностей твердых тел, жидкостей и газов;
- применять основные положения молекулярно-кинетической теории к объяснению давления газа и закона Паскаля;
- экспериментально определять выталкивающую силу и условия плавания тел в жидкости;
- решать задачи с применением изученных законов и формул;
- объяснять устройство и принцип действия барометра-анероида, манометра, насоса, гидравлического пресса;
- объяснять устройство и чертить схемы простых механизмов (рычаг, блок, ворот, наклонная плоскость);
- решать задачи с применением изученных законов и формул;
- экспериментально определять условия равновесия рычага и КПД наклонной плоскости.
Содержание программы курса физики.7 класс.
1. Физика и физические методы изучения природы (6 ч)
Физика — наука о природе. Как физика изменяет мир и наше представление о нём. Наблюдения и опыты. Научный метод. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц.
Демонстрации
Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Физические приборы.
Лабораторные работы
1. Определение цены деления шкалы измерительного прибора.
2. Измерение линейных размеров тел и площади поверхности.
3. Измерение объёма жидкости и твёрдого тела.
2. Строение вещества (5 ч)
Атомы. Молекулы. Размеры молекул и атомов. Движение и взаимодействие молекул. Броуновское движение. Диффузия. Три состояния вещества. Молекулярное строение газов, жидкостей и твёрдых тел. Кристаллические и аморфные тела. Объяснение свойств вещества на основе его молекулярного строения.
Демонстрации
Сжимаемость газов.
Диффузия в газах и жидкостях.
Модель хаотического движения молекул.
Модель броуновского движения.
Сохранение объёма жидкости при изменении формы сосуда.
Сцепление свинцовых цилиндров.
3. Движение и взаимодействие тел (22 ч)
Механическое движение. Относительность движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Графическое представление движения. Неравномерное движение. Средняя скорость. Закон инерции. Масса тела. Измерение массы взвешиванием. Плотность вещества. Силы. Сила тяжести. Центр тяжести тела. Сила тяжести и всемирное тяготение. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Сила упругости. Вес тела. Состояние невесомости. Закон Гука. Равнодействующая. Сложение сил, направленных вдоль одной прямой. Силы трения. Силы трения скольжения, покоя и качения.
Демонстрации
Механическое движение.
Относительность движения.
Равномерное прямолинейное движение.
Неравномерное движение.
Взаимодействие тел.
Явление инерции.
Сложение сил.
Зависимость силы упругости от деформации пружины.
Свободное падение тел в трубке Ньютона.
Невесомость.
Сила трения.
Лабораторные работы
4. Измерение скорости движения тела.
5. Измерение массы тел.
6. Измерение плотности твёрдых тел и жидкостей.
7. Конструирование динамометра и нахождение веса тела.
8. Измерение коэффициента трения скольжения.
4. Давление. Закон Архимеда. Плавание тел (16 ч)
Давление твёрдых тел. Давление жидкости. Давление газа. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Зависимость давления жидкости от глубины. Закон сообщающихся сосудов. Атмосферное давление. Зависимость атмосферного давления от высоты. Выталкивающая сила. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание. Плавание судов.
Демонстрации
Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры.
Обнаружение атмосферного давления.
Измерение атмосферного давления барометром-анероидом.
Закон Паскаля.
Гидравлический пресс.
Закон Архимеда.
Лабораторные работы
9.Закон Архимеда и гидростатическое взвешивание.
10.Условие плавания тел.
5. Работа и энергия. (17 ч)
Простые механизмы. «Золотое правило» механики. Рычаг. Условия равновесия рычага. Момент силы. Правило моментов. Нахождение центра тяжести тела. Механическая работа. Мощность. Коэффициент полезного действия механизмов. Механическая энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Закон сохранения энергии.
Подведение итогов учебного года (1 ч)
Резерв учебного времени (1 ч)
Демонстрации
Простые механизмы. Блоки, рычаг, наклонная плоскость.
Равновесие рычага.
Закон сохранения механической энергии.
Модели вечных двигателей.
Лабораторные работы
11. Изучение условия равновесия рычага.
12. Нахождение центра тяжести плоского тела.
13. Определение КПД наклонной плоскости.
Учебно-тематический план
2 ч. в неделю, 68 ч. в год
№ п/п | Название темы | Количество часов | |||
всего | теория | Лабораторных работ | Контрольных работ | ||
1 | Физика и физические методы изучения природы | 6 | 2 | 3 | 1 |
2 | Строение вещества | 5 | 4 | - | 1 |
3 | Движение и взаимодействие тел | 22 | 15 | 5 | 2 |
4 | Давление. Закон Архимеда. Плавание тел | 16 | 13 | 2 | 1 |
5 | Работа и энергия | 17 | 13 | 3 | 1 |
6 | Подведение итогов учебного года | 1 | |||
7 | Резерв учебного времени | 1 | - | - | - |
По программе | 68 | 13 | 6 |
Календарно - тематическое планирование на 2012-2013 учебный год по физике для 7 класса
(35учебных недель, 2 часа недели)
№ урока | Дата | Тема урока | основные виды учебной деятельности | |
Запланир | Фактич | |||
1 четверть | ||||
Физика и физические методы изучения природы (6 ч; л.р.-3; к.р.-1) | ||||
1 | 4.09.2013 | Физика — наука о природе. | ||
2 | 5.09.2013 | Наблюдения и опыты. Научный метод. | ||
3 | 11.09.2013 | Физические величины и их измерение. Инструктаж по ТБ. Л. Р. №1 «Определение цены деления шкалы измерительного прибора». | ||
4 | 12.09.2013 | Инструктаж по ТБ. Л.Р. №2 «Измерение линейных размеров тел и площади поверхности». | ||
5 | 18.09.2013 | Инструктаж по ТБ. Л.Р. № 3 «Измерение объёма жидкости и твёрдого тела». | ||
6 | 19.09.2013 | К.Р.№1 по теме «Физика и физические методы изучения природы» | ||
Строение вещества (5 ч; л.р. – 0; к.р. – 1) | ||||
7 | 25.09.2013 | Атомы и молекулы | ||
8 | 26.09.2013 | Движение молекул | ||
9 | 2.10.2013 | Взаимодействие молекул | ||
10 | 3.10.2013 | Три состояния вещества | ||
11 | 9.10.2013 | К.Р.№2 по теме «Строение вещества» | ||
Движение и взаимодействие тел (22 ч; л.р. – 5; к.р. – 2) | ||||
12 | 10.10.2013 | Механическое движение | ||
13 | 16.10.2013 | Прямолинейное равномерное движение | ||
14 | 17.10.2013 | Графики прямолинейного равномерного движения | ||
15 | 23.10.2013 | Инструктаж по ТБ. Л. Р. № 4 «Измерение скорости движения тела». | ||
16 | 24.10.2013 | Неравномерное движение | ||
2 четверть | ||||
17 | 6.11.2013 | К.Р.№3 по теме «Механическое движение». | ||
18 | 7.11.2013 | Закон инерции. Масса тела | ||
19 | 13.11.2013 | Инструктаж по ТБ. Л.Р. № 5 «Измерение массы тел». | ||
20 | 14.11.2013 | Плотность вещества. | ||
21 | 20.11.2013 | Решение задач. | ||
22 | 21.11.2013 | Инструктаж по ТБ. Л.Р. № 6 «Измерение плотности твёрдых тел и жидкостей». | ||
23 | 27.11.2013 | Силы. Сила тяжести. | ||
24 | 28.11.2013 | Сила упругости. Вес. | ||
25 | 4.12.2013 | Закон Гука. Равнодействующая сил. | ||
26 | 5.12.2013 | Решение задач | ||
27 | 11.12.2013 | Инструктаж по ТБ. Л.Р.№7 «Конструирование динамометра и нахождение веса тела». | ||
28 | 12.12.2013 | Сила трения скольжения | ||
29 | 18.12.2013 | Сила трения покоя и качения | ||
30 | 19.12.2013 | Решение задач. | ||
31 | 25.12.2013 | К.Р. №4 по теме «Взаимодействие тел». | ||
32 | 26.12.2013 | Инструктаж по ТБ. Л.Р.№8 «Измерение коэффициента трения скольжения». | ||
3 четверть | ||||
33 | 15.01.2014 | Обобщающий урок по теме «Движение и взаимодействие тел». | ||
Давление. Закон Архимеда. Плавание тел (16 ч; л.р. – 2; к.р. - 1 ) | ||||
34 | 16.01.2014 | Давление твёрдых тел | ||
35 | 22.01.2014 | Давление жидкостей и газов. Закон Паскаля | ||
36 | 23.01.2014 | Зависимость давления жидкости от глубины | ||
37 | 29.01.2014 | Решение задач. | ||
38 | 30.01.2014 | Закон сообщающихся сосудов | ||
39 | 5.02.2014 | Решение задач. | ||
40 | 6.02.2014 | Атмосферное давление | ||
41 | 12.02.2014 | Выталкивающая сила. Закон Архимеда | ||
42 | 13.02.2014 | Решение задач. | ||
43 | 19.02.2014 | Инструктаж по ТБ. Л.Р.№ 9 «Закон Архимеда и гидростатическое взвешивание». | ||
44 | 20.02.2014 | Плавание тел. | ||
45 | 26.02.2014 | Инструктаж по ТБ. Л.Р.№ 10 «Условия плавания тел в жидкости». | ||
46 | 27.02.2014 | Воздухоплавание. Плавание судов | ||
47 | 5.03.2014 | Решение задач. | ||
48 | 6.03.2014 | Обобщающий урок по теме «Давление. Закон Архимеда. Плавание тел». | ||
49 | 12.03.2014 | К.Р. №5 по теме «Давление. Закон Архимеда и плавание тел». | ||
Работа и энергия (17 ч; л.р. – 3; к.р. - 1) | ||||
50 | 13.03.2014 | Простые механизмы. | ||
51 | 19.03.2014 | «Золотое правило» механики. | ||
52 | 20.03.2014 | Рычаг. | ||
4 четверть | ||||
53 | 2.04.2014 | Инструктаж по ТБ. Л.Р.№11 «Изучение условия равновесия рычага». | ||
54 | 3.04.2014 | Решение задач. | ||
55 | 9.04.2014 | Инструктаж по ТБ. Л.Р.№ 12 (дом) «Нахождение центра тяжести плоского тела». | ||
56 | 10.04.2014 | Механическая работа. | ||
57 | 16.04.2014 | Мощность. | ||
58 | 17.04.2014 | Коэффициент полезного действия механизмов. | ||
59 | 23.04.2014 | Инструктаж по ТБ. Л.Р. № 13 «Определение КПД наклонной плоскости». | ||
60 | 24.04.2014 | Решение задач. | ||
61 | 30.04.2014 | Механическая энергия. | ||
62 | 7.05.2014 | Закон сохранения механической энергии. | ||
63 | 8.05.2014 | Решение задач. | ||
64 | 14.05.2014 | Обобщающий урок по теме «Работа и энергия». | ||
65 | 15.05.2014 | К.Р. №6 по теме «Работа и энергия». | ||
66 | 21.05.2014 | От великого заблуждения к великому открытию. | ||
67 | 22.05.2014 | Подведение итогов учебного года. | ||
68,69 | 28,29.05.2014 | Резерв учебного времени | ||
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
- Мультимедийные уроки;
- плакаты;
- анимация
- модель;
- компьютерные видеофильмы;
- презентации;
- Обучающие программы фирмы 1С; (1С:Школа Библиотека наглядных пособий)
- Обучающие программы фирмы ФИЗИКОН. (Учебное электронное издание на 2 CD)
- Обучающие программы Открытой Физики 1.1 (ФИЗИКОН);
- Обучающие программы Открытой физики 2.6 часть 1. (ФИЗИКОН).
- видеофильмы из библиотеки мультимедийных материалов фирмы КМ;
- лабораторные работы;
- кинофрагменты;
- наглядные пособия;
- SENSOR LAB.
- учебник физика 7 класс Л.Э. Генденштейн, А.Б. Кайдалов, В.Б. Кожевников, М., «Мнемозина», 2010;
- задачник по физике 7 класс / под ред. Л.Э. Генденштейна, М. : Мнемозина, 2010;
- самостоятельные и контрольные работы 7 класс Л.А. Кирик, Москва-Харьков, «Илекса», 2007;
- В.А. Волков, Тесты по физике 7-9 кл., М., «Вако», 2011;
- А.Е. Марон, Е.А. Марон, дидактические материалы физика 7, М., Дрофа, 2008;
- Л.И. Скрелин, дидактический материал по физике 7-8 кл., М., «Просвещение», 1983;
- Ю.Н. Сычев, Г.В. Сыпченко, тесты по физике 7 кл, Саратов, «Лицей», 2011;
- В.И. Лукашик, Е.В. Иванова, сборник задач по физике 7-9 кл., М., «Просвещение», 2006
- В.А. Волков, С.Е. Полянский, поурочные разработки по физике 7 кл., М., «Вако», 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...