Урок по теме:Направление процессов в природе.2 закон термодинамики.10 класс
план-конспект урока по физике (10 класс) по теме
Урок физики в 10 классе. Термодинамика. Метопредметный,с использование системно-деятельностного подхода в соответствии с ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Метопредметный урок 10 класс | 68 КБ |
Презентация к уроку | 931.09 КБ |
Предварительный просмотр:
План карта
Урок физики в 10 классе.
Тема урока: Направление процессов в природе. Хаос и порядок.2 закон Термодинамики.
Тип урока: формирование нового знания
Цели деятельности учителя:
- познакомить учащихся с направлением процессов в природе;
- обеспечить условия для получения учащимися знаний порядке ,хаосе и механизме связывающем эти понятия.
- на основании полученных знаний сформулировать 2- закон термодинамики
обеспечить условия для закрепления основных понятий в устной и письменной форме;
- формировать умения самостоятельно конструировать свои знания.
Планируемые результаты (оперативные цели в когнитивной области):
предметные:
- уметь формулировать понятия поядок, хаос,необратимые процессы,энтропия;
- знать формулировку 2 закона Термодинамики
- наблюдать и описывать физические явления, для объяснения которых необходимо представление о 2 законе термодинамики;
- уметь словесно интерпретировать закон ,а также объяснять невозможность создать вечный двигатель;
- формирование целостной научной картины мира;
- овладение умениями формулировать гипотезы, оценивать полученные результаты;
личностные (оперативные цели в аффективной области на языке наблюдаемых действий):
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.
Оборудование: учебник, тетрадь, доска ,проектор, ПК и презентация, тексты для работы,
Дидактические средства: демонстрация направления процессов – математический маятник.стаканы с монетками, стакан с водой и краска в порошке, тексты для работы.
Ход урока
- Организационный момент
Приветствие. Определение готовности класса к уроку и отсутствующих на уроке.
- Постановка учебных задач целей урока
Познавательные УУД: формулируют ответы на вопросы учителя в устной/письменной речи; выполняют задания для актуализации собственных знаний в соответствии с планируемыми результатами обучения; систематизация и организация информации о давлении и силе.
Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной и письменной форме; слушают и понимают физический смысл речи других учащихся класса и учителя.
Регулятивные УУД: определяют и формулируют тему и цель своей деятельности на уроке с помощью учителя.
учатся высказывать свои предположения (версии); принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа или выполнения действия.
1. Создание проблемной ситуации:
Учитель показывает отрывок видео клипа группы Enigma «Return To Innocence.» Вопросы учащимся:
- Что необычного в этом клипе?
-Почему так не могут идти процессы в природе?
-Что этому мешает? Какую проблему поднимает этот клип этот клип?
-Как мы сформулируем тему урока?(работа в группах по 4 человека)
1 слайд- тема урока.
-Давайте определимся с целями( сначала сами в группе по 4, потом помощь учителя)
2 слайд -цели для учеников
- Этап «актуализация»
Познавательные УУД: делают выводы, отличая факт от гипотезы, в результате совместной работы класса и учителя; предлагают разнообразные способов решения познавательных задач (анализ, синтез, обобщение в выводах); используют знаково-символьную информацию.
Личностные УУД: понимают ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности.
Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной и письменной форме; слушают и понимают речь других.
Регулятивные УУД: учатся высказывать свои предположения (версии); принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа или выполнения действия
Вопросы учителя: ( Работа с тетрадью в парах )
3 слайд
Давайте вспомним закон сохранения энергии в природе, и первый закон термодинамики .
Закон сохранения определяет направление процессов в природе ?
Он позволяет любые переходы энергии или нет?
VI. Этап «создания» нового знания
Личностные УУД: понимают ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности.
Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной и письменной форме; слушают и понимают речь других.
Познавательные УУД: делают выводы в результате совместной работы класса и учителя; ориентируются на разнообразие способов решения познавательных задач.
Регулятивные УУД: учатся высказывать свои предположения (версии); принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа или выполнения действия.
Ученики-работа по 4 чел. В группе ( см. ниже) . Учитель-консультант.
Выступление каждой группы.
Обобщение новых знаний:
5 слайд Схема: обратимые и необратимые процессы
Необратимые - протекают самопроизвольно только в определенном направлении. Обратимые протекают при совершении работы.
6 слайд Вывод: Все процессы в мире естественным образом идут в определенном направлении.
7 слайд
Порядок — это упорядоченное расположение предметов , не допускающее неопределенности.
Хаос — это противоположность порядку, то есть абсолютная неупорядоченность.
8 слайд Примеры порядка и хаоса
Что первично хаос или порядок?
9 слайд Вывод: Все процессы идут от порядка к хаосу .
Учитель:
Что легче создать порядок или хаос?
Что легче созидать или разрушать?
10 слайд Учитель:
Прочитайте статью Ландау до « вечного двигателя» и ответе на вопросы:
Как получить работу?
Всегда ли можно забрать энергию у тела? Какие для этого нужны условия?
Найдите в тексте формулировку закона о направлении тепловых процессов?
Ученики : работа в группах по 4 человека.
11 слайд формулировка Клаузиуса и ее объяснение учителем
- Этап применения нового знания
Регулятивные УУД: работают по предложенному учителем плану.
Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной и письменной форме; слушают и понимают речь других.
- слайд
Вопросы для закрепления:
1.Можно ли пользоваться ветряным двигателем, если температура атмосферного воздуха одинакова?
2. Почему мы не используем тепловую энергию океана?
3.Выполняется ли правило необратимости для трех молекул?
13 слайд-Дополнительные задания
1.Задание парадокс Максвелла: в чем нарушение закона?
2.Прочитайте вторую часть статьи Ландау и ответе на вопрос
-Почему нельзя создать вечный двигатель?
VIII -Итоги урока. Рефлексия.
Коммуникативные УУД: стоят понятные высказывания для окружающих; строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные УУД: обобщают имеющиеся знания по теме.
Регулятивные УУД: выделяют и осознают, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
14 слайд
Какие из поставленных в начале урока задач, выполнил?
Закончите фразу На этом уроке я обнаружил, что….
Мне было трудно………
Что осталось непонятно?
Напишите это на листочке и отвечу на следующий урок.
15 слайд
Домашнее задание: § 80,81,упр.15( 6,7,8)
Задания по группам:
Задание группе №1 прочитать п.80.Посмотрите на опыты и ответе на вопросы( работа в группах по 4 человека) Что произойдет если:
-Бросить камень в воду
- насыпать краску в воду
-соединить водород и кислород
- оставить стакан с горячей водой в комнате
- Не остановить политические процессы на Украине?
- Могут ли они самостоятельно пойти в обратном направлении?
-Сформулировать понятие необратимых процессов .
-Сформулировать причину необратимости процессов.
2 группа Прочитать п.80
Рассмотрите предложенные ситуации, объясните происходящие явления.
Для выполнения задания группа использует лабораторное оборудование.
a)
Груз на нити совершает колебания.
Что изменилось бы, если колебания совершались бы в вакууме?
б)
Сосуд разделен перегородкой. В первой половине находится газ, во второй – вакуум. Что произойдет, если перегородку убрать? Вернется ли газ самопроизвольно через некоторое время в половину 1?
в)
Сравните две ситуации и сделайте вывод.
1. Два тела привели в соприкосновение. Укажите направление теплопередачи. Может ли самопроизвольно теплота передаваться в обратном направлении?
2.В стакан с водой опустили кусочек марганцовки. Через некоторое время получился равномерно окрашенный раствор. Может ли снова образоваться кусочек марганцовки самостоятельно?
3 группа прочитайте п.80
- А есть ли такие процессы , что могут самостоятельно повернуть назад?
- Что нужно сделать чтобы повернуть их обратно?
-И так как мы назовем эти процессы. Сформулируйте свою версию.
-Приведите примеры подобных процессов в разных областях науки .
Попробуйте ,своими словами, сформулировать закон термодинамики о направлении тепловых процессов.
4 группа прочитайте п.81 стр.224-225, и стр 230.
Сформулируйте определения что такое макро состояние?
Что такое микро состояние?
Что такое порядок и хаос?
Какое состояние более естественно для системы?
В каком направлении идут самостоятельно процессы?
Приведите примеры перехода порядка в хаос.
Проведите эксперимент с монетками сложите аккуратно сбоку монетки и потрясите стакан, попытайтесь добиться чтобы монетки вернулись в исходное состояние? Почему они не вернулись?
Подписи к слайдам:
Все процессы в мире
естественным образом
протекают
в
одном
определенном направлении.
2 закон Термодинамики
Невозможен процесс, единственным результатом
которого была бы передача
теплоты от холодного тела к
горячему
(
Клаузиус
)
Цели урока
:
1. Выяснить
направление
процессов в природе;
2. Определить механизм движения процессов;
3. Сформулировать второй закон Термодинамики
.
Виды процессов в природе
Необратимые
- протекают самопроизвольно только в определенном направлении.
Обратимые
протекают при совершении работы.
:
Все процессы в природе стремятся к
с
остоянию максимального беспорядка,
к
максимальной энтропии.
Домашнее задание
п.80,81,упр.15(10.11)
Спасибо за работу!
Направление процессов в природе
2 закон Термодинамики
На этом уроке я обнаружил, что…
Мне было трудно….
Напишите на отдельном
листочке,ч
то
осталось непонятно и сдайте учителю.
международного
общения и как средство изучения географических процессов и явлений;
- овладение навыками презентации своей деятельности по решению учебных и прикладных задач;
- овладение приемами обеспечения собственной безопасности и правилами поведения при возникновении различных видов стихийных природных явлений.
Достижение
метапредметных
планируемых результатов
:
- ставить учебные цели и задачи;
- планировать способы и пути достижения учебных и прикладных целей;
- выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- корректировать свои действия в связи с изменением условий обучения и труда;
- оценивать правильность выполнения учебных и иных задач;
- уметь работать с различными источниками информации, классифицировать и обобщать, выявлять аналогичные процессы и явления, делать выводы и умозаключения;
- вырабатывать и применять условные знаки, модели и схемы, диаграммы и картодиаграммы для решения и оформления учебных и познавательных задач;
- получать информацию в результате смыслового прочтения текста;
-работать в группе по решению общих учебных задач;
- использовать устную и письменную речь для аргументированного отстаивания своей точки зрения, своих выводов и умозаключений;
-владеть информационно-коммуникационными технологиями получения и обработки информации;
- применять ИКТ- компетенции для решения учебных задач и задач прикладного характера;
- владеть первичными навыками
учебно
- исследовательской и проектной деятельности.
Достижение
личностных
планируемых результатов
:
-воспитание патриотизма и любви к своей Родине;
-воспитание чувства ответственности за качество жизни своего народа, развитие своего родного края;
- готовность к самообразованию и саморазвитию;
- мотивация на обучение и способность к выстраиванию индивидуальной образовательной территории;
- формирование научного мировоззрения на основе современных достижений науки и техники;
-формирование уважительного и доброжелательного отношения к культуре, религии и образу жизни других народов России и мира;
- обучение навыкам коммуникативной компетентности;
-получение навыков адекватного индивидуального и коллективного поведения с целью обеспечения безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- воспитание экологической культуры и развитие экологического мышления.
Порядок
— это упорядоченное расположение предметов , не допускающее неопределенности
.
Хаос
— это противоположность порядку, то есть абсолютная неупорядоченность.
Виды процессов в природе
Необратимые - протекают самопроизвольно только в определенном направлении.
Обратимые
протекают при совершении работы.
Print master
На этом уроке я обнаружил, что….
Мне было трудно………
Что осталось непонятно?
:
Задание на повторение:
Давайте вспомним закон сохранения энергии в природе, и первый закон термодинамики .
Он определяет направление процессов в природе ?
Закон позволяет любые переходы энергии или нет?
Можно ли пользоваться ветряным двигателем, если температура атмосферного воздуха была бы везде одинакова?
2. Почему мы не используем тепловую энергию океана?
3.Выполняется ли правило необратимости для трех молекул?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация и конспект урока на тему: "Кто стоит на страже закона"(7 класс, обществознание)
Конспект и презентация открытого урока обществознания в 7 классе. Тема : Кто стоит на страже закона....
Урок - диспут по теме "Человек и природа" в 11 классе
Урок в форме диспута повышает мотивацию учащихся ,заставляет мыслить ,развивает речевую и коммуникаттивную культуру ,позволяет глубоко осмыслить художественное произведение ,в данном случае повествова...
Разработка урока по теме "Направление тока и направление линий его магнитного поля". 9 класс
Материал содержит презентацию, проверочную работу и задачи для закрепление материалаурока по теме "Направление тока и направление линий его магнитного поля".Задачи из учебного пособия: Контрольные и с...
Урок по теме «Направления и пути макроэволюции»
Урок по теме «Направления и пути макроэволюции»...
Конспект урока на тему: Кто стоит на страже закона? 7 класс
Цель : 1) ознакомить учащихся с правоохранительными органами РФ ; 2) развивать у учащихся мыслительные способности, умения работать с...
план-конспект урока по географии на тему: Особенности природы Африки 7 класс
Цели: изучить особенности АфрикиОборудование: карты атласа, презентация Особенности природыХод урока 1. Изучение нового материала по плану приложений учебника на с. 313 на каждый пункт плана, исп...
план-конспект урока по географии на тему: Особенности природы Африки 7 класс
Цели: изучить особенности АфрикиОборудование: карты атласа, презентация Особенности природыХод урока 1. Изучение нового материала по плану приложений учебника на с. 313 на каждый пункт плана, исп...