Урок изучения нового материала "Первый закон термодинамики", 10 класс
методическая разработка по физике (10 класс) по теме

Усенко Елена Александровна

Общий метод: репродуктивный

Частные: словесный, словесно – наглядно – практический.

Форма проведения занятия: эвристическая беседа, фронтальная беседа, работа с опорным конспектом, учебником, материалом слайдов, решение задач, самостоятельная работа, демонстрационный эксперимент, выполнение заданий теста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_uroka.doc411.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Программа и учебник.

Программа:       автор Г. Я. Мякишев. Физика – 10 класс, 2 часа в неделю. (68 часов в год); 

Учебник:       Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский «Физика – 10».  Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации.        Москва «Просвещение» 2005 год.

2.     Краткая психолого – педагогическая характеристика  10 Б класса.

10 «Б» класс является классом технологического профиля с информационно – технологической специализацией. В классе 25 учащихся: 11 девушек и   14 юношей.

Комплектование класса осуществлялось приемной комиссией из числа выпускников 9–х классов, успешно освоивших общеобразовательную программу, обладающих творческими способностями, имеющих интерес и стремление заниматься информационными технологиями.

Анализ социометрического обследования показал, что отношения в классе доброжелательные, конфликтные ситуации возникают редко, ребята внимательны друг к другу.

«Лидерами» в классе являются: Грачева Татьяна, Тишкин Дмитрий, Медведев Михаил, Цалко Тарас;

«Предпочитаемые»: Зверьков Юрий, Коптягина Екатерина, Коржев Илья, Кулаков Федор, Хорхордина Евгения, Шатилова Вероника, Сметанина Юлия;

«Принятые»: Агапкина Ирина, Егоров Александр, Сикачев Артем, Татурин Александр, Болодурина Евгения, Газова Юлия, Близнецов Александр, Арсентьева Яна, Щаникова Наталья, Романов Павел,

«Отвергаемые»: Андреева Анна, Даниленко Кирилл, Мартынова Елена.

Исследование ведущих учебных мотивов показывает, что наиболее предпочтительными являются:

  • Мотив общения               (96 %)     у  24   человек
  • Социальный мотив         (80 %)       у  20   человек
  • Познавательный мотив (84 %)      у  21   человек
  • Оценочный мотив           (84 %)     у  21   человек

В классе много лидеров, поэтому присутствует соревновательный мотив.

Такое сочетание учебных мотивов является благоприятным для формирования мотивации учебной деятельности.

Большинство учащихся класса отличаются умением владеть собственным поведением в различных ситуациях, способностью самостоятельно управлять своими действиями.

Результаты психодиагностики уровня тревожности учащихся показали, что у 100 % учеников общий уровень тревожности в школе в пределах нормы, при этом:

У  20 % уч-ся - страх проверки знаний;

У  16 % уч-ся – страх самовыражения;

У  16 % уч-ся –  страх не соответствовать ожиданиям окружающих.

Психодиагностика общей самооценки уч-ся выявила, что у 80 % уч-ся адекватная самооценка, у 8 % ( 2 человека) - низкая самооценка.

Большинство учащихся класса отличаются умением владеть собственным поведением в различных ситуациях, способностью самостоятельно управлять своими действиями.

Анализ особенностей работоспособности и типов внимания показал,

  • что устойчивым, продуктивным, произвольным вниманием обладают 36 % уч-ся (9 человек). У этих ребят высокий уровень волевой саморегуляции, работоспособности, они хорошо усваивают учебный материал, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой. Их отличает самостоятельность и настойчивость.
  •  44 %уч-ся ( 11 человек) имеют средний уровень работоспособности, внимание произвольное, устойчивость и продуктивность средняя (к концу работы проявляется утомление)

У обучающихся этих двух условных групп достаточно развита способность распределять внимание, то есть одновременно вести наблюдения, делать записи и анализировать результаты, что важно для изучения данного предмета. Эта способность делает обучение данных групп уч-ся более продуктивным.

  • У 20 % уч-ся ( 5 человека) отмечен низкий уровень работоспособности. Это дети с рассеянным вниманием, довольно часто пропускают уроки из-за болезни, иногда позволяют себе пропуски уроков без уважительной причины Они не способны к длительной сосредоточенной работе, им трудно выдержать темп урока, в котором работает класс, поэтому этим ученикам требуется индивидуальный подход и консультации учителя. Для осуществления контроля знаний этих учащихся подготовлены индивидуальные задания базового уровня.

    Высокий уровень интереса к урокам физики  проявляют 24 % учеников ( 6 человек). Они активно работают на уроке, выполняют индивидуальные задания, пишут доклады, посещают дополнительные занятия и помогли провести многие мероприятия в рамках проходившей в школе «Неделе физики».

Большая часть класса – 64 % - проявляют средний уровень интереса к изучению физики. Они хорошо работают на уроке, выполняют домашние задания, могут выполнить и дополнительное задание, но инициатива при этом исходит от учителя.

Низкий уровень интереса наблюдается у 12 % учеников.

Школьный тест умственного развития (ШТУР форма А), выявляющий общий объем знаний, имеющихся у обучающихся, а также позволяющий оценить степень развития мыслительных операций – классификации, обобщения, логики, показывает:

- общий средний показатель по классу составляет  92  балла из 138 возможных;

- отмечается средний уровень осведомленности, умения обобщать, находить логические связи между понятиями и явлениями;

- вызывает затруднение умение абстрагироваться, отвлекаться от частных признаков, объединять и классифицировать предметы по определенным признакам.

У учеников данного класса преобладает словесно – логический тип мышления (левополушарные).  Они с удовольствием принимают участие в беседе, лабораторных опытах, поисках решения поставленной проблемы.

Учащихся класса отличает эмоциональная устойчивость, они адекватно реагируют на дисциплинарные замечания и критику выполненной работы.

Преобладают зрительная и моторная виды памяти.

Исходный уровень сформированности знаний и умений для изучения данной темы весьма благоприятный.

В основном все хотят учиться хорошо.

Средний балл по итогам первого полугодия 3,7 

Характеристика составлена при помощи школьного психолога Сорокиной Т. В.

  1. Название урока.        «Первый закон термодинамики»

        

  1. Тема и место урока в ней:

ТЕМА 2. Молекулярная физика. Тепловые явления. (16ч.)

Урок 1

Основные положения МКТ. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Постоянная Авогадро.

§ 58,59

Урок 2

Броуновское движение. Диффузия. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел.

§ 60, 61,62

Урок 3

Идеальный газ в МКТ. Среднее значение квадрата скорости молекул. Основное уравнение МКТ для идеального газа.

§ 63, 64,65

Урок 4

Тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура.  Температура – мера средней кинетической энергии молекул. Измерение скоростей молекул газа.

§ 66, 67,68,69

Урок 5

Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы.

§70, 71

Урок 6

Решение задач. Повторительно-обобщающий урок.

Урок 7

Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты.

§ 77,78,79

Урок 8

Первый закон термодинамики.

§ 80

Урок 9

Применение первого закона термодинамики к изопроцессам. Необратимость процессов в природе.

§ 81, 82, 83

Урок 10

Решение задач.

§ 84

Урок 11

Принцип действия тепловых двигателей. КПД теплового двигателя.

Урок 12

Повторительно-обобщающий урок. Решение задач.

Урок 13

Контрольная работа №4

Урок 14

Испарение и кипение.

Насыщенный и ненасыщенный пары. Влажность воздуха.

§ 72, 73, 74

Урок 15

Кристаллические и аморфные тела. Зачет.

§ 75, 76

Урок 16

Зачет

§ 72 - 76

5.     Тип урока:  Урок ознакомления с новым материалом. (Урок изучения и первичного закрепления знаний)

6.     Цели урока: 

  1. Образовательные:
  1.   Знания:
  • закрепить понятия: внутренняя энергия, работа в термодинамике, количество теплоты;

                                   формулы  расчета количества теплоты для          различных процессов     (нагревания,  охлаждения, плавления, кристаллизации, парообразования, конденсации);

  • повторить буквенные обозначения физических величин: внутренней энергии, работы, количества теплоты и  единицы их измерения в СИ;
  •  продолжать развивать умение объяснять явления, происходящие в демонстрируемых опытах;
  •  на основе имеющихся знаний вывести и обеспечить усвоение первого закона термодинамики;
  • научиться применять первый закон термодинамики  к теплоизолированной системе; обосновать на основе 1 закона термодинамики невозможность создания вечного двигателя;
  • подчеркнуть всеобщность закона сохранения энергии.

1.2. Умения:

  • специальные:
  • применение 1 закона к теплоизолированной системе;
  • решение задач на применение 1 закона термодинамики, проведение измерений температуры до и после теплообмена и т.п.
  • общеучебные:
  • четко формулировать свои мысли в устной монологической и диалоговой речи;
  • применять различные приемы работы с учебником и дополнительной литературой;
  • владение основными видами ответов: пересказ, тематический ответ, сравнительная характеристика, сообщение, доклад;
  • строить определение понятий, формулировки законов;
  • определять цель работы;
  • владение способами само и взаимоконтроля, само и взаимооценки;
  • умение коллективно работать.

  1. Развивающие:

Продолжать:

  • Развитие диалоговой и монологовой  речи, мышления;
  • Развитие сенсорной (восприятие внешнего мира через органы чувств) и  эмоционально- волевой (чувства, переживания, от восприятия)  сфер личности;
  • формирование познавательного интереса к изучению физики через:
  • использование компьютерных технологий (демонстрация в ходе урока презентации по теме «Первый закон термодинамики»);
  • привлечение примеров из художественной литературы;
  • с помощью использования принципа историзма;
  • развивать способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, анализировать, классифицировать;
  •  развивать умение выделять цели и способы деятельности, проверять ее результаты, выдвигать гипотезы, строить план эксперимента.

  1. Воспитательные:

Продолжать:

  • содействовать формированию мировоззренческой идеи материалистического познания природы;
  • формирование патриотических чувств (чувства гордости за русских ученых)
  • формировать интерес к знаниям на основе привлечения литературного и научно-популярного материала;
  • формировать коммуникативные навыки;
  • воспитывать толерантное отношение к окружающим.
  1.      Методы обучения:

     Общий метод: репродуктивный

         Частные: словесный, словесно – наглядно – практический.

8.     Форма проведения занятия: 

эвристическая беседа, фронтальная беседа, работа с опорным конспектом, учебником, материалом слайдов, решение задач, самостоятельная работа, демонстрационный эксперимент, выполнение заданий теста.

9. Средства обучения: 

                                 1.  Технические средства обучения:

  • Мультимедийный проектор и экран;
  • Компьютер (системный блок, клавиатура, компьютерная мышка);
  • магнитофон.

  1.  Оборудование для проведения опытов:
  • стакан с горячей водой;
  • термометр;
  • ложка;
  • монетка;
  • наждачная бумага;
  • модель двигателя внутреннего сгорания.

         3.  Дидактический материал и наглядные пособия:

  • опорные конспекты;
  • тексты задания на установление соответствия, тесты;
  • стенд с изображением моделей «вечных» двигателей;
  • плакат с надписью «Perpetuum mobile»;
  • доклады учащихся о Гельмгольце, Майере, Джоуле;
  • аудиокассета с записью слов Ломоносова о законе сохранения энергии.

Другие:

  • наряд мещан, бейджики с именами: Мартын, Бертольд.

  1. Форма организации работы: 

фронтальная, индивидуальная, парами.

  1. Хронометраж

1

Организационный этап

1 мин

2

Мотивационный этап

4 мин

3

Этап подготовки к усвоению нового материала. Актуализация знаний.

4 мин

4

Этап проверки домашнего задания.

7 мин

5

Этап усвоения новых знаний.

20 мин

6

Этап проверки учащимися усвоения нового материала

5 мин

7

Этап подведения итогов урока

3 мин

8

Этап информации о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1 мин

12. Содержание урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

Обоснование

Хронометраж

Организационный этап

Приветствует учеников, выявляет и фиксирует отсутствующих. Осуществляет проверку внешнего состояния классного помещения и подготовленность обучающихся  к уроку. Говорит:

- Добрый день! Я рада вновь видеть вас, и думаю, что мы сегодня поднимемся еще выше на одну ступеньку знаний.

Каждый ученик находится возле своего рабочего места. Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, концентрируют внимание, включаются в деловой ритм.

Подготовка обучающихся к работе, настрой на урок, быстрое включение обучающихся в деловой ритм.

Организация внимания всех обучающихся. Воспитание дисциплины и организованности

1 мин

2. Мотивационный этап

У нас сегодня гости!

 Мещане из поэмы А.С. Пушкина «Сцены из рыцарских времен»: Мартын и Бертольд.

А вы как думаете, удастся ли Бертольду и человечеству найти вечное движение, то есть изобрести вечный двигатель?

Кто как считает?

Однозначного ответа у нас с вами пока не получилось.

И разобраться в этом вопросе нам и поможет сегодняшний урок.

Слушают учителя и вместе с двумя  учениками «Мартыном» и «Бертольдом» смотрят на плакат, на котором написано   perpetuum mobile.

Слушают диалог: отрывок из поэмы А. С. Пушкина. “Сцены из рыцарских времён

Мартын:       Что такое perpetuum mobile?
Бертольд:    Perpetuum mobile, то есть вечное движение. Если найду вечное движение, то я не вижу границ творчеству человеческому ... видишь ли, добрый мой Мартын, делать золото — задача заманчивая, открытие, может быть, любопытное, но найти perpetuum mobile ... О!...

Отвечают на вопрос учителя.

Однозначного ответа не получается.

Обеспечение мотивации.

Подготовка обучающихся к активному и сознательному усвоению материала.

Реализация межпредметных связей. Развитие познавательного интереса к изучению физики.

Дается установка, стимулирующая интерес.

Создается проблемная ситуация, способствующая созданию поискового момента.

4 мин

Постановка  темы и целей урока.

Сообщает цели урока:

1.   вывести закон, на основании которого можно сделать вывод о возможности создания вечного двигателя.

2.   научиться применять этот закон.

Сообщает:

- Работать вы будете в своих тетрадях, а находящиеся на столах, опорные конспекты будут вашими помощниками.

Запишем тему  урока:

«Первый закон термодинамики».

Начинает демонстрацию презентации (часть слайда №1).

Слушают учителя, помогают формулировать цели урока;

Осознают цели урока;

 

Находят на партах опорные конспекты. 

Записывают в рабочих тетрадях число и тему урока.

Обращают внимание на экран.

Принятие учащимися цели  учебно-познавательной деятельности. Применение на уроке технологии интенсификации обучения Шаталова В. Ф. осуществляется через   использование опорных конспектов.

Компьютерная презентация нового материала активизирует зрительную память, вызывает интерес.

Озвучивание эпиграфа к уроку.

Говорит, что эпиграфом к уроку послужат слова из рассказа Михаила Кривича и Ольгерта Ольгина «Не может быть».

Продолжает показ слайда №1.

Ученица озвучивает эпиграф:

 « - Они вбили себе в голову, что вечного двигателя построить нельзя!
- Не может быть, - сказал юноша»

 Остальные обучающиеся слушают и смотрят на экран.

Использование данного эпиграфа способствует формированию мотивов изучения данной темы и позволяет ёмко и лаконично обозначить замысел урока.

3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

(Актуализация знаний)

Вступительное слово учителя

(фронтальная беседа)

Обращает внимание на то, что:

  • современная жизнь человека невозможна без использования самых разнообразных машин, облегчающих его жизнь. С помощью машин человек обрабатывает землю, добывает нефть, руду, прочие полезные ископаемые, собирает урожай, строит дома, передвигается по земле, воздуху, воде и т.д. Помогайте мне!
  • Основным свойством машин является…?

  • Вы уже взрослые и достаточно долго изучаете физику, и  знаете, что во всех механизмах и машинах, прежде чем совершить работу энергия переходит из одного вида в другой, при этом количество энергии остаётся неизменным.

 Скажите, какой известный вам закон лежит в основе моего утверждения? Правильно:

Демонстрирует слайд №2:

Знаем:

  • Закон сохранения и превращения энергии является основным в современном естествознании.
  • Закон сохранения энергии был сформулирован ещё в 1748 году М. В. Ломоносовым, который писал:

Включает магнитофон с записью мужского голоса:

“...так, ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте; ...Сей всеобщий естественный закон простирается и в самые правила движения, ибо тело, движущее своею силою другое, столько же оныя у себя теряет, сколько сообщает другому, которое от него движение получает”.

  • Энергия, являющаяся мерой движения материи, имеет следующие отличительные разновидности: механическая, электрическая, тепловая, магнитная, атомная и др.

  • Каждая из них может превращаться друг в друга, при этом количество энергии остаётся неизменным.

Внимание на слайд № 3:

  • Анализ результатов опытов и наблюдений природных явлений, выполненных к середине XIX века, привел немецкого ученого Р.Майера, английского ученого Д-Джоуля и немецкого ученого Г.Гельмгольца к выводу о существовании закона сохранения и превращения энергии

Общее количество энергии замкнутой материальной системы есть величина постоянная, изменяются только различные виды этой энергии, испытывая взаимные превращения.

Обращает внимание на то, что краткие биографии и основные этапы научной деятельности этих ученых представлены вниманию учащихся на стенде, и с ними необходимо всем ознакомиться.

Принимают активное участие в беседе.

Отвечает ученик: их способность совершать работу.

Отвечает ученик: Закон сохранения и превращения энергии.

Осознают материал слайда.

Слушают первую трактовку известного закона из уст «М.В. Ломоносова».

Обращается внимание обучающихся на то, что жизнь современного человека невозможна без  знаний и достижений науки физики.

Проверка некоторых мыслительных умений.

Актуализация опорных знаний и умений.

Воспитание патриотизма, чувства гордости за русских ученых.

Знания как  о личных судьбах ученых, так и знания об их опытах и этапах жизни важны для науки и практики, для понимания закономерностей, целей и перспектив научного познания. Эти знания содержат в себе много драматичного и поучительного, помогают постигать науку и выбирать свой путь в ней.

4 мин

4. Этап проверки домашнего задания           

Демонстрирует слайд №4

Знаем:   Два способа изменения внутренней энергии:

1 способ: Теплообмен – это…(продолжите фразу!)

  • Приведите приметы теплообмена, с которыми мы встречаемся в жизни.

  • Проведите опыт по  теплообмену, используя приборы и материалы, лежащие на демонстрационном столе: (стакан с горячей водой, термометр, ложка, монетка, наждачная бумага, воздушное огниво)

Сообщает, что сегодня заметку в рубрику

 «Физики все еще  шутят!» для вас мы  подготовили вместе с ….(называет фамилию ученика)

Говорит, что  для решения задач, мы должны знать формулы. Сейчас проверим, как вы запомнили формулы, которые используются для расчета количества теплоты при различных процессах.

Но сначала, как всегда поиграем в «Молчанку».

Предлагает выполнить задание на установление соответствия 

Напоминает, что в заданиях на установление соответствия необходимо для каждого из элементов одного столбца указать соответствующий элемент другого. (Пример ответа:1Д).

Говорит, что задание на слайде №5 и на розданных листочках.

формула

используется для расчета

 количества

теплоты при процессе

ответ

1. Q=rm

А. охлаждения

2. Q=-λm

Б. нагревания

3. Q=cmt

В. плавления

4. Q=-rm

Г. конденсации

5. Q=λm

Д. парообразования

6. Q=-cmt

Е. кристаллизации

Предлагает осуществить взаимопроверку. Выводит на экран правильные ответы.

После выполнения и проверки  просит поднять руки тех учащихся, которые справились с заданием без ошибок, с одной ошибкой.

Хвалит  учащихся за правильное выполнение заданий.

Возвращаемся к слайду №4:

Какой второй способ изменения внутренней энергии?

  • Приведите примеры. Вспомните и кратко опишите опыт Румфорда.
  • Проведите опыт, используя приборы и материалы, лежащие на демонстрационном столе: (стакан с горячей водой, термометр, ложка, монетка, наждачная бумага). Объясните полученный результат.

 

Восстанавливают в памяти материал § 77 - 79

Заканчивают фразу: …это процесс передачи количества теплоты от одного тела к другому без совершения работы)

  • Приводят примеры теплообмена;

  • 2 учащихся проводят опыт по теплообмену.

1 учащийся совместно с учителем озвучивает подготовленный дома материал для данной рубрики:

- И сегодня в рубрике «Физики все еще  шутят!»:

На уроке учительница спрашивает:

- Может ли кто-нибудь из вас привести пример, что от тепла тело расширяется, а от холода сжимается? Ученик поднял руку:

- Можно мне? Дни летом становятся намного длиннее, чем зимой.

Слушают учителя.

Поднимают одну или две руки, в зависимости от своей готовности к уроку.

Выполняют задание.

Осуществляют взаимопроверку (меняются листочками, проверяют  друг друга, сверяя ответы товарища с верными ответами). Работают с учителем.

Отвечают на вопрос:

Совершение работы  А над системой.

  • Приводят примеры, вспоминают опыт Румфорда, один ученик кратко его описывает.
  • 2 учащихся проводят опыты: энергично потрем монеткой по поверхности наждачной бумаги и др.

Объясняют полученный результат.

Установить уровень знаний большинства учеников и типичные недостатки усвоения знаний, выявить пробелы, чтобы в дальнейшей работе их скорректировать. Проверка осознанности выполнения домашнего задания.

Материал постоянной рубрики «Физики все еще шутят» помогает поддержать на уроке атмосферу радостного, искреннего общения.

Правила игры «Молчанка»: если обучающиеся готовы выполнять данное задание, то есть к уроку выучили необходимые формулы, они поднимают две руки как можно выше, выпрямляя  при этом спину (элемент разминки). Если не уверены, что верно выполнят задание, так как не достаточно подготовились дома, то поднимают как можно выше одну руку.

Игра помогает за очень короткое время оценить готовность класса к уроку и убедиться в целесообразности проведения этапа контроля.

Применяется на любом этапе урока.

Продолжается формирование навыка работы в микрогруппе, что иногда способствует воспитанию терпения по отношению к слабому ученику, толерантности, развитие коммуникативных способностей, Также взаимоконтроль воспитывает ответственность.

Похвала используется на протяжении всего урока как средство психолого – педагогического воздействия на ученика.

7 мин

5. Этап усвоения новых знаний.

Обращает внимание на то,

 что до сих пор мы

исследовали два способа изменения внутренней энергии U

 независимо друг от друга.

Но в общем случае внутренняя

 энергия может изменяться одновременно

 как за счет теплообмена с

окружающими телами, так

и за счет совершения работы

 над системой внешними

 силами. (слайд №6)

Давайте вместе сформулируем результат нашего исследования.

редлагает попробовать записать то, что проговорили  в виде формулы, мы ведь физики и любим формулы!

Демонстрирует слайд № 7.

Говорит, что это и есть   I закон (начало) термодинамики – закон сохранения и превращения энергии, распространенный на тепловые явления.

Предлагает поработать с учебником:

Находим формулировку закона в параграфе 80, читаем, запоминаем и по очереди проговариваем вслух.

 

 

Демонстрирует слайд №8

Говорит, что для человека (в жизни)наибольший интерес представляет преобразование внутренней энергии в работу, совершаемую газом над внешними телами А'.

 Эта работа отличается от работы внешних сил над системой А только знаком.

А = - А'

   Слайд №9:

Тогда     U= - А' + Q

Или          Q =  U + А'       где …  

Просит самостоятельно указать входящие в полученную формулу величины и единицы их измерения.

Сообщает, что  мы получили другую (еще одну) математическую запись (формулу) первого закона термодинамики. Сформулируем?  

Формулируют вместе с учителем:

Изменение внутренней энергии системы при переходе ее из одного состояния в другое, может быть вызвано совершением работы внешними силами и передачей системе количества теплоты.

1 ученик проговаривает то, что написано на слайде:   Если обозначим:

ΔU – изменение внутренней энергии системы;                 [Дж]

Q – полученное системой  количество теплоты;            [Дж]

А - совершенная над системой работа;                                [Дж]

то:         U = A + Q

                                                     

                                                             

Находят в указанном учителем параграфе формулировку первого закона термодинамики, двое учащихся зачитывают ее вслух, запоминают.

Сильные ученики, а затем еще некоторые  учащиеся проговаривают формулировку закона вслух наизусть.

Слушают учителя, работают с материалом слайда, если необходимо работают с опорными конспектами.

Записывают входящие в полученную формулу величины и единицы их измерения.

Совместно с учителем получают, глядя на формулу, другую формулировку первого закона термодинамики:

Количество теплоты, переданное системе, идет на изменение внутренней энергии системы и на совершение системой работы над внешними телами.  

Читают, заучивают, повторяют вполголоса и вслух.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного усвоения знаний.

Продолжение развитие навыков самообразования (умения  работать с учебником).

Одним из моментов новой (инновационной) педагогики, включающей адаптивную систему обучения является то, что центр познавательных усилий школьника приходится на время школьного обучения, поэтому наибольший объём теоретического материала учащиеся запоминают на уроке.

20 мин

Первичное закрепление знаний

Этап закрепления знаний.

Проверим, как вы поняли физическую суть закона.

1) Применим 1 закон термодинамики к изолированной термодинамической  системе: (слайд №10)

  • Вспомните, пожалуйста, какую систему называют изолированной термодинамической системой.

Определение показывает на слайде после ответа обучающихся.

  • Применим I закон термодинамики к изолированной системе.

Если система изолирована:

  1. над ней не совершается работа, то есть А = 0;
  2. она не обменивается теплотой с окружающей средой, то есть   Q = 0

Тогда I з.т.:  U = U 2 –U 1 = 0,

 то есть U 2 = U 1 = const

Предлагает сформулировать физический смысл I закона термодинамики, применимо к теплоизолированной системе.

  1. Поиграем в сыщиков:

Я располагаю следующим фактом:

При воспламенении горючей смеси в цилиндре ДВС выделилось 7 109 Дж теплоты. При рабочем ходе газ совершил работу 2 109 Дж, а внутренняя энергия газа изменилась на 6 109 Дж.

Можно ли верить данному утверждению или здесь есть какая – то ошибка?

  1. вернемся к идее создания «вечного» двигателя.

Говорит, что ученица приготовила небольшое сообщение по данной теме.

Указывает на оформленные стенды.

Демонстрирует слайд №11

После выступления учащегося предлагает после урока более подробно рассмотреть модели «вечных» двигателей, прочитать комментарии и подумать, почему не работают изображенные на плакатах «вечные»  двигатели.

Демонстрирует слайд № 12

Просит самостоятельно (можно пользоваться учебником) записать 1 закон термодинамики.

 

Помогает слабым ученикам справиться с заданием.

Делает Вывод: 

Теперь доказано непреложно, что нельзя построить механизм, который вечно двигался бы сам собой, выполняя при этом еще какую-нибудь работу. Совершенно безнадежно трудиться над такой задачей.

Говорит, что до сих пор находятся чудаки, которые наперекор всем законам механики пытаются изобрести perpetuum mobile. Об одном из таких людей Моне Квасове говорится в рассказе В.М.Шукшина «Упорный». С отрывком из этого рассказа нас познакомит ученик.

Указывает на портрет В. М. Шукшина на следующем слайде.

Слушает ученика, читающего отрывок.

Обобщает: Учиться все-таки стоит не только по этой причине. Всякие истинные знания тем хороши, что дают человеку гибкость и глубину мышления, позволяющие взглянуть на проблему с неожиданной стороны. Вооружившись знаниями, человек может узнать, что и постройка вечного двигателя не такое уж безнадежное дело. Все зависит от того, что понимать под вечным двигателем. Первая мысль - вечный, значит работающий бесконечно долго. Но понятие бесконечности - это идеализация, выход за пределы реального человеческого опыта. В реальной жизни ничего бесконечного не бывает. Хотя есть и другое мнение Альберта Эйнштейна на этот счет, которое, кстати, хорошо подтверждается историей вечного двигателя: "Только две вещи бесконечны - Вселенная и человеческая глупость, и я не уверен насчет Вселенной".

Говорит:

-Наш урок подходит к концу, и мне бы хотелось проверить, как вы усвоили новый материал.

Отвечают на поставленный вопрос:

Совокупность физических тел, изолированных от взаимодействия с другими телами называют изолированной термодинамической системой.

Совместно с учителем применяют закон к изолированной системе

Делают соответствующие записи в тетради.

Формулируют физический смысл: внутренняя энергия изолированной системы неизменна.

Отыскивают ошибку в ходе решения задачи.

Слушают докладчика.

1 ученик, которому было дано опережающее домашнее задание, сообщает информацию:

Идея вечного движения была очень популярна в средние века. Многие изобретатели в прошлом пытались построить машину, способную совершать полезную работу без потребления энергии извне и без каких-либо изменений внутри самой машины. Машину с такими свойствами называют вечным двигателем (по латыни perpetuum mobile). Обладание секретом такого двигателя казалось более заманчивым, чем даже искусство делать золото из недрагоценных металлов. Множество людей занималось этой неразрешимой проблемой. Среди них были даже люди с неплохим по тем временам образованием. Известно, что множество трудов Ньютона содержат конструкции вечного двигателя. В записях Леонардо да Винчи тоже были найдены несколько набросков perpetuum mobile. Были придуманы сотни «вечных двигателей», но ни один не двигался. В каждом случае изобретатель упускал из виду какое-нибудь обстоятельство, которое и разрушало все планы.

Другой ученик сообщает:

«Вечные» двигатели 1 рода - двигатели, которые нарушают первое начало термодинамики, это устройства, которые могли бы совершать неограниченное количество работы без затрат энергии.

«Вечные» двигатели обычно конструируют на основе использования следующих приёмов или их комбинаций:
1) подъём воды с помощью архимедова винта;
2) подъём воды с помощью капилляров;
3) использование колеса с неуравновешивающимися грузами;
4) природные магниты;
5) электромагнетизм;
6) пар или сжатый воздух;

7) всплытие тел в воде.

По ходу  рассказа указывает на оформленные стенды. На них учащиеся видят различные модели «вечных» двигателей.

Пользуясь учебниками применяют первое начало термодинамики к идее создания вечного движения.

Записывают:  А' = - U.

Один учащийся проговаривает: такой двигатель должен совершать работу над внешними телами за счет убыли внутренней энергии. Но ее запасы конечны. После того, как запас энергии будет исчерпан, двигатель остановится.

Один ученик, которому было дано опережающее задание зачитывает отрывок:

"Прочитал Моня, что вечный двигатель - невозможен... Прочитал, что многие и многие пытались все же изобрести такой двигатель... Посмотрел внимательно рисунки тех "вечных двигателей", какие - в разные времена - предлагались... И задумался. Что трение там, законы механики - он все это пропустил, а сразу с головой ушел в изобретение такого "вечного двигателя", какого еще не было. Он почему-то не поверил, что такой двигатель невозможен".

Моня из рассказа Шукшина не хотел подчиняться правилам физики, которых он не очень то и знал. Но у него ничего не вышло.

"- Весь день вчера угробил... Дело не в этом, - заговорил Моня, и заговорил без мелкого сожаления и горя, а с глубоким, искренним любопытством, - дело в том, что я все же не понимаю: почему оно не крутится? Оно же должно крутиться.

- Не должно, - сказал инженер. - В этом все дело.

Они посмотрели друг на друга... Инженер улыбнулся.

- Учиться надо, дружок, - посоветовал инженер, - тогда все будет понятно.

- Да при чем тут - учиться, учиться, - недовольно сказал Моня. - Вот нашли одну тему: учиться, учиться... А ученых дураков не бывает?

Инженер засмеялся... и встал.

- Бывают! Но все же неученых их больше..."

Учащаяся продолжает  чтение отрывка:

"Моня сидел в горнице, смотрел в окно. Верхняя часть окна уже занялась красным -- всходило солнце. Село пробудилось; хлопали ворота, мычали коровы, собираясь в табун. Переговаривались люди, уже где-то и покрикивали друг на друга... Все как положено. Слава богу, хоть тут-то все ясно, думал Моня. Солнце всходит и заходит, всходит и заходит -- недосягаемое, неистощимое, вечное…

На конкретных примерах познакомить обучающихся с применением теоретических знаний.

Обучение переносу ранее усвоенных знаний на новые условия работы, планированию решения.

Развитие мыслительной деятельности, актуализация ранее полученных знаний.

Прием, характеризующийся использованием ложной информации, очень эффективен. Дети поставлены в положение сыщиков. Информация, которая получена таким путем, очень эффективно усваивается.

оздание новых образов в организации мыслительной деятельности и воображения учащихся.

Использование наглядности необходимо для успешной учебной деятельности правополушарных учащихся.

Перевод знаний, имеющихся у обучающихся из потенциальных в активные.

Осуществление индивидуального подхода к слабым учащимся

Взаимосвязь закона с примером из художественной литературы.

Привлечение текстов из художественной литературы важно  для формирования мотивов изучения физики и создает у ребят положительный эмоциональный фон.

Воздействием на чувства, эмоциональную сферу личности можно стимулировать ее творческую активность.

6. Этап проверки учащимися усвоения нового материала

Предлагает выполнить тест.

Сообщает, что на выполнение теста дается 4 минуты.

После окончания работы просит учащихся осуществить самопроверку.

Ответы к тесту демонстрирует на очередном слайде.

Похвала всех учащихся.

Выполняют тест (записывая ответы в тетради)  с последующей самооценкой.

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в измененной ситуации.

 Получение учителем достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения, для того, чтобы в дальнейшем устранить обнаруженные пробелы.

Комментарии учителя вызывают положительные чувства в связи с проделанной работой.

5 мин

7.Подведение итогов урока

Помогает учащимся формулировать основные итоги урока.

Просит учеников сдать тетради. За работу в них все учащиеся получат оценку.

Сообщает оценки ученикам, активно работающим на уроке, готовившим сообщения, помогавшим учителю в подготовке урока, выставляет оценки в дневники.

Совместно с учителем формулируют основные итоги урока.

Сдают тетради.

Этап стимулирует учеников к здоровому соперничеству.

3 мин

8.Этап информации о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Всем: §80, упражнение 15 задача 3;

Желающим: пользуясь материалом §81 применить 1 закон термодинамики к различным изопроцессам и записать результаты в тетрадь;

Ребятам, посещающим элективный курс: Подумайте, почему не работают «вечные» двигатели изображенные на карточках. (В помощь литература Я. Перельман «Занимательная физика 1»).

Записывают в дневники домашнее задание:

Выполнить два любых пункта из предложенных

При выполнении домашнего задания осуществляется закрепление полученных знаний.

Задание  желающим стимулируют учащихся к самообразованию.

Индивидуальные задания направлены на обучение поиску информации в дополнительной литературе или Интернет.

То есть домашнее задание носит вариативный характер, включает задания на выбор, этим осуществляется дифференцированный подход к ученику.

2 мин

13. Самоанализ урока.

  1. Проведен урок ознакомления с новым материалом (тип урока) по теме « 1 закон термодинамики».

 Тема «1 закон термодинамики» входит в главу «Молекулярная физика. Тепловые явления» ( глава изучается16 ч.).

Согласно новому базисному плану, учитывая профилизацию учебного процесса, количество часов преподавания физики в нашей школе сократилось вдвое. Это делает задачу учителя по наиболее рациональному отбору фактического материала, я также выбору форм и методов обучения еще более ответственной.

Из приведенной характеристики класса следует, что уровень развития и сформированности учебных умений, учащихся достаточно высок, что позволяет поддерживать высокий темп урока, ставить перед учащимися проблему, разрешение которой требует использования ранее полученных знаний.

Проведенный сегодня урок изучения  и закрепления нового восьмой в изучаемой теме.

  1. Урок тесно связан с предыдущими уроками по данной теме. Опирается на знания обучающихся о молекулярном строении вещества, о способах изменения внутренней энергии тела, о законе сохранения и превращения энергии, на понятия: «работа в термодинамике», «количество теплоты», «внутренняя энергия» и знание единиц измерения этих физических величин, умения определять температуру физических тел, на умение составлять формулы и работать с ними.
  2.  Поставленные комплексно (то есть образовательные, развивающие и воспитательные цели связаны между собой), цели урока были достигнуты.

Очевидно, что:

  • ученики повторили материал, связанный с понятиями внутренняя энергия, работа в термодинамике, количество теплоты: буквенные обозначения данных физических величин и  единицы их измерения в СИ;
  • повторили  формулы  расчета количества теплоты выделяемого или поглощаемого при различных процессах (нагревания,  охлаждения, плавления, кристаллизации, парообразования, конденсации);
  • продолжилось формирование умения работы с формулами (преобразование формул, произведение алгебраических расчетов)
  • закреплялось умение оперировать единицами измерения физических величин, рассматриваемых на уроке;
  • продолжалось развитие умения объяснять явления, происходящие в демонстрируемых опытах;
  • на основе имеющихся знаний обучающихся был выведен и усвоен первый закон термодинамики;
  • учащиеся научились применять первый закон термодинамики к теплоизолированной системе; обосновывать на основе 1 закона термодинамики невозможность создания «вечного» двигателя;
  • была подчеркнута всеобщность закона сохранения энергии.
  • ребята учились четко формулировать свои мысли в устной монологической и диалоговой речи;
  • применялись приемы работы с учебником и дополнительной литературой;
  • продолжалось умение определять цели работы, строить определение понятий, формулировки законов;
  • обучающиеся овладевали способами само и взаимоконтроля, само и взаимооценки;
  • развивались сенсорная (восприятие внешнего мира через органы чувств) и  эмоционально- волевая (чувства, переживания от восприятия) сферы личности;
  • продолжалось формирование познавательного интереса к изучению физики через:
  • использование компьютерных технологий (демонстрация в ходе урока компьютерной презентации по теме «Первый закон термодинамики», выполненной учителем);
  • привлечение литературного и научно-популярного материала;
  •  использование принципа историзма;
  • продолжалось формирование навыка работы в микрогруппе, толерантного отношения к окружающим;
  • продолжалось формирование патриотических чувств (чувства гордости за русских ученых),

То есть цели заданы диагностично и спроецированы на ученика.

1. Образовательные:

1.1.  Знания:

  • закрепить понятия: внутренняя энергия, работа в термодинамике, количество теплоты;

                                   формулы  расчета количества теплоты выделяемого или поглощаемого при различных процессах (нагревания,  охлаждения, плавления, кристаллизации, парообразования, конденсации);

  • повторить буквенные обозначения физических величин: внутренней энергии, работы, количества теплоты и  единицы их измерения в СИ;
  •  продолжать развивать умение объяснять явления, происходящие в демонстрируемых опытах;
  •  на основе имеющихся знаний вывести и обеспечить усвоение первого закона термодинамики;
  • научиться применять первый закон термодинамики  к теплоизолированной системе; обосновать на основе 1 закона термодинамики невозможность создания вечного двигателя;
  • подчеркнуть всеобщность закона сохранения энергии.

1.2. Умения:

  • специальные:
  • применение 1 закона к теплоизолированной системе;
  • решение задач на применение 1 закона термодинамики, проведение измерений температуры до и после теплообмена и т.п.
  • общеучебные:
  • четко формулировать свои мысли в устной монологической и диалоговой речи;
  • применять приемы работы с учебником и дополнительной литературой;
  • владение основными видами ответов: пересказ, тематический ответ, сравнительная характеристика, сообщение, доклад;
  • строить определение понятий, формулировки законов;
  • определять цель работы;
  • владение способами само и взаимоконтроля, само и взаимооценки;
  • умение коллективно работать.

2. Развивающие:

Продолжать:

  • Развитие диалоговой и монологовой  речи, мышления;
  • Развитие сенсорной (восприятие внешнего мира через органы чувств) и  эмоционально- волевой (чувства, переживания, от восприятия)  сфер личности;
  • формирование познавательного интереса к изучению физики через:
  • использование компьютерных технологий (демонстрация в ходе урока презентации по теме «Первый закон термодинамики»);
  • привлечение примеров из художественной литературы;
  • с помощью использования принципа историзма;
  • развивать способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, анализировать, классифицировать;
  •  развивать умение выделять цели и способы деятельности, проверять ее результаты, выдвигать гипотезы, строить план эксперимента.

3. Воспитательные:

Продолжать:

  • содействовать формированию мировоззренческой идеи материалистического познания природы;
  • формирование патриотических чувств (чувства гордости за русских ученых)
  • формировать интерес к знаниям на основе привлечения литературного и научно-популярного материала;
  • формировать коммуникативные навыки;
  • воспитывать толерантное отношение к окружающим.
  1.     Методы обучения:

     Общий метод: репродуктивный

         Частные: словесный, словесно – наглядно – практический.

5.  Форма проведения занятия: 

эвристическая беседа, фронтальная беседа, решение задач, работа с опорным конспектом, самостоятельная работа, демонстрационный эксперимент, выполнение заданий теста/

6. Средства обучения: 

                                 1.  Технические средства обучения:

  • Мультимедийный проектор и экран;
  • Компьютер (системный блок, клавиатура, мышка);
  • магнитофон.

  1.  Оборудование, приборы для проведения опытов:
  • стакан с горячей водой;
  • термометр;
  • ложка;
  • монетка;
  • наждачная бумага;

           3.     Дидактический материал и наглядные пособия:

  • опорные конспекты;
  • тексты задания на установление соответствия, тесты;
  • стенд с изображением моделей «вечных» двигателей;
  • плакат с надписью «Perpetuum mobile»;
  • доклады учащихся о Гельмгольце, Майере, Джоуле.
  • аудиокассета с записью слов Ломоносова о законе сохранения энергии.

Другие:

  • наряд мещан, бейджики с именами: Мартын, Бертольд.

  1. Форма организации работы: 

фронтальная, индивидуальная, парами.

  1. Хронометраж

1

Организационный этап

1 мин

2

Мотивационный этап

4 мин

3

Этап подготовки к усвоению нового материала. Актуализация знаний.

4 мин

4

Этап проверки домашнего задания.

7 мин

5

Этап усвоения новых знаний.

20 мин

6

Этап проверки учащимися усвоения нового материала

5 мин

7

Этап подведения итогов урока

3 мин

8

Этап информации о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1 мин

  1. Обоснование используемых методов и средств обучения.
  • Преобладание у учащихся зрительной памяти в сочетании недостаточным развитием наглядно-образного мышления определяет выбор таких средств обучения как демонстрационный эксперимент, работа с опорными конспектами, компьютерная презентация, работа с учебником.
  • Форма организации большей части занятия – эвристическая беседа – выбрана с учетом типа мышления учащихся. Большинство учащихся относится к левополушарным людям, имеющим словесно-логический тип мышления. Цвета на слайдах также подобраны с учетом этого факта: темный фон, светлый текст. Этим объясняется и классическая посадка за партами. Кроме того, беседа позволяет повторить и обобщить ранее изученный материал и организовать успешную деятельность левополушарных учащихся, осуществляя неоднократное повторение материала.
  • Применение на уроке технологии интенсификации обучения Шаталова В. Ф. осуществляется через использование опорных конспектов.
  • Использование данного эпиграфа на уроке  способствует формированию мотивов изучения физики и позволяет ёмко и лаконично обозначить замысел урока.
  • Обеспечение мотивации, подготовка обучающихся к активному и сознательному усвоению материала происходит с помощью небольшого театрализованного отрывка из произведения А.С.Пушкина «Сцены из рыцарских времен».

На этом этапе реализуются  межпредметные связи (с литературой). Дается установка, стимулирующая интерес.

Создается проблемная ситуация, способствующая созданию поисковой ситуации.

  • На этапе актуализации знаний обращается  внимание учащихся на то, что современная жизнь человека невозможна без  знания физики.
  • Активность познавательной деятельности  реализуется через самостоятельное целеполагание и активные действия с объектом изучения.
  • Знания, как  о личных судьбах ученых, так и знания об их опытах и этапах жизни важны для понимания закономерностей, целей и перспектив научного познания. Эти знания содержат в себе много драматичного и поучительного, помогают постигать науку и выбирать свой путь в ней. Поэтому, троим учащимся было дано опережающее задание, и результат его выполнения Вы видите на стенде.
  • Проверка усвоения материала (для определения уровня сформированности знаний учащихся) заданного на дом успешно осуществляется с помощью задания на установление соответствия.
  • Последующая взаимопроверка воспитывает ответственность и помогает формированию коммуникативных навыков, навыков работы в микрогруппе, а в некоторых случаях воспитывает и терпимость, протянутую во времени (толерантность).
  • Материал постоянной рубрики «Физики все еще шутят» помогает поддержать на уроке атмосферу радостного, искреннего общения.
  • Игра «Молчанка» помогает за очень короткое время оценить готовность класса к уроку и убедиться в целесообразности проведения этапа контроля. Применяется на любом этапе урока.
  • Работа с материалом слайдов,  учебником, опорными конспектами обеспечивает восприятие, осмысление и первичное закрепление материала на этапе усвоения новых знаний.
  • На данном уроке продолжается  развитие навыков самообразования - умения  работать с учебником.
  • Заучивание и воспроизведение формулировок закона является одним из моментов новой (инновационной) педагогики, включающей адаптивную систему обучения (центр познавательных усилий школьника приходится на время школьного обучения, поэтому наибольший объём теоретического материала учащиеся запоминают на уроке).
  • На конкретных примерах  обучающиеся применили теоретические знания (к теплоизолированной системе, к идее создания «вечного» двигателя, в решении задач). Продолжилось обучение переносу ранее усвоенных знаний на новые условия работы, планированию решения, развитие мыслительной деятельности.
  • Закрепление нового материала также осуществляется с помощью приема, характеризующегося использованием ложной информации. Дети поставлены в положение сыщиков. Информация, которая получена таким путем, очень эффективно усваивается.
  • С помощью примера из художественной литературы успешно осуществлялось создание новых образов в организации мыслительной деятельности и воображения учащихся. Привлечение текстов из художественной литературы важно  для формирования мотивов изучения физики и создает у ребят положительный эмоциональный фон.
  • Принцип наглядности использовался на уроке для успешной учебной деятельности правополушарных учащихся.
  • В течение урока осуществлялся индивидуальный подход к слабым учащимся.
  • Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в измененной ситуации происходит в ходе выполнения заданий теста, для того, чтобы учитель получил достоверную информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения, чтобы в дальнейшем устранить обнаруженные пробелы.
  • Похвала, комментарии учителя вызывают положительные чувства в связи с проделанной работой.
  • Этап подведения итогов (выставление оценок) стимулирует учеников к здоровому соперничеству.
  • На этапе информации о домашнем задании был проведен инструктаж по его выполнению. Надеюсь, что при выполнении домашнего задания осуществится закрепление полученных знаний.

Задание  желающим стимулируют учащихся к самообразованию. Индивидуальные задания направлены на обучение поиску информации в дополнительной литературе или Интернет. Очевидно, что домашнее задание носит вариативный характер, включает задания на выбор, этим осуществляется дифференцированный подход к ученику.

  • Данное распределение времени рационально и соответствует направленности всех этапов урока на основной этап: этап усвоения новых знаний.

Хотелось бы отметить следующее:

Мне удалось выдержать запланированный стиль общения с учащимися: стиль радостного сотрудничества, в некоторых ситуациях стиль делового общения. Диалог между мной и учащимися считаю успешным. Отношение учителя и учеников друг к другу носило позитивный характер. Я и, надеюсь, мои ученики удовлетворены результатами нашего взаимодействия на уроке.

  1. Я старалась, чтобы моя речь была грамотной, логичной, эмоциональной;
  2. Эффективно были использованы в работе средства наглядности;
  3. Развивалась речевая культура (монологовая речь) учащихся;
  4. На уроке реализовывались межпредметные связи с литературой и математикой;
  5. Мне удалось гармонически сочетать на уроке словесные, наглядные и практические методы преподавания;
  6. Считаю свои требования, предъявляемые к ученикам на протяжении урока, достаточно четкими, ясными и последовательными;
  7.  Дисциплина на уроке была хорошая;
  8. Задания, которые я ставила перед школьниками, организованно и успешно ими выполнялись;
  9. Считаю степень своей готовности к уроку высокой;
  10. Мне удалось весьма успешно управлять классным коллективом в процессе проведения урока;
  11. Достигнуты цели в работе над усвоением обучающимися понятийного содержания предмета;
  12. Думаю, что на уроке эффективно развивался у учащихся познавательный интерес к предмету; познавательную деятельность можно считать успешной;
  13. Формировалось понимание важности получаемых знаний и умений;
  14. Считаю обучающую деятельность преподавателя в целом успешной.

Сочетание разных форм работы позволяет учащимся переключать свое внимание, чередовать виды деятельности, что снижает возможность переутомления.

Отбор содержания, его структурирование, а также подобранные методы, средства и организационная форма урока соответствуют задачам урока, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний и умений учащихся, возрастным особенностям обучающихся, что позволило  достичь высокого уровня реализации поставленных целей. 

Мне кажется, что урок получился интересным, ярким, художественное слово и образы положительно повлияли на эмоциональное состояние детей. А эмоции, по наблюдениям психологов, связаны с творческой деятельностью. Воздействием на чувства, эмоциональную сферу личности можно стимулировать ее творческую активность. Что на данном этапе развития образования и изучения предмета в сегодняшних условиях очень важно.

В конце своего выступления хочу представить Вашему вниманию притчу Сократа:

«Три человека тащат тяжелые камни в город. Пот катится со всех троих.

Одного спросили:

-Что ты делаешь?

-Тащу эту проклятую ношу.

Второго спросили:

-Что ты делаешь?

-Зарабатываю на хлеб себе и семье, - бодро ответил он.

Третий на тот же вопрос улыбнулся:

- Строю замечательный храм, который простоит века на радость людям и в утешение им!»

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изучения нового материала в 6 классе по теме "Местоимение как часть речи"

Урок изучения нового материала в 6 классе по теме "Местоимение как часть речи"...

Презентация к уроку изучения новой темы в 10 классе по теме "Жиры"

Презентация к уроку изучения новой темы в 10 классе по теме "Жиры"...

Урок изучения нового материала в 6 классе "Признаки делимости на 2,5 и 10"

Данный урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. В разработке указаны не только цели урока и задачи, но результаты.Цели (задачи) урокаобразовательные: познакомить с признаками делимости на 2, ...

Презентация, урок изучения нового материала "Закон Всемирного тяготения".

В данной презентации отображен урок изучения нового материала по теме "Закон Всемирного тяготения. Вначале приводятся вопрсы повторения раннее изученного материала в формате ГИА. Затем выдвигается про...

Презентация для урока изучения нового материала в 8 классе "Часовые пояса России"

Презентация для урока изучения нового материала в 8 классе "Часовые пояса России". Материал презентации иллюстрирует рассказ учителя, помогает раскрыть основные понятия темы. Даются правила вычисления...

Презентация к уроку изучения нового материала в 5 классе по теме "Прямоугольник" (исследовательская деятельность)

Презентация предназначена для организации и фиксирования результатов исследовательской деятельности и последующей рефлексии (в контексте урока)...