рабочая программа по физике 9 класс
календарно-тематическое планирование по физике (9 класс) по теме

Любимова Татьяна Викторовна

рабочая программа по физике для 9 класса по учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _37180.doc210 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по физике

9 класс

Авторы -  составители: Любимова Т.В., Ерохина С.Б., Горшенёва Н.И.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта и  примерной программы основного общего образования по физике.

Изучение предметной области «Естественно-научные предметы»  должно обеспечить:

формирование целостной научной картины мира;

понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;

овладение  научным подходом к решению различных задач;

овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать,  проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;

овладение  экосистемной познавательной моделью  и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды;

осознание значимости концепции устойчивого развития;

формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.

Результаты изучения предметной области «Естественно-научные  предметы»  по физике должны отражать:

1) формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий;  научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;

2) формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;

3) приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений;

4) понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных  и экологических катастроф;

5) осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;

6) овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на  окружающую среду и организм человека;

7) развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;

8) формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов.

Общая характеристика изучения физики в основной школе:

Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Количество часов

Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

Данная программа направлена на развитие общеучебных компетенций:

реализацию требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, системно-деятельностного подхода, развивающего потенциала основного общего образования;

повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, усвоения знаний и учебных действий, расширение возможностей ориентации в различных предметных областях, научном и социальном проектировании, профессиональной ориентации, строении и осуществлении учебной деятельности;

формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.

Программа обеспечивает:

развитие у обучающихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию;

формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

формирования опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся;

повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирования компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, олимпиады, национальные образовательные программы и т. д.);

овладение приёмами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности;

формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) и сети Интернет.

Содержание программы учебного предмета.

 (68 часов)

Законы взаимодействия и движения тел (25 часов)

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Графики зависимости скорости и перемещения от времени при прямолинейном равномерном и равноускоренном движениях. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Демонстрации.

Относительность движения. Равноускоренное движение. Свободное падение тел в трубке Ньютона. Направление скорости при равномерном движении по окружности. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Невесомость. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Лабораторные работы и опыты.

Исследование равноускоренного движения без начальной скорости. Измерение ускорения свободного падения.

Механические колебания и волны. Звук.  (8 часов)

Колебательное движение. Пружинный, нитяной, математический маятники. Свободные и вынужденные колебания. Затухающие колебания. Колебательная система. Амплитуда, период, частота колебаний. Превращение энергии при колебательном движении. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах.  Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость волны. Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо.

Демонстрации.

Механические колебания. Механические волны. Звуковые колебания. Условия распространения звука.

Лабораторная работа. Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.

Электромагнитное поле (16 часов)

Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле. направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Демонстрации.

Устройство конденсатора. Энергия заряженного конденсатора. Электромагнитные колебания. Свойства электромагнитных волн. Дисперсия света. Получение белого света при сложении света разных цветов.

Лабораторные работы.

Изучение явления электромагнитной индукции. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.

Строение атома и атомного ядра. (16 часов)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы использования АЭС. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

Демонстрации.

Модель опыта Резерфорда. Наблюдение треков в камере Вильсона. Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.

Лабораторные работы.

Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям. Измерение естественного радиационного фона дозиметром.

Итоговое повторение 3 часа


Тематическое планирование  учебного материала по физике в 9 классе

 по учебнику А.В. Перышкин, Е.М.Гутник  «ФИЗИКА-9кл»  

на 2011-2012 учебный год          

   ( 2 часа в неделю, всего 68 часов)

№ п/п

тема   урока

тип   урока

основное содержание

демонстрации

на дом

виды учебной деятельности

Законы взаимодействия тел (25 часов)

Основы кинематики  (9 часов)

1.1

Материальная точка. Система отсчета.

изучение нового материала

основные понятия кинематики,

ДЭ -1

§1,2, вопросы

упр.1(1-3),  2

Фронтальная работа

2.2

Определение координаты движущегося тела.  Прямолинейное равномерное движение.

комбинированный

понятие прямолинейного равномерного движения. Формулы координаты

§3,4  упр.3

Групповая работа   при решении задач

3.3

Решение задач.

комбинированный

материал   уроков 1.1.  1.2

§1-3 повторить

№ 24-Р

Фронтальная работа, самостоятельная работа

4.4

Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. График скорости и проекции скорости.

комбинированный

Мгновенная скорость, ускорение, графическое представление движения

ОДЭ-2

§5-6

уметь читать гарфики

Фронтальная работа

5.5

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении.

комбинированный

Формулы перемещения, изображение его значения на графике зависимости скорости от времени

§7-8, граф. Задача в тетради

Групповая работа по КИМам

6.6

Решение задач.

закрепление знаний

материал  уроков 4.4,   5.5

инд. задания.

упр.7

Групповая работа

7.7

Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной

скорости»

комплексное применение знаний

расчет скорости и ускорения  

ЛР-1

№ 63-Р

Работа в парах

8.8

Повторение и обобщение материала по теме «Равномерное прямолинейное и равноускоренное движение»

урок обобщение и систематизации знаний

систематизация и обобщение  знаний

№ 21-Р,

№54-Р

Фронтальная работа, решение задач

9.9

Контрольная работа №1 по теме «Равномерное и равноускоренное движение»

урок контроля и оценки знаний

задачи  по разделу

« Основы кинематики»

Индивидуальная работа

Основы динамики  (12 часов)

10.10

Относительность движения.

комбинированный

относительность скорости, перемещения, координаты, траектории

ДЭ-1

§9, № 26-Р, 29-Р

Фронтальная работа

11.11

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы  мира.

урок изучения нового материала

первый закон Ньютона, понятие о системах мира

ДЭ-2

§10,   №113-Р, 115-Р

Фронтальная работа

12.12

Второй  закон Ньютона

комбинированный

второй закон Ньютона

ДЭ-3

§11,упр.11

Фронтальная работа, индивидуальная работа

13.13

Третий закон Ньютона

комбинированный

третий закон Ньютона

ДЭ-4

§12упр.12

 Фронтальная работа, индивидуальная работа

14.14

Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх.

комбинированный

свободное падение тел , движение тела, брошенного вертикально вверх  -движение под действием силы тяжести

ДЭ-5

§13,14.,   ОК

 №192 -Р

 Индивидуальная работа, фронтальная работа

15.15

Решение задач

закрепление знаний

материал уроков 10.10 – 14.14

№187 - Р

Фронтальная работа

16.16

Лабораторная работа №2 «Исследование свободного падения тел»

урок комплексного применения знаний

выполняется по  описанию в учебнике

ЛР-1

Работа в парах

17.17

Закон всемирного тяготения.

комбинированный

формулировка закона,   зависимость между величинами, входящими в формулу

§15,вопросы, упр.15(2,3)

Фронтальная работа, индивидуальная работа

18.18

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах

комбинированный

формула для расчета ускорения свободного падения на поверхности, на некоторой высоте от поверхности небесного тела

§16,вопросы,

упр.16 (2,3)

Фронтальная работа

19.19

Равномерное движение тела по окружности.

Период и частота обращения. Скорость при движении тела по окружности.

изучение нового материала

Равномерное движение по окружности – движение с ускорением. Период, частота, скорость

ДЭ-6

§18-19(до яблочка),упр.18(5)

Самостоятельная работа

20.20

Искусственные спутники Земли.

комбинированный

искусственные спутники., первая космическая скорость, ее значение

§20,упр.19

Фронтальная работа, индивидуальная работа

21.21

Решение задач.

урок закрепления  и промежуточного контроля знаний

материал уроков 17.17 – 20.20

№231 - Р

индивидуальная работа

Законы сохранения (4 часа)

22.22

Импульс тела. Закон сохранения импульса.

        

изучение нового материала

импульс тела, замкнутая система, закон сохранения импульса

ДЭ-1

§21,22,вопросы, упр.20

Фронтальная работа, индивидуальная работа

23.23

.

Решение задач.

комбинированный

материал урока 22.22

упр.  21.

Фронтальная работа, индивидуальная работа

24.24

Реактивное движение

семинар

понятие  о реактивном движении

ДЭ-2

упр.22

Групповая работа

25.25.

Контрольная работа №2 по теме «Законы Ньютона. Закон сохранения импульса»

контроль знаний

задачи по материалу главы «Законы взаимодействия тел»

индивидуальная работа

Механические колебания и волны. Звук  (8 часов)

26.1

Механические колебания. Колебательные системы: математический маятник, пружинный маятник.

изучение нового материала

определение  колебательного движения. Понятие о колебательных системах

ДЭ-1

§24,25,вопросы

упр.23(2)

Фронтальная работа

27.2

Величины, характеризующие колебательное движение. Период колебаний математического и пружинного маятника

комбинированный

амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Формулы периода колебаний.

ДЭ-2, 3

§26 (27 дополнительно), ОК

Фронтальная работа

Работа в парах

28.3

Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины»  

комплексного применения знаний

Исследование зависимости  периода, частоты от длины нити

ЛР-1

повторить   §26

Работа в парах

29.4

Механические волны. Виды волн.

изучение нового материала

Понятие волны, Два вида волн.

ДЭ-5

§31,32,вопросы

Фронтальная работа

30.5

Длина волны.

комбинированный

Формула  для расчета длины волны

§33,упр.28

Фронтальная работа

31.6

Звук. Условия его распространения.

изучение нового материала

Звуковые волны. Условия распространения звука. Скорость в различных средах.

ДЭ-6,7

§34,37,38,ОК

вопросы

Фронтальная работа

32.7

Решение задач.

 урок закрепления знаний

Расчетные и качественные задачи АО теме колебания и волны.

повторить материал, подготовиться к контрольной работе

Фронтальная работа, индивидуальная работа

33.8

Контрольная работа №3 по теме «Колебания и волны. Звук»

контроль и оценка знаний

задачи по материалу главы

Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны (16 часов)

34.1

Магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля

урок изучения нового материала

направление магнитных линии, правила

« буравчика»

43-45,вопросы. Правила,  упр.35(13)

Фронтальная работа, индивидуальная работа

35.2

Действие магнитного поля на проводник с током. Закон  Ампера.

комбинированный

Сила Ампера, правило «руки»

§46-48,правило

УПР.36(1-3)

Фронтальная работа

36.3

Явление электромагнитной индукции. Опыт Фарадея. Правило Ленца.

комбинированный

возникновение индукционного тока, правило  Ленца

ДЭ-1,2

Опорный конспект, §49

Фронтальная работа, индивидуальная работа

37.4

Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

закрепление знаний

изучение явления  и зависимости  силы инд. тока от скорости изменения числа магнитных линий

ЛР-1

Работа в парах

38.5

Явление самоиндукции

изучение нового материала

явление самоиндукции, его проявления

ДЭ-3

Опорный  конспект

Фронтальная работа

39.6

Свободные электромагнитные колебания в колебательном контуре.

комбинированный

колебательный контур, свободные электромагнитные колебания

ДЭ-4

Опорный конспект

Фронтальная работа, индивидуальная работа

40.7

Переменный ток. Генератор переменного тока.

комбинированный

переменный ток, получение переменного тока

ДЭ-5,6

§50,вопросы,

Опорный конспект

Фронтальная работа, индивидуальная работа

41.8

Трансформаторы.

комбинированный

устройство , принцип действия и назначение трансформатора

ДЭ-7

Опорный конспект

Фронтальная работа, индивидуальная работа

42.9

Передача электрической энергии на

расстояние

комбинированный

как осуществляется передача электроэнергии

ДЭ-8

подготовить сообщения,  ОК

Фронтальная работа

Групповая работа

43.10

Электромагнитные волны и их свойства. Скорость распространения ЭМВ.

изучение нового материала

свойства электромагнитных волн

ДЭ-9

§52,вопрося,ОК

Фронтальная работа

44.11

Принцип радиосвязи и телевидения

комбинированный

понятие амплитудной модуляции

ДЭ-10

Опорный конспект

Фронтальная работа

45.12

Свет –  электромагнитная волна

комбинированный

электромагнитная природа света

§54, вопросы

Фронтальная работа, индивидуальная работа

46.13

Дисперсия света

комбинированный

дисперсия белого света

ДЭ-11

ОК, сообщения по теме следующего урока

Фронтальная работа

47.14

Влияние электромагнитных излучений на живые организмы

урок-семинар

обсуждение материала, подготовленного учащимися

Групповая работа

48.15

Повторительно - обобщающий урок  по теме «Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны.»

урок обобщения и систематизации знаний

весь материал главы

№ 908 -Р

Фронтальная работа, индивидуальная работа

49.16

Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны»

контроль знаний

в основе – задачи на применение правил буравчика, левой руки, правила Ленца.

индивидуальная работа

Строение атома и атомного ядра. Квантовые явления.(16 часов)

50.1

Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.

изучение нового материала

Модели  строения атома. Доказательство Резерфордом планетарной модели

ДЭ-1

§55,56,вопросы

Фронтальная работа

51.2

Поглощение и испускание света  атомами. Линейчатые спектры.

комбинированный

испускание и поглощение света атомами, наблюдение линейчатых спектров

ДЭ-2

Опорный конспект

Фронтальная работа, индивидуальная работа

52.3

Состав и строение ядра. Массовое и зарядовое числа. Ядерные силы.

комбинированный

Протоны, нейтроны, массовое  и  зарядовое числа.  Ядерные силы

§61,62,64

Фронтальная работа

индивидуальная работа

53.4

Энергия связи атомных ядер. Дефект масс.

комбинированный

Энергия связи,  формула для расчета  дефекта масс

§65,вопросы

Фронтальная работа

Работа в парах

54.5

Радиоактивность. Альфа, бета и гамма – излучения. Период полураспада.

комбинированный

особенности  видов излучений, период полураспада

§53,повт.55

Опорный конспект

Фронтальная работа, индивидуальная работа

55.6

Решение задач.

урок закрепления знаний

материал уроков 50.1 – 54.5

№1249 -Р

Работа в парах

56.7

Экспериментальные методы исследования и регистрации частиц.

комбинированный

счетчик Гейгера, камера Вильсона, пузырьковая камера.

ДЭ-3,4

§58,вопросы

Фронтальная работа

57.8

Лабораторная работа №5 « Изучение треков заряженных  частиц по готовым

фотографиям»

урок комплексного применения знаний

анализ треков  частиц, представленных на фотографиях

ЛР-1

индивидуальная работа

58.9

Ядерные реакции. Деление ядер урана.

Лабораторная работа №6 « Изучение деление ядра урана»

комбинированный

ядерные реакции, цепная ядерная реакция

§66,67,вопросы

индивидуальная работа

59.10

Ядерный реактор. Атомная энергетика

комбинированный

Устройство  ядерного реактора, критическая масса

§68,69,

сообщения

Групповая работа

60.11

Синтез ядер. Термоядерные реакции. Источники энергии Солнца и звезд.

изучение нового материала

термоядерная реакция, проблемы, связанные с  осуществлением  такой реакции

§70,презентации, сообщения по предложенным темам

Групповая работа

61.12

Решение задач.

урок закрепления знаний

материал уроков

подготовить  сообщения, презентации

Фронтальная работа, индивидуальная работа

62.13

Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Дозиметрия

урок-семинар

влияние радиации на живые организмы.

подготовить  сообщения, презентации

Групповая работа

63.14

Экологические проблемы работы атомных электростанций

урок-семинар

имеющиеся  проблемы и пути их решения

№1250 - Р

 1251 Р

Групповая работа

64.15

Повторительно - обобщающий урок по теме

Строение атома и атомного ядра. Квантовые явления»

урок обобщения и систематизации знаний по теме

систематизация  материала  главы

подготовиться  к контрольной работе

Фронтальная работа, индивидуальная работа

65.16

Контрольная работа №5 по теме «Строение атома и атомного ядра»

контроль  знаний

разноуровневые задания, в т.ч в тестовой форме

индивидуальная работа

66-68

Повторение (3 часа)

Перечень демонстрационных экспериментов и лабораторных работ.

Законы  взаимодействия и движения тел (25 часов)

  1. Основы кинематики (9 часов)

Демонстрационный эксперимент

  1. Равномерное прямолинейное движение
  2. Равноускоренное  движение

 Лабораторные работы.

  1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости

  1. Основы динамики ( 12  часов)

Демонстрационный эксперимент

  1. Относительность движения
  2. Явление инерции
  3. Второй  закон  Ньютона
  4. Третий закон Ньютона
  5. Свободное падение тел в трубке Ньютона
  6. Направление скорости при равномерном движении по окружности

Лабораторные работы.

        1.Исследование свободного падения тел

3.Законы сохранения в механике ( 4 часа)

 Демонстрационный эксперимент

  1. Закон сохранения импульса
  2. Реактивное движение

Механические колебания и волны. Звук

 (8 часов)

Демонстрационный эксперимент

  1. Механические колебания
  2. Зависимость периода колебаний груза на пружине от массы груза
  3. Зависимость периода колебаний нитяного маятника от длины нити
  4. Превращение энергии при механических колебаниях
  5. Механические волны
  6. Звуковые колебания
  7. Условия распространения звука

 Лабораторная работа.

1.    Исследование зависимости периода и частоты  свободных колебаний математического      маятника от его  длины

Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны

(16 часов)

Демонстрационный эксперимент

  1. Электромагнитная индукция
  2. Правило Ленца
  3. Самоиндукция
  4. Электромагнитные колебания
  5. Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле
  6. Устройство генератора переменного тока
  7. Устройство трансформатора
  8. Передача электрической энергии
  9. Свойства электромагнитных волн
  10. Принципы радиосвязи
  11. Дисперсия белого света

 Лабораторная  работа

1.    Изучение явления электромагнитной индукции

Строение атома и атомного ядра.  Квантовые явления

( 16  часов)

Демонстрационный эксперимент

  1. Модель опыта Резерфорда
  2. Наблюдение линейчатых спектров излучения
  3. Наблюдение треков в камере Вильсона
  4. Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц

 Лабораторные работы.

1.  Изучение треков заряженных частиц по  готовым фотографиям

Формы и средства контроля.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы, проектно-исследовательские работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса. Ниже приведены контрольные работы для проверки уровня сформированности знаний и умений учащихся после изучения каждой темы и всего курса в целом.

Тексты контрольных работ взяты из сборника Гутник Е. М. Физика. 9 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 9 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2003.

Распределение письменных работ по курсу

Раздел программы

Количество проверочных работ

Количество самостоятельных работ

Количество тестов

Количество контрольных работ

Законы движения и взаимодействия тел

1

3

1

3

Механические колебания и волны. Звук.

1

0

1

1

Электромагнитное поле

2

1

1

1

Строение атома и атомного ядра

1

1

0

1

Итоговое повторение

0

1

1

1

Перечень учебно-методических средств обучения.

Основная и дополнительная литература:

Государственный образовательный стандарт общего образования. // Официальные документы в образовании. – 2004. № 24-25.

Гутник Е. М. Физика. 9 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 9 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2003. – 96 с. ил.

Закон Российской Федерации «Об образовании» // Образование в документах и комментариях. – М.: АСТ «Астрель» Профиздат. -2005. 64 с.

Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы.: Учебн.-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2000. – 96 с. ил.

Лукашик В. И. Сборник задач по физике: Учеб пособие для учащихся 7-8 кл. сред. шк.

Лукашик В. И. Физическая олимпиада в 6-7 классах средней школы: Пособие для учащихся.

Минькова Р. Д. Тематическое и поурочное планирование по физике: 9-й Кл.: К учебнику А. В. Перышкина, Е. М. Гутник «Физика. 9 класс»/ Р. Д. Минькова, Е. Н. Панаиоти. – М.: Экзамен, 2003. – 127 с. ил.

Перышкин А. В. Физика. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведе-ний. М.: Дрофа, 2008

Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. / сост. В. А. Коровин, В. А. Орлов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 334 с.

Сборник нормативных документов. Физика./сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007 . -207 с.

Дидактические карточки-задания М. А. Ушаковой, К. М. Ушакова, дидактические материалы по физике (А. Е. Марон, Е. А. Марон), тесты (Н К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова) помогут организовать самостоятельную работу школьников в классе и дома.

Оборудование и приборы.

Номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования, минимумом содержания учебного материала, базисной программой общего образования.

Для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования, для фронтальных лабораторных работ не менее одного комплекта оборудования на двоих учащихся.

Перечень демонстрационного оборудования:

Модель генератора переменного тока, модель опыта Резерфорда.

Измерительные приборы: метроном, секундомер, дозиметр, гальванометр, компас.

Трубка Ньютона, прибор для демонстрации свободного падения, комплект приборов по кинематике и динамике, прибор для демонстрации закона сохранения импульса, прибор для демонстрации реактивного движения.

Нитяной и пружинный маятники, волновая машина, камертон.

Трансформатор, полосовые и дугообразные магниты, катушка, ключ, катушка-моток, соединительные провода, низковольтная лампа на подставке, спектроскоп, высоковольтный индуктор, спектральные трубки с газами, стеклянная призма.

Перечень оборудования для лабораторных работ.

Работа №1. Штатив с муфтой и лапкой, металлический цилиндр, шарик, измерительная лента, желоб лабораторный металлический.

Работа №2. Прибор для изучения движения тел, штатив с муфтой и лапкой, миллиметровая и копировальная бумага.

Работа №3. Штатив с муфтой и лапкой, пружина, набор грузов, секундомер.

Работа №4. Штатив с муфтой и лапкой, металлический шарик, нить, секундомер (или метроном)

Работа №5. Миллиамперметр, катушка-моток, магнит дугообразный, источник питания, катушка с железным сердечником, реостат, ключ, соединительные провода, модель генератора переменного тока.

Работа №6. Высоковольтный индуктор, газонаполненные трубки, спектроскоп.

Работы №7-8 Фотографии треков заряженных частиц, полученных в камере Вильсона, пузырьковой камере и фотоэмульсии.

Планируемые результаты

В результате изучения физики в 9 классе ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующее излучение;
  • смысл  физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия;
  • смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, взаимодействия магнитов, действия магнитного поля на проводник с током, электромагнитная индукция, дисперсия света;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, силы;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, периода колебания маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электронной техники;

оценки безопасности радиационного фона.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...