Урок по теме "Линзы"
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме
Урок по теме "Линзы" в 8 классе с использованием ЭОР. Технологическая карта урока. Видеоматериалы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
linzy_krechko_s.a.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
___ЛИНЗЫ__
Технологическая карта урока
Тема урока: «Линзы»
Число часов, отведенное на её изучение: 1час (урок №5 в теме «Световые явления»)
| ||
Базовый учебник | Пёрышкин А.В. Физика. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 20010 г. |
Цель освоения учебного содержания: создать условия для формирования у учащихся представления о линзах, видах линз и способах построения изображений в линзах.
Задачи:
- обучающие: Сформировать у учащихся понятие о линзе; ввести понятия: фокус, фокусное расстояние, оптическая сила линзы. Сформировать практические умения применять знания о свойствах линз для нахождения изображений графическим методом.
-развивающие: Продолжить развитие логического мышления, познавательной активности и творческих способностей учащихся, умения самостоятельно формулировать выводы при решении поставленных проблем и задач.
-воспитательные: Продолжить воспитание у учащихся умения работать в коллективе, воспитание чувства взаимопонимания и взаимопомощи; формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений; способствовать воспитанию эстетического восприятия мира.
Планируемые результаты:
- личностные:
- формирует убеждённость в познании природы на примере исследования различных видов линз;
- формирует самостоятельность в приобретении знаний в ходе эксперимента по определению фокуса линзы;
- формирование ценностных отношений к друг другу и природе.
- предметные:
- объясняет явление преломления света при прохождении световых лучей через собирающую и рассеивающую линзу;
- наблюдает, планирует и выполняет эксперимент по обнаружению фокусного расстояния собирающей линзы;
- применяет полученные знания о линзах для построения изображений в собирающей и рассеивающей линзах, для объяснения действия различных явлений и устройств.
метапредметные:
- овладевает навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результата своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
- понимает различия между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение УУД на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей, процессов или явлений;
- развивает монологическую и диалогическую речь, умеет выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимает его точку зрения, признаёт право другого человека на иное мнение;
- учится работать в группе.
Основные понятия темы: линзы, фокус линзы, виды линз, правила построения изображений в линзах
Формы организации работы учащихся : (фронтальная, групповая, индивидуальная).
работа с ЭОР, выполнение исследовательских экспериментальных заданий, решение задач, тестов
Межпредметные связи с черчением, математикой, биологией, экологией и медициной.
Технология изучения - ИКТ и технология деятельностного метода обучения.
Тип урока : урок – введение нового материала с элементами первичного закрепления знаний
Необходимое техническое оборудование: проектор, компьютеры, ресурсы Интернет, лабораторное оборудование ( линза собирающая на подставке, экран, источник света, линейка)
Методы и средства, обеспечивающие учебно-познавательную деятельность учащихся, управление учебной деятельностью:
Методы:
- Объяснительно – иллюстративный;
- проблемного обучения.
- Информационно-коммуникационные технологии.
При этом компьютер – это средство;
- Активизация внимания на начальном этапе урока;
- Рациональное использование времени на уроке;
- Повышение эстетики и наглядности процесса обучения.
- Проблемное обучение.
13. Структура и ход урока
№ | Этап урока | Название исполь-зуемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Оргмомент Введение нового материала | Модуль И-типа №1, 2 | Мотивация к изучению нового материала. (Демонстрация видеофрагмента – лесной пожар. Что является причиной этого бедствия? Ответ : стекло?!) Постановка цели, задач урока Не все тела мы можем детально рассмотреть, приближая их к глазу. Есть предметы, которые мы даже не можем приблизить (например, небесные тела) или они настолько малы, что невозможно их увидеть. В таких случаях используются оптические системы. Основной их частью является линза Учитель объясняет новый материал, используя материалы ЭОР. | Анализируют видеофрагмент. Выдвигают гипотезы. Воспринимают информацию, сообщаемую учителем по материалам ЭОР, делают краткий конспект в тетрадях. | Познавательные : выдвижение гипотез и их обоснование, извлечение необходимой информации из видеоролика; смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, фильма, определение основной и второстепенной информации; умение структурировать знания Коммуникативные: умение выражать свои мысли. | 8 |
2 | Формулирование вопросов учащимися | Отвечает на вопросы учащихся | Задают вопросы учителю | Регулятивные : оценка – осознание учащимися того, что уже усвоено, составление плана и последовательности действий; прогнозирование Коммуникативные: умение выражать свои мысли. | 2 | |
3 | Ответы учащихся на вопросы учителя | Модуль П-типа, К-типа №3 | Задает вопросы учащимся 1. Какие линзы являются собирающими? 2. Какие линзы являются рассеивающими? 3. Как называется точка О? 4. Как называется прямая ОО1 ? 5. Что такое фокус? 6. Что такое фокусное расстояние? Демонстрирует тест по определению оптической силы линзы. | Отвечают на вопросы, вносят дополнения в ответы одноклассников, записывают ответы 1.Линзы, которые преобразуют пучок параллельных лучей в сходящийся и собирают его после преломления в одну точку называют собирающими линзами. 2. Линзы, которые преобразуют пучок параллельных лучей после преломления в расходящийся - называются рассеивающими. 3. Оптический центр линзы 4. Прямая, проходящая через центры сферических поверхностей, ограничивающих линзу, называется главной оптической осью линзы. 5. Точка, в которой после преломления в линзе пересекаются лучи, параллельные главной оптической оси. 6. Расстояние от оптического центра линзы до ее главного фокуса называется фокусным расстоянием линзы ОF Учащиеся выполняют тест | Познавательные: рассуждение, анализ объектов, установление причинно-следственных связей Регулятивные : оценка – осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. | 8 |
4 | Формулировка учителем заданий для выполнения учащимися | Модуль И-типа, П-типа №4 | Учитель задает вопрос. Как экспериментально можно определить фокусное расстояние собирающей линзы? Демонстрирует фрагмент видеоролика «Ход лучей в линзе» | Знакомятся с заданием и задают вопросы по его условию. Выдвигают гипотезы по предложенной проблеме. | Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование, извлечение необходимой информации из видеоролика. Регулятивные : планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование Коммуникативные: умение выражать свои мысли, участие в коллективном обсуждении проблем. | 3 |
5 | Выполнение заданий учащимися | Модуль П-типа К-типа №4 Модуль П-типа К-типа №5 | Организует работу учащихся в группах. Анализирует результаты выполнения учащимися заданий | Выполняют по группам экспериментальное задание по определению фокусного расстояния собирающей линзы. При помощи собирающей линзы ученики получают изображение окна на экране и измеряют расстояние от линзы до изображения. Объясняют опыт и делают вывод. Ученики используя интерактивную модель : 1) знакомятся с правилами построения изображения в линзах; 2) выполняют исследование зависимости характера изображения от взаимного расположения предмета и собирающей линзы ; предмета и рассеивающей линзы | Познавательные: логические рассуждения, выдвижение гипотез, их обоснование, установление причинно-следственных связей, извлечение необходимой информации из текста. Регулятивные: планирование – определение последовательности действий, прогнозирование и контроль Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, осуществление продуктивного взаимодействия со сверстниками, умение выражать свои мысли, доказывать свою точку зрения. | 10 |
6 | Формулирование контрольного вопроса или задания | модуль К-типа №6 | Определяет ЭОР К-типа, предъявляет их в виде презентации Учитель демонстрирует тест по теме «Построение изображений в линзах» | Знакомятся с заданием и задают вопросы по его условию | Регулятивные: планирование – определение последовательности действий Коммуникативные: умение выражать свои мысли. | 1 |
7 | Выполнение учащимися контрольного задания | модуль К-типа №6 | Анализирует ответы учащихся, оценивает их деятельность | Выполняют задание Тест по теме «Построение изображений в линзах». (Задания 1-3 выполняют все ученики, задания 4-5 для наиболее подготовленных учащихся.) | Познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные: контроль и коррекция | 10 |
8 | Формулирование выводов урока | Помогает сформулировать выводы Учитель задает вопросы: С какими основными понятиями вы познакомились на уроке? В чем заключаются особенности линз ? Каковы правила построения изображений в различных видах линз? На следующем уроке мы рассмотрим устройство и ход лучей в различных оптических приборах: фотоаппарате, очках, лупе и других. Задает домашнее задание и делает пояснение по его выполнению, мотивирует обязательность его выполнения. §66-67, упражнение 33,34, доклады Организует проведение рефлексии в виде таблицы «комплексная рефлексия» Приложение 3 Оценивает работу класса и отдельных учащихся. Аргументирует выставленные оценки. | Формулируют и фиксируют выводы Ученики отвечают на вопросы учителя, вносят дополнения в ответы одноклассников.. Слушают рекомендации учителя по домашнему заданию, записывают задание в дневник. Задают вопросы. Осуществляют рефлексию по предложенной учителем таблице (см. приложение 2) Заполняют таблицу рефлексии. Оценивают свой уровень усвоения материала и урок. | Познавательные: структурирование знаний Регулятивные: оценка результатов своей деятельности и деятельности учителя; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: умение выражать свои мысли | 3 |
Приложение №1 к плану-конспекту урока
_______Линзы________________
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
Линзы. Оптическая сила линзы. | И-тип | иллюстрация, презентация, видеофрагменты | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba081-e921-1 1dc-95ff-0800200c9a66/5_6.swf. | |
Оптическая сила линзы. | И-тип П-тип | интерактивная модель | http://fcior.edu.ru/card/14652/opticheskaya-sila-linzy.html | |
Тест по теме «Линзы. Оптическая сила линзы» | П-тип К-тип | тест | ||
Видеоролик «Ход лучей в линзе» | И-тип П-тип | видеофрагмент, модель | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/39d452c7-16af-4c8e-b9c6-6c9e69308b54/9_137.avi | |
Построение изображений, даваемых линзами | И-тип П-тип | иллюстрация, видеофрагменты, интерактивная модель | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba082-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_7.swf | |
Тест по теме «Построение изображений, даваемых линзами» | К-тип | тест, интерактивная модель |
И-тип - изучение нового материала
П-тип- практический модуль
К-тип – контролирующий модуль
Приложение 2 Комплексная рефлексия
На уроке я работал | Активно/пассивно |
Своей работой на уроке я | Доволен/недоволен |
Урок для меня показался | Коротким/длинным |
За урок я | Не устал/устал |
Мое настроение | Стало лучше/стало хуже |
Материал урока мне был | Понятен/непонятен Полезен/бесполезен Интересен/скучен |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...