Презентация, урок изучения нового материала "Закон Всемирного тяготения".
презентация к уроку по физике (9 класс) по теме
В данной презентации отображен урок изучения нового материала по теме "Закон Всемирного тяготения. Вначале приводятся вопрсы повторения раннее изученного материала в формате ГИА. Затем выдвигается проблема, как можно определить массу нашей планеты? На конкретных примерах показан вывод и применение закона Всемирного тяготения. В конце урока ребята способны решить проблему определения массы Земли. В конце урока предлагается небольшое тестирование по новой теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zakon_vsemirnogo_tyagoteniya._novyy_pptx.pptx | 2.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока Изучить закон всемирного тяготения; показать его практическую значимость; показать универсальный характер закона всемирного тяготения; шире раскрыть понятие взаимодействия тел; ознакомить учащихся с областью действия гравитационных сил.
Задачи урока Рассмотреть историю открытия закона; сформировать понятие гравитационных сил; добиться усвоения закона всемирного тяготения; познакомиться с опытным определением гравитационной постоянной; закрепить изученную тему при решении качественных и расчетных задач.
Домашнее задание § 15, ответить на вопросы, № 1 69 , 17 0 .
1 . На рисунке представлен график зависимости модуля скорости тела от времени для прямолинейно движущегося тела. Равнодействующая всех сил, действующих на тело, равна нулю На участках AB и СВ На участках ОА и ВС Только на участке BC Только на участке ОА
2 . Через неподвижный блок перекинута невесомая нерастяжимая нить, к концам которой подвешены грузики равной массы m. Чему равна сила натяжения нити? 0,25 mg 0,5 mg mg 2 mg
3 . На рисунке показан график изменения скорости парусной лодки с течением времени. Масса лодки 200 кг. Какая сила действует на лодку в промежуток времени от 0 до 2 с? 1. 800 Н 2. 300 Н 3. 100 Н 4. 200 Н
4 . На рис.А показаны направления скорости и ускорения тела в данный момент времени. Какая из стрелок (1-4) на рис.Б соответствует направлению результирующей всех сил, действующих на тело. 1. 1 2. 2 3. 3 4. 4
5 . Под действием равнодействующей силы, равной 5 Н, тело массой 10 кг движется 1. равномерно со скоростью 2 м/с 2. равномерно со скоростью 0,5 м/с 3. равноускоренно с ускорением 2 м/с 2 4. равноускоренно с ускорением 0,5 м/с 2
6 . Парашютист спускается вертикально с постоянной скоростью 2 м/с. Систему отсчета, связанную с Землей, считать инерциальной. В этом случае 1. вес парашютиста равен нулю 2. сила тяжести, действующая на парашютиста, равна нулю 3. сумма всех сил, приложенных к парашютисту, равна нулю 4. сумма всех сил, действующих на парашютиста, постоянна и не равна нулю
7 . Полосовой магнит массой m поднесли к массивной стальной плите массой M. Сравните силу действия магнита на плиту F 1 с силой действия плиты на магнит F 2 . 1. F 1 = F 2 2. F 1 > F 2 3. F 1 < F 2 4.
8 . Самолет летит по прямой с постоянной скоростью на высоте 9 000 м. Систему отсчета, связанную с Землей, считать инерциальной. Какое из следующих утверждений о силах, действующих на самолёт в этом случае, верно? 1 На самолет не действует сила тяжести. 2. Сумма всех сил, действующих на самолет, равна нулю. 3. На самолет не действуют никакие силы. 4. Сила тяжести равна силе Архимеда, действующей на самолет
Вспомним 1. Что называется свободным падением? 2. Что такое ускорение свободного падения? 3. Почему в воздухе кусочек ваты падает с меньшим ускорением, чем железный шарик? 4. Кто первым пришел к выводу о том, что свободное падение является равноускоренным движением? 5. Действует ли сила тяжести на подброшенное вверх тело во время его подъема. 6. А почему все тела падают на Землю?
Как определить массу Земли? Проблема:
· Датский астроном Тихо Браге (1546-1601), долгие годы наблюдавший за движением планет, накопил огромное количество интересных данных, но не сумел их обработать. · Иоганн Кеплер ( 1571-1630) используя идею Коперника о гелиоцентрической системе и результаты наблюдений Тихо Браге, установил законы движения планет вокруг Солнца, однако и он не смог объяснить динамику этого движения. · Исаак Ньютон открыл этот закон в возрасте 23 лет, но целых 9 лет не публиковал его, так как имевшиеся тогда неверные данные о расстоянии между Землей и Луной не подтверждали его идею. Лишь в 1667 году, после уточнения этого расстояния, закон всемирного тяготения был наконец отдан в печать. Как был открыт закон всемирного тяготения. Из истории физики…
Примеры проявления: 2. Луна вокруг Земли 3. Планеты вокруг Солнца. 1.Падение тел на землю. 4. Приливы и отливы.
Был летний день. Исаак Ньютон любил размышлять, сидя в саду. Предание сообщает, что размышления Ньютона были прерваны падением налившегося яблока. Без обдумывания, без предварительных логических рассуждений в мозгу его блеснула мысль, что падение яблока и движение планет по своим орбитам, движение Луны вокруг Земли, приливы и отливы должны подчиняться одному и тому же универсальному закону. Он тут же сформулировал гипотезу о законе всемирного тяготения. Как всё произошло?
Рассуждения Ньютона По 2 закону Ньютона F=ma, F ~ m По 3 закону Ньютона F 1 = F 2 Следовательно Сравнил расстояние от Земли до Луны Сравнил ускорение свободного падения на Земле с центростремительным ускорением Луны
Закон всемирного тяготения Сила взаимного притяжения двух тел прямо пропорциональна произведению масс этих тел и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними. G – гравитационная постоянная m 1 – масса одного тела m 2 - масса другого тела r – расстояние между ними
Каждое тело массой М создает вокруг себя поле, которое называют гравитационным. Гравитационное взаимодействие – это взаимодействие, свойственное всем телам Вселенной и проявляющееся в их взаимном притяжении друг к другу. Гравитационное поле – особый вид материи, осуществляющее гравитационное взаимодействие. Запомни, что …
Эксперимент Кавендиша Английский физик Генри Кавендиш определил, насколько велика сила притяжения между двумя объектами. В результате была достаточно точно определена гравитационная постоянная, что позволило Кавендишу впервые определить и массу Земли.
Гравитационная постоянная Физический смысл гравитационной постоянной: Гравитационная постоянная численно равна силе, с которой притягиваются две частицы с массой по 1 килограмму каждая, находящиеся на расстоянии 1 метр друг от друга. G = 6,67 • 10 -11 Н • м 2 /кг 2
Можно ли найти массу Земли? Проблема:
Действие сил: Силы тяготения или гравитационные силы, действующие между двумя телами: -1.дальнодействующие; - для них не существует преград; -2. направлены вдоль прямой, соединяющей центры тел; - 3.равны по величине; - противоположны по направлению.
УСЛОВИЯ ПРИМЕНИМОСТИ ЗАКОНА ВСЕМИРНОГО ТЯГОТЕНИЯ 1. Если размеры тел много меньше, чем расстояния между ними; Материальные точки m 1 m 2 r
УСЛОВИЯ ПРИМЕНИМОСТИ ЗАКОНА ВСЕМИРНОГО ТЯГОТЕНИЯ 2. Если оба тела шары и они однородны; Однородные шары m 1 m 2 r
УСЛОВИЯ ПРИМЕНИМОСТИ ЗАКОНА ВСЕМИРНОГО ТЯГОТЕНИЯ 3 . Если одно тело большой шар , а другое находится вблизи него на расстоянии h R h
Применение Ярчайшим примером применения закона всемирного тяготения является. запуск искусственного спутника Земли Спутник все время находится на равном расстоянии над поверхностью Земли. Земля притягивает одинаково на всех направлениях.
Применение В астрономии закон всемирного тяготения является фундаментальным, на основе которого вычисляются параметры движения космических объектов, определяются их массы. Предсказываются наступления приливов и отливов морей и океанов. Определяются траектории полета снарядов и ракет, разведываются залежи тяжелых руд. Одно из проявлений всемирного тяготения – действие силы тяжести. F т = m g
Знаете ли вы, что? Притяжение электрона к протону в атоме водорода - 0, 000 000 000 02 Н. F=2 . 10 -11 Н Тяготение между Землей и Луной – 200 000 000 000 000 000 000 Н F=2 . 10 20 Н Тяготение между Солнцем и Землей – 35 700 000 000 000 000 000 000 Н. F=3,57 . 10 22 Н
Сила тяготения зависит от массы тел и расстояния между центрами этих тел. Два тела массами по 1 тонне, находясь на расстоянии 1 метр друг от друга, притягиваются с силой 0,0000667 Н. F=6,67 . 10 -5 Н Два человека м а ссами по 60 кг, притягиваются с силой 30 нН. F=3 . 10 -10 Н
Открытие «на кончике пера» В 1781 году Гершель открыл планету Уран. 23 сентября 1846 года Джон Адамс и Урбан Леверье открыли новую планету Нептун, используя закон Всемирного тяготения. В 1930 году американский астроном Томбо открыл последнюю планету солнечной системы – Плутон.
Вращение планет вокруг Солнца
34 1.Почему мы замечаем силу притяжения всех тел к Земле, но не замечаем взаимного притяжения между самими этими телами? 2.Притягивает ли Землю стоящий на ее поверхности человеке? Летящий самолет? Космонавт, находящийся на орбитальной станции? 3. Почему предметы, находящиеся в комнате, несмотря на их взаимное притяжение, не приближаются друг к другу? 4.Действует ли на вас сила притяжения к Солнцу? Ответьте на вопросы
35 Что нужно сделать, чтобы увеличить силу тяготения между двумя телами? Как изменится сила гравитационного взаимодействия, если массы взаимодействующих тел увеличить в 2 раза каждое? Как изменится сила гравитационного взаимодействия, если расстояние между телами увеличить в 3 раза? Два маленьких шарика массой m каждый находятся на расстоянии r друг от друга и притягиваются с силой F. Какова сила гравитационного притяжения двух других шариков, если масса одного З m , масса другого — m/3 , а расстояние между их центрами З r ? Ответьте на вопросы
Домашнее задание § 15, ответить на вопросы, № 1 69 , 17 0 .
Free Powerpoint Templates Спасибо за урок!
Тестирование 1 . Известно, что масса Луны примерно в 81 раз меньше массы Земли. Сила с которой Земля притягивает Луну равна , 2 . 10 20 Н а сила с которой Луна притягивает Землю а) равна 2 . 10 20 Н в) меньше в 9 раз б) равна 81 . 10 20 Н г)меньше в 81 раз 2. Комета находилась на расстоянии 100 млн. км от Солнца При удалении кометы от Солнца на расстояние 200 млн. км сила притяжения, действующая на комету а) уменьшилась в 2 раза в) уменьшилась в 8 раз б) уменьшилась в 4 раза г) не изменилась
Тестирование 3. На рисунке приведены условные изображения Земли и Луны, а также вектор F Л силы притяжения Луны Землей. Известно, что масса Земли примерно в 81 раз больше массы Луны. Вдоль какой стрелки (1 или 2) направлена и чему равна по модулю сила, действующая на Землю со стороны Луны? а) вдоль 1, равна F Л б) вдоль 2, равна F Л в) вдоль 1, равна 81 F Л г) вдоль 2, равна
Тестирование 4. Как изменится сила притяжения между телами с увеличением расстояния между ними в 2 раза? а) . Увеличится в 2 раза в) Уменьшится в 2 раза б) . Уменьшится в 4 раза г) увеличится в 4 раза 5. Как изменится сила притяжения между телами с увеличением массы каждого из тел в 3 раза? а) . Увеличится в 3 раза в) Уменьшится в 9 раза б) . Уменьшится в 3 раза г) увеличится в 9 раза
Тестирование 6 . Два маленьких шарика массой m каждый находятся на расстоянии r друг от друга и притягиваются с силой F. Какова сила гравитационного притяжения двух других шариков, если масса одного З m , масса другого — m/3 , а расстояние между их центрами З r ? а) F/3 в) 3F б) F/9 г) 9F 7 . Два тела равной массы по 1 кг взаимодействуют с силой 6,67 10-11 Н. На каком расстоянии находятся тела? а) 1 м б) 10м в) 100м г) 1 км
Критерий оценок «2» - менее 4 заданий «3» - 4 – 5 заданий «4» - 6 заданий «5» - 7 заданий
Free Powerpoint Templates Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока :”Сила гравитации Закон Всемирного тяготения”
Урок с элементами исследовательской деятельности с использованием “Живой физики”...
Урок по теме "Сила Всемирного тяготения"
Урок провидится в форме групповой работы. Каждая группа учащихся получает своё задание, выполняет его и представляет результаты своей работы....
Урок Законы Кеплера. Закон Всемирного тяготения.
Данная разработка урока физики "Законы Кеплера. Закон Всемирного тяготения" позволяет изучить данную тему в ходе групповой работы. Такой метод изучения нового материала детям очень нравится. Они сами ...
Слайд презентация для урока по физике "Закон Всемирного тяготения"
Современные требования к преподованию физики изменяют подход к деятельности и содержанию предмета. Презентация используется при изучении темы "Закон Всемирного тяготения".Позволяет более полно раскрыт...
модульный урок по теме "Закон всемирного тяготения"
Модульный урок предназначен для 9 класса. Задания можно давать по уровню сложности. Представлена примерная система оценивания по баллам. Можно сделать свою, смотря какой уровень класса....
Разработка урока по теме Сила всемирного тяготения
Представлен полный план-конспект урока по теме с вопросами для актуализации знаний и настройки детей для восприятия нового материала. Предложен качественный вывод закона всемирного тяготения. Предлога...
Презентация "Силы в природе, закон всемирного тяготения".
Презентация по физике для 10 класса....