Конспект урока на тему: Кто стоит на страже закона? 7 класс
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) по теме

Цель : 1) ознакомить учащихся с правоохранительными органами РФ ;

           2) развивать у учащихся мыслительные способности, умения работать с

               документами.

           3) воспитывать чувство гражданственности, способствовать лучшей

               социализации подростков.

 

План урока:

1. Повторение изученного материала.

         - решение кроссвордов (индивидуально)

         - составление схемы  (у доски)

         - вопросы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  №12                                                                        7-А «__»________2015г                                                                                             7-Б «__»________2015г

Тема: Кто стоит на страже закона.

Цель : 1) ознакомить учащихся с правоохранительными органами РФ ;

           2) развивать у учащихся мыслительные способности, умения работать с

               документами.

           3) воспитывать чувство гражданственности, способствовать лучшей

               социализации подростков.

План урока:

1. Повторение изученного материала.

         - решение кроссвордов (индивидуально)

         - составление схемы  (у доски)

         - вопросы

2. Изучение нового материала.

     1. Какие органы называют правоохранительными

     а) прокуратура

     б) таможня

     в) федеральная служба безопасности

     г) суды

     д) милиция

3. Работа с документом.

4. Закрепление нового материала. Работа с кроссвордом.

                                                    Ход урока.

Слайд 2.

1) Вопросы для повторения:

    - назовите основные группы прав человека.

        (гражданские, политические, экономические, социальные, культурные)

    - что такое закон?

      (нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определённом, особом порядке органом законодательной власти или референдумом и регулирующий наиболее важные общественные отношения;

   Правило поведения, принятое государством ).

  - почему нужно соблюдать законы?

      ( порядок нужен, чтобы люди могли реализовать свои права)

Слайд 3.

2) Работа со схемой у доски.

                                        Правонарушения

           Преступления                                               Проступки

   1) против жизни и здоровья ч-ка;     1) мелкое хулиганство;

   2) пр-в чести и достоинства ч-ка;    2) нарушение различных правил

   3) пр-в собственности;                           общественного порядка;

   4) пр-в прав и свобод граждан;         3) вред чужому имуществу;

                                                                 4) нарушение дисциплины по

                                                                     месту работы или  учёбы;

Слайд 4.

Какие органы называют правоохранительными.  (схема)

В тетрадь записать:

   Правоохранительные – это органы, основной целью деятельности которых  является защита прав и свобод граждан, прав и законных интересов юридических лиц (организаций, предприятий).  

Слайд 5.

 

Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законов, возбуждает уголовные дела, поддерживает обвинения в суде и представляет государственные интересы в судебном порядке.

 В нач. 18 в. в период правления Петра1 была введена должность генерал - прокурора.(«око государево»).

Слайд 6.

 Таможня следит за законностью перемещений товаров через границу.

      Вопрос: как вы считаете, действительно необходимы таможенные

                     пункты на границах нашего государства?

                    ( на таможне чувствует себя спокойно тот, кто не

                     нарушает закон)

Слайд 7.

Федеральная служба безопасности (ФСБ) борется с терроризмом,

шпионажем и другими преступлениями против государства.

Слайд 8.

 

Суды осуществляют правосудие и обеспечивают законность в обществе.

Долгое время роль судьи, как правило, выполняли уважаемые люди, правители территорий, которые имели и другие обязанности, что значительно затрудняло судопроизводство. Поэтому обязанности правителя и судьи были разделены, и появилась особая должность – судья.  Во все времена был вопрос: как же судить по праву, по совести?

 

    Работа с текстом учебника (стр. 78-79), рубрика «Уроки прошлого».

Вопрос:  - что вам понравилось в Афинском суде?

Слайд 9.

 Фемида - символ правосудия.

В древнегреческой мифологии  богиня  правосудия. Фемиду иногда изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с мечом и весами в руках. Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершённые человеком при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Меч в руках Фемиды — символ возмездия. Он обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает.

Слайд

          10

 

Все государства в разные исторические эпохи стремились по-своему решить вопрос о справедливой организации правосудия.  Со временем был выработан принцип правосудия – презумпция невиновности :

   « …обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке».

Именно от суда ждут принятия законного и обоснованного решения по делу. Это налагает особую ответственность – от решения суда всегда зависит человеческая судьба.

      Согласно российским законам судьей может быть только человек, имеющий юридическое образование. Он должен быть честным, смелым, принципиальным, с твёрдым характером и развитым чувством справедливости. Но даже тому, кто соответствует перечисленным качествам, не удастся стать судьёй, если он совершил «порочащие его поступки».    

    ( Вспомним слова одного литературного героя: «Береги платье с

     нову, а честь с молоду» ).

 

Ст. 120 Конст. РФ гласит: «Судьи независимы и подчиняются только

Конституции РФ и  закону».

Это означает, что при рассмотрении конкретного дела никто и ничто не может заставить судью принять решение, которое противоречит закону и принципам справедливости. Вмешательство в деятельность суда, даже с добрыми намерениями ведет к нарушению законности.

 В настоящее время в нашей стране по Конституции РФ в судебную систему возвращен суд присяжных. ( Вводился по реформе 1864г. имп. Александром II;   стремление водворить на земле  «суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных»).

   Суд присяжных состоит из профессионального судьи и 12 представителей народа, которых называют присяжными заседателями.

Суды присяжных рассматривают уголовные дела по тяжким и особо тяжким преступлениям. Выносят вердикт «виновен», « не виновен», «виновен, но заслуживает смягчения наказания». И только после этого судья определяет меру наказания. Особенность суда присяжных состоит в том, что решение по делу присяжные выносят, опираясь прежде всего на здравый смысл и жизненный опыт.

Слайд 11

 

Органы внутренних дел - милиция  осуществляет охрану общественного порядка, защиту прав и свобод граждан, общественных организаций.

Слайд 12

 Милиция в РФ подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности.

           

              Задачи криминальной милиции:

  - предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений;

  - розыск лиц, скрывающихся от правоохранительных органов.

              Задачи милиции общественной безопасности:

 - обеспечение личной и общественной безопасности;

 - охрана общественного порядка;

 - предупреждение и пресечение правонарушений.

   

Слайд 13

 В состав криминальной милиции входят следующие подразделения:

  - уголовный розыск;

  - подразделение по борьбе с экономическими преступлениями;

  - подразделение по борьбе с незаконным оборотом наркотиков;

  - криминалистические лаборатории и др.

Слайд 14

 

В состав милиции общественной безопасности входят:

  - подразделения патрульно-постовой службы;

  - дежурные части;

  - ГАИ;

  - паспортно-визовые службы;

  - участковые инспектора;

  - подразделения по делам несовершеннолетних и др.

Слайд 15

 Подразделение по делам несовершеннолетних.

     

  Как работает подразделение.   (выступление инспектора)

     

 Работа с документом

   Фрагмент Закона РФ «О милиции»:

          -  ст.14. Применение специальных средств.

          - ст. 15. Применение и использование огнестрельного оружия.

                               (приложение)

Слайд 16

       - Закрепление материала.

               Работа с кроссвордом.

(г)1. Деяние, нарушение норм права. (правонарушение)

(в) 1. Осуществляет надзор за исполнением законов. (прокуратура)

(г) 2. Всегда подразумевает то, что подлежит безусловному выполнению.  

          (обязанность)

(г) 5. Осуществление действий на законных, честных основаниях.

          (справедливость)

(в) 3. Охраняет общественный порядок, борется с преступностью.(милиция)

(в) 6.    Возможность   делать   все,   что   не   нарушает   закон. (свобода)

(г) 10. Определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в  обществе нормам права и морали или требованиям какой-либо организации.  (дисциплина)

(г) 8. Представляет интересы обвиняемого в суде.(адвокат)

(в) 4.   Руководящее   начало,   правило,   образец. (норма)

(г) 9. Вооруженные силы государства. (армия)

(в) 11. Выражение недовольства, объявление выговора, наложение штрафа, наказание, выносимое судом (одним словом). (санкция)

(г) 12. Регулирует наиболее важные общественные отношения, обладает высшей юридической силой. (закон)

(в) 13. Удостоверяет всевозможные сделки (договоры), оформляет права на наследство. (нотариус)

(в) 7.  Они характеризуют признаваемую законом определенную независимость, самостоятельность человека по отношению к государству. (права)

(в) 5.  Разрешает конкретные правовые споры на основе закона. (суд)

  Выставление оценок за работу на уроке.

Домашнее задание:  параграф №7.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Кто стоит на страже закона.

Слайд 2

Вопросы для повторения: Назовите основные группы прав человека. Что такое закон? Почему нужно соблюдать законы?

Слайд 3

Правонарушения Преступления против жизни и здоровья человека; против чести и достоинства человека; против собственности; - против прав и свобод граждан Проступки мелкое хулиганство; нарушение различных правил общественного порядка; вред чужому имуществу; - нарушение дисциплины по месту работы или учёбы.

Слайд 4

Правоохранительные органы Российской Федерации Прокуратура Таможня Федеральная служба безопасности Суды Органы внутренних дел (милиция)

Слайд 5

Прокуратура Надзирает за соблюдением законов Представляет интересы государства в судебном процессе

Слайд 6

Таможня. Следит за законностью перемещений товаров через границу.

Слайд 7

Федеральная служба безопасности (ФСБ) Борется с терроризмом, шпионажем и другими преступлениями против государства

Слайд 8

Суды. Осуществляют правосудие и обеспечивают законность в обществе.

Слайд 9

Фемида повязка на глазах – символ беспристрастия; весы – символ меры и справедливости; меч – символ возмездия.

Слайд 10

Презумпция невиновности: «…обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке».

Слайд 11

Органы внутренних дел (милиция) Следят за общественным порядком Борются с право- нарушениями

Слайд 12

Милиция Криминальная Задачи: - предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений; - розыск лиц, скрывающихся от правоохранительных органов. Общественной безопасности Задачи: - обеспечение личной и общественной безопасности; - охрана общественного порядка. - предупреждение и пресечение правонарушений.

Слайд 13

Подразделения криминальной милиции Уголовный розыск. Подразделение по борьбе с экономическими преступлениями. Подразделение по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Криминалистические лаборатории и др.

Слайд 14

Подразделения милиции общественной безопасности Подразделения патрульно-постовой службы Дежурные части ГАИ Паспортно-визовые службы Участковые инспектора Подразделения по делам несовершеннолетних

Слайд 15

Подразделение по делам несовершеннолетних


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс

На уроке учащиеся знакомятся  с естественными и искусственными источниками света, законом прямолинейного распространения света, с природой солнечных и лунных затмений, закрепяют умение построения...

Конспект урока по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс

Разработка урока на котором  учащиеся знакомятся с естественными и искусственными источниками света,  законом прямолинейного распространения света, рассмотривают природу солнечных и лунных з...

Конспект урока по теме "Синтаксис и культура речи", 11 класс

Данный материал  поможет учащимся вспомнить и закрепить трудные случаи согласования слов в словосочетаниях и предложениях....

Конспект урока по теме Мир вокруг нас. Цветы. 5 класс.

Урок направлен на активизацию ранее изученных ЛЕ и грамматических структур и применение полученных умений и навыков в реальных жизненных ситуациях. Поставленные цели реализуются через выполнение лекси...

Презентация и конспект урока на тему: "Кто стоит на страже закона"(7 класс, обществознание)

Конспект и презентация открытого урока обществознания в 7 классе. Тема : Кто стоит на страже закона....

Презентация + конспект урока по теме "Повторение и обобщение в 5 классе по теме глагол"

Данный материал подходит для учащихся 5 классов во время изучения глагола на этапе обощения и повторения....

Методическая разработка урока по теме «Кто стоит на страже закона»

Правовое воспитание учащихся является одной из главных задач современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Школа – единственный со...